О©4 ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-263-268 ХАМАТХАНОВА Макка Алаудиновна,
NIION: 2018-0076-11/23-891 кандидат социологических наук, доцент,
MOSURED: 77/27-023-2023-11-891 ФГБОУ ВО «Тюменский
индустриальный университет», г. Тюмень, e-mail: a_ahilgov@mail.ru
АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, ПРОИСХОДЯЩИХ
В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
Аннотация. Проведено исследование структурного состояния малого и среднего бизнеса в России, сравнение с ведущими экономиками мира и сделан вывод о потребности российской экономики в условиях современных реалий к стимулированию развития малого предпринимательства как потенциала развития отечественной экономики. Обоснована необходимость исследования, разработки и внедрения мер по созданию условий для устойчивого развития малого бизнеса с России.
Ключевые слова: самозанятость, самозанятый гражданин, малый бизнес, предпринимательство, экономика.
KHAMATKHANOVA Makka Alaudinovna,
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor,
Tyumen Industrial University, Tyumen
ANALYSIS OF STRUCTURAL CHANGES OCCURRING IN SMALL
BUSINESS
Annotation. A study was conducted of the structural state of small and medium-sized businesses in Russia, a comparison with the leading economies of the world was carried out, and a conclusion was made about the need of the Russian economy in the conditions of modern realities to stimulate the development of small businesses as potential for the development of the domestic economy. The need for research, development and implementation of measures to create conditions for the sustainable development of small businesses in Russia is substantiated.
Key words: self-employment, self-employed citizen, small business, entrepreneurship, economics.
В настоящее время развитие предпринимательства, в том числе малого, среднего бизнеса, ставит перед собой цель сохранения, создание рабочих мест. При этом в условиях кризиса, когда резко сокращаются объемы производства и сбыта, представители малого бизнеса вынуждены снижать цены на свою продукцию, сокращать персонал, а в ряде случаев останавливать производство. В нашей стране возникла достаточно сложная ситуация, связанная с развитием в последнее время малого и среднего бизнеса, хотя принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», реализуются долгосрочные целевые программы развития малого и среднего бизнеса во многих субъектах Российской Федерации и другие меры. Несмотря на это, коли-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023
чество субъектов малого и среднего предпринимательства, численность занятых в этом секторе экономики не увеличиваются. В связи с этим, перед органами власти и местного самоуправления стоит задача, направленная на повышение роли малого бизнеса в процессе модернизации экономики, а также на обеспечение роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Малое предприятие представляет собой объект управления микроэкономического уровня, обладающий определенной спецификой. В условиях рыночной экономики малое предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, сохраняет полную юридическую самостоятельность и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Малый бизнес как совокупность малых предприятий, действующих в рамках национальной экономики, представляет собой сложную вероятностную открытую динамическую экономическую систему, которая функционирует в условиях высокой степени неопределенности. В процессе своей деятельности малые предприятия сталкиваются с различными проблемами, которые зачастую невозможно предвидеть заранее. Деятельность малых предприятий может быть успешной только в случае учета внешних факторов и разработки стратегии и тактики ее реализации, базирующихся на знании особенностей рынка. Государство с момента провозглашения рыночной экономики считало одной из главных своих задач развитие малого и среднего бизнеса. С целью поддержания бизнеса различной формы и организации, создания благоприятных условий для реализации частных инициатив Правительство Российской Федерации разработало и приняло к исполнению национальный проект поддержки малого и среднего предпринимательства [11].
В рамках федерального национального проекта гражданам, оформивших самозанятость, предоставлялась государственная поддержка в разных вариантах [12]:
- микрозаймы на срок до 3-х лет по льготной ставке в размере до 1 млн. рублей;
- льготное финансирование с использованием краудинвестинговых, краудфандинговых платформ;
- регистрация в электронных системах торгов на льготных условиях;
- бесплатное консультирование, профессиональная подготовка в центре «Мой бизнес»;
- дополнительный налоговый вычет гражданам до 18 лет в размере 1 МРОТ.
Самозанятость как экономическая категория является одним из альтернативных вариантов ведения бизнеса, который с каждым годом приобретает все большую популярность. Она характеризуется тем, что отдельные граждане или группы граждан, которые не имеют постоянного места работы, создают товары и услуги для продажи на рынке и получают от этого доход. В настоящее время в России существуют различные формы самозанятых граждан, но, к сожалению, не все они являются легальными. Так, например, многие из них не регистрируются в качестве предпринимателей и не платят налоги, что не позволяет им воспользоваться льготами и услугами, предоставляемыми государством для развития малого бизнеса.
По данным Федеральной налоговой службы, на данный момент в стране зарегистрировано около 20 млн самозанятых, представляющих собой, по сути, неформальный сектор экономики. В то же время, по мнению экспертов, в России не менее 40 млн людей, которые работают неофициально. Они оказывают услуги другим гражданам, пользуясь их доверием и предоставляя свои услуги по более низким ценам. Однако при этом они не несут никакой ответственности за качество своей работы и, соответственно, за возможные негативные последствия. Кроме того, в некоторых случаях они могут быть привлечены к уголовной ответственности, так как их действия подпадают под статьи Уголовного кодекса РФ, например незаконное предпринимательство или уклонение от уплаты налогов.
В целях вовлечения в легальную сферу экономики самозанятых граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и стимулирования их к легализации трудовых отношений, Министерством труда и социальной защиты населения Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации проводится работа по внедрению единого совокупного платежа для самозанятого населения. Единый социальный налог позволит гражданам легализовать свои доходы и уплачивать социальный налог.
Согласно законопроекту, для введения для введения единого социального налога разработан соответствующий механизм, предусматривающий поэтапное внедрение единого совокупного платёжного документа для уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет физическими лицами, осуществляющими деятельность в рамках малого и среднего бизнеса. В целом, система позволит упростить порядок уплаты налогов в бюджет, при этом, не нарушая прав физических лиц.
В настоящее время в России проводится работа по применению данного механизма, который позволит гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, уплачивать налоги и другие обязательные платежи в виде единого совокупного платежа. Реализация данного механизма позволит упростить процесс уплаты налогов за счёт применения единого платежа, а также сократить административные барьеры для начинающих бизнесменов.
Доход самозанятого, как правило, не может быть меньше прожиточного минимума в регионе. При этом такой доход может быть получен, как в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023
денежной, так и в натуральной форме. По мнению автора, критериями самозанятости являются [3]:
- возможность гражданина создать свой бизнес. Центр занятости населения помогает организовать самозанятость путём юридической консультации, материальной поддержки и т.п.;
- величина дохода. В данном случае необходимо принимать во внимание прожиточный минимум в конкретном регионе. Его размер в денежном эквиваленте зависит от набора потребительской корзины.
В основном задачей самозанятого гражданина является обеспечение своих материальных, духовных потребностей. Но в некоторых случаях доход, получаемый таким лицом, может быть меньше суммы прожиточного минимума. Например, когда работа в качестве самозанятого лица является дополнительной, а не основной. В таком случае доход гражданина может быть ниже прожиточного минимума, но при этом он сможет претендовать на получение пособия по безработице. Что касается суммы пособия, то она будет зависеть от продолжительности безработицы и размера средней зарплаты по тому региону, где гражданин проживает. В таком случае в доход включаются все виды доходов, которые получает самозанятое лицо, и они не должны быть меньше прожиточного минимума, установленного для соответствующей категории населения [9].
Рассмотрим основные причины, побуждающие гражданина к трудовой деятельности в форме самозанятости, учитывая отечественный и зарубежный опыт [10]:
- мотивация на самореализацию в определённой сфере деятельности;
- невозможность найти работу по специальности;
- потеря рабочего места по той или иной причине;
- неудовлетворённость в собственных доходах;
- желание самостоятельно распоряжаться своим рабочим временем;
- необходимость решить свои проблемы, связанные с экономическими вопросами.
Обозначенные выше причины имеет смысл объединить в две группы, в зависимости от степени влияния экономической ситуации в государстве [4]:
Причины, спровоцированные негативной ситуацией в экономической жизни страны (кризис, безработица, экономический спад в отдельной
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023
отрасли и т.п.). Подобные ситуации мотивируют гражданина выйти из привычных рамок и искать новые источники дохода.
Причины, не зависящие от уровня развития экономики страны, региона. В этом случае мотивировать гражданина стать самозанятым должны внутренние потребности. Например, желание иметь свободный график работы, самостоятельно принимать управленческие решения, распоряжаться заработанными деньгами. Таким образом, формировать потребность в самозанятости можно путём воздействия на внутренние потребности человека.
Согласно российскому законодательству к самозанятым относятся граждане, которые не имеют работодателя и наемных рабочих, а производят товары и услуги самостоятельно для получения прибыли.
Виды деятельности, подпадающие под определение «самозанятый»:
1. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) или вмененный налог (ЕНВД).
2. Лица, занимающиеся частной практикой, то есть нотариусы, адвокаты, частные детективы и т.д.
Выбор формы самозанятости зависит от различных факторов (объективных, субъективных), имеющих следующую классификацию [6]:
Объективные факторы:
- внутренние: профессиональная квалификация, наличие специального образования, компетенций;
- внешние: уровень безработицы, экономический подъём, кризис, объём производства товаров, услуг, безработица и др.
2. Субъективные факторы:
- внутренние: личностные, профессиональные характеристики работника.
- внешние: общественные ценности (социальные, духовные, национальные, нравственные).
За время существования как категории малого бизнеса самозанятость дала возможность решить несколько социально-экономических проблем. В первую очередь, сократить безработицу в стране. В последние годы уровень безработицы в РФ характеризуется нестабильной динамикой. Предлагаем проанализировать информацию, предоставленную Росстатом. Совокупный показатель уровня безработицы, потенциальной рабочей силы за период 2017-2021 гг. представлен в таблице 1.
Таблица 1
Совокупный показатель уровня безработицы, потенциальной рабочей силы за период 20172021 гг. (граждане от 15 лет (%))
Год реализации программы Федеральный округ
ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УрФО СФО ДФО РФ
2017 4,0 5,8 7,4 12,9 6,0 6,7 9,2 8,9 6,6
2018 3,6 5,5 6,9 12,9 5,7 6,0 8,6 8,3 6,2
2019 4,1 5,3 7,1 14,4 6,1 6,0 8,6 9.3 6,5
2020 5,2 7,0 8,0 18,1 7,0 7,3 10,2 9,4 7,8
2021 4,5 5,3 6,7 16,0 5,3 5,4 8,1 7,8 6,4
Наибольшее число безработных по отношению ко всему работоспособному населению региона отмечается в Северо-Кавказском ФО. Поэтому здесь самый высокий уровень безработицы, что негативно сказывается на общей статистике. Такая динамика, по мнению экспертов аналитического центра «Юг», объясняется неразвитым промышленным сектором экономики СКФО и уходом большого количества работников и предприятий «в тень». Падение показателей в 2020-2021 годах связано с пандемией в стране и кризисными явлениями, обусловленными введением карантина [7].
Согласно данным Федеральной налоговой службы РФ, на 31.10.2022 г. количество самозанятых в России составило 6,045 млн. чел., что выше значения предыдущего года почти в два раза. За период с 2017 г. самозанятыми был задекларирован доход в общей сумме 15 млрд. руб., добро-
С 2022 г. отмечается снижение показателей безработицы в Российской Федерации. В это время в стране начала восстанавливаться экономика после отмены карантина. Появились новые вакансии, рабочие места, проекты. Поэтому развитие данного направления продиктовано современными экономическими условиями. Ниже мы представим данные изменения числа ИП, проанализируем их и свяжем показатели количества индивидуальных предпринимателей с аналогичными показателями числа самозанятых [5].
вольные взносы во внебюджетный фонд обязательного медицинского страхования составили 8,7 млрд. руб. [1], следовательно, бюджетом было получены дополнительные средства, которые могут быть направлены на развитие экономики (рис. 1).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023
Таблица 2
Динамика изменений числа индивидуальных предпринимателей в период 2019-2022 гг., чел.
Наименование показателя 01.01. 2021г. 01.01. 2022г. август 2022г. темп прироста %
Количество микропредприятий индивидуальных предпринимателей) 3 285 859 3 525 482 3 564 179 8,47
Количество самозанятых 144 846 225 361 296 645 104,8
Рисунок 1 - Динамика количества самозанятых в России в период с 2020 по 2022гг. [2]
Галопирующая динамика регистрации самозанятых показывает эффективность реализации государственной политики по легализации самозанятости в России. Как показало исследование, самозанятость является признанной формой малого бизнеса, учитывающей специфику и уровень возможной дифференциации трудовых и предпринимательских предпочтений у населения. К основным характеристикам самозанятого можно отнести: наличие предпринимательских инициатив и желания осуществлять предпринимательскую деятельность; стремление к увеличению личных доходов; осторожность, стремление к минимизации рисков, что часто не позволяет перейти на уровень «профессионального» предпринимательства.
Таким образом, самозанятым является начинающий предприниматель, который имеет инициативу и мотивацию для осуществления предпринимательской деятельности, планирующий в дальнейшем развитие бизнеса либо не планирующий, ввиду различных обстоятельств. Как правило, активизации полноценной предпринимательской деятельности препятствуют следующие обстоятельства: отсутствие необходимых знаний; отсутствие стартового капитала; чрезмерная осторожность, страх перед неудачей, которая может привести к существенным финансовым потерям; отсутствие планов для осуществления предпринимательской деятельности в будущем, а самозанятость является дополнительным источником доходов - временным либо постоянным.
Список литературы:
[1] Богданова М.М., Левичева С.В. Изменения в налоговом и бухгалтерском законодательстве для субъектов малого бизнеса // Финансовый бизнес. 2021. № 4 (214). - С. 110-112.
[2] В 2021 году количество самозанятых выросло более чем в два раза [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/ activities_fts/11632019/ (дата обращения: 11.11.2022).
[3] Кузьмина Т.И. Экономический потенциал и проблемы структурно-инновационного развития малого бизнеса Израиля // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 4-2 (94). - С. 26-29.
[4] Купянская М.А. Сравнительный анализ занятости и самозанятости в современной рыночной экономике России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 11-2 (69). - С. 94-97.
[5] Кушниренко И.А. Проблемы развития института самозанятости в России / // Студенческий. 2021. № 21-5 (149). - С. 17-18.
[6] Меметова Ф.С. Методика обучения техникам структурного анализа и проектирования бизнес-процессов // 2021. № 2 (32). - С. 97-103.
[7] Сагидуллаева М.С. Основные изменения в малом бизнесе для индивидуальных предпринимателей, вступившие в силу в 2020 году // Гуманитарий и социум. 2020. № 1. - С. 40-44.
[8] Салбиева А. И. Изменения по налогообложению малого и среднего бизнеса в РФ. - Вла-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023
дикавказ: ИПЦ ИП Цопанова А.Ю., 2020. - С. 271274.
[9] Саркисян А.В. Государственное регулирование самозанятости в РФ // Вестник науки. 2022. № 5 (50). - С. 131-134.
[10] Терехова Т.А., Трофимова Е.Л. Личностная готовность региональных предпринимателей малого бизнеса к изменениям в контексте субъективной неопределённости // Организационная психология. 2021. Т. 11. № 4. - С. 36-57.
[11] Хаматханова М.А. Тенденции и перспективы развития самозанятости в России // Актуальные вопросы устойчивого развития регионов, отраслей, предприятий. Материалы Международной научно-практической конференции. В 4-х т. Т. 3. - Тюмень: ТИУ, 2023. - С. 379-389.
[12] Шмунк Д.Ю., Гильтман М.А. Занятость молодежи и лиц старших возрастов на рынке труда Тюменской области: анализ на основе микроданных // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2021.Т. 7. № 3 (27). - С. 160-178.
Spisok literatury:
[1] Bogdanova M.M., Levicheva S.V. Izme-neniya v nalogovom i buhgalterskom zakonod-atel'stve dlya sub»ektov malogo biznesa // Finansovyj biznes. 2021. № 4 (214). - S. 110-112.
[2] V 2021 godu kolichestvo samozanyatyh vyroslo bolee chem v dva raza [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activi-ties_fts/11632019/ (data obrashcheniya: 11.11.2022).
[3] Kuz'mina T.I. Ekonomicheskij potencial i problemy strukturno-innovacionnogo razvitiya malogo biznesa Izrailya // Mezhdunarodnyj nauchno-issledo-vatel'skij zhurnal. 2020. № 4-2 (94). - S. 26-29.
[4] Kupyanskaya M.A. Sravnitel'nyj analiz zan-yatosti i samozanyatosti v sovremennoj rynochnoj ekonomike Rossii // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2020. № 11-2 (69). - S. 94-97.
[5] Kushnirenko I.A. Problemy razvitiya instituta samozanyatosti v Rossii / // Studencheskij. 2021. № 21-5 (149). - S. 17-18.
[6] Memetova F.S. Metodika obucheniya tekh-nikam strukturnogo analiza i proektirovaniya biznes-processov // 2021. № 2 (32). - S. 97-103.
[7] Sagidullaeva M.S. Osnovnye izmeneniya v malom biznese dlya individual'nyh predprinimatelej, vstupivshie v silu v 2020 godu // Gumanitarij i socium.
2020. № 1. - S. 40-44.
[8] Salbieva A. I. Izmeneniya po nalo-gooblozheniyu malogo i srednego biznesa v RF. -Vladikavkaz: IPC IP Copanova A.YU., 2020. - S. 271274.
[9] Sarkisyan A.V. Gosudarstvennoe reg-ulirovanie samozanyatosti v RF // Vestnik nauki. 2022. № 5 (50). - S. 131-134.
[10] Terekhova T.A., Trofimova E.L. Lichnost-naya gotovnost' regional'nyh predprinimatelej malogo biznesa k izmeneniyam v kontekste sub»ektivnoj neopredelyonnosti // Organizacionnaya psihologiya.
2021. T. 11. № 4. - S. 36-57.
[11] Hamathanova M.A. Tendencii i perspektivy razvitiya samozanyatosti v Rossii // Aktual'nye voprosy ustojchivogo razvitiya regionov, otraslej, predpriyatij. Materialy Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. V 4-h t. T. 3. - Tyumen': TIU, 2023. - S. 379-389.
[12] Shmunk D.Yu., Gil'tman M.A. Zanyatost' molodezhi i lic starshih vozrastov na rynke truda Tyu-menskoj oblasti: analiz na osnove mikrodannyh // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universi-teta. Social'no-ekonomicheskie i pravovye issledo-vaniya. 2021.T. 7. № 3 (27). - S. 160-178.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023