жения реального рынка ресурсов и рынка фондовых инструментов, базой которых являются производственные ресурсы.
Список литературы:
1. Евстигнеев Р.Н. Экономический рост: либерал. инициатива / Р.Н. Евстигнеев, Л.П. Евстигнеева; отв. ред. Р. С. Гринберг; Ин-т междунар., экон. и полит. исслед. - М.: Наука, 2005. - 20 л.
2. Козлова Г.Г. Производственная функция как модель субъекта эконо-микина макро- и микроуровне // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М., 2011. - № 9.
3. Костюк В.Н. Нестационарные экономические процессы. - М.: Едито-риал УРСС, 2004. - 240 с.
АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ СОТОВЫХ ОПЕРАТОРОВ НА РЫНКЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ В РОСТОВЕ И РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
© Тарасова Н.Е.*, Овчар Н.С.*
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
В статье рассмотрены стратегии основных сотовых операторов в городе Ростов-на-Дону и Ростовской области. Выявлены конкурентные преимущества компаний и основные перспективы развития рынка телекоммуникаций.
Ключевые слова стратегия организации, рынок телекоммуникаций, конкуренция, конкурентные преимущества, сотовые операторы.
Управление предприятием требует определенной логики в принятии решений и последовательности действий. Менеджер должно понимать, в какие сроки намерен реализовать то или иное действие и какие цели ставит перед собой. Осознавая это, он должен проводить определенную политику действий. В бизнесе такое планирование называется стратегией. Формирование стратегии предприятия является сложным творческим процессом, который требует соединения менеджмента и маркетинга. Развитие организации неизбежно связано с конкуренцией и противостоянием на рынке с другими производителями и поставщиками аналогичной продукции, поэтому проблема выбора правильной стратегии и лежащих в ее основе конкурентных преимуществ является особенно актуальной на современном этапе.
* Доцент кафедры Теорий и технологии в менеджменте, кандидат экономических наук, доцент.
* Студент кафедры Теорий и технологии в менеджменте.
Телекоммуникационная отрасль в настоящее время - это наиболее быстрорастущая отрасль практически в любой стране. Технологический прогресс в целом и в беспроводных технологиях в частности, а также развитие Интернет-технологий привели к значительному росту телекоммуникационной отрасли [1].
Операторы связи Ростова-на-Дону и Ростовской области - это компании, предоставляющие своим клиентам услуги сотовой связи, мобильный интернет и различные способы передачи данных, услуги IP-телефонии, а также междугородную и международную связь и другие необходимые телекоммуникационные услуги.
Приоритетами операторов сотовой связи на территории ростовской области являются внедрение инновационных технологий и строительство новых виртуальных частных сетей, направленные на доступность и качество мобильной связи и доступа в интернет.
В настоящее время свои услуги на ростовском рынке предоставляют федеральные компании - «МТС», «Билайн», «МегаФон», и региональные компании: «Те1е2» и «Скай Линк» (входит в группу компаний ОАО «Ростелеком») Процент проникновения мобильной связи в регион составляет более 100 %, большинство пользователей мобильной связи регулярно используют две-три SIM-карты. Наиболее популярными операторами являются «МТС» и местная сеть - «Те1е2» [2].
Стоит отметить, что абоненты, как правило, лояльны своему оператору, поэтому снижение стоимости связи у конкурентов не заставит его менять «МегаФон» на «Те1е2» или наоборот. Более того, конкурентным преимуществом с появлением смартфонов в последнее время стал дешевый Интернет, а не дешевая связь или SMS, поэтому на стоимость этих услуг сотовые операторы стали обращать гораздо меньше внимания.
Охарактеризуем стратегии операторов на рынке телекоммуникаций Ростова и Ростовской области с точки зрения типовых конкурентных стратегий Ф. Котлера и М. Портера.
Филипп Котлер классифицирует компании в зависимости от их роли на целевом рынке: лидер, претендент на лидерство, последователь или «нише-вик». Каждому из них приписывается особый стиль поведения на рынке [3].
Портер М. выделяет следующие стратегии:
- стратегия низких издержек, когда издержки можно уменьшить за счёт экономии ресурсов, создания дешёвых товаров, монополии на дешёвое сырьё, совершенствования технологии, оптимизации управления;
- стратегии дифференциации - наиболее используемый вид стратегии, который заключается в политике выделения организацией своего товара в качестве особого, отличного от конкурентов за счет обеспечения высокого качества товара и специфических потребительских
свойств, надежности в эксплуатации, наличия сопутствующих услуг, которые не предоставляются основными конкурентами, а также выделение своего товара в качестве особенного с обеспечением «узнаваемости» его на рынке, а также за счет владения запатентованными технологиями по производству данного товара;
- стратегия концентрации, в рамках которой принято выделять специфический сегмент рынка через низкие цены или уникальное торговое предложение. Организация в этом случае может контролировать свои издержки за счет концентрации усилий на ключевых видах товаров, предназначенных для специфических потребителей и созданием особой репутации при обслуживании рынка, который не удовлетворен конкурентами [4].
ОАО «МТС» является лидером на Ростовском рынке телекоммуникаций и использует стратегию дифференциации. Основной стратегической целью ОАО «МТС» является сохранение и усиление позиции ведущего телекоммуникационного оператора на рынке. Этого можно достичь с помощью предоставления широкого спектра телекоммуникационных услуг - мобильной и стационарной связи, доступа к высокоскоростному и высококачественному Интернету в дороге и дома, услуг кабельного телевидения. ОАО «МТС» осуществляет инвестиции в улучшение технологии обслуживания своих абонентов, развитие сети и разработку новых продуктов и услуг. Компании присуща типичная для лидера рынка стратегия защиты доли на рынке:
- повышение рентабельности;
- улучшение абонентской базы.
«Те1е2», ОАО «ВымпелКом» и ОАО «Мегафон» являются претендентами на лидерство. Стратегической целью большинства претендентов на лидерство является увеличение своей доли на рынке.
«Те1е2» использует конкурентную стратегию - лидерства по издержкам. Стратегия низких цен позволяет значительно расширить круг пользователей мобильной связи, делая ее доступной массовому потребителю. Компания Те1е2 предлагает самые выгодные на рынке тарифы и предоставляет простые и удобные услуги, подтверждая свой статус сотового дискаунтера.
Стратегия «ВымпелКом» (Билайн) - это очень грамотно проведённая стратегия - дифференциации. Причём, предложив сразу несколько отличительных характеристик своей услуги, а именно: быстроту обслуживания клиентов и отличное качество связи; Вымпелком, не стал устанавливать повышенную цену на услуги сотовой связи. К конкурентным преимуществам сотового оператора ОАО «ВыпелКом» можно отнести:
1. тарифообразование (цены на тарифы с высокой стоимостью ниже, чем у конкурентов);
2. активное использование коммуникационных средств (а именно печатные средства;
3. плакатно-графические средства;
4. реклама на радио, телевидении и в интернете);
5. «сильный бренд» (компания имеет свой узнаваемый фирменный стиль, логотип и слоган).
ОАО «МегаФон» использует стратегию концентрации и выступает в качестве претендента на лидерство. ОАО «МегаФон» сосредоточил большую часть своих усилий на работе с определённым кругом потребителей - корпоративными клиентами. В России Мегафон - абсолютный лидер по мобильной передачи данных, по зоне покрытия связи в стране и занимает второе место по выручке и количеству абонентов мобильной связи. А в Ростовской области «Мегафон» делит третье место с ОАО «Вымпелком». Одним из основных конкурентных преимуществ «МегаФона» всегда было качество его сети и качество связи. Компания планирует повышать эффективность и прибыльность операционной деятельности компании за счет роста бизнеса и одновременного снижения издержек.
ОАО «Ростелеком» является последователем лидера на рынке. Стратегической целью последователя является - следовать за лидером, а не соревноваться с ним. Последователи, как правило, не хотят переманивать чужих клиентов, а, напротив, предлагают покупателям стандартные условия, обычно скопированные у лидера. Каждый последователь пытается приобрести выраженные конкурентные преимущества и является основным объектом атак претендентов на лидерство. Поэтому последователи при низких производственных издержках вынуждены поддерживать высокое качество товара и обслуживания. Так называемый «переход на эффективный рост бизнеса», удешевление тарифов, инновации, повышение уровня обслуживания, интенсивная реклама - не что иное, как проявление атакующей стратегии, направленной на завоевание рынка.
Компания «Ростелеком» еще не вышла на южный рынок телекоммуникаций, но планирует сделать это во 2 полугодии 2013 года. Компания Ростелеком уже заявила о себе в конкурсе на распределение лицензии LTE, и плотно вошедшее в обиход словосочетание «Большая тройка», обозначающее господствующий триумвират МТС, МегаФона и Билайна, буквально на наших глазах трансформировалась в новую «формулу» - «Большая четверка».
Современный мир телекоммуникаций подвержен быстрым изменениям. Новые технологии и продукты, свежие идеи и инновационные решения появляются со стремительной скоростью. Некоторые из них в значительной мере изменяют наш мир. Развитие способностей быстро адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям важнейшей стратегической задачей, обуславливающей не только дальнейший рост бизнеса, но и его устойчивость в целом. Поэтому рынок телекоммуникаций не стоит на месте, а развивается, причем стремительно, и сотовые операторы активно приспосабливаются к этим изменениям путем совершенствования своих стратегий, целей и задач. К
перспективам развития рынка телекоммуникации можно отнести следующие моменты:
1. увеличение объемов мобильной передачи данных (бурный темп роста услуг мобильного Интернета и связи вследствие роста проникновения смартфонов на рынок);
2. падение спроса и цены на стандартные услуги (SMS, голосовые звонки);
3. большое значение приобретают популярность бренда и степень лояльности потребителей услуги (в Российской Федерации предпочтение бренда играет одну из ключевых ролей при выборе услуги или продукта);
4. увеличение эффективности затрат (все лидирующие операторы сотовой связи будут стараться ускорить свою операционную эффективность);
5. выход за рамки предоставления своих обычных услуг (усиление лидирующих позиций, нахождение баланса между прибыльностью, ростом выручки и оптимизацией затрат, а также определение основных направлений инвестиций на быстро изменяющемся рынке).
Список литературы:
1. Розанова Н.М., Буличенко Д.А. Конкуренция в телекоммуникационной отрасли: сетевой рынок в условиях продуктовой дифференциации // ТЕRRА ECONOMICUS. - 2011. - Т. 9, № 1. - С. 17-32.
2. Операторы сотовой связи Ростова-на-Дону [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://rostov.dkvartal.ru/wiki/operatory-sotovoy-svyazi (дата обращения: 21.10.13).
3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 124 с.
4. Портер М. Конкурентная стратегия: учебник для вузов / М. Портер. -М.: Альпина Бизнес Букс. - 2010. - 398 с.
5. Официальный сайт «Билайн» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.beeline.ru.
6. Официальный сайт «МТС» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mts.ru.
7. Официальный сайт «Мегафон» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.megafon.ru.
8. Официальный сайт «Tele2» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ru.tele2.ru.