Научная статья на тему 'Анализ стратегии развития Чувашской республики до 2020 г'

Анализ стратегии развития Чувашской республики до 2020 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1845
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ПРОГРАММА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРИОРИТЕТЫ / STRATEGY / CONCEPT / PROGRAM / SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT / PRIORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева А. Э., Петров С. Ю.

В статье проведены анализ Стратегии развития Чувашской республики до 2020 г. и краткое сравнение данного документа с аналогичными документами других регионов РФ. Предложены пути выхода Чувашской республики на самообеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексеева А. Э., Петров С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DEVELOPMENT STRATEGY OF CHUVASH REPUBLIC TILL 2020

The article presents the analysis of the Development Strategy of Chuvash Republic till 2020 and the brief comparison of the present document with the similar documents of other Russian regions. The ways of the Chuvash Republic transfer to full self-sufficiency are proposed.

Текст научной работы на тему «Анализ стратегии развития Чувашской республики до 2020 г»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 338.2 (470.344)

А.Э. АЛЕКСЕЕВА, соискатель,

С.Ю. ПЕТРОВ,

кандидат экономических наук, доцент

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары

АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2020 г.

В статье проведены анализ Стратегии развития Чувашской республики до 2020 г. и краткое сравнение данного документа с аналогичными документами других регионов РФ. Предложены пути выхода Чувашской республики на самообеспечение.

Ключевые слова: стратегия; концепция; программа; социально-экономическое развитие; приоритеты.

Стратегия социально-экономического развития Чувашской республики до 2020 г. (далее -Стратегия) - это система мер государственного управления, основанная на долгосрочных приоритетах региональной социально-экономической политики, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами. Но при этом она определяет приоритетные направления деятельности не только органов государственной власти Чувашской республики (ЧР), но и органов местного самоуправления, общественных и деловых кругов по обеспечению целенаправленного следования заданному долгосрочному вектору развития и достижения поставленных стратегических целей1.

Стратегия развития ЧР 2020 представляет собой документ, составленный по типовому макету, разработанному Минрегионразвития РФ. Департамент региональной экономики Минэконом-

1 Закон Чувашской республики «О стратегии социально-экономического развития Чувашской республики до 2020 г.». -URL: http://zakon.scli.ru

развития России рассматривает представленную региональную программу и приложения к ней на предмет соответствия типовому макету. В случае несоответствия Департамент возвращает документы госзаказчику региональной программы с конкретными замечаниями на доработку. То есть если программа региона не соответствует типовому макету, то Минэкономразвития России ее не примет, как бы грамотно она ни была составлена.

С точки зрения контроля центра над дотационными регионами, данный подход вполне оправдан. Создание типового макета - самый простой способ для достижения этой цели. Главное назначение типового макета - обеспечение методологического единства региональных программ и согласование их с государственной стратегией экономического и социального развития. Совершенно понятно, что такое согласование необходимо, но не совсем ясно, есть эта самая стратегия или нет.

С другой стороны, это общепризнанный подход к разработке документов стратегического характера. Однако эта «общепризнанность» никоим образом не стимулирует разработку

оригинальных, конкурентных региональных стратегий развития. Наличие типового макета подавляет инициативу регионов и поддерживает их в состоянии реципиентов. Таким образом, макет Стратегии представляет собой не метод и не рекомендации по их составлению, а является своего рода шаблоном, копируя который можно выполнить формальные требования для получения регионом дотаций из федерального бюджета. Данный подход к выработке стратегии вряд ли можно назвать эффективным, а полученный таким образом документ ведет, скорее, не к развитию, а к стагнации.

Среди имеющихся на сегодняшний день экономических школ, которые рассматривают подходы к формированию стратегий, существуют такие, как описательная, большая модель, позиционная, плановая и т.д. При этом в разных школах методы стратегического анализа значительно различаются. Если приводить пример, то в «большой модели» осуществляется анализ внешней среды и анализ конкурентных преимуществ, проводится SWOT-анализ и вырабатываются стратегические альтернативы. Если взять плановую модель, то в этом случае стратегические альтернативы не нужны, но необходимы конкретные программы и бюджеты под них. Таким образом, в рамках любого направления необходимо выделить основные составляющие, которые обязательно должны присутствовать в стратегии. На наш взгляд, только при обязательном наличии нижеприведенных элементов можно говорить об адекватности и эффективности стратегий.

1. Концептуальная сущность стратегии. Данный раздел отражает совокупность общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль региона в стране, взаимоотношения с другими социально-экономическими субъектами. Анализируя стратегии различных регионов, во-первых, мы отметили, что нет определенности в понятиях. В названиях данных документов используется слово «стратегия», однако в текстах смешиваются три понятия: стратегия, концепция и программа. Неразделение данных понятий, на наш взгляд, является ошибочным. По нашему мнению, концепция представляет собой систему взглядов на развитие национального хозяйства. Стратегия же предполагает детализацию, четкое выделение целей, иерархизацию и определение

методов и средств достижения. Стратегия по отношению к концепции более детальный продукт, но стратегия, в свою очередь, менее детализирована, чем программа. Программа предполагает не только четкое выделение цели и средств как в стратегии, но и более четкие указания на следующие детали:

- временные интервалы по каждой цели;

- исполнителей;

- средства, которые могут быть затрачены на ту или иную цель;

- указание результата, который должен быть получен.

Время в программе должно быть фиксированным, тогда как в стратегии время выступает своеобразным фоном. Концепция и программа должны органически входить в стратегию. Соотношение между ними следующее: Концепция -Стратегия - Программа. Каждый из этих продуктов занимает свое место в системе моделирования региональной экономики и не должен подменять один другой. Таким образом, можно сделать вывод, что программа должна представлять в развернутом виде и концепцию, и стратегию.

2. Определение целей описания конечных и промежуточных состояний региона в ходе реализации стратегии.

3. Постановка задач стратегии.

4. Анализ внешней среды (PEST-анализ, анализ конкурентов и т.д.).

5. Анализ существующей позиции и возможностей региона (SNW-анализ).

6. SWOT-анализ, выработка стратегических альтернатив.

7. Выбор конкретных стратегических альтернатив.

Анализируя региональные стратегии, отвечающие этим требованиям, можно ответить на вопрос о наличии или отсутствии связи между количественной оценкой экономического роста и качественной оценкой стратегии развития.

Стратегия развития ЧР 2020 представляет собой документ, составленный по типовому макету. Если проанализировать региональные программы и стратегии развития более подробно с содержательной стороны, то вырисовывается следующая картина. Большинство стратегий разработано в соответствии с типовым макетом. Нетиповых стратегий совсем немного, например, в Том -

ской области (до 2020), Удмуртской республике (2005-2009 и до 2014), в стратегиях которых использовались новые нетиповые элементы, например, SWOT-анализ. Стратегии других регионов сделаны полностью «по шаблону».

В соответствии с приведенными выше элементами, концепцию развития определили только 4 региона: Республика Алтай, Республика Карелия, Калининградская область, Приморский край. Следует отметить, что формулировка миссии отсутствует во всех среднесрочных программах.

Концепция развития Чувашии как региона РФ должна следовать в фарватере концепции развития России. В настоящее время определяющей является концепция модернизации национального хозяйства России, перевод ее основных отраслей и производств на инновационный путь развития. Иными словами, концептуальной основой развития российской экономики является перевод ее на постиндустриальные технологии и на формирование постиндустриального общества. Поэтому в соответствии с данной концепцией должна формироваться соответствующая стратегия развития. Стратегия хоть и является формой реализации концепции, но она, в отличие от концепции, разрабатывается на какой-то период, т. е. имеет период реализации. В стратегии должны учитываться изменения производительных сил, общественных отношений, потребностей в системе ценностей населения, внутренних и международных аспектов и т. д. Данное сущностное содержание не учитывается как в Стратегии Чувашской республики до 2020 г., так и в большинстве других региональных стратегий.

Необходимо отметить, что в настоящее время, несмотря на огромный разрыв в развитии регионов, задачи, которые перед ними ставятся, берутся из одинакового перечня. Но ведь совершенно очевидно, что, например, повышение диверсифицированности промышленности бессмысленно в регионах, где промышленность и так диверсифицирована. Анализ программ показал, что задачи в региональных стратегиях набраны из одного стандартного перечня и никак не отражают их специфику. Причем пункт «задачи» -единственный элемент, присутствующий во всех просмотренных стратегиях.

В Стратегии развития России стратегической задачей является вхождение через 10-15 лет в

группу развитых стран мира. Это означает, что должны быть достигнуты некие параметры в развитии общества и экономики. Например, если говорить о вхождении в группу развитых стран, то ВВП на душу населения через 10 лет должен составлять 70 тыс. руб., доходы на душу населения свыше 30 тыс. руб. и т.д.

В соответствии с этой задачей Стратегия Чувашской республики 2020 основывается на следующих принципиальных положениях:

- социальная ориентация, направленная на повышение уровня и качества жизни населения Чувашской республики;

- устойчивое развитие Чувашской республики, создание динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной экономики, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом устойчивого роста и уровнем производительности труда;

- регион сотрудничества, обеспечивающий сочетание региональных, межрегиональных и общероссийских интересов при решении стратегических проблем экономического, социального и территориального развития.

Чувашская республика является дотационным регионом. Другими словами, республика не относится к самообеспечивающимся регионам. Однако анализ Стратегии не дает ни прямого, ни косвенного ответа на вопрос, сможет ли региональная хозяйственная система с реализацией данной Стратегии выйти на самообеспечение.

Большинство территорий в силу того, что не смогли вовремя перейти на инновационные рельсы, пребывают в состоянии отсутствия перспектив развития и выхода на самообеспечение. Иными словами, делается выбор такой системы хозяйствования, в которой отсутствует механизм самоорганизации и саморазвития. Данная ситуация сложилась в силу того, что делалась привязка системы хозяйствования к одному элементу, который не содержал в себе механизма саморазвития. Примером может служить плановая система. В связи с этим необходимо сделать упор на систему, которая обладает свойством саморазвития. Развитие такой системы обычно предполагает смену хозяйственной парадигмы.

Социально-экономическая ситуация в Чувашской республике, состояние производствен-

ных, технологических и институциональных факторов позволяют утверждать, что будущее развитие республики возможно на основе построения кластеров. Данное утверждение основывается на наличии факторных признаков для их формирования.

Кластеры - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу [1].

Под региональным инновационным кластером (далее - РИК) будем понимать совокупность учреждений и организаций различных форм собственности, находящихся на территории региона и осуществляющих создание и распространение новых знаний, продуктов и технологий, а также организационно-правовых условий их хозяйствования, определенные совокупным влиянием государственной научной и инновационной политики, региональной политики, проводимой на федеральном уровне и социально-экономической политики региона.

В состав РИК могут входить следующие разновидности организаций:

- научные организации федерального подчинения, осуществляющие исследовательскую деятельность преимущественно в соответствии с национальными приоритетами научно-технического развития;

- научные организации регионального подчинения, деятельность которых, в первую очередь, направлена на решение задач научно-технического развития данного региона;

- высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку высококвалифицированных кадров для экономики региона;

- предприятия, внедряющие инновации (инновационно-активные предприятия);

- малые инновационные предприятия;

- организации инновационной инфраструктуры;

- органы управления региональным научно-техническим комплексом.

Наличие всех вышеуказанных структурных элементов на территории Чувашской республики

позволяет утверждать, что данное направление может стать решающим при выводе республики на самообеспечение и ускоренное социально-экономическое развитие.

Так, в Чувашской республике есть все условия для формирования кластера по солнечной энергетике на основе мощностей ОАО «Хим-пром». Также существуют предпосылки для успешной реализации кластерного проекта по био- и медицинским нанотехнологиям. Основным преимуществом этого кластера может стать наличие гарантированного потребителя продукции. На основе объединения производителей электротехнической продукции Чебоксар возможно образование электротехнического кластера.

Организация кластеров позволит решить такие экономические проблемы, как повышение производительности, формирование конкурентного преимущества хозяйственной территории, насыщение спроса, повышение уровня оплаты труда, прожиточного минимума, активизация притока инвестиций, ноу-хау, снижение уровня безработицы, снижение издержек, расширение емкости внутреннего рынка и др.

Кластеризация позволит решить ряд таких социальных задач, как увеличение числа рабочих мест на данной территории, рост квалификации рабочей силы, насыщение спроса населения территории, активность инноваций, повышения эффективности хозяйственного потенциала территорий и ряд др.

Стратегия Чувашской республики 2020 г. отличается нечетким указанием на объект. Очевидно, что объектом в ней должна выступать социально-экономическая система Чувашской республики. В приведенной Стратегии в качестве объекта поочередно выступают то отдельные ресурсы, то отдельные районы и территории Чувашской республики. В зависимости от природно-ресурс-ного, трудового, промышленного, инфраструктурного, сельскохозяйственного и инвестиционного потенциала муниципальные районы Чувашии объединены в четыре характерные зоны:

Северная зона - Ядринский, Моргаушский, Чебоксарский, Мариинско-Посадский, Цивильский, Аликовский, Красноармейский и Козловский районы. В этой зоне проживает 68% населения Чувашии, доля городского населения составляет 88,6%.

Центральная зона - Урмарский, Канашский, Янтиковский, Ибресинский и Вурнарский районы.

Юго-Восточная зона - Комсомольский, Яль-чикский, Батыревский и Шемуршинский районы.

Юго-Западная зона - Красночетайский, Шу-мерлинский, Порецкий и Алатырский районы.

На наш взгляд, в данном случае допускается методологическая неточность: происходит замена объекта стратегии на объект проекта (будь то инвестиционный или же коммерческий). В связи с чем напомним, что стратегия предполагает целостное системное видение.

Следующий недостаток Стратегии Чувашской республики 2020 заключается в том, что хоть в ней и определены приоритеты, но непонятно, что является основным элементом. Приоритетов можно указать большое количество, таких как социальные, экономические, экологические, демографические, хозяйственные, технологические и пр. Но из всего множества следует выделить главный, основной, который должен быть заложен в основу программы в виде направлений развития. Между различными приоритетами должна существовать взаимосвязь и системность. Если взять приоритеты в области роста производства или экономического роста, то они не могут развиваться вне соответствующего развития в демографии, технике и технологии, экологии, институтах.

Анализ Стратегии Чувашской республики 2020 говорит о том, что такого соотношения в ней нет. Все это позволяет утверждать, что направления развития не взаимосвязаны. Создается впечатление, что разные разделы Стратегии создавались разными авторами (что вполне допустимо), но они оказались не скоординированными между собой.

Таковы, на наш, взгляд недостатки разработанной и принятой Стратегии развития Чувашской республики до 2020 г., устранение которых позволило бы более эффективно ее реализовать. При определении временных этапов необходимо руководствоваться не календарем, а исходить из того, что в социально-экономической системе действуют определенные фундаментальные тенденции и закономерности: какие-то тенденции угаснут, какие-то снизят свое влияние, а какие-то и вовсе могут приобрести негативный характер, поэтому они должны быть обоснованы. Именно разработка стратегии предполагает использование одних тенденций для усиления влияния на другие и пролонгирование действия третьих. Всего этого в Стратегии Чувашской республики 2020 нет.

Список литературы

1. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. - М.: Вильямс, 2000. - 495 с.

В редакцию материал поступил 10.04.12

Информация об авторах

Алексеева Анастасия Эдуардовна, соискатель ученой степени кандидата экономических наук кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова Адрес: 428015, г. Чебоксары, пр-т Московский, 15, тел.: (8352) 58-41-98 E-mail: yakovlev_ae@mail.ru

Петров Сергей Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова Адрес: 428015, г. Чебоксары, пр-т Московский, 15, тел.: (8352) 58-41-98 E-mail: sergej_petrov_82@inbox.ru

A.E. ALEKSEYEVA, Applicant, S.YU. PETROV,

PhD (Economics), Associate Professor

Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary ANALYSIS OF DEVELOPMENT STRATEGY OF CHUVASH REPUBLIC TILL 2020

The article presents the analysis of the Development Strategy of Chuvash Republic till 2020 and the brief comparison of the present document with the similar documents of other Russian regions. The ways of the Chuvash Republic transfer to full self-sufficiency are proposed.

Key words: strategy; concept; program; social-economic development; priorities.

References

1. Porter M. Konkurentsiya (Competition). Moscow: Vil'yame, 2000, 495 p.

Information about the authors

Alekseyeva Anastasiya Eduardovna, Applicant for the PhD (Economics) of the Chair of regional economics and entrepreneurship, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov

Address: 15 Moskovskiy Prospect, 428015, Cheboksary, tel.: (8352) 45-01-15 E-mail: yakovlev_ae@mail.ru

Petrov Sergey Yuryevich, PhD (Economics), Associate Professor of the Chair of regional economics and entrepreneurship, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov

Address: 15 Moskovskiy Prospect, 428015, Cheboksary, tel.: (8352) 45-01-15 E-mail: Sergey_petrov_1982@mail.ru

Шаймиева Э.Ш. Инновации для реализации технологической модернизации регионов / Э.Ш. Шаймиева. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2011. - 212 с.

В работе исследованы различные аспекты инноваций, необходимых для реализации модернизации регионов: динамика технологических продуктовых и процессных инноваций, взаимодействие технологических и управленческих инноваций, системный характер технологических инноваций.

Представлены актуальные экономические и управленческие основы развития технологических инноваций в промышленном регионе, исследованы региональные составляющие наукоемкого производства для реализации модернизации региона. Разработан алгоритм внедрения инноваций в практику промышленных предприятий с учетом системного характера инноваций.

Работа будет полезна научным сотрудникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам и всем интересующимся вопросами инновационно-технологической модернизации промышленного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.