Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СООТВЕТСТВИЯ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА СУБРЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СООТВЕТСТВИЯ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА СУБРЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУБРЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ / ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ SWOT-АНАЛИЗА / КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / SUBREGION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / DEVELOPMENT STRATEGY / INTERACTION OF FACTORS / INTEGRATIVE FUNCTION OF SWOT-ANALYSIS / COGNITIVE MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Севастьянова Анастасия Егоровна

В статье приводится обоснование стратегий устойчивого развития субъектов Федерации с огромными территориями, заключающееся в необходимости мониторинга состояния и социально-экономического анализа факторов развития не только регионов в целом, но и территорий более низких иерархических уровней. Зачастую группы муниципальных образований имеют общие существенные особенности и характерные черты экономического развития, схожие интересы. Это порождает необходимость формирования субрегионального подхода к анализу проблем такого рода территорий и прогнозированию их дальнейшего развития. Задействование механизмов пространственного и межтерриториального взаимодействия требует корректного согласования стратегических целей и путей их достижения. Кратко рассмотрены подходы к анализу региональных процессов. В качестве основного инструментария для исследования выбран SWOT-анализ, так как он позволяет выявить и систематизировать факторы, которые способствуют достижению выбранных целей долгосрочного социально-экономического развития территории. Специальное внимание уделено интегративной функции этой методики. Выполнен анализ стратегического соответствия имеющихся внутренних ресурсов и возможностей внешним условиям и факторам влияния для одного из восточных субрегионов России - центральной экономической зоны Республики Саха (Якутия). Интегративная функция SWOT-анализа и когнитивное моделирование позволили отразить взаимодействия между факторами и оценить степень их влияния на реализуемость стратегических целевых установок развития территории. Показано, что наибольшее влияние на достижение основной цели Стратегии развития территории оказывают управляющие воздействия, направленные на стимулирование развития промышленности и инфраструктуры, на ликвидацию отставания в развитии социальной сферы, на использование интеграционных возможностей и ослабление роли негативных для региона эффектов, вызванных политикой корпораций и федерального центра. Существенное значение могут иметь формирование благоприятной институциональной среды и приток финансово-инвестиционных ресурсов на территорию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STRATEGIC CONCORDANCE OF FACTORS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AT THE SUB-REGIONAL LEVEL

The rationale for the sustainable development strategies of the subjects of the Russian Federation with vast territories should include monitoring of the state and socio-economic analysis of the development factors not only of the regions as a whole, but also of territories of lower hierarchical levels of these systems. Often, groups of municipalities have common essential features and characteristics of economic development, similar interests. It is necessary to form a subregional approach to the analysis of the problems of such territories and forecasting their further development. Involving the mechanisms of spatial and inter-territorial interaction requires the correct solution of problems of strategic goals coordination and the ways to achieve them. The article presents a brief overview of approaches to the analysis of regional processes. We chose the SWOT-analysis as the main tool for research. It allows us to identify and systematize the factors that contribute to the achievement of the chosen goals of the long-term socio-economic development of the territory. Special attention is paid to the integrative function of this technique. We performed the analysis of strategic compliance of the available domestic resources and opportunities with external conditions and influence factors for one of the eastern subregions of Russia - the central economic zone of the Republic of Sakha (Yakutia). The integrative function of the SWOT-analysis and cognitive modeling allowed to reflect the interaction between the factors and to assess the degree of their influence on the feasibility of the strategic development targets of the territory. Managing actions aimed at stimulating the development of industry and infrastructure, at eliminating the lag in social development, at using integration opportunities and weakening the role of negative effects for the region caused by corporate policies and the federal center, have the greatest impact on the achievement of the strategic goal. The results of an aggregate estimate of the effectiveness of actions confirmed the assumption that the formation of the favorable institutional environment and the inflow of financial and investment resources to the territory may be most significant.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СООТВЕТСТВИЯ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА СУБРЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Б01: 10.17212/2075-0862-2020-12.2.2-279-296 УДК 332.14

АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СООТВЕТСТВИЯ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА СУБРЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ1

Севастьянова Анастасия Егоровна,

кандидат экономических наук,

ведущий научный сотрудник

Института экономики и организации

промышленного производства СО РАН,

Россия, 630090, Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17

ОЯСГО: 0000-0002-7416-4257

aseva@ieie.nsc.ru

Аннотация

В статье приводится обоснование стратегий устойчивого развития субъектов Федерации с огромными территориями, заключающееся в необходимости мониторинга состояния и социально-экономического анализа факторов развития не только регионов в целом, но и территорий более низких иерархических уровней. Зачастую группы муниципальных образований имеют общие существенные особенности и характерные черты экономического развития, схожие интересы. Это порождает необходимость формирования субрегионального подхода к анализу проблем такого рода территорий и прогнозированию их дальнейшего развития. Задействование механизмов пространственного и межтерриториального взаимодействия требует корректного согласования стратегических целей и путей их достижения.

Кратко рассмотрены подходы к анализу региональных процессов. В качестве основного инструментария для исследования выбран ЗШОТ-анализ, так как он позволяет выявить и систематизировать факторы, которые способствуют достижению выбранных целей долгосрочного социально-экономического развития территории. Специальное внимание уделено инте-гративной функции этой методики.

Выполнен анализ стратегического соответствия имеющихся внутренних ресурсов и возможностей внешним условиям и факторам влияния для одного из восточных субрегионов России — центральной экономической зоны Республики Саха (Якутия). Интегративная функция ЗШОТ-анализа и когнитивное моделирование позволили отразить взаимодействия между

1 Работа выполнялась по Плану НИР, проект XI.174.1.2 «Принципиальные подходы к формированию взаимосвязей основных участников процессов освоения минерально-сырьевых ресурсов азиатской части России в условиях глобальных вызовов XXI века».

факторами и оценить степень их влияния на реализуемость стратегических целевых установок развития территории.

Показано, что наибольшее влияние на достижение основной цели Стратегии развития территории оказывают управляющие воздействия, направленные на стимулирование развития промышленности и инфраструктуры, на ликвидацию отставания в развитии социальной сферы, на использование интеграционных возможностей и ослабление роли негативных для региона эффектов, вызванных политикой корпораций и федерального центра. Существенное значение могут иметь формирование благоприятной институциональной среды и приток финансово-инвестиционных ресурсов на территорию.

Ключевые слова: субрегион, социально-экономическое развитие, стратегия развития, взаимодействие факторов, интегративная функция 8ШОТ-анализа, когнитивное моделирование.

Библиографическое описание для цитирования:

Севастьянова А.Е. Анализ стратегического соответствия факторов социально-экономического развития на субрегиональном уровне // Идеи и идеалы. — 2020. — Т. 12, № 2, ч. 2. - С. 179-296. - БО1: 10.17212/2075-0862-2020-12.2.2-279-296.

Введение

Возрастающая актуальность исследования пространственных аспектов развития регионов, анализа внутри регионального устройства и взаимодействия образований разного рода на их территории объясняется тем, что позволяет существенно повысить надежность и обоснованность прогнозов социально-экономического развития [5, 13].

Ряд российских регионов — субъектов Федерации, таких как республики Саха и Коми, Красноярский край, Иркутская и Архангельская области, Хабаровский край, имеют обширную территорию и характеризуются существенной внутренней дифференциацией условий (природно-климатических, хозяйственных, инфраструктурных и проч.) социально-экономического развития. Это порождает необходимость формирования субрегионального подхода к анализу проблем такого рода территорий и прогнозированию их дальнейшего развития.

Наиболее яркий пример — Республика Саха (Якутия), которая является самой крупной по площади административно-территориальной единицей в мире, причем с экстремальными природно-климатическими условиями, отличающимися в различных ее районах. Эта территория характеризуется сложной структурной организацией и сочетанием разнообразных потенциалов (природно-климатического, производственно-отраслевого, поселенческого, природно-ресурсного). Этим обусловлено выделение в республике пяти экономических зон. Для них формулируется общая цель развития: превращение республики в геополитически значимого лидера

Дальнего Востока и Арктической зоны РФ, создание комфортной и безопасной среды на обширной территории с уникальным природным потенциалом в условиях низких температур [11].

Надо заметить, что в российской практике всё чаще признается, что субрегионы занимают особое место в иерархической системе территориальных систем ([2, 5, 12, 13] и др.). Хотя, как показывает опыт федеральных округов в управлении экономикой соответствующих территорий, при отсутствии полномочий на этом уровне иерархии трудно ожидать прорывов. Тем не менее с аналитических позиций при обосновании стратегических документов развития субъекта Федерации с огромной территорией это представляется вполне обоснованным.

Проанализированный вектор характеристик (наличие природных ресурсов, объемы производства продукции, инвестиции, потребление на душу населения, уровень бедности, уровень безработицы, доступ к государственным услугам и т. п.) свидетельствует, что выделенные экономические зоны в рамках республики также нельзя признать внутренне однородными. Рассмотрим для примера центральную экономическую зону (ЦЭЗ), включающую 9 улусов/районов и два городских округа, в социально-экономическом развитии которых имеет место значительная дифференциация по показателям безработицы, транспортной доступности и наличия объектов производственной и социальной инфраструктуры.

ЦЭЗ занимает 285 тыс. кв. км, что существенно меньше территорий восточной, западной и арктической зон. Тем не менее на территории ЦЭЗ проживает более половины всего населения республики, в том числе более 30 % — в городе Якутске. Анализ статистических данных, имеющихся аналитических материалов и стратегических документов республиканского и местного уровней позволил сформулировать список основных факторов влияния на развитие ЦЭЗ.

Подходы к анализу факторов влияния на развитие территории

Растущая взаимозависимость, быстрые изменения и высокий уровень неопределенности и риска в социально-экономическом развитии регионов требуют разработки различных количественных и качественных подходов к анализу региональных процессов. В зависимости от поставленных исследовательских задач и задач по обоснованию стратегических управленческих решений используется огромное множество разновидностей моделей и методов. Подробный обзор подходов (как концептуальных, так и инструментальных) к региональному экономическому анализу представлен в работе [21]. Ее авторами значительное внимание уделено тенденциям и подходам к оценке потенциала экономического развития и факторам, влияющим на развитие конкурентных преимуществ, а также к оценке ри-

сков в развитии региона и проблеме поиска путей адаптации к быстро изменяющимся условиям.

Региональные различия обусловили разработку подходов к развитию, учитывающих местные особенности и имеющиеся ресурсы. Применительно к Республике Саха (Якутия) приходится учитывать поставленные достаточно амбициозные цели долгосрочного развития, зависимость от федерального центра и неустойчивое развитие национальной экономики [11], которые существенно ограничивают, в частности, использование широко применяемых в других странах методов экстраполяции.

Зачастую аналитические возможности ограничены по причине нехватки и недоступности необходимых данных. В этой ситуации при обосновании стратегических решений развития на региональном уровне управления помогают простые и логически понятные методы и инструменты [6]. Так, SW0T-анализ позволяет выявить и систематизировать факторы, которые способствуют созданию и поддержанию конкурентного будущего региона, а также помогают оценить риски, с которыми сталкивается (или может столкнуться) регион [14].

При оценке перспектив социально-экономического развития ЦЭЗ была использована методика SW0T-анализа с акцентом на исследование взаимодействий между внутренними и внешними факторами в противовес их независимому исследованию. Как отмечается в обзоре, «...SW0T первоначально предназначался для того, чтобы помочь менеджерам формулировать стратегию, исследуя отношения и взаимодействия между внутренней и внешней средой фирмы» [15, с. 311]. К сожалению, со временем SW0T-анализ перешел от интегративной структуры к набору контрольных списков, а дальнейшее развитие метода (включая модель пяти сил конкуренции М. Портера) шло в направлении практически независимых внутреннего и внешнего анализа, а не их объединения [20]. И лишь в последние годы исследователи вновь вернулись к интегративным концепциям SW0T-анализа.

Выявленные факторы влияния и их взаимодействие для ЦЭЗ Якутии представляется оправданным исследовать далее в рамках когнитивного моделирования региональных социально-экономических систем с использованием подхода, предложенного в работах [1, 19] и являющегося одним из направлений применения методов нечеткой логики в экономических исследованиях для анализа слабоструктурированных ситуаций [6].

Выявление факторов влияния на развитие Центральной Якутии

Региональные исследования традиционно уделяют большое внимание идентификации эндогенных факторов. «Развитие по определению является эндогенным. Это в корне зависит от концентрированной организа-

ции территории, в которую входит социально-экономическая и культурная система, компоненты которой определяют успех местной экономики: предпринимательские способности, местные производственные факторы (труд и капитал), реляционные навыки местных субъектов, генерируя совокупное приобретение знаний и, кроме того, способность принимать решения...» [17, с. 5].

Республика Саха (Якутия) является геостратегическим регионом России с богатыми природными ресурсами, но на территории Центральной Якутии отсутствуют богатые залежи минерально-сырьевых ресурсов, несмотря на наличие запасов золота, серебра, свинца, цинка, каменного угля и природного газа. Так, топливно-энергетическое сырье в ЦЭЗ имеет лишь местное экономическое значение. Тем не менее, как совершенно справедливо утверждают сторонники географической гипотезы развития, неоспоримое влияние на экономику имеют и другие природные ресурсы. В качестве одной из сильных сторон в развитии данной территории можно назвать земли сельскохозяйственного назначения, лесные и водные ресурсы (S12). Почвы Центральной Якутии отличаются наибольшим в республике естественным плодородием, поэтому сельскохозяйственное значение земельных ресурсов этой территории важно с точки зрения продовольственной безопасности всей республики, а также для сохранения навыков у сельского населения. Водный транспорт обеспечивает половину объема грузооборота республики, зачастую является единственным способом доставить грузы и пассажиров в отдельные поселения территории. Кроме того, в водоемах рассматриваемой территории насчитывается несколько десятков видов рыб, преобладающими из которых являются лососевые и сиговые.

Другие значимые эндогенные факторы, которые можно охарактеризовать как «сильные стороны» ЦЭЗ, можно обозначить лишь с дополнением «относительно» (которое подчеркивает сравнение в первую очередь с арктической зоной республики, но не с другими российскими регионами), а именно: относительно развитая промышленность (S2), относительно благоприятные условия для проживания (S3), относительно развитая производственная инфраструктура (S4).

Северные условия объективно обусловливают низкую комфортность среды для жизни. Тем не менее эта территория относительно благоприятна для проживания населения: здесь есть крупные населенные пункты (г. Якутск, пгт Жатай, г. Покровск); здесь проходят транспортные магистрали и формируется транспортный хаб; достаточно высоки

2 Здесь и далее использованы обозначения в терминологии SWOT-анализа: S — эндогенные детерминанты роста (Strengths); W — внутренние факторы сдерживания (Weaknesses); O — внешние возможности (Opportunities); T — внешние неблагоприятные условия (Threats).

показатели человеческого капитала и возможности для его дальнейшего развития.

Остановимся немного подробнее на инфраструктуре, которая без сомнения важна на столь обширной территории. Имеющиеся в Центральной Якутии элементы производственной инфраструктуры создают предпосылки для развития промышленности, строительства и сельского хозяйства. Особую роль здесь призваны сыграть железнодорожная линия Беркакит— Томмот—Якутск и транспортно-логистический центр в п. Нижний Бестях, а также транспортные коридоры (воздушные и смешанного наземно-водного сообщения), которые проходят через Центральную Якутию. В то же время надо учитывать, что дальнейшее развитие транспортной системы зависит от позиции и финансовой поддержки государства. В наибольшей степени это относится к обеспечению выхода на Северный морской путь.

Стратегическим проектом для Республики Саха (Якутия) является проект строительства мостового перехода через р. Лена, реализация которого позволит сконцентрировать усилия на кооперационных проектах и снизить риск дублирования инфраструктурных и социальных проектов, тем самым повысив эффективность бюджетных инвестиций. Ключевым риском реализации данного проекта является большой объем капиталовложений с длительным сроком окупаемости.

На данной территории остро стоит вопрос развития внутрирегиональной производственной инфраструктуры. Хотя, как известно, «улучшенная транспортная и коммуникационная инфраструктура между основными и периферийными регионами способствует не только росту, но и агломерации» [18, с. 96]. Издержки от увеличения агломерации ярко прослеживаются на примере Якутска, который находится на стыке транспортных путей, обладает институциональными преимуществами столичного статуса республиканского уровня (здесь проявляются эффекты разнообразия и концентрации деятельности, город имеет более высокий уровень качества жизни по сравнению с другими поселениями, имеется научно-образовательный комплекс). Эти и другие плюсы стимулируют приток населения со всех улусов республики, а также мигрантов из других государств и российских регионов. В Якутске имеет место положительный миграционный прирост на фоне отрицательного для республики. Развитие региональной транспортной системы скорее всего будет не только улучшать транспортную доступность и повышение качества жизни населения отдаленных поселений, но и дальше способствовать сложившейся тенденции агломерации Якутска и снижению численности населения других поселений территории. Для нивелирования рисков развития такого сценария необходимо целенаправленно создавать условия для закрепления населения в сельской местности и формировать новые опорные точки развития.

Особое место среди внутренних сильных сторон ЦЭЗ занимают предпосылки для формирования инновационной экономики всей республики ^5). Здесь имеются федеральный университет, научно-исследовательские институты, технопарк «Якутия», крупные ведомственные центры внедрения инноваций и трансфера технологий. Анализ показывает: трудно ожидать, что в обозримой перспективе поселения улусов могут стать не только потребителями инновационной продукции, но и ее производителями. В силу сложившихся обстоятельств наиболее вероятным представляется вариант инновационного развития в рамках центр-периферийной модели, когда на начальном этапе все ресурсы стягиваются в центр и лишь после достижения определенного уровня развития начинают в какой-то степени стимулировать развитие периферии [3]. Но при разработке региональной инновационной стратегии необходимо учитывать, что география инноваций намного сложнее, чем простая модель «ядро—периферия», а способность переходить от знаний к инновациям и от инноваций к региональному росту существенно различается по регионам [16]. Для ЦЭЗ существенным фактором является то, что именно на этой территории должен в значительной степени обеспечиваться инновационно-ориентированный рост экономики всей республики, включая в обязательном порядке связь с развитием сырьевых отраслей Якутии, развитием инфраструктуры и созданием благоприятной среды для проживания населения.

Огромную сдерживающую развитие роль играют факторы «первой природы», в первую очередь сложные природно-климатические условия (W1), высокие производственно-транспортные издержки и затраты на социальное развитие (W2), дифференциация в социально-экономическом развитии муниципальных образований (W3), структурная и территориальная несбалансированность на рынке труда (^4), слабое развитие социальной сферы ^5), ограниченные финансово-инвестиционные возможности (W6). При этом очевидна взаимозависимость и взаимообусловленность перечисленных факторов.

Ограниченные финансово-инвестиционные возможности (W6) обусловлены следующими обстоятельствами: дефицит местных бюджетов, убыточность значительного числа предприятий, недостаточное количество финансовых институтов, высокая степень зависимости от финансовой поддержки федерального уровня управления, нестабильность спроса на сырьевые ресурсы и риск снижения налоговых поступлений по данной статье бюджетных доходов. При таком наборе характеристик вполне объективны трудности привлечения и негосударственных инвестиций.

Способствовать успешному социально-экономическому развитию ЦЭЗ могут следующие внешние факторы: приоритеты государственной региональной политики (01), развитие внутренних и внешних интеграци-

онных связей (О2), применение новых технологий (О3), развитие транзитного потенциала (О4).

Усиление восточного вектора в развитии России, связанное в том числе с государственным стимулированием развития Дальнего Востока, развитием экономического сотрудничества со странами АТР (прежде всего с Китаем), может создать неплохие возможности для социально-экономического развития Центральной Якутии. В настоящее время структура товарного экспорта помимо алмазов включает топливно-энергетические товары, кожевенное сырье и пушнину, продовольственные товары и сырье и др. Для выхода на рынки сбыта продукции в новых мировых центрах экономического развития в Азии список экспортных позиций может быть расширен за счет продукции традиционных промыслов, лесоматериалов и даже инновационной продукции и услуг.

Намеченные грандиозные планы по развитию транспортной и энергетической систем, без реализации которых невозможно полноценное развитие внешних и внутренних интеграционных связей, в значительной степени зависят от поддержки государства. Только развитая дорожная инфраструктура может обеспечить интеграцию с соседними регионами, превратить Якутию в полноценную транзитную территорию страны. Важным направлением интеграционных связей является также развитие энергетической инфраструктуры, призванной обеспечить надежное и эффективное энергообеспечение не только Якутии, но и соседних регионов.

Внутренние угрозы усиливаются из-за неблагоприятного воздействия таких экзогенных факторов, как нестабильность конъюнктуры сырьевых рынков, которая приводит к нестабильности всех уровней бюджетной системы республики (Т1), зависимость от поступлений налогов от крупных компаний (и их поведения на территории) (Т2), непоследовательная экономическая политика федерального центра (Т3), усиление внешней конкуренции (Т4).

При оценке влияния экзогенных факторов на финансово-инвестиционные возможности Якутии приходится учитывать предшествующий опыт. Так, социально-экономическое развитие восточных регионов с середины 80-х прошлого столетия и до 2008 г. в рамках реализации крупномасштабных программ и стратегий большого успеха не имело. Ситуация изменилась только после появления отчетливо выраженных национальных интересов на данных территориях (в первую очередь потребность в развитии восточных ресурсных баз углеводородного сырья, необходимость выхода на рынки стран Северо-Восточной Азии и создание с этой целью необходимой инфраструктуры). В результате намеченные сырьевые и инфраструктурные проекты в 2008—2013 гг. в основном были реализованы [4, 7-9].

Стратегия успешного развития столь сложной территории непременно должна основываться на анализе взаимных усилений и компенсаций. Например, при разработке стратегии плодотворен анализ того, позволяют ли (и в какой степени) внутренние ресурсы воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет внешняя среда, нейтрализовать внешние угрозы.

Анализ взаимодействия факторов и оценка их влияния на достижение стратегических целей развития территории

При выявлении эндогенных и экзогенных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие ЦЭЗ, исходно ставилась задача оценить относительную важность каждого SW0T-фактора и рассмотреть их взаимозависимости. Взаимосвязи были охарактеризованы качественным образом — в терминах «сильные—слабые» (с учетом степени интенсивности влияния). Степень интенсивности взаимосвязей обозначена так: «+» — слабое положительное влияние, «++» — умеренное положительное влияние, «+++» — сильное положительное влияние, «—» — слабое отрицательное влияние, «--» — умеренное отрицательное влияние, «---» — сильное отрицательное влияние. Пустая клетка означает отсутствие влияния. Выявленные взаимосвязи образуют матрицу взаимовлияний факторов, фрагменты которой приведены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Взаимовлияние эндогенных и экзогенных факторов (фрагмент 1)

&2 Я3 Я4 &5 Я6 Щ.1 Щ.2 Щ.3 Щ.4 Щ.5 Щ.6 0.1 0.2 0.3 0.4

++ ++ - ++

Я2 ++ + - - ++

Я3 + + +

Я 4 ++ + - - - - +

Я5 - ++

Я6 - - - -

- --- — ++

— — + ++ - -

ШЪ — + ++ - -

ЖА - - - + -

Щ1.5 - — - - - + + + -

Щ(6 + + ++ - -

Таблица 2

Взаимовлияние эндогенных и экзогенных факторов (фрагмент 2)

Я1 Я2 Я3 Я4 Я5 Я6 О.1 0.2 О.3 0.4 Т.1 Т.2 Т.3 Т.4

О.1 + + -

0.2 + + + ++ ++ -

О.3 + + + - -

0.4 + + ++ -

Т.1 - - - + + +

Т.2 - - - — - - ++

Т.3 - - - — - + ++

Т.4 - - + — — + + +

Для анализа совокупности факторов и их взаимовлияния был применен метод когнитивного моделирования, адаптированный к анализу региональных систем [19]. На основе матрицы взаимовлияний SWOT-факторов был построен ориентированный граф. Построенная когнитивная модель способствовала дальнейшему структурированию проблемы и выявлению неучтенных в SWOT-анализе взаимозависимостей, оценивались вероятности достижения целей стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), а также степень влияния на это выделенных фак-

3

торов .

Содержательную информацию дает оценка значимости воздействий на факторы, которые можно считать управляемыми (на региональном и федеральном уровнях). Выполненный анализ позволил получить сравнительную характеристику значений факторов с точки зрения реализуемости стратегии. Так, наибольшую роль в реализуемости стратегии играют непоследовательная экономическая политика центра и оппортунистическое поведение крупных компаний.

При оценке управляющих воздействий выявляется, что наибольшее влияние на достижение основной цели Стратегии оказывают те, которые направлены на стимулирование развития промышленности и инфраструктуры, на ликвидацию отставания в развитии социальной сферы, на использование интеграционных возможностей и ослабление роли тех негативных эффектов для региона, которые вызваны политикой корпораций и федерального центра. Можно сделать вывод, что целевой показатель

3 Данный этап исследований выполнен совместно с В.В. Шматом и М.Е. Морозовой. Когнитивная модель и процедуры численного моделирования подробнее представлены в работе [10].

(далее обозначен G) оказывается наиболее чувствительным к факторам, управляемым извне, что отражает зависимость территории от политики федерального центра и крупных корпораций.

Когнитивный анализ показывает, что поддержка процессов внедрения новых технологий, развития промышленности, производственной инфраструктуры, инновационной среды, социальной инфраструктуры и интеграционных возможностей дает примерно вдвое более слабый эффект для увеличения целевого показателя. Тем не менее в дальнейших исследованиях применительно к ЦЭЗ всё-таки представляется целесообразным более детально проанализировать возможности инновационного развития в условиях возрастающей сложности внешней среды (высоких темпов научно-технического прогресса, возрастающих рисков и сложности управления, усиления конкуренции и т. п.). Предварительный анализ показывает, что формирование инновационной среды и внедрение новых технологий должны затронуть все отрасли и сферы жизнедеятельности не только Центральной Якутии, но и всей республики.

Стандартный SWOT-анализ был дополнен оценкой взаимодействий между SWOT-факторами и конкретными действиями, которые можно предпринять в рамках реализации стратегии развития территории. Была построена агрегированная когнитивная модель, в которой в качестве факторов выступают агрегаты S, W, O и T, а вместе с ними агрегаты действий (actions) по наиболее значимым крупным направлениям. Были выделены:

• действия регуляторного характера, определяющие «правила игры» в экономике (А.1 — регулирование);

• приток на территорию финансово-инвестиционных ресурсов в различных формах и из различных источников, включая федеральные средства и средства корпораций (А.2 — финансовая поддержка);

• все формы неэкономической поддержки территории на различных уровнях, что особенно важно для использования внешних возможностей и нейтрализации внешних угроз (А.3 — политическая поддержка);

• содействие в развитии и внедрении новых технологий, обеспечение трансфера новых технологий в пользу территории, передача информации и знаний, подготовка высококвалифицированных кадров и проч. (А.4 — интеллектуальная поддержка).

Матрица взаимовлияний между SWOT-факторами и конкретными действиями представлена в табл. 3. Оценка слабых импульсных воздействий в отдельности по каждому из асйоп-факторов показала, что наиболее существенное значение могут иметь «Регулирование» (А.1) и «Финансовая поддержка» (А.2), т. е. формирование благоприятной институциональной среды и приток финансово-инвестиционных ресурсов на территорию. Полученный результат представляется вполне объективным, учитывая су-

ществующие реалии, в которых решающую роль играют экономические механизмы, наличие инвестиций и возможности реализации инновационного потенциала.

При решении «обратной задачи» выяснилось, что для достижения требуемой степени реализуемости стратегии достаточны сравнительно умеренные усилия по регуляторной, финансовой и интеллектуальной поддержке, но необходимы очень мощные усилия в части политической поддержки. Полученный результат объясняется максимальной «удельной» эффективностью первых трех направлений действий, нацеленных на повышение реализуемости стратегии, при сравнительно низкой отдаче от политической поддержки для использования внешних возможностей и противостояния внешним угрозам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Матрица взаимовлияний между Б^ОТ-факторами и аейоп-факторами

О S W О Т А.1 А.2 А.3 А.4

Реализация стратегии О + - ++ -

Сильные стороны S ++ — ++ — + + + +

Слабости W — — — ++ - - - -

Возможности О + + - - + +

Угрозы Т - — ++ — - -

Регулирование А.1 + - + - ++ ++ ++

Финансовая поддержка А.2 ++ — + -

Политическая поддержка А.3 + -

Интеллектуальная поддержка А.4 + - ++ - + + +

Заключение

Региональное экономическое развитие включает в себя много аспектов, их набор и значение существенно отличаются по регионам (и даже по субрегионам, как показало выполненное исследование). При этом для понимания региональных экономических систем неизбежно имеют важное значение эндогенные и экзогенные факторы. Во всех региональных экономических системах эти факторы переплетены, взаимосвязаны и функционально неотделимы [21]. Выполненный SW0T-анализ позволяет структурировать факторы, способствующие созданию и поддержанию конкурентного будущего Центральной Якутии и помогающие оценить трудности, с которыми сталкивается или может столкнуться территория в перспективе.

Стратегия успешного развития территории с необходимостью должна основываться на анализе взаимных усилений и компенсаций. При разработке стратегии социально-экономического развития плодотворен анализ того, позволяют ли (и в какой степени) внутренние ресурсы воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет внешняя среда, нейтрализовать внешние угрозы. Сделана попытка интегрировать анализ факторов влияния и формирование стратегии развития территории в рамках когнитивного моделирования. Это позволило продвинуться в понимании того, как сознательно воздействовать на будущее в желательных направлениях, как повысить надежность экономических прогнозов.

В целом же проведенный анализ дает определенные критерии для оценки и выбора управляющих воздействий (в рамках различных политик) на региональном и федеральном уровнях. Важны как выравнивающие, так и стимулирующие компоненты политики в управлении столь непростым регионом. Стоят сложные задачи: сокращение различий в уровне социально-экономического развития между поселениями, поиск пути их сбалансированного развития, повышение конкурентоспособности.

В дальнейших исследованиях, безусловно, необходимо сочетание количественного и качественного подходов к экономическому анализу развития рассматриваемого региона. Наряду с экспертными оценками требуется изыскивать возможность применять и более строгие методы (оценки регионального риска и реализуемости инвестиционных проектов, аналитические методы для измерения и сравнения характеристик и отношений между отраслями и кластерами и др.).

Литература

1. Белан А.К., Шмат В.В. Анализ влияния ресурсных и нересурсных факторов на рост экономики Томской области с применением когнитивного подхода // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. — 2015. — Т. 15, вып. 1. — С. 78-93.

2. Дорошенко С.В., Третьяк А.Н., Илинбаева ЕА. Концепция стратегии социально-экономического развития субрегионального образования // Региональная экономика и управление. — 2014. — № 2 (38). — URL: https://eee-region.ru/ article/3807/ (дата обращения: 15.05.2020).

3. Зубаревич Н.В. Региональное развитие и региональная политика в России // ЭКО. — 2014. — № 4. — С. 6—24.

4. Изотов ДА. Дальний Восток: новации в государственной политике // ЭКО. — 2017. — № 4. — С. 27—44.

5. Кожевников СА. Стратегия пространственного развития Российской Федерации и перспективы трансформации российского пространства // Вопросы

территориального развития. — 2019. — № 3 (48). — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/strategiya-prostranstvennogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-i-perspektivy-transformatsii-rossiyskogo-prostranstva (дата обращения: 15.05.2020).

6. ЛебедеваМ.Е. Нечеткая логика в экономике — формирование нового направления // Идеи и идеалы. - 2019. - Т. 11, № 1, ч. 1. - С. 197-212.

7. Минакир ПА, Прокапало О.М. Дальний Восток России: программные ожидания // Регионалистика. - 2014. - Т. 1, № 2. - С. 6-16.

8. Минакир ПА., Прокапало О.М. Российский Дальний Восток: экономические фобии и геополитические амбиции // ЭКО. - 2017. - № 4 (514). - С. 5-26.

9. Минакир ПА. Ожидания и реалии политики «поворота на Восток» // Экономика региона. - 2017. - Т. 13, вып. 4. - С. 1016-1029.

10. Морозова М.Е., Шмат В.В. Когнитивный SWOT-анализ в стратегии социально-экономического развития региона // Экономика Сибири в условиях глобальных вызовов XXI века: сборник статей: в 6 т. / под ред. В.И. Клисторина, О.В. Тарасовой. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2018. - Т. 2: Как превратить пространство из проклятия в ресурс развития. - С. 244-259.

11. О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/550299670 (дата обращения: 15.05.2020).

12. Тажитдинов И А. Субрегион как особое звено территориально-экономической системы: сущность, особенности функционирования и управления // Вест-

13. Татаркин А.И. Региональная направленность экономической политики Российской Федерации как института пространственного обустройства территорий // Экономика региона. — 2016. — Т. 12, вып. 1. — С. 9—27.

14. Фляйшер К.., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ: методы и средства конкурентного анализа в бизнесе: пер. с англ. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 541 с.

15. BellG.G., RochfordL. Rediscovering SWOT's Integrative Nature: A New Understanding of an Old Framework // International Journal of Management Education. — 2016. - Vol. 14 (3). - P. 310-326.

16. Camagni R, Capello R. Regional Innovation Patterns and the EU Regional Policy Reform: Toward Smart Innovation Policies // Growth and Change. — 2013. — Vol. 44 (2). - P. 355-389.

17. Capello R., Nijkamp P. Introduction: Regional Growth and Development Theories in the Twenty-First Century - Recent Theoretical Advances and Future Challenges // Handbook of Regional Growth and Development Theories / Ed. by R. Capello and P. Nijkamp. - Cheltenham, UK; Northampton, MA: Edward Elgar, 2009. - P. 1-16.

18. Minerva GA., Ottaviano G.I.P. Endogenous Growth Theories: Agglomeration Benefits and Transportation Costs // Handbook of Regional Growth and Development Theories / Ed. by R. Capello and P. Nijkamp. - Cheltenham, UK; Northampton, MA: Edward Elgar, 2009. - P. 86-100.

ник УГАТУ. - Т. 17 (54). - С. 191-197.

19. Morozova M.E., Shmat V.V Medium-term forecasting of Russian economy using cognitive model // Studies on Russian Economic Development. —2017. — Vol. 28, No. 3.-P. 253-258.

20. Phadermrod B., Crowder R., Wills G. Importance-Performance Analysis Based SWOT Analysis // International Journal of Information Management. — 2016. — P. 1-10.

21. Stimson R.J., Stough R.R., Roberts B.H. Regional Economic Development Analysis and Planning Strategy. — 2nd ed. — Berlin; Heidelberg: Springer Verlag, 2006. — 458 p.

Статья поступила в редакцию 16.12.2019. Статья прошла рецензирование 25.01.2020.

SCIENTIFIC ECONOMIC THEORY JOURNAL................................................................................................................................................

DOI: 10.17212/2075-0862-2020-12.2.2-279-296

ANALYSIS OF STRATEGIC CONCORDANCE OF FACTORS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AT THE SUB-REGIONAL LEVEL

Sevastyanova Anastasiya,

Cand. of Sc. (Economics), Leading Researcher,

Institute of Economics and Industrial Engineering,

Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences,

17 Acad. Lavrentyev Ave., Novosibirsk, 630090, Russian Federation

ORCID: 0000-0002-7416-4257

aseva@ieie.nsc.ru

Abstract

The rationale for the sustainable development strategies of the subjects of the Russian Federation with vast territories should include monitoring of the state and socio-economic analysis of the development factors not only of the regions as a whole, but also of territories of lower hierarchical levels of these systems. Often, groups of municipalities have common essential features and characteristics of economic development, similar interests. It is necessary to form a subregional approach to the analysis of the problems of such territories and forecasting their further development. Involving the mechanisms of spatial and inter-territorial interaction requires the correct solution of problems of strategic goals coordination and the ways to achieve them.

The article presents a brief overview of approaches to the analysis of regional processes. We chose the SWOT-analysis as the main tool for research. It allows us to identify and systematize the factors that contribute to the achievement of the chosen goals of the long-term socio-economic development of the territory. Special attention is paid to the integrative function of this technique.

We performed the analysis of strategic compliance of the available domestic resources and opportunities with external conditions and influence factors for one of the eastern subregions of Russia - the central economic zone of the Republic of Sakha (Yakutia). The integrative function of the SWOT-analysis and cognitive modeling allowed to reflect the interaction between the factors and to assess the degree of their influence on the feasibility of the strategic development targets of the territory.

Managing actions aimed at stimulating the development of industry and infrastructure, at eliminating the lag in social development, at using integration opportunities and weakening the role of negative effects for the region caused by corporate policies and the federal center, have the greatest impact on the achievement of the strategic goal. The results of an aggregate estimate of the effectiveness of actions confirmed the assumption that the formation of the favorable institutional environment and the inflow of financial and investment resources to the territory may be most significant.

Keywords: subregion, socio-economic development, development strategy, interaction of factors, integrative function of SWOT-analysis, cognitive modeling.

Bibliographic description for citation:

Sevastyanova A. Analysis of Strategic Concordance of Factors of Socio-Economic Development at the Sub-Regional Level. Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2020, vol. 12, iss. 2, pt. 2, pp. 279-296. DOI: 10.17212/2075-0862-2020-12.2.2-279-296.

References

1. Belan A.K., Shmat VV Analiz vliyaniya resursnykh i neresursnykh faktorov na rost ekonomiki Tomskoi oblasti s primeneniem kognitivnogo podkhoda [Analysis of Resource and Non-Resource Factors' Influence on Economic Growth of Tomsk Region Using Cognitive Approach]. Vestnik Novosibirskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial'no-ekonomicheskie nauki = Vestnik of Novosibirsk State University. Series: Social and Economics Sciences 2015, vol. 15, iss. 1, pp. 78-93.

2. Doroshenko S.V, Tret'yak A.N., Ilinbaeva E.A. Kontseptsiya strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya subregional'nogo obrazovaniya [The Concept of SocioEconomic Development Strategy of Subregion Entity]. Regional'naya ekonomika i uprav-lenie = Regional Economics and Management, 2014, no. 2 (38). Available at: URL: https:// eee-region.ru/article/3807/ (accessed 15.05.2020).

3. Zubarevich N.V Regional'noe razvitie i regional'naya politika v Rossii [Regional Development and Regional Policy in Russia]. EKO = ECO, 2014, no. 4, pp. 6-24.

4. Izotov D.A. Dal'nii Vostok: novatsii v gosudarstvennoi politike [Far East: Innovations in Public Policy]. EKO - ECO, 2017, no. 4, pp. 27-44.

5. Kozhevnikov S.A. Strategiya prostranstvennogo razvitiya Rossiiskoi Federat-sii i perspektivy transformatsii rossiiskogo prostranstva [Strategy for Russia's Spatial Development and Prospects for Russian Space Transformation]. Voprosy territorial'nogo razvitiya = Territorial Development Issues, 2019, no. 3 (48). Available at: URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/strategiya-prostranstvennogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-i-perspektivy-transformatsii-rossiyskogo-prostranstva (accessed 15.05.2020).

6. Lebedeva M.E. Nechetkaya logika v ekonomike - formirovanie novogo naprav-leniya [Fuzzy Logic in Economics - the Formation of a New Direction]. Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2019, vol. 11, iss. 1, pt. 1, pp. 197-212.

7. Minakir P.A., Prokapalo O.M. Dal'nii Vostok Rossii: programmnye ozhidaniya [Russian Far East: Programmatic Expectations]. Regionalistika = Regional Studies, 2014, vol. 1, no. 2, pp. 6-16.

8. Minakir P.A., Prokapalo O.M. Rossiiskii Dal'nii Vostok: ekonomicheskie fobii i geopoliticheskie ambitsii [Russian Far East: Economic Phobias and Geopolitical Ambitions]. EKO = ECO, 2017, no. 4 (514), pp. 5-26.

9. Minakir P.A. Ozhidaniya i realii politiki "povorota na Vostok" [Expectations and Realities of the "Eastward" Policy]. Ekonomika regiona = Region Economy, 2017, vol. 13, iss. 4, pp. 1016-1029.

10. Morozova M.E., Shmat VV Kognitivnyi SWOT-analiz v strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Cognitive SWOT Analysis in the Strategy of SocioEconomic Development of the Region]. Ekonomika Sibiri v usloviyakhglobal'nykh vyzovov XXI veka. T. 2. Kak prevratit' prostranstvo izproklyatiya v resurs razvitiya [The Economy of Siberia in the Face of Global Challenges of the 21st Century. In 6 vol. Vol. 2. How to

Turn Space from a Curse into a Development Resource]. Novosibirsk, IEIE SB RAS Publ., 2018, pp. 244-259.

11. O Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Sakha (Yakutiya) do 2032 goda s tselevym videniem do 2050 goda [On the Strategy for the Socio-Economic Development of the Republic of Sakha (Yakutia) until 2032 with a targeted vision until 2050]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/550299670 (accessed 15.05.2020).

12. Tazhitdinov I.A. Subregion kak osoboe zveno territorial'no-ekonomicheskoi sistemy: sushchnost', osobennosti funktsionirovaniya i upravleniya [Subregion as a Special Link in the Territorial-Economic System: Essence, Features of Functioning and Management]. Vestnik Ufimskogo gosudarstvennogo aviatsionnogo tekhnicheskogo universiteta = Vestnik UGATU, 2013, vol. 17 (54), pp. 191-197.

13. Tatarkin A.I. Regional'naya napravlennost' ekonomicheskoi politiki Rossiiskoi Federatsii kak instituta prostranstvennogo obustroistva territorii [Regional Orientation of the Economic Policy of the Russian Federation as an Institution of Spatial Arrangement of Territories]. Ehkonomika Regiona =Region Economy, 2016. vol. 12, iss. 1, pp. 9-27.

14. Fleisher C.S., Bensoussan B.E. Strategic and Competitive Analysis: Methods and Techniques for Analyzing Business Competition. Upper Saddle River, NJ, Prentice Hall, 2003 (Russ. ed.: Flyaisher K., Bensussan B. Strategicheskii i konkurentnyi analiz: metody i sredstva konkurent-nogo analiza v biznese. Moscow, BINOM. Laboratoriya znanii Publ., 2005. 541 p.).

15. Bell G. G., Rochford L. Rediscovering SWOT's Integrative Nature: A New Understanding of an Old Framework. International Journal of Management Education, 2016, vol. 14 (3), pp. 310-326.

16. Camagni R., Capello R. Regional Innovation Patterns and the EU Regional Policy Reform: Toward Smart Innovation Policies. Growth and Change, 2013, vol. 44 (2), pp. 355-389.

17. Capello R., Nijkamp P. Introduction: Regional Growth and Development Theories in the Twenty-First Century - Recent Theoretical Advances and Future Challenges. Handbook of Regional Growth and Development Theories. Ed. by R. Capello and P. Nijkamp. Cheltenham, UK, Northampton, MA, Edward Elgar, 2009, pp. 1-16.

18. Minerva G.A., Ottaviano G.I.P. Endogenous Growth Theories: Agglomeration Benefits and Transportation Costs. Handbook of Regional Growth and Development Theories. Ed. by R. Capello and P. Nijkamp. Cheltenham, UK, Northampton, MA, Edward Elgar, 2009, pp. 86-100.

19. Morozova M.E., Shmat VV Medium-term forecasting of Russian economy using cognitive model. Studies on Russian Economic Development, 2017, Vol. 28, No. 3, pp.

20. Phadermrod B., Crowder R., Wills G. Importance-Performance Analysis based SWOT analysis. Internationaljournal of Information Management, 2016, pp. 1—10.

21. Stimson R.J., Stough R.R., Roberts B.H. Regional Economic Development Analysis and Planning Strategy. 2nd ed. Berlin, Heidelberg, Springer Verlag, 2006. 458 p.

The article was received on 16.12.2019. The article was reviewed on 25.01.2020.

253—258.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.