pISSN 2073-2872 eISSN 2311-875X
Экономическая политика государства
СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Анастасия Николаевна ЧАПАРГИНА
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина,
Кольский научный центр РАН, Апатиты, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 9362-0741
История статьи:
Получена 15.05.2018 Получена в доработанном виде 04.06.2018 Одобрена 27.06.2018 Доступна онлайн 14.09.2018
УДК 33.332:336
С13, D14, 016, Р46,
R23
Ключевые слова:
сбережения населения, уровень доходов, северные регионы, SWOT-анализ
Аннотация
Предмет. Комплексное исследование сберегательной сферы северных регионов России, имеющих свою специфику регионального развития.
Цели. Анализ современного состояния сберегательной сферы северных регионов, определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развитию. Разработка рекомендаций по активизации процессов формирования и трансформации сбережений населения в инвестиции.
Методология. В работе использованы общенаучные методы, приемы анализа и синтеза, метод сравнений и аналогий, элементы SW0T-анализа. Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных ученых, посвященные вопросам трансформации сбережений в инвестиции. Результаты. Проанализированы процессы формирования сбережений населения с учетом «покупательной способности» доходов, выявлены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития сберегательной сферы северных регионов, которые систематизированы в матрице SW0T-анализа. Приведена оценка и характеристика основных механизмов привлечения сбережений в инвестиционную сферу региона, предложены меры по активизации процессов формирования и трансформации сбережений в инвестиции. Обоснована необходимость разработки комплексной федеральной целевой стратегии «Активизация процессов трансформации сбережений населения в инвестиции».
Выводы. Население северных регионов предпочитает аккумулировать сбережения в наличной форме. Покупательная способность населения снижается и сдерживает процесс формирования сбережений. Региональные органы власти северных регионов не имеют объективных возможностей влиять на все существующие механизмы трансформации сбережений в инвестиции, поскольку деятельность большинства финансовых посредников, обеспечивающих этот процесс, регулируется федеральным и отраслевым законодательством. В сложившихся условиях требуется реализация комплекса мер, охватывающего как этап формирования сбережений, так и этап их трансформации в инвестиции.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Чапаргина А.Н. Сберегательная сфера северных регионов России: возможности и угрозы для развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т. 14, № 9. - С. 1665 - 1679. https://doi.org/10.24891/ni. 14. 9.1665
Развитие российской экономики на современном этапе требует стабильных и значительных инвестиционных ресурсов, но проблема их привлечения является достаточно острой и трудноразрешимой. В настоящее время сложившееся на российском Севере состояние экономической и правовой среды, финансовой инфраструктуры и конъюнктуры
рынка инвестиций не позволяет с помощью традиционных инвестиционных механизмов решить проблему острой нехватки ресурсов для финансирования инвестиций [1, 2]. В соответствии с этим становятся актуальными вопросы не только развития более эффективных и рациональных способов инвестирования, но и обеспечения
1665
интенсивной мобилизации сберегательных ресурсов региона [3]. Эффективно развивающаяся сберегательная сфера региона является одной из ключевых предпосылок для развития региональной экономики [4].
В современном сберегательном процессе большое значение приобретает население региона, имеющее высокий, устойчивый к изменениям экономической конъюнктуры сберегательный потенциал [5, 6]. Задачей настоящего исследования является изучение развития сберегательной сферы в той ее части, которая касается населения северного региона, склонности его жителей формировать сбережения и инвестировать их.
Специфика социально-экономического развития северных регионов1, связанная прежде всего со сложными природно-климатическими условиями, удаленностью от центральных районов страны, отраслевой направленностью, демографическими, экономическими, социальными и другими условиями, накладывает отпечаток и на развитие сберегательных процессов в этих регионах [7-11].
Перед тем как перейти непосредственно к анализу процесса формирования и инвестирования сбережений населения, проведем оценку отношения населения нашей страны к формированию сбережений и к изменению своего личного материального положения, используя индексы финансовых или потребительских настроений (табл. 1).
Согласно динамике индексов, характеризующих мнение населения о личном материальном положении и конъюнктуре рынка товаров и сбережений, у граждан появились надежды на позитивные изменения
1 К северным регионам в данном исследовании отнесены регионы, в которых хотя бы один район относится к Крайнему
Северу (всего 16 регионов) в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 № 12 (ред. от 03.03.2012) «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029» (вместе с «Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях»: утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029).
в экономике в ближайшей перспективе. После резкого отрицательного скачка в 2015 г. по всем индексам наблюдается положительная тенденция роста. Максимальный рост с 2015 г. показан оценкой населения благоприятности условий для совершения крупных покупок и для формирования сбережений.
Несмотря на более оптимистические ожидания населения в 2016 г., сбережения населения в среднем по России и в северных регионах показали отрицательную динамику. Исключением выступил Ямало-Ненецкий АО, в котором доля сбережений в структуре доходов увеличивалась с 2012 г.
Если рассматривать весь исследуемый период с 2010 по 2016 г., то в северных регионах имеют место скачкообразные колебания объемов сбережений, что может быть вызвано неуверенностью граждан в постоянстве ожидаемого дохода, а также различиями представлений об уровне благосостояния. Устойчивое снижение объемов сбережений наблюдалось только в трех северных регионах: Ненецком АО, Архангельской области, Республике Тыва. При этом стабильное повышение сберегательной части доходов в период 2010-2016 гг. не проявилось ни в одном северном регионе (табл. 2).
Главным фактором, определяющим уровень сбережений, является сумма денежных доходов населения. Среднедушевые денежные доходы в абсолютном выражении до 2016 г. демонстрировали рост как в целом по России, так и абсолютно во всех северных регионах. Анализ данных о темпах прироста среднедушевых денежных доходов граждан показывает их резкое замедление в последние годы и даже снижение в отдельных северных регионах (Республиках Коми и Тыва, Ненецком АО, Архангельской, Иркутской и Мурманской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО). Безусловно, в будущем снижение доходов населения негативно отразится и на возможности формировать сбережения (рис. 1).
В среднем по северным регионам размер среднедушевых доходов населения в 2016 г. составил 40 761,4 руб. и превышал среднероссийские доходы в 1,33 раза. После кризисного 2008 г. среднедушевые денежные
1666
доходы северных регионов стремительно приближаются к среднероссийскому значению. Данный факт позволяет говорить о том, что районные коэффициенты и северные надбавки2, призванные компенсировать разницу в затратах труда и стоимости жизни по сравнению с европейской частью России, теряют свое значение.
Несмотря на то что денежные доходы населения в большинстве северных регионов в абсолютном выражении выше, чем по России в целом, их покупательная способность (количество наборов прожиточного минимума в среднедушевых доходах), а следовательно, возможность формировать сбережения ниже или равна среднероссийскому значению (табл. 3).
Повышенными возможностями для формирования сбережений (отношение доходов к прожиточному минимумому выше трех) обладает только население Ненецкого АО, Ханты-Мансийского АО, Ямало-Ненецкого АО, Чукотского АО и Сахалинской области, что можно объяснить повышенным уровнем доходов работников нефтяной и газовой отрасли.
Показатель соотношения доходов и прожиточного минимума в течение рассматриваемого периода сокращался в большинстве северных регионов, причиной этому послужило замедление роста среднедушевых денежных доходов населения при продолжении увеличения уровня прожиточного минимума. Дальнейшее увеличение прожиточного минимума без соответствующего роста среднедушевых денежных доходов вызовет усугубление ситуации в части покупательной способности доходов, что, как следствие, повлечет за собой и сокращение возможностей граждан региона к сбережению.
Особенностью процесса сбережения средств в северных регионах является наличие высокой доли неорганизованных сбережений в общей структуре сбережений. В большинстве исследуемых регионов доля сбережений,
2 О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 (ред. от 16.10.2017).
которые находятся вне организаций банковской системы и инвестиционных и н с т и ту то в , п р е в ы ш ае т д ол ю неорганизованных сбережений в целом по России в разы (рис. 2).
Из регионов российского Севера выделяются Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО, Чукотский АО, которые имеют наибольшие среднедушевые денежные доходы и высокую долю сбережений в структуре использования денежных доходов. Население этих регионов в большей степени ориентировано на неорганизованные формы сбережений. Теоретически одним из факторов, определяющих количество денег на руках у населения в рыночных условиях, является транзакционный мотив предпочтения ликвидности, связанный с необходимостью обеспечивать текущие потребительские расходы [12]. Но в данных регионах это связано прежде всего с низкой долей постоянных жителей в структуре населения ввиду преобладания вахтового метода работы на территории регионов. Также низкая плотность расселения граждан увеличивает радиусы обслуживания и тем самым делает недоступными для части людей различные услуги, в том числе финансовые. Республики Тыва и Алтай также выделяются высокой долей неорганизованных сбережений.
В целом относительно выбора формы сбережений можно отметить, что в северных регионах преобладает прослойка населения с консервативными предпочтениями. Это, в первую очередь, вызвано изменениями в возрастной структуре населения северных регионов (увеличивается доля пенсионеров в общей численности населения), в том числе снижением финансирования государством
3
программы переселения северян3.
Для систематизации имею щихся представлений о сберегательной сфере северных регионов воспользуемся методом SW0T-анализа4 [13]. Рассмотрим сберегательную
3 Чупенко Л.В. Государственное регулирование в жилищной сфере северных регионов: социальные программы // Север
и рынок: формирование экономического порядка. 2017. Т. 2. № 53. С. 136-143.
4 Кислицына В.В. Методические аспекты проведения SW0T-анализа субъекта Российской Федерации // Наука и образование: новое время. 2016. № 3. С. 29-34.
1667
сферу с точки зрения благоприятных возможностей и угроз сберегательному процессу, его сильных и слабых сторон. К сильным сторонам относятся характеристики и особенности сберегательной сферы, способствующие формированию сбережений. К слабым сторонам - характеристики и особенности, препятствующие формированию сбережений. Возможности и угрозы включают в себя отдельные стороны внешней среды (вероятные события, обстоятельства, направления), которые оказывают благоприятное или неблагоприятное воздействие на развитие сферы сбережений (рис. 3).
Сложившаяся в сберегательной сфере северных регионов ситуация характеризуется недостаточно развитой институциональной средой, снижающейся покупательной способностью доходов населения, которая сдерживает процесс формирования сбережений, а также низкой реализацией инвестиционной функции сбережений населения (подавляющая часть свободных денежных средств граждан остается в неорганизованной форме). В этих условиях политика регионов должна быть направлена не только на стимулирование формирования сбережений населения, но и на процесс их трансформации в инвестиции.
Региональные органы власти северных регионов не имеют объективных возможностей влиять на все существующие механизмы трансформации сбережений в инвестиции (табл. 4), поскольку деятельность большинства финансовых посредников, обеспечивающих процесс трансформации сбережений в инвестиции, в основном регулируется федеральным и отраслевым законодательствами. Подробный анализ и характеристика механизмов привлечения сбережений в инвестиционную сферу региона представлены нами в работе [19].
На федеральном уровне уже сегодня разработаны и действуют программы по стимулированию сбережений населения, направленные в первую очередь на повышение финансовой грамотности граждан и на процесс формирования ими сбережений. К ним относятся проект «Содействие
повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», принятый в 2011 г. Правительством Российской Федерации, и проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг.». Главным недостатком программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» является ее «точечный» характер - в проекте на постоянной основе принимают участие только 9 регионов России (один из них северный - Архангельская область). Хотя этот недостаток планируется нивелировать в рамках национальной стратегии повышения финансовой грамотности - распространить опыт пилотных регионов на все субъекты РФ. Для улучшения взаимодействия на региональном уровне предполагается составить региональные программы повышения уровня финансовой грамотности населения (или региональные программы с иным наименованием, направленные на повышение финансовой грамотности граждан и защиту прав потребителей финансовых услуг) [20].
Отметим, что все же перечисленные программы направлены в основном на первый этап процесса трансформации сбережений в инвестиции - формирование непосредственно сбережений и управление личными финансами (рис. 4), в то время как активизация процесса трансформации сбережений в инвестиции предполагает еще этап непосредственного инвестирования средств посредством различных механизмов.
Именно поэтому представляется целесообразной разработка комплексной целевой стратегии «Активизация процессов трансформации сбережений в инвестиции в России и ее регионах» на федеральном уровне (с последующей разработкой региональных программ), объединяющей как меры по стимулированию этапа формирования сбережений, так и мероприятия по их дальнейшей трансформации в инвестиции. Необходимость разработки комплексной программы по активизации процесса трансформации сбережений в инвестиции
1668
подтверждается ситуацией, складывающейся в сберегательной сфере северных регионов. Они характеризуются значительными объемами неорганизованных сбережений и низкой степенью вовлеченности средств населения в региональный инвестиционный процесс.
Подводя итог, еще раз выделим две основные негативные особенности в части формирования сбережений у населения северных регионов:
1) значительная часть сбережений населения тезаврируется в форме наличности;
2) постоянно снижающаяся покупательная способность доходов населения сдерживает процесс формирования сбережений.
Для решения обозначенных проблем необходимо обеспечить сбалансированность денежных доходов с ценами потребительского р ы н ка , р а з в и в ат ь ф и н а н с о вую инфраструктуру, в том числе через развитие удаленной идентификации и дистанционных финансовых сервисов, а также разрабатывать новые, перспективные механизмы вовлечения сбережений населения в финансовую систему региона для последующей трансформации в инвестиции. В то же время для расширения использования средств населения как источника инвестирования необходимо:
1) улучшение макроэкономической среды (снижение инфляции, безработицы, рост доходов населения и др.);
2) совершенствование институциональных основ финансового посредничества;
3) повышение финансовой грамотности (в частности, создание образовательных финансовых центров в регионах);
4) развитие консультационных финансовых услуг;
5) оптимизация налогообложения на долгосрочные (свыше 3 лет) вложения в ценные бумаги, коллективные инвестиции;
6) развитие дистанционных и цифровых финансовых услуг (компенсация снижения физического доступа к финансовым услугам в территориально удаленных регионах страны);
7) стимулирование граждан к созданию «длинных денег» путем предложения выгодных различных альтернативных вариантов инвестирования;
8) развитие сети региональных офисов финансового омбудсмена5 и распространение информации о нем среди населения;
9) увеличение доверия к финансовым институтам и усиление их надежности;
10) создание правовых и организационных предпосылок для работы со средствами населения на муниципальном и региональном уровнях;
11) осуществление государственного контроля за деятельностью финансовых и инвестиционных институтов, работающих со средствами населения, по обеспечению надежной гарантии защиты прав и интересов собственников вложенных средств.
Перечисленные меры по активизации процессов трансформации сбережений в инвестиции должны применяться комплексно, на всех уровнях управления и могут послужить ориентиром для разработки стратегии «Активизация процессов трансформации сбережений в инвестиции в России и ее регионах».
5 Финансовый омбудсмен (или общественный примиритель на финансовом рынке) - это орган внесудебного рассмотрения споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами - физическими лицами. В России должность финансового омбудсмена была введена Ассоциацией российских банков (АРБ) и существует с 1 октября 2010 г.
1669
Таблица 1
Индексы, характеризующие мнение населения о личном материальном положении и конъюнктуре рынка товаров и сбережений в 2010-2017 гг.
Table 1
Indices describing the public sentiment on the personal financial position and situation in the market of commodities and savings in 2010-2017
Год Индекс текущего Ожидаемые изменения Благоприятность Благоприятность
личного личного материального условий для условий для
материального положения через год крупных покупок сбережений
положения
2010 -15 -4 -26 -41
2011 -14 -4 -23 -40
2012 -12 -2 -19 -35
2013 -11 -2 -18 -34
2014 -9 -6 -19 -36
2015 -14 -14 -39 -47
2016 -14 -11 -37 -44
2017 -11 -4 -28 -36
Источник: Федеральная служба государственной статистики, 2017 г. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_82.xls
Source: Federal State Statistics Service, 2017.
URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_82.xls (In Russ.) Таблица 2
Динамика сбережений населения в северных регионах, %
Table 2
Trends in private savings in the northern regions, percentage points
Регион РФ 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Российская Федерация 20,7 16,2 14,7 14,7 12,9 18,1 15,7
Республика Карелия 24 18,7 18,2 14,2 10,7 16,2 12,9
Республика Коми 26,3 20,7 20,1 19,8 18,6 24 22,5
Ненецкий АО 60,2 57,5 57,4 56,5 51,4 51,9 50,6
Архангельская область 28,3 22,9 20,2 20,4 19,8 18,9 15
Мурманская область 22,5 18,4 18,6 18,9 14,7 18,7 15,2
Ханты-Мансийский АО - Югра 26,6 23 21,6 19,8 20,2 24 23,6
Ямало-Ненецкий АО 35,3 35,7 34,6 36,2 36,7 40,8 41,7
Республика Тыва 46 42,9 40,2 39,9 38,1 37,7 33,1
Красноярский край 20,7 17,1 12,1 13 7,8 17,7 16,5
Иркутская область 26,6 20,9 19,3 19,3 16,7 24,6 19,5
Республика Саха (Якутия) 22,4 23,2 23,5 22,7 19,6 21 17,6
Камчатский край 32,9 28,9 27,4 27,6 25,8 29 24,8
Хабаровский край 24,5 18 14,4 15,1 12,1 17,4 13,8
Магаданская область 34,6 29,7 31 31,1 30,9 34,6 29,5
Сахалинская область 17 11,9 7,5 16,7 18,7 20,8 18
Чукотский АО 41,8 44,3 47,4 50 54 54,4 52,7
Примечание. Сбережения рассчитаны в структуре дохода.
Источник: рассчитано автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики / Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации - 2017 г. URL: http://gks.ru/bgd/regl/b17_14p/Main.htm
Note. Savings are calculated as part of income.
Source: Authoring, based on the Federal State Statistics Service data - Regions of Russia. Key indicators of the constituent entities of the Russian Federation. URL: http://gks.ru/bgd/regl/b17_14p/Main.htm (In Russ.)
1670
Таблица 3
Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума
Table 3
Correlation of the average monetary income per capita and subsistence level
Регион РФ 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Российская Федерация 3,2 3,3 3,5 3,5 3,4 3,1 3,1
Республика Карелия 2,4 2,4 2,6 2,5 2,4 2,2 2,1
Республика Коми 2,9 2,9 3,3 3,1 2,9 2,9 2,6
Ненецкий АО 4,6 4,5 5 4,3 4 3,8 3,6
Архангельская область 2,7 2,8 2,8 2,4 2,5 2,4 2,5
Мурманская область 2,9 2,9 3,1 3,3 2,9 2,7 2,6
Ханты-Мансийский АО - Югра 3,6 3,6 3,8 3,6 3,4 3,1 2,9
Ямало-Ненецкий АО 4,3 4,4 4,8 4,6 4,3 4,2 4
Республика Тыва 1,8 1,8 1,9 1,7 1,6 1,6 1,4
Красноярский край 2,8 2,9 2,9 3 2,7 2,5 2,6
Иркутская область 2,7 2,6 2,7 2,5 2,3 2,3 2,2
Республика Саха (Якутия) 2,5 2,6 2,7 2,6 2,6 2,5 2,5
Камчатский край 2,2 2,3 2,4 2,5 2,3 2,3 2,1
Хабаровский край 2,6 2,6 2,7 2,9 2,8 2,7 2,9
Магаданская область 3 3 3,3 3 3 2,9 2,6
Сахалинская область 3,4 3,3 3,3 3,6 3,7 3,6 3,7
Чукотский АО 3,5 3,8 4 3,6 4,2 3,7 2,7
Источник: рассчитано автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики / Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации - 2017 г. URL: http://gks.ru/bgd/regl/bl7_14p/Main.htm
Source: Authoring, based on the Federal State Statistics Service data - Regions of Russia. Key indicators of the constituent entities of the Russian Federation, 2017. URL: http://gks.ru/bgd/regl/b17_14p,/Main.htm (In Russ.)
1671
Таблица 4
Основные механизмы привлечения сбережений в инвестиционную сферу и их характеристика
Table 4
Key mechanisms for streaming savings into the investment segment and their characteristics
Механизм привлечения Характеристика ресурса по следующим Вероятность использования
сбережений позициям: срок привлечения, в северном регионе
в инвестиционную сферу сохранность, место аккумулирования и использования по отношению к региону, уровень доходности
Банковские вклады - краткосрочный, среднесрочный, Низкая.
долгосрочный; Развитие региональных банков
- система страхования вкладов; способствует использованию
- аккумулируются в регионе, используются аккумулируемых средств
внутри и вне региона; на территории региона
- низкий доход
Негосударственные - долгосрочный ресурс; Низкая.
пенсионные фонды - система гарантирования пенсионных Для диверсификации рисков
накоплений (с 1 января 2015 г.); введены ограничения по доле
- аккумулируются в регионе, используются средств, размещаемых
внутри и вне региона; в определенные активы
- отсроченный доход
Ипотечное кредитование - долгосрочный ресурс; - защита от инфляции; - аккумулируются в регионе, используются внутри и вне региона; - увеличение благосостояния в будущем Низкая
Выпуск ценных бумаг - краткосрочный, среднесрочный, Высокая
региональными органами долгосрочный;
власти (возможно - гарантия сохранности средств
формирование государством;
инвестиционного фонда) - аккумулируются и используются внутри региона; - повышенный доход
Реализация - краткосрочный, среднесрочный, Высокая
инвестиционных проектов долгосрочный;
субъектами малого бизнеса - гарантия сохранности отсутствует (риски принимает на себя предприниматель); - аккумулируются и используются внутри региона; - ожидаемый доход, предпринимательский риск
Кредитная кооперация - краткосрочный, среднесрочный, Высокая.
долгосрочный; В отличие от банков, используют
- кооперативы обязаны вступать в СРО средства для взаимного
в течение 3 мес. с момента организации, финансирования и не могут
это гарантирует возврат 700 тыс. руб. вкладывать средства напрямую
государством; в бизнес-проекты
- аккумулируются и используются внутри
региона;
- повышенный доход
Источник: авторская разработка
Source: Authoring
1672
Рисунок 1
Динамика и темп роста среднедушевых денежных доходов населения северных регионов и России в целом в 2010-2016 гг.
Figure 1
Trends and growth in the average monetary income per capita in the northern regions and Russia as a whole, 2010-2016
Источник: рассчитано автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики / Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации - 2017 г. URL: http://gks.ru/bgd/regl/bl7_14p/Main.htm
Source: Authoring, based on the Federal State Statistics Service data - Regions of Russia. Key indicators of the constituent entities of the Russian Federation. URL: http://gks.ru/bgd/regl/b17_14p/Main.htm (In Russ.)
Рисунок 2
Структура сбережений населения северных регионов и России в 2010-2016 гг., % Figure 2
Mix of private savings in the northern regions and Russia, 2010-2016, percentage
Источник: рассчитано автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики / Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации - 2017 г. URL: http://gks.ru/bgd/regl/bl7_14p/Main.htm
Source: Authoring, based on the Federal State Statistics Service data - Regions of Russia. Key indicators of the constituent entities of the Russian Federation. URL: http://gks.ru/bgd/regl/b17_14p/Main.htm (In Russ.)
1673
Рисунок 3
Сводные результаты SWOT-анализа сберегательной сферы северных регионов Figure 3
Combined results of SWOT analysis of saving practices in the northern regions
Сильные стороны Слабые стороны
1. Рост среднедушевых доходов населения в абсолютном выражении. 2. Наличие специфических институтов, регулирующих уровень дохода и со ер егательную a кгнвно сть населения, 3. Отсутствие сезонности в получении дохода. 4. Дополнительный мотив формирования сбережений «на отпуск». 5. Значительные объемы неорганизованных сбережений 1. Высокий уровень цен на товары и услуги. 2. Низкая покупательная способность денежных доходов населения. 3. Затраты на удовлетворение дополнительных потребностей для жизнеобеспечения человека (теплая одежда, длительный отпуск). 4. Закредитованнэсть населения. 5. Низкие процентные ставки по вкладам. 6. Преобладают консервативные предпочтения привыборе формы сбережений. 7. Отток населения (негативные процессы миграции) и его естественная убыль [14]. 8. Закрытие региональных банков и представительств крупных банков [15,16], 9. Удаленность от центра. 10. Низкая степень вовлеченности сбережений населения в инвестиционные процессы региона [17]
Возможности Угрозы
1. Стабильная макроэкономическая ситуация. 2. Опережающийросгреальныхдоходов населения. 3. Расширение спектра финансовых услуг. 4. Внедрение программ повышения финансовой грамотности на государственном и региональном уровне. 5. Созданиеблaroприягной эко но мическо й и социальной обстановки в cipa не и регионах. 6. Развигиерынка ценных бумаг. 7. Совершенсгвованиезаконодательсгва в обласги сбережений и инвестиций, 8. Развитие сети финансово-кредитных организаций. 9. Повышение доступности финансовых инструментов 1. Дифференциация доходов населения. 2. Неуверенность в постоянстве ожидаемого дохода. 3. Инфляция. 4. Ростчисла недобросовестных организаций. 5. Вероятность возникновения экономического кризиса. 6. Затрудненность в определении финансового поведения населения, 7. Снижение физического присутствия точек финансовой инфраструктуры в регионах. 8. Снижение доверия населения к деятельности организаций, предоставляющих финансовые услуги [18]. 9. Низкая информированность
Источник: авторская разработка Source: Authoring
1674
Рисунок 4
Процесс трансформации сбережений в инвестиции Figure 4
The process of transforming savings into investment
Этап формирования сбережений
Формирование доходов населения к Принятие решений относительно Распределение доходов между потреблением и сбережением
использования дохода -►
Передача средств в институты финансово-кредитной инфраструктуры Оценка риска и доходности формы Распределение сбережений по форме: организованные и неорганизованные
организованных сбережений
1
Инвестирование средств финансовыми посредниками -» Осуществление инвестирования без финансовых посредников
Этап трансформации сбережений в инвестиции
Источник: авторская разработка
Source: Authoring
Список литературы
1. Кобылинская Г.В. Развитие северных регионов через призму финансового обеспечения инвестиционной деятельности // Финансы. 2016. № 3. С. 37-40.
2. Барашева Т.И. Статистический анализ формирования бюджетных ресурсов и управления ими в регионах Севера Российской Федерации // Вопросы статистики. 2014. № 2. С. 47-52.
3. Фролова Н.К. Инвестиции в регионы - важнейший фактор финансово-экономического роста и стабильности // Финансы. 2003. № 1. С. 9-12.
4. Мельникова Е.И. Сбережения населения как источник финансирования процессов реструктуризации отечественной экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Экономика и менеджмент. 2012. № 44. С. 74-79.
5. Рыжановская Л.Ю. Национальная система сбережений // Финансы. 2005. № 5. С. 67-71.
6. Рыжановская Л.Ю. Кейнсианский и монетаристский подходы к регулированию сберегательного процесса с помощью денег и займов // Финансовый журнал. 2009. № 1. С. 55-67.
7. Селин В.С. Проблемы неоднородности и устойчивости экономического пространства Российского Севера // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 5. С. 52-65.
1675
8. Бадылевич Р.В., Барашева Е.Н., Барашева Т.И. и др. Финансовое обеспечение развития северных регионов / под науч. ред. Г.В. Кобылинской. Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2016. 193 с.
9. Акопов В.И., Гаджиев Ю.А. Дифференциация северных регионов по уровню социального развития // Экономика региона. 2008. № 1. С. 99-116.
URL: https://cyberleninka.ru/artide/v/differentsiatsiya-sevemyh-regionov-po-urovnyu-sotsialnogo-razvitiya
10. Кононова Е.С. Особенности устойчивого социально-экономического развития северных территорий регионов и система оценки устойчивости их социально-экономического развития // Экономические науки. 2016. № 135. С. 71-73.
11. Акулов В.Б. Может ли быть эффективной сырьевая экономика Севера? // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. № 3. С. 11-13.
12. Глухов В.В. Сбережения домашних хозяйств как источник инвестиций // Азиатско-тихоокеанский регион: Экономика, политика, право. 2008. № 2. С. 55-58.
13. Богомолова В.Г. SWOT-анализ: теория и практика применения // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 17. С. 57-60.
URL: https://cyberleninka.rU/article/v/swot-analiz-teoriya-i-praktika-primeneniya
14. Корчак Е.А. Трудовой потенциал северных регионов в рамках реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике: монография. Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН. 2017. 174 с.
15. Гах В.М. Банковские институты как механизм трансформации сбережений населения в инвестиционные потоки в России // Современные наукоемкие технологии. 2005. № 6. С. 69-70. URL: https://top-technologies.rU/pdf/2005/6/43.pdf
16. Чапаргина А.Н. Состояние и перспективы развития рынка банковских услуг для населения северных регионов // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. № 2. С.51-56.
17. Каранина Е.В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности): монография. Киров: Изд-во ВятГУ, 2015. 239 с.
18. Голодова Ж.Г. Проблемы развития региональных банков России // Финансы и кредит. 2010. № 5. С. 29-39.
URL: https://cyberleninka.rU/article/v/problemy-razvitiya-regionalnyh-bankov-rossii
19. Чапаргина А.Н. Инвестиционный потенциал населения и возможности его использования в северных регионах России // ЭКО. 2017. № 8. С. 154-163.
20. Калашников И.Б. Механизм реализации функций государства в инвестиционной системе России. Саратов: Научная мысль, 2004. 375 с.
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
1676
pISSN 2073-2872 Economic Policy of the State
elSSN 2311-875X
SAVING PRACTICES IN THE NORTHERN REGIONS OF RUSSIA: DEVELOPMENT OPPORTUNITIES AND THREATS
Anastasiya N. CHAPARGINA
Luzin Institute for Economic Studies, Kola Science Centre of Russian Academy of Sciences (IES KSC RAS), Apatity, Murmansk Oblast, Russian Federation [email protected] ORCID: not available
Article history: Abstract
Received 15 May 2018 Importance The article constitutes a comprehensive research of saving practices in
Received in revised form the northern regions of Russia with distinctive regional development. 4 June 2018 Objectives The research analyzes the current saving practices in the northern regions,
Accepted 27 June 2018 determines strengths and weaknesses, development opportunities and threats. I outline my
Available online recommendations to revitalize processes of saving money and turning it into investment.
14 September 2018 Methods The research relies upon general scientific methods, techniques for analysis and
synthesis, aspects of SWOT analysis. The theoretical and methodological framework JEL classification: C13, D14, includes proceedings of the Russian scholars on the transformation of savings into O16, P46, R23 investment.
Results I analyzed how private savings are formed, considering the purchasing power of income. I also identified strengths and weaknesses, development opportunities and threats and systematized them in the SWOT analysis matrix. The research evaluates and characterizes key mechanisms for streaming savings into the region's investment segment and suggests the way savings should be formed and turned into investment. I provide the rationale for the comprehensive special-purpose strategy, Revitalization of Private Savings Transformation into Investment.
Conclusions and Relevance The population of the northern regions prefers making cash savings. It loses its purchasing power, thus inhibiting the process of saving money. Regional authorities in the northern regions have no levers to steer the existing Keywords: private savings, mechanisms for transforming savings into investment since most financial intermediaries' income level, northern regions, operations are governed by federal and sectoral laws. It is necessary to implement a set of SWOT analysis measures covering the processes of saving money and transforming it into investment.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Please cite this article as: Chapargina A.N. Saving Practices in the Northern Regions of Russia: Development Opportunities and Threats. National Interests: Priorities and Security, 2018, vol. 14, iss. 9, pp. 1665-1679. https://doi.org/10.24891/ni. 14. 9.1665
References
1. Kobylinskaya G.V. [Development of the northern regions through the lens of financial support to investing activities]. Finansy = Finance, 2016, no. 3, pp. 37-40. (In Russ.)
2. Barasheva T.I. [Statistical analysis of the formation and management of the budgetary resources in the Northern regions of the Russian Federation]. Voprosy Statistiki, 2014, no. 2, pp. 47-52. (In Russ.)
3. Frolova N.K. [Investment in regions is a crucial factor of financial and economic growth and stability]. Finansy = Finance, 2003, no. 1, pp. 9-12. (In Russ.)
1677
4. Mel'nikova E.I. [Personal savings as a source of domestic economy restructuring process financing]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya ekonomika
i menedzhment = Bulletin of the South Ural State University. Series Economics and Management, 2012, no. 44, pp. 74-79. (In Russ.)
5. Ryzhanovskaya L.Yu. [National savings system]. Finansy = Finance, 2005, no. 5, pp. 67-71. (In Russ.)
6. Ryzhanovskaya L.Yu. [Keynesian and monetarist approaches to savings process regulation
by means of money and loans]. Finansovyi zhurnal = Financial Journal, 2009, no. 1, pp. 55-67. (In Russ.)
7. Selin V.S. [Challenges of heterogeneity and sustainability of economic expense of the Russian North]. Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2011, no. 5, pp. 52-65. (In Russ.)
8. Badylevich R.V., Barasheva E.N., Barasheva T.I. et al. Finansovoe obespechenie razvitiya Severnykh regionov [Financial support to development of the northern regions]. Apatity, Kola Science Centre of RAS Publ., 2016, 193 p.
9. Akopov V.I., Gadzhiev Yu.A. [Differentiation of northern region on the level of social development]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2008, no. 1, pp. 99-116. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/differentsiatsiya-sevemyh-regionov-po-urovnyu-sotsialnogo-razvitiya (In Russ.)
10. Kononova E.S. [Special features of sustainable socio-economic development of northern territories regions and assessment system of sustainability of their socio-economic development]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2016, no. 135, pp. 71-73. (In Russ.)
11. Akulov V.B. [May the resource-based economy of the North be effective?]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka = North and Market: Forming the Economic Order, 2014, no. 3, pp. 11-13. (In Russ.)
12. Glukhov V.V. [Household savings as a source of investment]. Aziatsko-tikhookeanskii region: Ekonomika, politika, pravo = Pacific RIM: Economics, Politics, Law, 2008, no. 2, pp. 55-58. (In Russ.)
13. Bogomolova V.G. [SWOT analysis: theory and practice of application]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2004, no. 17, pp. 57-60.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/swot-analiz-teoriya-i-praktika-primeneniya (In Russ.)
14. Korchak E.A. Trudovoi potentsial severnykh regionov v ramkakh realizatsii gosudarstvennoi politiki Rossiiskoi Federatsii v Arktike: monografiya [The labor potential of the northern regions as part of the Arctic policy of the Russian Federation: a monograph]. Apatity, Kola Science Centre of RAS Publ., 2017, 174 p.
15. Gakh V.M. [Banking institutions as a mechanism for transforming private savings into investment in Russia]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern High Technologies, 2005, no. 6,
pp. 69-70. URL: https://top-technologies.ru/pdf/2005/6/43.pdf (In Russ.)
16. Chapargina A.N. [State and development prospects of the market of banking services for population of northern regions]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka = The North and Market: Forming the Economic Order, 2014, no. 2, pp. 51-56. (In Russ.)
1678
17. Karanina E.V. Finansovaya bezopasnost' (na urovne gosudarstva, regiona, organizatsii, lichnosti): monografiya [Financial security (at the national, regional, corporate and personal level):
a monograph]. Kirov, Vyatka State University Publ., 2015, 239 p.
18. Golodova Zh.G. [Regional banks of Russia: Problems of development and growth points]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2010, no. 5, pp. 29-39.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-razvitiya-regionalnyh-bankov-rossii (In Russ.)
19. Chapargina A.N. [Investment potential of population and the possibility of its using in the northern regions of Russia]. EKO = ECO, 2017, no. 8, pp. 154-163. (In Russ.)
20. Kalashnikov I.B. Mekhanizm realizatsii funktsii gosudarstva v investitsionnoi sisteme Rossii [The mechanism for fulfilling the function of the State in the investment system of Russia]. Saratov, Nauchnaya mysl' Publ., 2004, 375 p.
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.
1679