Был произведен расчет стоимости затрат на внедрение инновационной технологии «Mobile Access», стоимость затрат составила -1011670 рублей. В эту стоимость входят следующие показатели: стоимость оборудования и программного обеспечение, стоимость доставки, затраты на демонтаж и монтаж оборудования, стоимость установки программного обеспечения, амортизационные расходы. Расчетный период окупаемости внедрения инновационной технологии «Mobile Access» с загруженностью отеля 70% составила 1 год, при увеличении стоимости номера каждой категории всего на 110 рублей.
Обеспечение безопасных условий проживания туристов в гостинице, сегодня невозможно достигнуть без использования новейших инновационных технологий. Инновации в большой мере коснулись систем безопасности: новейшие системы видеонаблюдения, пожарные и
охранные сигнализации, которые способны объединяться в единое информационно-управляющее пространство с целью обеспечения комфортной и безопасной среды проживания. В результате их применения достигается и экономия затрат труда, энергии, материальных ресурсов, что в целом повышает успешность и конкурентоспособность гостиничного предприятия.
Литература
1. Дандон, Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду / Э. Дандон; пер. с англ. С.Б. Ильина. - М. : Вершина, 2011. - 304 с.
2. Новиков, В.С. Инновации в туризме: учеб. пособие для вузов / В.С. Новиков. - М.: Академия, 2017. - 208 с.
3. Паштова, Л.Г. Инвестирование в инновации / Л.Г. Паштова // Финансы. - 2017. - № 7. - С. 19-21.
УДК 332.1
АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ВЫЯВЛЕНИЕ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Е.Е. Кулакова1, Е.В. Печерица2, В.А. Мордовец3
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),
192007, Санкт-Петербург, ул. Прилукская, д. 3
В данной статье рассматриваются угрозы экономической безопасности Санкт-Петербурга при разработке стратегии социально-экономического развития.
Ключевые слова: пороговые значения, целевые показатели, стратегия развития.
ANALYSIS OF STRATEGIC PLANNING AND DETERMINATION OF THREATS TO THE ECONOMIC SECURITY OF SAINT-PETERSBURG
E. E. Kulakova, E. V. Pecheritsa, V. A. Mordovets
St. Petersburg state University of Economics, 192007, St. Petersburg, prilukskaya str., 3
This article discusses threats to the economic security of a region, the Leningrad Region, when developing an economic security strategy.
Keywords: thresholds, targets, development strategy.
Санкт-Петербург является одним из Регионы Российской Федерации функ- крупнейших в России промышленных, транс-ционируют и развиваются в условиях неста- портных, научно-образовательных, культурных, бильности и неопределенности внешней страте- туристских и управленческих центров. Санкт-гической среды. Поэтому каждый регион стара- Петербург входит в число ведущих су&ьект°в
ется разработать оптимальные стратегии своего Российской Федерации и располагает мощной развития на принципах эффективности и мини- экономикой и богатым человеческим капита-
мизации неопределенности (риска)[2]. лом.
1Кулакова Екатерина Евгеньевна - студентка СПбГЭУ, тел.: +7 921 435-11-91, e-mail: [email protected];
2Печерица Елена Васильевна, кандидат социалогических наук, доцент СПбГЭУ, тел.: +7 962 684-77-34, email: [email protected];
3Мордовец Виталий Анатольевич кандидат экономических наук., доцент СПбГЭУ, тел.: +7 921 584-58-98, e-
mail: [email protected]
Для определения приоритетов и целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года была разработана Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года, которая является главным документом стратегического развития субъекта [1].
В 2000 г. Научный совет при Совете безопасности РФ одобрил перечень и пороговые значения 19 индикаторов экономической безопасности, разработанных ИЭ РАН. К настоящему времени некоторые из этих пороговых значений устарели, поэтому в 2008 г. в ИЭ РАН разработан новый перечень из 36 индикаторов и их пороговые значения [3]. В состав индикаторов был скорректирован В.К. Сенчаговым [4]. Эти материалы были взяты за основу при построении системы индикаторов экономической безопасности региона.
Целесообразно выделить основные показатели, которые можно разделить на три проекции - экономическое, социальное и инновационное развитие, и проанализировать их в динамике 2015-2017 гг.
Для полноты исследования было принято решение ввести в методологию, разработанную В.К. Сенчаговым такой параметр, как уровень преступности (количество на 100 тыс. чел.). Заимствуем пороговое значение данного индикатора из научных трудов И.В. Новиковой и Н.И. Красникова [5, с. 137] и отнесем его в проекцию социального развития (см. Таблица 2).
Такая методика наиболее полно отразит уровень социально-экономического развития Санкт-Петербурга в совокупности с пороговыми значениями (см. Таблица 1, Таблица 2, Таблица 3).
Таблица 1 - Показатели экономического развития Санкт-Петербурга и их пороговые значения в динамике 2015-2017гг. [6,7,8,9,10]
№ п/п Показатель Пороговое значение 2015 2016 2017
Экономическое развитие
1. ВРП на душу населения, руб.[9] >413,2 650340 712304
2. Годовой темп инфляции, % [10] <6 13,28 5,17 2,98
3. Инвестиции в основной капитал, % к ВРП [6] >25 14,3 18,1 -
4. Степень износа основных фондов предприятий, % [7, с. 575] <40 38,3 37,7 -
5. Сальдо консолидированного бюджета региона, % к ВРП [8] * -3<х <4 0.2 0.1 -
Проанализировав показатели проекции «Экономическое развитие» в Таблице 1, можно сделать следующие выводы:
- ВРП на душу населения с 2015 года по сравнению с 2016 вырос на 61 964 руб. В целом, данным показатель находится выше порогового значения, что благоприятно сказывается на экономике Санкт-Петербурга. ВРП выступает в качестве основного показателя, отражающего достигнутый уровень экономического роста на душу населения, поэтому данный показатель не вызывает угроз в развитии субъекта;
- годовой темп инфляции в 2015 г. превысил пороговое значения, достигнув 13,28%, что могло негативно сказаться на социально-экономических показателях Санкт-Петербурга. В последующие два года инфляция динамично снижалась, приобретая значения, удовлетворяющее пороговому. Информация по данному показателю не является угрозой для экономики субъекта;
- инвестиции в основной капитал в процентах к ВРП постепенно увеличиваются, но не
достигают нормативного порогового значения 25%. При выявлении угроз следует обратить внимание на данный показатель и проанализировать какие факторы могут повлиять на увеличение доли инвестиций в основной капитал;
- степень износа основных фондов предприятий постепенно снижается, составляя в 2016 г. 37,3%, что не превышает порогового значения (40%). При определении угроз данный показатель включать не имеет смысла, но необходимо проводить мониторинг;
- сальдо консолидированного бюджета региона в 2016 г. незначительно снизился с 0,2 до 0,1%. Разница между доходами и расходами консолидированного бюджета Санкт-Петербурга находится в пределах допустимых значений, что не может угрожать экономическому развитию.
Таким образом, в проекции «Экономическое развитие» следует обратить внимание только на показатель «Инвестиции в основной капитал в процентах к ВРП», так как он не соответствует пороговым значениям.
Таблица 2 - Показатели социального развития Санкт-Петербурга и их пороговые значения в динамике 2015-2017гг. [11,12,13,14]
№ п/п Показатель Пороговое значение 2015 2016 2017
Социальное развитие
1. Отношение среднедушевых доходов населения к прожиточному минимуму, раз [14, с. 9] >3,5 4,01 4,005 3,615
2. Отношение средней пенсии к средней заработной плате, % [14, с.8] >40 32,6 39,9 25,5
3. Уровень безработицы по методологии МОТ, % [12] <4 1,8 1,6 1,6
4. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет [13] >80 74,42 74,90 -
5. Общая площадь жилых помещений приходящаяся в среднем на одного жителя, кв.м. [11] >25 23,6 24,3 24,9
6. Средства на здравоохранение, образование и социальною политику, % к ВРП * >15 13,5 13,65 -
7. Уровень преступности, количество на 100 тыс. чел.* <5000 1087,89 1001,8 987,17
На основе показателей социального развития Санкт-Петербурга, которые отражены в Таблице 2, необходимо сделать следующие выводы:
- показатель «Отношение среднедушевых доходов населения к прожиточному минимуму» хоть и снижается в динамике с 2015-2017 гг., но при этом имеет значение, не ниже порогового (3,615>3,5 раз). Негативная динамика вызвана снижением среднедушевых доходов населения и увеличением прожиточного минимума в 2017 г. Данный показатель не может являться угрозой для социального развития Санкт-Петербурга, но при этом необходимо проводить мероприятия для предотвращения снижения данного показателя;
- отношение средней пенсии к средней заработной плате не достигает порогового значения с 2015-2017 гг. Более того, необходимо отметить, что положение по данному показателю ухудшается с каждым годом, так как в 2017 г. отношение средней пенсии к средней заработной плате снизилось до 25,5 %, при пороговом значении показателя, равным 40%. Данная негативная тенденция характерна не только для Санкт-Петербурга, но и для РФ в целом;
-уровень безработицы по методологии МОТ постепенно снижается, достигая 1,6 % в 2017 г. и не превышает порогового значения по данному показателю. Данный показатель не является угрозой для социального развития и экономической безопасности Санкт-Петербурга в целом;
-ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Санкт-Петербурге не достигает порогового значения, а именно 74,9 лет <80 лет. Такая тенденция также характерна для большинства регионов РФ. Данный показатель напрямую отражает уровень качества жизни
населения, показатель смертности и уровень здравоохранения в субъекте. Показатель «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении» представляет угрозу социальному развитию Санкт-Петербурга;
- общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, постепенно приближается к пороговому значению. В 2017 г. данный показатель составил 24,9 кв. м., что почти достигает нормы (25 кв.м.). Необходимо разработать мероприятия по улучшению жилищных условий для населения Санкт-Петербурга;
-число средств, выделяемых на здравоохранение, образование и социальною политику в процентах к ВРП в 2015 и 2016 гг. не достигает нормативного значения, а именно в 2016 г. данный показатель составил 13,65 %, <15%, про представляет угрозы для экономической безопасности субъекта;
-уровень преступности в Санкт-Петербурге находится намного выше пороговых значений, при этом динамика этого показания имеет тенденцию к снижению, что благоприятно влияет на социально-экономического положение субъекта. Это связано со снижением общего количества совершенных преступлений в Санкт-Петербурге.
В проекции «Социальное развитие» четыре показателя не достигают пороговых значений, а именно отношение средней пенсии к средней заработной плате, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя и число средств, выделяемых на здравоохранение, образование и социальною политику. Основной причиной порождения других угроз является выделение недостаточных средств для эффективного развития
здравоохранения, образования и социальной политики.
Таким образом, следует детально рассмотреть долю средств, выделяемых на развитие
Таблица 3 - Показатели инновационного значения в динамике 2015-2017гг.[2,15,16,17]
Для выявления угроз в инновационной деятельности Санкт-Петербурга необходимо проанализировать показатели проекции «Инновационное развитие» в Таблице 3. Из Таблицы 3 следует, что:
-число лиц, занятых научными исследованиями и разработками на 10 тыс. занятого населения в 2015-2016 гг. не соответствует нормативному показателю, что является угрозой для инновационного развития Санкт-Петербурга;
-внутренние затраты на научные исследования и разработки в процентах к ВРП больше порогового значения, а именно в 2015 г. данный показатель составил 3,23 %, что больше 2,2 %, но при этом его динамика в 2016 г. снизилась. Внутренние затраты на научные исследования и разработки не следует рассматривать в рамках исследования угроз экономической и инновационной безопасности субъекта;
- индекс роста реального дохода населения не соответствует пороговым значениям (не менее 107%), при этом динамика показателя положительная. Индекс роста реального дохода населения связан с проекцией «Социальное развитие», поэтому стоит учитывать индекс как угрозу во взаимосвязи с социальными индикаторами;
- показатель интенсивности затрат на технологические инновации почти в три раза не соответствует пороговому значению. В 2017 г. значение показателя составило 0,9%;
здравоохранения, образования и социальной политики, а также тенденцию изменения уровня заработной платы и пенсий.
развития Санкт-Петербурга и их пороговые
- число поданных заявок на изобретения и полезные модели на 10 тыс. населения в 2016 г. увеличилось до 3,84, при этом в 2017 г. этот показатель снизился до 3,05. Число поданных заявок на изобретения и полезные модели на 10 тыс. населения в Санкт-Петербурге не соответствует пороговому значению (>5), что плохо влияет на инновационное развитие.
Инновационный потенциал в Санкт-Петербурге хоть и выше, чем в других регионах РФ, но при этом многие показатели нуждаются в доработке.
Одной из главных проблем при исследовании индикаторов экономической безопасности Санкт-Петербурга оказался показатель «Инвестиции в основной капитал (в % к ВРП)». Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций экономики региона за 2016 год составил 582,3 млрд руб., что соответствует доле 35,1% объема капитальных вложений по СЗФО и 4,0% по России в целом за 2016 год. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, измеряющий темп роста к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах, в Санкт-Петербурге вырос до 112,4%, что выше показателей СЗФО (108,3%) и России (99,1%) (см. Рисунок 1). Динамика физического объема инвестиций в регионе также опережает и сводный индекс цен на продукцию инвестиционного назначения, который за 2016 год снизился до 105,3% (после заметного
№ п/п Показатель Пороговое значение 2015 2016 2017
Инновационное развитие
1. Число лиц, занятых научными исследованиями и разработками на 10 тыс. занятого населения [2, с. 7] >120 79,1 76,9 -
2. Внутренние затраты на научные исследования и разработки, % к ВРП* >2,2 3,23 3,06 -
3. Индекс роста реального дохода населения, % [16] Не менее 107 96,9 97,2 103,7
4. Интенсивность затрат на технологические инновации (отношение затрат на технологические инновации к объему выпущенной продукции), % [15] >3,2 0,9 1,1 0,9
5.. Число поданных заявок на изобретения и полезные модели на 10 тыс. населения [17] >5 3,32 3,84 3,05
прошлогоднего удорожания с темпом роста 111,8%) [18].
2015 янв-мар 2016 янв-июн 2016 янв-сен 2016 2016
■ Россия ■ СЗФО ■ Санкт-Петербург
Рисунок 1 - Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций экономики, % к соответствующему периоду предыдущего года (составлен автором на
основе данных [18])
Исходя из Рисунка 1 можно сделать вывод о том, что инвестиционная политика в Санкт-Петербурге реализуется в полной мере и имеет положительную динамику. Уровень индекса физического объема в основной капитал в 2016 г. в Санкт-Петербурге превосходит средний уровень по России.
Демографическое развитие Санкт-Петербурга в настоящий момент характеризуется, прежде всего, высокими темпами естественной убыли населения и устойчивой депопуляцией. Именно эти факторы оказали влияние на то, что в проекции «Социальное развитие» некоторые индикаторы не соответствуют пороговым значениям.
Для экономики Санкт- Петербурга важными проблемами являются: нарастающее старение населения, снижение численности населения в трудоспособном возрасте, дефицит рабочей силы на рынке труда, рост демографической нагрузки. Развитие процессов депопуляции и демографического старения населения в
последующие годы обострят проблемы рынка труда, социальной помощи одиноким пожилым людям, вызовут увеличение нагрузки на медицинские учреждения и социальную сферу, сокращение числа учащихся в вузах и средних учебных заведениях.
В связи с тем, что Россия встала на путь цифровизации необходимо развивать каждый субъект. В проекции «Инновационное развитие» (см. Таблица 3) четыре из пяти индикаторов не соответствуют нормативным значениям, это связано с тем, что программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была введена относительно недавно. Несмотря на это, Санкт-Петербург демонстрирует одно из лучших значений по экономическим условиям развития инновационной деятельности (2 место по ИСЭУ) и регион занимает лидирующую позицию по ИНТП [3]. Таким образом, Санкт- Петербург по праву может считаться ведущим центром научно-технического развития и относится к группе сильных инноваторов (см. Таблица 5).
Таблица 4 - Рейтинг инновационных регионов. 2018 [18]
Ранг Регион 1=7,1/29 % от среднего Группа
1 Санкт-Петербург 0,71 183,8
2 Москва 069 179,3
3 Республика Татарстан 0,66 173,3
4 Томская область 0,63 163,9 Сильные инноваторы
5 Новосибирская область 0,57 148,5
6 Калужская область 0,55 143,8
7 Московская область 0,55 142,8
Таблица 4 демонстрирует ведущее положение Санкт-Петербурга в инновационной деятельности; методика расчета показателей рейтинга представлена в источнике.
Оборот организаций в январе-сентябре 2018 года увеличился на 12,8% к
соответствующему периоду 2017 года и составил 8 911,2 млрд руб. Положительная динамика по обороту организаций наблюдается по большинству видов деятельности.
Индекс промышленного производства (ИПП) в январе-сентябре 2018 года составил
104,2% к аналогичному периоду прошлого года. По большинству видов деятельности обрабатывающих производств наблюдается положительная динамика ИПП, а также наблюдается рост объемов отгруженной промышленной продукции.
Объем отгруженной продукции в обрабатывающих производствах составил 2 069,3 млрд руб. (115,5% к январю-сентябрю 2017).
Индекс потребительских цен за январь-сентябрь 2018 года составил 102,5% к декабрю прошлого года, что ниже, чем в аналогичном периоде 2017 года (103,0% к декабрю 2016 года).
За январь-сентябрь 2018 года в бюджет Санкт-Петербурга поступили доходы в сумме 409,1 млрд руб. Годовой уточненный план по доходам исполнен на 75,4%. Темп роста доходов бюджета Санкт-Петербурга за отчетный период составил 109,6% к соответствующему периоду предыдущего года, в том числе темп роста налоговых и неналоговых доходов составил 111,3%.
Внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга за январь-август 2018 года составил 31,2 млрд долларов США. По сравнению с январем-августом 2017 года товарооборот увеличился на 10,3%.
По предварительной оценке, численность постоянного населения Санкт-Петербурга на 1 сентября 2018 года составила 5 356,9 тыс. человек и с начала года увеличилась на 5,0 тыс. человек или на 0,1%.
В январе-августе 2018 года в Санкт-Петербурге родились 43,3 тыс. детей, что на 1,9 тыс. человек меньше значения соответствующего периода 2017 года [16].
Таким образом, можно сделать вывод, что в целом в Санкт-Петербурге преобладают положительные тенденции социально-экономического развития, но исходя из анализа по индикаторам и пороговым значениям угрозы все же есть и нужно стремиться к достижению нормативных значений.
Анализ описанных индикаторов экономической безопасности Санкт-Петербурга позволяет выделить ряд системных проблем, которые должны быть решены в ближайшее время. В ином случае они значительно ограничат дальнейший рост:
- нехватка основных ресурсов развития, прежде всего, финансовых (в последние годы наблюдается заметный спад инвестиционной активности);
- острая нехватка трудовых ресурсов необходимого уровня квалификации, практика привлечения большого числа трудовых мигрантов, занятых на малоквалифицированных рабочих местах, наличие нелегальной трудовой миграции;
- недостаточное развитие системы поддержки науки, региональной инфраструктуры научной деятельности и эффективности использования результатов сектора поисковых исследований и разработок в регионе;
- отставание в развитии объектов энергетической и инженерно-транспортной инфраструктур от потребностей населения и экономики;
- необходимость вложения огромных средств в реконструкцию исторического центра, расселение и ремонт (или снос) ветхого аварийного жилого фонда;
- сокращение доходной части бюджета в результате изменений в налоговом законодательстве и спада инвестиционной активности;
- высокий уровень смертности, особенно среди мужского населения;
- старение населения и связанное с этим увеличение нагрузки на бюджетную систему, социальную сферу и работников, занятых в экономике.
Стратегия развития города предполагает максимальное использование конкурентных преимуществ Санкт-Петербурга как крупнейшего промышленного центра, города передовой науки и инноваций, что подтверждается положением субъекта в рейтинге инновационных регионов России, поэтому необходимо выделить ряд возможностей, за счет которых будет возможно нейтрализовать и предотвратить угрозы, описанные выше:
- высокая концентрация научных учреждений, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования и разработки и обеспечивающих активизацию инновационных процессов;
- выгодное геополитическое положение вблизи границ с Европейским Союзом, на пересечении международных транспортных коридоров, наличие всех видов внешнего и городского транспорта;
- более высокие, чем в среднем по России, темпы экономического роста, многоотраслевая структура экономики, основу которой составляют высокотехнологичные производства и сектор услуг;
- выдающееся историко-культурное наследие и мировая известность города;
- высокий уровень образования и культуры большей части населения;
- выполнение ряда международных и общегосударственных федеральных функций, статус второй столицы России и важного контактного центра региона Балтийского моря;
- наличие развитой социальной сферы, представленной большим числом учреждений здравоохранения, образования, культуры,
социального обеспечения, физической культуры и спорта.
Условия экономического развития предприятий в различных странах отличаются друг от друга. Это зависит от национального уклада жизни, исторических условий развития, а также, от нормативно-законодательной базы. У стран запада накоплен большой опыт планирования в
условиях рыночной экономики, в отличии от России, где многие годы существовал административно-хозяйственный подход в условиях социалистического развития страны.
Таким образом, можно выделить основные преимущества и недостатки каждой из систем (см. Таблица 5).
Таблица 5 - Сравнение систем стратегического планирования Санкт-Петербурга и в рассмотренных ранее странах [19, а 34]
Характеристика системы «Лучшие практики» зарубежных стран В Санкт-Петербурге
Постановка целей и задач Руководство страны ставит цели и задачи стратегического характера Руководство страны ставит цели и задачи стратегического характера
Разработка документов стратегического планирования Разработана целостная система документов стратегического планирования, согласованных друг с другом и подлежащих регулярному обновлению Документы разрабатываются на основе взаимодействия госструктур, бизнеса, экспертного сообщества Разработано множество документов стратегического планирования, часть из которых не согласована друг с другом и не обновлялась с момента утверждения Взаимодействие госструктур с бизнесом и экспертами часто происходит на поздних стадиях подготовки документа и в ряде случаев носит формальный характер
Координация стратегий с проводимой политикой Экономическая политика представляет собой совокупность мер, направленных на достижение стратегических целей и задач Экономическая политика определяется исходя из разных задач, не обязательно тех, которые сформулированы в качестве стратегических
Содержание экономической политики Сделан выбор в пользу создания благоприятных условий хозяйствования для компаний приоритетных отраслей Экономическая политика, реализуемая разными ведомствами, направлена на достижение разных задач (в т. ч. не согласованных друг с другом)
Мониторинг и контроль достижения целей Регулярный мониторинг ключевых показателей с оценкой результативности программ Мониторинг носит формальный характер, оценка исполнения программ проводится в основном с т. з. использования бюджетных средств
Методология Нет определенной методологии оценки социально-экономического развития Нет определенной методологии оценки социально-экономического развития
Единой проблемой в вопросе стратегического планирования является отсутствие определенной методологии, по которой можно было бы точно определить эффективность стратегии.
Что касается положительного опыта, который можно было бы перенять у зарубежных стран, то это могут быть следующие меры:
- создание профильного института (Агентства), ответственного за разработку документов стратегического планирования;
- обеспечение полноценного участия бизнес-сообщества и экспертного сообщества в обсуждении документов стратегического планирования уже на ранних стадиях их подготовки;
- формирование прозрачного механизма отчетности о ходе реализации поставленных стратегических целей и задач;
- совершенствование процедур разработки фискальной и денежно- кредитной политики, обеспечивающих согласование этих видов политики между собой [20, с. 35].
Из опыта европейских стран мы видим, что стратегическое планирование - это многоуровневый процесс, предполагающий взаимосвязь между различными уровнями управления, в результате которого проводится анализ внутренней и внешней среды, анализ ресурсов, целе-полагание, направленное на развитие экономики государства в целом.
В связи с выявленными проблемами, которые выступают в роли угроз для
экономической безопасности Санкт-Петербурга, стоит разработать комплекс мероприятий по каждому из пунктов. Разработанные дополнительные рекомендации, которые будут описаны далее, должны лечь в основу стратегии экономической безопасности субъекта и нейтрализовать имеющиеся угрозы. Таким образом, рассмотрим рекомендации по нейтрализации и предотвращению угроз, выявленных ранее.
1) Обеспечение ресурсами субъекта (в основном финансовыми) и повышение инвестиционной активности. Санкт-Петербург является достаточно привлекательным городом для инвестирования, но в последние годы инвестиционная активность значительно снижается, что значительно сокращает финансирование субъекта. Предлагаются следующие меры для решения данной проблемы:
- усилить роль Администрации города как инициатора инвестиционных предложений;
- усилить координацию деятельности подразделений Администрации Санкт-Петербурга, устранить нарастающее дублирование функций;
- высветить ряд важных проблем и задач развития инвестиционного процесса в городе;
- развить прозрачность правовая база;
- выявить приоритетные направления привлечения инвестиций для достижения стратегических целей развития Санкт-Петербурга
2) Острая нехватка трудовых ресурсов необходимого уровня квалификации, практика привлечения большого числа трудовых мигрантов, занятых на малоквалифицированных рабочих местах, наличие нелегальной трудовой миграции.
Восполнить разрыв между спросом и предложением рабочих мест все-таки возможно за счет привлечения иностранных лиц, но исключительно под строгим контролем и постоянным мониторингом.
Таким образом, основными мерами для восполнения трудовых ресурсов в Санкт-Петербурге являются:
- составление сводного перспективного плана потребности в рабочих и специалистах по отраслям с подробными профессиограммами и психограммами специальностей, условиями оплаты, социальной защиты, продвижения работников, иными сведениями, необходимыми учащимся для осознанного выбора профессии и места работы;
- составление плана начальной профессиональной подготовки рабочих кадров для отраслей (городской заказ) на основе расчетов Комитета по образованию; включает разделы «первичное обучение», «переподготовка», «повышение квалификации»;
- составление плана среднего профессионального образования по отраслям на основе расчетов Комитета по высшей школе (городской
заказ), в т.ч. по контрактной форме обучения; включает разделы «первичное обучение», «ускоренное обучение лиц, имеющих начальное профобразование», «переподготовка», «повышение квалификации»;
- составление плана высшего профессионального образования по отраслям на основе расчетов Комитета по высшей школе (госзаказ), в т.ч. по контрактной форме обучения; включает разделы «первичное обучение», «ускоренное обучение и переподготовка», «повышение квалификации»;
- привлечение иностранной рабочей силы посредством целевой реализации организованного набора и мониторинга за миграционными процессами.
3) Недостаточное развитие системы поддержки науки, региональной инфраструктуры научной деятельности и эффективности использования результатов сектора поисковых исследований и разработок в регионе. Очевидно, что существующая модель экономического развития, основанная на использовании экстенсивных факторов, исчерпала себя и не способна обеспечить достижение высоких социально-экономических показателей.
Несмотря на то, что Санкт-Петербург является одним из самых «образованных» субъектов РФ существует проблема недостаточной эффективности и развития системы поддержки науки. Для разрешения этой угрозы предлагаются следующие дополнительные меры, которые также благоприятно скажутся на инновационной деятельности субъекта:
— концентрация средств федерального и регионального бюджета для решения задачи развития экономики региона по инновационному пути;
— интеграция научного потенциала учреждений и предприятий Петергофа в промышленность региона путем активизации процесса трансфера технологий;
— обеспечение доступ заинтересованных пользователей к базам данных на основе использования современных информационных технологий и компьютерных сетей;
— организация взаимодействия Центра трансфера технологий с аналогичными центрами, созданными Министерством образования и науки РФ.
4) Отставание в развитии объектов энергетической и инженерно-транспортной инфраструктур от потребностей населения и экономики. Для улучшения развития энергетической инфраструктуры необходимо:
- повысить надежность системы энергетического и коммунального обеспечения;
- расширить возможности технологического присоединения новых пользователей;
- расширить существующие инженерные
сети;
- совершенствовать системы управления коммунальным комплексом Санкт-Петербурга.
- Для эффективного развития инженерно-транспортной инфраструктуры следует:
- интенсивно развивать метрополитен в неохваченных районах города;
- развить мультимодальные перевозки в рамках системы общественного транспорта;
- вовлечь железнодорожный транспорт для обеспечения внутригородских пассажирских перевозок;
- ввести новые виды транспорта (скоростные трамваи, трамваи с выделенными полосами движения);
- снизить транспортную нагрузку на исторический центр.
5) Необходимость вложения огромных средств в реконструкцию исторического центра, расселение и ремонт (или снос) ветхого аварийного жилого фонда. На сегодняшний день в Петербурге, по данным Жилищного комитета, насчитывается более трех тысяч аварийных квартир и около тысячи непригодных для жилья, но пока еще не расселенных зданий. Примерно треть жилого фонда имеет износ более 40 %, причем эти дома продолжают ветшать на 3-4 % в год.
У инвестора, желающего построить в исторической части Петербурга жилое здание, есть два пути: найти свободную территорию и получить ее под застройку или возвести объект на месте старого аварийного здания. В последние два-три года застройщики активно выбирают второй путь как более приемлемый. Таким образом, для решения этой проблемы необходимо:
- создать маневренный фонд, аккумулирующий бюджетные и внебюджетные средства для строительства жилья с целью расселения населения из ветхого и аварийного фонда;
- разработать законодательные и финансовые основы строительства фонда для переселения граждан из ветхого и аварийного фонда;
- создать аналитическую систему полной инвентаризации жилищного фонда с классификацией по типам зданий и времени их постройки с последующей паспортизацией;
- разработать порядок признания жилых объектов непригодными для проживания;
- разработать финансово-правовой механизм переселения граждан из ветхого и аварийного фонда и передачи его инвесторам.
6) Высокий уровень смертности, особенно среди мужского населения. Анализ картины смертности начинается с анализа динамики продолжительности жизни для мужчин и женщин, затем выделяется младенческая смертность.
Санкт-Петербург отличается не только стабильным снижением этого показателя, что характерно для всей России, но и минимальными его уровнями, в настоящее время близкими к среднеевропейским - ниже 5% и для мальчиков, и для девочек. При этом, говорится в Концепции, «Сравнение с зарубежными данными свидетельствует о том, что по показателям ожидаемой продолжительности жизни Санкт-Петербург отстает от территорий с близким ему уровнем экономического развития и доходов населения».
Задачами регулирования демографического развития Санкт-Петербурга в области улучшения здоровья и роста продолжительности жизни населения являются:
- создание системы формирования, активного сохранения, укрепления или восстановления здоровья людей, реализации потенциала здоровья людей для ведения активной профессиональной, социальной и личной жизни;
- снижение смертности населения, особенно мужчин трудоспособного возраста, от экзогенных факторов - несчастных случаев, травм, отравлений, в том числе психоактивными веществами, убийств и самоубийств.
Представляется, что первая задача является скорее механизмом для решения второй.
В Концепции Санкт-Петербурга отдельно выделены приоритеты демографического развития в области улучшения здоровья и роста продолжительности жизни. В основном они являются отражением факторов, повлиявших на рост смертности. В их числе:
- формирование у жителей Санкт-Петербурга системы жизненных ценностей, установок и моделей повседневного поведения, способствующих здоровому образу жизни;
- разработка перспективных и увеличение объема существующих мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, обеспечение непрерывности оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека;
- улучшение медицинского обслуживания населения разных возрастных групп;
- совершенствование системы управления охраной труда в Санкт-Петербурге, повышение роли надзорных и контрольных органов в обеспечении охраны труда в организациях в соответствии с требованиями законодательства, создание эффективной инфраструктуры обеспечения охраны труда;
- снижение заболеваемости и травматизма, предупреждение преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь в трудоспособном и детском возрастах;
- улучшение экологической обстановки, снижение распространенности и выраженности негативного воздействия антропогенного загрязнения природной среды на здоровье населения;
- развитие информационно-аналитической базы, обеспечивающей возможность концентрации ресурсов на тех направлениях борьбы со смертностью, где может быть достигнут наибольший социальный и экономический эффект.
Предложенная концептуальная модель включает в себя элементы системы экономической безопасности региона и должна способствовать повышению эффективности управления экономической безопасностью Санкт-Петербурга.
Литература
1. Постановление от 13. 04. 2014 г. N 355 «О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года» // Электронный ресурс - URL: http://spbstrategy2030.ru (дата обращения: 20.10.2018).
2. Наука и инновации Санкт-Петербурга в 2016 году. Стат. сб./ Петростат. - СПб., 2017. - 71 с. // Электронный ресурс - URL: http://petro-stat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/re-sources/16fd9300432ff08daa0bfb6ab3b46521 (дата обращения: 19.11.2018).
3. Павлов В.И. Стратегия экономической безопасности при разработке индикативных планов социально-экономического развития на долго- и среднесрочную перспективу - М.: ИЭ РАН, 2009. - 232 с// Электронный ресурс - URL: https:// inecon.org/docs/ Katalog_IE_RAN_2007-2012.pdf (дата обращения: 18.11.2018).
4. Сенчагов В.К. Модернизация финансовой сферы // Вопросы экономики, № 3, С. 53-64.
5. Красников Н.И., Новикова И.В. «Индикаторы экономической безопасности региона» // Электронный ресурс - URL: http://journals.tsu.ru/uploads/ import/ 843/files/330-132.pdf (дата обращения: 20.11.2018).
6. Аналитическая справка «Уровень жизни населения Санкт-Петербурга в январе-июне 2017 года» »// Электронный ресурс - URL: https://www.gov.spb. ru/static/writable/documents/2017 (дата обращения: 22.10.2018).
7. Аналитическая справка «Инвестиционная деятельность в Санкт-Петербурге в 2016 году»// Электронный ресурс - URL: https://www.gov.spb. ru/static/writable/documents/2017 (дата обращения: 25.10.2018).
8. Отчет об исполнении консолидированного бюджета спб и бюджета тгвф рф на 01.11.2018, 1 ноября 2018// Электронный ресурс - URL: https://fincom.gov.spb.ru/budget/reporting/1 (дата обращения: 17.11.2018).
9. Управление федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области // Петростат - Основные показатели «Валовый региональный продукт Санкт-Петербурга» // Электронный ресурс - URL:
http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petro stat/ru/statistics/Sant_Petersburg/grp/ (дата обращения: 28.10.2018).
10. Уровень инфляции в России // Электронный ресурс - URL: https://russian-inflation.ru/by-regions/szfo/saint-petersburg/ (дата обращения: 13.11.2018).
11. ЕМИСС Государственная статистика // Электронный ресурс - URL: https://fedstat.ru/indicator/40466 (дата обращения: 16.11.2018).
12. Основные показатели рынка труда и сферы занятости в Санкт-Петербурге// Электронный ресурс -URL:
https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/kom_zan/statistic/ (дата обращения: 17.11.2018)
13. Основные показатели демографических процессов в Санкт-Петербурге в 2016 году. Статистический сборник/Петростат - СПб., 2017 - 88с.// Электронный ресурс - URL: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petro stat/resources (дата обращения: 17.11.2018)
14. Федеральная служба государственной статистики «Прирост высокопроизводительных рабочих мест» // Электронный ресурс - URL: www.gks.ru/free_doc/ new_site/rosstat/pok-monitor/2017/pok-3.xls (дата обращения: 17.11.2018)
15. Годовая форма федерального статистического наблюдения № 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации» // Электронный ресурс - URL: http://www.gks.ru/free_doc /new_site/business/nauka/pril4/13.xls (дата обращения: 15.11.2018)
16. Итоги социально-экономического развития Санкт-Петербурга 2017// Электронный ресурс -URL: http://cedipt.gov.spb.ru/ media/uploads /userfiles/ 2018 (дата обращения: 21.11.2018)
17. Сведения об использовании интеллектуальной собственности // Электронный ресурс - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/pri l4/10.xls (дата обращения: 28.10.2018)
18. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 5 / Г.И. Абдрахманова, П.Д. Бахтин, Л.М. Гохберг и др.; под ред. Л.М. Го-хберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 260 с. - 300 экз. -ISBN 978-5-7598-1591-4 (в обл.). // Электронный ресурс - URL: https://www.hse.ru/data/ 2017/06/22/1170263711/RIR2017.pdf (дата обращения: 23.11.2018)
19. Заверский С.М., Киселева Е.С., Кононова В.Ю., Плеханов Д.А., Чуркина Н. М. Стратегическое планирование развития экономики: мировой опыт и выводы для России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2016. № 2. С. 22-40.
20. Российские и мировые тенденции и тренды в сфере стратегического территориального планирования городов, агломераций и регионов // Электронный ресурс - URL: http://glava.perm.ru/upload/pages /1005/Rossij skij e_i_mirovyj e_tendencii_i_trendy_v _sfere_strategichesk.pdf 24 (дата обращения: 23.11.2018).