анализ стратегических
моделей управления экспортным потенциалом
Чичкало-Кондрацкая Ирина Борисовна
д-р экон. наук, доцент, зав. кафедрой международной экономики, Полтавский национальный технический университет имени Ю. Кондратюка chichkaloirina@ gmail.com
Радченко Людмила Николаевна
соискатель, ассистент кафедры международной экономики, Полтавский национальный технический университет имени Ю. Кондратюка radchenko_1986@ukr.net
_Аннотация
В статье предложена авторская классификация стратегических моделей управления экспортным потенциалом стран-лидеров по объемам экспорта на основании систематизации опыта по использованию инструментов государственной поддержки экспорта в этих странах.
Ключевые слова: экспортный потенциал, инструменты государственной поддержки экспорта, стратегические модели управления
В условиях углубления процессов глобализации мировой экономики конкуренция производителей из разных стран за новые и существующие рынки все больше обостряется. В XXI веке присутствие на международных рынках по-прежнему остается важным фактором обеспечения позитивных темпов экономического роста страны, создает надлежащие предпосылки ее интеграции в современную систему мирохозяйственных связей. В силу этого одной из важнейших задач для страны является наращивание ее экспортного потенциала, что невозможно без реализации государством системы инструментов поддержки национальных экспортеров.
Инструменты
по стимулированию экспорта
Внешнеторговый опыт Украины показал, что при отсутствии научно обоснованного подхода к наращиванию и реализации экспортного потенциала страны дискредитируется позитивный
эффект от открытости экономики. Это связано с усилением влияния конъюнктуры внешних рынков на видовую структуру и объемы национального производства. В период восстановления мировой экономики после глобального финансового кризиса 2008-2009 гг. Вследствие отсутствия стратегической модели наращивания экспортного потенциала Украина не только не достигала желаемых тактических результатов, но и потеряла стратегические конкурентные позиции на традиционных и новых внешних рынках [1]. Несмотря на тот факт, что в 2003 г. экспортная квота составила более 57,8%, а в 2011 г. - 53,8%, экономические показатели развития экспортирующих предприятий не достигли своих максимальных значений, сохранялась сырьевая направленность экспорта с преобладанием товаров низкой степени готовности и среднетехнологической продукции машиностроения, что свидетельствует о неэффективной реализации экспортного потенциала Украины.
Анализ международного опыта по поддержке и стимулированию внешнеэкономической деятельности, в частности, экспорта, показывает, что такое содействие осуществляется достаточно эффективно во многих развитых странах Америки, Европы и Азии. Однако наибольшего совершенства государственная поддержка экспорта достигла в США.
В основном система мероприятий, направленная на наращивание экспортного потенциала страны и ее территориально-административных единиц, предполагает использование разнообразных инструментов по стимулированию экспорта: информационно-консультационные, организационно-коммуникационные, финансово-страховые, институциональные1.
При этом для достижения стратегических экономических целей государствами часто используется внешнеторговая деятельность. Поэтому экспорт имеет самую разную направленность. Универсальные направления предназначены для реализации на международном рынке диверсифи-
одной из важнейших задач
для страны является наращивание_
1 Система государственного и/или регионального содействия внешнеэкономической деятельности.
потенциала
цированного товарного предложения и удовлетворения потребностей глобальных покупателей. Отраслевые - для продвижения продукции определенных отраслей, получивших статус экспор-то-ориентированных с государственной поддержкой.
Географические направления поддерживают внешнеэкономические связи с близкими странами-соседями или с подобной моделью экономического развития.
Таким образом, в зависимости от особенностей комбинирования вышеприведенных инструментов и направленности экспорта, целесообразно выделить несколько стратегических моделей управления экспортным потенциалом зарубежных стран (см. рис. ниже).
По характеру использования или доминирования
инструментов содействия внешнеэкономической деятельности
финансово- организационно- информационно- институциональные/
страховые коммуникационные консультационные региональные
А. Б. В. Г.
Германия, Азербайджан, Армения, Россия, Украина, Молдавия
щ _а Великобритания, Казахстан, Киргизия, Дания, Бельгия, Таджикистан,
о Швеция, Узбекистан, Австрия, Туркмения,
с^ со Франция, Канада США Люксембург, Финляндия, США
Испания, США, Польша, Канада,
¡5 Китай, Италия, США, Финляндия
О. о с Болгария
о ^ Д.
о т Сингапур,
щ о Гонконг, - - -
т о. о. о Южная Корея,
с ^ Япония
о Е. Ж.
ГО Куба Северная Корея,
страны, которые
■Ц - - развиваются
сх (в особенности
2 Африкан ского
континента)
Составлено автором [2, 3, 4, 5]
Рис. Матрица стратегических моделей управления наращиванием экспортного потенциала развитых стран
В зарубежных странах, представленных на рис. и отнесенных к группам А и Д, на национальном уровне используются преимущественно различные системы финансовой поддержки экспорта, получившие должное институциональное оформление через специальные организации: экспортные кредитные агентства и страховые экспортные агентства. Сфера их деятельности охватывает предоставление прямых займов или кредитов импортерам, а также страховок или гарантий:
- по займам финансовых учреждений покупателям в странах-импортерах;
- от неплатежей по кредитам, выданным экспортером покупателю в стране-импортере. Доминирование организационно-коммуникационных мер содействия внешнеэкономической деятельности характерно для стран группы Б. Эти меры призваны содействовать установлению деловых контактов путем постоянного мониторинга национального законодательства на предмет не ухудшения условий для экспортной деятельности, а также через презентацию отечественной продукции внутри страны и за рубежом на конкурсах, международных выставках, ярмарках, в СМИ [6].
Для стран из групп В и Е преимущественным фактором повышения конкурентоспособности предприятий-экспортеров является эффективная работа по предоставлению консолидированной информации о потребностях потенциального контрагента, его платежеспособности, а также оценка законодательного поля по ведению внешнеэкономической деятельности на определенном региональном рынке за счет бесперебойности и высокой скорости обмена данными на общедоступном информационном портале.
Стратегическая модель управления экспортом стран из групп Г и Ж основывается на согласовании их внешнеэкономической политики с интересами бизнеса путем эффективного функционирования:
- государственных или региональных институтов по продвижению экспорта - специальных департаментов и советов экспортеров при министерствах;
наибольшего_
совершенства_
государственная_
поддержка экспорта достигла в США
слаженность
_действий и скорость
адаптации к внешним
бюрократизации государственного аппарата
- агентств по продвижению экспорта (Финляндия);
- региональных центров по стимулированию экспорта (США).
В обобщенном виде на данные институты возложено
1) создание благоприятного торгового имиджа страны,
2) углубление двусторонних отношений;
3) проведение маркетинговых мероприятий;
4) исследование экспортных рынков;
5) подготовка публикаций, показывающих выгоды экспорта;
6) создание баз данных, позволяющих устанавливать контакты между экспортерами и импортерами;
7) техническое содействие и тренинг экспортеров.
Вывод
. Проведенный анализ стратегических моделей равления наращиванием экспортного потенциала зарубежных стран показывает: во-первых, масштабность и всеохватность такой государственной поддержки зависит от надлежащего финансирования (при этом такие страны, ак США, Финляндия используют весь спектр инс->ументов стимулирования экспорта); вторых, слаженность действий и скорость адаптации к внешним шокам напрямую зависит от уровня бюрократизации государственного аппарата;
в-третьих, в условиях мировой экономической нестабильности дешевыми способами поддержки экспортеров (причем разрешенными в рамках ВТО) остаются:
- страхование экспорта;
- осуществление информационно-консультационной и организационно-коммуникационной работы на уровне страны и ее регионов; в-четвертых, наращивание экспортного потенциала невозможно без содействия со стороны государства, а потому требует имплементации понятного, стабильного и прогнозируемого, недискриминирующего экспортеров, законодательства во внешнеэкономической сфере;
в-пятых, эффективность любых мер по наращиванию экспортного потенциала страны повышается при условии уменьшения уровня коррумпированности в государственном секторе, в частности, на всех уровнях институциональной системы поддержки экспорта. 2. С целью формирования эффективной модели управления наращиванием экспортного потенциала Украины следует перейти от модели, в которой доминируют информационно-консультационные инструменты содействия внешнеэкономической деятельности, к модели с преобладанием финансово-страховых и организационно-коммуникационных мер. Финансово-страховые меры определяются субсидированием кредитных ставок по экспортным кредитам, предоставлением долгосрочного экспортного кредитования, государственными гарантиями.
Организационно-коммуникационные меры включают в себя:
- практику организации бизнес-делегаций и проведения двусторонних заседаний рабочих групп по поддержке экспорта промышленной продукции, к участию в которых приглашаются региональные экспортоориентированные предприятия;
- использование торгово-промышленных миссий для продвижения продукции на перспективных рынках сбыта путем активизации выставочной деятельности на территории Украины и за рубежом, а также обеспечения требуемого уровня представления украинских товаров на международных форумах, презентациях и т.п.
Литература
1. Солодковський Ю.М. Конкурентш моделi роз-витку експорту: Автореф. дис. канд. екон. наук: 08.05.01 / Ю.М. Солодковський / Кшв. нац. екон. ун-т. - К., 2005. - 20 с.
2. Приходько С.В. Стимулирование экспортной деятельности в зарубежных странах и практика поддержки экспорта в России / Под общей ред. С.В. Приходько. - М., 2007. - 159 с.
3. Щодо необхщносп посилення державно'! шд-тримки украшського експорту. Аналогична запис-
наращивание
экспортного_
потенциала невозможно без содействия
со стороны_
государства
_
ка Н1СД. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.niss.gov.ua/Monitor/april08/23.htm.
4. Белшська Я.В. Шдтримка експорту: зарубiжний досвiд уроки для Украши // Стратегiчнi прюрите-ти. - 2008. - № 3.
5. Сорокин К.В. Возможность адаптации мирового опыта государственной поддержки экспорта российских производителей: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.14 / К.В. Сорокин. - М., 2007. - 28 с.
6. Система мер государственной поддержки российского экспорта // Экономика России: XXI век. - 2006. - № 17. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ruseconomy.ru/ nomer17_200410/ec07.html
Irina B. Chichkalo-Kondratskaya
Doctor of Economic Sci., Associate Professor, Head of the Academic Department of International Economy, Poltava National Technical University named after Yuri Kondratyuk Ludmila N. Radchenko
Applicant, TeachingAssistant of the Academic Department of International Economy, Poltava National Technical University named after Yuri Kondratyuk
Analysis of Strategic Models of Export Potential Management
_Abstract
The author's classification of strategic management models of export potential of the leading countries in terms of exports on the basis of systematic practices for using the instruments of state support for exports to these countries is considered in the article.
Keywords: export potential, the instruments of state support for exports, strategic management model