УДК 37 (091)
Горбачева Елена Юрьевна
соискатель, старший преподаватель кафедры документоведения и языковой коммуникации, Донского государственного технического университета, учитель русского языка гимназии Донского государственного технического университета [email protected]
АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Gorbachova Elena Yuryevna
PhD applicant, Senior lecturer of the Document Science and Language Communication Department, Don State Technical University, Russian language teacher at the Grammar School under the Don State Technical University [email protected]
ANALYSIS OF SPECIALIZED EDUCATION FORMATION IN RUSSIA
Аннотация:
Данная статья представляет собой краткий обзор исторического опыта развития системы профильного обучения в России с XVII в. по настоящее время. Истоки становления непрерывного профильного образования уходят в историческое прошлое и являются бесценным опытом, который нельзя игнорировать в период модернизации современной средней школы.
Ключевые слова:
профильное образование, дифференцирован-ность обучения, траектория образования, про-филизация школы.
Summary:
The article gives a brief review of the historical experience of the specialized training system development in Russia. The educational system is a developing and evolving phenomenon. The origins of the continuing specialized education formation go back to the historical past and are an invaluable background which cannot be ignored in the period of modernization of the contemporary secondary school.
Keywords:
specialized education, differentiation of teaching, path of education, school specialization.
Введение. Образование на современном этапе общественного развития приковывает к себе все более пристальное внимание. На повестке дня остро стоит вопрос о формировании новой модели образования, реализация которой смогла бы обеспечить переход к новому типу социального развития и придать ему новые импульсы. Проблема становления личностно ориентированного образования представляет собой одну из наиболее острых общественных проблем.
Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа. В последнее десятилетие не только негосударственные образовательные учреждения, но и муниципальные стремятся изменить статус, становятся гимназиями или лицеями. В связи с принятием «Концепции общего среднего образования» (1988 г.), «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» (2000 г.), «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002 г.), идеи, ушедшие в прошлое, приобретают новое звучание и актуальность. И сейчас мы возвращаемся к системе профильного образования, давно существовавшей в России. Безусловно, речь идет о принципиально новом подходе, принципиально новом взгляде, и тем не менее гимназии и лицеи как элементы образовательной системы имеют давнюю историю. А значит, накоплен немалый опыт в реализации идеи профильного образования.
Методы исследований исторической дифференциации образовательных учреждений
Основой профилизации служит дифференциация. В настоящее время данное понятие широко используется во многих науках. В нашем исследовании мы исходили из его семантического значения. «Дифференциация» - это разделение, расчленение, расслоение чего-либо на отдельные разнородные элементы [1]. Данное понятие мы используем совместно с термином «обучение». В наиболее употребительном смысле он означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества [2].
Проанализируем исторические аспекты становления профильного обучения в России.
Становление национальной государственной образовательной системы восходит к XVII в. Обучение в большей степени носило прикладной характер. Нам кажется возможным дифференцировать образовательные учреждения этого периода по формальным и содержательным признакам. Так как в XVIII в. мы наблюдаем зарождение целой образовательной системы.
1. Школы: начальное общее образование и профессиональная подготовка. В школы зачислялись дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян. В них обучали грамоте и письму, арифметике и элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. Такие школы назывались цифирными школами или цифирными училищами. Гарнизонные школы: военная школа Преображенского полка, артиллерийские школы, навигацкая, хирургическая, инженерная, горнозаводская. Обучение в них сочетало в себе начальные образовательные навыки, такие как грамота и специальная подготовка.
2. Корпуса: общее образование, специальное образование, светское воспитание. Сухопутный шляхетский корпус, Морской кадетский корпус, Артиллерийский и Инженерный дворянские корпуса. Приоритетом образовательной политики в этом направлении было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. В программу обучения включены были такие предметы как математика, история, политика, география, артиллерия, фортификация, немецкий, французский, латинский языки, чистописание, грамматика. Предметы эстетического курса: риторика, мораль, геральдика, рисование, танцы. Подготовка по фехтованию, верховой езде. В Морском кадетском корпусе впервые были введены вступительные конкурсные испытания и пробное плавание. Важно, что по окончании обучения выпускники могли самостоятельно выбирать сферу деятельности: либо это военная служба, либо служба гражданская, чиновничья.
3. Воспитательные дома: воспитание и общее образование. Новая для Росси форма образовательного учреждения. Попытка создания системы народного образования. Для этой цели был привлечен Иван Иванович Бецкой (1704-1795 гг.), который, как все просветители XVIII в., очень высоко ставил роль воспитания в общественной жизни, говорил, что «корень всему злу и добру - воспитание». Он рассчитывал создать путем воспитания «новую породу людей» - образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, а также разночинцев - «третий чин людей», которые занимались бы промышленностью, торговлей, ремеслом. Учеников делили на три группы сообразно их природным дарованиям:
- люди способные к наукам. Они должны были продолжать изучать науки в высших учебных заведениях;
- люди способные в искусствах и ремеслах. Они должны были становиться искусными мастерами;
- люди способные лишь к самой простой работе, к физическому труду [3].
4. Гимназии: профильное непрерывное образование.
При Академии наук был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете - гимназия. Новым было то, что это первая академическая гимназия. Ее целью была подготовка к слушанию лекций в университете. Ломоносов в своих трудах отмечал отсутствие преемственности между образовательным процессом гимназического и университетского обучения. Он считал необходимым положить в основание учебного курса высшей школы постепенность перехода от широкого общего образования к специализации по отдельным наукам.
Именно в XVIII в. зародилась идея профильной школы.
Самостоятельное существование гимназий начинается собственно с 1803 г. Гимназия провозглашалась основным типом среднего образования в стране и являлась бессословным учебным заведением. «Учреждение гимназий имеет двоякую цель:
- приготовление к университетским наукам юношества, которое по склонности к оным или по званию своему, требующему дальнейших познаний, пожелает усовершенствовать себя в университетах;
- преподавание наук, хотя начальных, но полных в рассуждении предметов учения, тем, кои, не имея намерения продолжать оные в университетах, пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека» [4].
5. Лицеи. 12 апреля 1810 г. Министерство народного Просвещения издает «Постановление о Царскосельском Лицее». После смерти Александра I темпы развития лицейского образования в России резко снизились, и к началу XX в. этот тип образования практически прекратил свое существование.
В первой половине XX в. в образовательной практике появились профуклоны, создавались программы: максимум и минимум для школ с разными условиями работы (с хорошими и плохими) [5].
В противоположность прежней сословно-классовой школе создавалась единая для всех слоев населения трудовая школа, разделенная на две ступени: 1-я с 5-летним, позднее - 4-летним сроком обучения для детей 8-13 лет; 2-я с 4-летним, позднее - 5-летним сроком обучения для детей 13-17 лет. Работа школы строилась на основе принципов связи с жизнью, национального и полового равноправия, обучения на родном языке.
Вторая половина XX в. - период застоя. Фактически игнорировались индивидуальные особенности детей и подростков, весь учебный процесс был ориентирован на несуществующего «среднего» ученика.
По инициативе академика М. Лаврентьева были созданы три школы интерната для математически одаренных детей в Москве, Ленинграде и Новосибирске. Примерно в это же время стали открываться физико-математические классы в общеобразовательных школах [6].
В начале 1970-х гг. профилизация осуществлялась через факультативные занятия, спецклассы и спецшколы с углубленным изучением ряда предметов (главным образом математики, физики и вычислительной техники).
Конец XX в. - начало реформирования общего образования.
В этот период были разработаны следующие основные принципы: демократизация; плюрализм образования, его многоукладность, вариативность и альтернативность; народность и национальный характер образования; открытость образования; регионализация образования; гуманизация образования; гуманитаризация образования; дифференциация образования; развивающий, деятельностный характер образования; непрерывность образования.
Результаты исследования. Среди разных типов учебных заведений самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы, лицеи и гимназии, которые взаимодействуют с вузами и к настоящему времени приобрели признаки обучения, направленного на индивидуальное развитие личности. В числе общих требований к содержанию образования, выдвинутых Законом «Об образовании РФ» -ориентация на самоопределение личности, создание условий для ее самореализации.
Вывод. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в историческом контексте образовательная траектория кардинально изменилась, сохранив при этом содержательные аспекты образования (обучение и воспитание). От удовлетворения культурно-образовательных запросов определенного социального слоя, через удовлетворение социально-экономических запросов государства к удовлетворению социальных, экономических, культурных интеллектуальных потребностей общества в целом и отдельной личности в частности. Средняя школа из образовательного института (учреждения) становится социальным. Наиболее оптимальной и эффективной, на наш взгляд, является современная система образовательных учреждений, где задачи профильности призваны решить лицеи и гимназии, опираясь на культурноисторический образовательный опыт.
Ссылки:
1. Миронов А.В. Социально-гуманитарное образование сегодня: проблемы и перспективы // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. С. 13-32.
2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д, 1999.
3. Колесникова И.А. Природа гуманитарного знания и его миссия в современном обществе перспективы // Социальногуманитарные знания. 2001. № 3. С. 33-46.
4. Алешенцев А.А. История гимназического образования в России (XVIII-XIX вв.). СПб. 1912. С. 1, 8, 18, 26.
5. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга I. Система
профильного обучения старшеклассников: методическое пособие. М., 2004. С. 25, 73.
6. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., Т. 1. А-Й. 1981. С. 404.