Научная статья на тему 'Анализ становления и развития Интернет-торговли потребительскими товарами в Китайской Народной Республике'

Анализ становления и развития Интернет-торговли потребительскими товарами в Китайской Народной Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / E-COMMERCE / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ELECTRONIC PAYMENTS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENTAL REGULATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ECONOMIC INTEGRATION / АЗИАТСКИЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ / ASIAN E-MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузминых Юлия Валерьевна, Шанидзе Кристина Олеговна

В статье представлен анализ динамики развития сектора Интернет-торговли Китайской Народной Республики, проанализированы нормативные основы регулирования деятельности Интернет-продавцов и участников платежной инфраструктуры, выявлены перспективы использования Интернет-торговли как инструмента экономической интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF REPUBLIC OF CHINA B2C INTERNET-TRADE DEVELOPMENT

N this article the dynamic indicators of e-commerce development in China is considered. The governmental regulation of traders’ and e-payment providers’ activity was evaluated. The e-commerce was also examined as a tool for economic integration.

Текст научной работы на тему «Анализ становления и развития Интернет-торговли потребительскими товарами в Китайской Народной Республике»

УДК 339

АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ТОВАРАМИ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Кузминых Ю.В.

Шанидзе К.О.

В статье представлен анализ динамики развития сектора Интернет-торговли Китайской Народной Республики, проанализированы нормативные основы регулирования деятельности Интернет-продавцов и участников платежной инфраструктуры, выявлены перспективы использования Интернет-торговли как инструмента экономической интеграции

In this article the dynamic indicators of e-commerce development in China is considered. The governmental regulation of traders' and e-payment providers' activity was evaluated. The e-commerce was also examined as a tool for economic integration

Ключевые слова: электронная торговля; электронные платежи; государственное регулирование; экономическая интеграция; азиатский рынок электронной

торговли

Keywords: e-commerce; electronic payments; governmental regulation; economic integration; Asian e-market

Мировым лидером по темпам роста и объемам Интернет-торговли считается Китайская Народная Республика (КНР). Доступ в сеть Интернет имеют 54,5 % населения страны, из них 300 млн чел. являются участниками рынка электронной торговли (13 % от общей численности населения КНР)1.

Модель организации электронной торговли в Китае характеризуется активной позицией государства, которое не ограничивается созданием нормативно-правовой базы, но определяет цели участников электронного рынка для решения приоритетных экономических задач. Политика Правительства Китая в сфере электронной торговли имеет комплексный подход, включающий три стадии: направление, стимулирование и содействие. На государственном уровне определяются направления развития электронной торговли, стимулируется экономическая активность субъектов электронного рынка. Государство также оказывает им поддержку в реализации поставленных задач.

Самостоятельный выход производителя продукции на электронный рынок не является обычной практикой в Китае. На выполнении торговых операций в сети специализируются посредники - Интернет-магазины, размещающие свои предложения на электронных торговых площадках. Осуществление

1 Экономическая статистика КНР // Официальный сайт Министерства торговли КНР. URL: http:// www.search.mofcom.gov.

платежных операций находится в компетенции интегрированных в сеть платежных систем - электронных провайдеров.

Рынок электронной торговли Китая относится к рынкам «нового поколения» в соответствии с классификацией аналитического агентства A.T. Kearney и является вторым по степени привлекательности после США (индекс A.T. Kearney равен 77,93 из 1002). По объему электронной торговли китайский рынок считается крупнейшим в мире (392,34 млрд долл.), с самыми высокими темпами роста (29 %). Проанализируем некоторые показатели динамики объема электронной торговли в КНР. В сравнении, например, с европейским китайский рынок начал формироваться относительно недавно. Поэтому данные представлены в меньшем объеме и период наблюдения составляет семь лет - с 2008 по 2014 год (таблица).

В таблице использованы следующие обозначения: t - номер периода наблюдения, dц и dб - абсолютный прирост показателя цепной и базисный соответственно, Кц -цепной темпа роста, Тц - цепной темп прироста, период U - показатель относительного ускорения ряда динамики, А % - абсолютное содержание процента прироста.

Таблица

Аналитические показатели динамики объема электронной торговли Китая3

Год t Объем электронной торговли в млрд долл. Абсолютный прирост в млн евро Темп роста в % Темп прироста в % U A %

йц d6 Кц Тц

2008 1 21,7 - - - - -

2009 2 42,3 20,6 20,6 1,95 1,95 - 10,57

2010 3 80,8 38,5 59,1 1,91 3,72 -0,04 20,16

2011 4 124,2 43,4 102,5 1,54 5,72 -0,37 28,23

2012 5 192,6 68,4 170,9 1,55 8,88 0,01 44,11

2013 6 305,8 113,2 284,1 1,41 14,09 0,04 71,30

2014 7 393,4 87,6 371,7 1,29 18,13 -0,30 68,09

При анализе данных таблицы в первую очередь необходимо отметить, что темп роста объема электронной торговли Китая выше среднемирового уровня. В 2014 году темп роста составил 29 %4. Такие значения, очевидно, указывают на экстенсивный характер развития электронной торговли в Китае.

2 The Global Retail E-Commerce Index 2015. URL: http://www.atkearney.com.

3 Экономическая статистика КНР // Официальный сайт Министерства торговли КНР. URL: http:// www.search.mofcom.gov.cn/swb/searchList.jsp.

4 World Development Indicators // Google Public Data. URL: http://www.google.com/publicdata/explore.

Экстенсивный рост предполагает преимущественный рост за счет увеличения одного показателя в контексте развития китайского рынка электронной торговли и ввиду того, что он находится на стадии становления. В качестве этого фактора выступает первичный инфраструктурный показатель темпа информатизации и проникновения сети Интернет.

Если обратиться к величине показателя «Абсолютное содержание 1 % прироста», можно сделать вывод о том, что его наибольшее значение в 2013 году объясняется первыми результатами реализации пятилетнего плана Правительства Республики КНР по развитию информационной инфраструктуры, принятого в 2012 году5.

Основы национальной стратегии развития электронной торговли изложены в документе «Некоторые взгляды Канцелярии Государственного совета Китайской Народной Республики на ускоряющееся развитие электронной торговли»6. В нём представлено семь основных направлений, подразумевающих осуществление комплекса институциональных мер по ускорению темпов роста электронного рынка, а именно:

1. Внесение изменений в законодательные акты КНР для создания благоприятных условий развития электронной торговли.

2. Создание системы комплексной поддержки электронной торговли в сфере кредитования, осуществления электронных платежей и логистики.

3. Обеспечение доступности информации и пропаганда электронной формы торговли среди производителей и потребителей.

4. Совершенствование технической базы и обслуживающих электронную торговлю систем.

5. Подготовка квалифицированных специалистов.

6. Расширение международного сотрудничества.

7. Оказание помощи представителям электронного бизнеса для участия в международных торгово-промышленных выставках.

Кроме того, в «Национальной стратегии экономического развития до 2025 года» направление информатизации указано как одно из приоритетных. В связи с расширением доступа населения к сети Интернет Правительство КНР планирует распространить сети 3G и 4G среди 85 % населения (1,2 млрд чел.), то есть опередить по величине данного показателя лидеров электронного рынка Европейского союза к 2020 году.

В 2015 году разработан план действий в сфере информатизации китайского экономического сообщества «Интернет+»7, подразумевающий стимулирование

5 Chinese regulation guidelines. E-commerce. URL: http://www.shnuodi.com.

6 Некоторые взгляды Канцелярии Государственного совета Китайской Народной Республики на ускоряющееся развитие электронной торговли // Официальный сайт Министерства торговли КНР URL: http:// www.search.mofcom.gov.cn.

7 Государственный проект «Интернет+» Министерства промышленности и информатизации КНР // Официальный сайт Министерства торговли КНР. URL: http://www.search.mofcom.gov.cn.

новейшего сектора мобильной электронной торговли и мобильных платежей, а также направленный на распространение облачных технологий хранения массивов данных (создание национальных аналогов GoogleCloud, iCloud).

Необходимо отметить, что развитие технологий и информатизация Китая осуществляются форсированными темпами, благодаря комплексному подходу государства к направлению и стимулированию внедрения технологий электронной торговли в национальную коммерческую практику. Регулирование национального рынка электронной торговли осуществляет Министерство промышленности и информатизации КНР, Министерство торговли КНР, в состав которого входят различные структурные подразделения, в том числе экспертная комиссия по развитию мобильной электронной торговли, экспертная комиссия национального института развития электронной инфраструктуры, институт электронной коммерции КНР.

В контексте характеристики товарной структуры электронного рынка Китая следует отметить, что более половины объема электронной торговли в КНР приходится на сегмент «электроника и техника», на втором месте -категория товаров «одежда и обувь» (27 % от всего объема электронной торговли), 6 % составляет товарная группа «косметика и парфюмерия» (рисунок). Доля остальных сегментов рынка не превышает 5 %. Поэтому можно сделать вывод о том, что в целом для Китая характерны общие черты мировой товарной структуры электронного рынка, но он еще не достаточно диверсифицирован.

На рынке электронной торговли в КНР насчитывается более 350 млн продавцов. В структуре десяти крупнейших и наиболее популярных Интернет-магазинов по количеству уникальных посетителей в месяц, как и в структуре лидеров Интернет-торговли США, преобладают национальные компании. Только американскому Интернет-магазину Amazon удалось занять седьмое место среди крупнейших продавцов на китайском электронном рынке.

Крупнейшим участником китайского электронного рынка является Alibaba Group. Alibaba включает в себя несколько площадок Taobao (ориентирован на розничную торговлю), Tmall (торговля между физическими лицами) и оптовая площадка (торговля между организациями).

В сумме торговые площадки Alibaba насчитывают более 231 млн активных пользователей. В 2014 году размещено более 11,3 млрд заказов общей стоимостью 37 млрд долларов. В сущности, Alibaba Group является аналогом американского электронного торгового пространства E-bay, обслуживающая Alibaba платежная система - альтернативная PayPal китайская платёжная система уровня 5PL - Alipay.

Alipay основывается на использовании пластиковых карт, в частности, китайской национальной платёжной системы UnionPay, глобальная эмиссия которой в 2014 году достигла объёма 3,4 млрд пластиковых карт, а также картах VISA и MasterCard. Сегодня Alipay насчитывает более 800 млн

пользователей и является крупнеишим электронным платёжным провайдером в Китае. Его доля в КНР в общем объеме платежных транзакций электронной торговли составляет 30 %, в то время как при помощи американского PayPal в Китае осуществляется только 1 % платежей. Кроме Alibaba эта платёжная система обслуживает ещё более 460 тысяч торговцев в мире, в рамках платежной системы доступны операции в 14 валютах. Как и PayPal, Alipay осуществляет арбитраж в электронной коммерции. «Alipay» также резервирует оплату до истечения контрольного срока с момента получения покупки. Если в случае спора Alipay принимает сторону продавца, то полностью возвращает произведённую покупателем оплату.

Рис. Товарная структура рынка электронной торговли Китая в 2014 году8

Главное преимущество платёжных провайдеров уровня 5PL заключается в их глубокой интеграции в торговую инфраструктуру. Риски покупателя минимальны. Приобретая товар, он всегда может получить средства обратно, если товар не соответствует описанию или испорчен при пересылке. Возможность мгновенной оплаты товара и возврата средств через Интернет формирует высшую степень доверия у покупателей на рынке электронной торговли.

Китайская модель предполагает приоритет институционального развития электронной коммерции как инструмента продвижения китайских товаров на внешние рынки. Объем международной электронной торговли составил более 27 млрд долл.9 В структуре электронной внешней торговли доминирует импорт (76 % от внешнеторгового оборота), основными контрагентами выступают США, Гонконг, страны Западной Европы, преимущественно Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды. Импорт высокотехнологичных

8 The Global Retail E-Commerce Index 2015. URL: http://www.atkearney.com.

9 The Global Retail E-Commerce Index 2015. URL: http://www.atkearney.com.

товаров осуществляется преимущественно из Японии и Южной Кореи. Кроме того, КНР использует инструмент электронных продаж и для решения глобальных задач.

В 2010 году Китай, Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд создали зону свободной торговли CAFTA (China and ASEAN free trade area) на базе стран - членов АСЕАН10. В условиях недостаточного развития традиционных каналов товародвижения электронная коммерция является одним из механизмов, которые на сегодняшний день обеспечивают прирост взаимной торговли CAFTA на 20 % ежегодно.

Электронная торговля - объект, который рассматривается в Китае не как источник налоговых поступлений (национальные Интернет-магазины не облагаются НДС, Интернет-магазины с иностранным участием платят сниженные таможенные пошлины при импорте товаров на территорию КНР), а как стратегически важный механизм ускорения темпов экономического роста.

В январе 2015 года Министерством промышленности и информатизации КНР сняты ограничения на долю иностранного капитала в сфере обработки данных в режиме реального времени и обработки операций (электронная торговля) в Шанхайской зоне свободной торговли11. Ранее иностранное участие в предприятии электронной торговли ограничивалось 50 %, в Шанхайской зоне - 55 %. Интернет-магазин должен быть зарегистрирован в зоне свободной торговли, но осуществлять коммерческую деятельность имеет право на всей территории Китая. Обязательным условием является получение лицензии на ведение коммерческой деятельности в Интернете.

Реформа затрагивает деятельность розничных Интернет-магазинов. При осуществлении оптовых продаж либо оказании другого вида услуг, для которых необходима отдельная лицензия (например, услуг электронных платежей), в большинстве случаев предприятие со стопроцентным иностранным капиталом не сможет получить лицензию. Это подтверждает тот факт, что Китай делает ставку на развитие национальной платежной инфраструктуры и негативно относится к попыткам иностранных платежных провайдеров проникнуть на национальный рынок электронной торговли.

В контексте выявленных особенностей развития электронного рынка КНР нельзя не заметить очевидное сходство с отечественным рынком электронной торговли. Оба сегмента являются экстенсивно растущими, а ключевым фактором роста выступает все большее распространение сети Интернет в регионах. В настоящее время доступ к сети Интернет, как уже было сказано выше, имеет 54,5 % населения КНР. В России этот показатель составляет

10 Qin Z., Li S D., Zhang L., Xie G T. & Yan L X. An Introduction to E-Commerce. Beijing: People's Post and Telecommunication Press, 2009. P. 160.

11 Объявление Министерства промышленности и информатизации КНР «О снятии ограничения на долю иностранного капитала» // Официальный сайт Министерства торговли КНР URL: http://www.search.mofcom.gov.cn.

69,4 %12. Однако ввиду отраслевых различий физического сектора и несоразмерности объемов производства в КНР и России не все инструменты регулирования Интернет-торговли, успешно применяемые в Китае, приемлемы для отечественного рынка электронной торговли. Рассмотрим последовательно возможности заимствования китайского опыта развития Интернет-торговли.

1. В первую очередь представляется необходимым упорядочить нормативно-правовое регулирование в области электронной торговли для обеспечения единообразного и транспарентного подхода к пониманию термина в соответствии с международной коммерческой практикой. В КНР основным нормативным источником выступает документ «Некоторые взгляды Канцелярии Государственного совета Китайской Народной Республики на ускоряющееся развитие электронной торговли». Важно и конкретизировать термин «электронная торговля» в Постановлении Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».

Кроме того, Федеральный закон «Об электронной торговле» существует только на стадии проекта. Между тем его разработку и принятие в условиях растущих объемов электронной торговли необходимо форсировать. Федеральный закон должен иметь четкую структуру и содержать основы нормативно-правового регулирования данной сферы деятельности в России, что будет способствовать не только упорядочению коммерческой практики данного вида, но и повышению доверия покупателей к этому виду торговли.

2. В контексте налогообложения участников рынка электронной торговли следует придерживаться стимулирующей налоговой политики. Это объясняется тем, что для стадии экстенсивного роста рынка электронной торговли, на которой сейчас и находится отечественный рынок, высокие ставки налогообложения будут только стимулировать разработку механизмов уклонения от уплаты налога. Данный факт очевиден ввиду практики коммерческой деятельности оффшорных Интернет-магазинов, а обеспечить необходимый контроль на современном этапе не представляется технически возможным.

В то же время китайский подход переноса налогового бремени с электронных продавцов на производителей также не подходит для отечественной электронной торговли, так как масштабы производства в КНР и РФ несопоставимы. В связи с этим наиболее рациональным выглядит подход введения налоговых льгот для отечественных участников рынка электронной торговли.

3. Целесообразно упорядочить деятельность электронных платежных провайдеров. Осуществлять регистрацию и постановку на налоговый учет всех Интернет-магазинов в России по аналогии с китайским подходом - экономически неэффективная мера, а регистрировать и лицензировать деятельность электронных платежных провайдеров - мера необходимая.

12 Регионы России. Социально-экономические показатели - 2015 г // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_14p/Main.htm.

Во-первых, при наличии государственной регистрации возрастает уровень доверия покупателей к системе электронных платежей. Переход к безналичным онлайн-расчетам в системе платежных провайдеров обеспечит быстроту проведения платежных операций и в перспективе позволит снизить количество наличной денежной массы, сделав, таким образом, сферу расчетов легко контролируемой, прозрачной и гибкой.

Во-вторых, устанавливая требования к отчетности этих субъектов электронного рынка, государство фактически делегирует им обязанности по осуществлению контроля над участниками электронного рынка. Для регистрации в платежной системе Интернет-магазин обязан будет указать все необходимые реквизиты, а также товарную номенклатуру предлагаемых товаров (таким образом, будет ограничен оборот отдельных товаров в сети, таких как алкоголь, лекарственные средства и других).

Опыт регулирования деятельности электронных платежных провайдеров в Китае представляется наиболее рациональным в контексте ограничения иностранного участия в обслуживании инфраструктуры электронной торговли. Инфраструктура электронной торговли также является перспективным направлением коммерческой деятельности, и важно не допустить преобладания иностранных участников в этой сфере.

По результатам форума «Интернет-экономика 2015», прошедшего 21-22 декабря 2015 года, можно утверждать, что российские электронные платежные провайдеры готовы обеспечить обслуживание отечественного электронного рынка на высоком уровне. Особое внимание участников секции «Интернет+ торговля» уделено перспективам импортозамещения в области электронной торговли, мерам тарифного регулирования ввоза зарубежных товаров в международных почтовых отправлениях, перспективам информатизации экономического сообщества на основе отечественных разработок13.

Нестабильность геополитического контекста, вынуждающая Россию разрабатывать концепцию импортозамещения, может оказать положительное влияние на становление инфраструктуры отечественного рынка электронной торговли с ориентацией на российских платежных провайдеров, логистических операторов и в целом информационно-техническую базу электронной торговли.

Библиографический список

1. Chinese regulation guidelines. E-commerce // Shnuodi. URL: http://www.shnuodi.com.

2. Qin Z., Li S D., Zhang L., Xie G T. & Yan L X. An Introduction to E-Commerce. Beijing: People's Post and Telecommunication Press, 2009. P. 160.

3. The Global Retail E-Commerce Index 2015. URL: http://www.atkearney.com.

4. World Development Indicators // Google Public Data. URL: http://www.google.com.

13 Российский форум «Интернет-экономика» // Официальный сайт форума. URL: http://www.ie.iri.center.

104 Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (56) 2015

5. Государственный проект «Интернета» Министерства промышленности и информатизации КНР // Официальный сайт Министерства торговли КНР. URL: http://www.search.mofcom.gov.cn.

6. Некоторые взгляды Канцелярии Государственного совета Китайской народной республики на ускоряющееся развитие электронной торговли // Официальный сайт Министерства торговли КНР. URL: http://www.search.mofcom.gov.cn.

7. Объявление Министерства промышленности и информатизации КНР «О снятии ограничения на долю иностранного капитала» // Официальный сайт Министерства торговли КНР. URL: http://www.search.mofcom.gov.cn.

8. Российский форум «Интернет-экономика» // Официальный сайт форума. URL: http:// www.ie.iri.center.

9. Экономическая статистика КНР // Официальный сайт Министерства торговли КНР. URL: http://www.search.mofcom.gov.cn.

10. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2015 г. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b15_14p/Main.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.