DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.239 Попенкова Д.К.
ORCID: 0000-0001-9746-6816, кандидат экономических наук, старший преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ - ОДНА ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ФОРМ РАЗВИТИЯ РИТЕЙЛА
Аннотация
В статье рассмотрены основные тенденции рынка электронной торговли в мире. Продемонстрировано состояние e-commerce по странам мира, отдельно выделены такие перспективные страны как Китай и США. Проанализированы предпосылки значительного роста интернет-торговли в мировой экономике. Показаны основные сегменты покупателей в Интернете. Отдельное внимание уделено онлайн-торговле в России: текущее состояние и характеристики отрасли, тенденции развития и факторы роста рынка, основные игроки и покупаемые категории товаров.
Ключевые слова: электронная торговля, интернет-магазины, онлайн-торговля в России.
Popenkova D.K.
ORCID: 0000-0001-9746-6816, PhD in Economics, Russian Plekhanov University E-COMMERCE AS ONE THE MOST ATTRACTIVE FORMAT OF RETAIL DEVELOPMENT
Abstract
The article describes the main trends of e-Commerce market in the world. Current status of e-commerce is demonstrated and such promising countries as China and the United States are highlighted. The main inputs for significant growth of online-commerce are analyzed. The main segments of shoppers online are described. Special attention is paid to online trading in Russia: current state and characteristics of the industry, trends of development and factors of market growth, major players and categories of purchased products.
Keywords: e-commerce, online-shopping, online-retail in Russia.
Мировой рынок e-commerce оценивается в 1,6 триллион долларов США и, несмотря на замедлившиеся темпы роста, они остаются двузначными (21% в 2014 году и 18% в 2015 году). [4]
Выделим несколько тенденций развития e-commerce в мире.
1. Доля покупок с помощью мобильных телефонов (а не стационарных компьютеров) увеличится до 40% от всех транзакций;
2. Ритейлеры сфокусируются на развитии онлайн-торговли в дополнении к физическим магазинам;
3. В отрасли продолжается укрупнение игроков через слияния и поглощения;
4. Физические магазины пока невозможно заменить онлайн, поскольку нет возможности потрогать товар, примерить, подержать в руках и т.д. В связи с этим речь идет не о замене классической торговли e-commerce, а о омниканальном подходе ритейлеров, совмещающем все возможные каналы продаж.
На сегодняшний день крупнейшим рынком Интернет-торговли является Китай с темпом роста в 2015 году более 40%. Треть полуторамиллиардного населения страны является онлайн-пользователями. Такие грандиозные показатели стали возможны благодаря возрастающей урбанизации населения Китая, а также высокой эффективности доставки на дом для ритейлеров в виду высокой плотности населения в крупных городах страны. Помимо этого Китай - номер один производитель смартфонов с возрастающим числом пользователей внутри страны. Наиболее известные китайские онлайн-магазины - это «Alibaba», «Tmall», «JD.com», а также в стране работают и международные онлайн-площадки «Amazon» и «eBay».
Китай остается дифференцированной страной с точки зрения регионального развития: есть регионы, в которых большую долю занимает онлайн-торговля товарами роскоши и премиальными брендами, а есть сельские местности без асфальтированных дорог, в которых только зарождается онлайн-торговля фермерскими товарами и на текущий момент очень затруднена система логистики.
Вторым по объемам рынком являются США, где на долю Интернет-торговли приходится около 10% всего оборота розничной торговли. Лидером рынка онлайн-ритейла США является «Amazon» с оборотом 48,1 млрд. долл. [2]
Таблица 1 - Крупнейшие рынки Интернет-торговли в 2015 году
Страна Объем Интернет-торговли, млрд. долл. США Прирост 2015 к 2014 году, %
Китай 672.01 42.1%
США 349.06 14.2%
Великобритания 99.39 14.5%
Япония 89.55 14.0%
Германия 61.84 12.0%
Франция 42.60 11.1%
Южная Корея 38.86 11.0%
Канада 26.83 16.8%
Бразилия 19.79 17.3%
Австралия 19.02 9.3%
Источник: Аналитическое агентство A.T. Kearney
Индия, вторая в мире страна по размеру населения, не попадает даже в тридцатку рейтинга, поскольку на 1 миллиард жителей приходится лишь 40 млн. пользователей Интернета и объем онлайн-торговли составляет менее 4 млрд. долл. США (2015 г.). Однако данную страну стоит рассматривать как перспективную, поскольку темп роста онлайн-торговли составляет около 30% в год за последние несколько лет. [4]
Можно выделить несколько предпосылок столь значительного роста оборота e-commerce в мире:
Во-первых, электронные платежи стали более безопасными с запуском сервиса Visa Token, в котором замен ввод 16-ти значного номера карты на одноразовый пароль для каждой операции по купле товара.
Во-вторых, для жителей многих развивающихся стран покупка в Интеренете - это единственный способ приобретения известных брендов, которые пока не имеют оффлайн-магазинов.
В-третьих, с появлением и развитием логистических операторов, таких как «Borderfree», стало намного легче совершать международную доставку товаров.
В-четвертых, ритейлеры используют возможность выхода в разные страны через онлайн-магазины, а не через открытия сети физических (оффлайн) магазинов. Примером является ритейлер «William-Sonoma», открывший Интернет-магазины в более чем 100 странах без открытия физических магазинов. Ритейлер в области одежды «Marks and Spencer» также открывает онлайн-магазины более высокими темпами, чем бутики и инвестировал в связи с этим в логистику и IT-системы около полутора миллиардов долларов в 2015 году.
В-пятых, пользователи Интернета являются таковыми ежедневно. Это означает, что те, кто имеет доступ в Интернет на смартфоне или настольном компьютере, выходят в сеть хотя бы один раз в день.
Зарубежные источники выделяют пять групп потребителей товаров и услуг онлайн (классификация приводится на английском оригинальном языке):
1. Generation Z (15-20 лет);
2. Millennials (21-34 года) ;
3. Generation X (35-49 лет);
4. Baby boomers (50-64 года);
5. Silent generation (65+ лет).
Именно первая и вторая группа людей, т.е. в возрасте от 15 до 34 лет, обеспечивают рост оборота интернет-торговли. Пятью наиболее востребованными опциями покупок в Интернете являются: заказ с доставкой на дом, с доставкой в магазин, в пункт выдачи товаров, виртуальный супермаркет, автоматический подбор товаров через подписки. К примеру, 30% поколения Millennials (21-34 года) и 28% Generation Z (15-20 лет) заказывают товары с доставкой на дом, а для поколения Baby boomers (50-64 года) эта доля составляет всего 17% и лишь 9% для Silent generation (65+ лет).
Если говорить о России, то в 2015 году впервые за последнее десятилетие произошел спад оборота розничной торговли (падение составило 10% к 2014 году). При этом оналйн-торговля, несмотря на кризис, выросла на 16% и достигла в объемах 650 млрд. руб. Темп роста немного замедлился (в 2014 году темп роста составил 31%, в 2012 и 2013 гг. - по 35%), тем не менее остался двузначным. Количество интернет-ритейлеров за 2015 год увеличилось на 10% до 43 тысяч, средний чек в Интернет-магазинах также вырос с 3750 рублей в 2014 г. до 4050 в 2015 г. [6]
Объем российского рынка онлайн-торговли, млрд. руб.
-650
_560
Ч III
2011 2012 2013 2014 2015
Рис. 1 - Объем российского рынка онлайн-торговли
Источник: исследовательское агентство «Data Insights»
Подобный рост e-commerce в России происходит благодаря увеличению российской интернет-аудитории. В 2015 в России доля пользователей интернетом в России достигла 70%, а доля покупателей онлайн - 30 млн. чел. Интересен факт, что 50 млн. россиян (42% взрослого населения) пользуются интернетом с помощью смартфонов.
700 600 500 400 300 200 100 0
Пенетрация Интернета в России (среди населения старше 16 лет)
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рис. 2 - Пенетрация Интернета в России 2008-2015 гг, %
Источник: GFK Omnibus survey 2015
На российском рынке действуют как международные, так и российские интернет-игроки. При этом объем продаж через иностранный оналйн-ритейлеров увеличился быстрее роста рынка (с 2,2 млрд. долл. в 2014 г. до 3,4 млрд. долл. в 2015 г.). Данный рост на 80% обеспечен китайскими оналйн-ритейлерами, которые предлагают более выгодные цены даже с учетом роста курса доллара к рублю. Еще одним факторов роста международных онлайн -магазинов в России является то, что посылки в рамках Таможенного союза, весом до 31 кг и стоимостью не более 1000 евро на одного покупателя в месяц, не облагаются таможенными пошлинами и сборами.
Лидером российского рынка с оборотом 63 млрд.руб. является компания «Юлмарт», основанная в 2008 году в г. Санкт-Петербурге. На сегодняшний день у компании имеется более 400 пунктов выдачи товаров в 200 городах России, а также несколько «кибермаркетов», где покупатели могут выбирать товар на сенсорных экранах и распределительный центр площадью 25 500 кв.м. Среди прочих крупных игроков рынка можно назвать компании «Otto Group», «Ozon», «Lamoda» и «KupiVIP». Бизнес-модель «KupiVIP» строится на том, что компания покупает у известных брендов прошлые коллекции и продает их покупателям также по сниженным (с 30-90% скидкой) ценам.
В России, как и во всем мире, наиболее популярными категориями, приобретаемыми онлайн, являются электроника и техника, одежда, книги и билеты.
■ Билеты
5% 15% ■ Одежда,обувь
27% ■ Бытовая техника
5% ^ ■ Портативная электроника
■ Компьютеры,орогтехника
7%
■ Книги
10% 17% ■ Товары для детей
14% ■ Другое
Рис.3 - Наиболее популярные товарные категории интернет-магазинов
Источник: [3]
Важными характеристиками онлайн-торговли в России можно назвать следующие:
- «серость»: даже крупнейшие онлайн-игроки не отчитываются о своей деятельности, не раскрывают финансовой информации;
- улучшающаяся с каждым годом система логистики. Стоит отметить, что с появлением конкурентов » в лице международных компаний с быстрой и четкой доставкой «Почте России» пришлось усовершенствовать свою систему логистики. Такие онлайн-магазины как «Кир1У1Р», «Lamoda», «Ozon» и «Штаг!» построили свои собственные распределительные центры и смогли организовать отлаженную процедуру доставки;
- в отличие от развитых стран в России до сих пор распространена оплата наличными и ее доля сокращается небыстрыми темпами как в оффлайн-, так и онлайн-торговле. Это является сдерживающим фактором роста онлайн-
торговли и препятствует развитию зарубежных онлайн-магазинов (население России не готово оплачивать в Интернете со своих банковских карт, предпочитая оплату наличными при получении товара);
- с 1 сентября 2015 года введено законодательное ограничение на хранение персональной информация о российских гражданах только на серверах, расположенных на территории России. Это мотивировало международных онлайн-ритейлеров разворачивать деятельность непосредственно на территории нашей страны еще более активными темпами. Так, китайский ритейлер «AliExpress» в России в 2015 году занял первое место среди всех онлайн-магазинов по количеству совершенных россиянами покупок. [3]
- продуктовые ритейлеры начали более активно осваивать интернет-торговлю. Например, сеть «Окей» запустила интернет-магазин и за полгода развернула деятельность с Санкт-Петербурге и половине Москвы. Сеть «Метро кэш энд Керри» уже около пяти лет продвигает свой онлайн-проект metro-cc.ru. На текущий момент доля онлайн-продаж составляет менее 5%, однако это направление признается всеми ритейлерами как перспективное в будущем. [4]
Дальнейшее развитие e-commerce как в мире, так и в России видится весьма интересным и рассматривается привлекательным для многих игроков.
Литература
1. Digital Enterpreneurship in Russia [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.atkearney.com/consumer-products-retail/ideas-insights
2. eCommerce Industry Outlook 2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://www. criteo. com/media/1432/criteo -ecommerce-industry-outlook-2015 .pdf
3. E-commerce in Russia: What international merchants, service providers and entrepreneurs must know to succeed in a fast-changing market // National Association of Mail Ordering and Distance Selling - March 2016.
4. Global e-commerce sales set to grow 25% in 2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.internetretailer.com/2015/07/29/global-e-commerce-set-grow-25-2015
5. Битва за триллион: почему рынок онлайн-торговли в России ждет передел [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rbc.ru/business/22/05/2015/555de1939a79477391551e78
6. Современные тренды развития рынка ритейла в фактах и цифрах [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.towave.ru/pub/sovremennye-trendy-razvitiya-rynka-riteila-v-faktakh-i-tsifrakh.html
References
1. Digital Enterpreneurship in Russia [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www.atkearney.com/consumer-products-retail/ideas-insights
2. eCommerce Industry Outlook 2015 [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http ://www. criteo. com/media/1432/criteo -ecommerce-industry-outlook-2015 .pdf
3. E-commerce in Russia: What international merchants, service providers and entrepreneurs must know to succeed in a fast-changing market // National Association of Mail Ordering and Distance Selling - March 2016.
4. Global e-commerce sales set to grow 25% in 2015 [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www.internetretailer.com/2015/07/29/global-e-commerce-set-grow-25-2015
5. Bitva za trillion: pochemu rynok onlajn-torgovli v Rossii zhdet peredel [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.rbc.ru/business/22/05/2015/555de1939a79477391551e78
6. Sovremennye trendy razvitija rynka ritejla v faktah i cifrah [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.towave.ru/pub/sovremennye-trendy-razvitiya-rynka-riteila-v-faktakh-i-tsifrakh.html