Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

АНАЛИЗ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заинтересованные стороны / предприятие нефтегазовой промышленности / система менеджмента качества / требования / факторы среды / цели в области качества / stakeholders / oil and gas industry enterprise / quality management system / requirements / environmental factors / quality goals

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — П.П. Гостева, Е.В. Трошкова

Определены внешние и внутренние факторы среды предприятия нефтегазовой промышленности, определены требования заинтересованных сторон и цели в области качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — П.П. Гостева, Е.В. Трошкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ENVIRONMENT IN THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF AN OIL AND GAS INDUSTRY ENTERPRISE

The external and internal environmental factors of the oil and gas industry enterprise are determined, the requirements of interested parties and quality goals are determined.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

УДК 658:652

АНАЛИЗ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

П. П. Гостева Научный руководитель - Е. В. Трошкова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: lina1002993@gmail.com

Определены внешние и внутренние факторы среды предприятия нефтегазовой промышленности, определены требования заинтересованных сторон и цели в области качества.

Ключевые слова: заинтересованные стороны, предприятие нефтегазовой промышленности, система менеджмента качества, требования, факторы среды, цели в области качества.

ANALYSIS OF THE ENVIRONMENT IN THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF AN OIL AND GAS INDUSTRY ENTERPRISE

P. P. Gosteva Scientific supervisor - E. V. Troshkova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochy prospekt., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: lina1002993@gmail.com

The external and internal environmental factors of the oil and gas industry enterprise are determined, the requirements of interested parties and quality goals are determined.

Keywords: stakeholders, oil and gas industry enterprise, quality management system, requirements, environmental factors, quality goals.

В соответствии с п. 4.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [1] организация «должна определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее намерениям и стратегическому направлению и влияющие на ее способность достигать намеченного(ых) результата(ов) ее системы менеджмента качества (СМК)». Объект исследования производит оборудование для отечественных и зарубежных нефтегазодобывающих и перерабатывающих предприятий. Результаты SWOT-анализа предприятия (табл. 1) указывают на высокую зависимость предприятия от внешней среды и низкую вовлеченность персонала в достижении целей предприятия, несмотря на привлекательность работодателя.

В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 организация должна определить: заинтересованные стороны, имеющие отношение к СМК и их требования. Нами определены заинтересованные стороны и их требования (табл. 2). Последовательное удовлетворение потребностей и ожиданий своих заинтересованных сторон на долгосрочной основе, как отмечается в ГОСТ Р ИСО 9004-2019 [2] «способствует повышению качества работы и достижению устойчивого успеха за счет».

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2

Таблица 1

SWOT анализ предприятия нефтегазовой промышленности_

Положительные факторы Негативные факторы

Внутренние факторы Сильные стороны - Strengths - финансовая устойчивость; - опыт работы на рынке 9 лет; - наличие лицензий и сертификатов; - инвестирование в долгосрочные проекты и инновации; - привлекательность как работодателя; - увеличение производственных мощностей; - развитие внутренней инфраструктуры; - освоение новых видов деятельности; - ориентированность на оптимизацию бизнес-процессов Слабые стороны - Weaknesses - миграция между налоговыми органами (смена юр. адреса); - снижение продаж; - высокий коэффициент текучести кадров; - низкая результативность СМК; - недостаточное обеспечение информационной безопасности; - высокий процент брака (затрат на качество); - наличие рекламаций

Внешние факторы Возможности - Opportunities — увеличение количества выигранных торгов; — успешное прохождение оценки деловой репутации; — поддержка со стороны государства в связи с реализацией плана по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения; — внесение в единый реестр поставщиков материально-технических ресурсов; — увеличение объема продаж; — диверсификация регионов сбыта Угрозы - Threads — изменения в нормативных актах, регулирующих деятельность предприятия; — увеличение количества выигранных торгов конкурентами; — ужесточение требований заказчиков к качеству оборудования; — потеря знаний организации в связи с увольнением сотрудников

Таблица 2

Требования заинтересованных сторон_

Заинтересованная сторона Требования

Учредители Устойчивое функционирование предприятия, рост финансовых показателей, высокая репутация, прозрачность бизнеса, эффективность инвестиций, атмосфера доверия и др.

Высшее руководство Устойчивое функционирование предприятия, рост финансовых показателей, высокая репутация, высокая удовлетворенность потребителей, безотказное функционирование, отсутствие несоответствий, выполнение локальных нормативных актов и др.

Персонал Соблюдение законодательных требований, стабильная заработная плата, достойные условия труда, возможность профессионального развития, удобный график работы, наличие социальных гарантий и др.

Потребители Качество поставляемой продукции и услуг, наличие разрешительных документов, надежность, лояльность и др.

Внешние поставщики Устойчивое партнерство, стабильная и своевременная оплата, увеличение объема заказа, лояльность, открытость и прозрачность и др.

Государство Соблюдение законодательных и нормативных правовых документов, реализация принципов устойчивого развития, наличие регистрации прав собственности, соблюдение процедуры налогообложения и страховой ответственности и др.

Кредитные организации Взаимовыгодное сотрудничество, финансовая стабильность др.

Окончание таблицы 2

Заинтересованная сторона Требования

Общество Реализация принципов устойчивого развития, минимизацией негативного воздействия на окружающую среду, рациональное потребление электроэнергии, социальная ответственность, прозрачность, требования в части санитарных факторов и др.

В соответствии с п. 4.4 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [1] организация должна «определять и применять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативного функционирования процессов и управления ими». Показателями качества могут считаться только те из них, которые можно однозначно установить и сопоставить с требованиями заинтересованных сторон, и в дальнейшем использовать для оценки (измерений) [3, с. 59].

Нами определены цели в области качества предприятия:

- повышение удовлетворенности потребителей;

- обеспечение реализации устойчивого развития;

- обеспечение высокотехнологичного, качественного и безопасного оборудования;

- обеспечение безотказного функционирования процессов;

- обеспечение модернизации производственных фондов;

- обеспечение совершенствования знаний, развития профессиональных навыков и качеств;

- обеспечение честной и прозрачной системы стимулирования персонала.

Так как среда организации подвержена постоянным изменениям, для достижения устойчивого успеха необходимо регулярно проводить мониторинг, анализировать, оценивать и пересматривать среду организации с целью идентификации всех заинтересованных сторон, определения их потребностей и ожиданий, а также последующей актуализации целей в области качества.

Библиографические ссылки

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования. М. : Стандартинформ, 2015. 32 с.

2. ГОСТ Р ИСО 9004-2019 Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого успеха организации. М.: Стандартинформ, 2020. 62 с.

3. Левшина В. В., Трошкова Е. В. Систем менеджмента качества: инновационный проект. Монография. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2017. 160 с.

© Гостева П. П., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.