УДК 658:652
АНАЛИЗ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
П. П. Гостева Научный руководитель - Е. В. Трошкова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Определены внешние и внутренние факторы среды предприятия нефтегазовой промышленности, определены требования заинтересованных сторон и цели в области качества.
Ключевые слова: заинтересованные стороны, предприятие нефтегазовой промышленности, система менеджмента качества, требования, факторы среды, цели в области качества.
ANALYSIS OF THE ENVIRONMENT IN THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF AN OIL AND GAS INDUSTRY ENTERPRISE
P. P. Gosteva Scientific supervisor - E. V. Troshkova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochy prospekt., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The external and internal environmental factors of the oil and gas industry enterprise are determined, the requirements of interested parties and quality goals are determined.
Keywords: stakeholders, oil and gas industry enterprise, quality management system, requirements, environmental factors, quality goals.
В соответствии с п. 4.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [1] организация «должна определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее намерениям и стратегическому направлению и влияющие на ее способность достигать намеченного(ых) результата(ов) ее системы менеджмента качества (СМК)». Объект исследования производит оборудование для отечественных и зарубежных нефтегазодобывающих и перерабатывающих предприятий. Результаты SWOT-анализа предприятия (табл. 1) указывают на высокую зависимость предприятия от внешней среды и низкую вовлеченность персонала в достижении целей предприятия, несмотря на привлекательность работодателя.
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 организация должна определить: заинтересованные стороны, имеющие отношение к СМК и их требования. Нами определены заинтересованные стороны и их требования (табл. 2). Последовательное удовлетворение потребностей и ожиданий своих заинтересованных сторон на долгосрочной основе, как отмечается в ГОСТ Р ИСО 9004-2019 [2] «способствует повышению качества работы и достижению устойчивого успеха за счет».
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2
Таблица 1
SWOT анализ предприятия нефтегазовой промышленности_
Положительные факторы Негативные факторы
Внутренние факторы Сильные стороны - Strengths - финансовая устойчивость; - опыт работы на рынке 9 лет; - наличие лицензий и сертификатов; - инвестирование в долгосрочные проекты и инновации; - привлекательность как работодателя; - увеличение производственных мощностей; - развитие внутренней инфраструктуры; - освоение новых видов деятельности; - ориентированность на оптимизацию бизнес-процессов Слабые стороны - Weaknesses - миграция между налоговыми органами (смена юр. адреса); - снижение продаж; - высокий коэффициент текучести кадров; - низкая результативность СМК; - недостаточное обеспечение информационной безопасности; - высокий процент брака (затрат на качество); - наличие рекламаций
Внешние факторы Возможности - Opportunities — увеличение количества выигранных торгов; — успешное прохождение оценки деловой репутации; — поддержка со стороны государства в связи с реализацией плана по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения; — внесение в единый реестр поставщиков материально-технических ресурсов; — увеличение объема продаж; — диверсификация регионов сбыта Угрозы - Threads — изменения в нормативных актах, регулирующих деятельность предприятия; — увеличение количества выигранных торгов конкурентами; — ужесточение требований заказчиков к качеству оборудования; — потеря знаний организации в связи с увольнением сотрудников
Таблица 2
Требования заинтересованных сторон_
Заинтересованная сторона Требования
Учредители Устойчивое функционирование предприятия, рост финансовых показателей, высокая репутация, прозрачность бизнеса, эффективность инвестиций, атмосфера доверия и др.
Высшее руководство Устойчивое функционирование предприятия, рост финансовых показателей, высокая репутация, высокая удовлетворенность потребителей, безотказное функционирование, отсутствие несоответствий, выполнение локальных нормативных актов и др.
Персонал Соблюдение законодательных требований, стабильная заработная плата, достойные условия труда, возможность профессионального развития, удобный график работы, наличие социальных гарантий и др.
Потребители Качество поставляемой продукции и услуг, наличие разрешительных документов, надежность, лояльность и др.
Внешние поставщики Устойчивое партнерство, стабильная и своевременная оплата, увеличение объема заказа, лояльность, открытость и прозрачность и др.
Государство Соблюдение законодательных и нормативных правовых документов, реализация принципов устойчивого развития, наличие регистрации прав собственности, соблюдение процедуры налогообложения и страховой ответственности и др.
Кредитные организации Взаимовыгодное сотрудничество, финансовая стабильность др.
Окончание таблицы 2
Заинтересованная сторона Требования
Общество Реализация принципов устойчивого развития, минимизацией негативного воздействия на окружающую среду, рациональное потребление электроэнергии, социальная ответственность, прозрачность, требования в части санитарных факторов и др.
В соответствии с п. 4.4 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [1] организация должна «определять и применять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативного функционирования процессов и управления ими». Показателями качества могут считаться только те из них, которые можно однозначно установить и сопоставить с требованиями заинтересованных сторон, и в дальнейшем использовать для оценки (измерений) [3, с. 59].
Нами определены цели в области качества предприятия:
- повышение удовлетворенности потребителей;
- обеспечение реализации устойчивого развития;
- обеспечение высокотехнологичного, качественного и безопасного оборудования;
- обеспечение безотказного функционирования процессов;
- обеспечение модернизации производственных фондов;
- обеспечение совершенствования знаний, развития профессиональных навыков и качеств;
- обеспечение честной и прозрачной системы стимулирования персонала.
Так как среда организации подвержена постоянным изменениям, для достижения устойчивого успеха необходимо регулярно проводить мониторинг, анализировать, оценивать и пересматривать среду организации с целью идентификации всех заинтересованных сторон, определения их потребностей и ожиданий, а также последующей актуализации целей в области качества.
Библиографические ссылки
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования. М. : Стандартинформ, 2015. 32 с.
2. ГОСТ Р ИСО 9004-2019 Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого успеха организации. М.: Стандартинформ, 2020. 62 с.
3. Левшина В. В., Трошкова Е. В. Систем менеджмента качества: инновационный проект. Монография. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2017. 160 с.
© Гостева П. П., 2022