УДК 658.56
ЦЕЛИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА ИНЖИНИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ
П. В. Сидоренко Научный руководитель - Е. В. Трошкова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассмотрены требования заинтересованных сторон и способы взаимодействия с ними, проанализированы цели в области качества процесса производства, актуализирован должностной профиль владельца процесса.
Ключевые слова: должностной профиль, заинтересованные стороны, инжиниринговая компания, ИСО 9001, процесс производства, цели в области качества.
OBJECTIVES IN THE FIELD OF QUALITY OF THE PRODUCTION PROCESS
OF AN ENGINEERING COMPANY
P. V. Sidorenko Scientific supervisor - E. V. Troshkova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
The requirements of stakeholders and ways of interacting with them are considered, the goals in the field of quality of the production process are analyzed, the job profile of the process owner is updated.
Keywords: job profile, stakeholders, engineering company, ISO 9001, manufacturing process, quality objectives.
Объект исследования - инжиниринговая компания по созданию и внедрению систем физической безопасности. В соответствии с п. 6.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [1] организация должна «установить цели в области качества для соответствующих функций, уровней, а также процессов, необходимых для системы менеджмента качества». Цепочка создания ценностей компании состоит из шести процессов (рис. 1).
Рис. 1. Бизнес-процессы
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2
Цели организации могут относиться к ее продукции и услугам, инвестициям и поведению по отношению к ее заинтересованным сторонам [2]. Цели в области качества формируются в отношении качественных характеристик. На примере процесса производства рассмотрим цели в области качества инжиниринговой компании (табл. 1).
Таблица 1
Цели в области качества инжиниринговой компании (фрагмент)_
Название Цели в области Целевой показатель, Периодич- Результат Ответст-
процесса качества ед. измерения ность мониторинга венный
Закупки Обеспечить качество Степень удовлетворенности, % Ежедневно Почасовой отчет
закупаемого сырья Претензии по закупаемому сырью, шт. 1 раз в неделю Ежедневный отчет
Производство Обеспечить Выполнение 1 раз в Отчет по
выполнение производственного квартал объектам Владелец
производственного плана, % процесса
плана в Количество претензий по 1 раз в месяц Понедельный
установленные срокам выполнения отчет
сроки проектов, шт.
Повысить Степень 1 раз в год Ежегодный
удовлетворенность удовлетворенности, % отчет
заказчиков
Нами проанализированы цели в области качества компании на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (табл. 2).
Таблица 2
Анализ целей в области качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015
Цели в области качества должны быть: Результат анализа
а) согласованными с политикой в области качества согласованны
б) измеримыми измеримы
с) учитывать применимые требования учитывают
в) быть связанными с обеспечением соответствия продукции и услуг и повышением удовлетворенности потребителей связаны
е) подлежать мониторингу подлежат
£) быть доведенными до работников доведены
g) актуализироваться по мере необходимости актуализируются
Цели в области качества согласованы с политикой в области качества (табл. 3)
Таблица 3
Согласование целей в области качества с политикой в области качества_
Политика в области качества (фрагмент) Цели в области качества процесса
Политика в области качества компании направлена на: - создание возможностей для повышения удовлетворенности потребителей; повысить удовлетворенность заказчиков
- повышение результативности мероприятий по обеспечению качества продукции на стадиях ее жизненного цикла, выпускаемой в интересах потребителей, государства и предупреждение отклонений от заданных требований обеспечить выполнение производственного плана в установленные сроки
Цели в области качества учитывают применимые требования (табл. 4).
Таблица 4
Согласование целей в области качества с требованиями заказчика_
Требования заказчика Цели в области качества процесса (фрагмент)
Регулярное информирование, обмен мнениями (диалог). Совместная деятельность. Качество строительства. Соблюдение сроков строительства. Надежность. Обеспечить выполнение производственного плана в установленные сроки
Цели в области качества должны быть доведенными до работников и актуализироваться по мере необходимости. Нами актуализирован должностной профиль владельца процесса в части знаний и умений, связанных с целями в области качества (табл. 5).
Таблица 5
Должностной профиль владельца процесса производства (фрагмент)_
Знания Навыки Личные качества
Знание ПК, нормативных документов, процессный подход, инструменты управления рисками, методику целевого планирования Опыт работы с данным процессом; умение читать чертежи; планировать цели в области качества; актуализировать цели в области качества по мере необходимости, оценивать результативность и успешность планирования, улучшать процесс Обучаемость, мобильность, ответственность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, умение критически мыслить
Используя методику самооценки системы менеджмента качества инжиниринговой компании ГОСТ Р ИСО 9004-2019 [3] в части п. 7.3 «цели организации» нами определен пятый уровень зрелости. А именно: кратко- и долгосрочные цели количественно измеряемы, доступны для понимания, развернуты и актуализированы для поддержания взаимосвязи с политикой и стратегией таким образом, чтобы лидерство и приверженность высшего руководства продемонстрированы как внутри, так и за пределами организации.
Таким образом, надлежащим образом оформленная система менеджмента качества обеспечивает основу для планирования, выполнения, мониторинга и улучшения результатов деятельности в области менеджмента качества инжиниринговой компании.
Библиографические ссылки
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2015. 32 с.
2. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Стандартинформ, 2015. 54 с.
3. ГОСТ Р ИСО 9004-2019 Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого успеха организации. М.: Стандартинформ, 2020. 62 с.
© Сидоренко П. В., 2022