Научная статья на тему 'Вопросы управления качеством и особенности сертификации систем менеджмента качества на предприятиях нефтегазовой промышленности (применение специального отраслевого стандарта)'

Вопросы управления качеством и особенности сертификации систем менеджмента качества на предприятиях нефтегазовой промышленности (применение специального отраслевого стандарта) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1727
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР / QUALITY / QUALITY MANAGEMENT / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / OIL AND GAS SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хачатурян А. А., Абдулкадыров А. С., Жигулина Е. П.

Вопросы, связанные с управлением качеством функционирования предприятий нефтегазового сектора, являются на сегодняшний день весьма актуальными, и проблема внедрения систем менеджмента качества нефтегазовыми компаниями для повышения качества их функционирования волнует руководителей большинства предприятий. В статье рассматривается содержание отраслевого национального стандарта, разработанного в Российской Федерации непосредственно для предприятий нефтегазовой промышленности (ГОСТР ИСО/ТУ 29001 отечественный аналог международного стандарта ISO/TS 29001).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хачатурян А. А., Абдулкадыров А. С., Жигулина Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT AND CERTIFICATION FEATURES OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS IN OIL AND GAS INDUSTRY (THE USING OF SPECIAL INDUSTRY STANDARD)

The issues related to the quality management of functioning of oil and gas companies, are highly relevant today. And the problem of implementation of management systems for the oil and gas companies improve their functioning worries leaders of most enterprises. Attention is paid to the developed in the Russian Federation branch directly to the national standard for the oil and gas industry (ISO / TS 29001domestic analogue of the international standard ISO / TS 29001).

Текст научной работы на тему «Вопросы управления качеством и особенности сертификации систем менеджмента качества на предприятиях нефтегазовой промышленности (применение специального отраслевого стандарта)»

УДК 338

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И ОСОБЕННОСТИ СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО

ОТРАСЛЕВОГО СТАНДАРТА)

Хачатурян А.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономические теории и военная экономика» Военного университета

Министерства обороны Российской Федерации Абдулкадыров А.С., к.э.н., доцент кафедры «Экономика нефтяной и газовой промышленности», ФГБОУВО «Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина» Жигулина Е.П., магистрант факультета «Экономика и управление», ФГБОУ ВО «Российский государственный университет

нефти и газа имени И.М. Губкина»

Вопросы, связанные с управлением качеством функционирования предприятий нефтегазового сектора, являются на сегодняшний день весьма актуальными, и проблема внедрения систем менеджмента качества нефтегазовыми компаниями для повышения качества их функционирования волнует руководителей большинства предприятий. В статье рассматривается содержание отраслевого национального стандарта, разработанного в Российской Федерации непосредственно для предприятий нефтегазовой промышленности (ГОСТР ИСО/ТУ 29001 - отечественный аналог международного стандарта ISO/TS 29001).

Ключевые слова: качество, управление качеством, система менеджмента качества, нефтегазовый сектор.

QUALITY MANAGEMENT AND CERTIFICATION FEATURES OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS IN OIL AND GAS INDUSTRY (THE USING OF

SPECIAL INDUSTRY STANDARD)

Khachaturyan A., Doctor of Economics, professor, professor of the Economic theory and the war economy chair, Military university of

the Ministry of Defense of the Russian Federation Abdulkadyrov A., Ph.D., assistant professor of the Economics of the oil and gas industry chair, FSEIHE «Gubkin Russian State Oil

and Gas University»

Zhigulina E., the post-graduate student, Economics and management faculty, FSEI HE «Gubkin Russian State Oil and Gas University»

The issues related to the quality management of functioning of oil and gas companies, are highly relevant today. And the problem of implementation of management systems for the oil and gas companies improve their functioning worries leaders of most enterprises. Attention is paid to the developed in the Russian Federation branch directly to the national standard for the oil and gas industry (ISO / TS 29001- domestic analogue of the international standard ISO / TS 29001).

Keywords: quality, quality management, quality management system, the oil and gas sector.

Управление качеством функционирования компаний является одним из животрепещущих (актуальных) вопросов в условиях растущей конкуренции. При осуществлении данного процесса управления качеством необходимо обращать внимание на такие компоненты как: контроль качества, гарантия качества и повышение качества.

Если говорить о нефтегазовом секторе (НГС),который играет стратегическую роль в экономике Российской Федерации, то здесь важно учесть, что управление качеством должно осуществляться на каждом отдельном предприятии, поскольку, представляя собой структурную единицу экономики, каждая нефтегазовая компания вносит свой вклад в развитие всего нефтегазового комплекса. При этом для любой нефтегазовой компании в настоящий момент крайне важно стремиться не только к повышению качества функционирования предприятия, но и к постоянному его контролю и поддержанию на высоком уровне, иметь возможность гарантировать соблюдение заявленного уровня качества и стремиться к его последующему совершенствованию.

В общем виде качество функционирования компании представляет собой обобщенную характеристику, выражающую степень полезности предприятия и отражающую такие понятия, как результативность и эффективность деятельности [1]. Однако нельзя не отметить, что одним из важнейших критериев, определяющих общий уровень функционирования всего предприятия, является именно уровень качества выпускаемой на этом предприятии продукции, что и является одной из задач для внедрения и применения системы менеджмента качества (СМК) в компании, а применение в компании вышеупомянутой СМК, в свою очередь, тесно связано с вопросом повышения собственной конкурентоспособности на рынке и, соответственно, с вопросом увеличения общей эффективности деятельности компании и повышения ее экономических результатов.

В настоящее время большинство потребителей требует от предприятий сертификат соответствия системе качества, что способствует общему развитию и новым достижениям в области качества. Это является дополнительным стимулом для руководителей многих компаний решить задачу внедрения системы менеджмента качества (СМК) не только для снижения себестоимости продукции и улучшения ее качества, но и для привлечения клиентов и повышения уровня их доверия, для улучшения имиджа и репутации компании, для повышения собственных гудвилл, что в итоге обеспечивает общее повышение конкурентоспособности компании.

Гарантией соответствия действующей на предприятии системы менеджмента качества действующим международным стандартам будет являться сертификат соответствия системы менеджмента качества. Разумеется, такой документ может быть использован и в рекламных целях, для выхода на новые рынки сбыта, поскольку его наличие позволяет демонстрировать контрагентам, что в компании внедряется сертифицированная СМК, а, следовательно, все управленческие процессы протекают на должном уровне, что способствует повышению качества выпускаемой продукции с минимальным уровнем брака.

Но все же приоритетом должно оставаться не просто наличие сертификата соответствия, ареальное соответствие заявленному уровню качества, реальное внедрение продуманных систем менеджмента качества с учетом специфики работы компании - ведь для того, чтобы что-то рекламировать, необходимо действительно соответствовать заявленному уровню.

К сожалению, в настоящее время существует риск, что наличие сертификата соответствия еще не будет гарантом высокого качества, поскольку, несмотря на то, что сертификация качества может осуществляться только аккредитованным органом по сертификации, на рынке наблюдается большое количество коммерческих организаций, предлагающих услуги по предостав-

лению такого вида документа соответствия, причем некоторые «конторы» предлагают выдать сертификат соответствия едва ли не на следующий день после обращения. Естественно, что вряд ли за столь короткий промежуток времени они могут обеспечить даже должный уровень проверки существующей системы качества. В этом случае говорить о реальной разработке и внедрении СМК даже не приходится, такие пункты в принципе не значатся в перечне услуг, предоставляемых некоторыми организациями (предлагающими при этом выдать Сертификаты соответствия). Таким образом, достоверность выдаваемой документации в некоторых случаях также требует самого пристального внимания, потому как у самих организаций, выдавших подтверждающую документацию, качество работы не всегда является гарантированно высоким, а приоритетом для них является лишь конечный финансовый результат.

Однако нельзя обвинять лишь вышеописанные «конторы», ведь общеизвестно, что без спроса не возникло бы и предложение. Некоторые компании сами могут стремиться к тому, чтобы с наименьшими трансакционными издержками приобрести сертификат соответствия, причем основной целью данных мер для них будет являться не реальное повышение качества, а лишь те горизонты, которые для них откроет наличие такого документа (т.е.налицо ориентация больше на рекламные цели, нежели на реальное повышение уровня компании).

В идеале суть сертификации сводится именно к тому, чтобы сформировать систему управления и контроля на конкретном предприятии (а это повлечет за собой и повышение качества продукции), соответствующую запросам потребителей и партнёров [2]. Как уже упоминалось выше, компании, обладающей сертификатом соответствия, чтобы иметь правомочия подтверждать и рекламировать собственную СМК, необходимо предварительно ее внедрить и в действительности поддерживать качество на должном уровне. Однако на практике наблюдается несколько иная ситуация, искажающая идеальные представления. И если даже абстрагироваться от формального «приобретения» сертификата соответствия, даже при стремлении компании реально повысить качество функционирования, улучшить менеджмент качества, при воплощении этих стремлений в реальность возникают некоторые общие проблемы и частные ошибки компаний, снижающие положительный эффект от запланированных преобразований.

Это объясняется тем, что некоторые компании, чаще всего не имеющие опыта в данном вопросе, просто внедряют стандарт и останавливаются на этом вместо того, чтобы внедрять систему менеджмента качества, соответствующую основным требованиям ИСО 9001 и учитывающую особенности деятельности самого предприятия и его бизнес-процессов, а также отраслевую специфику. Сегодня необходимость учитывать специфические особенности каждой отрасли промышленности и каждого направления деятельности не вызывает сомнений и обусловливает наличие различных специфических стандартов для некоторых отраслей промышленности (помимо их классификации на международные и национальные стандарты).

Нефтегазовый комплекс в данном вопросе не является исключением, ведь специфика НГС накладывает существенный отпечаток на все бизнес-процессы. Поэтому при управлении качеством функционирования компании более логичным представляется использовать специализированную СМК, учитывающую многообразие особенностей нефтегазовой промышленности, нежели применять универсальные стандарты, не отражающие нюансы производственно-технологических процессов в НГС.

На сегодняшний день в Российской Федерации для развития системы менеджмента качества именно нефтегазовых компаний был разработан национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/ТУ 2900, позволяющий российским предприятиям внедрять эффективную СМК. Данный стандарт был создан на базе международного стандарта ISO/TS 29001 «Системы менеджмента качества для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности», разработанного Американским нефтяным институтом (API) совместно с Техническим комитетом ISO/TS 67 Международной организации по стандартизации (ISO)[3]. Таким, образом, стандарт ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001 является отечественным аналогом международного стандарта, который разрабатывался для оптимизации деятельности непосредственно в нефтегазовом секторе [4, 7].

Согласованность и продуманность данного отраслевого стандарта обеспечивает не только возможность совершенствования СМК нефтегазовых компаний, но и позволяет использовать данный стандарт в сочетании с другими системами менеджмента качества без возникновения накладок и противоречий, поскольку, несмотря на учет некоторых отраслевых особенностей, в вопросе взаимодействия данного отраслевого стандарта с основным российским стандартом системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001не возникает расхождений с требованиями основного стандарта. Некоторые основные положения последнего были расширены с учетом специфики нефтегазовой промышленности, а основной стандарт ИСО 9001, в свою очередь, соответствует общим положениям законодательства и нормам оценки качества менеджмента, которые приняты во всех развитых странах. Согласно данным, представленным на официальном сайте центра сертификации «РОСПРОМТЕСТ», данный российский стандарт признаётся всеми ведущими странами за полноценную систему оценки качества, и в настоящее время Российская Федерация находится на третьем месте в мире по количеству выданных сертификатов [2, 8].Такие показатели свидетельствуют о высокой востребованности данного стандарта.

Однако, даже, несмотря на наличие специально разработанного для нефтегазовой отрасли стандарта, могут возникнуть определенные сложности при внедрении и получении сертификата. Для обоснованного получения Сертификата ISO 29001 (по факту реального внедрения на предприятии системы менеджмента качества, а не формального его оформления за пару дней), компаниям необходимо осуществить значительное количество операций и пройти множество процедур по подтверждению качества. Порядок и проведение некоторых этапов могут отличаться в зависимости от того, каким образом будет осуществляться процесс внедрения, однако общая их суть чаще всего сводится к следующему.

Для того, чтобы получить сертификат, необходимо предварительно провести аудит существующей системы управления с целью выявления имеющихся в компании недостатков. Затем осуществляется реорганизация менеджмента с учётом сделанных выводов на основе требований системы сертификации.

В тот момент, когда компания будет полностью готова к проведению официальной экспертизы, руководство подаёт заявление установленного образца и пакет необходимых документов (о которых будет сказано далее) в аккредитованный центр. Затем осуществляется изучение существующей системы менеджмента компании специальной авторитетной экспертной комиссией. По итогам изучения комиссией делаются соответствующие выводы, и, при условии соответствия менеджмента критериям стандартов, компания получает соответствующий сертификат[2, 9].

Критерии соответствия и их сущность отражены в стандартах серии ИСО, причем все они обоснованы и взаимосвязаны между собой, т.е.при рассмотрении самих критериев (принципов) менеджмента качества прослеживается системность и взаимосвязь между указанными критериями. Среди основных таких требований к СМК принято выделять следующие основные принципы качества.

1. Системный подход, являющийся одним из критериев качества, таким образом, находит свое отражение повсеместно, даже в описании стандартов, необходимых к применению. Соответственно, и в самом процессе управления нефтегазовым предприятием при внедрении и использовании СМК для реального повышения качества функционирования компании следует ориентироваться на системный подход к управлению, подразумевающий под собой определение, достижение и согласование целей организации между собой таким образом, чтобы одни задачи не вступали в противоречие с другими.

2. Если говорить о принципе ориентации СМК на процессный поход, являющийся в современных стандартах одним из основных возможностей улучшения деятельности компании, то согласно данному подходу результат будет достигнут эффективнее, когда управление деятельностью и соответствующими ресурсами осуществляется как процессом. Одной из основных характеристик процессного подхода является обеспечение наглядности, лаконичности и прозрачности управляемого объекта (в данном случае - предприятия) путем его моделирования, т.е. описания в виде совокупности компонентов и взаимосвязей между ними [5, 10]. Такая возможность разделять сложные

глобальные процессы на более конкретные и понятные задачи позволит упростить весь процесс работы. Кроме того, некоторые задачи могут быть поручены отдельным исполнителям, специализирующимся на данных конкретных вопросах, и такое «рассредоточение» может способствовать лучшему выполнению данных операций и снижению рисков и затрат для компании [6, 11].

3. Принятие решений на основе фактов, т.е. производится сбор реальных данных, их анализ и фиксация результатов.

4. Ориентация на потребителя. Крайне важным представляется строить систему менеджмента качества в компании именно таким образом, чтобы учитывать интересы потребителя, т.к. именно клиенты, потребительский спрос в итоге обеспечивают развитие компании в рыночных условиях.

5. Взаимовыгодные отношения с поставщиками, выбор надежных поставщиков и хорошие деловые отношения с ними позволяет существенно снизить трансакционные издержки, возникающие при приобретении сырья, материалов и оборудования. Но важно также и то, что это позволит снизить риски и быть практически уверенным в том, что качество приобретаемых товаров будет всегда на должном уровне, а также иметь гарантии сроков поставки, что немаловажно для обеспечения учета интересов собственных клиентов и формирования имиджа собственной компании.

6. Лидерство руководства, поддержка с его стороны является одним из важнейших критериев, поскольку без согласования и поддержки со стороны руководства в компании обычно не протекает ни один процесс. Кроме того, именно руководство компании будет являться инициатором большинства мероприятий, именно руководители будут принимать решения о необходимости изменений. И, наконец, именно от руководителя будет зависеть, какой климат сложится в коллективе, насколько высок будет уровень доверия, как будет происходить работа персонала при внедрении системы менеджмента качества и в процессе ее последующего развития. Из этого принципа как раз и вытекает следующий критерий.

7. Вовлечение работников. Безусловно, для повышения качества функционирования компании крайне информировать персонал о происходящих процессах, предупреждать его о запланированных изменениях (в том числе о внедрении СМК) и обосновать необходимость таких изменений (это поможет повысить уровень доверия в коллективе). Кроме того, нужно стремиться к тому, чтобы задействовать весь персонал в работе по внедрению системы, т.к. это будет способствовать как лучшему понимаю производимых преобразований, так и повышению корпоративной ответственности в компании.

8. Принцип постоянного улучшения. К сожалению, внедрив СМК, руководство компании может прекратить всякие действия, полагая, что теперь система будет самостоятельно осуществлять все процессы, без усилий со стороны руководства и сотрудников, без последующего их развития [7, 12]. Поддержка СМК в рабочем состоянии постоянно уже после проведения сертификации, ее совершенствование является одним из важнейших условий достижения успеха. Такие меры необходимы для того, чтобы внедрение системы было действительно эффективным для компании на каждом этапе ее развития, т.к. в условиях рынка деятельность компании подвергается постоянным преобразованиям, и требуется постоянно подстраиваться под меняющиеся требования рынка и потенциальных клиентов.

Кроме того, как уже было сказано выше, компаниям необходимо предоставить целый ряд документов. Он обычно включает в себя следующие: копию устава организации с указанием видов работ; копии всех имеющихся у компании действующих лицензий; копии свидетельств ИНН, ОГРН; копии справок о качестве выпускаемой продукции; сведения об основных поставщиках сырья, материалов, комплектующих; коды статистики; структурную схему организации, а также перечень лиц, ответственных за сертификацию (с указанием их данных: ФИО, должность, и т.д.), отдельно - реквизиты самой компании и другие документы. Причем необходимо отметить и такой нюанс, что некоторые из запрашиваемых документов могут являться коммерческой тайной (например, перечень поставщиков компании и условий поставок).

Как можно заключить из всего вышесказанного, процесс по реальному внедрению СМК для получения обоснованного

сертификата соответствия качества является крайне трудоемким и весьма затратным мероприятием и, к сожалению, не всегда все эти операции компаниям удается выполнить в полной мере и до конца. Это как раз и может способствовать тому, что порой компаниями осуществляется просто некое формальное получение необходимых сертификатов, т.к. организаций, готовых предложить такие услуги в кратчайшие сроки, на рынке услуг в настоящее время достаточно большое количество. Разумеется, такая практика упрощает «жизнь» компаниям и позволяет экономить средства, снижать издержки на различного рода формальности, однако она ведет и к тому, что под сомнение ставится вопрос о необходимости в принципе разрабатывать (раз их мало кто будет соблюдать из-за сложности внедрения) какие бы то ни было системы менеджмента качества и стандарты, важность которых, казалось бы, не вызывала сомнений. В то же время реальное внедрение СМК на предприятиях нефтегазового комплекса, прохождение компаниями стандартизации и получение сертификата соответствия (в частности, отраслевого ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001) позволяет отдельным компаниям получить множество преимуществ и в целом обеспечивает построение эффективной системы управления качеством в нефтегазовом секторе. Необходимо повышение качества всех стадий процесса стандартизации и сертификации, начиная с достижения консенсуса всех заинтересованных сторон в процессе разработки стандартов [13-16] и до обеспечения корректного процесса распространения официальных копий документов по стандартизации [17-20]. Это поможет решить задачу активизации инновационного развития в нефтегазовой отрасли на базе современных стандартов [21-22].

Литература:

1. Международный стандарт ИСО 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

2. Официальный сайт центра сертификации «РОСПРОМ-ТЕСТ»: Стандарт ISO 9001. URL: http://www.rospromtest.ru

3. Данные сайта: http://cert-iso9001.ru/index.php/iso-cert/ isots-29001

4. Данные сайта: http://promnadzor.com/services/dep_sert/ dep_sert_ways/iso-29001.html

5. Абдулкадыров А.С., Жигулина Е.П. Методические основы управления качеством функционирования предприятий нефтегазового сектора// Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право, 2015. -№ 4.

6. Абдулкадыров А.С., Жигулина Е.П. Оптимизация научно-технологического потенциала предприятий нефтегазового сектора путем развития технологии инновационного краудсорсинга// Экономика и предпринимательство, 2015. - № 4-1.

7. Данные сайта: http://quality.eup.ru/

8. Хорев В.П., Хачатурян К.С. Институциональные аспекты формирования социально ориентированной экономики в современной России // Экономика, статистика, информатика. Вестник УМО, 2012. - № 3.

9. Петров Д.М., Хачатурян А.А. Проблемы создания интегрированных структур кластерного типа в оборонно-промышленном комплексе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013. - № 21.

10. Шингареев Ф.Ф., Хачатурян А.А. Ключевые направления реализации стратегии инновационного развития предприятий отечественной радиоэлектронной промышленности // Транспортное дело России, 2013. - № 4.

11. Андреева Е.В., Хачатурян К.С. Современные тенденции управления человеческими ресурсами предприятий оборонного сектора экономики страны // Экономика и предпринимательство, 2013. - № 12-2.

12. Хачатурян А.А., Синько В.А. Роль информационных технологий в управлении рисками на промышленных предприятиях // Электронный научный журнал «Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте». Серия 1. Экономика и управление, 2013. - № 4.

13. Орлова Е.Е., Докукин А.В. Согласование интересов субъектов права в нормотворческом процессе в техническом регулировании // Транспортное дело России. 2014. № 3.

14. Орлова Е.Е., Докукин А.В. Понятийный аппарат нормотворчества в техническом регулировании // Информационно-

экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2013. № 5 (15).

15. Докукин А.В. Необходимость гармонизации интересов производителей и потребителей в техническом регулировании // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2011. № 3 (3).

16. Докукин А.В. Правовые вопросы разработки и распространения стандартов // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2011. № 4 (4).

17. Коровайцев А.А., Ломакин М.И., Докукин А.В. Социально-экономические аспекты распространения стандартов // Стандарты и качество. 2014. № 1 (918).

18. Ломакин М.И., Докукин А.В., Коровайцев А.А. Нормативно-правовое регулирование распространения стан-

дартов на платной основе современное состояние // Стандарты и качество. 2013. № 12 (918).

19. Ломакин М.И., Докукин А.В. Бесплатное распространение стандартов: принцип или опция? // Стандарты и качество. 2015. № 7.

20. Докукин А.В. Расширение документарного покрытия системы информационного обеспечения технического регулирования // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2011. № 1 (1).

21. Докукин А.В., Коновалов В.А. Роль системы технического регулирования в инновационном развитии экономики // Стандарты и качество. 2009. № 2.

22. Докукин А.В. Стандартизация как инструмент защиты отечественных инноваторов // Век качества. 2009. № 3.

УДК: 658.3003.12:625.1.002:656.2

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕДУРЫ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ)

Ступникова Е.А., к.э.н., доцент, кафедры «Экономика строительного бизнеса и управление собственностью», ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МИИТ) Шаталова Е.П., аспирант, ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II»

(МИИТ)

В статье представлен существующий алгоритм прохождения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. На основе проведенного анализа разработаны сетевые и календарные графики двух вариантов прохождения экспертизы и показаны экономические аспекты оптимизации данного процесса.

Ключевые слова: экспертиза проектной документации, сетевой анализ, календарный график, экономический и социальный эффект.

ECONOMIC ASPECTS OF THE OPTIMIZATION PROCEDURE OF EXAMINATION

OF PROJECT DOCUMENTATION AND ENGINEERING SURVEY RESULTS OF CONSTRUCTION PROJECTS (FOR EXAMPLE, CONSTRUCTION OF OBJECTS OF

COMMON USE OF RAIL TRANSPORT)

Stupnikova E., Ph.D., assistant professor, The economy of the construction business and property management chair, FSEIHE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT) Shatalova E., the post-graduate student, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II»

(MGUPS (MIIT)

The article presents the existing algorithm for passing the examination of project documentation and engineering survey results. On the basis of the analysis developed network and schedules, two options for passing expertise and show the economic aspects of the optimization of the process.

Keywords: examination of project documentation, network analysis, schedule, economic and social benefits.

При проектировании и последующем возведении объектов капитального строительства важным моментом является экономия трудовых, денежных и временных затрат, особенно в отношении объектов, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней. Основной целью сокращения сроков проектирования и строительства является ускорение ввода в эксплуатацию для более раннего начала окупаемости проекта. Кроме того, крупные инфраструктурные объекты, к которым относятся железные дороги, влияют на ускорение социально-экономического развития регионов.

Срок строительства определяется в проекте на основании действующей нормативной базы и может быть сокращен за счет, например, интенсификации работ, которая приводит, как правило, к удорожанию стоимости объекта. Процесс проектирования в зависимости от условий строительства и специфики объекта может продолжаться до года. Таким образом, возможность сокращения сроков реализации проекта находится во временном интервале между проектированием и строительством, то есть - в процессе прохождения экспертизы проектной документации. [4]

В данной статье авторы рассматривают экономическое

обоснование сокращения сроков реализации инвестиционного проекта путем оптимизации этапа прохождения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов.

Согласно Градостроительному кодексу РФ, а также ведомственному законодательству объекты строительства, финансируемые за счет средств федеральных структур ведомств: МЧС РФ, МВД РФ, ОАО «РЖД», ОАО «Газпром» проходят экспертизу дважды - сначала в ведомственной структуре, а затем в государственном учреждении. Ведомственная экспертиза осуществляется с целью:

• обеспечения оптимальных технико-экономических показателей проекта в увязке со Стратегиями развития,

• проверки расчетов стоимости строительства, в соответствии с общеизвестными нормативно-правовыми, подзаконными и ведомственными актами.

ФАУ «Главгосэкспертиза России» осуществляет оценку соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.