Научная статья на тему 'Управление интеллектуальным капиталом в системе менеджмента качества как важнейший фактор повышения конкурентоспособности предприятия'

Управление интеллектуальным капиталом в системе менеджмента качества как важнейший фактор повышения конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / QUALITY / QUALITY MANAGEMENT / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / OIL AND GAS SECTOR / COMPETITIVENESS / INTELLECTUAL CAPITAL / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хачатурян К. С., Абдулкадыров А. С., Жигулина Е. П.

Вопрос повышения качества функционирования предприятий нефтегазового сектора (НГС) является одним из приоритетных для обеспечения конкурентного преимущества компании на рынке, в том числе международном. Поэтому необходимо уделять пристальное внимание разработке и внедрению стандартов, систем менеджмента качества, но главное, обеспечить их реальное выполнение, соблюдение всех основных принципов. Кроме того, некоторым принципам качества (затрагивающим вопросы управления человеческими ресурсами: роль руководства и взаимодействие с персоналом) следует уделять особое внимание, обеспечивать их постоянное совершенствование. На сегодняшний день разработаны некоторые методики, позволяющие оценить, насколько эффективно осуществляется управление человеческими ресурсами в компании, насколько эффективно используется интеллектуальный капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хачатурян К. С., Абдулкадыров А. С., Жигулина Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL CAPITAL MANAGEMENT IN THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AS AN IMPORTANT FACTOR FOR ENTERPRISE COMPETITIVENESS

Improving the quality of the functioning of the oil and gas sector enterprises is a priority for ensuring the company’s competitive edge in the market, including international. It is therefore necessary to pay close attention to the development and implementation of standards, quality management systems, but most importantly, allow the effective implementation of, compliance with all the basic principles. In addition, some of the principles of quality (affecting human resource management issues: the role of management and interaction with the staff) should pay particular attention to ensure their continuous improvement. To date, we developed some techniques to evaluate how effectively carried out human resource management in the company, how to effectively use intellectual capital.

Текст научной работы на тему «Управление интеллектуальным капиталом в системе менеджмента качества как важнейший фактор повышения конкурентоспособности предприятия»

УДК 65

УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Хачатурян К.С., д.э.н., профессор кафедры «Экономические теории и военная экономика», Военного университета

Министерства обороны Российской Федерации

Абдулкадыров А.С., к.э.н., доцент кафедры «Экономика нефтяной и газовой промышленности», ФГБОУВПО «Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина» Жигулина Е.П., магистрант факультета «Экономика и управление», ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет

нефти и газа имени И.М. Губкина»

Вопрос повышения качества функционирования предприятий нефтегазового сектора (НГС) является одним из приоритетных для обеспечения конкурентного преимущества компании на рынке, в том числе международном. Поэтому необходимо уделять пристальное внимание разработке и внедрению стандартов, систем менеджмента качества, но главное, обеспечить их реальное выполнение, соблюдение всех основных принципов. Кроме того, некоторым принципам качества (затрагивающим вопросы управления человеческими ресурсами: роль руководства и взаимодействие с персоналом) следует уделять особое внимание, обеспечивать их постоянное совершенствование. На сегодняшний день разработаны некоторые методики, позволяющие оценить, насколько эффективно осуществляется управление человеческими ресурсами в компании, насколько эффективно используется интеллектуальный капитал.

Ключевые слова: качество, управление качеством, система менеджмента качества, нефтегазовый сектор, конкурентоспособность, интеллектуальный капитал, человеческий капитал.

INTELLECTUAL CAPITAL MANAGEMENT IN THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AS AN IMPORTANT FACTOR FOR ENTERPRISE COMPETITIVENESS

Khachaturyan K., Doctor of Economics, professor of the Economic theory and the war economy chair, Military university of the Ministry

of defense of the Russian Federation Abdulkadyrov A., PhD, assistant professor of the Economics of the oil and gas industry chair, FSEIHPE «Gubkin Russian State Oil and

Gas University»

Zhigiilina E., graduate student of the Economics and management faculty, FSEI HPE «Gubkin Russian State Oil and Gas University»

Improving the quality of the functioning of the oil and gas sector enterprises is a priority for ensuring the company's competitive edge in the market, including international. It is therefore necessary to pay close attention to the development and implementation of standards, quality management systems, but most importantly, allow the effective implementation of, compliance with all the basic principles. In addition, some of the principles of quality (affecting human resource management issues: the role of management and interaction with the staff) should pay particular attention to ensure their continuous improvement. To date, we developed some techniques to evaluate how effectively carried out human resource management in the company, how to effectively use intellectual capital.

Keywords: quality, quality management, quality management system, the oil and gas sector, competitiveness, intellectual capital, human capital.

В вопросе управления качеством функционирования предприятий нефтегазового сектора (НГС) внедрение и совершенствование систем менеджмента качества (СМК), использование национальных и отраслевых стандартов позволяет повышать конкурентоспособность отдельных нефтегазовых предприятий. А также способствует повышению возможностей для интеграции всей отрасли в целом. Поэтому разработка и усовершенствование систем стандартизации, учет в стандартах отраслевых особенностей; внедрение систем менеджмента в компании и четкое выполнение их требований и стремление к постоянному улучшению следует воспринимать не как вынужденную необходимость подчинения законодательству, а как средство, которое позволит реально повысить качество функционирования предприятия.

Несмотря на то, что системы менеджмента не направлены непосредственно на регламентацию производственных технологий и определение требований к качеству конкретной продукции или конкретных услуг [1,7,9]. В виду того, что внедрение и грамотное использование в компании систем менеджмента обеспечивает гарантированно высокий уровень управления и взаимодействия в процессе деятельности, повышение качества производимой предприятием продукции и оказываемых услуг станет положительной производной от внедрения данных систем в управление компанией.

Выпуск продуктов более высокого качества и возможность их реализации по ценам, не превышающим цены внешнего рынка, позволит повысить конкурентоспособность как отдельных нефтегазовых предприятий, так и всего нефтегазового сектора в целом, и укрепить положение Российской Федерации на мировой арене в сложной экономической и политической

ситуации[2,8,10].

В данном вопросе обеспечения качества, безусловно, важен каждый элемент, входящий в требования к системам менеджмента качества (СМК). Как каждый отдельный принцип качества, так и их комплексность (то есть, опять же, соблюдение системного подхода, единства и целостности).

Однако не вызывает сомнений, что в процессе построения эффективной СМК, прежде всего, необходимо уделять внимание таким принципам качества, как: лидерская роль и поддержка руководства и вовлечение работников в процесс. То есть, ключевая роль должна отводиться вопросу человеческого капитала, управлению персоналом предприятия, Потому что, как показывает практика, вопрос повышения качества функционирования предприятий неразрывно связан с развитием человеческих ресурсов, с вопросом увеличения интеллектуального и социального капитала компаний[3,11].

Данный термин «Интеллектуальный капитал» (ИК) одним из первых использовал американский экономист и публицист Томас Стюарт, подразумевая под данным понятием сумму информации и знаний всех работников компании, позволяющих обеспечивать ее конкурентоспособность. Согласно предложенной им схеме, одним из трех компонентов интеллектуального капитала (наряду с организационным и потребительским капиталом) является человеческий капитал. То есть непосредственно знания, умения, навыки и опыт руководителей и персонала, позволяющие организовать и осуществлять весь производственный процесс и являющиеся, безусловно, базисом, основой интеллектуального капитала компании.

Кроме того, к человеческому капиталу (как к элементу

интеллектуального капитала) относятся также инновационные идеи, решения, разработки и ноу-хау сотрудников. И увеличение научного потенциала предприятия, осуществление постоянного развитие производства в условиях необходимости беспрестанного внедрении новых идей может быть достигнуто как раз за счет повышения социальной и интеллектуальной активности лиц, обладающих вышеперечисленными знаниями[4,12].

Здесь можно отметить такую особенность знаний, как то, что все знания не принадлежат самой компании, а их обладателем является непосредственно их носитель, то есть человек. И достижение высоких результатов деятельности, создание действительно конкурентоспособной компании не может быть создано без конкурентоспособных специалистов.

Без наличия опыта и умений профессионалов никакие технологии не принесут ожидаемого эффекта. Именно профессионалы и специалисты определенной области, которые сами обладают конкурентоспособными современными знаниями, могут их использовать для обеспечения высокого качества функционирования предприятия в текущий момент и передавать свои знания для обеспечения последующего развития[5,13]. Таким образом, применение знаний профессионалов в процессе производственной и иной деятельности позволяет обеспечивать конкурентное преимущество компании на рынке.

Однако это положение будет справедливым в том случае, если имеющийся в компании интеллектуальный капитал используется максимально эффективно, что становится возможным лишь благодаря осуществлению грамотного управления знаниями руководством компании.

Подобный менеджмент позволяет добиться весьма высоких результатов не только в процессе управления, в производственном или творческом процессе или в вопросе повышения качества определенной продукции и не просто для создания благоприятной обстановки в коллективе. Менеджмент в области управления человеческими ресурсами позволяет достигать и весьма высоких итоговых показателей качества функционирования предприятия, таких как: результативность (степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов) и эффективность (отношение достигнутых результатов деятельности к затратам)[3,6,14].

Кроме того, следует отметить, что интеллектуальный капитал также оказывает влияние на рыночную стоимость компании, которая включает в себя как стоимость материальных, так и нематериальных активов (НМА). Ценность последних находится в тесной корреляции с интеллектуальных капиталом компаний, в прямой зависимости от эффективности его использования.

Общеизвестно, что расчет стоимости компании (бизнеса) осуществляется путем комплексной оценки стоимости ее (его) материальных и нематериальных активов и может производиться различными методами. В частности, например, использование метода балансовой стоимости активов в рамках имущественного (затратного) подхода к оценке компании подразумевает под собой суммирование балансовой стоимости раздельную оценку всех элементов компании. В то время как итоговая рыночная цена максимально достоверно будет определяться в момент покупки или продажи компании (Зачастую она рассчитывается на базе сведений о капитализации компании, по результатам данных фондового рынка, по оценкам котировок акций).

Таким образом, можно рассчитать стоимость реальных активов компании (зданий, сооружений, оборудования, запасов, и т.д.) и определить итоговую рыночную стоимость компании. Однако данные расчеты не позволяют в полной мере оценить интеллектуальный капитал, использование человеческих ресурсов на предприятии.

Разумеется, существуют некоторые методы, направленные на количественное измерение интеллектуального капитала, однако пока еще ни один из них не является общепринятым.

Например, для количественной оценки ИК можно применять «Метод прямого интеллектуального капитала». Заключается он в поэлементной оценке раздельно каждого нематериального актива и их последующем суммировании. Однако данный метод представляется весьма проблематичным (потому как сложно оценить и измерить продукты интеллектуального труда и общий эффект от их использования).

Поэтому возможно использование также «Метод капитализации рынка», заключающийся в определении разницы между

рыночной капитализацией компании и стоимостью ценных бумаг ее акционеров.

Принимая во внимание вышеупомянутый метод, можно привести такой пример его использования, как коэффициент Тобина, который применяется как раз для интегральной финансовой оценки размера интеллектуального капитала компаний. Данный показатель назван в честь американского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике Джеймса Тобина, который первым исследовал соотношение, являющееся основой для расчета данного коэффициента.

Коэффициент (или, как его еще называют, индекс) Тобина представляет собой отношение рыночной цены компании к ее балансовой стоимости. Соответственно, чем меньше разница между двумя этими величинами, тем ближе будет значение коэффициента к единице.

Данный коэффициент как раз будет отражать, насколько эффективно в компании используются знания, как повышается стоимость нематериальных активов предприятия. Каким образом управление интеллектуальным капиталом повышает итоговую ценность (как отдельной продукции, так и компании в целом) для покупателя, как это повышение ценности сказывается на рыночной стоимости компании, какое находит количественное выражение. Если выразить суть более упрощенно, то можно объяснить это как «материализацию» вложенных трудовых, человеческих ресурсов.

Следует остановиться на вопросе формирования стоимости нефтегазовых компаний и рассмотрении величины коэффициента Тобина именно для предприятий НГС. Опираясь на результаты исследований, публикаций котировок акций и данные годовых отчетов компаний, можно сделать следующие выводы. Соотношение рыночной стоимости российских нефтегазовых компаний с их балансовой стоимостью в большинстве случаев имеет невысокое значение. Значение коэффициента Тобина для отечественных предприятий НГС ненамного превышает единицу. (а в некоторых случаях оно меньше единицы). В сравнении с некоторыми успешно функционирующими наукоемкими, инновационными компаниями или компаниями других отраслей, использующими современные технологии и методы менеджмента, величина индекса Тобина у которых иногда превышает значение 5 (то есть они обладают значительным интеллектуальным капиталом).

Учитывая вышеописанное, можно сделать вывод, что такая тенденция свидетельствует о низком значении интеллектуального капитала компаний. То есть, использование ИК осуществляется таким образом, что он не в полной мере повышает итоговую ценность компании для покупателя (а в некоторых отдельных случаях и вовсе занижает ее), то есть, компания функционирует не в полную силу.

Разумеется, нельзя забывать и о специфике отрасли, например, о высокой капитализации, высокой стоимости оборудования, необходимого для реализации всех нефтегазовых проектов; а также о том, что важнейшей ценностью для нефтегазового сектора являются ресурсы углеводородов, а уже потом иные ресурсы (в том числе и человеческие). Однако развитие информационной, интеллектуальной составляющей в нефтегазовом секторе является необходимым элементом для поддержания его конкурентоспособности. Повышение роли интеллектуального капитала может быть достигнуто если не за счет разработки собственных инновационных решений, то за счет потребления уже имеющихся на рынке идей, внедрения разработанных стандартов и формирования в компании эффективной системы менеджмента качества. Многие предприятия в нефтегазовой отрасли (в больше степени крупные компании) на сегодняшний день уже обладают существенным потенциалом для развития интеллектуального капитала. И руководство многих компаний уже предпринимает шаги по внедрению систем менеджмента качества, которое позволит максимально эффективно организовать процесс управления человеческими ресурсами компании и использовать интеллектуальный капитал как один из основных факторов для повышения конкурентоспособности и прибыльности предприятий.

Литература:

1. Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования

2. Абдулкадыров А.С., Жигулина Е.П. Перспективы инно-

вационного развития нефтегазового сектора России в условиях глобализации мировой экономики // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2.

3. Абдулкадыров А.С., Жигулина Е.П. Методические аспекты управления качеством функционирования предприятий нефтегазового сектора // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. - 2015. - № 4.

4. Абдулкадыров А.С., Жигулина Е.П. Оптимизация научно-технологического потенциала предприятий нефтегазового сектора путем развития технологии инновационного краудсорсинга // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №4-1.

5. Первушина Е.А. Информационно-экономический инструментарий управления качеством промышленных предприятий и промышленности // Вестник ЮРГТУ (НПИ). - 2013. - № 5.

6. Международный стандарт ИСО 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

7. Хорев В.П., Хачатурян К.С. Институциональные аспекты формирования социально ориентированной экономики в современной России // Экономика, статистика, информатика. Вестник УМО, 2012. - № 3.

8. Петров Д.М., Хачатурян А.А. Проблемы создания интегрированных структур кластерного типа в оборонно-промышленном комплексе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013. - № 21.

9. Шингареев Ф.Ф., Хачатурян А.А. Ключевые направления реализации стратегии инновационного развития предприятий отечественной радиоэлектронной промышленности // Транспортное дело России, 2013. - № 4.

10. Андреева Е.В., Хачатурян К.С. Современные тенденции управления человеческими ресурсами предприятий оборонного сектора экономики страны // Экономика и предпринимательство, 2013. - № 12-2.

11. Хачатурян А.А., Синько В.А. Роль информационных технологий в управлении рисками на промышленных предприятиях // Электронный научный журнал «Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте». Серия 1. Экономика и управление, 2013. - № 4.

12. Хачатурян А.А., Абдулкадыров А.С., Жигулина Е.П. Логистические составляющие в системе управления качеством функционирования нефтегазовых компаний // Транспортное дело России. - 2015. - № 6.

13. Бурый А.С., Сухов А.В., Хачатурян А.А., Росляков Р.А. Управление рисками участия российских предприятий в процессах международной стандартизации // Транспортное дело России. - 2015. - № 6.

14. Бурый А.С., Сухов А.В., Хачатурян А.А., Росляков Р.А. Управление рисками проектов стандартизации инновационных предприятий // Транспортное дело России. - 2015. - № 6.

УДК 65

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В

ОРГАНИЗАЦИИ

Гриб Е.В., к.ф.н., доцент кафедры «Социология, психология и социальный менеджмент», ФГБОУ ВПО «Московский авиационный

институт»

Коломоец Е.Н., к.ф.н., доцент кафедры «Социология, психология и социальный менеджмент», ФГБОУ ВПО «Московский авиационный

институт»

В статье предлагается алгоритм организации процесса обучения и оценки его эффективности в крупной компании. Рассматривается процесс организации обучения, принципы обучения, методы оценки эффективности обучения. Исследуется связь мотивации сотрудников к обучению с востребованностью результатов обучения на рабочем месте.

Ключевые слова: обучение персонала, мотивация персонала к обучению, оценка эффективности обучения, востребованность результатов обучения персонала.

ON THE PROBLEM OF EFFICIENCY OF THE EDUCATION OF THE STAFF IN A

COMPANY

Grib E., Ph.D., associate professor at the Sociology, Psychology and Social Management chair, FSFEIHPE «Moscow Aviation Institute» Kolomoets E., Ph.D., associate professor at the Sociology, Psychology and Social Management chair, FSFEI HPE «Moscow Aviation Institute»

The algorithm of the education process organization and of estimation of its efficiency is presented in the article. The process of education organization, education principles, assessments methods of education efficiency are analyzed. The connection between the motivation of the staff towards education and need for the education results is investigated.

bywords: education of staff, motivation of staff towards education, assessment of the education efficiency, need for education results.

Проблема переподготовки, повышения квалификации и обучения персонала актуальна для многих предприятий воздушно-транспортной отрасли. Обучение сегодня является одним из важных направлений стратегии развития персонала. Изменение качественных характеристик персонала через обучение и повышение квалификации стало ключевым фактором повышения конкурентоспособности современного предприятия.

Как отмечают Магура М.И. и Курбатова М.Б, это обусловлено следующими факторами:

1. Обучение персонала является важнейшим средством достижения стратегических целей организации. Несоответствие квалификации персонала организационной стратегии отрицательно сказывается на результатах деятельности.

2. Обучение является важнейшим средством повышения ценности человеческих ресурсов организации.

3. Без своевременного обучения персонала проведение организационных изменений сильно затрудняется или становится невозможным [4]

Успешные организации выделяют на развитие и обучение персонала от 2 до 10% фонда заработной платы.[1] Затраты на обучение рассматриваются как стратегические инвестиции, которые должны приносить отдачу в виде повышения эффективности деятельности организации. Инвестиции в персонал, создание условий для роста работников и повышения их профессионального потенциала дают в 2-3 раза более высокую отдачу, чем средства, направленные на решение чисто производственных задач [4].

Сделать обучение результативным можно только при системном подходе. Система корпоративного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и структур, направленных на обеспечение организационного развития, путем усвоения, выработки и трансляции опыта сотрудниками и организацией в целом.

Организации требуется не обучение само по себе, а его ре-зультаты.Корпоративное обучение должно быть направлено на развитие конкретного пакета компетенций сотрудника. Иными словами, сотрудники компании должны приобретать знания и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.