Научная статья на тему 'Анализ способов реализации и эффективности использования "мягкой силы" Российской Федерации на современном этапе'

Анализ способов реализации и эффективности использования "мягкой силы" Российской Федерации на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
529
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯГКАЯ СИЛА / SOFT POWER / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / FOREIGN IMAGE / ЕСТЕСТВЕННЫЙ И ИСКУССТВЕННЫЙ СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ "МЯГКОЙ СИЛЫ" / NATURAL AND ARTIFICIAL METHODS OF SOFT POWER / РЕПУТАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ / REPUTATION CAPITAL / НАЦИОНАЛЬНОЕ БРЕНДИРОВАНИЕ / NATIONAL BRANDING / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / FOREIGN POLICE OF THE RUSSIAN FEDERATION / МЕЖДУНАРОДНЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА / INTERNATIONAL ANALYTICAL AGENCIES / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ / INTERNATIONAL RATINGS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Николаенко Кирилл Вадимович

В данной статье рассматривается актуальная для современной политической риторики концепция «мягкой силы» и ее применение Российской Федерацией в условиях современного геополитического кризиса. Президент России В.В. Путин в 2012 году заявил о необходимости разработать собственную внешнеполитическую стратегию в сфере «мягкой силы», тем самым продвигая имидж Российской Федерации на международной арене, используя огромные ресурсы и потенциал. В последствии данную идею поддержал премьер-министр РФ Д.А. Медведев. Учитывая изначальную интерпретацию термина «мягкой силы», предложенной Д. Найем в 1990 г., то есть достижение внешнеполитических целей государством ненасильственными методами, и работы критиков данной трактовки, связывающие «мягкую силу» и так называемый «национальный брендинг» С. Анхольта, автор понимает под «мягкой силой» стратегию действия для формирования национального имиджа в процессе социального взаимодействия. Автор выделяет два основных способа реализации данной концепции естественный и искусственный. Особое внимание уделено анализу данных международных аналитических агентств и институтов, которые ранжируют страны согласно их рейтингу «мягкой силы», что в последствии сказывается на имидже страны в глазах рядовых обывателей мировой общины и последующих финансовых инвестиций в экономику страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYZIS OF RUSSIAN SOFT POWER METHODS AND EFFICIENCY ON MODERN STAGE

This article analyzes the important for modern political rhetoric conception of soft power and its implementation in the general line in foreign policy of Russian Federation in terms of modern geopolitical crisis. President Vladimir Putin stated in 2012 about necessity of national soft power foreign policy in order to promote the image of Russian Federation on the international arena using its extensive resources and potential. Lately the prime minister of Russia Dmitry Medvedev supported this idea. In consideration of Josef Nye’s soft power origin interpretation as the government ability to achieve its foreign policy goals with noncoercive methods and in consideration of Nye’s critics who connect soft power with so-called Anholt’s national brandingthe author interpret soft power as the strategy of shaping the national image in terms of social interaction. Author mark out two basis methods of soft power natural and artificial and analyze the data and ratings of international analytical agencies and institutes which ranks countries according their soft power level. These ratings have an influence on the international society and the following international investments in countries economy.

Текст научной работы на тему «Анализ способов реализации и эффективности использования "мягкой силы" Российской Федерации на современном этапе»

Николаенко Кирилл Вадимович АНАЛИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ...

УДК 327.8.

АНАЛИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© 2016

Николаенко Кирилл Вадимович, аспирант

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург (Россия)

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная для современной политической риторики концепция «мягкой силы» и ее применение Российской Федерацией в условиях современного геополитического кризиса. Президент России В.В. Путин в 2012 году заявил о необходимости разработать собственную внешнеполитическую стратегию в сфере «мягкой силы», тем самым продвигая имидж Российской Федерации на международной арене, используя огромные ресурсы и потенциал. В последствии данную идею поддержал премьер-министр РФ Д.А. Медведев. Учитывая изначальную интерпретацию термина «мягкой силы», предложенной Д. Найем в 1990 г., то есть достижение внешнеполитических целей государством ненасильственными методами, и работы критиков данной трактовки, связывающие «мягкую силу» и так называемый «национальный брендинг» С. Анхольта, автор понимает под «мягкой силой» стратегию действия для формирования национального имиджа в процессе социального взаимодействия. Автор выделяет два основных способа реализации данной концепции - естественный и искусственный. Особое внимание уделено анализу данных международных аналитических агентств и институтов, которые ранжируют страны согласно их рейтингу «мягкой силы», что в последствии сказывается на имидже страны в глазах рядовых обывателей мировой общины и последующих финансовых инвестиций в экономику страны.

Ключевые слова: мягкая сила, внешнеполитический имидж, естественный и искусственный способы реализации «мягкой силы», репутационный капитал, национальное брендирование, внешняя политика Российской Федерации, международные аналитические агентства, международные организации, международные рейтинги.

ANALYZIS OF RUSSIAN SOFT POWER METHODS AND EFFICIENCY ON MODERN STAGE

© 2016

Nikolaenko Kirill Vadimovich, post-graduate student

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg (Russia)

Abstract. This article analyzes the important for modern political rhetoric conception of soft power and its implementation in the general line in foreign policy of Russian Federation in terms of modern geopolitical crisis. President Vladimir Putin stated in 2012 about necessity of national soft power foreign policy in order to promote the image of Russian Federation on the international arena using its extensive resources and potential. Lately the prime minister of Russia Dmitry Medvedev supported this idea. In consideration of Josef Nye's soft power origin interpretation as the government ability to achieve its foreign policy goals with noncoercive methods and in consideration of Nye's critics who connect soft power with so-called Anholt's national brandingthe author interpret soft power as the strategy of shaping the national image in terms of social interaction. Author mark out two basis methods of soft power - natural and artificial - and analyze the data and ratings of international analytical agencies and institutes which ranks countries according their soft power level. These ratings have an influence on the international society and the following international investments in countries economy.

Keywords: soft power, foreign image, natural and artificial methods of soft power, reputation capital, national branding, foreign police of the Russian Federation, international analytical agencies, international organizations, international ratings.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными и практическими задачами. В настоящее время большинство отечественных политиков и ученых сходятся в том, что в политике Российской Федерации концепция «мягкой силы» не представлена в должной мере, при этом подчеркивают ее растущую важность на международной арене. [1], [2]. В Под термином «мягкая сила» в политической публицистике и научной литературе понимается способность государства достигать своих целей ненасильственным способом, то есть на добровольном согласии с его позицией других акторов мировой политики. Основными критериям успеха политики такого рода являются привлекательность государства, его позитивный имидж.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Несмотря на то, что основные инструменты «мягкой силы» были известны в международной политической практике довольно давно, сам термин был сформулирован известным американским ученым-международником Джозефом Наем в своей монографии 1990 г. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. Будучи сторонником неолиберализма, Най считал, что новым внешнеполитическим курсом США после окончания Холодной войны должно быть использование «мягких методов», а не жесткого давления, то есть использование национальной культуры, ценностей и общей политической идеологии, а не военного и экономического давления, и в данном случае - у Штатов есть наибольшее преимущество перед другими странами.

В дальнейшем понятие «мягкой силы» Д. Най расширил в своей одноименной монографии 2004 г. Soft Power: The Means to Success in World Politics, в которой он оспаривает идею того, что использование как «мягкой», так и «жесткой» силы является залогом успешного государства. Помощь национальных компаний, фондов, учебных заведений и других гражданских институтов вкупе с массовостью культуры, идеалов и ценностей, все это является основополагающими источниками привлекательности государства, то есть основой его «мягкой силы»

В свою очередь такое понимание сформулированного Наем термина встретило ряд критики. Так, британский политолог Ин Фань в своей статье отметил «этноцентрический» характер подхода Ная, который зиждется на предположении того, что «между привлекательностью и способностью оказывать влияния в международных отношениях существует определенная связь». [3, P.1-2] По мнению Фаня, природа «мягкой силы» весьма неоднозначна и тяжело поддается контролю, поэтому ее организованное и скоординированное использование весьма затруднительно. Кроме того, отношения между странами формируются комплексом различных факторов, определяемых геополитическими и стратегическими интересами государств, в которых «мягкой силе» отводится весьма скромная роль. В рамках своей статьи Инь Фань выдвинул тезис о том, что «существует связь между мягкой силой и национальным брэндингом». [В данном случае автор придерживается концепции известного британского маркетолога Саймона Анхольта о так называемом страновом бренде (от англ. nation brand), то есть совокупности всех ассоциативных рядов в созна-

Николаенко Кирилл Вадимович политические

АНАЛИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ... науки

нии субъекта при упоминании страны.] Национальный брэндинг является совокупностью методов по созданию странового брэнда и его последующей эксплуатации, и способный оказывать определенное влияние на международное сообщество и формирование общественного мнения.

Действительно, «мягкая сила» зачастую рассматривается в качество способа создания внешнеполитического имиджа государства. В то же время существует альтернативная позиция, согласно которой имидж представляет собой лишь один из элементов мягкой силы. В рамках данной работы автор исходит из того, что "разница между данными категориями состоит в том, что мягкая сила - это стратегия действия, а имидж - это образ, возникающий' в процессе социального взаимодействия, в том числе при реализации данной- стратегии". [4, с. 29]

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной статьи является анализ способов реализации «мягкой силы» Российской Федерацией, а также характеристика специфики ее развития. Также должна быть оценена эффективность использования «мягкой силы» Российской Федерацией в своём внешнеполитическом курсе в условиях современного геополитического кризиса, прежде с позиции других государств, поскольку именно они являются реципиентами проводимой в рамках данной политики мер. В этой связи данные международных рейтинговых агентств не просто отражают результативность тех или иных мер, но и оказывают сильное влияние на мнение международного сообщества.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Автор настоящей статьи полагает, что в настоящее время существует два способа реализации мягкой силы: естественный и искусственный. В первом случае речь идет об априорном использовании наличествующих у страны источников влияния, таких как, например, членство в Совете Безопасности ОНН, выгодное геополитическое расположение страны, наличие большого количества энергетических и сырьевых ресурсов, мощная экономика, обширный исторический и культурный пласт, статус космической державы, межконфессиональный диалог, - что не требует целеполагательной деятельности со стороны институтов реализации мягкой силы государства.

Так, Российская Федерация, без учета советского наследия, со времени своего появления как независимого самобытного государства в 1991 году долгое время была вынуждена полагаться лишь на естественные факторы «мягкой силы», причиной чему служили: вынужденное урегулирование большого количества внутриполитических проблем, борьба за сохранение территориальной целостности и государственности, и недостаточное внимание к внешнеполитическому имиджу новообразованного государства.

Страны, не обладающие большим количеством естественных источников влияния или вовсе их не имеющие, вынуждены полагаться на альтернативные методы. К искусственным инструментам «мягкой силы» можно отнести контроль и использование информационных потоков; разносторонний политический пиар с ориентировкой на иностранную аудиторию, глобальные маркетинговые компании, позиция страны в глобальных рейтингах и мировой иерархии, публичная дипломатия, содействие развитию туризма и спорта, культурные обмены, привлекательная система образование, привлечение иностранных студентов и специалистов (программы обмена), умение использовать средства массовой информации для ведения и упреждения информационных войн, проведение внутренней миграционной политики (диалог народов и культур, национальные диаспоры) и т.д., то есть факторы, имеющие производный характер и требующие стороннего влияния и содействия в развитии. 288

В то время, как другие страны активно развивали искусственный инструментарий «мягкой силы», например, Управление по публичным делам при Государственном департаменте Соединенных Штатов Америки и Агентство США по международному развитию (USAID), и всесторонне использовали его для продвижения собственных интересов и предотвращения любых возможных угроз, Российская Федерации тратила свои ресурсы преимущественно на сохранение внутреннего единства, развитие национального самосознания и поиски концепции собственного постсоветского странового бренда в глазах других акторов мировой политики, уступая другим государствам в продвижении своего политического имиджа и укреплении влияния. Это признал, в частности, премьер-министр России Дмитрий Медведев в 2012 году: "Очевидно и то, что наше гуманитарное присутствие в мире не соответствует нашим возможностям, и это мы тоже все легко признаем. По большому счету, сейчас мы восстанавливаем позиции, которые в силу известных сил утратили в 90-е годы, и мы существенно уступаем серьезным международным игрокам в этой сфере, таким как Франкофония, институты Гете, Сервантеса, Конфуция.". [5]

На протяжении многих десятилетий большинство западных стран активно пропагандировали негативный политический имидж СССР, его идеологизацию. Особенно это стало видно в условиях обострения украинского кризиса и острой реакции стран Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки. 15 марта 2014 года Совет Безопасности ООН не смог принять резолюции по разрешению кризиса в Украине, поскольку Российская Федерация применила право вето при голосовании по данному проекту, представленный делегациями США и других членов Совета. После слов постоянного представителя США при ОНН Саманты Пауэр о том, что «Россия использовала свое право вето для осуществления военного вторжения» [6], в западных СМИ стали активно пропагандировать данную привилегию, как способ легитимизации силовой экспансии Российской Федерации. Несмотря на базовые принципы международного права о равноправии и самоопределении народов, закрепленных в уставе ООН, о которых напомнил заседанию посол России Виталий Чуркин, западные дипломаты заявили «об изоляции России». [7]

Секторальные санкции ЕС и США привели к спаду экономики России, о чем сказал президент Соединенных Штатов Барак Обама в своем обращении Конгрессу: «... именно Америка является сильной и сплотилась со своими союзниками, в то время как Россия изолирована, а ее экономика разорвана в клочья». В последствии международные аналитические агентства Standard & Poor's, Fitch и Moody's снизили кредитный рейтинг Российской Федерации. Такие методы и заявления западной элиты приводят к падениям финансовых индексов и уменьшению инвестиционной привлекательности страны в мире.

Полное прекращение строительства газового провода «Южный поток» стало одним из главных событий в 2015 году на энергетическом рынке. Президент России Владимир Путин заявил, что «c учетом позиции Еврокомиссии, с учетом того, что мы не получили разрешение от Болгарии, считаем, что Россия не имеет возможности развивать этот проект. Мы вынуждены будем пересмотреть свое участие в этом проекте». [8] Позже глава ОАО «Газпром» Алексей Миллер подтвердил слова российского лидера. Газета New York Times написала о дипломатическом поражении Владимира Путина и победе ЕС и Обамы, однако в лондонской The Times расценили это, как «объявление газовой войны в Европе» и попытку наказать европейские страны за давление на Российскую Федерацию в украинском кризисе.

Все эти примеры наглядно демонстрируют отставание Российской Федерации в технологиях искусственного брэндирования собственного политического имиджа по сравнению с западными странами. В современных АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2(15)

Николаенко Кирилл Вадимович АНАЛИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ...

геополитических реалиях невозможно полагаться исключительно на естественные источники влияния, поскольку в многополярном мире, склонном даже к одно-полярности, национальный имидж становится производной новых политических технологий и маркетинговых компаний. «Мягкая сила» дает возможность латентно и скрытно влиять на мирополитические процессы с большей эффективностью даже при отсутствии естественной ресурсной базы, поэтому ее разработка и реализация должна стать первостепенной задачей для представителей политической и научной элит.

Многоуровневая информационная пропаганда вкупе с распространением западных ценностей говорит о необходимости выработки собственной, единой концепции «мягкой силы», которая была бы способна эффективно отвечать на новые геополитические вызовы и улучшить политический имидж России за рубежом. К осознанию необходимости использования «нового» инструментария во внешнеполитическом курсе РФ пришла в 2012 году, когда президент России Владимир Путин выступил на совещании послов и постоянных представителей Российской Федерации 9 июля 2012 года. В частности, он сказал, что «традиционные, привычные методы международной работы освоены нашей дипломатией достаточно хорошо, если не в совершенстве, но по части использования новых технологий, например, так называемой «мягкой силы», безусловно, есть над чем подумать». [1] Президент подчеркнул, что образ страны за рубежом освещается в одностороннем порядке, без учета актуальной ситуации в России, ее безусловных вкладов в науку и культуру, а также занимаемой ею позицией в международных делах. «А виноваты мы с вами в том, что мы плохо объясняем свою позицию.». [1] После, 3 сентября 2012 году, на совещании представителей Россотрудничества в Москве, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости серьезной работы над международном имидже страны: «и мы существенно уступаем серьезным международным игрокам в этой сфере... Необходимо взять все, чем они занимаются, на вооружение. Влияние государства во многом зависит от способности продвигать свои национальные и культурные ценности, язык и экспортировать их. Созданное четыре года назад Россотрудничество должно стать одним из ключевых инструментов так называемой мягкой силы». Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров, принимавший участие в этом заседании, сказал, что «та значительная помощь, которую мы предоставляем различным странам, прежде всего государствам СНГ, чтобы эта помощь выпукло была показана мировому общественному мнению, и чтобы мы ее использовали более эффективно в нашей внешнеполитической работе». [10]

12 февраля 2013 года президент Владимир Путин утвердил новую концепцию внешней политики России, в которой впервые официально вводится термин «мягкая сила», которая понимается, «как комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии». [11] Глава Россотрудничества Константин Косачев обещал представить в 2013 году «Концепцию участия России в содействии международному развитию», а к 2014 году разработать национальную доктрину «мягкой силы».

Можно утверждать, что лишь с осознанием малой эффективности проводимых и зачастую отсутствующих мер по формированию и укреплению собственного политического имиджа, а также активного информационного противодействия со стороны западных стран, руководство Российской Федерации пришло к идее формирования собственных искусственных методов «мягкой силы».

Можно утверждать, что лишь с осознанием малой

эффективности проводимых и зачастую отсутствующих мер по формированию и укреплению собственного политического имиджа, а также активного информационного противодействия со стороны западных стран, руководство Российской Федерации пришло к идее формирования собственных искусственных методов «мягкой силы». Таким образом, искусственный инструментарий «мягкой силы» России по построению своего национального бренда в 2000-е годы и по настоящее время носит ответный оборонительный характер.

Эффективность подобных мер оценивается многими международными индексами и рейтингами. Так, английская информационная компания Monocle ежегодно публикует Soft Power Survey, в котором страны ранжируются согласно их индексу «мягкой силы», то есть суммарная привлекательность страны на международной арене. Общая оценка складывается из 50 различных факторов (государственные стандарты, дипломатическая инфраструктура, культурные миссии, уровень образование, помощь предпринимательству и др.). В 2014/15 гг. Российская Федерация, находясь между Грецией и Аргентиной и опустившись на 2 позиции, занимает 29 место.

В индексе Саймона Анхольта в 2014 году Россия заняла 25 место, уступив Аргентине, Китаю и Сингапуру. Согласно отчету, она потеряла 3 позиции из-за своей политики в рамках международной безопасности. [12]

В Индексе хороших стран [13] Россия занимает 95 место, находясь между Гондурасом и Конго. Отрицательными факторами, по мнению экспертов, для Российской Федерации являются: лидеры в глобальном оружейном экспорте, почти полное отсутствие интернет-безопасности (данный рейтинга Global Cyber Security Index за 2012 год) и финансовой поддержки миротворческих миссий ООН, большой уровень выбросов CO2 (данный World Bank), отсутствие международной благотворительности; политика протекционизма в экономической сфере; недостаточный масштаб помощи беженцам (согласно данным Агентства ООН по делам беженцев); рост цензуры в средствах массовой информации (данные Репортеры без границ и Freedom House [14]), а также несоразмерная уровню экономики помощь развивающимся странам. Положительная динамика наблюдается в областях: гуманитарной помощи (поставки продовольствия нуждающимся странам); субсидирование программ Всемирной организации здравоохранения; большое число ученых, лауреатов Нобелевской премии; активное участие в Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Согласно рейтингу Freedom House - Freedom in the World 2014 - Российская Федерация в так называемом «рейтинге свободы» (Freedom Rating) получила 5.5 баллов из 7. [В данном рейтинге: 1 - это полная свобода, а 7 - наихудший показатель (близко к тоталитарному режиму.] По мнению экспертов это связано с агрессивной политикой президента Владимира Путина и его кабинета в 2013 году, которая была направлена на нивелирование любого оппозиционного движения (преследование оппозиционера Алексея Навального, разгон демонстрационных протестов в декабре 2011 и мае 2012 годов), а также принятие закона о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, что вызвало возмущение местных ЛГБТ сообществ. Авторы считают, что юрисдикция Российской Федерации слишком зависит от исполнительной власти. В 2015 году «рейтинг свободы» в России опустился до 6.0 в виду «усиления контроля за средствами массовой информации и ростом уровня государственной пропаганды на телевидении». [14] Также аналитики Freedom House утверждают, что Владимир Путин инициировал военное вторжение в Украину, в ходе которого был аннексирован Крым.

Global Peace Index (GPI) 2014, опубликованный сотрудниками Института экономики и мира (Institute for Economics and Peace) отвел Российской Федерации 152

Николаенко Кирилл Вадимович

АНАЛИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ..

место из 162 анализируемых стран. Причинами такого рейтинга послужили: наличие тяжелого и ядерного оружия, вмешивание во внутреннюю политику соседних стран, рост преступности, политического произвола и коррупции в обществе. [Используются данные организации Amnesty International.]

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В настоящее время можно говорить о двух источниках «мягкой силы» -естественный и искусственный. Российская Федерация обладает большим количеством естественных источников влияния: членство в Совете Безопасности ОНН, выгодное геополитическое расположение страны, наличие большого количества энергетических и сырьевых ресурсов, обширный исторический и культурный пласт, статус космической державы, межконфессиональный диалог. Искусственные источники «мягкой силы» в России представлены в виде деятельности Россотрудничества за рубежом, информационном канале Russia Today.

Эффективность использования обоих источников «мягкой силы» России при реализации внешнеполитического курса можно оценить согласно данным известных международных рейтинговых агентств. Довольно сложно говорить об объективности данных индексов, поскольку их составляют в основном иностранные аналитические агентства и исследовательские институты, и в этом смысле они сами являются инструментом по созданию и оценке имиджа тех или иных стран, однако очевидно, что несмотря на наличие обширнейшей естественной ресурсной базы российского репутационного капитала, она используется в недостаточной мере и сама по себе исчерпала возможности доминантного способа реализации мягкой силы Российской Федерации.

В условиях современного политического кризиса и активной пропаганды со стороны западных стран, Российской Федерации необходимо разработать свою собственную концепцию «мягкой силы», в рамках которой будет улучшаться имидж страны за рубежом и использоваться огромный исторический, культурный и человеческий потенциал. Так подтверждаются слова Владимира Путина на Совещании послов и постоянных представителей России о необходимости использования данной стратегии для лоббирования «своих интересов и подходов путем убеждения и привлечения симпатий к своей стране, основываясь на ее достижениях не только в материальной, но и в духовной культуре и интеллектуальной сфере». [9]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Официальный сайт президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15902 (Дата обращения: 01.05.2016)

2. Выступление премьер-министра Дмитрия Медведева на совещании представителей Россотрудничества за рубежом 3 сентября 2012 г. (URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/2012/09/03/medve-dev_rossotrudnichestvo_dolzhno_stat)

3. Ying Fan. Soft power: power of attraction or confusion? // Place Branding and Public Diplomacy vol. 4 (2008), №. 2. P. 1-2. URL: http://www.palgrave-journals.com/pb/ journal/v4/n2/full/pb20084a.html#bib26 (Дата обращения: 01.05.2016)

4. Леонова О. Г. Мягкая сила - ресурс внешней политики государства/Юбозреватель-Observer 4/2013. С.29

5. РИА Новости. Власти РФ взялись за работу над имиджевыми ошибками URL: http://ria.ru/ politics/20120903/742043861.html#ixzz3YDYDBcxT (Дата обращения: 01.05.2016)

6. Центр новостей ООН. Россия применила вето при голосовании резолюции Совета Безопасности ООН по Украине. URL: http://www.un.org/russian/news/story. asp?NewsID=21308#.VTnr8JNrg0c (Дата обращения: 01.05.2016)

7. Россия наложила вето на резолюцию Совбеза

ООН по Украине, оставшись в одиночестве. URL: http:// www.newsru.com/world/15mar2014/sovbezrez.html (Дата обращения: 01.05.2016)

8. Деловая газета «Взгляд». Все, проект закрыт. URL: http://www.vz.rU/economy/2014/12/1/718043.html (Дата обращения: 01.05.2016)

9. Официальный сайт президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15902 (Дата обращения: 01.05.2016)

10. РИА Новости. Медведев объяснил, какой должна быть «мягкая сила» России в мире. URL: http://ria. ru/riatv/20120903/742179425.html (Дата обращения: 01.05.2016)

11. Концепция внешней политики Российской Федерации. URL: http://www.mid.rU/brp_4.nsf/0/6D84D DEDEDBF7DA644257B160051BF7F (Дата обращения: 01.05.2016)

12. Anholt-GFK Nation Brand Index 2014. URL: www. gfk.com/news-and-events/press-room/press-releases/pages/ germany-knocks-usa-off-best-nation-top-spot.aspx (Дата обращения: 01.05.2016)

13. The Good Country Index. URL: www.goodcountry. org (Дата обращения: 01.05.2016)

14. Freedom in the World 2015. URL: https://freedom-house.org/report/freedom-world/2015/russia#.VTffopNrg0c (Дата обращения: 01.05.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.