Анализ специфики региональной экономической политики на примере Мурманской области
СО CS
о
CS
о ш m
X
<
m О X X
Максимов Антон Юрьевич
аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, for_lamer@mail.ru
Региональная экономическая политика играет важную роль для национальной экономики России, поскольку охватывает разнообразные регионы страны с учетом их уникальных особенностей и потенциала. Основное значение региональной экономической политики состоит в обеспечении равномерного и устойчивого развития регионов, что способствует снижению региональных неравенств и улучшению качества жизни населения. Проблема развития региональной экономической политики заключается в необходимости справляться с рядом вызовов и ограничений, которые затрудняют достижение устойчивого и равномерного экономического развития. Для достижения целей региональной экономической политики важно учитывать множество факторов, таких как демографическая ситуация, доступность инфраструктуры, уровень применения инноваций и разнообразие производственных отношений. В этой связи вопрос о востребованности применении некоторых инструментов программно-целевого метода их дальнейшего усовершенствования для решения основных проблем региональной экономической политики является актуальным. В статье использованы методы анализа, логического мышления - дедукции и решены следующие задачи: рассмотрены несколько подходов к определению понятия региональной экономической политики; обозначена связь региональной экономической политики с основными стратегическими документами РФ; описаны некоторые инструменты программно-целевого метода в контексте реализации социально-экономического развития региона и страны в целом; проанализирован опыт Мурманской области по применению программно-целевого метода для решения основных социально-экономических проблем. В итоге сделан вывод о том, что применение программно-целевого метода для решения основных социально-экономических проблем Мурманской области является востребованным и требует дополнительных исследований в целях его дальнейшего усовершенствования.
Ключевые слова: региональная экономическая политика, национальные цели, программно-целевой метод, государственная программа, региональное социально-экономическое развитие, региональные проекты.
Введение
Одно из значимых и приоритетных мест в системе управления народным хозяйством занимает региональная экономическая политика. Являясь неотъемлемым элементом общегосударственной экономической политики, региональная - призвана включать в себя не только концепцию развития отдельно взятого региона, но и соответствовать основным стратегическим направлениям в рамках социально-экономического развития России.
Региональная экономическая политика включает в себя сведения об оценке географического (природно-ресурсного, климатического) потенциала, обозначение основных проблем, сдерживающих развитие региона в контексте будущих перспектив, диагностике региональных экономических показателей и построение комплекса прогнозов дальнейшего развития региона по экономическим, социально-демографическим, при-родно-ресурсным и иным сферам. Данные сведения позволяю оценить состояние достижения целей региональной экономической политики конкретного региона с точки зрения их эффективности и результативности.
В связи с отсутствием единого определения региональной экономической политики, ряд авторов вкладывает в данное понятие следующие смыслы. По мнению А.А. Угрюмовой, Е.В. Ерохиной и М.В. Савельевой, региональная экономическая политика представляет собой управление, нацеленное на поддержку сообщества, которое посредством региональных, национальных и надгосударственных органов осуществляет единую экономическую деятельность на ограниченной территории [15, с. 24]. Более узкую трактовку определения можно заметить у М.Ю. Джамалудиновой, которая понимает под региональной экономической политикой совокупность методов, реализуемых уполномоченными органами государственного управления в области экономического развития отдельных регионов в соответствии со стратегическими установками и целями [4, с. 13]. В работе Е.С. Устиновича, региональная экономическая политика является составной частью государственной экономической политики, при которой государственная политика в сфере экономического развития транслируется на региональный уровень, учитывая при этом специфику регионального развития и социально-экономической ситуации конкретного региона [16, с. 331]. Отмечая, что региональная экономическая политика является составной частью общегосуд-раственной, О.С. Сухарев обращает внимание, что экономическая политика, реализуемая в контексте конкретного региона, имеет при этом характерные отличия и реализуется особыми субъектами по отношению к специальным объектам благодаря специализированным институтам, механизмам и ресурсам [13, с. 21]. В этой связи можно отметить, что понятие региональная экономическая политика обладает сложными и комплексными категориями, опирается на государственную экономическую политику страны в целом, а её основными направлениями являются достижение социально-экономического развития региона и обеспечение достойного уровня благосостояния населения в условиях экономической самостоятельности.
Принимая во внимание неразрывную связь региональной экономической политики с государственной экономической политикой, необходимо обозначить, что последняя характеризуется различными направлениями (социальная и инвестиционная политика, политики в области труда, занятости и т.д.) и видами деятельности государства, а также оказывает разное по степени влияния воздействие на динамику макроэкономических показателей РФ. В этой связи государственная экономическая политика реализуется в рамках основных стратегических направлений путем целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и т.д [17].
К стратегическим документам целеполагания в соответствии с утвержденными Указом Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Основами государственной политики в сфере стратегического планирования» относятся ежегодные послания Президента страны к Федеральному Собранию. В послании 2018 года были озвучены приоритетные направления и векторы движения по ключевым областям социально-экономического развития Российской Федерации, которые нашли своё отражение в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В последующем, Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в Указ от 07.05.2018 № 204 были внесены некоторые изменения, которые повлекли за собой соответствующие корректировки в ряде иных документах стратегического планирования, включая региональные.
Необходимо отметить, что одним из эффективных способом реализации национальных целей в области социально-экономического развития РФ является применение программно-целевого метода [5, с. 319]. Будучи результативным методом регулирования и развития национальной экономики, данный метод позволяет сконцентрировать ресурсы на достижении конкретных социально-значимых целей [11, с. 2]. Сама по себе программно-целевая деятельность является системой намечаемых мер, которые подлежат осуществлению, а также действий, реализацию которых должно обеспечить достижение единой, и что немало важно, заранее поставленной цели [9, с. 3]. Исходя из этого, программно-целевой метод при грамотном формировании всех этапов проекта (планирование, прогнозирование, исполнение и пр.) должен способствовать высокому уровню проработки пути достижения некоего конечного состояния управляемой системы [19, с. 2].
Для нашей страны исторически сложившимся, но не единственным, инструментом реализации программно-целевого метода в области социально-экономического развития является применение государственных программ [1, с. 160]. Являясь документом стратегического планирования, государственная программа содержит в себе комплекс планируемых мероприятий, которые взаимосвязаны по задачам, срокам их осуществления, исполнителям и ресурсам, а также инструменты государственной политики, обеспечивающие в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
На сегодняшний день в Российской Федерации реализуется 38 государственных программ по 7 приоритетным направлениям. Наиболее интересным с точки зрения регионального социально-экономического развития представляется направление «Сбалансированное региональное развитие», которое включает в себя 6 госпрограмм.
Также к инструментам реализации программно-целевого метода в области социально-экономического развития как страны, так и региона, относятся национальные проекты и региональные проекты (программы) [20, с. 6]. Если рассматривать иерархию данной системы, можно предложить следующую цепочку: государственные программы РФ, в которые интегрированы национальные проекты, состоящие из совокупности федеральных проектов, и региональные проекты, разрабатываемы на их основе [6, с. 129].
В соответствии с региональными стратегиями социально-экономического развития, которые учитывают основные федеральные стратегические документы по данной сфере, на уровне региона разрабатываются собственные программы и проекты. Далее предлагается рассмотреть опыт применения программно-целевого метода на конкретном субъекте Российской Федерации - Мурманской области.
Расположившись на Кольском полуострове, Мурманская область является субъектом РФ, входящем в состав СевероЗападного федерального округа. По площади территории среди всех регионов России область занимает 25 место - 144,9 тыс. кв. км или 0,86% площади страны. По предварительным данным Мурманскстата, на 1 января 2021 года в Мурманской области проживало 733,2 тыс. человек, из них в городской местности - 675,5, сельской - 57,7 тыс. человек, в связи с чем область относится к высокоурбанизированным регионам России. В области также проживает 17 национальностей, относящихся к коренным малочисленным народам, численность которых на 2010 год составляла 1 825 человек [18].
Отдельное внимание в Мурманской области посвящено расширению и развитию человеческого капитала. Высокий уровень фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных и геоинформационных основ управления обеспечивают расположенные на территории региона высшие образовательные учреждения. В свою очередь, широкая система образовательных учреждений Мурманской область может поддерживать уровень инновационного развития региона [14, с. 62].
Стратегическим значением для Российской Федерации обладает природно-ресурсный комплекс Мурманской области: значительные запасы различных видов минерального сырья (медно-никелевые, железные, апатит-нефелиновые руды, руды редких и редкоземельных металлов) и водно-биологических ресурсов придают региону экспортную привлекательность и повышают её роль в развитии национальной экономики.
Несмотря на относительную изолированность кольской энергосистемы и её мазутозависимость, Мурманская область относится к числу наиболее энергообеспеченных территорий страны. Для выработки тело- и электроэнергии, помимо использования привозного топлива, а также ядерного горючего, в качестве альтернативы для выработки электроэнергии выступают возобновляемые источники энергии [7, с. 23]. Крупнейшим проектом в области развития возобновляемой энергетики стал запуск в мае 2023 года самого мощного ветропарка за Полярным кругом - Кольской ветроэлектростанции (ВЭС), в необходимости которого нет сомнений [2, с. 30].
Стратегически важное место для развития национальной и региональной экономики также имеет Мурманский морской порт. Это единственная в Европейской части Российской Федерации незамерзающая глубоководная и имеющая прямой и удобный доступ к океанским магистралям с развитой инфраструктурой гавань. Грузооборот по итогам 2020 года порта составил 56,1 млн. тонн, в том числе сухих грузов было перевалено 23,8 млн. тонн, наливных грузов - 32,4 млн. тонн. Знаковым для экономики региона является и перевалка продукта российского экспорта -сжиженного природного газа (СПГ): в
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м
Сл>
со см о см
о ш т
X
<
т О X X
2021 году был введен временный рейдовый перегрузочный комплекс (ВРПК) СПГ и впервые в России произведена перегрузка СПГ по технологии «борт-борт» [3, с. 29].
Для реализации вышеперечисленных направлений и решения основных задач в рамках социально-экономического развития Мурманской области в период с 2014 по 2020 года были исполнены 14 государственных программ, с 2017 по 2020 года - 1 государственная программа, с 2018 по 2022 года - 1 государственная программа, 15 государственных программ введены в действие с 2021-2023 годов по сей день (до 2025 года). Государственные программы Мурманской области до 2025 года реализуются по таким направлениям, как: цифровая трансформация, сохранение населения, здоровья и благополучия людей, возможности для самореализации и развития талантов, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный эффективный труд и успешно предпринимательство, а также сбалансированное региональное развитие.
Общий объём финансирования 16 государственных программ по состоянию на 2022 год составил 160,1 млрд. рублей, из которых 120,2 млрд рублей составили средства областного бюджета. В 2022 году в регионе также реализовывались 48 региональных проектов, входящих в 12 из 14 национальных проектов РФ. Общий объем плановых ассигнований для реализации региональных мероприятий в рамках национальных проектов составил 17,8 млрд. рублей [12].
По итогам 2022 года высокую оценку в списке наиболее эффективно реализуемых государственных программ Мурманской области получила ГП «Экономический потенциал». Она состоит из 5 подпрограмм, направленных на обеспечение устойчивого промышленного роста, деловой и инвестиционной активности бизнеса. В целях формирования благоприятной инвестиционной среды с 2021-2022 года реализован комплекс мероприятий, который позволил (без нарастающих итогов 2020 года) привлечь инвестиции в размере - 98,3 млрд рублей и создать в региона4 819 рабочих мест.
В рамках подпрограммы «Развитие туризма» в 2022 году было реализовано 9 из 10 планируемых мероприятий. Отмечается, что финансовые меры поддержки 2022 года позволят создать 77 рабочих мест в индустрии туризма Мурманской области, что составляет 50% от созданных рабочих мест в рамках поддержек с 2011 по 2019 год.
Отдельного внимания в области реализации программно-проектного похода в Мурманской области заслуживает план мероприятий по приоритетным направлениям развития Мурманской области до 2024 года и на период до 2030 года «НА СЕВЕРЕ-ЖИТЬ!» (далее План) [10]. План является ярким примером участия широкого круга лиц при принятии значимых решений для регионального развития. В частности, помимо органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций, более 27 тысяч местного населения приняли участие в голосовании приоритетных направлений развития области. По итогам голосования в План были включены более 160 мероприятий по 16 направлениям в области социально-экономического развития Мурманской области. Кроме этого, 46 региональных проектов Плана являются составной частью 12 национальных проектов [8].
Таким образом часть описанных выше инструментов программно-целевого метода направлены на решение основных проблемных вопросов в области не только социальной, но и региональной экономической политики Мурманской области. К последним, согласно стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года относятся:
-Монуструктурный характер производственных отношений. Экономика региона сильно зависит от добычи и переработки природных ресурсов. Сокращение спроса на эти товары
или снижение цен на мировых рынках может серьезно повлиять на экономику области. Кроме этого, отсутствие достаточного разнообразия отраслей в экономике региона делает его уязвимым к внешним воздействиям и снижает возможности для экономического роста, что указывает на низкий уровень диверсификации региональной экономики.
-Демографические проблемы. Мурманская область сталкивается с проблемой оттока населения, особенно молодежи, в поисках лучших возможностей в более крупных городах. Это может привести к уменьшению трудовых ресурсов и снижению потенциала для экономического развития региона.
-Инфраструктурные ограничения и транспортные издержки. Недостаточно развитая инфраструктура, включая моральный и физический износ энергетической инфраструктуры, деградация основных фондов, снижают не только качество жизни населения, но и основные экономические показатели региона, затрудняют привлечение инвестиций, развитие бизнеса и накладывают ограничения на развитие экономики некоторых районов Мурманской области
-Низкий уровень инноваций. Недостаточное внедрение новых технологий и инноваций в производственные процессы затрудняет повышение производительности и конкурентоспособности региональных предприятий.
Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что региональная экономическая политика занимает важное и приоритетное место в системе управления народным хозяйством государства. Она представляет неотъемлемый элемент общегосударственной экономической политики, охватывая не только концепцию развития конкретных регионов, в которых отражены общие сведения о субъекте РФ, но также соответствуя основным стратегическим направлениям развития России в целом.
Для обеспечения основных направлений региональной экономической политики на региональном уровне разрабатываются стратегии социально-экономического развития, реализуемые посредством программно-целевого метода. В качестве основных инструментов при применении программно-целевого метода выступают государственные программы, национальные проекты и региональные проекты и программы.
В Мурманской области для решения основных вопросов в области социально-экономического развития реализуется обширный комплекс государственных программ, национальных и региональных проектов. Применение инструментов программно-целевого метода вносят позитивные изменения в экономику Мурманской области, позволяя привлекать инвестиции высококвалифицированные кадры, создавать новые рабочие места, развивать туристическую отрасль и т.д.
Вместе с тем, наличие в Мурманской области рядя проблем, связанных с демографической ситуацией, инфраструктурными ограничениями, низким уровнем применения инноваций и моноструктурным характером производственных отношений, свидетельствует о том, что применение программно-целевого метода является востребованным и требует дополнительных исследований в целях его дальнейшего усовершенствования.
Литература
1. Васецкая Н.О. Программно-целевое управление как инструмент финансовой реализации федеральных целевых программ // Экономика науки. 2019. № 5(3). С. 160-169.
2. Вопиловский С.С. Стратегические тренды энергетического развития северных территорий России // АиС. 2022. № 49. С. 23-37.
3. Гречаная С.С. Морской порт Мурманска, как арктический хаб (нормативно-правовое регулирование) // Океанский менеджмент. 2021. № 2 (11). С. 27-32.
4. Джамалудинова М.Ю. Особенности управления экономикой на региональном уровне // Индустриальная экономика. 2021. № 3. С. 12-16.
5. Иванова А.А., Туфетулов А.М. Программно-целевое и нормативно-правовое обеспечение региональной экономической безопасности // РППЭ. 2019. № 12 (110). С. 318-324.
6. Максимов А.Ю. Национальные проекты как инструмент для опережающего социально-экономического развития России: анализ проблем // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. № 94. С. 121-132.
7. Минин В.А. Потенциал и перспективы использования возобновляемых источников энергии Мурманской области // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Технические науки. 2022. № 3. С. 21-31.
8. Официальный комментарий губернатора Мурманской области А.В. Чибиса // Информационный портал о выборах «Выбор народа» [Электронный ресурс]. URL: http://vybor-naroda.org/vn_exdusive/244570-andrej-chibis-rasskazal-o-realizacii-nacproektov.html (дата обращения 27.07.2023).
9. Панеш К.М., Хатукай С.А., Бабалян Э.Б. Эффективные инструменты и методы оценки программно-целевого подхода к управлению экономикой региона // МНИЖ. 2022. № 8 (122). С. 1-7.
10. План мероприятий по приоритетным направлениям развития Мурманской области до 2024 года и на период до 2030 года «На СЕВЕРЕ-ЖИТЬ!» // Официальный сайт администрации города Мурманска [Электронный ресурс]. URL:
https://www.citymurmansk.ru/img/all/2119_74_rp_1_.pdf (дата
обращения 20.07.2023).
11. Плотников В.А., Федотова Г.В. Программно-целевой метод в управлении экономикой региона // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 7. С. 2-9.
12. Сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Мурманской области за 2022 год // Официальный сайт Правительства Мурманской области [Электронный ресурс]. URL: https://minec.gov-
murman.ru/activities/devel_city/sub05/instruction/svod-otchet-gp-za-2022.zip (дата обращения: 20.07.2023).
13. Сухарев О.С. Региональная экономическая политика: структурный подход и инструменты // Экономика региона. 2015. № 2. С. 9-23.
14. Тишков С.В., Егоров Н.Е., Волков А.Д. Оценка современного состояния инновационного развития северных и арктических территорий // АиС. 2022. № 47. С. 57-75.
15. Угрюмова А.А., Ерохина Е.В., Савельева М.В. Региональная экономика и управление: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2018. С. 477.
16. Устинович Е.С. Актуальные проблемы региональной экономической политики в Российской Федерации // Инновации и инвестиции. 2020. № 3. С. 329-331.
17. Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Ко-сультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LA W&n=439977&dst=100001#UTMUFlTk7vwD6Pj51 (дата обращения: 20.07.2023).
18. Численность // Официальный сайт Правительства Мурманской области [Электронный ресурс]. URL: https://gov-murman.ru/region/saami/general_info/population/ (дата обращения: 20.07.2023).
19. Development Model for Program-Target Budgeting in Constituent Entities of the Russian Federation L.M. Mulendeeva, A.G. Glukhova and G.V. Glukhov SHS Web Conf., 71 (2019) 02003/ Published online: 25 November 2019 DOI: 10.1051/shsconf/20197102003
20. Sitalieva, Alima and Homyakova, Violetta and Zheleznov, Maxim and Shorokhov, Kirill, Analysis of the national program "Digital Economy of the Russian Federation" (October 13, 2022). Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=4256387 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4256387
Analysis of the specifics of regional economic policy on the example of the
Murmansk region Maximov A.Yu.
Lomonosov Moscow State University
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
Regional economic policy plays an important role for the national economy of Russia, since it covers various regions of the country, taking into account their unique characteristics and potential. The main importance of regional economic policy is to ensure the uniform and sustainable development of the regions, which contributes to reducing regional inequalities and improving the quality of life of the population. The problem of the development of regional economic policy is the need to cope with a number of challenges and constraints that make it difficult to achieve sustainable and even economic development. To achieve the goals of regional economic policy, it is important to take into account many factors, such as the demographic situation, the availability of infrastructure, the level of innovation and the diversity of industrial relations. In this regard, the question of the demand for the use of some tools of the program-target method of their further improvement to solve the main problems of regional economic policy is relevant. The article uses methods of analysis, logical thinking - deduction and solves the following tasks: several approaches to defining the concept of regional economic policy are considered; the connection of regional economic policy with the main strategic documents of the Russian Federation is indicated; some tools of the program-target method are described in the context of the implementation of the socio-economic development of the region and the country as a whole; the experience of the Murmansk region on the application of the program-target method for solving the main socio-economic problems is analyzed. As a result, it is concluded that the application of the program-target method for solving the main socio-economic problems of the Murmansk region is in demand and requires additional research in order to further improve it. Keywords: regional economic policy, national goals, program-target method, state
program, regional socio-economic development, regional projects. References
1. Vasetskaya N.O. Program-target management as a tool for the financial
implementation of federal target programs // Economics of science. 2019. No. 5(3). pp. 160-169.
2. Vopilovsky S.S. Strategic trends of energy development of the northern territories
of Russia // AiS. 2022. No. 49. pp. 23-37.
3. Grechanaya S.S. Murmansk seaport as an Arctic hub (regulatory regulation) //
Ocean Management. 2021. No. 2 (11). pp. 27-32.
4. Jamaludinova M.Yu. Features of economic management at the regional level //
Industrial economics. 2021. No. 3. pp. 12-16.
5. Ivanova A.A., Tufetulov A.M. Program-target and regulatory support of regional
economic security // RPE. 2019. No. 12 (110). pp. 318-324.
6. Maksimov A.Yu. National projects as a tool for advanced socio-economic
development of Russia: analysis of problems // Public administration. Electronic bulletin. 2022. No. 94. pp. 121-132.
7. Minin V.A. Potential and prospects of using renewable energy sources of the
Murmansk region // Proceedings of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Series: Technical Sciences. 2022. No. 3. pp. 21-31.
8. Official comment of the Governor of the Murmansk region A.V. Chibis // Information
portal about elections "People's Choice" [Electronic resource]. URL: http://vybor-naroda.org/vn_exclusive/244570-andrej-chibis-rasskazal-o-realizacii-nacproektov.html (accessed 27.07.2023).
9. Panesh K.M., Khatukai S.A., Babalyan E.B. Effective tools and methods for
evaluating the program-target approach to managing the economy of the region // MNIZH. 2022. No. 8 (122). pp. 1-7.
10. Action plan on priority areas of development of the Murmansk region until 2024
and for the period up to 2030 "IN the NORTH-TO LIVE!" // Official website of the administration of the city of Murmansk [Electronic resource]. URL:
https://www.citymurmansk.ru/img/all/2119_74_rp_1_.pdf (accessed
20.07.2023).
11. Plotnikov V.A., Fedotova G.V. Program-target method in managing the economy
of the region // Financial analytics: problems and solutions. 2013. No. 7. pp. 2-9.
12. Consolidated annual report on the implementation and evaluation of the effectiveness of state programs of the Murmansk region for 2022 // Official website of the Government of the Murmansk region [Electronic resource]. URL: https://minec.gov-murman.ru/activities/devel_city/sub05/instruction/svod-otchet-gp-za-2022.zip (accessed: 07/20/2023).
X X О го А С.
X
го m
о
м о м
CJ
13. Sukharev O.S. Regional economic policy: structural approach and tools // The
economy of the region. 2015. No. 2. pp. 9-23.
14. Tishkov S.V., Egorov N.E., Volkov A.D. Assessment of the current state of innovative development of the northern and Arctic territories // AiS. 2022. No. 47. pp. 57-75.
15. Ugryumova A.A., Erokhina E.V., Savelyeva M.V. Regional economics and management: textbook and workshop for undergraduate and graduate studies / — 2nd ed. — Moscow: Yurayt Publishing House, 2018. p. 477.
16. Ustinovich E.S. Actual problems of regional economic policy in the Russian Federation // Innovations and investments. 2020. No. 3. pp. 329-331.
17. Federal Law No. 172-FZ of 28.06.2014 "On strategic planning in the Russian
Federation" // Kosultantplus [Electronic resource]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=439977& dst= 100001 #UTMUFlTk7vwD6Pj51 (accessed: 07/20/2023).
18. Number // Official website of the Government of the Murmansk region [Electronic
resource]. URL: https://gov-murman.ru/region/saami/general_info/population / (accessed: 07/20/2023).
19. Development Model for Program-Target Budgeting in Constituent Entities of the
Russian Federation L.M. Mulendeeva, A.G. Glukhova and G.V. Glukhov SHS Web Conf., 71 (2019) 02003/ Published online: 25 November 2019 DOI: 10.1051/shsconf/20197102003
20. Sitalieva, Alima and Homyakova, Violetta and Zheleznov, Maxim and Shorokhov,
Kirill, Analysis of the national program "Digital Economy of the Russian Federation" (October 13, 2022). Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=4256387 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4256387
fO CS
o
CS
o
LH
m
X
<
m O X X