УДК 6148.069
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ РАБОТНИКОВ
Д.А. Пилипчук, ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный
технический университет», факультет промышленного рыболовства, студентка;
В.М. Минько, ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный
технический университет», факультет промышленного рыболовства, заведующий кафедрой, профессор.
В данной статье описан анализ требований к порядку проведения медицинских осмотров работников. Описан перечень современных нормативных актов, касающихся медосмотров. Также указана важность прохождения медицинских осмотров работниками, и описаны проблемы, с которыми может встретиться, как рабочий, так и работодатель.
Ключевые слова: медицинский осмотр, охрана здоровья
Согласно части третьей статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации [1] вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами,
утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (с изм. на 02.02.2006) [1] Правительство Российской Федерации должно не только определить порядок принятия актов, которые устанавливают порядок прохождения медицинских осмотров на производствах, но и непосредственно утверждать перечни отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, работники которых в целях сохранения здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний должны проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры (часть первая статьи 21)[1] .
За Минздравом России закреплялось непосредственное полномочие по утверждению перечня медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, которая непосредственно связанна с источниками повышенной опасности, который должен пересматриваться не реже 1 раза в 5 лет (часть третья статьи 21).
Во исполнение статьи 2 Правительство Российской Федерации [1] утвердило всего один нормативный правовой акт «Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам» (Постановление от 08.09.1999 № 1020). В остальном, проведение медицинских осмотров регламентируется нормативными правовыми актами Минздрава России и других министерств и ведомств России.
В 2003 году такая практика получила нормативное закрепление -Правительство Российской Федерации, руководствуясь частью третьей статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, своим Постановлением от 15 ноября 2012г. № 646 [1] "О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся
предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)" установило, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские обследования осмотры (осмотры), а также порядок их проведения утверждаются Минздравсоцразвитием России.
Помимо общеотраслевых нормативных правовых актов порядок проведения медицинских осмотров регламентируется специальными и отраслевыми актами. В основном - это акты, которые определяют особенности медицинских осмотров работников, выполняющих работу, которая непосредственно связанна с движением транспортных средств.
В соответствии со статьей 328 Трудового кодекса Российской Федерации [1] работники, которых принимают на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта; прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.
Специальные нормативные акты, которые устанавливают порядок прохождения медицинских освидетельствований, приняты во исполнение Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (с изм. на 22.08.2004):
Также по специальным правилам, еще одна категория работников проходит медицинское освидетельствование - это спасатели. Медицинское освидетельствование, его организация подчиняется правилам, которые
непосредственно закрепленным во временном положении о порядке медицинского освидетельствования спасателей (медицинской экспертизы в аварийно-спасательных службах и формированиях), утвержденным совместным Приказом Минздрава России и МЧС России от 17 декабря 2013 г. № 470[2], а также Положении о профессиональном отборе горноспасателей, утвержденным Приказом Минтопэнерго России от 05.05.1999.
Вышеизложенные акты в большинстве случаев устанавливают требования к проведению медицинских осмотров I группы, т. е. тех осмотров, которые проводятся с целью определения пригодности работников для выполнения работы и предупреждения профессиональных заболеваний, и только совсем частично затрагивают правила проведения осмотров II группы. Требования к проведению осмотров II группы устанавливались Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Так, в 2004 году Постановлением Правительства Москвы были утверждены:
1. Перечень профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, работники которых проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу), периодические медицинские осмотры и гигиеническую аттестацию.
2. Перечень и кратность обследований при прохождении обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников декретированных профессий.
3. Перечень контингентов государственных служащих, работников бюджетной сферы г. Москвы, застрахованных по ОМС на территории г. Москвы, предварительные и периодические медицинские осмотры которых осуществляются за счет средств бюджета города, а также за счет средств обязательного медицинского страхования, согласно действующей Московской городской программе ОМС и тарифам на медицинские услуги.
Документы, принятые по городу Москва указаны в связи с тем, что нормативные акты были приняты и другими субъектами Российской Федерации.
С введением в действие Трудового кодекса Российской Федерации право в случае необходимости принимать решения о введении в отдельных организациях дополнительных условий и показаний к проведению медицинских осмотров получили непосредственно органы местного самоуправления (часть четвертая статьи 213 Кодекса)[1]. В основном эти нормативные правовые акты касаются II группы медицинских осмотров и основная их задача - дополнить и конкретизировать перечни работ, которые утверждены на федеральном уровне применительно к местным условиям и в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой в муниципальном образовании.
Медицинские осмотры подразделяются на: предварительные (при поступлении на работу); периодические (в процессе трудовой деятельности); внеочередные (досрочные) (в соответствии с медицинскими
рекомендациями).
Предварительный медицинский осмотр проводится перед поступлением на работу и (или) перед переводом рабочего (работника) на другое рабочее место для определения профессиональной пригодности. Периодический медицинский осмотр проводится после прохождения предварительного медицинского осмотра через равные промежутки времени для определения дальнейшей профессиональной пригодности в процессе трудовой деятельности.
Периодические медицинские осмотры (обследования) работников могут проводиться досрочно в соответствии с медицинским заключением или по заключению территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с обязательным обоснованием в направлении причины досрочного
(внеочередного) осмотра (обследования) (ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации)[1].
В соответствии ст. 212, 213, 266 Трудового кодекса Российской Федерации [1] работодатель обязан организовать проведение и прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских осмотров, а в соответствии ст. 76 ТК РФ - отстранить от работы работника не прошедшим в установленном порядке медицинский осмотр.
Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем. В любом случае периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.
Работодатель составляет поименный список лиц и определяет контингенты, который подлежит периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований). Реально, все эти документы составляют работники служб охраны труда, на что стоит обращать отдельное внимание.
Работник для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) должен представить направление, которое ему выдал работодатель, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы, а также паспорт или другой документ, который может его заменить, амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ и в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, -решение врачебной психиатрической комиссии.
После прохождения работником всех необходимых врачей, члены медицинской комиссии вносят результаты обследований в карту предварительных и периодических медосмотров на предприятии работника. По этим же результатам составляется заключительный акт, который в течение тридцати дней должен быть направлен непосредственно работодателю. Также в обязательно порядке информируются все сотрудники, прошедшие медосмотр для работы. Им на руки выдается заключение со всеми необходимыми подписями и печатями (п. 42 Приказа № 302 н).
На сотрудников, прошедшим медицинский осмотр и допущен к работе, оформляются медицинские книжки, в которые и вносятся все результаты проведенного освидетельствования. Также в них вносят и сведения, которые касаются наличия профилактических прививок. Все внесенные данные заверяются штампом и печатью медицинского учреждения, с которым был подписан договор для оформления медицинских осмотров на предприятии.
Медицинские осмотры на предприятии могут закончиться выявлением несоответствия состояния здоровья работника занимаемой им должности. В этом случаи руководитель организации обязан перевести его на другую работу, которая не может принести вреда его здоровью (на практике, чаще всего таких рабочих просто увольняют). Для этого кадровый работник должен составить приказ о переводе сотрудника на другую работу и ознакомить его лично с этим документом.
В проведении медицинских осмотров работников выявлено достаточно много проблем. Периодичность медицинских осмотров устанавливается достаточно произвольно, не всегда учитываются одновременно действующие на рабочем месте опасные и вредные факторы, а также характер взаимодействия между одновременно действующими факторов.
Еще одной проблемой является резкое возрастание стоимости медицинских осмотров работников, приблизительная стоимость одного
медицинского осмотра составляет около 5000 рублей. Работодатели не оплачивают первичные медицинские осмотры, а перекладывают эти затраты на самих работников. Еще одна проблема выявления всех опасных и вредных факторов на производствах, чаще всего картина вредных факторов на данном рабочем месте, на производствах, не полная.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трудовой кодекс// [Электронный ресурс]//Трудовой кодекс Российской Федерации// [Офиц. сайт]: URL: http://www.trudkodeks.ru/ (дата обращения 15.09.2015 г.)
2. Конституция Российской Федерации // [Электронный ресурс]// Конституция// [Офиц. сайт]: URL: http://www.constitution.ru/(дата обращения 15.09.2015 г.)
ANALYSIS MODERN REQUIREMENTS TO THE CONDUCT OF MEDICAL EXAMINATIONS OF WORKERS
D.A. Pilipchuk, Kaliningrad State Technical University Faculty of Industrial Fisheries, student E-mail: [email protected]
V. M. Minko, Kaliningrad State Technical University Faculty of Industrial Fisheries, Head of chair, professor E-mail: [email protected]
This article describes the analysis of the requirements to conduct medical examinations of employees. Described list of modern regulations concerning medical examinations. Also shown
the importance of passing the medical examination of workers, and describes the problems that can occur as a worker and the employer.