Научная статья на тему 'Анализ современных тенденций в международной торговле и торговой политике на примере автомобильной индустрии'

Анализ современных тенденций в международной торговле и торговой политике на примере автомобильной индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
международная торговля / торговая политика / цифровизация / автомобили / электроавтомобили / продажи / international trade / trade policy / digitalization / cars / electric cars / sales

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Сергеевич Татаркин

В статье проводится анализ современных тенденций в сфере международной торговли. В условиях глобализации и технологического прогресса международная торговая политика государств претерпевает значительные изменения, оказывая влияние на глобальную экономическую среду и отдельные отрасли, в частности автомобильную отрасль. В исследовании использованы статистические данные ЮНКТАД за 2022 г. и отчета ВТО за 2022— 2023 гг., а также данные Международной организации производителей автомобилей (OICA) и других источников. Результаты исследования показывают значительный рост международной торговли во всех отраслях в 2022 г., что может свидетельствовать о восстановлении после глобального экономического спада. Сектор автомобилестроения, особенно производство и продажа электромобилей, демонстрирует значительный рост и адаптацию к новым экологическим требованиям и изменениям в потребительских предпочтениях. Однако проблемы торгового баланса, особенно в наименее развитых странах, требуют дальнейшего внимания и решения на международном уровне. Автор приходит к выводу, что современные тенденции требуют от государств и международных корпораций пересмотра и адаптации своих торговых стратегий к новым условиям, включая инвестиции в цифровизацию, развитие современных технологий и укрепление международного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of current trends in international trade and trade policy on the example of the automotive industry

This article analyses modern trends in international trade. The author notes that under conditions of accelerated globalization and technological progress, international trade policy is undergoing significant changes, affecting the global economic environment and individual industries, particularly the automotive industry. The study is based on the analysis of UNCTAD statistics for 2022 and WTO report for 2022—2023, as well as data from the International Organization of Automobile Manufacturers (OICA) and other sources. The results of the study show significant growth in international trade across all sectors in 2022, which may indicate a recovery from the global economic downturn. The automotive sector, especially the production and sale of electric vehicles, including electric cars, shows significant growth and adaptation to new environmental requirements and changes in consumer preferences. However, trade balance problems, especially in least developed countries, require further attention and solutions at the international level. The author concludes that current trends require states and multinational corporations to review and adapt their trade strategies to new conditions, including investment in digitalization, development of modern technologies and strengthening international cooperation.

Текст научной работы на тему «Анализ современных тенденций в международной торговле и торговой политике на примере автомобильной индустрии»

Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 210—219. Audit journal. 2024;(1):21 0—21 9.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 336.1

https://doi. org/10.2441 2/1 727-8058-2024-1 -210-21 9 NIION: 201 7-0074-1 /24-030

EDN: https://elibrary.ru/EQCNEC MOSURED: 77/27-021-2024-01-230

Анализ современных тенденций в международной торговле и торговой политике на примере автомобильной индустрии

Андрей Сергеевич Татаркин

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, tatarckin.andrey@mail.ru

Аннотация. В статье проводится анализ современных тенденций в сфере международной торговли. В условиях глобализации и технологического прогресса международная торговая политика государств претерпевает значительные изменения, оказывая влияние на глобальную экономическую среду и отдельные отрасли, в частности автомобильную отрасль. В исследовании использованы статистические данные ЮНКТАД за 2022 г. и отчета ВТО за 2022— 2023 гг., а также данные Международной организации производителей автомобилей (OICA) и других источников. Результаты исследования показывают значительный рост международной торговли во всех отраслях в 2022 г., что может свидетельствовать о восстановлении после глобального экономического спада. Сектор автомобилестроения, особенно производство и продажа электромобилей, демонстрирует значительный рост и адаптацию к новым экологическим требованиям и изменениям в потребительских предпочтениях. Однако проблемы торгового баланса, особенно в наименее развитых странах, требуют дальнейшего внимания и решения на международном уровне. Автор приходит к выводу, что современные тенденции требуют от государств и международных корпораций пересмотра и адаптации своих торговых стратегий к новым условиям, включая инвестиции в цифровизацию, развитие современных технологий и укрепление международного сотрудничества.

Ключевые слова: международная торговля, торговая политика, цифровизация, автомобили, электроавтомобили, продажи

Для цитирования: Татаркин А.С. Анализ современных тенденций в международной торговле и торговой политике на примере автомобильной индустрии // Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 210—219. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-210-219. EDN: https://elibrary.ru/EQCNEC.

WORLD ECONOMY

Original article

Analysis of current trends in international trade and trade policy on the example of the automotive industry

Andrey S. Tatarkin

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, tatarckin.andrey@mail.ru

Abstract. This article analyses modern trends in international trade. The author notes that under conditions of accelerated globalization and technological progress, international trade policy is undergoing significant changes, affecting the global economic environment and individual industries, particularly the automotive industry. The study is based on the analysis of UNCTAD statistics for 2022 and WTO report for 2022—2023, as well as data from the International Organization of Automobile Manufacturers (OICA) and other sources. The results of the study show significant growth in international trade across all sectors in 2022,

© Татаркин А. С., 2024

which may indicate a recovery from the global economic downturn. The automotive sector, especially the production and sale of electric vehicles, including electric cars, shows significant growth and adaptation to new environmental requirements and changes in consumer preferences. However, trade balance problems, especially in least developed countries, require further attention and solutions at the international level. The author concludes that current trends require states and multinational corporations to review and adapt their trade strategies to new conditions, including investment in digitalization, development of modern technologies and strengthening international cooperation.

Keywords: international trade, trade policy, digitalization, cars, electric cars, sales

For citation: Tatarkin A.S. Analysis of current trends in international trade and trade policy on the example of the automotive industry // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(1):210—219. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-210-219. EDN: https://elibrary.ru/EQCNEC.

Введение. В условиях глобализации экономические границы между странами становятся все более прозрачными, что приводит к значительным изменениям в структуре и динамике международной торговли. Современные тенденции развития международной торговой политики отражают сложное взаимодействие множества факторов, включая технологический прогресс, изменения в международном законодательстве, экономические санкции и торговые войны, а также усилия по защите окружающей среды и устойчивому развитию.

Одной из ключевых характеристик современной международной торговли является рост значимости цифровой экономики, которая оказывает влияние на торговые потоки и создает новые возможности для международного бизнеса. В то же время усиление экологических требований и переход к «зеленой» экономике требуют от стран и компаний пересмотра своих подходов к торговле и производству.

Автомобильная промышленность, включая сектор электромобилей, является ярким примером отрасли, на которую оказывают влияние текущие тенденции международной торговли. Рост спроса на электромобили, ужесточение экологических норм и изменения в торговых соглашениях приводят к значительным изменениям в этой сфере.

Целью данной статьи является анализ современных тенденций международной торговли и торговой политики, а также их влияния на глобальную экономическую среду и отдельные отрасли, в частности на автомобильную промышленность. В статье будут рассмотрены особенности современной международной торговли, а также предложены пути адаптации к новым условиям для государств и международных корпораций.

Обзор литературы. Изучение современных тенденций развития международной торговли и торговой политики требует всестороннего анализа академических работ и исследований в этой области. В последние годы значительное число ученых сосредоточили свое внимание на влиянии глобализации, цифровизации и экологических требований на международную торговлю.

Глобализация и ее влияние на международную торговлю активно исследуется в работе Е.Н. Смирнова, который подчеркивает роль технологических инноваций и снижения торговых барьеров в ускорении глобальной интеграции [3].

Цифровизация торговли стала предметом исследований И.А. Стрелкова и А.В. Стрелкова, которые изучают, как цифровые технологии трансформируют традиционные бизнес-модели и создают новые возможности для международной торговли [5]. Кроме того, Ф.Г. Соснов, А.В. Пасько представляют анализ онлайн-платформы в контексте системы современной международной цифровой торговли [4].

Экологические требования и устойчивое развитие также занимают важное место в современных исследованиях. З. Сюй с соавторами исследуют, как экологические стандарты и политика устойчивого развития влияют на международную торговлю [7]. Авторы подчеркивают необходимость гармонизации экологических и торговых принципов для достижения глобальных целей устойчивого развития.

В контексте автомобильной промышленности исследования К. Ллопис-Альберт и соавторов выделяют рост сектора электромобилей как ключевой тренд, определяющий будущее отрасли [6]. Авторы анализируют, как инновации в области электромобилей и изменение потребительских предпочтений влияют

на глобальные автомобильные рынки и торговые потоки. В.Н. Козловский изучает возможности развития проектов электромобилей [2]. А.М. Бочарова исследуют развитие автомобильной промышленности с точки зрения экологии [1].

Таким образом, обзор литературы показывает, что современные тенденции международной торговли и торговой политики тесно связаны с процессами глобализации, цифро-визации и устойчивого развития. Исследования в этой области подчеркивают важность адаптации к новым условиям и вызовам для обеспечения устойчивого роста и интеграции в глобальную экономику.

Методы. В качестве основного метода исследования использовался анализ статистических данных ЮНКТАД за 2022 г. и отчета ВТО за 2022—2023 гг., а также данных Международной организации производителей автомобилей (01СА) и др. Кроме того, в работе использовались методы сравнительного ана-

лиза, эмпирический, а также формальнологический научный метод и визуализация.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время в международной торговле происходят масштабные структурные изменения, имеющие беспрецедентный характер. Трансформационный цикл, в основу которого легли структурные сдвиги в распределении производственных и технологических потенциалов, происходившие в последние 20 лет, по сути, только начинается. Принятие стратегических решений и планирование работы на внешних рынках уже не может опираться исключительно на динамику и показатели прошлых периодов.

Изменение структуры и драйверов роста мировой экономики определяет возникновение новых торгово-политических реалий, предопределяет изменение логики и принципов работы участников внешней торговли. Проведем анализ данных о мировой торговле товарами по группам экономик за 2021 г. (табл. 1).

Таблица 1. Торговля товарами экспорт / импорт в 2021 г.

Группа экономик Экспорт, млн долл. Рост экспорта, % Импорт, млн долл. Рост импорта, % Торговый баланс, млн долл. Отношение к импорту, %

Мир 22 328 26,5 22 587 26,3 -258 -1,1

Развитые экономики 12 410 23,6 13 319 23,2 -909 -6,8

Развивающиеся экономики 9918 30,4 9267 31,1 650 7,0

Развивающиеся экономики: Африка 561 42,2 629 28,1 -68 -10,8

Развивающиеся экономики: Америка 1208 27,0 1267 38,1 -58 -4,6

Развивающиеся экономики: Азия и Океания 8149 30,2 7372 30,2 777 10,5

Источник: Статистические данные ЮНКТАД 2022 г. // URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ tdstat47_en.pdf

Анализ представленных данных о мировой торговле товарами по группам экономик за 2021 г. выявляет несколько значимых трендов, отражающих динамику и особенности международной торговли в этот период. Во-первых, наименее развитые страны (ЬБС8) демонстрируют впечатляющий рост экспорта на 26,9%, с общим объемом экспорта, достигшим 210 235 млн долл. в 2021 г. В частности,

страны Африки и Гаити в этой группе показали рост экспорта на 35,0%, что свидетельствует о значительном улучшении их торговых показателей.

Однако, несмотря на рост экспорта, многие наименее развитые страны сталкиваются с проблемами в торговом балансе. Например, общий торговый баланс ЬБС8 показывает дефицит в размере -76 323 млн долл., что со-

ставляет -24,5% относительно их импорта. Это подчеркивает проблемы, связанные с высоким уровнем импорта по сравнению с экспортом, что является вызовом для устойчивого экономического развития этих стран.

В контексте развивающихся экономик, особенно в Азии и Океании, наблюдается сбалансированный рост экспорта и импорта на уровне 30,2%, что свидетельствует о динамичном развитии торговых связей и интеграции этих регионов в мировую экономии-ку. Объем экспорта в этих регионах достиг 8149 млн долл., а импорта — 7372 млн долл., что также указывает на положительный торговый баланс.

Анализ данных показывает, что 2021 г. был отмечен значительным ростом международной торговли во всех группах экономик, что может свидетельствовать о восстановлении после глобального экономического спада, вызванного пандемией. Однако проблемы торгового баланса, особенно в наименее развитых странах, требуют дальнейшего внимания и решения на международном уровне.

В «значительных изменениях в мировой торговле» в 2022—2023 гг. эксперты Российского экспортного центра (РЭЦ) выделили следующие тренды:

• накопление дисбалансов;

• динамичные изменения в структуре поставщиков на крупнейших рынках;

• трансформацию товарной структуры торговли;

• давление на сложившиеся маршруты торговли;

• изменение правил торговли.

По мнению руководителя проекта по развитию экспортных аналитических систем РЭЦ, Георгия Семенова, «все эти макротенденции позволяют говорить о том, что в ближайшие годы мир очень сильно поменяется, и в этом изменении есть масса возможностей для нас как страны, как поставщиков на мировые рынки. Но в то же время — и огромное количество рисков» [16].

В отчете Всемирной торговой организации о мировой торговле за 2023 г. отмечается, что резкое усиление односторонних торговых мер угрожает будущему мировой экономики и может привести к ее фрагментации [14].

Обратимся к значению так называемого «барометра ВТО» — индекса, который являет-

ся опережающим показателем состояния мировой торговли [9]. Так, в декабре 2022 г. он опускался до 92,2 пункта, это существенно ниже линии индекса объема торговли товарами. Спад отмечался по всем составляющим «барометра», кроме индекса автопрома (его значение составило 105,8 пункта из-за роста продаж и выпуска автомобилей в США, Европе и Японии, компенсировавшего «просадку» в Китае). Драйверами восстановления торговли в 2023 г. стали производство и продажа автомобилей и торговля электроникой. Текущее значение «барометра ВТО» — 100,7 пунктов, что выше показателя августа 2022 г. (99,1 пункт) и близко к базовому значению, равному 100 пунктам [10].

Анализ данных «барометра ВТО» за декабрь 2022 г. и сентябрь 2023 г. (рис. 1) позволяет выявить несколько ключевых тенденций в мировой торговле и связанных с ней инду-стриях. Общее значение «барометра ВТО» увеличилось с 92,2 в декабре 2022 г. до 100,7 в сентябре 2023 г., что свидетельствует о значительном улучшении условий мировой торговли и, возможно, о восстановлении после периодов замедления.

Индексы авиаперевозок и морских контейнерных перевозок также показали значительное улучшение — рост с 87,8 до 100,3 и с 89,3 до 98,0 соответственно. Это улучшение может быть связано с возобновлением глобальной мобильности и логистической деятельности после ограничений, связанных с пандемией.

Несмотря на общий положительный тренд, экспортные заказы показали более умеренный рост — с 97,4 до 99,4, что может свидетельствовать о том, что в некоторых секторах мировой экономики все еще существуют вызовы. Аналогично индекс для сельскохозяйственного сырья вырос с 92 до 95,6, что указывает на улучшение, но также подчеркивает потенциальную нестабильность в секторе сельского хозяйства.

В целом, данные «барометра ВТО» отражают положительную динамику в мировой торговле и связанных с ней индустриях, но подчеркивают необходимость мониторинга отдельных секторов, которые могут сталкиваться с более медленным восстановлением или другими вызовами.

Сельскохозяйственное сырье Электронные компоненты Производство и продажа автомобилей Морские контейнерные перевозки Авиаперевозки

Экспортные заказы Общее значение

20

40

60

5,6

Э

] 109,8

_I 110

105,8

89,3

] 98 ] 100,3

80

92,2 100

] 100,7

120

Декабрь 2022 г. □ Сентябрь 2023 г.

Рис. 1. «Барометр ВТО» и его индексы

Источник: составлено автором по данным [15].

Особенно заметен рост в секторе производства и продаж автомобилей, где индекс увеличился с 105,8 до 110,0. Это может указывать на укрепление потребительского спроса и улучшение производственных условий в автомобильной индустрии. Стоит отметить значительный

рост в секторе электронных компонентов, где индекс вырос с 84,9 до 109,8, что может отражать увеличение спроса на электронику и улучшение цепочек поставок в этой области.

Рассмотрим продажи автомобилей в мире (рис. 2).

Рис. 2. Мировые продажи (все автомобили), млн шт.

Источник: составлено автором по данным [12].

По данным рис. 2 видно, что в 2019 г. был зафиксирован пик продаж с количеством 91 244 197 единиц. Однако в 2020 г. произошло резкое падение до 78 787 566 автомобилей, что может быть связано с глобальными экономическими потрясениями, вызванными пандемией СОУГО-19. В 2021 г. рынок показал восстановление и рост до 82 755 197 проданных автомобилей, что свидетельствует о некотором восстановлении после пандемического спада. Тем не менее, в 2022 г. наблюдается небольшое снижение до 81 628 533 единиц, что может указывать на продолжающиеся вызовы для автомобильной индустрии, такие как нехватка полупроводников, логистические проблемы или экономическая нестабильность в некоторых регионах. Общий тренд с 2019 по 2022 г. указывает на то, что рынок еще не достиг уровней продаж, пред-

Источник: составлено автором по данным [12].

Общий вывод указывает на то, что, несмотря на постепенное восстановление после пандемического спада, рынок легковых автомобилей по-прежнему сталкивается с вызовами, препятствующими возвращению к допан-демическим уровням продаж. Это может быть связано с изменениями в потребительском поведении, экономическими неопределенностями, а также с другими факторами, такими как нестабильность цепочек поставок и возможное увеличение интереса к альтернативным видам транспорта.

Еще одним показателем для измерения экспорта автомобилей является экспортная

шествующих пандемии, и продолжает испытывать волатильность.

Анализируя данные рис. 3, можно заметить, что с 2019 по 2022 г. наблюдается колебание показателей. В 2019 г. было продано 64 033 463 легковых автомобилей, но в 2020 г. произошло значительное падение продаж до 53 915 928 единиц, что, вероятно, является следствием влияния пандемии СОУГО-19 на мировую экономику и спрос на автомобили. В 2021 г. наблюдается улучшение ситуации и рост продаж до 56 437 803 автомобилей, что может отражать начало восстановления рынка после первоначального удара пандемии. В 2022 г. продолжается положительная динамика, количество проданных легковых автомобилей увеличивается до 57 485 378, что, тем не менее, все еще остается ниже уровня 2019 г. на значительные 6,5 млн единиц.

стоимость. Странами с наиболее ценным общим экспортом автомобилей являются Германия, Япония, США, Южная Корея и Мексика (рис. 4).

Данные рис. 4 показывают экспортную стоимость автомобилей из разных стран в млн долл. США. Германия лидирует с большим отрывом, экспортируя автомобили на сумму 155,14 млн долл. Япония следует за ней с экспортом на 87,20 млн долл., что почти вдвое меньше, чем у Германии. Это подчеркивает сильное положение Германии как экспортера автомобилей высокого качества и с высокой добавленной стоимостью.

2019 2020 2021

Рис. 3. Глобальные продажи — легковые автомобили

Рис. 4. Экспортная стоимость автомобилей, млн долл.

Источник: составлено автором по данным [17].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соединенные Штаты, Южная Корея и Мексика также являются крупными игроками на глобальном автомобильном рынке с экспортом на сумму 57,85, 51,68 и 46,92 млн долл. соответственно. Китай, несмотря на свою огромную внутреннюю производственную базу, экспортирует автомобили на сумму 44,69 млн долл., что меньше, чем у некоторых других стран, что может отражать более низкую стоимость экспортируемых автомобилей или фокус на внутреннем рынке.

Выводы указывают на географическое разнообразие крупнейших мировых экспор-

теров автомобилей, с доминированием Европы и Азии в этом секторе. Стоит отметить, что экспортная стоимость может отражать как количество экспортируемых автомобилей, так и их среднюю стоимость, что объясняет высокую позицию Германии, известной своими дорогостоящими марками автомобилей.

Что касается России, то до 2022 г. авторынок был достаточно стабильным, но на фоне кризиса продажи новых машин упали на 59% по сравнению с 2021 г. (рис. 5).

0.4

0,2 О

2018 2019 2020 2021 2022

Рис. 5. Продажи новых легковых автомобилей в России 2018—2022 гг., млн шт.

Источник: составлено автором по данным [8].

Анализ данных показывает снижение продаж новых автомобилей в России с 2018 по 2022 г. В 2018 г. продажи составили 1,8 млн штук, что было пиковым значением для данного периода. В 2019 г. наблюдается незначительное снижение до 1,76 млн. В 2020 г., возможно, из-за пандемии COVID-19 и связанных с ней экономических трудностей произошло более ощутимое падение до 1,59 млн штук. В 2021 г. рынок показал небольшой прирост до 1,67 млн, однако в 2022 г. продажи рухнули до 0,68 млн, что является самым низким уровнем за рассматриваемый период и может быть связано с глобальными экономическими вызовами, политическими факторами или другими внешними обстоятельствами.

Очевидна еще одна тенденция: за последние два года Китай сокращал разрыв с ведущими мировыми странами — экспортерами автомобилей. Его поставки превзошли поставки Южной Кореи в 2021 г. и Германии в 2022 г. Этот импульс был обусловлен высоким спросом в России и растущим глобальным спросом на электромобили (EV). Китайские автопроизводители выиграли от исхода мировых брендов из России и наложения санкций, введенных после начала СВО на Украине в феврале 2022 г. [11].

2023 г. также стал рекордным для китайских электромобилей, которые дешевле, чем модели, созданные конкурентами в других странах. Они проникли в Европу, Австралию и Юго-Восточную Азию. Согласно данным, опубликованным Китайской ассоциацией пассажирских автомобилей, в 2023 г. экспорт легковых автомобилей Китая вырос на 62% по сравнению с 2022 г. Более четверти из них были электрическими. Китайские автопроизводители все активнее расширяют свою деятельность за рубежом, особенно после того, как в прошлом году внутренняя экономика потеряла темпы роста.

Производитель из Шэньчжэня, BYD , обогнал Tesla (TSLA) как лидера продаж электромобилей в мире в конце 2023 г. Впервые за трехмесячный период до 31 декабря компания поставила больше электромобилей, чем Tesla, и сократила лидерство компании по продажам за год в целом [18].

Согласно прогнозу компании S&P Global Mobility, в 2024 г. в мире будет продано 88,3 млн новых автомобилей, что окажется на 2,8% больше результатов 2023 г. При этом аналитики предполагают, что объемы производства

уменьшатся на 0,4%. Аналитики выделяют следующие тренды:

• основными потенциальными драйверами роста мирового авторынка названы Северная Америка, Европа и Китай, где объем продаж увеличится от 2% до 2,4%. При этом, по прогнозам аналитиков, во всех трех регионах будут расти продажи электромобилей, но наиболее активно — в Китае. Здесь по итогам 2024 г. батарейный транспорт займет до 44% всего рынка в 26,4 млн единиц. К концу 2023 г. на эту категорию в КНР придется 36%;

• электрокары в целом в мире займут 12% по итогам нынешнего года, в 2024 г. их доля увеличится до 16,2%;

• автомобильная отрасль продолжает восстанавливаться после пандемии корона-вируса и связанного с ней разрушения логистических цепочек. Соответственно, к концу 2023 г. было продано почти 86 млн машин — это на 8,9% больше, чем в 2022 г. При этом в 2024 г. производство ждет легкий спад — с нынешних 89,8 млн единиц до 89,4 млн.

Оптимистичный прогноз для российского авторынка на 2024 г. — 1,48 млн автомобилей. Ранее российские аналитики сопоставили планы китайских производителей, присутствующих в России, и пришли к выводу, что бренды из КНР рассчитывают общими усилиями продать за год до 1,2 млн единиц [13].

Заключение. На основе анализа статистических данных и современных тенденций в международной торговле и торговой политике можно сделать следующие выводы.

1. Восстановление и рост международной торговли. Данные показывают значительное улучшение условий мировой торговли в 2021— 2023 гг., что свидетельствует о восстановлении после глобального экономического спада, вызванного пандемией С0УГО-19. Усиление значимости так называемого «барометра ВТО» на фоне улучшения показателей в таких секторах экономики, как авиаперевозки, морские контейнерные перевозки, производство и продажа автомобилей, подчеркивает динамику развития торговых связей и интеграцию регионов в мировую экономику.

2. Развитие цифровой экономики и экологические требования к производству. На международную торговлю значительное влияние оказывает усиление роли цифровой экономики и обязательность соблюдения экологических норм. Цифровизация процесса распределения

торговых потоков и увеличение доли электромобилей в автомобильной промышленности отражают глобальные тенденции к устойчивому развитию экономики и инновациям.

3. Изменения в секторе автомобильной промышленности. Сектор автомобилестроения, в частности производство и продажа электромобилей, демонстрирует значительный рост и способность к адаптации к новым экологическим требованиям и изменениям потребительских предпочтений, что свидетельствует о важности дальнейшего технологического развития отрасли.

4. Проблемы торгового баланса. Несмотря на общий экономический рост, отдельные регионы и группы национальных экономик, а именно наименее развитые страны, продолжают сталкиваться с проблемами торгового баланса, что требует дальнейших усилий на международном уровне для улучшения условий торговли и доступа к рынкам для этих стран.

5. Необходимость адаптации торговой политики. Современные тенденции в экономике требуют от государств и международных корпораций пересмотра своих торговых стратегий применительно к новым условиям, с учетом процессов цифровизации и развития современных технологий.

Таким образом, восстановление мировой торговли после пандемии СОУГО-19 свидетельствует о возвращении к динамичному росту рынков и их интеграции. В формировании новых принципов международной торговли сегодня решающую роль играют процессы цифровизации и усиление экологических требований к производству. В этих условиях важно обеспечить поддержку наименее развитым странам для обеспечения им максимально благоприятных торговых возможностей и интеграции в глобальную экономику. Несмотря на общие положительные тренды в международной торговле и торговой политике, в том числе в автомобильной индустрии, требуются дальнейшие усилия по обеспечению более справедливых и устойчивых условий развития мировой торговли.

Список источников

1. Бочарова А.М. Исследование автомобилей и автомобильной промышленности с точки зрения экологии // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2022. № 6. С. 29—32.

2. Развитие проектов электромобилей и автомобилей с комбинированной энергоустановкой / В.Н. Козловский, Д.В. Айдаров,

М.М. Васильев, В.В. Дебелов // Грузовик. 2018. № б. С. 18—21.

3. Смирнов Е.Н, Лукьянов С.А. Нестабильность международной торговли и подходы к оптимальному регулированию // Управленец. 2021. Т. 12, № S. С. 21—31.

4. Соснов Ф.Г, Пасько А.В. Онлайн-плат-формы в системе современной международной цифровой торговли // E-management. 2020. № 2. С. б3—б9.

5. Стрелкова И.А, Стрелков А.В. Влияние цифровых технологий на динамику международной торговли // Экономика устойчивого развития. 2019. № 4 (40). С. 292—29б.

6. Llopis-Albert C, Rubio F., Valero F. Impact of digital transformation on the automotive industry // Technological forecasting and social change. 2021. Т. 1б2. P. 120343.

7. Xu Z. et al. Impacts of international trade on global sustainable development // Nature Sus-tainability. 2020. Т. 3. № 11. С. 9б4—971.

8. АЕБ: российский авторынок в 2022 году снизился на 59% // URL: https://www.autostat. ru/news/53585/ (дата обращения: 10.02.2024).

9. «Барометр торговли» товарами // URL: (https://www .wto.org/english/res_e/statis_e /wtoi _e.htm) (дата обращения: 10.02.2024).

10. Барометр товаров показывает, что объемы торговли возвращаются к тенденции на фоне высокой неопределенности // URL: https : //www .wto .org/english/news_e /news2 3_e /wtoi _ 27nov23_e.htm (дата обращения: 10.02.2024).

11. Китай стал крупнейшим экспортером машин в мире за счет России // URL: https:// www .rbc .ru/business/09/01/2024/659d75fe9a794740 13077a45?from=copy (дата обращения: 10.02.2024).

12. Международная организация производителей автомобилей (OICA). 2022 // URL: https : //www .oica.net/category/sales-statistics / (дата обращения: 10.02.2024).

13. Мировые продажи автомобилей в 2024 году вырастут, но производство снизится // URL: https : //auto .ru/mag/article /mirovye -pro -dazhi-avtomobiley-v-2024-godu-vyrastut-no-proiz-vodstvo-snizitsya/?utm_refe rre r=https %3A%2F %2 Fwww.google.com%2F (дата обращения: 10.02.2024).

14. Отчет Всемирной торговой организации о мировой торговле 2023 г. // URL: https://www.wto-ilibrary.org/content/books/978 9287074102/read (дата обращения: 10.02.2024).

15. Торговые барометры ВТО // URL: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wtoi_ e.htm (дата обращения: 10.02.2024).

16. Эксперты РЭЦ описали главные тренды в мировой торговле. Что будет определять экспорт и импорт в ближайшие годы // URL: https://www.rbc.ru/economics/22/02/2024/65d5 b8619a79472f485bf473?ysclid=ltl5wm39s1529051 437&from=copy (дата обращения: 23.02.2024).

17. Car Exports by Country 2024 // URL: https://worldpopulationreview.com/country-ran-kings/car-exports-by-country (дата обращения: 10.02.2024).

18. Is China now the world's top car exporter? It's complicated // URL: https://edition. cnn. com/2024/02/02/cars/japan-china-top-car-ex-porter-data-intl-hnk/index.html (дата обращения: 10.02.2024).

References

1. Bocharova A.M. Research of automobiles and the automotive industry from the point of view of ecology // Izvestiya Tula State University. Technical sciences. 2022. No. 6. pp. 29—32.

2. Development of projects of electric vehicles and cars with a combined power plant / V.N. Kozlovsky, D.V. Aidarov, M.M. Vasiliev, V.V. Debelov // Truck. 2018. No. 6. pp. 18—21.

3. Smirnov E.N., Lukyanov S.A. Instability of international trade and approaches to optimal regulation // Manageret. 2021. Vol. 12, No. 5. pp. 21—31.

4. Sosnov F. G, Pasko A. V. Online platforms in the system of modern international digital trade // E-management. 2020. No. 2. pp. 63—69.

5. Strelkova I.A, Strelkov A. V. The influence of digital technologies on the dynamics of international trade // The economics of sustainable development. 2019. No. 4 (40). pp. 292—296.

6. Llopis-Albert C, Rubio F, Valero F. Impact of digital transformation on the automotive industry // Technological forecasting and social change. 2021. Vol. 162. P. 120343.

7. Xu Z. et al. Impacts of international trade on global sustainable development // Nature Sus-tainability. 2020. Vol. 3. No. 11. pp. 964-971.

8. AEB: the Russian car market decreased by 59% in 2022 // URL: https://www.autostat. ru/news/53585 / (date of reference: 02/10/2024).

9. "Barometer of trade" in goods // URL: (https://www .wto.org/english/res_e/statis_e /wtoi _e.htm) (date of application: 02/10/2024).

10. The commodity barometer shows that trade volumes are returning to trend amid high uncertainty // URL: https://www.wto.org/ eng-lish/news_e/news2 3_e/wtoi_27nov23_e .htm (date of reference: 02/10/2024).

11. China has become the largest exporter of cars in the world at the expense of Russia // URL: https://www.rbc.ru/business/09/01/2024/659d75fe9a 79474013077a45?from=copy (accessed: 02/10/2024).

12. International Organization of Automobile Manufacturers (OICA). 2022 // URL: https:// www.oica.net/category/sales-statistics / (date of access: 02/10/2024).

13. Global car sales will grow in 2024, but production will decrease // URL: https://auto. ru/mag/article/mirovye-prodazhi-avtomobiley-v-2024-godu-vyrastut-no-proizvodstvo-snizitsya/? utm_referrer=https % 3A%2 F%2Fwww .google. com %2F (accessed: 02/10/2024).

14. World Trade Organization World Trade Report 2023 // URL: https://www.wto-ilibra-ry.org/content/books/9789287074102/read (accessed: 02/10/2024).

15. WTO Trade Barometers // URL: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wtoi_ e.htm (date of application: 02/10/2024).

16. REC experts described the main trends in world trade. What will determine exports and imports in the coming years // URL: https:// www.rbc.ru/economics/22/02/2024/65d5b8619a7 9472f485bf473?ysclid=ltl5wm39s1529051437&fro m=copy (accessed: 02/23/2024).

17. Car Exports by Country 2024 // URL: https://worldpopulationreview.com/country-rankings/car-exports-by-country (date of application: 02/10/2024).

18. Is China now the world's top car exporter? It's complicated // URL: https://edition. cnn.com/2024/02/02/cars/japan-china-top-car-exporter-data-intl-hnk/index.html (date of application: 02/10/2024).

Информация об авторе

А.С. Татаркин — магистрант Российского государственного гуманитарного университета (направление «Мировая торговля и управление ВЭД»).

Information about the author A.S. Tatarkin — Graduate Student of the Russian State University for the Humanities (Direction "World Trade and Foreign Economic Activity Management").

Статья поступила в редакцию 12.02.2024; одобрена после рецензирования 04.03.2024; принята к публикации 25.03.2024.

The article was submitted 12.02.2024; approved after reviewing 04.03.2024; accepted for publication 25.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.