Научная статья на тему 'ГЛОБАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ, ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ГЛОБАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ, ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
601
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИРОВОЙ ТРАНСПОРТ / МИРОВОЙ РЫНОК ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каценко В.В.

В настоящей статье проанализированы ключевые тренды и триггеры развития мирового рынка транспортно-логистических услуг на современном этапе. Изначально ведомы экономической глобализацией, в настоящее время данный рынок испытывает ряд вызовов, связанных с замедлением своего развития, по мере снижения темпов роста международной торговли и усиления турбулентности мировой экономики в целом. Нами проанализирована современная структура рассматриваемого рынка, обозначены текущие тенденции и проблемы его развития, показана роль России в мировой транспортной системе на современном этапе, а также определены ключевые направления развития глобальной логистики на среднесрочную перспективу. Важным аспектом нашего анализа стало рассмотрение трендов мировой логистической отрасли в условиях цифровизации, а также проблемы совершенствования международного транспорта с позиций оптимизации глобальных цепочек поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM: MODERN TRENDS, DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT CHALLENGES

This article analyzes the key trends and triggers for the development of the global market for transport and logistics services at the present stage. Initially driven by economic globalization, this market is currently experiencing a number of slowdown challenges as international trade slows down and the world economy as a whole becomes more turbulent. We have analyzed the current structure of the market under consideration, outlined current trends and problems of its development, shown the role of Russia in the global transport system at the present stage, and identified key areas for the development of global logistics in the medium term. An important aspect of our analysis was the consideration of trends in the global logistics industry in the context of digitalization, as well as the problems of improving international transport from the standpoint of optimizing global supply chains.

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ, ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

Глобальная транспортно-логистическая система: современные тренды, вызовы развития и совершенствования

Каценко Виктор Витальевич

специалист, кафедра «Уголовное право, процесс и правоохранительная деятельность», Российский университет транспорта, dr.viktor2000@mail.ru

В настоящей статье проанализированы ключевые тренды и триггеры развития мирового рынка транспортно-логистических услуг на современном этапе. Изначально ведомы экономической глобализацией, в настоящее время данный рынок испытывает ряд вызовов, связанных с замедлением своего развития, по мере снижения темпов роста международной торговли и усиления турбулентности мировой экономики в целом. Нами проанализирована современная структура рассматриваемого рынка, обозначены текущие тенденции и проблемы его развития, показана роль России в мировой транспортной системе на современном этапе, а также определены ключевые направления развития глобальной логистики на среднесрочную перспективу. Важным аспектом нашего анализа стало рассмотрение трендов мировой логистической отрасли в условиях цифровизации, а также проблемы совершенствования международного транспорта с позиций оптимизации глобальных цепочек поставок.

Ключевые слова: мировой транспорт, мировой рынок транспортно-логистических услуг, экономическая глобализация, транснациональные корпорации, внешнеэкономическая деятельность, международные транспортные коридоры.

Введение

За прошедшие десятилетия интенсивной глобализации оборот международной торговли товарами и услугами непрерывно возрастал, а экономика многих стран интернационализировалась. По сути, глобализация стимулировала развитие мирового рынка транспортно-логистических услуг, поскольку большинством транснациональных корпораций (ТНК) логистика стала передаваться на аутсорсинг.

С другой стороны, в условиях наблюдающихся процессов экономической деглобализации наличие у участников внешнеэкономической деятельности надежных каналов сбыта значительно повышает их шансы на успех реализации экспортных стратегий на зарубежных рынках. При этом, важными задачами глобальной логистики является как физическое распределение, так и управление материальными запасами. Для ТНК, которые, как отмечают исследователи [4], являются ключевыми игроками современного глобального рынка, отлаженные глобальные логистические стратегии позволяют существенно повышать их международную конкурентоспособность.

Вместе с тем, сложность и неоднозначность осуществления операций международного бизнеса, особенно проявившаяся в период неопределенности, связанной с антироссийскими экономическими санкциями, требуют дополнительных изменений в логистических стратегиях ТНК, и особенно это касается своевременности поставки товаров/материалов, их качества, цен, а также надежности не только поставщиков (экспортеров), но и покупателей (импортеров). Кроме того, различные страны изначально отличаются друг от друга с точки зрения цен факторов производства и рисков ведения бизнеса. В литературе часто в качестве таких критериев часто выделяют особенности национальных рынков, доступ к факторам производства, а также к сетям распределения [8].

В современных глобальных цепочках создания стоимости (ГЦСС), на которых преимущественно базируется трансграничная торговля и международные инвестиции [2], возник ряд «логистических вызовов», которые сначала были обусловлены пандемией коронавируса, а в последние полтора года связаны с конфликтом между Россией и Украиной. Все чаще для ГЦСС стали характерны сбои и задержки, вызванные непредвиденными ситуациями с отгрузкой товаров, не предусмотренными обычными контрактами. Таким образом, международные компании сталкиваются со все новыми потрясениями ГЦСС, которые, помимо прочего, способствуют фактором, провоцирующим глобальную инфляцию, поскольку зарубежные рынки начинают испытывать дефицит тех или иных товаров.

Тренды развития глобального логистического рынка

В последние годы наблюдался последовательный рост объема мирового рынка транспортных услуг, доля которого в международной торговле услугами достигала 15-18 %, и на эту сферу приходилось от 10 до 20 % мирового валового внутреннего продукта (ВВП). При этом, по данным ВТО, около 50 % мирового рынка транспортных услуг составляют морские перевозки [10, а 16]. В целом, стоимостной объем международного рынка логистических услуг в последние годы составлял около 9,6 трлн. долл. [5] (порядка 12 % от мирового ВВП).

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

Сл>

fO

сч

0 cs

01

о ш m

X

<

m О X X

Также приводятся оценки, что объем мирового рынка логистических услуг составил в 2022 году 7,98 трлн. долл., и к 2030 году этот показатель составит 18,2 трлн. долл., то есть среднегодовой темп прироста будет значительным (10,7 %) [9].

В последние годы в мире наблюдались существенные, революционные изменения в мировой торговле, связанные с ликвидацией барьеров в торговле, а также либерализации режимов внешней торговли многих стран. Начавшийся полвека назад перенос производств развитых стран в развивающиеся обозначил новый этап бурного развития мирового рынка транспортно-логистических услуг. Однако в последние годы ряд триггеров (пандемия коронавируса, торговый конфликт между Китаем и США, ухудшение торгово-экономических отношений между Россией и странами ЕС) затормозил былую динамику рассматриваемого рынка. В свою очередь, застой в международной торговле в целом привел к снижению темпов роста и транспортно-логистических услуг, оказываемых на мировом рынке, который особенно в 2020-2021 гг., в связи с пандемией, пребывал в состоянии рецессии. В целом, следует также отметить, что любые глобальные экономические кризисы непременно приводят к снижению международной торговли транспортными услугами.

Если рассматривать организационную структуру мирового рынка транспортно-логистических услуг, то большая доля на нем приходится на экспедиционный и грузовой компонент, доля которого составляет почти 60 %, тогда как управленческая и комплексная логистика в совокупности занимают оставшуюся долю. Развитие международных логистических и транспортных компаний способствует уменьшению издержек производимых товаров, а значит повышает международную конкурентоспособность отдельных стран. В условиях цифровиза-ции возможности для международной логистики значительно расширяются, поскольку появляются онлайн-платежи, интернет-маркетинг, что позволяет ускорить многие бизнес-процессы при доставке товаров на зарубежные рынки и тем самым повысить эффективность. Таким образом, почти во всех сферах транспортно-логистических услуг наблюдаются революционные изменения, связанные, в частности, с расширением применения складской робототехники, дронов, электромобилей, беспилотных автомобилей, а также с автоматизацией таможенных услуг. Последний аспект также важен с точки зрения ускорения внешнеторговых потоков.

Вместе с тем, в классическом представлении развития мирового рынка транспортных услуг исторически значимым являлось развитие системы международных транспортных коридоров, в рамках которых происходит модернизация транспортных путей, оптимизация пунктов пропуска. Такие инициативы происходят в рамках региональной экономической интеграции, позволяя углублять сотрудничество стран на наднациональном уровне в рамках таких объединений, как, например, Европейский союз (ЕС), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

С вовлечением в нашу жизнь процессов цифровизации широкое развитие получила трансграничная онлайн-торговля, обусловившая рост объемов международных грузоперевозок и обозначившая новый этап развития мирового рынка транспортных услуг. Не случайно, что на протяжении последних десятилетий в развитии международного бизнеса ключевая роль принадлежала дистрибуции и глобальной логистике, как это отмечается в современной литературе по мировой экономике и международному бизнесу [1,3].

Мировая логистическая отрасль все больше сдвигается в сторону автоматизации и цифровизации. Для снижения издержек, повышения эффективности и оптимизации операций все шире внедряются технологии робототехники, машинного обучения, искусственного интеллекта, интернета вещей. Более

того, с развитием международной онлайн-торговли возросла потребность в логистических услугах для управления цепочками поставок компаний, занимающихся электронной коммерцией, и контроля над ними. Повышение доступности Интернета и развитие электронной коммерции, таким образом, обусловливает рост потребностей в надежных логистических услугах. В свою очередь, за счет онлайн-торговли товарные рынки расширяются, что также подстегивает развитие международной логистики.

Анализ структуры рынка по типам транспорта, логистики и регионам

Ключевым видом транспорта на исследуемом нами мировом рынке является автомобильный транспорт, роль которого растет по мере роста спроса на перевозки на большие расстояния товаров, продаваемых в розницу. Особенно этот аспект важен для внутренних рынков стран с большой территорией. Более того, модернизация в ряде развивающихся стран дорожного сообщения (при отличных его показателях в развитых странах) стало ключевым для расширения использования автомобильного транспорта. Улучшение автомагистралей во всем мире и достижения в системах автомобильного транспорта лишь усилят его позиции в международных перевозках. Вместе с тем, наиболее быстрорастущим сегментом трансграничных перевозок остается водный транспорт, позволяющий дешево перевозить масштабные объемы разных грузов, что весьма выгодно для международной торговли.

В последние годы на мировом рынке транспортно-логисти-ческих услугам преобладала сторонняя логистика, которая продолжит расти более быстро, чем другие типы логистики. При сторонней логистике управление рядом операций в глобальной цепочке поставок передается на аутсорсинг, что снижает общие издержки и положительно сказывается на росте рынка. Актуальность аутсорсинга логистических услуг возросла не только с позиций издержек, но и с точки зрения управления сроками доставки, поэтому аутсорсинг широко используется при поставке разнообразных товаров, включая электронику и автомобилестроение. В свою очередь, вторичные поставщики, поставляющие товары из одной транспортной зоны глобальной цепочки поставок в другую, в основном используются для поставок оптовых или тяжеловесных грузов.

Таблица 1

Динамики выручки на региональных рынках логистических услуг,

Регион 2022 г. 2023 г. 2027 г. 2030 г.

АТР 3481 3952 6634 8684

Европа 1748 1955 3090 3860

Латинская Америка 455 503 755 907

Ближний Восток и Африка 327 359 526 620

Северная Америка 1972 2194 3393 4168

Примечание: * 2023, 2027, 2030 гг. - прогноз. Источник: Logistics Market - Global Industry Analysis, Size, Share, Growth, Trends, Regional Outlook, and Forecast 2023-2030. URL: https://www.precedenceresearch.com/logistics-market (дата обращения: 12.07.2023).

Наконец, важно рассмотреть региональные тенденции развития рынка. Рынок Северной Америки является растущим, с высоким среднегодовым темпом, что объясняется отличной и качественной инфраструктурой железнодорожного и автомобильного транспорта. Кроме того, на этом рынке США являются глобальным логистическим центром, где развита сеть цепочек поставок, интегрирующих производителей и потребителей посредством разных видов транспорта (морской, автомобильный, железнодорожный, авиатранспорт, экспресс-доставка). В свою очередь, Европа занимает вторую по доле

мирового рынка позицию, и рост рынка стимулируется увеличением объемов электронной коммерции и развитой инфраструктурой. Наконец, рынок логистических услуг Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) является самым быстрорастущим: предполагается, что выручка на нем вырастет к 2030 году в 2,5 раза (табл. 1).

Россия на мировом рынке транспортно-логистических услуг

В литературе [7] справедливо отмечается, что России принадлежат внушительные позиции на мировом рынке транс-портно-логистических услуг, что преимущественно связано с выгодным экономико-географическим положением нашей страны, ее нахождением на пересечении большого числа международных транспортных коридоров. Эти коридоры являются связующим звеном между Азией и Европы. До начала СВО ежегодно через территорию нашей страны проходило более 300 млн. т международных грузов, подавляющая часть которых направлялась в или из стран ЕС, Индии, Китая и стран постсоветского пространства. Вместе с тем, несмотря на позицию нашей страны как крупного трансграничного транзитера, загрузка международных транспортных коридоров с ее участием не превышает 30-40 % от их пропускной способности.

Позиции России на мировом рынке транспортных услуг можно проанализировать при помощи специального рейтинга (LPI, Logistic Performance Index), специально разработанного группой Всемирного банка с целью оценки отдельных национальных секторов логистических услуг. Наш анализ показал, что в 2007-2016 гг. место России в рейтинге упало с 64 до 110, однако в 2021 году наша страна уже находилась на 93 позиции (в 2023 году - на 88 позиции, в том числе, например, по показателю транспортной инфраструктуры - на 68 месте [6, с. 34]), и экспертами отмечалось повышение качества транспортного обслуживания, рост числа транспортно-логистических операторов и своевременности поставок.

В целом, показатели транспорта и логистики в России ниже, чем у группы стран с доходами выше среднего, и наибольшая разница наблюдается в инфраструктуре, таможенных операциях и международных перевозках. Анализ данных Всемирного банка показывает, что в наибольшей степени у России развиты логистические компетенции - в последние десятилетия возросло число перевозчиков и операторов, включая зарубежные, а также транспортных центров, что сделало конкуренцию в отрасли более острой, а качество услуг -более высоким. Слаборазвитым компонентом является таможенная система вследствие недостатка внедрения информационных технологий.

В 2022 году в мире наблюдался рост цен на продовольствие и энергоносители. Обусловив каскадные эффекты в виде избыточного спроса и запретов на экспорт. Серьезно пострадали контейнерные перевозки ввиду прекращения многих рейсов в нашу страну и из нее. Транспортные и торговые связи России со странами ЕС были серьезно подорваны, включая авиаперевозки и железнодорожные контейнерные перевозки.

Направления и вызовы развития мирового рынка транспортно-логистических услуг

В современных условиях для повышения своей жизнеспособности и прибыльности, транспортно-логистическая отрасль акцентирует внимание на повышении эффективности глобальных цепочек поставок, на внедрении в них общих принципов управления. Международные организации и национальные правительства, как правило, отстраняются от глобальной координации стандартов логистики (а в некоторых странах, например, во Франции, Германии и Великобритании даже пре-

пятствуют этому). Поэтому для крупных игроков в отрасли отсутствуют единые международные стандарты, что существенно усложняет их работу.

Среди важных направлений развития глобального логистического рынка следует назвать расширение мультимодаль-ных перевозок, формирование и развитие международных транспортных альянсов, усиление международной конкуренции в рассматриваемом секторе, дальнейшая интеллектуализация транспортных систем, адаптация мирового транспортного комплекса под тренды развития международной онлайн-торговли.

Если международная торговля будет расти, тот этот фактор, наряду с ростом конкуренции между транснациональными производителями товаров, обусловит развитие мирового рынка транс-портно-логистических услуг. Вместе с тем, пандемия коронави-руса серьезно снизила международные транспортные потоки, а нынешние санкционные ограничения и торговые конфликты лишь усиливают данный тренд. Тенденция застоя на рынке транс-портно-логистических услуг сохранится еще по меньшей мере на среднесрочную перспективу. Кроме того, многие малые компании будут вынуждены уйти с мирового рынка, и он будет все в большей степени монополизироваться, что является риском снижения конкуренции и качества предоставляемых услуг. Наибольшие конкурентные преимущества будут иметь крупные ТНК с приличной многолетней репутацией, или с узкой специализацией в определенном сегменте грузоперевозок, или имеющие стабильные экономические связи с зарубежными партнерами. Наш анализ показывает, что вряд ли в ближайшие пять лет на рынке появятся новые крупные игроки, а существующие субъекты рынка будут стремиться в своей антикризисной стратеги удержать рыночные позиции.

Во главе угла внешнеэкономических стратегий субъектов исследуемого мирового рынка будет находится наращивание качества услуг, поскольку в нынешних турбулентных условиях участники внешнеэкономической деятельности будут стремиться работать с проверенными клиентами, беспокоясь за безопасность грузов, своевременность их доставки, оптимальное таможенное регулирование и оформление документации. Совершенствование имеющихся и создание новых международных транспортных коридоров будет всецело направлено на безопасность перевозок, их техническое и технологическое совершенствование, улучшение транспортно-экспедицион-ного обслуживания.

Заключение

Нами в ходе исследования раскрыты ключевые тенденции развития мирового рынка транспортно-логистических услуг, который в настоящее время развивается нестабильно, испытывая негативное воздействие глобальных кризисов - пандемии, торговых конфликтов, конфликта между Россией и Украиной. В связи с этим, сложно в ближайшее время ожидать возврата данного рынка к показателям работы, которые были характерны до 2020 года. Большое число игроков покинуло рынок, а потребители как никогда озадачены поиском надежных поставщиков, которые бы обеспечили своевременность и безопасность доставки.

Литература

1. Антонов В.А., Атурин В.В., Кириллов В.Н., Смирнов Е.Н., Аникин О.Б., Михайлов О.В. Мировая экономика и международный бизнес. Экспресс-курс, 2-е изд., перераб. и доп. - М,: Кнорус, 2018. - 278 с.

2. Кириллов В.Н., Миллер Я.В. Глобальные цепочки создания стоимости в контексте новых вызовов развития мировой экономики // Российский внешнеэкономический вестник. 2021. № 2. С. 86-97.

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м

CJ

3. Мировая экономика и международный бизнес / под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2015. ISBN: 978-5-406- 04025-6.

4. Смирнов Е.Н. Экономика транснациональных корпораций. - М.: Кнорус, 2023. - 542 с. ISBN: 978-5-406-10537-5.

5. Ardahan A., Kars I. (2021). Logistics Sector Analysis Report and Guidelines. UNDP Turkey, Ankara, 83 p.

6. Arvis J.F., Ojala L., Shepherd B., Ulybina D., Wiederer C. (2023). Trade Logistics in the Global Economy. The Logistics Performance Index and Its Indicators. International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, Wash., DC, 74 p.

7. Bardal A., Sigitova M. (2020). Logistics Centres in The Region: The Russian Far East. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Vol. 918 (1), p. 012035.

8. Logistics Management for International Businesses. URL: https://www.managementstudyguide.com/logistics-management-for-international-businesses.htm (дата обращения: 16.07.2023).

9. Logistics Market - Global Industry Analysis, Size, Share, Growth, Trends, Regional Outlook, and Forecast 2023-2030. URL: https://www.precedenceresearch.com/logistics-market (дата обращения: 12.07.2023).

10. WTO (2022). World Trade Statistical Review 2022. Geneva, WTO, 134 p.

Global transport and logistics system: modern trends, development and

improvement challenges Katsenko V.V.

Russian University of Transport

JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49

This article analyzes the key trends and triggers for the development of the global market for transport and logistics services at the present stage. Initially driven by economic globalization, this market is currently experiencing a number of slowdown challenges as international trade slows down and the world economy as a whole becomes more turbulent. We have analyzed the current structure of the market under consideration, outlined current trends and problems of its development, shown the role of Russia in the global transport system at the present stage, and identified key areas for the development of global logistics in the medium term. An important aspect of our analysis was the consideration of trends in the global logistics industry in the context of digitalization, as well as the problems of improving international transport from the standpoint of optimizing global supply chains.

Keywords: world transport, world market of transport and logistics services, economic globalization, transnational corporations, foreign economic activity, international transport corridors. References

1. Antonov V.A., Aturin V.V., Kirillov V.N., Smirnov E.N., Anikin O.B., Mikhailov O.V.

World economy and international business. Express course, 2nd ed., revised. and additional - M: Knorus, 2018. - 278 p.

2. Kirillov V.N., Miller Ya.V. Global value chains in the context of new challenges in

the development of the world economy // Russian Foreign Economic Bulletin. 2021. No. 2. S. 86-97.

3. World economy and international business / ed. V.V. Polyakova, R.K. Shchenin.

2nd ed., revised. and additional - M.: Knorus, 2015. ISBN: 978-5-406-04025-6.

4. Smirnov E.N. The economy of transnational corporations. - M.: Knorus, 2023. -

542 p. ISBN: 978-5-406-10537-5.

5. Ardahan A., Kars I. (2021). Logistics Sector Analysis Report and Guidelines. UNDP

Turkey, Ankara, 83 p.

6. Arvis J.F., Ojala L., Shepherd B., Ulybina D., Wiederer C. (2023). Trade Logistics

in the Global Economy. The Logistics Performance Index and Its Indicators. International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, Wash., DC, 74 p.

7. Bardal A., Sigitova M. (2020). Logistics Centers in The Region: The Russian Far

East. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Vol. 918(1), p. 012035.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Logistics Management for International Businesses. URL: https://www.managementstudyguide.com/logistics-management-for-international-businesses.htm (accessed 07/16/2023).

9. Logistics Market - Global Industry Analysis, Size, Share, Growth, Trends, Regional

Outlook, and Forecast 2023-2030. URL:

https://www.precedenceresearch.com/logistics-market (date of access: 07/12/2023).

10. WTO (2022). World Trade Statistical Review 2022. Geneva, WTO, 134 p.

fO СЧ

о

es

о ш m

X

<

m О X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.