-Ф-
УДК 504.38; 330.15
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И УСЛОВИЙ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ НИЗКОУГЛЕРОДНОГО РАЗВИТИЯ
Б01: 10.24411/1728-323Х-2018-12022
П. С. Мамасёв, ассистент, [email protected],
В. А. Рябов, декан естественно-географического факультета, доцент кафедры географии, геологии и методики преподавания географии, Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, Россия
В статье рассматриваются основные тенденции и условия для внедрения механизмов низкоуглеродного развития на глобальном и региональном уровне. Проведен анализ состояния низкоуглеродной экономики и выполнения основных задач, связанных с ее развитием в России, таких как повышение энергоэффективности экономики и надежности энергетической сферы, реализация проектов возобновляемой энергетики, создание отрасли производства электрокаров и нормативно-правовой базы. Их пошаговая реализация свидетельствует о выборе низкоуглеродного пути развития как одного из вариантов развития в перспективе. Начинается процесс декарбонизации хозяйственных комплексов страны, свидетельством чего является разработка методических рекомендаций для количественного определения эмиссии парниковых газов и совершенствование нормативно-правовой базы по контролю эмиссии. Сравнение планов и конкретных задач зарубежных стран в данной области и их реализация показывают значительное отставание России. Осуществляемые правительством шаги недостаточны для своевременного развития низкоуглеродной экономики, необходимой для благополучного существования в будущем.
The paper deals with the main trends and conditions for the implementation of low-carbon development mechanisms at the global and regional levels. The analysis of the state of the low-carbon economy and the implementation of the main tasks associated with its development in Russia, such as improving the energy efficiency of the economy and the reliability of the energy sector, the implementation of renewable energy projects, the creation of the electric car industry and the regulatory framework is carried out. This step-by-step implementation demonstrates the choice of a low-carbon path of development as one of the options for the future development. The process of decarbonization of economic complexes of the country has started, as evidenced by the development of the guidelines for the quantitative as-sessement of greenhouse gas emissions and the improvement of the regulatory framework for the emission control. The comparison of the plans and specific tasks of foreign countries in this area and their implementation show a significant backlog of Russia. The steps taken by the government are insufficient for the timely development of a low-carbon economy necessary for a prosperous future.
Ключевые слова: низкоуглеродная экономика, развитие, энергоэффективность, электрокары, возобновляемая энергетика, нормативно-правовая база парниковых газов.
Keywords: low-carbon economy, development, energy efficiency, electric cars, renewable energy, regulatory framework of greenhouse gases.
Для многих национальных экономик, на современном этапе развития, становится все более важным сокращение потребления ископаемого топлива и связанным с этим снижением воздействия на окружающую среду. Вступление в силу «Парижского соглашения» в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата, основным пунктом которого является ограничение выбросов парниковых газов, получаемых в результате деятельности человека, подтвердило актуальность выбора этими странами пути низкоуглеродного развития экономики [1].
Низкоуглеродное развитие состоит из выполнения задач, которые направлены на декарбонизацию хозяйственного комплекса. Существует множество сценариев низкоуглеродного развития экономики как глобальной (например, «Сценарий № 450» Международного энергетического агентства), так и отдельных стран («Закон об экономике с низким уровнем выбросов углерода» США, «Путь Китая к Низкоуглеродной экономике» Китая, «Стратегия 20-20-20» Европейского Союза) [2—5]. Многие из них реализуются в течение последнего десятилетия. Проанализировав их, автором предложены выводы о том, какие пункты этих сценариев за прошедший период оказались наиболее значимыми и эффективными для декарбонизации экономики стран.
Снижение энергоемкости хозяйственных комплексов и повышение энергоэффективности является одним из центральных пунктов сценариев низкоуглеродной экономики для многих развитых и развивающихся стран современного мира. Он является наиболее оптимальным для них, так как не требует таких больших инвестиций, как создание новой отрасли производства электрокаров или развития возобновляемой энергетики и предполагает наличие результатов в более короткий срок. Данный пункт осуществляется при помощи выполнения следующих задач: повышение энергоэффективности продукции, зданий и услуг, развитие низкоуглеродных и энергоэффективных технологий и их широкое применение, особенно в устаревших отраслях экономики (например, технологии улавливания и хранения углерода (carbon capture and storage)); улучшение показателей эффективности энергопотребления и некоторые другие. Значительных успехов по показателю снижения парниковых выбросов за счет выполнения перечисленных задач достигли страны Европейского Союза, перевыполнив запланированные в сценарии показатели, снизив выбросы парниковых газов на 23 % от 1990 уже к 2014 году, хотя планировалось это сделать к 2020 году.
Большинство стран в мероприятиях по декарбонизации экономики были нацелены на развитие возобновляемых ис-
-Ф-
точников энергии. Это связано, прежде всего, с дефицитом электроэнергии и возрастающими потребностями в ней для многих энергоемких производств, ростом численности населения в развивающихся странах, а также значительным удешевлением компонентов ВИЭ и перспективами их использования на длительный период. Доля ВИЭ в глобальной энергетике значительно возросла за последние несколько лет. Согласно докладам «REN 21» с 312 ГВт в 2010 году до 921 ГВт в 2016 году, без учета гидроэнергетики [6, с. 11]. Китай и вовсе стал мировым лидером как по производству ряда установок на основе ВИЭ, так и по масштабам ее использования в энергетике страны.
В связи с ростом количества автотранспорта в мире он стал занимать значительную долю в выбросах парниковых газов, особенно в развитых странах. Рост производства электрокаров, который мы наблюдаем в настоящее время в мире, является одним из наиболее простых, однако наиболее затратных решений данной проблемы. Тем не менее это один из основных мировых трендов для большинства развитых стран.
Такие механизмы низкоуглеродного развития, как система торговли квотами и налог на выбросы парниковых газов, являются успешными только в отдельных регионах и уступают в эффективности вышеперечисленным задачам.
Выполнение поставленных задач низкоуглеродного развития во многих странах идет с опережением прогнозов. Особенно это касается изменений в энергетической сфере. «Outlook» — документы энергетического прогнозирования, выпускаемые такими крупными компаниями, как ExxonMobil, BP, Shell и другими, значительно ошиблись в своих прогнозах относительно развития энергетической сферы и связанных с ней показателей. Более того, такая крупная международная организация, как Международное энергетическое агентство (МЭА) в своих прогнозах также не смогло предсказать реальную картину, которая наблюдается в отрасли.
Тенденция стремительного развития низкоуглеродной экономики наблюдается повсеместно, и очень важно постоянно анализировать и пытаться применять наиболее эффективные механизмы. Именно низкоуглеродная экономика является фактором перспективного развития на сегодняшний день и необходимостью для благополучного существования в будущем.
Развитие низкоуглеродной экономики является необходимостью и для России, если в будущем она планирует участвовать в международном диалоге наравне с другими странами и быть готовой к различным изменениям, как в экономической, так и в политической сфере. Проанализировав и
выделив основные современные тенденции и механизмы развития низкоуглеродной экономики в мире на основе сценариев развития, автор рассматривает применение этих механизмов в России. Россия старается не отставать от мировых лидеров и начинает реализовывать наиболее значимые и эффективные задачи, связанные с развитием в этом направлении.
Особое внимание должно уделяться задачам, связанным с повышением энергоэффективности, которые могут значительно повлиять на развитие низкоуглеродной экономики. Для России развитие устойчивой энергетики и повышение энергоэффективности экономики является долгосрочным вызовом. Во-первых, Россия — один из крупнейших эмитентов парниковых газов в мире. Во-вторых, в России в структуре потребления топливно-энергетических ресурсов преобладает сжигаемое топливо. Сокращение количества выбросов парниковых газов в стране будет решаться параллельно с другими целями — модернизацией оборудования, повышением его энергетической эффективности и переходом на наилучшие доступные технологии, что является неотъемлемой частью развития низкоуглеродной экономики.
По данным Минэнерго России, доля генерирующего и электросетевого оборудования, эксплуатируемого за пределами нормативного срока службы, в среднем по отрасли составляет более 50 % [7, с. 201].
В государственной программе Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» задана цель по обеспечению массового внутреннего потребителя энергоресурсами (доступ по наличию, срокам подключения и цене), установлен приоритет по развитию механизма наилучших доступных технологий (современное энергоснабжение), установлена цель по снижению энергоемкости экономики России к 2020 году (на 40 % по сравнению с 2007 годом) [8, с. 4]. Выполнение поставленных задач по повышению энергоэффективности и развитию топливно-энергетического комплекса в значительной степени продвинет Россию по пути реализации низкоуглеродной экономики.
Барьером для повышения энергоэффективности хозяйственного комплекса России выступает дешевая электроэнергия, производимая из топливных ресурсов. В то же время стратегии развития страны нацелены на краткосрочные и среднесрочные перспективы, а не на долгосрочное развитие. Россия относит себя к группе развитых стран и пытается развиваться аналогично им, в результате чего большинство запланированных задач являются невыполнимыми или
-Ф-
-Ф-
-Ф-
-Ф-
выполняются частично. Этот факт и стремление правительства на получение быстрых результатов и выгоды также становятся барьерами для развития низкоуглеродной экономики страны.
Еще одним механизмом развития низкоуглеродной экономики в России является реализация проектов возобновляемой (альтернативной) энергетики. И хотя доля новых ВИЭ в топливно-энергетическом балансе России в 2015 году составляла порядка 1 %, что в сравнении с другими странами весьма низкий показатель, начало развития такой перспективной отрасли положено.
В 2013 году в России была запущена система поддержки проектов ВИЭ и дала первые результаты в 2015 году. Мощность солнечных станций возросла в пять раз. Начинается новый этап, когда и ветровая генерация начнет получать поддержку. Суть поддержки — гарантия закупки произведенной электроэнергии сетевой компанией по фиксированной цене, как правило, выше той, по которой энергия закупается у газовых станций и ГЭС. Более высокая цена не покрывает всей разницы расходов между, например газовой и солнечной генерацией, однако является хорошим стимулом, как и гарантия покупки.
Ранее, из-за слишком высоких параметров л о-кализации оборудования, которое должно быть собрано или произведено в России, система поддержки для ветровой генерации фактически не работала. Этим параметрам удовлетворяла лишь солнечная энергетика. Для ветровой генерации предусмотрен показатель локализации в 40 % (на 2017 год), но зато задан график их постоянного роста до 2024 года, на период реализации проектов данного конкурса. По технологиям ветряной энергетики Россия значительно отстает от ведущих стран, и без участия иностранных компаний и их технологий обойтись сейчас нельзя. Основная задача господдержки — наладить собственное производство в России [9, с. 65].
На данный момент в российской солнечной энергетике промышленного масштаба работают две крупные компании: ГК «Хевел» и «Солар Системс». «Хевел» долгое время оставалась монополистом в производстве солнечной энергетики, но в сентябре текущего года состоялось открытие первого объекта компании «Солар Системс». СЭС «Заводская» мощностью 15 МВт расположена в поселке Володарский в Астраханской области. Конкуренция положительно повлияет на развитие отрасли, однако наблюдается ее территориальная ограниченность.
На рынке ветроэнергетики фигурирует единственная компания. АО «ВетроОГК» — дочерняя компания госкорпорации «Росатом». С 2016 года реализует проекты по созданию ветроэлектро-
станций общей мощностью 970 МВт и приступает к программе по локализации производства ветро-установок в России, войдет в состав АО «Нова-Винд», которая будет являться новой управляющей компанией «Росатома» для реализации стратегии по направлению Ветроэнергетика.
Важным шагом является осуществление государственного стимулирования микрогенерации на ВИЭ, которое получило развитие в рамках выполнения стратегии экологически устойчивого развития страны в конце 2016 года. 19 июля 2017 года был утвержден «План мероприятий по стимулированию развития генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии с установленной мощностью до 15 кВт». В плане перечислены принципы и параметры, которые должны учитываться при развитии отрасли микрогенерации на ВИЭ в России. Согласно этим принципам государство заинтересовано в развитии производства электроэнергии на ВИЭ частными домовладельцами (исключаются многоквартирные дома), которым планируется упростить требования доступа к сети в качестве продавца, а гарантирующим поставщикам в конкретном регионе приписывается обязанность покупать излишки электроэнергии, образующиеся у владельцев таких генерирующих объектов. При этом предполагается, что доход, получаемый владельцем объекта микрогенерации на ВИЭ в результате продажи электроэнергии, не будет облагаться налогом [10].
Развитие энергетики на основе ВИЭ реализуется преимущественно для решения двух основных задач: повышение энергетической самообеспеченности и снижение роли углеводородов в энергетическом балансе. Для России эти факторы имеют м еньшее значение, так как страна полностью обеспечивает внутреннее потребление энергоресурсов по относительно низким ценам. Причиной внедрения мер государственной поддержки является необходимость развития собственных оборудования и технологий в данной сфере. Развитие сектора микрогенерации на возобновляемой энергетике может также вызвать рост спроса на российское оборудование для нее. Однако основной эффект для экономики может быть обеспечен за счет развития малого и среднего бизнеса в сфере производства, поставок и обслуживания объектов микрогенерации на ВИЭ, что может стать новым сектором в экономике.
Реализация низкоуглеродной экономики в стране связана и с попытками создания первого отечественного электрокара. В России электрокары появились в апреле 2011 года, когда группа инвесторов «ОКЭКСИМ» представила проект гибридного авто — «Е-мобиля». Однако дальше прототипа данный проект не продвинулся. Се-
-ф-
-Ф-
-Ф-
рийное производство электрокаров в России появилось в 2012 году на базе АвтоВАЗа. LADA Ellada стала первым электрокаром в этой линейке автомобилей. В 2016 году прошла демонстрация нового электрокара — LADA Vesta EV. Ее выпуск был намечен на 2017 год, однако никакой информации на данный момент об этом нет.
Для развития электрокаров в России необходимы определенные условия, и прежде всего инфраструктура и обслуживание. Работа зарядных станций электрокаров основана на значительном потреблении электричества. Это электричество должно вырабатываться при помощи ВИЭ, а не традиционных топливных ресурсов, иначе смысл сокращения выбросов сводится к нулю. Многие страны вводят ограничения на проезд автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в центре крупных городов, повышают транспортный налог и снижают его для владельцев электрокаров.
У России есть возможности для развития электрокаров, и хотя на данном этапе говорить о каком-то стремительном развитии данной отрасли в стране рано, стоит отметить, что первые шаги в данном направлении сделаны — растет количество заправок, бесплатных парковок, действует нулевая пошлина на ввоз. В России начали выпускать станции, которые заряжаются от солнечной энергии. В сентябре 2017 года подобную станцию открыли в Краснодарском крае. Дополнительным аргументом является то, что автосегменту требуется обновление. Почти 50 % легковых автомобилей в России старше 10 лет, и около 30 % в промежутке между 5 и 10 годами [11]. Последним стандартам «Евро» при таких показателях соответствует небольшая доля автомобилей в России, не говоря уже о нулевом уровне выбросов.
При создании низкоуглеродной экономики важным фактором является нормативно-правовая база. Основой для нее в России выступает «Комплексный план по реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года» [12]. Снижение выбросов парниковых газов — одно из основных задач и причин осуществления низкоуглеродной экономики. В России на данном этапе уже разработаны методические указания по количественному определению объемов выбросов и поглощения парниковых га-
зов: «Руководства по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации», «Методические рекомендации по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации», «Методические указания по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов», «Методических указаний по количественному определению объема поглощения парниковых газов» [13—16]. Последний документ был утвержден 30 июня 2017 года. Возможность определения количественного объема выбросов парниковых газов позволяет их регулировать. Появляется возможность для реализации конкретных рычагов давления на эмитентов парниковых газов. На данном этапе применение методик носит рекомендательный характер, но после ратификации Парижского соглашения в России и вступления его в силу в 2020 году, ситуация может измениться. Готовность к этому дает возможность оставаться конкурентными на мировой арене, как на уровне отдельных предприятий с высокой углеродоем-костью производства, так и на уровне регионов, которые имеют свои особенности развития, а также на уровне государства в целом.
Россия входит в число таких стран и по аналогии с другими пытается осуществлять шаги по декарбонизации экономики. Срочно отказываться от добычи и использования топливных полезных ископаемых нет нужды, но необходимо предпринимать шаги на будущее. Создается нормативно-правовая база парниковых газов, развивается отрасль возобновляемой энергетики, модернизируется и совершенствуется традиционная энергетическая сфера, предпринимаются попытки производства электрокаров. Однако Россия продолжает оставаться зависимой от ископаемо -го топлива — как основного источника богатства страны, а планы и стратегии на данном этапе являются недостаточными и малоэффективными, по сравнению с другими развитыми странами мира. В результате это может привести к значительному отставанию в развитии низкоуглеродной экономики в России.
Библиографический список
1. «Парижское соглашение» в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 4 ноября. 2016 г. [Текст]: принят Организацией Объединенных Наций 12 дек. 2015 года. — Ст. 2 п. 1а.
2. «Сценарий 450: методология и политика» [Текст] // Международное Энергетическое Агентство, 2011. 4 с.
3. Б.1766 — «Закон об экономике с низким уровнем выбросов углерода» [Текст] // 110-й Конгресс США 1-я сессия, правительственной типографии в США, 7 ноября 2007 г.
4. Путь Китая к Низкоуглеродной экономике [Текст] // Китайский совет по международному сотрудничеству в области окружающей среды и развитие (СС1СЕБ), ноября 2009 г.
5. «Стратегия 20-20-20» [Текст] // Европейский парламент, 2008 г.
-Ф-
-Ф-
-Ф-
6. Продвижение глобального перехода на возобновляемые источники энергии [Текст] // Сообщество возобновляемой энергетической политики в 21 веке. 2011. 44 с.
7. Бобылев С. Н., Григорьев Л. М. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год. Цели устойчивого развития ООН и России. — М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. 298 с.
8. Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2446-р., 165 с.
9. Бердин В. Х., Кокорин А. О., Юлкин Г. М., Юлкин М. А. Возобновляемые источники энергии в изолированных населенных пунктах Российской Арктики. — М.: Всемирный фонд дикой природы, 2017. — 80 с.
10. План мероприятий по стимулированию развития генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии с установленной мощностью до 15 кВт [Текст] // Минэнерго России, утвержден Заместителем Председателя Правительства А. Дворковичем от 19 июля 2017 г.
11. Нуреев Р. М., Кондратов Д. И. Рынок легковых автомобилей: вчера, сегодня, завтра // Журнал институциональных исследований. 2010. Выпуск № 3. Т. 2. С. 86—128.
12. Комплексный план реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года [Текст] // распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 730-р.
13. Методические указания и руководство по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации / Сост.: С. Е. Донской; Утверждены приказом Минприроды России от 30.06.2015 № 330.
14. Методические рекомендации по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации / Сост.: С. Е. Донской; Утверждены приказом Минприроды России от 02.04.2014 № 504-р.
15. Методические указания по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов: методические указания / Сост.: С. Е. Донской; Утверждены приказом Минприроды России от 29.06.2017 № 330.
16. Методические указания по количественному определению объема поглощения парниковых газов / Сост.: С. Е. Донской; Утверждены приказом Минприроды России от 30.06.2017 № 20-р.
THE ANALYSIS OF CURRENT TRENDS AND CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF LOW-CARBON DEVELOPMENT MECHANISMS
P. S. Mamasyov, Assistant of the Department of Geography, geology and the methods of teaching geography,
V. A. Ryabov, Dean of the Natural and Geographical Faculty, Associate Professor of the Department of Geography, Geology and
Methods of Geography Teaching
Novokuznetsk Institute (branch) of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kemerovo State University", Novokuznetsk, [email protected]
References
1. "The Paris Agreement" under the United Nations Framework Convention on Climate Change of November 4. 2016 [Text]: adopted by the United Nations on 12 December. 2015. — Art. 2, item 1a.
2. "Scenario 450: methodology and policy" [Text] // International Energy Agency, 2011. p. 4.
3. S.1766 — "Low-carbon economy law" [Text] // 110th US Congress 1st session. Government printing house in the USA, November 7, 2007.
4. The Way of China to the Low-Carbon Economy [Text] // China Council for International Cooperation in the Field of Environment and Development (CCICED), November 2009.
5. "Strategy 20-20-20" [Text] // The European Parliament, 2008.
6. Promoting the global transition to renewable energy sources [Text] // Community of renewable energy policy in the 21st century. 2011. p. 44.
7. Bobylev S. N., Grigoriev L. M. Report on human development in the Russian Federation for 2016. The goals of sustainable development of the United Nations and Russia. Moscow, Analytical Center under the Government of the Russian Federation, 2016. p. 298. [in Russian]
8. The State Program of the Russian Federation "Energy Saving and Improving Energy Efficiency for the Period to 2020". Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of December 27, 2010. No. 2446. p. 165. [in Russian]
9. Berdin V. K., Kokorin A. O., Yulkin G. M., Yulkin M. A. Renewable energy sources in isolated settlements of the Russian Arctic Zone. Moscow, World Wildlife Fund, 2017. p. 80. [in Russian]
10. Plan of measures to stimulate the development of generating facilities based on renewable energy sources with an installed capacity of up to 15 kW // Ministry of Energy of Russia, approved by Deputy Prime Minister A. Dvorkovich of July 19, 2017. [in Russian]
11. Nureyev R. M., Kondratov D. I. The market of cars: yesterday, today, tomorrow // Journal of Institutional Research. 2010. No. 3. Vol. 2. P. 86—128. [in Russian]
12. Comprehensive plan for the implementation of the Climate Doctrine of the Russian Federation for the period until 2020 [Text] // Order of the Government of the Russian Federation of April 25, 2011 N 730-r. [in Russian]
13. Methodical instructions and guidance on quantitative determination of greenhouse gas emissions by organizations engaged in economic and other activities in the Russian Federation / Compiled by: S. Y. Donskoy; Approved by the order of the Ministry of Natural Resources of Russia of 30.06.2015 N 330. [in Russian]
14. Methodical recommendations for the voluntary inventory of greenhouse gas emissions in the constituent entities of the Russian Federation / Compiled by: S. Y. Donskoy; Approved by the order of the Ministry of Natural Resources of Russia from 02.04.2014 N 504-p. [in Russian]
15. Methodological guidelines for the quantitative determination of the volume of indirect energy emissions of greenhouse gases: methodical guidelines / Compiled by: S. Y. Donskoy; Approved by the order of the Ministry of Natural Resources of Russia from 29.06.2017 N 330. [in Russian]
16. Methodological guidelines for the quantitative determination of the volume of absorption of greenhouse gases / Comp: S. Y. Donskoy; Approved by the order of the Ministry of Natural Resources of Russia from 30.06.2017 N 20-r. [in Russian]