Научная статья на тему 'Управление сферой энергетики в запа дных странах: цели, задачи, подходы, обеспечение'

Управление сферой энергетики в запа дных странах: цели, задачи, подходы, обеспечение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЭНЕРГЕТИКИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЭНЕРГЕТИКИ / ENERGY ECONOMICS / ENERGY STRATEGY / ENERGY POLICY / AND MEASURES TO IMPROVE ENERGY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсеньев Юрий Николаевич, Давыдова Татьяна Юрьевна, Коновалов Александр Петрович, Минаев Владимир Сергеевич

Рассматриваются проблемы управления сферой энергетики в экономически развитых странах Запада. Обсуждаются основные цели, задачи, подходы, нормативно-правовое, технологическое и информационное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Арсеньев Юрий Николаевич, Давыдова Татьяна Юрьевна, Коновалов Александр Петрович, Минаев Владимир Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPARTMENT OF ENERGY SPHERE OF WESTERN COUNTRIES: GOALS, OBJECTIVES, APPROACHES, SOFTWARE

The problems of governance for energy in economically developed countries of the West. Discusses the main goals, objectives, approaches, regulatory, technological and informational support.

Текст научной работы на тему «Управление сферой энергетики в запа дных странах: цели, задачи, подходы, обеспечение»

The author explores organization and methods offinancial accounting and financial statement for supply and financial instruments. There is a proposition to accounting records which are used in economic analysis of business process of supply for company-seller.

Key words: accounting, supply, contract of supply, business process, financial instruments.

Meretskava Maria Nikolaevna, graduate student "Economic Analysis", Financial University under the Government of the Russian Federation, againme@ya. ru

УДК 621.31:62.192:338.246.7

УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПОДХОДЫ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Ю.Н. Арсеньев, Т.Ю. Давыдова, А.П. Коновалов, В.С. Минаев

Рассматриваются проблемы управления сферой энергетики в экономически развитых странах Запада. Обсуждаются основные цели, задачи, подходы, нормативно-правовое, технологическое и информационное обеспечение.

Ключевые слова: экономика энергетики, энергетическая стратегия, энергетическая политика, мероприятия по совершенствованию и развитию энергетики.

В любой экономически развитой стране мира сфера энергетики - одна из приоритетных, определяющая рост валового внутреннего продукта (ВВП), благ в обществе, потенциал устойчивого развития. Поэтому ей со стороны государства уделяется огромное внимание. Рассмотрим основные особенности энергетических стратегий, политик, применяемых подходов, средств совершенствования и развития наиболее мощных государств Запада, прежде всего, США. Европейского Союза, Великобритании, используя данные интернета и [1].

Энергетическая политика США. Энергетическая политика США ориентирована на долгосрочные цели надежного предложения энергоресурсов, снижения зависимости от импортной нефти, расходов на энергетические нужды, защиты окружающей среды от негативных факторов при производстве и потреблении энергии (табл. 1). Достижение этих целей обеспечит повышение энергетической эффективности процессов добычи и производства традиционных источников энергии, в т.ч. нефти, разработки новых источников энергии, в т.ч. возобновляемых источников энергии (ВИЭ), как заменителей потребления нефти и углеводородного топлива.

Законодательное регулирование энергетической политики США базируется на системе законов - «Передовая энергетическая инициатива» (Advanced energy initiative, 2006 г.), Инициативы «Двадцать за десять» о

сокращении потребления бензина на 20% за 10 лет (2007-1016 гг.), об энергетической независимости и безопасности (2007 г.) и др. и реализуется обычно на уровне штатов.

Активно реализуемая инициатива «Двадцать за десять», включает две части: первая - предложение и обязательные требования к объемам поставок топлива (к 2017 г. планируется поставить до 132,5 млн. т возобновляемого и альтернативного топлива для транспортных средств, что заменит 15% ежегодно потребляемого бензина); вторая - спрос и модификация стандартов и закона о среднем расходе топлива автомобилями (к 2017 г. планируется сократить ежегодно потребление бензина на 32 млн. л). В совокупности это позволит сократить ежегодное потребление бензина на 20% и на 40% к 2020 г.

Закон об энергетической политике в США 2005 г. охватывает вопросы:

- обновления и модернизации энергетической инфраструктуры, повышения энергетической эффективности, доли использования ВИЭ, производства традиционных видов топлива;

- установки стандартов энергетической эффективности используемых приборов и оборудования;

- предоставления налоговых льгот на покупку топливосберегающих гибридных и дизельных транспортных средств;

- финансирования НИОКР по созданию батарей, силовой электроники, иных технологий для гибридных автомобилей, разработке стандартов по экономии топлива транспортными средствами и процедур по оценке эффективности использования топлива;

Таблица 1

Особенности реализации энергетической стратегии в США

Компоненты Содержание и семантика компонентов стратегии

1 2

Г лавные цели стратегии 1. Диверсификация предложения видов источников энергии, включая возобновляемые источники энергии (ВИЭ), развитие атомной энергетики, рост производства традиционных видов топлива и инвестиций в науку и технологии. 2. Повышение энергетической эффективности и экономии энергии домохозяйствами (ДХ) и бизнес-единицами (БЕ). 3. Повышение энергетической эффективности автомобильного транспорта. 4. Модернизация электроэнергетической инфраструктуры. 5. Повышение стратегических запасов нефти. 6. Использование рыночных механизмов регулирования в области энергетики и защиты окружающей среды через торговые механизмы сокращения загрязнения воздуха, и обязанность поставщиков повышения доли применения биотоплива на транспорте

1 2

Меры стимулирования применения ВИЭ 1. Соблюдение жестких требований по применению этанола, биодизеля. 2. Предоставление налоговых льгот и кредитов в сфере производства электричества на базе источников ветра, биомассы и биогаза. 3. Финансирование разработок технологий по использованию топливных элементов для производства водородного топлива и др.

Меры по росту производства традиционных видов топлива 1. Упрощение процедур получения разрешений на добычу нефти и газа. 2. Предоставление грантов по реализации программ закачки углекислого газа для ускоренного восстановления нефти и газа. 3. Освобождение от платы за право разработки периферийных и рисковых нефтяных скважин, в т.ч. в Мексиканском заливе 4. Выполнение научно-исследовательских и опытноконструкторских работ (НИОКР) и программ по добыче гидратов метана, разработке иных потенциально новых источников природного газа

Меры по улучшению энергетической инфраструктуры 1. Соблюдение требований и стандартов по надежности и исключению перебоев в электросетях. 2. Создание государственного органа по контролю качества функционирования линий электропередач (ЛЭП) общенационального значения. 3. Замена устаревшей законодательно-правовой базы в энергетике

План «Strategic Plan 2014 -2018» Интеграция ключевых сфер - науки и энергетики, ядерной безопасности и повышения эффективности работы, в т.ч. в сфере энергетики и электроэнергетики

- стимулирования применения ядерной энергетики в сферах производства и потребления через предоставление налоговых льгот на производство, гарантий по кредитам на экологически чистые проекты на базе инновационных и улучшенных технологий.

Закон об энергетической независимости и безопасности США от 2007 г. включает сборник положений разных законов и стандартов в области энергетической политики, направленных на повышение энергетической эффективности и доступности ВИЭ. Основными компонентами этого закона являются:

- закон о среднем расходе топлива автомобилями, устанавливающий требования по целевому расходу топлива автомобилями до 15 км/л бензина;

- стандарт возобновляемых видов топлива, устанавливающий их ежегодные целевые поставки с 34 млрд. л в 2008 г. до 136,3 млрд. л к 2022 г.;

- стандарты энергетической эффективности домашних и коммерческих электроприборов;

- отмена налоговых льгот на нефть и газ для возмещения прогнозных расходов на реализацию положений закона CAFE

Акт американского восстановления и реинвестирования (ARRA, 2009 г.), помимо положений, направленных на стимулирование экономики, включал меры, касающиеся увеличения объемов гарантий по кредиту, финансирования программ по ВИЭ. Так, из 17 млрд. долл., выделенных Офису энергетической эффективности и возобновляемых источников энергии США 11,5 млрд. долл. направлены в виде грантов ряду штатов на программы повышения энергетической эффективности и модификации зданий, сокращения объемов потребления энергии. Офис по предоставлению электроэнергии и энергетической надежности получил 4,5 млрд. долл. на разработку технологии «Smart Grid» - «умные сети электроснабжения».

В 2013 г. Президент США Б. Обама предложил план экологического действия «Climate Action Plan», включающий постоянные и ответственные действия национального и международного сообщества по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ), негативно влияющих на изменение климата и здоровье людей. Он ориентирован на сокращение загрязнения атмосферы СО2 над территорией США, подготовку страны к эффектам от изменения климата и объединение международного сообщества на борьбу с изменением климата.

В апреле 2014 г. министерством энергетики США предложен стратегический план «Strategic Plan 2014 - 2018», интегрирующий ключевые сферы - науку и энергетику, ядерную безопасность и повышение эффективности работы. В частности, в области науки и энергетики США планируется:

- повышение производительности труда и энергетической эффективности в электроэнергетике;

- дальнейшая диверсификация источников электроэнергии с удвоением генерации воздушной, солнечной и геотермальной электроэнергии к 2020 г.;

-обеспечение финансовой поддержки разработки новых энергетических технологий, ускорения развития новых технологий и систем транспортирования энергоресурсов для диверсификации поставок источников топлива и сокращения выбросов в атмосферу;

- обеспечение поддержки экологически ответственной в добыче и использования нефти и природного газа, уменьшения глобальных изменений климата.

- поддержка и развитие конкурентной, экологически ответственной, безопасной энергетической инфраструктуры, стимулирование НИОКР и использование научных результатов в модернизации энергетических технологий.

В сфере ядерной безопасности предусматриваются: укрепление национальной обороны, сокращение глобальных угроз, предоставление безопасных эффективных ядерных движительных систем для военноморского флота.

В ежегодном энергетическом прогнозе 2014 г. приведены факторы, способные в ближайшем будущем влиять на энергетическую политику США. Это - рост добычи природного газа и нефти, ведущий к резкому сокращению объемов импортного топлива; низкие цены на природный газ и его дальнейшее увеличение добычи, увеличение экспорта сжиженного (СПГ) и трубопроводного газа.

С учетом событий на Украине в энергетической стратегии США актуализировались вопросы снятия ограничения на экспорт нефти, выдачи разрешений на строительство заводов по производству СПГ и его экспорта. Для снижения зависимости от иностранной нефти и природного газа, США ограничили экспорт своих нефти и газа. Запрет на их экспорт из США накладывают законы: об энергетической политике и энергосбережении, создании стратегических нефтяных запасов (1977-2025 г., EPCA, 1975 г.); о контроле над экспортом (1979 г.).

Каждую экспортную поставку сырой нефти или природного газа одобряют в правительстве (министерстве энергетики) США, исключая поставки в Канаду и реэкспорт иностранных углеводородов. Экспорт природного газа ведется по предварительному разрешению в страны, с которыми у США подписаны соглашения о свободной торговле (без такого соглашения экспорт природного газа ведется по лицензиям). Торговля нефтью США на мировом рынке может способствовать снижению цены Brent на 5-30%. Сейчас ограничения на экспорт нефти и газа рассматривают министерство торговли и Конгресс. Ряд экспертов утверждает, что американская нефть - «капля в большом море», и большинство стран Европейского Союза (ЕС) не может быстро переключиться на другие сорта нефти из-за инфраструктурных ограничений, а экспорт СПГ не может расти быстрыми темпами при ограниченной инфраструктуре. Недавно США анонсировали тестовую продажу 5 млн. баррелей нефти из своих стратегических резервов, объем которых составляет 696 млн. баррелей, что привело к снижению рыночных нефтяных котировок на 2,37 долл./баррель. В будущем использование запасов нефти на экспорт может вызвать повышение цен на нефть из-за потребности восстановления нефтяных запасов. В целом отмена ограничений на экспорт нефти, рост экспортных поставок газа

- политическое «оружие» США в снижении энергетической зависимости мировых рынков.

Сейчас США импортируют значительную часть потребляемой нефти, а появление излишков у американских компаний требует времени. В целом энергетическая стратегия США нацелена на безопасное и эффективное предложение энергии, разработку новых технологий в сфере элек-

троэнергетики, диверсификацию источников энергии, снижение энергетической зависимости от иностранных государств и негативного воздействия на окружающую среду.

Энергетическая стратегия Европейского Союза (ЕС). Энергетическая стратегия и политика ЕС считались ключевыми при интеграции стран в единую систему под управлением Еврокомиссии (табл. 2).

Таблица 2

Особенности реализации энергетической стратегии и политики ЕС

Компоненты Содержание и семантика компонентов стратегии

1 2

Г лавные принципы политики Главными считаются принципы равенства, транспарентности, защиты окружающей среды, учета социальных факторов

Ключевые меры стратегия ЕС до 2020 г. 1. Ограничение потребления энергии и повышение энергоэффективности. 2. Создание общеевропейского энергетического рынка. 3. Расширение прав потребителей, достижение высокого уровня энергобезопасности. 4. Укрепление лидерства ЕС в разработке энергетических технологий и инноваций, рост доли энергетического рынка ЕС на внешнем рынке

Прогнозы по экономии энергии к 2020 г. 1. Сэкономить энергии на 20% к 2020 г. от уровня 2010 г. 2. Сократить выбросы парниковых газов на 20% от уровня 1990 г. 3. Увеличить долю ВИЭ в энергобалансе на 20% к 2020 г. от уровня 2010 г. 4. До 2020 г. повышать эффективность промышленности, разработать новые требования к экологическому дизайну ресурсоемкой продукции, новые схемы управления энергетикой в промышленности и секторе услуг, следить за проведением аудита, деятельностью «энергетических» менеджеров компаний и т.п.

Прогнозы по экономии энергии к 2050 г Отказ от выпуска автомобилей на традиционных видах топлива. Установка требований в городах: до 40% применение низкоуглеродного (альтернативные и ВИЭ) топлива в авиации, морских судах. 3. Перевод 50% междугородних автомобильных перевозок на железнодорожный и морской транспорт. 4. Сокращение выбросов ПГ в транспортном секторе на 60% ниже уровня 1990 г., на 70% ниже уровня 2008 г.

1 2

Планы запуска запуска проектов в ключевых сферах конкурентоспособности ЕС 1. Новые технологии для интеллектуальных сетей, хранилищ электроэнергии. 2. Исследования второго поколения биотоплива. 3. Партнерство «умных» городов в энергосбережении населенных пунктов. 4. Вовлечение соседних стран в европейский рынок энергетики с заключением международных договоров с учетом правил внутреннего рынка ЕС. 5. Кооперация ЕС с Африкой для повышения имиджа ЕС в продвижении низкоуглеродной энергетики в мире

Показатели «энергетической дорожной карты» 1. Сокращение выбросов на 25% к 2020 г., на 40% к 2030 г., на 60% к 2040 г., на 80% к 2050 г. от уровня 1990 г. 2. Приоритет электроэнергии в низкоуглеродной экономике с возможной частичной заменой углеводородного топлива в сферах транспорта и отопления. 3. Сдвиг в потреблении низкоуглеродного электричества (тепловые насосы, тепловые аккумуляторы, ВИЭ) в сфере центрального теплоснабжения

В энергетической политике ЕС сильно зависит от иностранных поставщиков энергии с потреблением до 20% мировой энергии без крупных собственных запасов. Поэтому ЕС нацелен на повышение эффективности в сфере энергетики, диверсификацию поставок энергии, обеспечение их надежности, конкурентных цен на разные виды энергии, улучшение качества энергосистем, защиты окружающей среды и смягчения изменений климата.

К энергетическому законодательству ЕС можно отнести: «Зеленую книгу» европейской энергетики; план действий ЕС по энергетической безопасности и солидарности; энергетическую политику ЕС в сфере формирования внутреннего энергетического рынка от 2007 г. и третий энергетический пакет, включающий две директивы и три нормативных акта.

Политика ЕС в сфере энергоэффективности, развития ядерной и возобновляемой энергетики и безопасности предложения энергии вместе с законодательными инициативами составляют компоненты энергетической стратегии ЕС до 2020 г., включающие свыше 150 актов и постановлений Еврокомиссии.

Наибольшим энергосберегающим потенциалом в ЕС обладает сектор транспорта и строительная отрасль. Модернизация транспорта, ремонт зданий должны вестись при стимулировании капиталовложений, более широком применении услуг энергосервисных компаний. В сфере государ-

ственных закупок органы власти должны обеспечивать создание энергоэффективной продукции и услуг. Дополнительные меры по повышению энергетической эффективности - поддержка инициатив в оптимизации перевозок разными видами транспорта, создания интеллектуальных систем регулирования движения и эффективных систем маркировки машин согласно уровню их энергетической эффективности. В 2011 г. ЕС представил белую книгу по транспортной политике, в т.ч. по сокращению зависимости от импортной нефти.

Распределяющие энергетические компании должны предоставлять потребителям данные по энергосбережению, предоставлять услуги внешних энергетических служб и белых сертификатов потребителям по установке интеллектуальных счетчиков потребления электроэнергии. Еврокомиссия должна обеспечивать разработку нового и обновление устаревшего законодательства по энергетическому рынку, детального плана деятельности европейской инфраструктуры на 2020-2030 гг., европейской сети операторов системы транспортировки природного газа (ENTSO for Gas) и системы передачи электроэнергии (ENTSO for electricity), Агентства по взаимодействию регуляторов в области энергетики.

Для обеспечения конкуренции на энергетических рынках до 2020 г. предусматривается разработка мер по участию потребителей в функционировании энергетических рынков, получению ими выгод от передовых практик в области смены поставщиков, оплаты услуг, правил урегулирования споров. Для достижения энергетической безопасности предусматривается введение более строгой ответственности и обязательств по защите персонала и населения, гармонизации дизайна и международной сертификации АЭС.

В 2011 г. Еврокомиссией представлен план энергоэффективности ЕС с указанием целей и задач Энергетической стратегии до 2020 г., положений по экологически чистой энергетике, снижению энергетической зависимости от импорта энергоресурсов, усилению безопасности энергетических поставок, применению низкоуглеродных энергетических систем. Разработана «энергетическая дорожная карта» по переходу ЕС к конкурентной низкоуглеродной экономике к 2050 г.

Рамочная (2014 г.) концепция по климату и энергетике на 2020-2030 гг. нацелена на обеспечение конкурентоспособности, безопасности и устойчивости энергетической системы ЕС и пересекается с энергетической дорожной картой ЕС до 2050 года. Ее главные цели - предоставление доступной энергии потребителям, увеличение безопасности энергоносителей, сокращение зависимости от импорта энергии, обеспечение возможностей роста, создания рабочих мест.

ВИЭ являются для ЕС ключевым элементом при переходе к конкурентной, безопасной и устойчивой энергетической системе. Еврокомиссия в рамках концепции предлагает увеличить долю потребления возобновля-

емых источников энергии, как минимум, до 27% от общего потребления энергии к 2030 г. Это увеличение доли ВИЭ обеспечит привлечение инвестиций в сектор, ускорит рост экономики и рабочих мест, улучшит энергетический торговый баланс ЕС, обеспечит безопасность энергетических поставок. Несмотря на то, что данная цель прописана на уровне ЕС, она является директивной, что позволит странам ЕС проявить гибкость при трансформации их энергетических систем в соответствии с их национальными приоритетами и условиями.

Дополнительно концепция предусматривает реформы европейской системы торговли разрешениями на выбросы (Еи ETS), для повышения эффективности системы в области стимулирования инвестиций в ВИЭ, осуществляемых с наименьшими издержками для общества. Предусматривается создание резерва стабильности рынка в 2021 г.

Еврокомиссия должна периодически публиковать важные индикаторы - разность цен на энергоносители среди главных торговых партнеров, индекс диверсификации импорта энергоресурсов, индексы конкуренции и рыночной концентрации. Интегрированный конкурентный энергетический рынок позволит снизить издержки бизнеса и ДХ на 40-70 млрд. евро к 2030 г. по сравнению с текущей ситуацией, а потребители иметь право свободно выбирать услуги поставщиков энергии, доступа к информации по потреблению энергии.

Безопасность энергетических поставок включает в себя: разработку и добычу альтернативных и ВИЭ, ядерной энергетики; диверсификацию экономик стран ЕС и путей поставок импортного природного топлива; улучшение энергоемкости и энергоэффективности зданий, продуктов и процессов.

В целом энергетическая стратегия ЕС ориентирована на повышение энергетической эффективности экономики; снижение зависимости от импорта энергоресурсов; диверсификацию источников энергии; обеспечение высокого уровня энергетической безопасности; сокращение негативного воздействия энергетики на окружающую среду.

Энергетическая стратегия Великобритании. Со времен индустриализации углеводородное топливо занимало значительную долю в потребляемых энергоресурсах Великобритании. Ситуация на текущий момент не изменилась, однако наблюдается ряд изменений на ее энергетическом рынке.

В 1980-1990 гг. энергетическая политика Великобритании ориентировалась на либерализацию энергетического рынка, а с начала 2000-х гг. -на сокращение выбросов углекислого газа. С 2003 г. принята Белая Книга по энергетике и сформирована официальная энергетическая политика (табл. 3).

Таблица 3

Специфика реализации энергетической стратегии Великобритании

Компоненты Содержание и семантика компонентов стратегии

Г лавные цели энергетической политики 1. Сокращение выбросов углекислого газа до уровня оговоренного в Белой Книге от 2003 г. 2. Поддержка надежных энергетических поставок. 3. Развитие конкурентных энергетических рынков. 4. Гарантированное и доступное отопление домохозяйств, промышленных и общественных зданий. 5. Энергетическая эффективность в сфере транспорта, устранение неэффективных товаров с рынка энергетики. 6. Использование более «чистой» энергии (низкоуглеродные технологии в отоплении, распространение процессов когенерации, применение альтернативных видов топлива для транспорта)

Главные сферы стратегии и показатели Окружающая среда; надежность энергетики; доступность энергетических ресурсов; наличие конкурентных рынков. Снижение выбросов СО2 на 60% к 2050 г. от уровня 1990 г.

Энергетические внешние вызовы 1. Борьба с изменением климата. 2. Предоставление безопасной и надежной энергии по доступным ценам

Обеспечение энергетической безопасности 1. Зависимость от импортных нефти и газа. 2. Повышение установленных мощностей электрических сетей и генераторов. Курс на либерализацию энергетических рынков, укрепление связей с поставщиками энергоресурсов

Белая Книга энергетики, 2007 Дальнейшее сокращение выбросов парниковых газов и обеспечение надежных и доступных поставок энергии

Ключевые элементы энергетической политики, 2007 г. 1. Формирование концепций по борьбе с изменением климата. 2. Разработка юридически обязательных требований к сокращению выбросов. 3. Дальнейшая либерализация энергетических рынков, в т.ч. рынка ЕС. 4. Повышение энергосбережения. 5. Разработка и использование низкоуглеродных технологий. 6. Обеспечение необходимых условий для привлечения инвестиций в сектор энергетики

Области приложения 20122013 гг. Энергетическая безопасность. Изменение климата, сокращение выбросов в атмосферу, применение ВИЭ. Предложение доступной, безопасной, дешевой энергии. Разработка политики роста и равенства участников энергетического рынка. Привлечение инвестиций в энергетическую инфраструктуру

Повышение энергетической эффективности предусматривает:

- ограничение промышленных выбросов посредством квот, наличие у разных организаций документов о достигнутом уровне энергоэффективности зданий, нулевое потребление энергии новыми жилыми помещениями;

- использование налогового стимулирования на производство топливоэкономичных транспортных средств; закупок энергоэффективных машин, наличие сертификатов энергоэффективности зданий государственного аппарата и т.п.;

- обязательное использование ВИЭ (к 2020 г. - 20%).

Актом по изменению климата (2008 г.) устанавливались цели по сокращению выбросов углеводородов на 80% к 2050 г., на 26-32% к 2020 г. от уровня 1990 г. Предусматривалось производство 40% электричества из низкоуглеродных источников энергии, сокращение на 40% выбросов от новых автомобилей.

Сегодняшняя политика Великобритании в сфере энергетики направлена на «декарбонизацию» энергетической системы и смягчения антропогенного воздействия на климат. «Зеленая» экономика ориентирована на увеличение темпов экономического роста и создание рабочих мест, стимулирование инвестиций частного сектора в новую энергетическую инфраструктуру и в повышение энергетической эффективности. В области энергобезопасности усилия Великобритании сосредоточены на либерализации энергетических рынков, диверсификации источников энергии, международном энергетическом диалоге.

Современной энергетической стратегией Великобритании предусмотрена реформа рынка электроэнергетики на базе четырех ключевых инструментов: фиксации минимальной цены на углерод (CPF); использования тарифа «контракт на разницу цен»; разработки механизма для достаточного и надежного предложения различных энергетических мощностей; разработки нормативных показателей загрязнения окружающей среды, ограничения выбросов от углеводородного топлива электростанций.

В энергетическом акте от 2013 г. содержатся меры по «декарбонизации» экономики, реформированию рынка электроэнергетики, регулированию ядерной энергетики. Предусматриваются меры по продаже государственной системы нефтепроводов и систем хранения (GPSS). Министерство обороны Великобритании владеет этой системой, поставляющей 40% авиатоплива британским коммерческим аэропортам.

В области защиты потребителей актом предусмотрено ограничение числа тарифов на электроэнергию для местных потребителей. Энергетические компании обязаны предоставлять им более дешевые тарифы на электроэнергию. Акт оговаривает вопрос «топливной бедности» и новые целевые значения по ее сокращению. Предусмотрено закрытие ряда угольных электростанций и АЭС, сокращение зависимости от углеводородного топлива, сокращение выбросов парниковых газов и производство электричества из ВИЭ.

В целом энергетические стратегии Великобритании и ЕС частично пересекаются и синхронизируются в деле повышения энергоэффективности сектора энергетики, диверсификации энергоресурсов борьбы с изменением климата, развития конкурентного энергетического рынка, продажи дешевой энергии.

Список литературы

1. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Коновалов А.П. Инновации в эектроэнергетике: производство, распределение, слияние-поглощение, оптимизация. М. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 300 с.

Арсеньев Юрий Николаевич, д-р техн. наук, проф., акад. АИО, АНЗ, МАОП, Россия, Тула, Тульский государственный университет, профессор кафедры информационной безопасности, Тульский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Давыдова Татьяна Юрьевна, канд. педагог. наук, доц., доцент кафедры экономики и управления, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Коновалов Александр Петрович, руководитель группы экспертиз инвестиционных программ ООО «ИТЦ ЭНЕРГОЭФФЕКТ», г. Тула,

Минаев Владимир Сергеевич, канд. техн. наук, доц., зам. декана по НИР экономического факультета ТулГУ

DEPARTMENT OF ENERGY SPHERE OF WESTERN COUNTRIES: GOALS, OBJECTIVES, APPROACHES, SOFTWARE

Y.N. Arsenyev, T.Y. Davydova, A.P. Konovalov, V.S. Minaev

The problems of governance for energy in economically developed countries of the West. Discusses the main goals, objectives, approaches, regulatory, technological and informational support.

Keywords: energy economics, energy strategy, energy policy, and measures to improve energy development.

Arsenjev Yurj Nikolaevich, doctor of science, (Russia, Tula, Tula State University, Russian Academy of National Economy and the Public Service under the President of the Russian Federation, a branch in the city of Tula),

Davydova Tatjana Yurievna, candidate of science (pedagogics), docent (Russia, Tula, Tula State Pedagogical University)

Aleksandr Petrovich Konovalov, head of examinations of investment programs Ltd. "ITC energy efficiency", Tula,

Minaev Vladimir Sergeevich, candidate of technical science., Associate Dean for Research Faculty of Economics of the Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.