Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ'

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / КОРРУПЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цыренжапова Е.В.

В данной статье проведен анализ современных реалий реализации мер по противодействию коррупции в органах государственной власти. В работе рассмотрены особенности коррупционных проявлений, как изменяющегося явления. Анализ предпринимаемых мер в сфере противодействия коррупции, как на уровне государства, так и конкретных организаций показал, что разработка эффективной и действенной антикоррупционной политики требует учета восприятия коррупции, оценок антикоррупционных мер в сознании общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ»

УДК 342

Цыренжапова Е.В.

магистрант Бурятский государственный университет (Российская Федерация, г. Улан-Удэ)

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

Аннотация: в данной статье проведен анализ современных реалий реализации мер по противодействию коррупции в органах государственной власти. В работе рассмотрены особенности коррупционных проявлений, как изменяющегося явления. Анализ предпринимаемых мер в сфере противодействия коррупции, как на уровне государства, так и конкретных организаций показал, что разработка эффективной и действенной антикоррупционной политики требует учета восприятия коррупции, оценок антикоррупционных мер в сознании общества.

Ключевые слова: государство, коррупция, управление, антикоррупционная политика, система.

На протяжении всей истории российской государственности проблема борьбы с коррупцией и злоупотреблением властью, принимавших формы мздоимства, казнокрадства и лихоимства, являлась актуальной. На современном этапе развития России антикоррупционная политика является одним из приоритетных направлений. Анализ предпринимаемых мер в сфере противодействия коррупции показывает, что разработка эффективной и действенной антикоррупционной политики требует в первую очередь проработки понятийного аппарата, определяющего объект, субъект и меры его осуществления.

При этом имеются различия в определении понятий «коррупция» и

«антикоррупционная политика» в сознании политических элит и в сознании граждан.

Так, на политико-правовом уровне коррупция зачастую трактуется как

злоупотребление служебным положением и полномочиями, дача или получение взятки,

при этом характерным признаком является конфликт интересов между действиями

должностного лица и интересами государства и общества [1]. При таком подходе

60

антикоррупционная политика сводится к политико-правовым механизмам, а также к распространению информации об успехах правоохранительных органов в борьбе с проявлениями коррупции.

Проблема коррупции в Российской Федерации существовала на протяжении многих столетий и, к сожалению, существует и на сегодняшний день. Само слово коррупция (от лат. «cormmpere») означает уничтожение, подкуп. Данное социальное явление несет опасность стабильности, общественному порядку.

Согласно российскому законодательству, коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды [4].

Основной законодательный нормативно-правовой акт, в котором указаны основные понятия, принципы и способы борьбы с коррупционной деятельностью, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «По противодействию коррупции» [1].

В общественном мнении «коррупция» зачастую воспринимается значительно шире, чем определено в законодательстве [6]. Такое понимание говорит о недостаточной политической грамотности, низком уровне правовой культуры, но, в то же время, указывает на недостаточность политико-правового подхода в понимании коррупции для создания эффективной системы антикоррупционных мер. При этом в общественном сознании антикоррупционная политика зачастую охватывает не только борьбу с коррупционными преступлениями, но и решение проблем, порождающих коррупцию.

Таким образом, как видно из приведенных выше определений, ни одно из них не является в полной мере исчерпывающим, что связано с универсальностью феномена коррупции, охватывающего различные сферы деятельности общества. В социологической науке, как и в других, при определении черт, характеризующих коррупцию, отмечаются, как правило, отдельные стороны этого явления.

Основными причинами возникновения коррупции следует считать:

61

1) Слабость верховной государственной власти. На протяжении 10 лет, в стране нет социального и политического консенсуса. В стране ликуют постоянные разногласия между исполнительной и законодательной властью.

2) Отсутствие национальной стратегии развития и политика «минимизации государства». У российских либералов и демократов не было стратегии национального экономического развития страны.

Идея «минимизации государства» привела к абсолютной минимизации регулирующей роли государства. Данная идея не имеет соответствий с высокоразвитыми государствами.

3) «Раскрепощение бюрократии». После полного устранения идеологической номенклатуры (1991-1992), наступила эра настоящего расслабления бюрократии. Она получила свободу, которая граничит с анархией. В следствие этому наступила эра беспорядка [2].

Российская Федерация воспринимается многими экспертами на мировом фоне как страна с высоким уровнем коррупции и низкими показателями результативности государственного управления, что подтверждается материалами независимых аналитических и статистических исследований.

Анализ предпринимаемых мер в сфере противодействия коррупции, как на уровне государства, так и конкретных организаций показывает, что разработка эффективной и действенной антикоррупционной политики требует учета восприятия коррупции, оценок антикоррупционных мер в сознании общества и формирования нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям.

По статистике Прокуратуры Российской Федерации, в 2019 году было зарегистрировано 30 991 факт коррупционной деятельности, что на 1,6 % больше, чем за 12 месяцев 2018 года (30 495). В целом по стране возросло на 14 % (с 3 499 до 3 988) число деяний, предусмотренных статьей 290 УК РФ (получение взятки). Статистика коррупционной деятельности за последние три года представлена на рисунке 1.

28 500 29 000 29 500 30 000 30 500 31 000 31 500

■ Колличество преступлений

Рисунок 1 - Количество преступлений коррупционной направленности

По данным Генеральной Прокуратуры средняя сумма взятки в России в 2019 году составила 609 000 рублей. Общая же сумма взяток по всем выявленным делам по статье 290 УК РФ составила 1,8 млрд рублей. Основная масса взяток — это денежные средства

[3].

В целом международно-правовые определения коррупции, использующиеся в документах Организации Объединенных Наций (ООН) и Совета Европы, выглядят следующим образом: коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц и групп. В соответствии с этим определением коррупция выходит за пределы взяточничества и подкупа и охватывает также непотизм и многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования.

В 2018 году результаты рейтинга PriceWaterhouseCoopers показали положительные стороны антикоррупционной политики в России [7]. Так, отмечается, что некоторые ключевые индексы в 2018 году значительно улучшились, что повысило общий рейтинг России: рост предпринятых российскими компаниями шагов по реализации антикоррупционных механизмов и процедур (с 63 % до 72 %) и внутрикорпоративного регулирования (с 50 % до 60 %). PWC отметили, что многие СМИ в России уделяют значительное внимание расследованиям и освещению фактов взяточничества и коррупции.

Динамика рейтингов международных исследований, таких как индекс восприятия коррупции и барометр мировой коррупции, проводимых организацией Transparency

Ш:егпа1:юпа1, незначительна и свидетельствует о неудовлетворительных итогах борьбы с коррупцией в России на сегодняшний день.

По оценкам ученых, в российских нормативно-правовых актах, несмотря на проводимую работу, стабильно сохраняется показатель на уровне 4-5 % постоянно выявляемых коррупциогенных факторов, и это без учета реально существующих коррупционных практик [5].

На высшем государственном уровне зачастую звучит мотив необходимости объединения усилий государства и общества в процессе борьбы коррупционными явлениями. На сегодняшний день существует ряд механизмов, включающих взаимодействие государства и общества и реализацию совместных антикоррупционных стратегий.

Одним из наиболее важных инструментов антикоррупционной политики является деятельность средств массовой информации, Интернет-сообществ и блогосферы, благодаря которым мы не только получаем информацию о коррупционных проявлениях в обществе и государстве, но и видим результаты и эффективность мер по противодействию коррупции.

В современном обществе трудно недооценить роль СМИ или Интернета, однако и в Национальном плане противодействия коррупции, и в Национальной стратегии противодействия коррупции СМИ в качестве важнейшего института антикоррупционной политики не названы.

При этом, стоит отметить, что подавляющее большинство региональных СМИ принадлежит, либо финансируется государством, в связи с чем рассчитывать от них активного разоблачения коррупционных явлений в органах власти вряд ли приходится. Поэтому проблема проявления гражданской позиции СМИ на сегодняшний день является одной из актуальных в сфере антикоррупционной политики. При этом возрастает роль Интернет-сообществ и движений, блогосферы, привлекающих внимание широкой общественности к обсуждению проблем противодействия коррупции.

Таким образом, следует отметить, что сегодня накоплен существенный

эмпирический материал о деятельности органов юстиции и прокуратуры в аспекте

64

проведения антикоррупционной политики, значимый для исследователей. Кроме того, имеют место экспертные заключения независимых экспертов, об эффективности проводимой антикоррупционной политики в России.

Они незначительны по степени их распространенности, однако сам факт возможности их проведения и реального воплощения является свидетельством активизации гражданского общества в реализации антикоррупционной политики. При этом проблемы практического воплощения новых подходов антикоррупционной работы органов власти России требуют дальнейшего совершенствования.

Список литературы:

Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (ред. от 16.12.2019) // Российская газета. — 2008 г. — № 4823. — Ст. 1.

Антонян Е. А. Борьба с коррупционными рисками в уголовно-исполнительной системе / Е. А. Антонян //Уголовная политика и культура противодействия преступности: материалы Международной научно-практической конференции. - Краснодар: ФКОУ ВПО Краснодарский университет МВД России, 2016. - С. 94101.

Индекс восприятия коррупции — 2017: посадки не помогли [Электронный ресурс]. // URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indeksevospriyatiya-korruptsii-2017-posadki-ne-pomogli.html. (дата обращения: 24.02.2020)

Котляр И.А. Нормативно-правовые основы противодействия коррупции в образовательных организациях

высшего образования / И.А. Котляр // Уголовная юстиция.— 2017.— № 10.— С. 133—137.

Показатели преступности в России // Официальный сайт Правовой статистики Генеральной Прокуратуры

Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 24.02.2020)

Римский В. Л. Системность российской коррупции и возможности противодействия ей // Материалы

Всероссийской научной конференции «Государственная политика противодействия коррупции и теневой

экономике в России» (Москва, 6 июня 2007 г.) — М., Научный эксперт, 2017. — С. 177-189.

Anti-Bribery and Corruption Index (ABCI) in Russia - 2017 // PwC. URL:

https://www.pwc.ru/ru/publications/ABCI_2018_3_issue_ENG.pdf (дата обращения: 24.02.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.