АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ИОРДАНИИ
Тахсин Мохаммд Анис Шарадга
Кафедра массовых коммуникаций Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия,117198
В статье охарактеризованы средства массовой информации Хашимитского Королевства Иордания, функционирующие в настоящее время. В работе освещены различные СМИ: печатные, телевизионные, электронные (Интернет), также описана их роль, выполняемая в государстве и обществе в целом. Целью статьи является анализ существующих СМИ Иордании в настоящее время, выявление их дифференцирующих особенностей.
Ключевые слова: арабские СМИ, печатные издания, средства массовой информации Иордании, теле- и радиовещание.
Арабские СМИ совершили прорыв не только в области технологии, но и в области идеологии, включившись в мировые политические процессы и став фактором демократизации ближневосточного региона. С развитием и совершенствованием средств массовой информации произошло разделение аудитории в возрастном, классовом и идеологическом отношении. В связи с этими изменениями появляется необходимость последовательного и углубленного изучения арабских СМИ, истории их развития и современной ситуации. Изучению средств массовой информации арабских государств, а также целям, задачам и функциям, выполняемыми СМИ арабских стран, посвящены работы ряда арабских ученых, таких, как Ибрагим Хамид Адбель-Азиз, Джалал Абдул Азиз Абдулла, Мостафа Джабреил, Камал Монофии, Камал Нагиб, Мохаммед Самир Хусейн, Нассар Ибрагим аль-Турки, Низар Абдель-Латиф Сабри, Салама Хамиси и др.
В своем развитии иорданские средства массовой информации прошли долгий и плодотворный путь: от непритязательных газетных листков к высокотехнологичным спутниковым каналам, от изданий местечкового характера к массмедиа с многочисленной аудиторией, от трансляции государственной пропаганды к независимому освещению событий. Иорданские СМИ нацелены на освещение культурных, политических, социальных, экономических сторон жизни королевства, донесение до каждого жителя информации о преобразованиях, происходящих в стране. СМИ выполняют важную роль в формировании идеологии граждан, способствуют их развитию в культурном отношении.
Иорданское радио и телевидение принадлежат государству. Что касается радиовещания в Иордании, следует отметить, что в северной части государства, в том числе в Аммане, в диапазоне FM можно слушать передачи Арабской службы Би-би-си и Ближневосточной службы Радио Монте-Карло. Радиовещание ведется на арабском, английском и французском языках. «Радио Фанн» принадлежит Вооруженным силам, передает развлекательные программы в диапазоне FM.
Иорданское телевидение ведет передачи по двум каналам, на одном — программы на арабском языке, на другом — иностранные телепередачи. Новости также передаются на французском и английском языках, а также на языке иврит.
Большинство телевизоров в Аммане принимают передачи из Сирии и Израиля. В стране отсутствует национальная киноиндустрия, производятся телесериалы, особенно популярны программы, рассказывающие о жизни бедуинов, которые транслируются телевизионными станциями государств Персидского залива.
Хотя в стране всегда был сильный контроль государства за средствами массовой информации, сейчас Иордания пытается привлечь арабские спутниковые вещательные компании на свою территорию. Инвесторов, однако, останавливают возможные цензурные препятствия. Государственное телевидение включает в себя первый канал (основной), транслирующий новости из жизни иорданского общества, административные события, детские развлекательные программы, культурные и образовательные передачи; второй канал (спортивный); третий канал (для демонстрации кинофильмов на английском, арабском и французском языках, также в эфир выходят мировые новости на перечисленных языках) и Иорданский спутниковый канал (Иордания ЛУ). «Иорданское телевидение начало трансляцию через 24 канал арабского спутника Арабсат 1 с 1 февраля 1993 года, затем продолжилась трансляция через другой арабский спутник Арабсат А-2. Около 50% документальных, политических, религиозных, спортивных и экономических программ, транслирующихся на телеканале, составляют местные программы. Телеканал позволяет вести передачи на английском языке» (www.jrtv.com).
Появление спутникового телевидения, доступного жителям арабского Ближнего Востока, открыло новую эру: «если в период до открытия спутниковых каналов и Интернета характеризовался неприкрытым государственным контролем и цензурой, то новые технологии очистили пространство для арабских дебатов об общественных проблемах» [3]. Арабский сектор обладает большим количеством государственных и частных спутниковых телестанций. Как отмечает Я. Шаб-румах, «все арабские государственные и частные станции стремятся быть кон-курентноспособными в спутниковом телевидении, развивая технологии в этой области. Вместе с тем они стараются распространять свое вещание на обширную географическую территорию, чтобы завоевать как можно большую зрительскую аудиторию, одновременно преследуя цель рекламировать свои страны в различных областях, в первую очередь в области туризма и экономики. Следует подчеркнуть, что одна из основных целей заключается в том, чтобы арабские граждане, живущие за границей, имели возможность быть в курсе политической, экономической, культурной и т.д. жизни арабского мира, а не находились бы под влиянием иностранных СМИ» [2. С. 116—117].
В 1999 г. в Иордании, в Аммане, был открыт Город средств массовой информации, который включает офисы всех ведущих арабских телеканалов («аль-Джазира», «аль-Арабийя», телеканалы Египта, Йемена и др.). Здесь происходит трансляция телепередач в различные арабские страны.
В Иордании функционирует Агентство новостей «Петра», которое принадлежит государству и находится в ведении министерства информации. 16 июля 1969 г. был издан королевский указ о создании иорданского агентства новостей, независимого отдела министерства информации. В конце 1994 г. агентство начало трансляцию через спутник, а в 1997 г. создало специальный орган в Интернете с целью распространения информации на сайтах на английском и арабском языках
и было переименовано в Агентство новостей «Петра». Агентство является членом новостей арабского Агентства новостей («Вана»), также членом Исламского международного агентства новостей («Ина»). Ежедневно Агентство проводит трансляцию телепередач три раза в день, предоставляет бесплатную информацию 48 компаниям и агентствам. Трансляция новостей проводится по всему миру через спутник. В большинстве стран мира, в том числе в арабских странах, работают корреспонденты Агентства.
Печатные издания Хашимитского королевства Иордания включают в себя ежедневные газеты на арабском языке: «ар-Рай» («Мнение»), создана в 1971 г., основные темы — политическая жизнь арабских стран, культура, литература, наука, также обсуждаются новости из мира спорта; «ад-Дустур» («Конституция»), создана в 1967 г., освещает вопросы политики, культуры, жизни общества в целом; «аль-Араб аль-Яум» («Арабы сегодня») — ежедневная газета, основана в 1997 г., обсуждаются социальные и политические проблемы общества Иордании; «аль-Са-бах» («Утро») — газета начала работу в 1998 г., освещаются новости из мира культуры, политики, общества; «аль-Шаиб» («Народ») — достаточно молодое издание, основано в 2004 г., по тематике и проблематике обсуждения новостей схожа с вышеперечисленными: освещение событий, происходящих в государстве, политике и экономике Иордании; «аль-Асваг» («Рынок») — частное ежедневное издание, создано в 1993 г., на ее страницах можно найти обсуждение политических, экономических событий арабских стран; ежедневная газета на английском языке «Jordan Times» (основана в 1975 г.), предназначена для иностранцев, проживающих в Иордании и интересующихся событиями как в государстве, так и в других арабских странах; еженедельник на английском языке «Star», посвященный вопросам культуры, политики и экономики. На арабском языке издается множество еженедельников. В 2001 г. власти ужесточили законы о печати и безопасности, и теперь они предусматривают возможность тюремного заключения за критику короля, сообщение ложной информации и нанесение ущерба репутации страны.
Сеть Интернет достаточно широко распространена в Иордании. Не подлежит сомнению, что «Интернет значительно поддерживает людей в осуществлении их права искать, получать и распространять информацию и идеи без границ» [4]. Согласно данным организации «Репортеры без границ», которая наблюдает за свободой средств массовой информации, Интернет в Иордании используется широко и без ограничений. На декабрь 2001 г. около 212 тыс. жителей имели доступ к мировой Сети. В Иордании наблюдается процесс постепенного развития электронных СМИ и увеличение доступа к мировой сети Интернет, согласно мнению Э.К. Бай-рамовой, российского исследователя в области востоковедения и журналистики восточных государств, «король Абдалла II сознает необходимость дальнейшей интеграции королевства в общественно-политическую жизнь соседних государств и мирового сообщества в целом. Учитывая малочисленность коренного населения, приток палестинских, иракских и ливанских беженцев, необходимость дальнейшего развития перспективных секторов экономики (в частности, туризма, сельского хозяйства, строительства), он предпринимает решительные шаги для активного
привлечения иностранного капитала, поощряя различные проекты развития СМИ в стране» [1. С. 18].
Что касается тематики и проблематики выступлений СМИ рассматриваемого региона, целесообразно отметить наличие общих характерных черт, присутствующих в средствах массовой информации как Иордании, так и других арабских стран. К ним можно отнести такие темы, как арабо-израильское противостояние и социально-экономические проблемы этапа перехода на рыночные отношения (инфляция, дефицит продовольствия, коррупция, неустойчивость хода реформ, зависящих от текущего состояния региональной и мировой экономической конъюнктуры, бедность населения). Абсолютно верный вывод по данному вопросу высказала Э.К. Байрамова: «Существующие ограничения и прямое вмешательство государственных органов в работу СМИ оправдываются произвольно трактуемыми соображениями государственной безопасности, необходимостью соблюдения моральных и религиозных норм и поддержания репутации государства» [1. С. 21].
Функциональную классификацию современных СМИ Иордании можно представить следующим образом: масштабное освещение вопросов здравоохранения (в большом количестве по теле- и радиовещанию представлены программы медицинской тематики, нацеленные на информирование граждан о медико-санитарных знаниях, в том числе в области здравоохранения и ухода за детьми, повышение интереса граждан к кампании по вакцинации и борьбе с загрязнением окружающей среды; освещаются правила по профилактике инфекционных заболеваний); теле-и радиопередачи, направленные на повышение уровня знаний в области культуры и науки (трансляция культурных программ, дискуссий, симпозиумов и др.); освещение индустрии туризма с помощью средств массовой информации (продвижение внутреннего и внешнего рынка туризма, передачи об археологических памятниках, исторических достопримечательностях государства в целях привлечения туристов). Важной следует отметить роль средств массовой информации в формировании патриотического воспитания молодого поколения граждан, поскольку иорданские СМИ включают большое количество радио- и телепередач, отражающих военную мощь страны, выступления короля, парады.
Исходя из сказанного, можно сделать ряд выводов, касающихся особенностей средств массовой информации Иордании.
1. Наибольшей популярностью из всех разновидностей СМИ пользуется телевидение ввиду его большей доступности по сравнению с Интернетом и печатными СМИ.
2. Будучи преимущественно нерентабельными, большинство официальных изданий и вещательных каналов представляют собой не самодостаточные субъекты, а зависимые медиаподразделения государственно-административных структур.
3. В связи с распространением независимых арабских средств массовой информации, в том числе в Иордании, режимы стали прибегать не только к открытой цензуре, но и к «более тонким методам, наподобие ограничительных законов о прессе, контроля над поставками бумаги и оборудования, а также налогов» [5].
4. Одно из ключевых мест в системе средств массовой информации Иордании и арабских СМИ в целом занимает понятие профессиональной этики, пред-
писывающей, согласно журналистским уставам, принятым во многих арабских странах, к содействию развитию собственной страны, мирному процессу в глобальном масштабе и распространению духовных ценностей, предоставление наиболее полной и исчерпывающей информации, ответственность за ее изложение, а также отказ от оскорбления чьих-либо чувств и воззрений.
5. Наблюдается намерение международных средств массовой информации навязать иорданским СМИ стремление к развитию и модернизации, обновлению законодательства о СМИ государства в целях либерализации информационного потока. Вопреки этому Королевство пытается сохранить индивидуальность и самобытность в современном мире, в том числе и в медиапространстве.
СМИ Иордании, также как и во многих арабских государствах, значительно прогрессировали за последние десятилетия, превратившись в эффективный способ познания окружающего мира для арабоязычного населения и средство распространения ценностей арабской цивилизации.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Байрамова Э.К. Функционирование СМИ арабских стран в условиях различных политических систем (на примере Иордании, Ливана и Сирии): Автореф. ... к.п.н. — СПб., 2010.
[2] Шабрумах Я. Спутниковые телестанции в арабском регионе (возникновение и развитие) // Журналистика и общество. — 2005. — № 8. — С. 116—136.
[3] Mass Media in the Arab World and Beyond — Politics and Ethics. URL: http://www.kas.de/ db_files/dokumente/7_dokument_dok_pdf_6338_2.pdf#search='arab massmedia' — Konrad Adenauer Foundation
[4] The Internet in the Middle East and North Africa. Summary. URL: http://hrw.org/advocacy/ internet/mena/summary.htm — Human Rights Watch.
[5] Layla al-Zubaidi. Walking a tightrope: News Media and Freedom of Expression in the Arab Middle East. URL: http://www.qantara.de/uploads/463/media_study.pdf, свободный. — Dialogue with the Islamic world.
THE ANALYSIS OF MODERN MEANS OF JORDAN'S MASS MEDIA
Tahseen Mohammad Anis Sharadga
Department of Mass Cjmmunications Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article is characterized the modern means of mass media of Hashemite Kingdom of Jordan, which functions nowadays. The article is devoted to different means of mass media, including printed means, radio- and television broadcasting, and internet. Also, there are description of a role mass media, which its have fulfilled in state and in society in common. The aim of an article is analyzed the modern means of Jordan's mass media, and to find out its specification.
Key words: Arab means of mass media, printed editions, modern means of Jordan's mass media, radio- and television broadcasting.