Научная статья на тему 'Аргументированная постановка вопросов национальной безопасности в СМИ Иордании'

Аргументированная постановка вопросов национальной безопасности в СМИ Иордании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
476
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATIZATION OF SOCIETY / NATIONAL SECURITY OF A STATE / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тахсин Мохаммад Анис Шарадга

В статье представлено описание современных средств массовых коммуникаций. Рассматривается их влияние на обеспечение национальной безопасности государства. Исследовано состояние современных СМИ арабского государства в эпоху глобализации (на примере Иордании): широко освещено понятие «национальная безопасность», изучены работы арабских ученых в области массовых коммуникаций и роли СМИ в обеспечении национальной безопасности, представлены характеристики современных СМИ Иордании, рассмотрены внутригосударственные проблемы Иордании, решаемые с участием средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Argued problems of national security in jordan mass media

The article characterizes modern mass media and their influence on national security of a state. The article is devoted to modern mass media of an Arab state in globalization process (on the example of Jordan). It also contains a detailed description of the concept “national security”. The author bases upon works of Arab scientists on the problems of mass media and its role in state security. The article analyzes modern Jordan mass media. State problems of Jordan which could be solved with the help of mass media are studied in the article.

Текст научной работы на тему «Аргументированная постановка вопросов национальной безопасности в СМИ Иордании»

АРГУМЕНТИРОВАННАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СМИ ИОРДАНИИ

Тахсин Мохаммад Анис Шарадга

Кафедра массовых коммуникаций Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье представлено описание современных средств массовых коммуникаций. Рассматривается их влияние на обеспечение национальной безопасности государства. Исследовано состояние современных СМИ арабского государства в эпоху глобализации (на примере Иордании): широко освещено понятие «национальная безопасность», изучены работы арабских ученых в области массовых коммуникаций и роли СМИ в обеспечении национальной безопасности, представлены характеристики современных СМИ Иордании, рассмотрены внутригосударственные проблемы Иордании, решаемые с участием средств массовой информации.

Ключевые слова: информатизация общества, национальная безопасность государства, средства массовой информации.

Тема роли средств массовой информации в социальной и политической жизни общества и государства сегодня приобретает особую актуальность. Современный мир многообразен, динамичен, пронизан противоборствующими тенденциями. Развитие общественных отношений сопровождается углублением отношений общения и разветвлением связей человека с человеком, народа с народом, общества с обществом, т.е. развитием процессов социальной коммуникации. Актуальность рассматриваемого аспекта продиктована следующими факторами: прежде всего это учет характера времени и технологической развитости, которые требуют достижения национальной безопасности; расширение досуга в современную эпоху предоставляет возможность для разработки культурных прав, идей повышение уровня интеллектуального и культурного права граждан вносить свой вклад в развитие информированности в целях сохранения национальной безопасности и просвещения граждан в области национальной безопасности. Продолжающееся революционное преобразование средств массовой коммуникации оказывает возрастающее воздействие как на материально-производственную, так и на социально политическую, культурно-идеологическую области жизни всего человечества и каждого отдельного человека. Средства массовой коммуникации стремятся к тому, чтобы создавались и укреплялись общедемократические основы, ибо в системе неравноправных отношений невозможно решение глобальных проблем человечества.

Особую роль средства массовой коммуникации играют в укреплении национальной безопасности государства. Для Иордании как представителя арабского сектора в современной международной политической ситуации этот вопрос чрезвычайно важен и актуален. Средства массовой информации являются важным и уникальным элементом в национальной стратегии государства, особенно в условиях информационной революции. Информация стала важным элементом защиты национальной безопасности государства.

Под национальной безопасностью страны понимается степень защищенности ее от возникновения и действия угроз, которые могут нанести существенный ущерб целостности, суверенитету и независимости страны, подорвать потенциал страны или серьезно ухудшить ее положение в мировом сообществе. Национальная безопасность любой страны — это экономическая, социальная, политическая, научно-техническая, военная, информационная, природная, культурная, экологическая, продовольственная безопасность. Национальная безопасность распространяется на государство, экономику и социум вплоть до отдельного индивида и отражает их жизненно важные интересы.

Национальная безопасность выступает также как совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей, отражает важнейшие направления и принципы государственной политики, является основой для разработки конкретных программ и организационных документов в области обеспечения, национальной безопасности.

Основными принципами являются: соблюдение конституции и законодательства страны при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности; единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации; приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности; реальность (с учетом имеющихся ресурсов, средств) выдвигаемых задач; соблюдение норм международного права при осуществлении мер принудительного характера (в том числе с использованием военной силы); сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей части полномочий в этой области органам государственной власти, субъектам государства.

Национальная безопасность включает в себя основные компоненты, ее составляющие:

— государственную безопасность — понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;

— общественную безопасность — понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;

— техногенную безопасность — уровень защищенности от угроз техногенного характера;

— экологическую безопасность и защиту от угроз стихийных бедствий;

— экономическую безопасность;

— энергетическую безопасность;

— информационную безопасность;

— безопасность личности.

Обеспечение национальной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий,

направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя организацию следующих действий правительством государства:

— защиту государственного строя;

— защиту общественного строя;

— обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

— обеспечение политической и экономической независимости нации;

— обеспечение здоровья нации;

— охрану общественного порядка;

— борьбу с преступностью;

— обеспечение техногенной безопасности и защиту от угроз стихийных бедствий.

Демократизация современного мира необратимо меняет иерархию основных субъектов национальной безопасности. На первое место здесь объективно выходит личность, на второе — общество, оттесняя государство на третье, делая его прежде всего инструментом защиты интересов личности и общества. Любая страна, претендующая на сколько-нибудь заметную роль в мировых делах, сегодня вынуждена строго соблюдать эту иерархию. Демократизация внешней среды, идущая пусть непоследовательно и противоречиво, никому не дает возможности безнаказанно попирать демократические нормы и процедуры, игнорировать интересы и права человека.

Экономизация, неуклонно ведущая к формированию единого мирового экономического пространства, делает нежизнеспособными модели национальной безопасности, основанные на изоляционизме, а интеграцию в это формирующееся пространство — единственно возможным способом эффективной защиты национальных интересов. Отказаться от интеграции значит отказаться от полноценного развития. Но именно развитие — ключевая предпосылка обеспечения национальной безопасности. Ни одно общество не может быть конкурентоспособным, не став частью мирового экономического пространства. Этот фактор помимо всего прочего определяет приоритетность экономических механизмов обеспечения национальной безопасности по сравнению с политическими и стратегическими факторами, поскольку именно экономика становится приоритетом мирового развития.

Социальная стабильность государств будет во все большей степени зависеть от правильного использования информации именно там, где она более всего необходима в данный политический момент. В этом контексте проблема информации в современном мире многоаспектна: ее можно анализировать как глобальную, оказывающую универсальное влияние на тенденции политического, социально-экономического, научно-технического и культурного развития мирового сообщества. На наш взгляд, информационное обеспечение внешней политики и международных отношений по своему значению стоит в одном ряду с такими приоритетными проблемами мировой политики, как нераспространение ядерного оружия, ограничение и запрещение оружия массового поражения, урегулирование региональных конфликтов и миротворчество, укрепление всеобъемлющей безопасности, сохранение культурного наследия и обеспечение прав человека.

Век информатики и становления информационного общества диктует свои установки для внешней политики. Если до появления разветвленной системы СМК большинство населения планеты было фактически исключено из политической жизни по причине неграмотности или отсутствия во многих странах эффективной информационной инфраструктуры, то в начале XXI в. трудно встретить человека, который не был бы читателем, радиослушателем, пользователем сети Интернет, телезрителем. Все более влиятельной политической силой становится общественное мнение, превращающееся в новый действенный фактор трансформации международных отношений. Средства массовой коммуникации закрепили свой статус неотъемлемой составной части конституционного государства, став одной из влиятельных ветвей власти.

Современные исследования указывают на то, что сегодня существует неравномерность восприятия новой информационно-внешнеполитической парадигмы в мире различными странами и регионами, что объясняется их цивилизационными, социально-экономическими, геополитическими и собственно историческими особенностями. Эта специфика обусловила закрепление трех основных моделей формирования информационного общества: модели континентальной Европы (сочетающей потенциал государственных и рыночных сил), английской модели (с ее полной либерализацией рынка и приматом частной инициативы) и азиатской модели, опирающейся на сотрудничество государства и предпринимателей в восточно-иерархическом обществе.

Информатизация, формирующая единое мировое информационное пространство, создавая глобальное сетевое общество, с одной стороны, открывает гражданам охваченных ею стран доступ ко всем материальным и духовным благам, умножает интеллектуальный ресурс и, следовательно, все другие ресурсы, способствуя устойчивому развитию, достижению благополучия и безопасности личности и общества. С другой стороны, информационные технологии не являются абсолютным благом: они создают новые возможности для контроля и манипуляции массовым сознанием во внутренней политике и новые эффективные средства межгосударственного противоборства и, соответственно, новые угрозы национальной безопасности.

Современный мир является сложным со своими отношениями и взаимосвязями. Появление многих негативных социальных явлений, которые угрожают безопасности и стабильности общества в большей части мира, стало одним из самых известных препятствий на пути развития стран. Сюда относят терроризм и экстремизм, которые приводят к кризису национальную безопасность государства.

Явления экстремизма и терроризма являются проявлением слабости связей между индивидом и обществом, а также попыткой людей восстать против социальной реальности из-за чувства изоляции и отчаяния в результате ряда политических, экономических и интеллектуальных факторов. Это, несомненно, увеличивает ответственность средств массовой информации в борьбе с этими явлениями на том основании, что они играют роль наставника подрастающих поколений, помогая им адаптироваться в обществе со всеми его проблемами.

Аудиовизуальные и печатные средства массовой информации приобретают важную роль в деле развития общества и отдельной личности, в связи с этим обес-

печение национальной безопасности в данной области становится одной из основных задач.

Многие арабские ученые рассматривают кризис национальной безопасности во взаимосвязи и взаимовлиянии с проблемой образования, отмечая, что средства массовой информации не несут никакой ответственности в этой области. К таким исследованиям относится работа Хамида Абдул Азиза (1985), в которой автор утверждает, что при изучении вопроса национальной безопасности необходимо обратить внимание на сложившийся дисбаланс в системе образования в обществе, что приводит к провалу образования в СМИ и планированию деятельности средств массовой информации, в достижении насыщения психосоциальной базы людей.

В результате появляется разочарование, безразличие и пассивность, которые ведут к ослаблению связи между индивидом и обществом, что сказывается на национальной безопасности.

В трудах Абдель Азиза Джалала (1985) показано, что к числу проблем, стоящих перед системой образования и СМИ, относится слабая преданность и забота о национальной безопасности как стратегическом интересе всего общества. В исследованиях Мустафы Аль-Джибриля (1991) доказано, что развитые страны стремятся к углублению чувства преданности родине и нации. Работы, посвященные изучению уровня политической осведомленности людей, показывают, что дети обладают средним уровнем политической осведомленности (Камаль Мануфи, 1993). В исследованиях Камаля Наджба подчеркивается тот факт, что процесс политического просвещения в школах и университетах обеспечивает небольшой политический опыт учащихся, что не позволяет им развивать собственные аналитические методы, которые помогают осознать политическую реальность.

Важная роль в этом отводится средствам массовой информации.

Сегодня Иорданское Хашимитское Королевство обладает широкой сетью средств массовой информации, каждое из которых вносит свой вклад в укрепление национальной безопасности.

На арабском языке издаются три ежедневные газеты: «Ар-Рай», «Ад-Дустур» и «Аль-Асвак». Выходит также газета на английском языке — «Джордан таймс». На арабском языке издается множество еженедельников. Иорданское телевидение ведет передачи по двум каналам, на одном — программы на арабском языке, на другом — иностранные телепередачи. Новости также передаются на французском и английском языках, а также на иврите. Большинство телевизоров в Аммане принимают также передачи из Сирии и Израиля. В стране отсутствует национальная киноиндустрия, но производятся телесериалы. Особенно популярны программы, рассказывающие о жизни бедуинов, которые транслируются телевизионными станциями государств Персидского залива.

Три главные телевизионные станции Иордании — иорданское телевидение JRTV, Джордан медиа сити и АТВ.

ИРТВ или Иорданское радио и телевидение представляет собой объединение Иорданского радио и Иорданского телевидения. Оно начинало свою работу в 1968 г. Со временем оно стало самой крупной государственной телевизионной

компанией. В настоящее время Иорданское телевидение включает в себя четыре различных канала. Например, канал Джордан медиа сити основан в 2001 г. — первый частный центр СМИ в регионе.

Также АТВ или Иорданская объединенная телевизионная публичная акционерная компания — частная компания, которая начала свою работу в 2007 г. Это была первая независимая телевизионная компания в Иордании (что означает, в компании решают сами, что будет показано).

В Иордании ведет свое вещание более 25 радиостанций. Среди них есть как университетские радиостанции, так и станции, передающие поп-музыку. У всех радиостанций есть свои сайты в Интернете, где они также ведут свое вещание. И снова главной государственной радиостанцией является ИРТВ, или Иорданская теле- и радиостанция. Не все FM станции ведут свои передачи на арабском языке, некоторые выходят в эфир на английском или французском языках.

Стоит отметить радиостанцию АмманНет. Она была основана в 2000 г. как интернет-радиостанция. Радиостанция создана Даудом Куттабом, она освещает текущие события и анализирует темы, связанные с прессой. Также представлены передачи о культуре, спорте и развлекательные передачи. То, что радиостанция АмманНет является интернет-радио, позволило ей завоевать широкую аудиторию в стране и за ее пределами.

Анализируя программы развития и деятельности средств массовой информации, можно сделать вывод, что они на всех этапах развития стремятся подчеркнуть верность политике обеспечения безопасности государства. С 1959 г. в связи с рядом преобразований в Иордании этот процесс стал развиваться ускоренными темпами. В настоящее время одной из ведущих задач средств массовой информации Иордании выступает развитие у людей любви и преданности своей родине, чувства гордости за свою страну.

Статус международных средств массовой информации заставляет иорданские СМИ стремиться к развитию и модернизации, чтобы идти в ногу со временем и быть конкурентоспособными. СМИ и изменения в законодательстве дают толчок развитию профессиональных средств массовой информации для того, чтобы средства массовой информации оказывали роль и могли эффективно содействовать развитию Иордании, подчеркивали самобытность и индивидуальность Королевства.

Государство, несмотря на развивающуюся тенденцию глобализации и растущую взаимозависимость международных факторов, является главным субъектом международных отношений, обладающим собственной спецификой в силу существования феномена государственной границы и государственного суверенитета. В связи с этим следует признать, что проблема национальной безопасности государства является приоритетной в построении международных отношений и призвана обеспечивать гарантии жизненно важных интересов государства, таких как национальный суверенитет, территориальная целостность государства, защита прав и интересов граждан этого государства. Само существование государства означает существование его военно-стратегической составляющей, хотя набирающая силу глобализация вносит свои коррективы в общую структуру проблем безопасности, в связи с чем они претерпевают серьезные качественные изменения.

Национальная безопасность Иордании сталкивается с серьезными проблемами. Это связано с планированием политики и стратегической безопасности, а также с некоторыми факторами риска, которые заключаются в слабом состоянии экстраполяции и стратегической поддержки политическим руководством его величества короля Абдаллы II.

Национальные проблемы в области безопасности и внутренних дел имеют огромное значение для развития государства. Состояние безопасности и стабильности является ключевым приоритетом Хашимитского королевства. Преимущество Иордании по сравнению с некоторыми арабскими странами, несмотря на размер кризисов, региональных и международных конфликтов, дало вызов национальной безопасности Иордании.

Это факт требует от нас строить национальную стратегию, учитывая внутренние проблемы, наиболее важными из которых являются следующие:

— Иордания страдает от кризиса водных ресурсов, является одним из пяти беднейших государств в отношении глобальных водных ресурсов, следовательно, необходимо обеспечить в нужных размерах финансирование для проектов в области водоснабжения;

— эффект роста региональных конфликтов и появление новых союзов на основе идеологических вкладов приводят к распаду арабских рядов;

— появление движений религиозного экстремизма, которые находят помощь и поддержку некоторых стран региона, получающих выгоду от региональной нестабильности, связанной с арабо-израильским конфликтом;

— терроризм является вызовом для национальной безопасности и угрозы для международного мира и безопасности. Террористические акты не имеют оправдания, где бы они ни происходили, и кем бы они не были совершены;

— приток иностранцев на территорию Иордании в результате конфликтов в странах региона является дополнительной проблемой для национальной экономики и национальной безопасности.

Различные средства массовой информации и общественное мнение, политические партии и профсоюзы обсудили на местном и международном уровне рост международного терроризма, описав его как самое уродливое порождение времени, в котором мы живем, поскольку он угрожает всем успехам и достижениям цивилизации.

Отсюда следует, что достижение национальной безопасности лиц является обязанностью общества и всех его институтов, в том числе средств массовой информации, которые выполняют важную функцию, влияя на образование граждан, управление государством, внося вклад в социальные процессы. На основании этого развивается любовь к родине, соответственно укрепляется национальная безопасность страны. Тем самым человек получает возможность скрыться от негативных явлений, согласно Джону Яролимеку (1977), в этом заключается одна из целей в области развития национальной безопасности.

Иордания страдает на протяжении истории от последствий терроризма и экстремизма, отражающихся на всех аспектах экономической жизни, политики и со-

циальных вопросов. Это присвоило особую роль национальным средствам массовой информации для того, чтобы пролить свет на сущность терроризма и отразить осуждение арабского народа при проведении таких операций. Последняя из них — взрыв трех гостиниц в Аммане в конце прошлого года — унесла жизни многих невинных граждан. Тяжелые последствия для национальной безопасности арабских стран имели и революции, произошедшие в Египте, Тунисе, Ливии, Йемене, в результате чего возник экономический кризис: безработица, несправедливость распределения национального достояния.

В этих условиях задача средств массовой информации Иордании — направить свои усилия на укрепление национального единства в качестве основы, на которой строится национальная безопасность и стабильность.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Турки Насар. История СМИ Иордании. — Ирбит: Современный мир книги, 2008.

[2] Азиз Шариф. Вход в СМИ. — Амман: Дебермант, 1998.

[3] Мухамад Калах. Вход в СМИ и военные иорданские вооруженные силы. — Амман: Военное издательство, 1995.

[4] Хамада Бассидне. Роль средства связи в процессе принятия решений Центром Арабского единства исследования. — Бейрут: Прогресс, 1993.

[5] Мухамад-Аль-Аллаф. Модели в вопросах национальной обороны. — Амман: Издательство Национального оборонного колледжа, 2008.

[6] Сами Аль-Шариф, Хасан Малкауи. Теория мифов. — Каир: Издательство Центрального Каирского университета, 2000.

[7] Ранад Хатиб. Политические тенденции в Иордании. — Амман: Национальная пресса, 1999.

[8] Салих Абу Аисих. Проблема арабских СМИ. — Амман: Восход, 1999.

ARGUED PROBLEMS OF NATIONAL SECURITY IN JORDAN MASS MEDIA

Tahseen Mohammad Anis Sharadgah

The chair of theory and history of journalism Peoples' Friendship University of Russia Miklykho-Maklaya str, 6, Moscow, Russia, 117198

The article characterizes modern mass media and their influence on national security of a state. The article is devoted to modern mass media of an Arab state in globalization process (on the example of Jordan). It also contains a detailed description of the concept "national security". The author bases upon works of Arab scientists on the problems of mass media and its role in state security. The article analyzes modern Jordan mass media. State problems of Jordan which could be solved with the help of mass media are studied in the article.

Key words: informatization of society, national security of a state, mass media.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.