Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РЫНКА АВИАЦИОННЫХ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РЫНКА АВИАЦИОННЫХ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
грузовые авиаперевозки / таможенный транзит / транзитные аэропорты / air cargo transportation / customs transit / transit airports

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Купрюхин, Е.П. Мусорина

Исследование посвящено анализу грузооборота российского воздушного транспорта и импорта в РФ из КНР. Для этого было проведено эконометрическое исследование грузооборота воздушного транспорта с целью установления тесноты связи и зависимостей изучаемых явлений. Уточнены факторы, влияющие на выбор транзитных «перевалочных аэропортов» для максимально эффективного использования российских самолетов, имеющих разрешение на вылет за рубеж. Проанализирована схема таможенного транзита с использованием различных видов транспорта для воздушных судов, не имеющих разрешение на вылет зарубеж из-за санкций. Методом анализа иерархий определены оптимальные варианты транзитных аэропортов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CURRENT PROBLEMS OF THE AVIATION CARGO TRANSPORTATION MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION

The study is devoted to the analysis of cargo turnover of Russian air transport and imports to the Russian Federation from China. For this purpose, an econometric study of air transport cargo turnover was carried out in order to establish the close connection and dependencies of the phenomena being studied. The factors influencing the choice of transit “transshipment airports” for the most efficient use of Russian aircraft that have permission to fly abroad have been clarified. The customs transit scheme using various modes of transport for aircraft that do not have permission to fly abroad due to sanctions is analyzed. The optimal options for transit airports were determined using the hierarchy analysis method.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РЫНКА АВИАЦИОННЫХ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РЫНКА АВИАЦИОННЫХ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.А. Купрюхин, канд. экон. наук, доцент Е.П. Мусорина, студент

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-2-2-5-10

Аннотация. Исследование посвящено анализу грузооборота российского воздушного транспорта и импорта в РФ из КНР. Для этого было проведено эконометрическое исследование грузооборота воздушного транспорта с целью установления тесноты связи и зависимостей изучаемых явлений. Уточнены факторы, влияющие на выбор транзитных «перевалочных аэропортов» для максимально эффективного использования российских самолетов, имеющих разрешение на вылет за рубеж. Проанализирована схема таможенного транзита с использованием различных видов транспорта для воздушных судов, не имеющих разрешение на вылет зарубеж из-за санкций. Методом анализа иерархий определены оптимальные варианты транзитных аэропортов.

Ключевые слова: грузовые авиаперевозки, таможенный транзит, транзитные аэропорты.

В настоящий момент рынок грузовых авиаперевозок в России переживает кризис, связанный с изменением политической повестки. Санкционное давление негативно сказывается на результатах операционной деятельности российских грузовых авиакомпаний, что диктует необходимость в поиске особых управленческих решений, которые предоставят возможность сохранить авиапредприятия, оказавшихся на грани разорения. Во время пандемии Соу1ё-19 грузовой сектор гражданской авиации России испытывал рост по сравнению с сильным снижением объема перевозок в пассажирском сегменте. Однако политическая повестка 2022 года оказалась фатальной для некоторых крупных игроков среди грузовых перевозчиков, которые из-за введения санкций фактически завершили свою работу в России. Буквально за год рынок грузовых авиационных перевозок изменился до неузнаваемости - ушли крупные заказчики, появились новые, заведомо неэффективные, логисти-

ческие маршруты и схемы перевозки товаров из-за границы, авиакомпании вынуждены были по возможности переориентироваться на эксплуатацию российской авиатехники.

На данный момент имеет место значительная доля перевозок грузовых авиакомпаний по сравнению с общим оборотом по РФ, которую составляют товары из Китайской Народной Республики в Российскую Федерацию (по данным ФТС). Выдвинем и проанализируем гипотезу о том, что импорт товаров из Китая оказывает значительное влияние на грузооборот авиационного транспорта в РФ. Для проведения эконометрического исследования как признак-фактор возьмем независимую переменную х - импорт товаров из Китая в РФ, а как результативный признак или зависимую переменную у - грузооборот воздушного транспорта в России. Заполним таблицу значениями из приведённых источников (табл. 1) [1, 2].

Таблица 1. Грузооборот воздушного транспорта и импорт в РФ по годам

Годы Импорт Российской Федерации из Китая, млрд долларов США Грузооборот воздушного транспорта в РФ, млрд тонно-км

2006 12,914 2,90

2007 24,423 3,40

2008 34,780 3,70

2009 22,795 3,60

2010 38,964 4,70

2011 48,201 5,00

2012 51,628 5,10

2013 53,065 5,00

2014 50,773 5,20

2015 34,948 5,60

2016 38,021 6,60

2017 48,054 7,90

2018 52,231 7,80

2019 54,172 7,40

2020 54,950 7,10

2021 72,699 9,20

10,0000 9,0000

¡х

1 8,0000 о

J

о 7.0000

н

Я

| 6,0000

я

4.0000

Й

и

а 3,0000

ю

0

1 2,0000

а U

1,0000

0,0000 0,0000

у=0,1004х +1.289: R- = 0,6605 5

• * • . г/

*

*

10,0000 20,0000 30,0000 40.0000 50,0000 60.0000 70,0000 Импорт из Китая, млрд долларов США, X

Рис. 1. Поле корреляции и график линейной парной регрессии значений импорта из Китая

в РФ и грузооборота ВТ в РФ

Полученное нами линейное уравнение регрессии имеет вид:

у = 1,2895 + 0,1004*х (рис.1) Параметрам уравнения линейной регрессии а и Ь можно придать экономический смысл:

Параметр а показывает значение у в случае, если х = 0. То есть грузооборот воздушного транспорта в России равен 1,2895 млрд тонно-км, в случае прекращения импорта РФ из Китая. Параметр Ь показывает среднее изменение результативного показателя у с повышением или понижением величины фактора х на еди-

ницу его измерения. В данном случае грузооборот воздушного транспорта меняется на 0,1004 млрд тонно-км при изменении импорта РФ из Китая на 1 млрд долларов США.

Связь между импортом и грузооборотом определяет знак коэффициента регрессии Ь (если Ь>0 - прямая связь, иначе - обратная). В нашем случае связь прямая. Тесноту связи изучаемых явлений оценивает линейный коэффициент парной корреляции - гху. В нашем случае гху = 0,8127, что больше 0,7, значит, теснота связи между величинами сильная.

Квадрат коэффициента корреляции называется коэффициентом детерминации, который показывает долю вариации результативного признака, объясненную вариацией признака-фактора (он указан на рисунке как R2). В нашем случае R2=66,05%, то есть уравнением регрессии объясняется 66% дисперсии грузооборота ВТ, а на долю прочих факторов остается 34%. Значит, модель хорошо аппроксимирует исходные данные и ей можно пользоваться для прогноза значений результативного признака.

Таким образом, мы доказали значительную зависимость грузового воздушного транспорта от импорта товаров из Китая. Это означает, что в случае возникновения новой волны санкций, предусматривающей ограничения на движение импорта из КНР, рынок грузовых авиаперевозок в РФ, как коммерческий вид деятельности, фактически перестает существовать, причем, возможность дифференциации данного риска в современных условиях отсутствует.

Михаил Мишустин на заседании Правительства 19 мая 2022 отметил о необходимости поддержки воздушного транспорта: «Недружественные страны запретили полёты российским авиакомпаниям по многим международным маршрутам. Чтобы стабилизировать ситуацию в отрасли, ранее был принят финансовый механизм для стимулирования пассажирских рейсов на внутренних линиях. Теперь аналогичную меру введём и для грузовых перевозчиков. У нас есть уникальные компании с большим опытом работы в этом узком сегменте и, главное, высококвалифицированный персонал, который недопустимо потерять» [3].

Следующей серьезной проблемой является закрытие воздушного пространства Китая для всех российских самолетов производства компаний Boeing и Airbus до

последующего уведомления Администрации гражданской авиации КНР [4].

Таким образом, проблема сокращения грузоперевозок возникла не случайно, а к ней привели следующие факторы, в частности:

1. Санкции;

2. Сложности с поддержанием летной годности;

3. Закрытие неба, запрет на вылет в третьи страны;

4. Разрыв привычных логистических цепей, удлинение маршрутов;

5. Ограничение работы таможни;

6. Уход с рынка ключевых игроков в грузовых авиаперевозках.

В результате отраслью был предложен следующий вариант решения проблемы снижения грузоперевозок авиационным транспортом - использование транзитных, «перевалочных аэропортов» для максимального использования самолетов, имеющих разрешение на вылет за рубеж.

Таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Поскольку грузооборот России с КНР самый значительный, рассмотрим схему транзита именно с этой страной. Воздушные суда с российской регистрацией совершают максимально короткие перелеты в Китай, остальные воздушные суда авиакомпании, которым запрещен вылет за рубеж, задействованы в перевозке грузов из транзитного аэропорта в Москву. Схема транзита представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Схемы таможенного транзита с различными видами транспорта

Данная схема позволяет авиакомпаниям поддерживать грузопоток на необходимом уровне для поддержания коммерческой эффективности, однако возникает вопрос о методике выбора оптимальных транзитных аэропортов. Для этого следует уточнить основные факторы, влияющие на их выбор транзитных аэропортов:

1. Близость. В данный критерий внесли расстояние аэропорта РФ с аэропортом Китая. Для примера рассмотрим аэропорт Шанхай (ИАТА: SHA, ИКАО: ZSSS).

2. Трансферность. Расстояние от транзитного аэропорта до Москвы. Москва в настоящее время является главным логистическим центром России. Данный критерий также можно рассмотреть в ключе беспересадочного полета. Например, из Владивостока борт с полной загрузкой не может напрямую полететь в Москву, требуется техническая посадка. В данном случае, это дополнительные расходы.

3. Доступность. Сюда внесли все факторы доступности аэропортов: наличие свободных слотов для приема грузового рейса, достаточное количество грузчиков, крытый грузовой склад, график работы

таможни, технологии терминальной обработки грузов. Так, например, ограничение работы таможни по времени при вынужденной задержке грузового рейса приводят к платному простою самолета, что влечет к дополнительным расходам.

4. Стоимость. За стоимость взяли стоимость 1 тонны авиационного топлива с сайта Росавиации на момент исследования (январь 2024 г).

5. Вариативность. Данный критерий предполагает наличие альтернативного маршрута товаров из Китая. Например, в Благовещенске имеется мост через реку Амур, что открывает прямое сообщение с Китаем автомобильным транспортом. Во Владивостоке - морской порт, который открывает доступ к морской линии.

Методом анализа иерархий, как математическом инструментом системного подхода к сложным проблемам принятия решений, были найдены следующие оптимальные варианты (рис. 3): Аэропорт Иркутск с результатом 0.2589 и аэропорт Новосибирск с 0.2584. Принимая во внимание данные параметры, можно сделать вывод, что данные города являются практи-

чески равнозначными в выборе транзита с китайскими партнерами.

Подобная схема работы с таможенным транзитом ранее была применима в основ-

ном на автомобильном и ж/д транспорте без смены транспортного средства.

Рис. 3. Критерии достижения цели и альтернативные варианты

После введения санкций многие авиа- ные суда иностранного производства, компании начали предлагать услуги по до- имеющиеся в наличии у авиакомпании, в ставке грузов из-за рубежа с применением условиях сложившихся политических и подобной схемы. Она позволяет макси- экономических санкций. мально эффективно использовать воздуш-

Библиографический список

1. Итоги внешней торговли с основными странами // Федеральная таможенная служба. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/folder/511 (дата обращения: 07.02.2024).

2. Транспорт // Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: 07.02.2024).

3. Стенограмма заседания Правительства (2022 год, №16) // Правительство России. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/meetings/45443/stenograms/ (дата обращения: 07.02.2024).

4. Литова А., Ильюшенков Д., «Китай ввел ограничения на полеты самолетов из России» 27.05.2022 // Ведомости. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/05/27/924013-kitai-ogranicheniya-rossii (дата обращения: 07.02.2024).

ANALYSIS OF CURRENT PROBLEMS OF THE AVIATION CARGO TRANSPORTATION MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION

A.A. Kupryukhin, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor E.P. Musorina, Student

St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation A.A. Novikova (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The study is devoted to the analysis of cargo turnover of Russian air transport and imports to the Russian Federation from China. For this purpose, an econometric study of air transport cargo turnover was carried out in order to establish the close connection and dependencies of the phenomena being studied. The factors influencing the choice of transit "transshipment airports" for the most efficient use of Russian aircraft that have permission to fly abroad have been clarified. The customs transit scheme using various modes of transport for aircraft that do not have permission to fly abroad due to sanctions is analyzed. The optimal options for transit airports were determined using the hierarchy analysis method. Keywords: air cargo transportation, customs transit, transit airports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.