Научная статья на тему 'Анализ современных подходов к реализации патриотического воспитания как составляющей высшего образования'

Анализ современных подходов к реализации патриотического воспитания как составляющей высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическое воспитание в вузе / новая модель патриотического воспитания / студенческое сообщество / воспитательный потенциал вуза / развитие мировоззренческих ценностей студентов / patriotic education at a university / a new model of patriotic education / student community / educational potential of a university / development of students’ worldview values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенатор Светлана Юргеновна, Сокольникова Элла Ивановна, Емельянова Марина Валерьевна

В статье проведен анализ одной из важнейших проблем системы высшего профессионального образования: актуальности патриотического воспитания в современном обществе. Рассмотрены основные нормативные положения и идеи патриотического воспитания, обосновывается приоритетность данного направления в системе вузовского образования. Сформулированы организационно-педагогические условия как фактор эффективного управления деятельностью образовательной организации по патриотическому воспитанию и развитию у студентов культуры патриотизма: разработка с информационно-аналитических позиций основных тенденций формирования и развития воспитательного потенциала вуза, обогащение эмоционально-ценностной сферы личности, обеспечение систематического накопления и обогащения опыта патриотического воспитания, развитие исследовательских и диагностических компетенций студентов. Анализ опыта работы ряда государственных вузов позволил определить как требования вузов к выбору форм, методов и средств патриотического воспитания, так и запросов студентов, ориентированных на формирование патриотического сознания, личностных качеств и ценностных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сенатор Светлана Юргеновна, Сокольникова Элла Ивановна, Емельянова Марина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of modern approaches to the implementation of patriotic education as a component of higher education

The article analyzes one of the most important problems of the system of higher professional education: the relevance of patriotic education in modern society. The main normative points and ideas of patriotic education are considered, and the priority of this direction in the university education system is substantiated. Organizational and pedagogical conditions are formulated as a factor in the effective management of the activities of an educational organization for patriotic education and the development of a culture of patriotism among students: development of the main trends in the formation and development of the educational potential of a university from an information and analytical standpoint, enrichment of the emotional and value sphere of the individual, ensuring the systematic accumulation and enrichment of experience patriotic education, development of research and diagnostic competencies of students. An analysis of the experience of a number of state universities made it possible to determine both the requirements of universities for the choice of forms, methods and means of patriotic education, and the requests of students focused on the formation of patriotic consciousness, personal qualities and value orientations.

Текст научной работы на тему «Анализ современных подходов к реализации патриотического воспитания как составляющей высшего образования»

DOI: 10.31862/2500-297X^023-4-123-136 УДК 37.035.6

С.Ю. Сенатор, Э.И. Сокольникова, М.В. Емельянова

Московский социально-педагогический институт, 105082 г. Москва, Российская Федерация

Анализ современных подходов к реализации патриотического воспитания как составляющей высшего образования

В статье проведен анализ одной из важнейших проблем системы высшего профессионального образования: актуальности патриотического воспитания в современном обществе. Рассмотрены основные нормативные положения и идеи патриотического воспитания, обосновывается приоритетность данного направления в системе вузовского образования. Сформулированы организационно-педагогические условия как фактор эффективного управления деятельностью образовательной организации по патриотическому воспитанию и развитию у студентов культуры патриотизма: разработка с информационно-аналитических позиций основных тенденций формирования и развития воспитательного потенциала вуза, обогащение эмоционально-ценностной сферы личности, обеспечение систематического накопления и обогащения опыта патриотического воспитания, развитие исследовательских и диагностических компетенций студентов. Анализ опыта работы ряда государственных вузов позволил определить как требования вузов к выбору форм, методов и средств патриотического воспитания, так и запросов студентов, ориентированных на формирование патриотического сознания, личностных качеств и ценностных ориентаций. ^ ¡5 Ключевые слова: патриотическое воспитание в вузе, новая модель патрио- 1: | тического воспитания, студенческое сообщество,

Е О I

ал вуза, развитие мировоззренческих ценностей студентов х ¡5 ^

© Сенатор С.Ю., Сокольникова Э.И., Емельянова М.В., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

ск

Ol

Q.-0- TO

о О а. ш

F 1= о

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 4

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Сенатор С.Ю., Сокольникова Э.И., Емельянова М.В. Анализ современных подходов к реализации патриотического воспитания как составляющей высшего образования // Педагогика и психология образования. 2023. № 4. С. 123-136. DOI: 10.31862/2500-297Х-2023-4-123-136

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-4-123-136

S.Yu. Senator, E.I. Sokolnikova, M.V. Emelyanova

Moscow Social Pedagogical Institute, Moscow, 105082, Russian Federation

Analysis of modern approaches to the implementation of patriotic education as a component of higher education

The article analyzes one of the most important problems of the system of higher professional education: the relevance of patriotic education in modern society. The main normative points and ideas of patriotic education are considered, and the priority of this direction in the university education system is substantiated. Organizational and pedagogical conditions are formulated as a factor in the effective management of the activities of an educational organization for patriotic education and the development of a culture of patriotism among students: development of the main trends in the formation and development of the educational potential of a university from an information and analytical standpoint, enrichment of the emotional and value sphere of the individual, ensuring I o the systematic accumulation and enrichment of experience patriotic - education, development of research and diagnostic competencies of students. An analysis of the experience of a number of state universities u 2 made it possible to determine both the requirements of universities

CD

о т е м

CK

for the choice of forms, methods and means of patriotic education, and 8 §_io the requests of students focused on the formation of patriotic consciousness,

m i^vi^ Reo

personal qualities and value orientations.

Key words: patriotic education at a university, a new model of patriotic education, student community, educational potential of a university, development of students' worldview values

CITATION: Senator S.Yu., Sokolnikova E.I., Emelyanova M.V. Analysis of modern approaches to the implementation of patriotic education as a component of higher education. Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 4. Pp. 123-136. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2023-4-123-136

Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию в Российской Федерации постоянно обновляется: реализуются на практике «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05.2015 № 996-р (http://static.government.ru/media/ files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf), «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года» от 29.11.2014 № 2403-р (http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202012300003); утвержден Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности России» от 02.07.2021 № 400 (http:// www.kremlin.ru/acts/bank/47046). В этих документах заложены государственные требования, обязательные для исполнения, согласно которым образовательные учреждения эффективно внедряют социально-педагогические модели патриотического воспитания, т.к. традиции, стиль и методы их работы максимально учитывают особенности социума.

Важнейшие задачи воспитания подрастающего поколения, детей и молодежи по формированию патриотического и гражданского самосознания, российской идентичности и духовности положены в основу Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (далее - Проект) в рамках национального проекта «Образование», который реализуется в период с 2021 по 2024 гг. (https:// edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/?ysclid=lnx54n6uz7728798991). Данный документ призван мобилизовать все институты социализации и профессионализации и направить развитие российского общества 0 на создание качественно новой модели патриотического воспитания, | о

в основу которой должны быть положены как проектирование буду- о ^

t: ? к

щего с помощью знаний прошлого и опыта деятельности в настоя- -т о i

щем, так и исследование международного опыта и лучших отечест- s у 2

венных практик патриотического воспитания, включая применение S-e-iS

современных медиатехнологий при реализации проектов и проведе- ^ jpg нии мероприятий.

I _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 4

В реализацию патриотического воспитания вовлечены все государственные и общественные организации и ведомства, среди которых особую роль играют образовательные учреждения, отвечающие за развитие мировоззренческих ценностей, становление патриотической позиции личности в решении реальных жизненных ситуаций, формирование личностных установок молодежи. Единство социального и индивидуального в деятельности можно обеспечить, лишь расширяя мышление индивида до образа Отечества и понимания своей деятельности как служение ему.

В Проекте поставлены задачи:

- разработать рабочие программы воспитания обучающихся с целью внедрить в учебный процесс учебные курсы (модули), ориентированные на создание воспитывающей среды в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, ведущих подготовку по укрупненной группе специальностей «Образование, педагогические науки»;

- обеспечить государственной поддержкой региональные программы гражданского и патриотического воспитания, юридических лиц и субъектов РФ, а также некоммерческих и коммерческих организаций, участвующих в этом процессе;

- активизировать проектную деятельность патриотической направленности;

- внести оживление в межпоколенческое взаимодействие;

- ускорить создание патриотического контента и размещение его в Интернете.

Содержание основных направлений Проекта предусматривает системное влияние на студенческое сообщество в целом, которое на современном этапе характеризуется следующим образом:

- возраст - от 19 до 24 лет;

- студенты вузов и ссузов;

- ведущая деятельность - учебно-профессиональная, в процессе которой осваивается профессия и углубляются знания и профессиональное самоопределение;

2 о - сопутствующая деятельность - исполнение социальных ролей и инте-g: ¡а ресов, различные хобби с учетом знаний о своих правах и обязанно-

| ! х стях, путешествия по России, изучение и сохранение культурного х у 2 наследия и т.д.;

§ - направления коммуникации - интересное и корректное общение с раз-ju о.ю' личными категориями людей как старше, так и младше на несколько лет, в том числе в социальных сетях;

- формы участия в патриотическом воспитании - образовательные организации, общественные объединения, учреждения молодежной политики, культуры, шоу-бизнес, спорт, форумы общественного мнения, выражающие общие интересы и настроения поколения, информационные сети и т.д.;

- методы, средства и инструменты патриотического воспитания - видеоконтент, социальные сети, блоги, видеоигры, встречи с интересными людьми, предоставление возможностей для саморазвития (https://edu. gov.r•u/national-project/projects/patriot/?ysclid=lnx54n6uz7728798991). Таким образом у студенческой молодежи формируются: стремление

к самореализации в профессии, знания истории страны, в том числе современной России, основных ее национальных интересов и достижений; устойчивое противостояние искажению исторической правды; мотивированность на создание социальных проектов, связанных с историей страны, в том числе экологические социальные проекты; влечение к участию в научных исследованиях, открытиях; желание объединяться с другими для решения насущных проблем и организовывать добровольческие акции.

В систему измерителей эффективности мероприятий по патриотическому воспитанию положены количественные и качественные показатели. К количественным относятся численный и информационный охват участников, финансовое обеспечение и доля участников по сравнению с показателями прошлых лет. К качественным: статус и организационный уровень мероприятия, информационная доступность и содержательность, результативность и качество в рамках организации Проекта.

Охват значительного количества студентов организованными формами еще не самое главное. Главное - мотивирующее, социализирующее влияние на молодых. Личностный рост студентов в познании и творчестве, проявляющийся в достижениях, росте коммуникабельности, стремлении к сотрудничеству, формировании новаторской и лидерской позиций, - таковы реальные критерии эффективности Проекта. Важно то, что это происходит через развитие общественно полезной, творческой деятельности, гуманистически ориентированных отношений и общения.

В целом для эффективного воспитания студенчества должны срабо- ^ о тать системный подход к нему, развитие социокультурной среды вуза, ¡а самоуправление и самодеятельность, наставничество со стороны педа- | | х гогов и шефов, творческие объединения и проекты, «мода на здоровый х 5 2 образ жизни», молодежные СМИ, службы психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса. Особо значимым представ- ^ о_ю ляется укрепление взаимопонимания, установление субъект-субъектных

CK

Ol

взаимоотношении между студентами и наставниками, конструктивная позиция администрации и властных структур по отношению к студенческому сообществу и вузовскому воспитанию, межвузовская интеграция. Надежным инструментом диагностики эффективности Проекта представляется мониторинг общественного мнения студентов и педагогов, проводимыи систематически и затрагивающии насущные аспекты жизни студенческои молодежи.

Формируя студенческое сообщество, реализация Проекта позволит обеспечить успешную социализацию студентов, но для этого требуются аккумулирование, поддержка и распространение многочисленных инициатив и новации, рождающихся в коллективном творчестве.

Однако следует отметить не только современные вызовы мирового масштаба (угроза военноИ безопасности страны, активизация деятельности террористических группировок и т.д.), но и ряд причин, по которым происходит в нашем государстве потеря традиционных ориентиров и девальвация духовных ценностеи в системе патриотического воспитания; гипертрофия технократического подхода в образовании и формирование будущего специалиста в ущерб духовному развитию, ослабление у педагогического состава вузов мотивации для воспитания у студентов личностных качеств, необходимых для патриотов и граждан своеи страны; принятие нетрадиционнои культуры.

Реализация патриотического воспитания как составляющей высшего образования должна быть ориентирована на следующие организационно-педагогические условия как факторы эффективного управления деятельностью образовательной организации по патриотическому воспитанию и развитию у студентов культуры патриотизма.

1. Разработка с информационно-аналитических позиций основных тенденций формирования и развития воспитательного потенциала вуза. Оно охватывает процесс создания программы, планирование и координацию деятельности всех структурных подразделений образовательной организации, участвующих в реализации патриотического воспитания и обеспечивающих освоение студентами системы приоритетных ценностей, которые являются основой духовно-нравственного развития личности, осмысления феномена патриотизма в нормативном и социокультурном аспекте. На этом этапе нужно контролировать формирование у студентов следующих компетенций:

го ~ ^ о

X I ^ £

° 5 ^ ? ^

Ш X X Е О I

б 2 - когнитивных - знания о государстве, народе, его истории и современ

¡^ ности, критическое мышление;

о.ю' - эмоционально-мотивационных - богатство чувств, переживаний,

^ потребностей, мотивов патриотического толка;

- личностно-деятельностных - способность к предметно-преобразовательной, краеведческо-поисковой деятельности и работе по сохранению родной природы и памятников национальной культуры, самостоятельность при осуществлении выбора.

Важно регулярно проводить исследования патриотических настроений обучающихся, данные которых могут стать основой для разработки программных документов. При этом следует учитывать специфику и состояние патриотизма студентов, которое во многом обусловливается не только особенностями вуза, в котором они получают профессию, но и экономической и культурной спецификой региона.

При тестировании, анкетировании, наблюдении и в процессе бесед можно выявлять уровень патриотического воспитания студентов и определить проблемные точки с целью коррекции воспитательного процесса.

А.С. Нефедова предлагает включать в анкету вопросы, характеризующие особенности современного молодого человека: перечень духовно-нравственных и материальных ценностей студентов и их взаимозависимость; понимание противоречивости процессов и явлений, происходящих в обществе; выраженность духовно-нравственных чувств по отношению к выполнению патриотического долга в интересах общества; жизненный опыт и уровень развития навыков и умений работы в коллективе; социальную активность, работоспособность, наличие культуры труда и общения [10].

При этом следует использовать систему критериев и соответствующих им параметров оценки, выработать качественно и количественно определенные показатели по каждому из параметров, которые могут корректироваться и определяться в соответствии с уровнем реализации молодежной политики (федеральный, региональный, местный) [9].

И.А. Суменков отмечает важность диагностики воспитательной работы патриотической направленности по четырем показателям: социально-правовой, историко-краеведческий, духовно-нравственный и военно-спортивный, а среди критериев выделяет когнитивную сферу, полноту эмоционально-ценностных параметров, универсальность деятельност-ной области, а уровни сформированности патриотизма личности могут отражаться в диагностической карте [11]. 2 о

„ XI

В рамках социологических исследований, проведенных среди молоде- g: ¡а

жи Свердловской области, была выявлена необходимость формирова- | g х

ния органов по делам молодежи и обоснования норм финансирования х 5 2

молодежной политики в регионе, стимулирование добровольчества, раз- |

витие взаимодействия органов законодательной, исполнительной влас- о_ю ти, образовательных, научных организаций, некоммерческого сектора

и бизнес-структур в реализации направлений государственной молодежной политики, а также систематического мониторинга организации этой деятельности [12].

2. Обогащение эмоционально-ценностной сферы личности, ориентированное на развитие патриотических чувств, формирование нравственно-правовой позиции, выявление качеств, которые необходимо воспитывать у обучающихся.

Данное условие позволит обеспечить осмысление и осознание индивидуальной социальной позиции и ответственности. При этом создается благоприятная среда для развития патриотических качеств, включающая свободный доступ к современной информационной базе и обеспечение контента, содержащего вопросы патриотического воспитания, истории России, культурных и исторических ценностей и т.д., предоставление возможности для формирования межнациональной культурной и правовой грамотности у студентов и мотивирование преподавателей на внедрение новейших программ, форм, методов и технологий работы по патриотическому воспитанию студентов.

В рамках вуза важна коррекция содержания специальных дисциплин, реализующих аспекты патриотического воспитания (педагогика, политология, этнопедагогика, история России, социология, культурология и др.), а также внедрение спецкурсов и проведение тематических лекционных занятий на основе обновления основных компонентов патриотического воспитания, с учетом современных социально-педагогических принципов и особенностей региона [6].

Г.Х. Воистинова и У.М. Фролова указывают на включение идей патриотизма в содержание любого учебного или методического предмета и считают, что даже на занятиях по методике обучения математике и методических дисциплинах можно и нужно уделять внимание формированию чувства патриотизма студентов, например, включать в проекты по конструированию математических игр квесты и внеклассные мероприятия с патриотическим и краеведческим содержанием, а также математические задачи со сказочными и этнокультурными сюжетами. Данное предложение касается и тематики выпускных квалификационных работ [2].

И.С. Кодиров считает приоритетным направлением в патриотической работе социальное проектирование, например, в форме воспитательного часа по формированию патриотизма у студентов или

го ~ ^ о

X X ^ £

° 5 ^ ? ^

Ш X X 2 X 1

х у т проекты общественного направления, например, волонтерского движения [5].

8 оэ 3. Обеспечение систематического накопления и обогащения опыта

m и-ш

г- С О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

патриотического воспитания на благо общества и государства и на этой

основе определение порядка действий в освоении проектировочных и творческих компетенций патриотического толка.

В этом направлении играет положительную роль участие студентов в деятельности общественных организаций патриотической и военно-патриотической направленности (молодежные движения, акции, инициативы и т.д.), в поисково-исследовательской работе (посещение музеев, выставок, проведение краеведческих викторин); включенность студенчества в общественно полезную деятельность, где проявляются коммуникабельность, креативность, инновационность, сотрудничество с участниками Великой Отечественной войны, поддержание в порядке захоронений героев-воинов, уход за памятниками погибшим в годы войны, посещение памятных мест и музеев; организация шефских концертов и спектаклей в воинских частях и т.д.

Н.Г. Егошина подробно описывает опыт патриотического воспитания студентов Поволжского государственного технологического университета по углубленному изучению истории своей страны, делая акцент на работе Музея истории, в рамках которого функционируют клуб любителей истории Отечества «КЛИО»; клуб исторической реконструкции «Волжский Путь»; молодежный клуб «Русское географическое общество». Ею отмечается, что музейные материалы, фотодокументы из фонда музея широко используются студентами при работе над рефератами, дипломными и выпускными квалификационными работами [4].

Н.Б. Васильева указывает на недостаточно высокий вклад гуманитарного образования в патриотическое воспитание, особенно в рамках негуманитарных направлений, на сезонность и ориентированность целевых мероприятий лишь на «красные» даты календаря, проводимых в рамках обеспечения патриотического воспитания студентов в учебных заведениях, что создает проблему, связанную с падением активности студентов и снижением мотивации к участию в аналогичных мероприятиях. Автор отмечает необходимость системного подхода к воспитательному процессу при реализации патриотического образования [1].

Наш анализ показал, что на настоящий момент не существует единого государственного органа, ответственного за разработку, координа- 0 цию и реализацию политики в области развития патриотизма в рамках | о учебных организаций (их список займет не одну страницу), отсутст- ^ вуют методические и информационные ресурсы по патриотическо- ^ § | му воспитанию, учитывающие современные вызовы и объединенные ^ у 2 в единую информационную базу; наблюдается дефицит материально- ^-д- £ технических и финансовых ресурсов для качественного обеспечения ^ §-ю исследуемого процесса.

Мы также поддерживаем Н.В. Васильеву, которая предлагает:

- создать единое государственное учреждение с филиалами в крупных вузах страны с целью формирования единого механизма организации и руководства патриотическим воспитанием, при этом сохранить возможность оперативного включения местных событий и внутриини-циативных разработок персонала филиалов, т.к. вузы являются непосредственным сосредоточением активной молодежи;

- ежегодно проводить единый российский конкурс научных работ и проектов по патриотическому воспитанию с целью расширения научно-методологической базы [1].

К.А. Фролова останавливает внимание на активизации органов студенческого самоуправления по созданию ресурсной базы, объединяющей мероприятия патриотической направленности [13].

Кроме этого, данный подход позволит создать единую управленческую вертикаль, обеспечивающую координацию деятельности различных субъектов патриотической работы, исключению пересечения сроков и дублирования отдельных мероприятий и проектов патриотического направления, а также повторения из года в год одинаковых мероприятий, например, забегов, митингов, флешмобов1.

К чести ряда вузов, в них функционируют центры патриотического воспитания как структурные подразделения, например, в Тюменском государственном университете, Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова, Волгоградском государственном аграрном университете [9].

4. Развитие исследовательских и диагностических компетенций студентов, освоенных в процессе знакомства и овладения научным потенциалов, заключенным в работах молодых ученых и преподавателей, занимающихся разработкой теоретических и практических основ патриотического воспитания. При этом следует обратить внимание на выделение грантов, организацию и проведение научных конференций, стимулирование публикаций научно-популярных изданий по патриотической тематике [7].

В данном направлении Е.В. Григорьева и Е.А. Михеева указывают о на ряд запросов в молодежной среде: активизацию творческого потен-х х циала студентов через организацию концертов с патриотическим репер-¡5 го к туаром и тематических флэшмобов к знаменательным датам российской

ш х Z о

ск

у m 1 Основы патриотического воспитания российской молодежи: Метод. рекомендации:

х _q_ Утв. Экспертным советом по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспатриот-§" о о. центр» 10.10.2022. URL: https://www.рцпв.рф/wp-content/uploads/2022/12/Metodicheskie-

(ii ü^o rekomendatsii-po-Osnovam-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii.

pdf?ysclid=lnoay20ry973913031 (дата обращения: 21.01.2023).

истории, проведение уроков политического воспитания и конкурсов научных работ на патриотическую тематику, просмотр и обсуждение фильмов патриотического содержания, выезды с целью оказания помощи ветеранам войны в летнее время, что расширяет поиск новых и современных методик и технологий патриотического воспитания и одновременно актуализирует традиционные, соответствующие возрастным особенностям организационные формы работы по воспитанию патриотизма [3].

В целом культура патриотизма у личности - профессионально значимое качество, комплекс взаимосвязанных компетенций, выражающихся в знании прошлого, переживаниях, идентификации себя в настоящем, образах и перспективах развития в будущем. Она основана на системном подходе и ориентирована на формирование в воспитательном процессе вуза патриотического сознания, ряда личностных качеств и характеристик молодежи при участии в различных формах социальной активности, в том числе в благотворительной, волонтерской и блогерской деятельности, в физкультурно-спортивных мероприятиях, в художественном творчестве и военно-патриотических играх и др.

Библиографический список / References

1. Васильева Н.Б. Патриотическое воспитание студентов в вузах России // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 5 (47). С. 221-226. [Vasilyeva N.B. Patriotic education of students in Russian universities. Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2016. No. 5 (47). Pp. 221-226. (In Rus.)]

2. Воистинова Г.Х., Фролова У.М. О патриотическом воспитании студентов // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32400&ysclid=lrm3rb0eq 0935787336 (дата обращения: 21.02.2023). [Voistinova G.Kh., Frolova U.M. On the patriotic education of students. Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2023. No. 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view? id=32400&ysclid=lrm3rb0eq0935787336 (In Rus.)

3. Григорьева Е.В., Михеева Е.А. Патриотическое воспитание студенческой молодежи: анализ проблем и поиск новых форм работы в вузе // ™ о Материалы межрегионального молодежного научно-образовательно- ¡1 ^ го форума «Патриотизм, образование, студенчество». Кемерово, 2016. <й i § С. 30-35. [Grigorieva E.V., Mikheeva E.A. Patriotic education of student z § J youth: Analysis of problems and search for new forms of work at a university. к У о Materialy mezhregionalnogo molodezhnogo nauchno-obrazovatelnogo foruma го «Patriotizm, obrazovanie, studenchestvo». Kemerovo, 2016. Pp. 30-35. ^ jpg

(In Rus.)]

4. Егошина Н.Г. Возможности современного вуза для патриотического воспитания студентов // THEORIA: журнал исследований в образовании. 2023. № 1 (10). C. 48-54. [Egoshina N.G. Opportunities of a modern university for the patriotic education of students. THEORIA: Journal of Educational Studies. 2023. No. 1 (10). Pp. 48-54. (In Rus.)]

5. Кодиров И.С. Патриотическое воспитание студентов в вузе // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». М., 2022. URL: https://files.scienceforum.ru/ pdf/2022/61dbc2638c333.pdf (дата обращения: 21.02.2023). [Kodirov I.S. Patriotic education of students at the university. Materialy XIV Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferentsii «Studencheskij nauchnyj forum». Moscow, 2022. URL: https://files.scienceforum.ru/pdf/2022/61dbc2638c333.pdf (In Rus.)]

6. Котовский А.И. Проблемы патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. № 10 (110). С. 29-30. [Kotovsky A.I. Problems of patriotic education of youth in the Russian Federation. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo sotsialnogo universiteta. 2012. No. 10 (110). Pp. 29-30. (In Rus.)]

7. Крайник В.Л., Прищепа М.А. К вопросу о патриотическом воспитании студентов в современном вузе // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 208-210. [Krainik V.L., Prishchepa M.A. On the issue of patriotic education of students in a modern university. The World of Science, Culture and Education. 2019. No. 2 (75). Pp. 208-210. (In Rus.)]

8. Куликов С.П., Новиков С.В. Особенности патриотического воспитания студентов в отечественных вузах // Московский экономический журнал. 2019. № 11. C. 779-787. [Kulikov S.P., Novikov S.V. Features of patriotic education of students in domestic universities. Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2019. No. 11. Pp. 779-787. (In Rus.)]

9. Мониторинг эффективности реализуемых программ и проектов в области молодежной политики в российских образовательных организациях / Куликов С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Сорокин А.Е. // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 10 (96). С. 76-83. [Kulikov S.P., Novikov S.V., Prosvirina N.V., Sorokin A.E. Monitoring the effectiveness of ongoing programs and projects in the field of youth policy in Russian educational organizations. Regionalnye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2018. No. 10 (96). Pp. 76-83. (In Rus.)]

10. Нефедова А.С. Патриотическое воспитание студентов в современном о вузе // Ученые записки Забайкальского государственного университета.

§ i Серия «Педагогические науки». 2018. Т. 13. № 5. С. 71-76. [Nefedova A.S.

н к Patriotic Upbringing of Students in the Modern World. Scholarly Notes

z § J of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13.

i У О No. 5. Pp. 71-76. (In Rus.)]

o_-9-ro 11. Суменков И.А. Критерии сформированности патриотизма и граждан-о ^ ^

¡Pg ственности у студентов // Известия Саратовского университета.

Серия: «Акмеология образования. Психология развития». 2019. № 3.

C. 278-283. [Sumenkov I.A. Criteria for patriotism and civil consciousness formation in students. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2019. Vol. 8. Iss. 3. Pp. 278-283. (In Rus.)]

12. Тренды молодежной политики в зеркале социальных наук и технологий: монография / Пономарев А.В. и др.; Под общей ред. А.В. Пономарева, Н.В. Поповой. Екатеринбург, 2018. [Ponomarev A.V. et al. Trendy molodezhnoj politiki v zerkale sotsialnykh nauk i tekhnologij [Youth policy trends in the mirror of social sciences and technologies]. A.V. Ponomarev, N.V. Popov (eds.). Yekaterinburg, 2018.]

13. Фролова К.А. Тенденции патриотического воспитания в современном вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 4 (845). C. 56-60. [Frolova K.A. Trends in patriotic education in modern universities. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and teaching. 2022. Vol. 4 (845). Pp. 56-60. (In Rus.)]

Статья поступила в редакцию 19.08.2023, принята к публикации 03.10.2023 The article was received on 19.08.2023, accepted for publication 03.10.2023

Сведения об авторах / About the authors

Сенатор Светлана Юргеновна - доктор педагогических наук, профессор; декан факультета педагогики и психологии, Московский социально-педагогический институт

Svetlana Yu. Senator - Dr. Pedagogy Hab.; Dean at the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Social Pedagogical Institute

E-mail: senator_su@mspi.edu.ru

Сокольникова Элла Ивановна - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры педагогики и психологии факультета педагогики и психологии, Московский социально-педагогический институт

Ella I. Sokolnikova - Dr. Pedagogy Hab.; professor at the Department Pedagogy and Psychology of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Social Pedagogical Institute

E-mail: sokolnikova_ei@mspi.edu.ru

Емельянова Марина Валерьевна - доктор педагогических наук профессор;

го ^ ^ о х I

профессор кафедры педагогики и психологии факультета педагогики и психоло- о ^

E-mail: emelmarina@mail.ru

го ш i Z о

гии, Московский социально-педагогический институт

Marina V. Emelyanova - Dr. Pedagogy Hab.; professor at the Department x у m Pedagogy and Psychology of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow ^-q. ^

Social Pedagogical Institute Я о.ю'

l— i= о

Заявленный вклад авторов

Сенатор С.Ю. - участие в проведении исследования и подготовке текста статьи, анализ теоретических данных по проблеме исследования

Сокольникова Э.И. - участие в проведении исследования и подготовке текста статьи, анализ теоретических данных по проблеме исследования

Емельянова М.В. - участие в проведении исследования и подготовке текста статьи, анализ теоретических данных по проблеме исследования

Contribution of the authors

S.Yu. Senator - participation in the research and preparation of the text of the article, analysis of theoretical data on the research problem

E.I. Sokolnikova - participation in the research and preparation of the text of the article, analysis of theoretical data on the research problem

M.V. Emelyanova - participation in the research and preparation of the text of the article, analysis of theoretical data on the research problem

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи All authors have read and approved the final manuscript

о

TO

^ о

X X

.0

о

1— го к

Ol X X

z о X

X X и го m

CK X Q. и Ol о m го

о о

Ш о_ю

F с о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.