Анализ современного состояния и проблемные аспекты бюджетного финансирования инвестиционных проектов в Российской Федерации
сч со £
Б
а
2 о
Шахбазян Диана Артуровна,
аспирант Департамента общественных финансов ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», [email protected]
В статье обосновывается важность бюджетного финансирования инвестиционных проектов для роста валового внутреннего продукта Российской Федерации, а также повышения конкурентоспособности национальной экономики на международных рынках.
В исследовании применяются статистический, причинно-следственный метод и метод научной абстракции.
В данной статье анализируются различные способы финансирования инвестиционных проектов за счет бюджетных средств, исполнение федеральной адресной инвестиционной программы, причины несвоевременного ввода в эксплуатацию объектов государственной (муниципальной) собственности, возможность снижения расходов на хранение недостроенных объектов или их консервацию, а также новые инструменты финансового обеспечения капитальных вложений в объекты капитального строительства.
Сделан вывод о необходимости использования комплекса мероприятий с целью совершенствования бюджетного финансирования инвестиционных проектов.
Ключевые слова: бюджетные инвестиции; субсидия; капитальные вложения; федеральная адресная инвестиционная программа; сроки строительства.
Инвестиции с экономической точки зрения можно определить как осмысленный отказ от роста текущего потребления с целью получения большего дохода или экономии расходов в будущем, что позволит обеспечить и большее суммарное потребление.
Под инвестициями в западной экономической литературе главным образом понимались любые вложения капитала с целью его увеличения в будущем.
В российском законодательстве инвестиции рассматриваются как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
До 1991 года понятие «инвестиции» связывалось с понятием «капитальные вложения».
В настоящее время под капитальными вложениями понимают одну из форм инвестиционной деятельности, когда объектом вложения являются основные средства.
Необходимо отметить, что инвестиции способствуют росту валового внутреннего продукта, повышению эффективности деятельности организаций, а также повышению конкурентоспособности национальной экономики на международных рынках.
В связи с тем, что в настоящее время кредиты банков и портфельные инвестиции так и не стали стабильным источником финансирования инвестиций, а также относительно высокую стоимость кредитных ресурсов инвестиционной направленности для российских организаций, особую важность приобретают инвестиции за счет бюджетных средств.
В редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2008 года в статье 6, впервые содержится определение бюджетных инвестиций, под которыми понимаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
Если говорить исключительно о капитальных вложениях, можно выделить три основных способа финансового обеспечения указанных инвестиционных проектов:
1. бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности;
2. субсидии из бюджета автономным и бюджетным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений;
3. бюджетные инвестиции, предоставляемые иным юридическим лицам в объекты капитального строительства и на приобретение ими объектов недвижимого имущества.
Бюджетные инвестиции главным образом реализуются посредством адресных инвестиционных программ, формируемых в составе федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов. В последнее время наблюдается рост доли федерального бюджета в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал. В связи с этим целесообразно уделить отдельное внимание федеральным бюджетным инвестициям.
Значительную долю в объеме бюджетных ассигнований на ФАИП имеют бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности.
В 2017 году общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФАИП, составлял 761,6 млрд. рублей (без учета сведений, составляющих государственную тайну). Для сравнения, в 2016 году на те же цели по состоянию на конец года были предусмотрены средства в размере 765,4 млрд. рублей, что на 3,8 млрд. -рублей больше, чем в 2017 году.
Рисунок 1. Динамика расходов федерального бюджета, предусмотренных на реализацию ФАИП за период с 2010 по 2017 гг., млрд. рублей [2]
2010 201I 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Рисунок 2. Динамика ввода объектов в эксплуатацию в 2010-2017 гг. [2]
Динамика расходов федерального бюджета, предусмотренных на реализацию ФАИП, представлена на рисунке 1.
За период с 2010 по 2017 гг. максимальный объем финансирования ФАИП приходится на 2012 год.
При этом наблюдается постепенное увеличение доли расходов на строительство объектов производственного комплекса и специального комплекса.
Важно отметить, что начиная с 2011 г. в состав ФАИП, кроме объектов федеральной собственности и собственности акционерных обществ, также включаются объекты региональной и муниципальной собственности, с целью финансирования которых выделяются субсидии из федерального бюджета. Это обстоятельство, безусловно, влияет как на динамику расходов федерального бюджета на реализацию ФаиП, так и на динамику количества объектов ФАИП.
В условиях уменьшения финансирования ФАИП значительное количество объектов вводятся в эксплуатацию несвоевременно. Например, в 2017 году из 408
объектов, подлежащих к вводу, были завершены строительством 263 объектов, то есть 64,5%.
На рисунке 2 представлена динамика ввода объектов в эксплуатацию в 20102017 годах.
Основные причины несвоевременного ввода в эксплуатацию объектов следующие: ненадлежащее исполнение или неисполнение подрядчиком договорных обязательств; увеличение сметной стоимости строительства; выявление в процессе осуществления строительства (реконструкции) дополнительного объема работ, не учтенных утвержденной проектной документацией; позднее начало осуществления государственными заказчиками (заказчиками) конкурсных процедур на право заключить государственный контракт (договор).
Отдельно необходимо отметить, что к увеличению сроков строительства приводит включение в ФАИП объектов капитального строительства без утвержденной проектной документации и положительного заключения государственной экспертизы [3].
Важно отметить, что общий объем незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2017 года согласно отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2016 год составил 2 186,0 млрд. рублей, а количество объектов составило 12,0 тысяч.
В связи с этим при реализации ФАИП важно отдавать предпочтение тем инвестиционным проектам, которые близки к завершению с целью снижения расходов на хранение недостроенных объектов или их консервацию.
Также наряду с проведением публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов, позволяющего выявлять и сокращать излишние проектные решения, необходимо возложить на органы государственной экспертизы обязанность по оценке возможности оптимизации проектных решений без сокращения конечных количественных показателей [4].
Повышению эффективности федеральных бюджетных инвестиций будет способствовать переход к 2-этапной процедуре включения инвестиционных проектов в ФАИП для вновь включаемых объектов [5].
На первом этапе подразумевается подготовка обоснования капитальных вложений в объекты. Первый этап характеризуется разработкой задания на проектирование, которое предусматривает ключевые проектные решения, проводится в свою очередь и расчет предельной стоимости строительства. При этом данное задание проходит технологический аудит, а также осуществляется оценка эффективности капитальных вложений.
Второй этап предполагает принятие решения о предоставлении средств федерального бюджета. После этого подготавливается проектная документация, осуществляется ее государственная экспертиза, проводится проверка достоверности сметной стоимости строительства, а также устанавливаются предельные цены с целью заключения договоров на строительство.
Проблему нецелевого использования бюджетных средств, обеспечения снижения дебиторской задолженности, повышения качества контроля выполнения условий государственных контрактов, а также договоров (соглашений) позволяет решить казначейское сопровождение.
Необходимо отметить, что Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 178-ФЗ введены новые способы осуществления расходов федерального бюджета
О £
ю
5
2
инвестиционного характера с 2018 года, а именно:
■ предоставление субсидий юридическим лицам, сто процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства или на приобретение ими объектов недвижимого имущества (далее - субсидии обществам со стопроцентным госучастием на капитальные вложения), а также субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям (далее - корпорации (компании);
■ передача федеральными государственными органами своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица указанных органов корпорации (компании), а также юридическим лицам, акции (доли) которых принадлежат Российской Федерации (далее - общества с госучастием).
Предполагается, что применение данных способов будет являться альтернативой бюджетным инвестициям в уставные капиталы юридических лиц, так как это позволит:
■ избежать образования остатков бюджетных средств, предоставляемых обществам с госучастием, с помощью механизма предоставления денежных средств в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств по расходам получателей субсидий, а также по причине внесения вклада в уставный капитал
общества объектом капитального строительства, созданным в результате осуществления бюджетных инвестиций;
■ контролировать расходование бюджетных средств и использовать гибкий механизм их возврата;
■ избежать длительных корпоративных процедур, связанных с эмиссией и размещением дополнительных акций акционерных обществ.
Предложения, изложенные в данной статье, направлены на совершенствование исполнения ФАИП, а также повышение эффективности бюджетного финансирования инвестиционных проектов в целом.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018)
2. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - Режим доступа: http:// economy.gov.ru/minec/main/
3. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://audit.gov.ru/
4. Ниязметов А.К. Государственные капитальные вложения: проблемы и решения // Финансы. - 2014. - №9. - С. 13-20
5. Сангинова Л.Д., Керимов И.В. Повышение эффективности расходов федерального бюджета на капитальные вложения // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 7. - С. 792-802
Analysis of modern condition and
problem aspects of budget financing of investment projects in the Russian Federation
Shakhbazyan D.A.
Financial University under the Government of the Russian Federation
The article substantiates the importance of budget financing of investment projects for the growth of the gross domestic product of the Russian Federation, as well as enhancing the competitiveness of the national economy in international markets.
The study applies the statistical, causal method and the method of scientific abstraction.
This article analyzes various ways of financing investment projects at the expense of budget funds, the execution of the federal targeted investment program, the reasons for the untimely commissioning of state (municipal) property, the possibility of reducing the cost of storing unfinished objects or their conservation, as well as new tools for capital investments in capital construction.
The conclusion is made about the need to use a set of measures in order to improve budget financing of investment projects.
Keywords: budget investments; subsidy; capital investments; federal targeted investment program; terms of construction.
References
1. Budget Code of the Russian Federation of
31.07.1998 No. 145-FZ (as amended on 12/ 27/2018)
2. Official site of the Ministry of Economic
Development of the Russian Federation [Electronic resource]. - Electron. Dan. - Access Mode: http://economy.gov.ru/minec/main/
3. Official website of the Accounts Chamber of the
Russian Federation [Electronic resource]. -Electron. Dan. - Access mode: http:// audit.gov.ru/
4. Niyazmetov A.K. State capital investments:
problems and solutions // Finance. - 2014. -№9. - p. 13-20
5. Sanginova LD, Kerimov I.V. Improving the
efficiency of federal budget expenditures on capital investments // Economy and Entrepreneurship. - 2016. - № 7. - p. 792802