УДК 336.14, 330.322
Штанова Ксения Алексеевна
магистрант второго курса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации [email protected]
Ksenia A. Shtanova
Undergraduate of the second year, Financial University under the Government of the Russian Federation, [email protected]
Совершенствование
механизма бюджетного инвестирования в форме капитальных вложений в российской федерации
Perfection of the mechanism
of budgetary investment in the form of capital investments in the russian federation
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы связанные с повышением эффективности бюджетных инвестиций, в том числе и капитальных вложений. Выявлено, что эффективность капитальных вложений формируется при разработке долгосрочных строительных программ, планировании капитальных вложений, проектировании капитального строительства, в строительном производстве. Отмечено, что важное положение в совершенствовании механизма бюджетного инвестирования занимает усиление контроля за вложениями в виде взносов в уставные капиталы акционерных обществ, направленное на достижение хозяйственными обществами целей предоставления бюджетных инвестиций.
Ключевые слова: бюджетные инвестиции, капитальные вложения, федеральный бюджет, проектное финансирование.
Annotation. ïhe article deals with issues related to improving the efficiency of budget investments, including capital investments. It is revealed that the efficiency of capital investments is formed in the development of long-term construction programs, capital investment planning, capital construction design, construction production. It is noted that an important position in the improvement of the mechanism of budget investment is the strengthening of control over investments in the form of contributions to the authorized capital of joint stock companies, aimed at achieving the goals of economic companies to provide budget investments
Keywords: budget investments, capital investments, the federal budget, project financing.
Осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации [1] предусматривает прохождение следующих этапов: первый определение объекта капитального строительства, выбор инвестиционного проекта; второй - заключение государственных контрактов (соглашений); далее открытие учредителю лицевого счета в органе Федерального казначейства (финансовом органе) получателя бюджетных средств, если было заключено соглашение, то открытие лицевого счета получателя бюджетных средств по переданным полномочиям; следующий этап - проверка инвестиционного проекта на предмет достоверности определения сметной стоимости и эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств федерального бюджета. Основной программой, в рамках которой осуществляются государственные капитальные вложения в Российской Федерации, является Федеральная адресная инвестиционная программа. В 2017 году почти половина средств направлена на финансирование мероприятий производственного ком-
плекса и порядка четверти средств направлено на мероприятия социального комплекса. Наибольший объем финансирования приходится на объекты транспортной инфраструктуры, предусмотренные в Федеральной адресной инвестиционной программе в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)».
Оценка финансового обеспечения капитальных вложений, осуществляемых за счет средств бюджетов, в том числе в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), позволила выделить следующие проблемы [2]:
- включение капитальных вложений по объектам, на которые отсутствует утвержденная проектная документация, приводит к переносу финансирования на конец финансового года или к перераспределению предусмотренных бюджетных ассигнований на другие объекты капитального строительства в течение финансового года. После получения заключений государственной экспертизы на проектную документацию, как правило, уточняются мощность и стоимость
объектов капитального строительства, в связи с чем требуются повторное проведение их проверки на предмет эффективности, а также внесение изменений в целевые программы и акты Правительства Российской Федерации в части уточнения параметров объектов. Таким образом, обостряется проблема неравномерности освоения капитальных вложений и роста неиспользованных ассигнований на конец финансового года;
- значительное неисполнение ФАИП, в частности, в 2015 году было предусмотрено в рамках ФАИП финансирование 52 объектов Министерства здравоохранения Российской Федерации, в т.ч. 17 объектов подлежали вводу в эксплуатацию. По итогам 2015 года введено в эксплуатацию 8 объектов (47 %), перенесен ввод на 2016 год по 4 объектам (23 %). Фактически освоено бюджетных ассигнований, предусмотренных в части бюджетных инвестиций на 64% от предусмотренных сводной бюджетной росписью, в т.ч. в программной части - на 66 %, в непрограммной части на 57 %;
- значительные объемы неосвоенных субъектами Российской Федерации субсидий капитального характера. Большинство субъектов Российской Федерации, получив субсидии из федерального бюджета в конце финансового года, не успевают их использовать по назначению и заявляют о своей потребности в данных средствах в очередном финансовом году. Возврат остатков неиспользованных субсидий в федеральный бюджет с последующим подтверждением потребности в них и повторным доведением до бюджетов субъектов Российской Федерации представляет неэффективный процесс;
- неисполнение субъектами Российской Федерации обязательств по использованию средств соответствующих бюджетов на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, софинансируемые за счет средств федерального бюджета. Данное нарушение правил предоставления субъектам федерации субсидий на осуществление капитальных вложений отмечалось в 2015 году по ряду федеральных целевых программ (например, ФЦП «Юг России» (2014-2020 годы)»);
- несовершенство планирования целевых взносов в уставные капиталы. В настоящее время отсутствуют требования к подготовке обоснова-
Литература:
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации Статья 79. Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности.
2. Бакулин О.В. Формирование инвестиционной политики экономических систем в условиях государственных преобразований : автореферат дис. ... к.э.н. Воронеж, 2009. 20 с.
3. Росстат РФ. иЯ1_ : http://www.gks.ru/ wps/wcm/co п п ей/ rosstat_m а1 п/rosstat/ги/
ний предоставления бюджетных инвестиций в виде взносов в уставные капиталы обществ, формирования финансово-экономических и документальных обоснований, положений об установлении критериев эффективности использования средств, предоставляемых в виде целевых взносов [21. Содержание значительного количества договоров о предоставлении бюджетных инвестиций не позволяет главным распорядителям бюджетных средств обеспечивать мониторинг и контроль направлений использования предоставленных средств.
В настоящем инвестиционные проекты, претендующие на поддержку в форме государственных гарантий и льготного банковского кредитования, реализуются в рамках приоритетных направлен ий, определенных Правительством Российской Федерации. Из 42 проектов, включенных в реестр 2015 года, большинство принадлежит к рентабельным отраслям (с рентабельностью выше средней рентабельности по экономике, которая в 2015 году составила 8,62 %) [3].
Приоритетным направлением является интеграция государственной финансовой поддержки с механизмом проектного финансирования, которое предусматривает сокращение количества приоритетных направлений и концентрацию ресурсов на глобальных инфраструктурных проектах (транспортных, энергетических и т.д.), способствующих «подтягиванию» отраслей, мобильности рабочей силы, движению финансовых ресурсов, росту внутреннего спроса, развитию регионов [4], а также корректировку процедуры отбора проектов по программе проектного финансирования, закрепляя полномочия по первичному отбору проектов за Межведомственной комиссией.
Совершенствование механизма бюджетного инвестирования в Российской Федерации в первую очередь должно быть направлено на недопущение необоснованного увеличения объемов незавершенного строительства, проведение качественной оценки обоснованности и целесообразности консервации переходящих объектов капитального строительства в случае отказа от их реализации [5], обеспечение открытости и прозрачности решений о реализации инвестиционных проектов с привлечением бюджетных средств, повышение социально-экономической эффективности бюджетных инвестиций.
Literature:
1. Budget Code Of The Russian Federation Article 79. Budget investments in state (municipal) property.
2. Bakulin O.V. formation of investment policy of economic systems in the conditions of state transformations : abstract dis. ... Ph.D. in Economics Voronezh, 2009. 20 p.
3. Rosstat of the Russian Federation. URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ro sstat/ru/
4. Швыдко А.О. Проектное финансирование в России и за рубежом // Региональная экономика и управление. № 4 (48). URL: https://eee-region.ru/article/4817/
5. Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 июля 2017 г. № 19217-ЕЕ/Д17и «О согласовании распределения объемов бюджетных ассигнований по расходам инвестиционного характера на 2018-2020 годы».
4. Shvydko A.O. Project financing in Russia and abroad // Regional economy and management. № 4 (48). URL : https://eee-region.ru/article/4817/
5. Letter № 19217-E/D17i of the Ministry of economic development of the Russian Federation of 12 July 2017 «On approval of the allocation of budget allocations for investment expenditures for 2018-2020».