Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА'

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ДОЛГОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЕВРООБЛИГАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ / PUBLIC DEBT / EXTERNAL PUBLIC DEBT / DEBT SUSTAINABILITY / EUROBONDS / GOVERNMENT GUARANTEES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пархомчук А.И.

В публикации приведен тщательный и детальный анализ современного состояния государственного внешнего долга и его места в экономике страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MODERN STATE OF THE STATE EXTERNAL DEBT

The publication provides a thorough and detailed analysis of the current state of the public sector and its place in the economy.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА»

УДК 338

Пархом чук А. И. студент магистратуры кафедра "финансовая экономика" Тюменский Государственный Университет

Россия, г. Тюмень

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ВНЕШНЕГО ДОЛГА

Аннотация: в публикации приведен тщательный и детальный анализ современного состояния государственного внешнего долга и его места в экономике страны.

Ключевые слова: государственный долг, внешний государственный долг, долговая устойчивость, еврооблигации, государственные гарантии.

Parkhomchuk A.I., student The master of the department of "financial economy "

Tyumen State University Russia, Tyumen ANALYSIS OF THE MODERN STATE OF THE STATE EXTERNAL DEBT

Abstract: the publication provides a thorough and detailed analysis of the current state of the public sector and its place in the economy.

Key words: public debt, external public debt, debt sustainability, eurobonds, government guarantees.

Каждое государство в современных условиях таких как тесные экономические и политические связи между странами, сложна геополитическая ситуация прибегает к внешним займам. Для любой страны одной из главных задач является управление государственным внешним долгом, определение его оптимального размера, установление графика погашения. Эффективное управление внешним долгом, недопущение его роста - это ключ к отсутствию дефицита федерального бюджета, благоприятному климату для инвесторов, и стабилизации экономики в целом, а также повышению кредитного рейтинга.[2, с.295]

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) состоит из следующих компонентов:

1. Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба;

2. Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами;

3. Задолженность по еврооблигационным займам;

4. Задолженность по ОВГВЗ;

5. Прочая задолженность;

6. Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте.

Рассмотрим в таблице 1 размер государственного внешнего долга, его изменение по отношению к аналогичному периода прошлого года и темп прироста.

Таблица 1

Внешний государственный долг, млн. долл. США

Абсолютн Абсолютн

ое ое Темп

Категория долга изменение 2018 к изменение 2018 к роста 2018 к

2018 2017 2016 2015 2014 2017 2014 2017

Государственн

ыи внешним

долг

Российской

Федерации (включая обязательства

бывшего Союза

ССР, принятые 50 51 50 51 54

Российской 960, 471, 882, 324, 672, 0,990068

Федерацией) 2 4 5 3 5 -511,2 -3 712,3 3

Задолженность

перед официальными

двусторонними

кредиторами -

не членами

Парижского 524, 594, 664, 841, 108, 0,882382

клуба 4 3 3 7 7 -69,9 415,7 6

Задолженность

перед официальными многосторонни 589, 399, 399, 878, 925, 1,474118

ми кредиторами 5 9 9 2 0 189,6 -335,5 5

0,0 0,0

Задолженность

по внешним 39 38 37 36 40

облигационным 169, 038, 035, 558, 022,

займам 8 2 7 6 7 1 131,6 -852,9 1,029749

Задолженность

по ОВГВЗ 2,8 3,2 5,3 5,4 5,5 -0,4 -2,7 0,875

Прочая 0,961722

задолженность 20,1 20,9 20,4 21,3 -0,8 20,1 5

Государственн

ые гарантии

Российской

Федерации в 10 11 11 11 11

иностранной 653, 680, 868, 989, 313, 0,912092

валюте 6 4 5 1 9 -1 026,8 -660,3 1

Источник: [составлено автором по данным 1]

Государственный внешний долг РФ на 01.07.2018г. составил 50 960,2 млн. долл. США, что на 511,2 млн. долл. США меньше, чем в 2017 и на 3 712,3 млн.долл. США меньше, чем в 2014, что свидетельствует об эффективной политике в области управления внешним государственным долгом в РФ. Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба снижается с 2015г. Однако в 2014г. задолженность составила 108,7 млн.долл. США, что на 739 млн. долл. США меньше, чем в 2015г. Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами в 2018 на 189,6 млн. долл. США больше, чем в 2017 и на 335,5 млн. долл. США меньше, чем в 2014г.

Рассматривая темп прироста, необходимо отметить, что задолженность снизилась на 6,7% в 2018 по сравнению с аналогичным периодом в 2014г. Второй компонент задолженности увеличился на 382%, начиная с 2014г. Стоит отметить, что практически каждый показатель свидетельствует о положительной динамике.

Задолженность по внешним облигационным займам увеличивается с каждым годом примерно на 1 млн. долл. США. Задолженность по ОВГВЗ занимает наименьший удельный вес в общей структуре и уменьшается с 2014г. Прочая задолженность и государственные гарантии также уменьшаются. Судя по данным таблицы, государственный внешний долг снижается по всем категориям за исключением задолженности перед официальными многосторонними кредиторами.

Рассмотрим удельный вес каждого компонента задолженности.

Таблица 2

Удельный вес компонентов государственной внешней задолженности_

Категория долга 2018 Удельный вес, % 2015 Удельный вес, %

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 50 960,2 100 51 324,3 100

Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами 524,4 1,029038348 841,7 1,639963916

Парижского клуба

Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами 589,5 1,156785099 878,2 1,711080326

Задолженность по внешним облигационным займам 39 169,8 76,86351309 36 558,6 71,23058668

Задолженность по ОВГВЗ 2,8 0,005494484 5,4 0,010521332

Прочая задолженность 20,1 0,039442545 21,3 0,04150081

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 10 653,6 20,90572643 11 989,1 23,35950028

Источник: [составлено автором по данным 1]

Наибольший удельный вес в структуре государственного внешнего долга в 2018г. составляет задолженность по внешним облигационным займам. Далее - государственные гарантии. Такая тенденция объясняется активной поддержкой в докризисный период отечественных производителей со стороны государства с целью выхода на международные рынки и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на международной арене. Как правило, государственные гарантии предоставлялись под проекты, финансируемые с участием международных финансовых организаций, которые обеспечивали Российской Федерации взаимовыгодное сотрудничество с такими организациями. Данные действия способствовали диверсификации экономики, росту доли негосударственного сектора в ней, а также развитию малого и среднего бизнеса. Остальные категории долга занимают незначительную часть долга (менее 2%). По сравнению с 2015 годом структура практически не изменилась.

Рис. 1 Динамика государственного внешнего долга с 01.07.201401.07.2018гг, млн.долл.США

Источник: [составлено автором по данным 1]

На рис.1 изображена диаграмма иллюстрирующая динамику государственного внешнего долга. Судя по диаграмме, произошло резкое снижение объемов долга в 2015 году по сравнению с 2014г. После 2015г. Размер государственного долга остается примерно на уровне 50-51 млн. долл. США.

Федеральный закон от 01.07.2017 N 157-ФЗ, от 14.11.2017 N 326-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год» установил верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2018 года в размере 51,8 млрд. долл. США (45 млрд. евро) [3]. Согласно таблице 1 можно сделать вывод о том, что размер задолженности соответствует пороговому значению.

Основываясь на приведённых выше данных, в заключение можно отметить качественное улучшение ситуации вокруг государственного внешнего долга Российской Федерации.

Масштабы российского внешнего долга и необходимость отвлечения на его обслуживание огромных средств резко ограничивают возможности проведения эффективной структурной, научно-технической, социально-экономической политики. Поэтому решать проблемы внешнего долга надо как можно эффективнее и более оперативно, основываясь при этом на мировом опыте урегулирования внешних долгов и используемых при этом инструментов.

Использованные источники:

1. Объём государственного внешнего долга Российской Федерации [Электронный ресурс] /МИНФИН. URL: https://www.minfin.ru/ru

2. Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления.

2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Городец - издат.», 2016, 315с. 3. Федеральный закон от 01.07.2017 N 157-ФЗ, от 14.11.2017 N 326-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год» [Электронный ресурс] / Федеральный закон от 01.07.2017 N 157-ФЗ, от 14.11.2017 N 326-ФЗ URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209150/6e24082b0e98 e57a0d005f9c20016b1393e16380/

УДК 657.01

Пержинская Г.А. студент магистратуры СФ БашГУ Вихляева Т.В. главный бухгалтер ООО «Арбат Сервис» Россия, г. Стерлитамак СОДЕРЖАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: Структура учетной политики предприятия, её содержание во многом зависят от масштабов и специфики его деятельности. В настоящее время, более детально раскрываются способы учета, принимается отдельная учетная политика для целей налогообложения. Учетная политика в части учета затрат нередко содержит в себе элементы политики управленческого учета. Учетная политика организации должна быть сформирована по каждому направлению учета.

В статье сделан вывод что, на практике большинство российских компаний стремится к сближению бухгалтерского и налогового учета, для чего избираются одни и те же способы оценки (учета).

Ключевые слова: бухгалтерский и налоговый учет, управление, политика, оценка, законодательство, метод.

Perzhinskaia G.A. masters student

SB BSU Russia, Sterlitamak Vihlyaeva T. V., general accountant OOO "Arbat Service" Russia, Sterlitamak THE CONTENT OF ACCOUNTANT POLICY OF THE

ENTERPRISE

Annotation: The structure of accountant policy of the enterprise and its content depend on the scale and specialization of its activity. Nowadays the ways of accounting are being discussed more precisely, for the purposes of taxation new accounting policy is being chosen. Such part of accountant policy as the cost accounting often contains the elements of management accounting policy. Accounting policy of an enterprise should be formed considering every field of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.