Научная статья на тему 'Анализ современного рынка виноделия Украины'

Анализ современного рынка виноделия Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОДЕЛИЯ УКРАИНЫ. РАССМОТРЕНА ЕГО ОТРАСЛЕВАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ВИНО / WINE / ВИНОМАТЕРіАЛИ / ВИНОРОБСТВО / WINE MATERIALS / WINE PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин И.Н.

І.М. Воронін Аналіз сучасного ринку виноробства України. У роботі дано узагальнюючий аналіз сучасного ринку виноробства України. Розглянуто його галузеву та територіальну структуру.В работе дан обобщающий анализ современного рынка виноделия Украины. Рассмотрена его отраслевая и территориальная структура.I. V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

oronin Analysis of contemporary Ukrainian wine market. The article presents a summarized’s analysis of the Ukrainian wine market. Consider its industry and territorial structure.

Текст научной работы на тему «Анализ современного рынка виноделия Украины»

УДК 663.2.013:005.332.4 Воронин И.Н.

Анализ современного рынка виноделия Украины

Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь

Аннотация. В работе дан обобщающий анализ современного рынка виноделия Украины. Рассмотрена его отраслевая и территориальная структура.

Ключевые слова: вино, виноматериалы, винопроизводство.

По подсчетам специалистов ежегодно в мире потребляется около 27 млрд. л вина (что приблизительно соответствует 40 млрд. бутылок средней емкостью 0,7 л), а на выставках и дегустационных конкурсах оценивается около 100 тыс. образцов вина. Основные его производители - это Италия и Франция, которые в прошлом году изготовили 4,96 млрд. л и 4,62 млрд. л соответственно. При этом большая часть их продукции, как правило, идет на экспорт. Доходы от данного сектора агробизнеса в этих странах составляют в среднем до € 18 млрд. в год (см. Рис. 1, 2).

Рис. 1. Структура импорта/экспорта виноградного вина и виноматериалов, млн. дал [1].

Рис. 2. Производство вина в мире, млрд. л, 2010 [2].

В последние годы динамично развивается винодельческая отрасль и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Прежде всего, это касается Китая, где под

виноградниками уже занято 350 тыс. га, а мощности собственного винопроизводства составляют до 1 млрд. л в год. В то время как продажи на традиционных рынках падают, в Китае отмечается все больший интерес к этому виду алкоголя. За последние 10 лет объем производства винной продукции увеличился там на 110%.

Быстрыми темпами растет также производство вина и в странах Нового Света. Так, например, Австралия, ЮАР и Чили уже закрепились в 1-й десятке мировых производителей, вытесняя с местных рынков продукцию своих более именитых европейских коллег. Сегодня мировой рынок переполнен вином из Чили, ЮАР, Австралии и США где активно внедряется интенсивное виноделие, основанное на массированном применении удобрений и выведении новых сверхурожайных сортов.

Если 70-е и 80-е гг. ХХ века считали бумом виноделия, то начало 3-го тысячелетия символизируют жесточайшие стандарты выращивания лозы и производства вина. Парадокс нашего времени - оттеснение Европы с позиций главного винодела мира. На сегодня доля вин Нового Света в мировой выручке от продаж вина выросла с 3% в 1990 г. до 35% в 2011 г. За 20 лет, экспорт вин из Австралии и Чили в Европу вырос больше, чем на 2000% [3]. Главные призы крупнейших международных дегустационных конкурсов все чаще берут уже неевропейские вина. Секрет данного успеха в особенностях виноделия Нового Света - качество вин и учет потребительских интересов. Франция с ее многоуровневой и достаточно сложной классификацией вин, отстала от Новой Зеландии и Чили, которые предложили Европе более низкую цену, высокое качество и понятные большинству стандарты. Евросоюз учел их и уже в 2009 г. ввел новые стандарты и методы классификации вин. Постепенно на этикетках европейских вин появляются следующие аббревиатуры: PDO (Protected Designation of Origin) и PGI (Protected Geographical Indication). Обе группы привязывают вино к определенному региону, но с разной степенью строгости. PDO означает, что продукт на 100% изготовлен из винограда, произведенного в указанном на этикетке регионе. А PGI позволяет использовать до 15% винограда из другой географической зоны этой же страны.

Между тем французские производители заявляют, что они снова №1 в мире по объемам производства вин. По данным отчета французской Конфедерации винодельческих кооперативов (Confederation des Cooperatives Vinicoles de France, CCVF), в текущем году в стране уже изготовлено более 5 млрд. л вина. Эта цифра на 11% превышает показатели 2011 г.

Сегодня мир вина стремительно развивается в сторону высоких стандартов. За последние 20 лет площади виноградников на планете сократились с 10 млн. га менее, чем до 8 млн. га. Однако такое снижение непропорциональное. Турция и Китай увеличили площади насаждений до 550 и 440 тыс. га соответственно. Но сортовой состав неазиатский. Уникальность виноделия Чили, производящего около 800 млн. л вина в год, заключается в том, что страна почти не имеет своего внутреннего рынка - 2/3 объема продукции идет на экспорт. Две области Италии - Сицилия и Пьемонт производят столько же вина, сколько Австралия, но в Австралии выше рентабельность виноделия. Это факты международной статистики (данные International Organization of Vine and Wine, OIV) [4].

Кроме развития новых высоких стандартов в мировом виноделии появилась еще одна новая тенденция - развитие т.н. «гаражных вин премиум» (garage wine premium) - это высококачественные вина, изготовленные в малых количествах не для широкой продажи. В каждой европейской стране количество таких производителей вин колеблется от 10 до 36 тыс.

По мнению специалистов, вино - один из совокупных показателей уровня жизни. Как только люди повышают свои доходы, они тут же увеличивают потребление вин. И, напротив, в сложные периоды социальных потрясений, рынки вина замирают. Характерный пример Чили. Еще в середине ХХ века население этой страны выпивало до 60 л вина на 1 чел., а сегодня этот показатель уменьшился в 10 раз. И хотя чилийцы, как уже говорилось, известные в мире экспортеры вина, их внутренний рынок потребляет всего 5% от общего объема производства, а уровень жизни, между тем, в стране падает.

Что же касается отечественного производства, то по итогам 2011 г., по данным Государственной службы статистики Украины, все производители страны произвели 142,3 млн. л тихих вин против 245,7 млн. за прошлый год, т.е. падение отечественного рынка составило 42,1% [1] (см. Рис. 3, 4).

Херсонская обл.; 13,0%

г. Севастополь; 5,1%

АР Крым; 29,6%

Одесская обл.; 35,3%

Николаевская обл 15,4%

Закарпатская обл.; 1,6%

Рис. 3. Производство виноматериалов, 2011 [1].

Рис. 4. Производство тихих вин в Украине, млн. дал, 2011 [5].

По данным Кабинета Министров Украины, этому способствовало ряд факторов -снижение объемов сырья для производства, рост себестоимости и низкая покупательная способность. Однако, по мнению экспертов ассоциации «Виноградари и виноделы Украины», этому способствовала и экспансия импортных вин. Так, на наш рынок все активнее заходит импорт - мы видим на полках супермаркетов возрастающее количество недорогих импортных вин, к примеру, чилийских, по цене до 40 грн., которые фактически присутствуют в ценовом сегменте «средний+». А менталитет украинского потребителя, к сожалению, таков, что он отдаст предпочтение иностранным винам, а не отечественным (в особенности на фоне сопоставимых цен) [5].

Основные рынки сбыта украинских вин, исходя из сходных вкусовых предпочтений, -Россия, Казахстан и страны Балтии. В последние годы растет доля поставок на восточные рынки, в первую очередь в Китай.

По данным Госстата Украины выпуском тихих вин в Украине занимаются 68 предприятий, 16 производят игристые вина, а коньяк выпускают около 20 компаний [1]. Однако в стране существуют не более 20 винных и 7 коньячных брендов (см. Рис. 5, б). Преимущественно они образованы на основе предприятий и сырьевых баз, существовавших еще до 1991 г.

«Тарутинские вина» (ООО «Бизнес вин») «Святкова колек^я» (ООО «Сандора») Oreanda («Крымский винный дом») «Микадо» («Крымский винный дом») «Шабо» (ООО «Промышленно-торговая компания «Шабо») «Золотая Амфора» (ПАО «Алеф Виналь») Vinia («Котнар» +VINIA TRAIAN) «Коблево» (ООО «Коблево») «Массандра» (ПАО «Массандра»)

ь

-1-1-Г-1

Рис. 5. ТОП-10 винных торговых марок, 2010 [6].

4000

3000

2000

1000 0

Рис. 6. Крупные винодельческие компании-землевладельцы, га (источник: данные компаний)

Теоретически виноград может произрастать на большей части территории Украины за исключением крайних северных и высокогорных районов Карпат (52-я параллель, проходящая севернее г. Киева считается в Европе северной границей виноградарства), реально же промышленное виноградарство в Украине развито только в 6 административных единицах: Одесской, Херсонской, Николаевской и Закарпатской областях, Автономной Республике Крым и г. Севастополь. Именно в этих регионах расположены хозяйства, основной специализацией которых является выращивание винограда. Первенство по валовым сборам винограда винных сортов держит Одесская область - на ее долю приходится до 1/2 общеукраинского производства виноматериалов.

Общая площадь виноградников винных сортов составляет около 70 тыс. га, при том, что для существующих объемов производства вин и коньяков необходимо не менее 250 тыс. га виноградников. 90% всей продукции составляют вина нижнего ценового сегмента, преимущественно полусладкие, десертные и крепленые, стоимостью 25-30 грн. за бутылку.

Т.о., в настоящее время в Украине можно выделить 3 основных центра традиционного виноделия: Бессарабия, Причерноморье и Приазовье; Крымский регион; Закарпатье. Есть

Массандра ТМ «Коблево» К°ктебель Шаб°

ТМ «Инкерман» ТМ «Золотая Амфора» ТМ «Ореанда»

еще один, крайне незначительный по площади регион промышленного виноделия -южные районы Винницкой и Хмельницкой областей (в основном это южные склоны долины р. Днестр), однако доля виноградников там не превышает 1% [7] (см. Рис. 7, 8).

г. Севастополь; 4,8% Закарпатская обл.; 0,6% Херсонская обл. ; 6,0%

Николаевская обл.; 19,7%

Одесская обл.; 44,0%

АР Крым; 24,9%

Рис. 7. Региональная структура производства виноматериалов в Украине, 2011 [1].

Рис. 8. Виноградники Украины, тыс. га, 2010 [8].

Бессарабия, Причерноморье и Приазовье характеризуется преобладанием частного виноделия. Условно можно выделить 3 группы частных виноделов этого региона: первая производит от 500 до 1 тыс. л вина в год, используя приусадебные виноградники; вторую группу составляют виноделы, производящие вино в объемах от 1 тыс. до 10 тыс. л. Это, в основном, фермерские виноградарские хозяйства, с зарегистрированной собственной торговой маркой; к третьей группе относятся виноделы, изготовляющие от 10 тыс. до 100 тыс. л. Такие вина относятся к премиум-сегменту, поскольку производятся на ограниченной территории, их количество невелико, а стоимость продукции высокая (в силу использования ручного труда). В Крыму отрасль представлена преимущественно крупными компаниями, история которых насчитывает не одно десятилетие. Безоговорочные лидеры - компании, производящие марочные вина, это такие как «Инкерман», «Массандра», «Магарач» и «Коктебель». В Закарпатском регионе, в отличие от южных, практически нет крупных предприятий. Здесь большая часть производственных мощностей расположена в совхозах постройки 60-70-х гг. ХХ в. либо в частных усадьбах. В год такие предприятия производят от 1 тыс. до 25-30 тыс. л вина. При этом площади, задействованные под виноградники, составляют от 0,2 до 7 га [9].

Что же касается виноделия в других регионах Украины, то оно может быть рентабельно и на привозных виноматериалах при наличии современного оборудования. Среди других перспективных производств в «невиноградных» районах можно отметить давно известные хорошим качеством своей продукции заводы шампанских вин в гг. Киев, Харьков и Артемовск (Донецкая обл.) - на последнем шампанское производят исключительно по классической технологии.

Все винодельческие предприятия Украины, как и само виноделие, можно условно разделить на 2 категории: виноделие традиционных винодельческих районов и

виноделие регионов, где виноград не является традиционной сельскохозяйственной культурой (т.е. работает на привозном сырье). Особняком стоит производство шампанских вин. Для него, из-за сложной технологии производства, а также из-за того, что шампанские и игристые вина не являются традиционными для Украины и Восточной Европы в целом, месторасположение большого значения не имеет, хотя в СССР такие предприятия тяготели с одной стороны - к крупным городам и агломерация (в сельской местности шампанское традиционно не очень популярно), а с другой стороны - к районам широкого произрастания соответствующих сортов винограда [7].

В целом же рынок вина Украины представляет собой неинтегрированную с мировым виноделием отрасль, с крупным дефицитом сырьевых ресурсов. Это главная проблема рынка вина Украины, где более 50% выпускаемой продукции - это суррогатные или фальсифицированные вина.

Еще одна проблема - отсутствие культуры винопития. Так, среднестатистический украинец, по данными украинского агентства «ЛигаБизнесИнформ», со ссылкой на корпорацию «Укрпиво», в год выпивает 60 л пива и в 10 раз меньше вина. Такая же пропорция и в России: 75 л пива и 7,5 л вина. В США, например, употребляют до 95 л пива на человека в год и 18 л вина [10]. Во Франции на 1 чел. приходится 26 л вина в год, в Украине - 1,5 л.

Культуру потребления вина в Украине еще нужно воспитать- через публичные дегустации, акции, винный туризм, средства массовой информации, школы, вузы и пр. По мнению специалистов, если на рынке будет культурный потребитель, то нечестный, недобросовестный производитель уже не сможет продать свою продукцию. Следует отметить, что тенденции к формированию культуры потребления вина в Украине в последние годы понемногу возникают: люди начинают интересоваться вином, появляются специализированные магазины, журналы, Интернет-форумы. Закрепляется общеевропейская тенденция предпочтения столовых вин и сокращается доля десертных и крепленных. Но пока это, к сожалению, не носит массового характера. Повышать культуру потребления вина некоторые производители решили сами, организовывая винные туры и экскурсии на свои предприятия, а также проводя винные выставки и фестивали (т.н. WineFest). К примеру, в Причерноморье многие виноделы, сотрудничая с туроператорами, организовывают дегустационные экскурсии на винзаводы. Особенно часто к подобному способу продвижения прибегают производители, ориентирующиеся на внутренний рынок. В ходе экскурсии посетители знакомятся с прошлым и настоящим виноградарства и виноделия региона, в рамках экскурсионной программы предусмотрено также посещение виноградников компании, исторических винных подвалов, музеев. Винный тур - это, как правило, посещение виноградников, виноделен региона, дегустация авторских вин и авторских блюд в небольшом ресторанчике при небольшой гостинице.

Во всем мире люди отдают предпочтение сухим и, в меньшей мере, полусухим и полусладким столовым винам, приготовленным не по купажной (смешанной) схеме, а по классической технологии, как наиболее полезным для пищеварения и здоровья. По мнению ученых-энологов (энология - наука о виноделии), сухие вина можно употреблять каждый день, за обедом и ужином, или на десерт, крепленные же - в основном для получения алкогольного опьянения. Более 50% производимых в Украине вин - это т.н. «коммерческие» вина, т.е. вина крепленые спиртом-ректификатом невиноградного происхождения. Дело в том, что производить крепкие и десертные вина в Украине проще и выгоднее, чем сухие вина, как с точки зрения и предприятия, так и государства. Главная проблема в том, что из-за несоответствующего сортового состава сырьевой базы виноградарства, энерго- и ресурсозатратных производственных мощностей, большинство украинских производителей первичного виноделия не могут производить конкурентоспособные сухие вина. Отрасль все еще оснащена морально и физически устаревшим оборудованием выпуска 60-70 гг. ХХ в., позволяющим производить лишь крепкие и десертные вина.

Хотя в нашей стране уже появляются отдельные современные хозяйства и предприятия, где в развитие виноградников и производственной базы вкладываются большие средства. И это дает свои положительные результаты. Но таких предприятий пока единицы. А общая тенденция не меняется - виноградарство и виноделие Украины, как и вся экономика, в кризисе. Вина, которые, в большинстве своем, производятся на наших предприятиях, пока еще не могут конкурировать на рынке Европы. Для виноделия

Украины периода 1992-2008 гг. характерно: сокращение площадей виноградников; преобладание импорта над экспортом; падение уровня качества вин и коньяков; увеличение объемов фальсификата; утрата традиционных рынков сбыта вин и коньяков -России, Казахстана и Беларуси. До 86% виноматериалов и до 88% коньячных

спиртов отечественные производители сегодня импортируют. По сути, Украина сегодня развивает виноделие Молдовы (до 44% молдавского экспорта), Грузии (до 50% грузинского экспорта), Азербайджана, Армении, Испании, Франции и других стран [11].

Украинские виноделы хорошо научились производить крепленые и десертные вина, но изысканные столовые белые и красные на большинстве предприятий из-за отсутствия определенного опыта и необходимых знаний производятся с нарушениями технологической и санитарной дисциплины. Так, согласно последним исследованиям американских ученых, 75% качества вина зависит от правильно подобранного сорта, на втором месте качество бочки - 10%, третьем - человеческий фактор, т.е. мастерство технолога - 4%. Поэтому, как видно, основной фактор в производстве качественного вина

- его сорт. В свою очередь в формировании того или иного сорта важен характер местности и климатические условия (т.н. терруар - от франц. terroir - почва). Так, иные сорта подбираются для климатических условий данной местности чуть ли не веками. По мнению отечественных виноградарей, в данном вопросе обращаться нужно не к иностранным производителям посадочного материала, а к отечественной науке, которая владеет достаточным многообразием отечественных районированных сортов винограда, и может обоснованно указать, в какой местности, на каких почвах и что лучше выращивать [11].

По мнению известного украинского винодела, профессора виноделия А.С. Луканина, любая копия оригинальных вин обречена на провал - примером тому могут быть

многие украинские портвейны, мадеры, хересы, малага, марсала, отдельные виды коньяков и шампанское, выпускаемые у нас в стране для внутреннего потребления. Справедливости ради следует отметить, что даже высококачественные чилийские, австралийские или новозеландские вина из именитых европейских сортов не могут конкурировать по качеству и цене с классическими аналогами из Испании, Франции, Италии и Германии. Хотя, уровень виноградарства и виноделия в странах Нового Света для отечественного виноделия сегодня просто недосягаем. Удивить европейского потребителя их же копиями вин невозможно, да и не вполне неразумно. Если европейский потребитель что-то ожидает встретить от производителей винной продукции Восточной Европы - так это продукт, характерный для этой страны или региона, и обязательно высокого качества. Да и в каждой республике бывшего СССР возможны свои национальные сортовые особенности вин, зависящие от сорта и местности, пример тому

- вина Грузии [11].

Виноделие в Украине относится к отраслям с низкой рентабельностью - до 10-12%. Объясняется это длительной окупаемостью производства: с момента закладки виноградника до первого урожая, который можно будет использовать для производства вина, проходит 3-4 года. И все это время виноделу приходится только вкладывать средства. Кроме того, районы выращивания винограда в Украине можно отнести к зоне т.н. рискованного земледелия: раз в 6-8 лет здесь случаются морозы, которые могут серьезно повредить виноградный куст (виноградный куст выдерживает температуру до -20 С), а летом могут быть туманы, которые также нежелательны. Многолетние наблюдения показывают, что раз в 15 лет в Крыму и Причерноморье гибнет до 90% столового винограда и до 40% технического [12].

Т.о., для винодельческой отрасли Украины должна быть реальная поддержка и, одновременно, жесткий контроль со стороны государства. В качестве примера можно привести Израиль. Государство в этой стране не финансирует развитие виноградарства и виноделия, однако, отрасль интенсивно развивается. Израиль сделал виноделие выгодным бизнесом, и частный капитал смело его финансирует. При этом государство жестко контролирует качество готовой продукции и строго наказывает нарушителей. Потребитель же, имея соответствующий уровень культуры, выбирает только живые вина «премиум-класса» (суррогатам там уже места нет). При этом не следует забывать и о сильной научной школе израильского виноделия и поддержке государством науки [11].

Кроме того, необходимо законодательно сделать так, чтобы малым производителям был открыт путь к производству живых столовых вин, при этом задача государства будет

только в жестком контроле и наказании недобросовестных производителей суррогатов. Время крупных монополистов винодельческой продукции и производителей коньяков должно уйти в прошлое.

Еще одно из решений проблем украинского виноделия - изменение нормативно-законодательной базы и разработка государственной программы. На сегодня производство вина в Украине регулируется Законом «О винограде и виноградном вине» принятом парламентом страны в еще 2005 г. [13].

Ассоциация «Украинское бюро винограда и вина» уже предложила проект Программы развития украинского виноделия до 2020 г. Стратегической целью данной программы является увеличение в течение 10 лет потребления украинцами тихих вин до уровня 20 л на 1 чел. в год, при росте потребления 14% ежегодно. Первоначальной задачей программы является решение сырьевой проблемы, в частности, в рамках реализации программы предлагается в течение 10 лет заложить 98 тыс. га новых виноградников и обновить 40 тыс. га старых. Авторы программы за 10 лет предлагают увеличить объем производства тихих вин с 282 млн. л (в 2010 г.) до 1017 млн. л (в 2020 г.), доля экспорта должна также увеличиться, соответственно, с 2,6% до 15%. Среди других мер: снятие запрета на рекламу вин; введение запрета на использование материалов невиноградного происхождения при ферментации, выдержке и хранении вин, в частности свекловичного сахара, зернового спирта ректификата, искусственных усилителей аромата и вкуса [14].

Литература

1. Сайт Державно! служби статистики УкраТни. - Режим доступу : http://www.ukrstat.gov. ua.

2. Сайт Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. - Режим доступа : http://www.fao.org.

3. Виноделие Украины : взгляд изнутри [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://eurowine.com.ua/node/14404.

4. Сайт Международной организации винограда и вина. - Режим доступа : http://www.oiv.int.

5. Сайт Ассоциации «Виноградари и виноделы Украины». - Режим доступа : http://awwu.org.ua.

6. Сайт дослщницькоТ компанп «Захщна маркетингова компаыя». - Режим доступу : http://www.zmk.com.ua.

7. Цхведиани В. Виноделие в Украине [Электронный ресурс] / В. Цхведиани // Атланта Капитал. -Режим доступа : http://bin.ua/news/economics/aic/10154- atlanta kapital vinodelie v ukraine.html.

8. Сайт Мшютерства аграрноТ полiтики та продовольства УкраТни. - Режим доступу : http://www.minagro. kiev. ua.

9. Настоящее и будущее украинского виноделия [Электронный ресурс] // Интернет-издание «UA-Reporter.com». - Режим доступа : http://ua-reporter.coiri.ua/business/nastojacshee-i-buducshee-ukrainskogo-vinodelija 23493.

10. Сайт Информационного агентства ЛIГАБiзнесlнформ. - Режим доступу : www.liga.net.

11. Луканин А. С. Проблемы украинского виноделия. [Электронный ресурс] / А. С. Луканин. - Режим доступа : http://www.quercus.com.ua/publikacii/2. pdf. 2.

12. Гамалий И. Истина в цене. Что делает виноделие одним из самых рискованных видов аграрного бизнеса в Украине [Электронный ресурс] / И. Гамалий // Фокус. - Режим доступа : http://focus.ua.

13. Закон УкраТни вщ 16.06.2005 р. №2662-IV «Про виноград та виноградне вино» : за станом на 15.03.2011 р. [Електронний ресурс] / Верховна Рада УкраТни. - Режим доступу : http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2662-15.

14. Сайт ТОВ «КиТвський мiжнародний контрактовий ярмарок». - Режим доступа : http://www. prodexpo. kiev. ua.

Анотаця. 1.М. Воронн Анал/'з сучасного ринку виноробства УкраТни. У роботi дано узагальнюючий анал/'з сучасного ринку виноробства Украни. Розглянуто його галузеву та територ/'альну структуру.

Ключовi слова: вино, виноматер1али, виноробство.

Abstract. I. Voronin Analysis of contemporary Ukrainian wine market. The article presents a summarized's analysis of the Ukrainian wine market. Consider its industry and territorial structure. Keywords: wine, wine materials, wine production

Поступила в редакцию 15.01.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.