Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА'

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
26
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КЛАСТЕРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ / ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Миролюбова Ольга Вячеславовна

В статье рассматривается необходимость новых подходов к повышению конкурентоспособности субъектов Северо-Западного федерального округа. Инновационное развитие становится основой его устойчивого развития. Задачей исследования является оценка перспектив экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO ECONOMIC ANALYSIS AND PROSPECTS OF INNOVATIVE GROWTH OF THE NORTH-WEST FEDERAL DISTRICT

This article discusses the need for new approaches to improve the competitiveness of northwest region of Russia, which based on knowledge of tendencies of innovation development. Innovative development ensures sustainable development of the region. Analysis conducted by the author has the main idea to evaluate the prospects of economic development of the region.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»

УДК 332.1

О.В. Миролюбова

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

И ПЕРСПЕКТИВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

В контексте проведенного исследования по состоянию научно-технического кластера Северо-Западного федерального округа (СЗФО), а также перспектив развития инновационного потенциала региона необходимы критическое переосмысление и сравнительная характеристика основ инновационного роста и приоритетных направлений реализации территориальной научно-технической политики, социально-экономических императивов развития предпринимательского корпуса, в целом, и венчурного сегмента, в частности, в полной мере адаптированных к рыночно-институциональным реалиям российской действительности, направленных на преодоление деструктивно-разрушительных тенденций мирохозяйственного кризиса и достижение устойчиво-поступательной динамики, а также принимающих во внимание общественно значимые доминанты развития высокоурбанизированных территорий.

Исследованию социально-экономических, инновационных, общественно-политических, научно-технических, культурно-исторических, ментальных и иных аспектов регионального развития посвящены научные работы плеяды российских ученых -представителей московской и санкт-петербургской экономических школ - Ю. Аммосова, В. Глухова, В. Окорокова, В. Козловского, В. Кобзева, Э. Косматова, С. Глазьева, Е. Счисляевой и др., - усилиями которых оказались изучены приоритетные проблемы, направления, доминанты и целевые ориентиры развития Северо-Западного федерального округа как многоотраслевой, сложно-структурированной, в значительной мере дезинтегрированной социально-экономической

148

системы Российской Федерации.

СЗФО представляет собой агломерацию относительно автономных территориально локализованных регионов, расположенных в практически идентичных природохозяйственных условиях, объединенных единой транспортной инфраструктурой и устойчивыми научно-производственными взаимосвязями хозяйствующих субъектов. Исторически Северо-Западный экономический регион формировался по принципу рационального размещения научно-технического и производственного потенциалов, максимально эффективного использования ресурсно-сырьевых благ и кадрового ресурса, и в настоящее время интегрирует 11 субъектов федерации (с населением, превышающим 13,5 млн человек, и общей площадью 1,7 млн кв. км.), две республики в составе Российской Федерации, один город федерального значения, автономный округ, 7 областей, одна из которых представляет особую экономическую зону. Кроме того, к округу примыкает арктический сектор, относящийся к сфере стратегических интересов Российской Федерации, площадью 1,5 млн кв. км.

Весьма значительна социально-экономическая составляющая субъектов Северо-Западного федерального округа в научно-промышленном потенциале российского государства (в частности на их долю приходится 10 % общего объема ВВП страны, 12 % -промышленного производства и 10 % - общей численности занятых в российском экономическом комплексе).

Северо-Западному экономическому региону оказались в полной мере присущи общероссийские тенденции экономического, социального и пространственного развития: рыночно-институциональные преобразования, ресурсно-сырьевая

направленность и деструктивно-кризисная динамика промышленности, природохозяйственная деградация и замедление темпов экономического развития территории [1]. Негативным следствием радикальных рыночно-институциональных реформ явилась реструктуризация региональной экономики: стремительное увеличение доли добывающих и экспортно-ориентированных отраслей

149

промышленно-индустриального комплекса в условиях одновременной дегрессии легкой промышленности, машиностроительной отрасли, промышленности строительных материалов.

Регресс промышленного и агропромышленного производства, сокращение объёмов жилищного строительства, произошедшие к 2000 году, были приостановлены в течение минувшего десятилетия, однако полностью компенсировать последствия беспрецедентно длительного экономического кризиса до настоящего времени не удалось. Тем не менее, в 2011 г. объем промышленного производства СЗФО возрос на 8,8 % по сравнению с 2010 г. (в то время как среднестатистический показатель по Российской Федерации составил лишь 8,2 %.). Весьма показателен тот факт, что достигнутые темпы роста оказались максимальными за последние шесть лет, однако, вместе с тем, необходимо отметить, что они были недостаточны для восстановления докризисных объемов промышленного производства (в частности, в 2009 г. промышленное производство сократилось на 11,4%).

До настоящего времени продолжает оставаться чрезвычайно сложной социально-экономическая ситуация, сложившаяся в строительном комплексе региона: регресс объемов строительно-монтажных работ на протяжении прошлого года составил (в сопоставлении с 2011 г.) 3 % и превзошел средний показатель по России более чем в пять раз. Сокращение объемов СМР обусловлено, прежде всего, усилением кризисных тенденций на протяжении двух минувших лет (2009-2010 гг.) и нарастанием дефицита материально-денежных средств хозяйствующих субъектов строительной отрасли региона.

В агропромышленном комплексе СЗФО в течение трех последних лет устойчиво доминирует положительная динамика. В 2012 г. темп роста объемов производства сельскохозяйственной продукции несколько замедлился, тем не менее, по сравнению с 2011 г., составил 2 %, что выгодно отличает социально-экономическую ситуацию региона от общероссийской (поскольку в среднем по РФ зафиксировано снижение показателя на 11,9 %). В 2010 г. рост производства сельскохозяйственной продукции по сравнению с 2009

150

г. составил 4 %. Тем не менее, необходимо констатировать факт сокращения посевных площадей СЗФО, за минувшее двадцатилетие составивший, в общей сложности, 2,5 раза.

Серьёзную озабоченность вызывает демографическая ситуация: темпы регресса народонаселения региона, достигшие 12 %, в три раза превысили среднестатистический показатель по России, в частности, численность жителей Мурманской области сократилась на 30%, Республики Коми - на 25%, Санкт-Петербурга - на 8%. Существенно сократился естественный прирост населения в Калининградской и Ленинградской областях. Беспрецедентно усилилась неравномерность развития субъектов и муниципальных образований СЗФО, сократился уровень обеспеченности населения работой в местах проживания, в большинстве муниципальных районов не превышающий 35-40 %.

Не менее тревожны неблагоприятные трансформационные тенденции социально-экономического развития сельских муниципальных образований, обусловленные утратой части традиционных для российского Северо-Запада отраслей сельского и лесохозяйственного комплексов: в течение двух последних десятилетий более 500 малых и средних населенных пунктов СЗФО лишились учреждений медицинского обслуживания, более чем в двух тысячах населенных пунктов закрылись школы и дошкольные учреждения. Девальвировало учебно-образовательное направление развития региона, регрессировал уровень занятости в сфере научно-исследовательской деятельности.

Тем не менее, не будет преувеличением констатировать тот факт, что Северо-Запад России, и, прежде всего, г. Санкт-Петербург, остаются доминирующими по социально-экономической значимости полюсами научно-технического прогресса и инновационного развития отечественной экономики, производства высокотехнологичной наукоемкой продукции [2].

Существен вклад субъектов, входящих в СЗФО, в общий экономический потенциал российского государства. На их долю приходится 10 % общего объема ВВП страны, 12 % - промышленного

151

производства и 10 % - общей численности занятых в экономическом и социальном кластерах России.

Северо-Западный регион в полной мере сохранил потенциал стратегического развития, приоритетные социально-экономические факторы, условия и направления которого в агрегированной форме изложены в таблице 1.

Таблица 1.

Сравнительный анализ социально-экономических факторов

и потенциала инновационно-стратегического развития СЗФО

Социально-экономические факторы и потенциал Содержательная сущность и потенциал инновационно-стратегического развития региона

Производственный потенциал Производственный потенциал (основные производственные фонды предприятий и организаций) представляет собой полиморфные научно-технические условия, ограничивающие перспективы развития экономики, ее модернизации и инновационного реформирования. Значительная часть основных производственных фондов хозяйствующих субъектов Северо-Западного региона подвержена моральному износу. Необходимо предусмотреть систему кардинальных мер по научно-техническому развитию и реновации производственного потенциала на инновационной основе

Научно-технический потенциал Региональный научно-технический потенциал представлен полиморфизмом форм научно-исследовательской и производственно-инвестиционной деятельности: научно-проектная сфера, вузовская наука, научно-технические подразделения предприятий, внедренческие организации, опытные производства, венчурные компании и др. Несмотря на существенный регресс научно-технических мощностей региона, произошедший в течение двух последних десятилетий, фактор остается стратегически значимым для социально-экономического развития СЗФО и гарантом научно-технического прогресса территории

Организационно-управленческий потенциал Стратегически значимым преимуществом Северо-Запада является концентрация высококвалифицированных кадров в системе государственного и муниципального управления и менеджменте организаций, предоставляющая возможности инициирования и реализации долгосрочных решений в сфере социально-экономического развития, сопровождения стратегических проектов и программ, эффективного государственного регулирования научно-производственного кластера. Приоритетной перспективной задачей, в этой связи, является менеджмент по инновационным направлениям развития региона, подготовка сити-менеджеров, менеджеров для зон опережающего научно-технического развития, руководителей для реализации стратегических проектов и т.п.

Инфраструктурный потенциал По степени насыщенности территории хозяйствующими субъектами производственно-индустриальной инфраструктуры (транспорт, энергетика, инженерные сооружения, телекоммуникационные системы) Северо-Западный регион превосходит среднероссийские аналоги. Вопреки этому социально-экономическое состояние региона, в целом, характеризуется как неблагоприятное и ограничивающее научно-производственное развитие многих субъектов и муниципальных образований. В экономически более предпочтительном состоянии находятся объекты инфраструктуры федерального значения и магистральные коммуникации. Повышенного внимания требуют такие доминирующие по социально-экономической значимости элементы производственной инфраструктуры как транспортные коммуникации: автодороги, в особенности внутриобластные, мосты, системы теплоснабжения, энергосети и подстанции и др.

В условиях активной демографической политики региона к 2020 г. должен быть достигнут положительный баланс естественного движения населения. Тем не менее, в настоящее время усиливается деструктивная тенденция сокращения удельного веса населения трудоспособного Демографический возраста и, как следствие, возрастает необходимость потенциал и проведения мероприятий по повышению культурно-трудовые ресурсы технического уровня рабочих различных профессий,

повышению престижности и уровня оплаты их труда. Восполнение нехватки рабочих кадров происходит посредством трудовой миграции из государств Ближнего и Дальнего Зарубежья, однако масштабы привлечения рабочей силы постепенно сокращаются

Культурно-исторический потенциал Культурно-исторический потенциал региона - историко-культурные объекты, архитектурный облик населенных пунктов, степень развития культурной жизни социума, культурный уровень населения и др. - является одним из приоритетных социально-экономических преимуществ субъектов СЗФО, во многом предопределяя производственно-инвестиционную привлекательность территории. В перспективе культурно-историческое значение региона будет неуклонно возрастать. Сохранение и укрепление культурно-исторического наследия связано с необходимостью разрешения проблем охраны исторических центров, защиты памятников архитектуры от несанкционированной застройки, распространения культурного влияния Санкт-Петербурга и других центров Северо-Запада на все территории округа

Природо-хозяйственный потенциал В процессе социально-экономического развития территории возрастает природохозяйственная значимость нефтегазовых ресурсов, а также ресурсов химического сырья и металлорудных месторождений. Необходимы своевременная разработка и реализация превентивных мер, направленных на улучшение качества земельных площадей и стимулирование эффективности их вовлечения в сельскохозяйственный оборот, а также восстановление численности растительных и животных популяций

Экономико-географический и геополитический потенциал Экономико-географическое состояние не претерпевает сколько-нибудь существенных изменений и будет в значительной степени детерминировать темпы развития и структуру экономики СЗФО. Стратегически значимой геополитической задачей выступает освоение континентального шельфа и вовлечение в хозяйственный оборот ресурсно-сырьевых благ Арктического сектора

Потенциал межрегионального сотрудничества и кооперации Первостепенное значение для социально-экономического развития региона имеют определенная компактность территории, общность инфраструктуры, конфигурация коммуникаций, взаимодополняющий характер экономических структур и природохозяйственных условий субъектов федерации, исторически сложившиеся взаимосвязи, предопределяющие возможности развития сотрудничества в решении экономических и социальных вопросов, развитии специализации регионов и межтерриториальной кооперации, реализации совместных научно-технических проектов. Этому способствует наличие общерегиональных структур управления, координирующая деятельность Ассоциации экономического взаимодействия «Северо-Запад», а также значение Санкт-Петербурга как

организационно-хозяйственного центра федерального округа. Сотрудничество субъектов, развитие общих элементов инфраструктуры и других звеньев хозяйства, функциональное разделение экономик создают возможности достижения экономической и социальной синергии и __эффекта экономии ресурсов_

Практическая реализация вышеперечисленных социально-экономических факторов в научно-техническом кластере СевероЗападного федерального округа позволит в полной мере воплотить в действительность его высокий потенциал, стимулировать развитие наукоемких высокотехнологичных отраслей, восстановить темпы научно-технического прогресса региона и достичь устойчивой конструктивно-созидательной динамики.

«Геополитические и экономические изменения в последние годы привели к существенной трансформации роли Северо-Западного региона в экономике Российской Федерации, - констатирует Полномочный представитель Президента Российской Федерации в СЗФО И. Клебанов, - сформировалась одна из основных функций Северо-Запада и большинства входящих в него регионов -обеспечение инновационных связей России с Европейским союзом и рядом других регионов мира. Это обусловило быстрое развитие научно-технической инфраструктуры, совместных предприятий, ориентацию значительной части бизнеса на производство высокотехнологичного продукта и международное научно-техническое сотрудничество» [3].

В этой связи, в условиях недостаточной бюджетной обеспеченности региона, когда осуществление прямых бюджетных инвестиций на цели развития приоритетных наукоемких секторов экономики представляется маловероятным, многократно возрастает значимость механизма государственно-частного партнерства, налогового стимулирования приоритетных бизнес-проектов по принципу создания «налоговых лакун», совершенствование кластерных механизмов межотраслевой и межрегиональной кооперации, создание зон инкубирования инновационных проектов и механизмов их

венчурного инвестирования, всемерное поощрение и экономико-правовая защита конкуренции на рынках высокотехнологичной продукции, формирование региональных зон «опережающего роста».

Формирование зон опережающего роста выступает в качестве одного из императивов совершенствования пространственной научно-производственной организации и инструментария социально-экономического развития округа и расположенных на его территории субъектов федерации. Доминирующей по социально-экономической значимости зоной опережающего роста на Северо-Западе является Санкт-Петербургская агломерация, представляющая собой безусловный «полюс» инновационного развития и создания высоких технологий, на территории которой размещены научно-образовательные центры, высокотехнологичные производства, технико-внедренческие зоны, наукограды и технопарки.

Второй по социально-экономическому значению зоной опережающего развития является территориально-локализованное пространство от г. Вологды до г. Череповца, на котором помимо крупных предприятий черной металлургии и машиностроения, создается индустриальный парк в Шекснинском городском поселении, а также интенсивными темпами развивается научно-производственный кластер в г. Сокол.

Территория Новгородской и Псковской областей имеет превалирующее культурно-историческое значение, как древнерусский край, в границах которого в настоящее время размещены туристско-рекреационные и культурные центры, славянские поселения и города важнейшего духовно-нравственного, ментального и воспитательно-просветительского предназначения. Кроме того, Новгородская и Псковская области наделены значительным промышленно-индустриальным потенциалом в отраслях машиностроения и станкостроения, который необходимо развивать в составе научно-производственного кластера совместно с предприятиями г. Санкт-Петербурга.

В северной части СЗФО формирование полюсов опережающего

156

развития детерминировано использованием природно-ресурсных благ Тимано-Печорской нефтегазоносной промышленности, Кольского горно-рудного и горно-химического региона, лесных зон Архангельской области, республик Карелия и Коми.

Приоритетом региональной социально-экономической политики в южной части округа является государственная поддержка развития сельской местности, поскольку только лишь жители сельских поселений позволят сохранить территорию с многовековой российской историей и, тем самым, обеспечить целостность государства и нерушимость его границ. Не подлежит сомнению тот факт, что реализовать столь масштабные по значимости социально-экономические планы представляется возможным лишь посредством формирования и эффективного функционирования регионального агропромышленного кластера.

Не менее важным социально-экономическим потенциалом наделена территория Калининградской области, как крупная туристско-рекреационная зона, с одной стороны, и промышленно-индустриальный сегмент региональной экономики, представленный хозяйствующими субъектами энергетического комплекса и отраслей высокотехнологичного машиностроения, - с другой.

Зоны опережающего роста формируются непосредственно вдоль транспортных коммуникаций региона, рекреаций туристической инфраструктуры, ареалов интенсивного развития промышленных и агропромышленных комплексов, а также территорий инновационного развития и создания высоких технологий.

Приоритетное социально-экономическое значение в процессе формирования и функционирования зон опережающего роста имеет механизм государственно-частного партнерства, который, согласно научным воззрениям профессора В.В. Глухова, представляет собой «институциональное и организационное взаимодействие государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов или преимущественного развития общественно значимых областей или регионов. Развитие форм

157

партнерства государства и бизнеса во всех странах позволяет рассматривать его как важнейший инструмент государственного воздействия на инновационную экономику» [4].

Экстраординарное геополитическое положение СЗФО имманентно предопределило социально-экономическую

специализацию регионов, детерминировало ускоренное развитие высокотехнологичных наукоемких отраслей промышленно-индустриального кластера, которые, в свою очередь, стимулировали процессы формирования и функционирования научно-исследовательских и учебно-образовательных организаций. Расчетно-аналитическая информация свидетельствует о некотором ухудшении научно-производственного потенциала как Северо-Западного федерального округа, в целом, так и г. Санкт-Петербурга, в частности. Вызывает обоснованные опасения тот факт, на протяжении минувшего десятилетия устойчиво доминировала тенденция сокращения количества организаций, выполнявших научные исследования, составившая соответственно 0,9 % и 1,7 %.

Не менее тревожна и деструктивная динамика численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками, регресс которой по СЗФО и Санкт-Петербургской агломерации эмпирически подтверждает утрату высококвалифицированных научных кадров, в то время как именно высокий научно-производственный потенциал традиционно являлся социально-экономическим преимуществом региона и во многом детерминировал его поступательное инновационное развитие.

В контексте сказанного, приоритетными социально-экономическими мерами, направленными на достижение устойчивого поступательно-инновационного развития СЗФО, необходимо признать следующие:

1) реализация превентивных мер по преодолению деструктивно-разрушительных последствий мирохозяйственного кризиса и его проявлений на территории СЗФО и субъектов федерации посредством развития кластеров в сферах научно-

158

производственной и природохозяйственной деятельности, АПК, туристско-рекреационных услуг, строительной отрасли, малого предпринимательства, жилищно-коммунального комплекса и др.;

2) активизация демографической политики одновременно с социально-экономическими мерами развития населенных пунктов, направленными на предотвращение деградации сельских объектов социальной сферы, и, прежде всего, школ и детских дошкольных учреждений; а также реализация стратегии закрепления молодежи в муниципальных районах и поселениях, формирование позитивного общественно значимого имиджа сельского жителя;

3) интенсификация процессов подготовки и переподготовки местных кадров в целях повышения их культурного и научно-технического уровня и обеспечение трудоустройства на местных предприятиях в целях их модернизации, диверсификации и инновационного развития;

4) стимулирование научно-производственной деятельности промышленных, аграрных, строительных и иных хозяйствующих субъектов градообразующего значения, в особенности в моногородах, расположенных на территории региона, финансово-инвестиционная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса.

Подводя итог, резюмируем:

1. Северо-Западному федеральному округу как многоотраслевой, сложно-структурированной, стратегически значимой социально-экономической системе Российской Федерации оказались в полной мере присущи общероссийские тенденции развития, а именно рыночно-институциональная реструктуризация, ресурсно-сырьевая направленность и деструктивно-кризисная динамика, природохозяйственная дегрессия и замедление темпов социально-экономического развития территории.

2. Радикальные рыночно-институциональные реформы явились причиной стремительного увеличения доли добывающих и экспортно-ориентированных отраслей промышленно-

индустриального комплекса и регресса высокотехнологичных наукоемких производств. Тем не менее, Северо-Западный регион в полной мере сохранил производственный, научно-технический, организационно-управленческий, инфраструктурный, культурно-исторический, природохозяйственный и геополитический потенциал, имеющий императивное значение в контексте реализации стратегии устойчивого инновационно-поступательного развития территории. 3. В условиях мирохозяйственного кризиса, провоцирующего дефицит бюджетных инвестиций на цели развития наукоемких секторов экономики, возрастает значимость механизма государственно-частного партнерства, налогового стимулирования приоритетных бизнес-проектов по принципу создания «налоговых лакун», совершенствования кластерных механизмов межотраслевой кооперации, создания зон инкубирования инновационных проектов и их венчурного инвестирования, всемерного поощрения и экономико-правовой защиты конкуренции на рынках высокотехнологичной продукции, формирования региональных зон «опережающего роста».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Российские регионы. Экономика в цифрах. - М.: Финансы и статистика, 2011.

2. Северо-Западный федеральный округ. Социально-экономическое положение. М.: Риановости. Центр системных экономических исследований, 2012.

3. Глухов В.В., Сафонов М.М. Типовые модели государстввенно-частного партнерства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. -2010. - Т. 6. - № 112. - С. 170-174.

4. Глухов В.В., Федоров Е.А. Механизмы стимулирования востребованности инновационных технологий // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2009. - Т. 5. - № 85. - С. 158-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.