Конкурентные преимущества макрорегиона как фактор инновационного развития Северо-Западного федерального округа
Л. В. Ивановский,
д. э. н., д. т. н., профессор, руководитель направления стратегического консалтинга
М. Н. Безлепкин,
к. соц. н., руководитель проектов
Ьв11врМп [email protected]
И. В. Булдакова,
ведущий экономист-аналитик
ООО «Институт проблем предпринимательства»
На основе анализа текущего социально-экономического положения субъектов РФ, находящихся на территории Северо-Западного федерального округа, а также ихприродно-ресурсного, производственного, научно-технического, социального и других потенциалов развития обоснованы конкурентные преимущества макрорегиона, выявлены отрасли специализации, основные проблемы и ограничения. Показана возможность использования конкурентных преимуществ для целей инновационного развития округа.
Ключевые слова: макрорегион, конкурентные преимущества, ограничения развития, инновационное развитие.
В настоящее время в Северо-Западном федеральном округе реализуется стратегия социально-экономического развития (далее — Стратегия), утвержденная Правительством РФ в 2011 г. (Распоряжение Правительства РФ № 2047-р от 18 ноября 2011 г.) [1]. Она была разработана в период стабилизации социально-экономических процессов в России, комплементарных геополитических условий и благоприятных прогнозов, предполагавших длительный период роста макроэкономических показателей. Однако за последние годы произошли значительные изменения как внутренних, так и внешних условий, существенно влияющие на ход и результаты реализации Стратегии.
К числу позитивных факторов, интенсифицирующих социальную направленность деятельности региональных органов власти, следует отнести указы Президента РФ №№ 596-606, вступившие в силу 7 мая 2012 г. Данные указы определяют новые приоритеты региональной социальной и экономической политики в сфере демографии, здравоохранения, образования и науки, модернизации оборонно-промышленного комплекса, повышения качества жилищно-коммунальных услуг и др. В качестве отдельного направления в указах выделены задача последовательного повышения за-
работной платы педагогических работников, врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников.
Однако в этот же период стали проявляться и негативные факторы. Спад в мировой экономике, а также снижение цен на нефть при росте ее добычи основными игроками рынка отрицательно сказались на России. Ситуация усугубилась после введения в 2014 г. в связи с событиями на Украине Соединенными Штатами Америки, странами ЕС и другими странами экономических санкций в отношении России, в том числе закрытия внешних рынков капиталов.
Одновременно усилилось политическое давление на Россию со стороны западных стран, активизировались демонстративные действия вооруженных сил стран НАТО, представляющие реальную военную угрозу. Это потребовало дополнительных расходов на укрепление вооруженных сил страны: реформирования воздушно-космических сил, укрепления военно-морского флота и других действий оборонительного характера.
Под воздействием названных негативных факторов экономические показатели страны последовательно снижались, а к началу 2015 г. экономика России перешла в состояние стагнации. По данным прогноза Минэкономразвития РФ, базирующегося
со
о сч
ю
СП
О!
<
со
0 X
1
со о
ю сч
СП
на гипотезе ухудшения внешнеполитических условии, сохраняющегося геополитического напряжения и продолжения деИствия санкции в отношении России, в 2015 г. среднегодовые темпы прироста производства ВВП станут отрицательными и достигнут значения для ВВП -3%, а для промышленности -1,6%. Положительную динамику сохранит сельское хозяИство [2].
Перечисленные геополитические угрозы, изменения внешней и внутренней экономической среды снизили эффективность мер по социально-экономическому развитию округа, оказали существенное влияние на возможности выполнения целевых показателей и достижения стратегических целей. Возникла объективная потребность актуализации Стратегии социально-экономического развития округа, уточнения миссии и видения будущего, иерархии целей, корректировки целевых показателей, изменения плана мероприятий. Актуализация Стратегии требуется также для учета позитивных тенденций, связанных с реализацией «майских» указов Президента РФ.
Геополитические и экономические изменения привели к существенной трансформации роли Северо-Западного федерального округа в экономике России. Сформировалась главная функция округа — обеспечение внешнеэкономических связей России с Европейским союзом и рядом других регионов мира. Это обусловило быстрое развитие транспортной инфраструктуры и трансграничного сотрудничества, а также ориентацию значительной части бизнеса на обслуживание внешнеэкономических связей.
Увеличилось значение Северо-Западного федерального округа как крупной перспективной природно-ресурсной базы развития страны. Восстанавливается его роль в освоении арктических территорий, примыкающих к РФ.
Северо-Западный федеральный округ, и прежде всего Санкт-Петербург, остается одной из важнейших баз научно-технического прогресса и инновационного развития экономики России, производства высокотехнологичной продукции и транспортных средств. Сохраняется значение округа в развитии лесопромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Субъекты Российской Федерации, находящиеся в границах округа, динамично развиваются как туристические центры. Северо-западная часть России является одной из привлекательных территорий страны, притягивающих население и бизнес из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.
Существенен вклад субъектов РФ, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, в общий экономический потенциал РФ.
По объему валового регионального продукта Северо-Западный федеральный округ занимает 4-е
место среди федеральных округов. На долю округа приходится 10,3% общего объема валового регионального продукта страны.
На долю субъектов РФ, находящихся в границах Северо-Западного федерального округа, приходится 12,4% промышленного производства. По объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности «обрабатывающие производства» Северо-Западный федеральный округ занимает 3-е место (после Центрального и Приволжского федеральных округов), его доля составляет 14,1%.
Однако приведенные данные о значительном вкладе Северо-Западного федерального округа в экономику России не означают роста производства. Динамика сокращения промышленного производства, в том числе в обрабатывающих секторах, наблюдаемая последние годы (таблица), привела к изменению структуры промышленности — в валовом выпуске растет доля добывающих секторов и сокращается доля обрабатывающих, что в перспективе может иметь негативное влияние на характер последующего экономического роста.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что спад в мировой экономике оказал заметное влияние на Северо-Западный федеральный округ, его экономика нуждается в модернизации. Вектор модернизации отраслевой структуры отечественной экономики определяется приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, объявленными Указом Президента РФ № 899 от 7 июля 2011 г. При этом все отмеченные в Указе направления модернизации связаны с активным внедрением инноваций.
Для выхода из сложившейся ситуации экономического спада вполне логичным является поворот вектора экономической политики Северо-Западного федерального округа в сторону использования конкурентных преимуществ округа и ориентации на развитие инновационных отраслей. Выполненный нами анализ показал, что СЗФО обладает значительным конкурентным потенциалом. Его главные конкурентные преимущества, в укрупненном виде, определяются следующими факторами.
Округ имеет выгодное географическое положение на северо-западе России:
• близость к крупнейшим потребительским рынкам России (Центральный Федеральный округ) и Европы (Северная и Центральная Европа, Прибалтика). Макрорегион имеет непосредственную границу со странами Евросоюза (Финляндия, Латвия, Эстония, Польша, Литва), с Норвегией и Белоруссией, выходы к Балтийскому, Баренцеву и Белому морям, значительные портовые мощности
Показатели экономического развития Северо-Западного федерального округа за период 2011-2015 гг.
Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. (1 п/г)
Индекс промышленного производства (% по сравнению с предыдущим годом) 107,7 102,6 99,8 97,6 97,2
Индекс производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» (% по сравнению с предыдущим годом) 113,6 104,7 100,2 96,0 95,2
<
СО
о
Источник: Петростат
(грузооборот 258,4 млн т), включая 2 незамерзающих порта в Калининграде и Мурманске;
• прохождение по территории макрорегиона ряда отечественных и международных транспортных коридоров, в том числе 9-й панъевропейский, «Север - Юг», «Транссиб», Волго-Балтийский путь, трассы Северного морского пути;
• наличие на территории макрорегиона развитой сети трубопроводного транспорта, в том числе экспортного назначения (Северный поток, Балтийская трубопроводная система и др.);
• возможность эффективного контроля, обороны и освоения Арктической зоны РФ, находящейся в пределах Северо-Западного федерального округа, в том числе шельфовых месторождений углеводородов;
• включенность в процессы приграничного сотрудничества с государствами Северной Европы, Прибалтики и Арктического пояса.
В округе развита обрабатывающая промышленность (доля в ВРП СЗФО около 21,4%), представленная машиностроением (судостроение, приборостроение, автомобилестроение, производство энергооборудования), лесоперерабатывающей, химической, пищевой и другими отраслями промышленности, а также действующими инновационными кластерами судостроения, радиоэлектроники и приборостроения, информационных технологий, медицинской, фармацевтической промышленности и радиационных технологий.
Округ обладает значительной минерально-сырьевой базой и разведанными запасами на территории округа (нефть, газ, уголь, апатитонефелиновые руды, никель, титан, марганец, кобальт, алмазы, сланцы, янтарь, строительные материалы, редкоземельные металлы и др.), что обуславливает развитие добывающих производств и создает благоприятные условия для развития обрабатывающего сектора, в частности, химического производства, металлургии, деревообработки, строительства, машиностроения.
Округ богат биологическими (до 20% российского вылова рыбы) и водными ресурсами (большая сеть пресных водоемов, 50% запасов пресной воды Европейской части России), а также лесными ресурсами высокого качества (общие запасы 10 млрд м3, расчетная лесосека — 108 млн м3).
В округе создана инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса и привлечения инвесторов в регионах Северо-Западного федерального округа (индустриальные (промышленные) парки, технопарки, 1Т-парки, бизнес-инкубаторы и др.).
Развита научная и образовательная база, включающая организации отраслевой и академической науки (действуют научные центры РАН, более 500 организаций, выполняющих НИР), образовательные учреждения (более 100 вузов), инновационные и исследовательские центры.
Округ богат туристскими ресурсами — природными (лес, речные и озерные системы, уникальные ландшафты и природные памятники, животный мир, рыбные ресурсы), атмосферными (белые ночи, северное сияние), социально-культурными
объектами, историческими достопримечательностями, высокой культурной и событийной активностью. Туристские ресурсы макрорегиона включают объекты туристского показа, инфраструктуру гостеприимства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные, интеллектуальные, оздоровительные и гастрономические потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил, поддержанию высокого уровня жизнедеятельности. На территории макрорегиона находится треть (8 из 26) российских объектов из списка объектов всемирного наследия, охраняемых UNESCO. Крупнейший город округа — Санкт-Петербург — является наиболее значительным центром культурно-познавательного туризма международного значения в РФ, интенсивно развивается как центр индустрии делового туризма.
В округе находится вторая по величине в РФ городская агломерация — Санкт-Петербургская (население около 5,5 млн чел.), образующая крупнейший на территории округа культурный, промышленный, транспортный и научно-образовательный центр с высоким качеством жизни и большой миграционной привлекательностью.
Одним из значимых конкурентных преимуществ Северо-Западного федерального округа является его приграничное положение. Выход к государственным границам России, наличие среди соседей достаточно успешных стран, отсутствие зон нестабильности, потенциальных или действующих международных конфликтов предопределяют выгодное геополитическое положение СЗФО. Данное преимущество создает благоприятные возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности и разнообразных программ международного сотрудничества, реализации крупных инфраструктурных проектов, привлечения и использования иностранных инвестиций, развития внешнего транспорта, туризма и гуманитарных связей.
Одной из основных стратегических экономических специализаций макрорегиона является транспорт и связь, в первую очередь, в части организации транспортно-логистических услуг, использующих выгодное географическое положение макрорегиона (транспортные коридоры континентального значения, выход к морям, в том числе посредством незамерзающих портов, развитых железнодорожной, автомобильной и трубопроводной сетей). В макрорегионе находятся два из трех крупнейших российских портов (Усть-Луга и Большой порт Санкт-Петербург), общий грузооборот портов Северо-Западного федерального округа в 2014 г. составил 258,4 млн т.
Ключевыми объектами транспортного комплекса являются морские торговые порты (Усть-Луга, Санкт-Петербург, Приморск, Мурманск, Высоцк, Калининград, Архангельск и др.), ориентированные на перевалку экспортно ориентированных грузов (нефть, сжиженный газ, нефтепродукты, уголь, минеральные удобрения, сера, лес круглый и лесоматериалы и др.) и обслуживание импорта продукции высокого передела из Европы, Азии и США, а также трубопроводные системы (Северный поток, Балтийская трубопровод-
со о
CN
ю сч
СП
J <
со О
со о
ю сч
СП
<
со О
ная система), обеспечивающие поставки российских углеводородов на рынки Европы.
Крупнейшим объектом пассажирского транспорта в макрорегионе является аэропорт Пулково (третий аэропорт по пассажиропотоку в РФ, 14,26 млн обслуженных пассажиров, 2014 г.), связывающий в качестве хаба столицы и крупные города субъектов федерации Северо-Западного федерального округа с внутрироссийскими и международными направлениями полетов.
Важной отраслью специализации СевероЗападного федерального округа является производство металлов. Металлургический комплекс удовлетворяет потребности макрорегиона в металлах, конструкционном литье, прокате, стальных и чугунных трубах, крепежных изделиях, проволоке, метизах и т. п. Центрами металлургического комплекса являются Вологодская область (Череповец — черные металлы), Мурманская область (Мончегорск, Никель — цветные металлы), Республика Карелия (Кандалакша, Надвоицы — алюминий), Ленинградская область (Волхов — алюминий), Санкт-Петербург (металлопрокат).
В обрабатывающей промышленности экономическими специализациями макрорегиона являются машиностроительный, химико-лесной, индустриально-строительный комплексы, предприятия легкой промышленности, металлургии и топливно-энергетического комплекса.
В составе машиностроительного комплекса макрорегиона приоритетные специализации принадлежат судостроению (гражданскому и военному), электротехническому, энергетическому, тракторному и сельскохозяйственному машиностроению, приборостроению (с преимущественной ориентацией на нужды оборонно-промышленного комплекса), станкостроению и электронной промышленности. Основные предприятия комплекса расположены в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Архангельской области, Калининградской области, Вологодской области. На территории макрорегиона действует инновационный территориальный кластер — Архангельский судостроительный кластер, ориентированный на полный комплекс судостроения для нужд освоения континентального шельфа.
В химическом комплексе макрорегиона основная специализация приходится на производство резинотехнических изделий, шин, синтетических смол, сельскохозяйственных удобрений, пластмасс, лакокрасочных изделий, кислот, горюче-смазочных материалов, реактивов, химико-фармацевтических препаратов (создан инновационный кластер). Центрами производства химического комплекса являются Санкт-Петербург, Ленинградская область, Новгородская область, в части горюче-смазочных материалов — Ленинградская область (Киришинефтеоргсинтез, г. Кириши) и Республика Коми (Ухтинский НПЗ, г. Ухта).
Специализациями химико-лесного комплекса являются производство пиломатериалов, производство фанеры и плитной продукции, мебели, производство целлюлозы и бумаги, тары и упаковки. Значимые центры производства по специализациям находятся вблизи лесной ресурсной базы — Ленин-
градская область, Вологодская область, Республика Карелия.
В комплексе отраслей легкой промышленности ведущее место занимает текстильная, кожевенно-обувная, фарфоро-фаянсовая промышленность. Основным центром текстильной, трикотажной, льняной и обувной промышленности является Санкт-Петербург и Псковская область, крупнейшие производства фарфоро-фаянсовых изделий сосредоточены в Новгородской и Ленинградской областях, Санкт-Петербурге.
Специализацией индустриально-строительного комплекса является производство железобетонных изделий и конструкций, стекольная промышленность, производство строительных материалов. Центрами производства строительных изделий высокой степени переделки являются Санкт-Петербург и Ленинградская область, обеспечивающие потребности Санкт-Петербургской агломерации, производство нерудных строительных материалов — Республика Карелия, Ленинградская область и др.
Важной отраслью специализации регионов Заполярья является рыболовство и рыбоводство. По объему добываемой рыбы макрорегион уступает только Дальневосточному федеральному округу. В Баренцевом море ведется лов ценных рыб: трески, сельди, морского окуня и др., развиваются аквакультурные формы производства рыбы (форель, лосось). Переработка рыбы осуществляется рыбокомбинатами в Мурманске, Санкт-Петербурге и Калининграде.
Резюмируя, можно с полным основанием говорить, что Северо-Западный федеральный округ — это северо-западные «ворота» России, обеспечивающие внешнеэкономическое и политическое взаимодействие страны с окружающим нас миром, крупнейший в стране транспортно-логистический и транзитный комплекс, крупный поставщик товаров и услуг (включая инновационно-интеллектуальные услуги) для регионов России, источник и кладовая природно-сырьевых, туристических, культурных и интеллектуальных ресурсов, образующих в совокупности потенциал будущего развития России на длительную перспективу.
По результатам анализа ограничений и проблем развития субъектов федерации, входящих в макрорегион, анализа документов стратегического планирования, планов развития и данных федерального статистического наблюдения нами выявлены следующие основные проблемы и ограничения развития макрорегиона:
• значительная сырьевая ориентированность экономики округа, высокая зависимость от конъюнктуры цен на сырьевые продукты (нефть, газ, уголь, металлы, лес, минеральные удобрения);
• неполное использование природного ресурсного потенциала территории вследствие низких темпов геологоразведки, малого числа новых проектов по созданию инфраструктуры для освоения месторождений и переработки сырья;
• суровые природно-климатические условия на значительной части территории макрорегиона, определяющие высокий уровень затрат на содержание всех видов инфраструктур, высокие затраты на энергетические ресурсы;
• низкая плотность расселения, большие расстояния между населенными пунктами в арктической зоне округа;
• относительно низкий уровень плотности железных и автомобильных дорог (4-е место среди федеральных округов);
• значительный износ основных фондов крупных градообразующих предприятий в целлюлозно-бумажной и горно-обогатительной промышленности;
• диспропорции в обеспечении доступности электроэнергии и газа для промышленных потребителей макрорегиона;
• низкая заинтересованность предприятий макрорегиона во внедрении инноваций, накопление технологического отставания, использование устаревших лицензионных технологий;
• диспропорции в подготовке кадров для экономики, отсутствие квалифицированных рабочих и инженерных кадров для высокотехнологичной обрабатывающей промышленности, экономики знаний, добывающей промышленности;
• значительное расслоение населения по уровню доходов (город/сельская местность);
• метрополитенизация системы расселения, концентрация населения вокруг Санкт-Петербурга и крупных городов макрорегиона, депопуляция большого числа малых населенных пунктов;
• отсутствие утвержденной концепции развития крупнейшей агломерации макрорегиона — Санкт-Петербургской городской агломерации, обеспечивающей ее переход к полицентрической модели расселения и сбалансированному развитию экономики и городской среды.
Ряд ограничений и проблем препятствует активизации приграничного сотрудничества в регионах СЗФО. Ограничения и проблемы носят политико-правовой, инфраструктурный, финансовый, организационный, административно-управленческий характер.
Заключение
1. В сложившейся ситуации экономического спада вполне логичным является поворот вектора экономической политики Северо-Западного федерального округа в сторону использования конкурентных преимуществ округа и ориентации на развитие инновационных отраслей и интенсификацию использования всех видов ресурсов.
2. Северо-Западный федеральный округ имеет ряд конкурентных преимуществ, обеспечивающих ему превосходство по отношению к другим федеральным округам в борьбе за рынки. К числу наиболее важных относится выгодное географическое по-
ложение, значительная разведанная минерально-сырьевая база (нефть, газ, никель, титан, кобальт, редкоземельные металлы, алмазы и др.), доступные биологические и лесные ресурсы, развитая транспортно-логистическая сеть и другие.
3. В Северо-Западном федеральном округе имеются реальные возможности использования конкурентных преимуществ для наращивания производства высокотехнологичной продукции и услуг в судостроении, фармацевтике, радиационных медицинских технологиях, информационно-коммуникационной отрасли, атомной энергетике, радиоэлектронике, двигателестроении, оборонно-промышленном комплексе и др. отраслях.
4. Необходимым условием реализации конкурентных преимуществ округа и нивелирования факторов, ограничивающих развитие, является широкая координация усилий и ресурсов органов исполнительной власти субъектов федерации округа и муниципальных образований, бизнес-сообщества, научных, образовательных и инжиниринговых организаций по эффективной реализации межрегиональных стратегических целей и проектов округа, согласованных с региональными и местными задачами социально-экономического развития.
1.
Список использованных источников
Стратегия социально-экономического развития СевероЗападного федерального округа на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ № 2074-р, утв. 18 ноября 2011 г. СПб.: Типография «Типограф», 2014. - 164 с.
2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 г. М.: Министерство экономического развития РФ, 2015. http://economy.gov.ru.
Competitive advantages of the macro-region as a factor of innovation development of the North-West Federal District
L. V. Ivanovskiy, Doctor of Economic Sciences, Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of strategic consulting.
M. N. Bezlepkin, PhD, Project manager.
I. V. Buldakova, Lead economist-analyst.
(«The Institute for Enterprise Issues» Company Limited)
Competitive advantages of the macro-region substantiated by the analysis of the current socio-economic situation of subjects of the Russian Federation in the territory of the North-West Federal District and their natural resources, industrial, scientific and technological, social and other potential, in the analysis identified industry specialization, the main problems and limitations. The article demonstrated ability to use competitive advantages for innovative development of district.
Keywords: macro-region, competitive advantages, limitations of development, innovative development.
CD
о
CN LO N CD
J <
CQ О