Научная статья на тему 'Основные проблемные тенденции развития Северо-Западного федерального округа в условиях рынка'

Основные проблемные тенденции развития Северо-Западного федерального округа в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2067
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Броило Е.В.

Изучение региональных тенденций, характеризующих экономический потенциал, становится неотъемлемой частью антикризисной программы на уровне субъектов Российской Федерации. Территориальное устройство федеральных округов позволяет сосредоточить внимание на причины, способствующие появлению различных кризисов, препятствующих развитию экономики страны в целом. Анализ кризисных явлений в экономике региона доказывает, что высокий уровень его социально-экономического развития еще не обеспечивает полную экономическую безопасность и возможность противостоять угрозам, исходящим от несбалансированной структуры экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемные тенденции развития Северо-Западного федерального округа в условиях рынка»

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Е.В. БРОИЛО, кандидат экономических наук, доцент Сыктывкарский государственный университет

Актуальность изучения региональных тенденций антикризисного управления обусловливается возросшей ролью регионального управления, влиянием территориальных организаций на социально-экономическое развитие территорий.

Современная региональная экономика представляет собой сложную систему, состоящую главным образом из двух многокомпонентных частей: экономической базы и социальной инфраструктуры. Но такой подход сложился далеко не сразу. Учение об экономической базе района, города, региона стало впервые разрабатываться в 20 — 30-е гг. ХХ в. советскими и американскими специалистами. В экономике города (региона) стали выделять градообразующие (районообразующие) отрасли и объекты, которые являлись каркасом развития города или региона, и отрасли, обслуживающие хозяйство и население [1]. В 1960-х гг. во многих публикациях было четко проведено деление по городам и областям, дана основная информация по важнейшим темам (географическое положение, история, народное хозяйство и т. д.).

В постсоветское время официально стало декларироваться новое отношение к экономическому развитию страны. Экономика России становится многоукладной, развиваются новые формы экономических взаимоотношений, которые при советском строе вообще могли классифицироваться как незаконные. Меняется отношение и к экономическому районированию — если в советское время район (регион) рассматривался только с точки зрения выгодности географического положения и мощности геологического потенциала [2], то теперь регионология изучает методы комплексного развития региона и рационального практического применения данных различных наук.

Объектами теории региональной экономики все больше становятся размещение инноваций, телекоммуникационных и компьютерных систем, развитие реструктурируемых и конвертируемых

промышленно-технологических комплексов. В новых теориях внимание перемещается с традиционных факторов размещения (транспортные, материальные, трудовые издержки) сначала на проблемы инфраструктурного обеспечения, структурированного рынка труда, экологические ограничения, а в последние два десятилетия — на нематериальные факторы размещения.

Характеризуя общую динамику развития российских макрорегионов и составляющих их регионов, следует подчеркнуть их устойчивую дифференциацию в уровне развития, обусловленную целым комплексом причин, включая размещение производительных сил в предыдущие десятилетия, климатическое и географическое расположение, наличие природных ресурсов и другие факторы.

Изменение условий социально-экономического развития повлекло за собой формирование новых принципов экономического планирования, межбюджетных отношений и «выравнивания» социально-экономического развития регионов, появления понятий «регион-донор» и «дотационный регион». Сам термин «дотация» (от лат. с1о1айо — дар, пожертвование), или «финансовая помощь», подразумевает финансирование на «общие нужды», а именно, на приведение к сопоставимому уровню доходов и расходов территорий.

«Регионы-доноры» — это те, что передают в федеральный бюджет больше, чем получают из него.

«Регионы-реципиенты» — это те, что имеют явный дефицит собственного бюджета и получают федеральную помощь.

По данным Министерства финансов РФ, из 68 дотационных регионов России 32 региона высокодотационны, их первоочередные расходы обеспечены собственными доходами менее чем на 50 %. На дотационные регионы России приходится 75,5 % территории и 64 % населения, т. е. они представляют большую часть страны (!). Несмотря

на достаточно высокие темпы роста экономики страны в 2001 — 2005 гг., количество дотационных регионов практически не меняется (за некоторыми исключениями).

Северо-Западный федеральный округ объединяет 11 субъектов Федерации: Республику Карелия, Республику Коми, Архангельскую область, Вологодскую область, Калининградскую область, Ленинградскую область, Мурманскую область, Новгородскую область, Псковскую область, город федерального значения Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ.

Территория округа — 1 677,9 тыс. км2. Население, проживающее на территории округа, составило на начало 2004 г. 13,9 млн чел., 82,4 % его жителей — горожане [3].

В числе несомненных «плюсов», определяющих экономическое развитие макро-региона:

1) особое геополитическое, экономико-географическое положение. Это единственный федеральный округ России, который непосредственно граничит со странами Европейского Союза, Центральной и Северной Европы — Норвегией, Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой, Эстонией, Белоруссией. Через Балтийское, Баренцево, Белое моря он имеет широкий выход в акваторию Северной Атлантики;

2) наличие относительно развитой системы коммуникаций, разнообразных видов общественного, внутрипроизводственного и внешнего транспорта. Основная масса экспедиторских и логистических компаний расположена сегодня в Москве и Санкт-Петербурге, а также в портовых городах и региональных центрах. Около 30 % транспорт-но-логистических компаний зарегистрированы в Центральном федеральном округе (в том числе, более 20 % — в Москве), 28 % — в Приволжском ФО, 18 % — в Уральском ФО и 10 % % — в Северо-Западном ФО (в том числе, 9 % — в Санкт-Петербурге) [4]. Северо-Западный регион является сегодня наиболее перспективным для создания системы современных логистических центров, обеспечивающих стыковку железнодорожного, морского и автомобильного транспорта и доставку грузов непосредственно клиенту «точно в срок».

В преддверии саммита «Большой восьмерки» 21 — 22 июня 2006 г. в Константиновском дворце прошел Петербургский транспортно-логисти-ческий форум. Он инициировал разносторонний диалог по вопросам развития транспортного сектора Северо-Запада России, стран СНГ и региона Балтийского моря, а также способствовал развитию партнерских отношений между российскими и за-

рубежными компаниями из стран СНГ и Балтии, европейских государств [5];

3) наличие больших запасов минеральных топливно-энергетических ресурсов. Минерально-сырьевые ресурсы СЗФО: апатито-нефелиновые руды и фосфориты, медно-никелевые и железные руды, запасы дефицитных видов минерального сырья (хром, марганец, титан), разнообразных строительных материалов. Общие геологические запасы крупнейшего в Европе Печорского угольного бассейна составляют 214 млрд т. Северо-Запад РФ является одной из крупнейших сырьевых баз отечественной алюминиевой промышленности;

4) высокий уровень развития различных форм внутриотраслевой и межотраслевой специализации. Северо-Западный федеральный округ — лидер по производству апатитового и нефелинового концентратов (100 % от общего объема производства в России), бумаги (62 %) и картона (52 %), рыбных консервов и пресервов (60 %), телевизоров (52 %), расфасованного натурального (сортового) чая (58 %), один из лидеров по улову рыбы и добыче других морепродуктов (41 %), производству целлюлозы (45 %), клееной фанеры (38 %) и деловой древесины (38 %), электродвигателей малой мощности (36 %), папирос и сигарет (36 %), других видов продукции.

Основа крупного бизнеса Северо-Западного региона — промышленные предприятия. Эти предприятия обеспечивают свыше 70 % от общего объема реализации продукции. По данным экспертов, суммарная выручка 250 крупнейших успешных компаний Северо-Запада в 2004 г. увеличилась на 34,7 % по сравнению с 2003 г., на четыре пункта превысив общероссийский уровень. Северо-Запад опережает другие регионы и по уровню концентрации крупных предприятий. Экономика Северо-Запада держится на металлургических и машиностроительных предприятиях, доля которых в общей сумме доходов 250 успешных компаний макро-региона составляет 13,4 и 10,1 % соответственно. Значительный вес в СЗФО имеют предприятия пищевой (9,5 %), лесной (7,0 %) и химической промышленности (4,6 %), а также электроэнергетики (6,8 %) [6];

5) относительные конкурентные преимущества по сравнению с другими регионами России в области высоких технологий, подготовки кадров, качества рабочей силы, уже осуществленным инвестициям в область исследований и разработок;

6) наличие долгосрочных внешнеэкономических и межрегиональных связей, широкая международная известность;

7) относительно благополучное социально-экономическое развитие большинства регионов СЗФО, где ведущие позиции в настоящее время занимают Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Столица СЗФО — город федерального значения Санкт-Петербург является вторым в России по числу жителей и одним из крупнейших экономических, научных, культурных центров России. В настоящее время рост экономики Санкт-Петербурга превышает запланированные показатели. Среди промышленных отраслей лидируют металлургическая и машиностроительная (с использованием наукоемкого производства). Значимыми отраслями городской экономики являются: пищевая промышленность, строительство, производство транспортных средств (во многом за счет судостроения и производства летательных аппаратов), нефтяная индустрия.

Таким образом, Северо-Западный макрорегион играет значительную роль в национальной экономике в целом и экономике стран Балтийского региона в частности.

Но, оценивая нынешнее социально-экономическое состояние Северо-Запада, можно отметить не только положительные, но и кризисные тенденции, которые приобрели в настоящее время устойчивый характер.

Первая тенденция. От прошлого века унаследована структурная деформированность экономики. В Карелии, например, 55 % объемов промышленной продукции приходится на деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность; в Республике Коми — 63,5 % на топливные отрасли (нефть и газ); в Архангельской области — 52,7 % на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность; в Вологодской области — 65,6 % на черную металлургию; в Калининградской области — 34,0 % на пищевую промышленность; в Ленинградской области — 26,8 %

на топливную и 21 % на целлюлозно-бумажную; в Мурманской области — 38,5 % на цветную металлургию и 19,4 % на пищевую; в Новгородской области — 34 % на химическую и нефтехимическую промышленность и 22,2 % на пищевую; в Псковской области — 31,6 % на машиностроение и 45 % на пищевую промышленность [7].

Процессы реструктуризации в регионах идут крайне медленно, поскольку низким остается качество государственного управления, отсутствуют действенные стимулы и ресурсы для переориентации производств.

Вторая тенденция отражает неоднородность состояния и развития регионов СЗФО. В условиях перехода к рынку региональная неоднородность России резко обострилась. Открытая мировому рынку российская экономика попала в полную зависимость от его конъюнктуры. Стало очевидным, что большинство отраслей российской экономики неконкурентоспособны по сравнению с аналогичными производствами зарубежных стран. Это коснулось практически всех отраслей обрабатывающей промышленности, а также сельского хозяйства. В районах с преобладанием таких отраслей создалась острейшая кризисная ситуация: в них резко снизился уровень производства и соответственно уровень жизни населения. В то же время продукция таких отраслей промышленности, как нефтяная и газовая, цветная металлургия, оказалась востребованной мировым рынком, соответственно существенно улучшилось положение регионов, специализирующихся на выпуске продукции этих отраслей.

Аутсайдером СЗФО считается Псковская область. Справедливости ради отметим, что в последние годы в области наблюдался рост объема ВРП. Однако оценка уровня социально-экономического развития Псковской области по отдельным показателям в 2003 и в 2005 гг. (табл. 1) показывает, что они почти вдвое хуже общероссийских.

Таблица 1

Оценка уровня социально-экономического развития Псковской области по отдельным показателям в 2003 и в 2005 гг.

Региональные показатели РФ Псковская область %

2003 г. 2005 г. 2003 г. 2005 г. 2003 г.

Валовой региональный продукт (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения (тыс. руб.) 79,9 105,4 40,3 56,6 50,7

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. руб.) 15,1 22,7 5,2 7,5 34,4

Объем внешнеторгового оборота (суммарного объема экспорта и импорта на душу населения), (млн долл. США). 1,32 1,4 0,5 0,5 37,9

Соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума 3,5 2,5 2,2 1,7 62,9

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (%) 22,5 21,6 35,8 20,4 159,1

Источник: [8].

Несмотря на то, что в Псковской области происходило снижение удельного веса убыточных организаций: 2002 г. - 51,9 %, 2003 г. - 42,8 %, 2004 г. -39,6 %, 2005 г. — 35,2 %, основные экономические показатели региона отражают высокий уровень нестабильности, а также явные и латентные кризисные процессы (табл. 2).

Республика Карелия по многим показателям опережает Псковскую область. На основании комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ за 1999 — 2003 гг. и прогноза на 2004 — 2005 гг. республика была отнесена к регионам со средним уровнем развития и получила в региональном рейтинге скромное 50-е место [10]. Рост мировых цен на газетную бумагу, целлюлозу, лесоматериалы, необработанный алюминий, железорудные окатыши способствовал увеличению экспортной доли продукции лесного комплекса республики до 65 %, черной и цветной металлургии — до 27 % [11].

Диспропорции в экономике региона обусловили и направленность инвестиционных потоков. Относительно низкие производственные издержки (по сравнению со странами ЕС) и высокая эффективность экспорта сделали привлекательным участие внешних инвесторов в производственной кооперации и размещении производств в основном в лесопромышленный комплекс (ЛПК).

Таким образом, в Псковской области и Республике Карелия налицо инерционность процессов, обусловленных дореформенным развитием, качественной незавершенностью рыночных преобразо-

Основные показатели, характеризующ]

ваний, ограниченностью ресурсов власти и бизнеса для диверсификации экономики.

В Республике Коми лидирующие позиции в минерально-сырьевом потенциале занимает нефтегазовый комплекс, годовой объем которого за период с 1997 г. увеличился в 4,4 раза (с 6,9 млрд руб. до 30,5 млрд руб. в 2004 г.) [12]. За период с 1997 по 2004 г. прирост валового регионального продукта составил в республике 16,8 % за счет увеличения объемов промышленного производства на 20,7 %, работ в строительстве — на 34,4 %, услуг сферы торговли и общественного питания — на 27,3 %. За период 2003 — 2004 гг. прирост ВРП составил 8,1 % и был обеспечен отраслями промышленности на 7,8 %, строительства — на 9,8 %, транспорта — на 16,2 %, торговли — на 17,2 %.

Пережив в 1990-е гг. длительный спад, обусловленный стремительной трансформацией российской экономики, начиная с 1999 г. непрерывно растет экономика Вологодской области. Среднегодовые темпы роста валового регионального продукта за последние пять лет составили 6,0 %, что несколько ниже темпов роста суммарного ВРП регионов России (6,8 %). В 2005 г. область заняла 2-е место по приросту ВРП после Санкт-Петербурга.

Вместе с тем в Вологодской области имеет место высокая зависимость доходов областного бюджета от «Северстали», на которую приходится от 25 до 40 % доходов бюджета [13].

Серьезной проблемой регионов СЗФО является высокий удельный вес теневого сектора, что и составляет третью тенденцию. По различным

Таблица 2

экономику Псковской области в 2005 г.

Оборот организаций (в действующих ценах), млн руб. 2005 г. 81 919 в % к 2004 г. 120

Индекс промышленного производства 4 Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади х 95,9 99,4 72

Объем продукции сельского хозяйства, млн руб. 8 850 87

Объем коммерческих перевозок грузов автомобильных транспортом 2), тыс. т Оборот розничной торговли, млн руб. Объем платных услуг населению, млн руб. 1 071 28 248 7 193 89 108 103

Численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода), тыс. человек 11,4 108

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника, руб. 5 686 3) 124 4)

Индекс потребительских цен, % х 110,5 5)

Источник: [9]. Примечание:

1) в целом по видам деятельности «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды»;

2) с учетом индивидуальных предпринимателей;

3) данные за январь — ноябрь 2005 г.;

4) январь — ноябрь 2005 г. в % к январю — ноябрю 2004 г.;

5) декабрь 2005 г. в % к декабрю 2004 г.

оценкам, в большинстве регионов СЗФО доля теневого сектора достигает от 25 до 50 % ВВП (как мы отмечали выше, в Калининградской области от 60 до 95 % ВРП). Лидерами теневой экономической деятельности в макрорегионе являются: топливная промышленность, цветная металлургия, строительная индустрия, лесопромышленный комплекс, сельское хозяйство, пищевая промышленность, торговля и общественное питание [14].

По мнению многих экспертов, наиболее высокий уровень «теневизации» наблюдается в лесопромышленном комплексе, традиционно имеющем жизненное значение для Северо-Запада. Известно, что одним из главных конкурентных преимуществ России являются ее богатейшие лесные ресурсы. Однако до настоящего времени многие проблемы ЛПК остаются неурегулированными. Обладая пятой частью всех мировых лесов и половиной хвойных лесов, Россия обеспечивает только 2,5 % мировой заготовки древесины, 4 % — производства пиломатериалов, 1,5 % — бумаги и картона. При этом незаконные вырубки лесов и торговля древесиной достигли в ряде регионов страны таких масштабов, что их уже невозможно не замечать: объемы незаконного экспорта леса практически сопоставимы с региональными бюджетами. Освоение расчетной лесосеки в Российской Федерации составляет всего 22 %, а отечественная промышленность перерабатывает лишь пятую часть всего вырубаемого леса.

При существовании целого ряда государственных структур, ответственных за данную сферу многие годы, происходят хищение и уничтожение лесного фонда. Так называемые «льготные рубки» с разрешения местных властей являются по существу прямым стимулом для коррупции. По данным Федерального агентства по лесному хозяйству, потери госбюджета от льготного лесопользования составляют около 1,1 млрд руб. в год. Административные взыскания и привлечение к уголовной ответственности в основном касаются не юридических и физических лиц — организаторов преступных схем и должностных лиц, способствующих незаконной деятельности, а простых исполнителей, физических лиц, уличенных в незаконной рубке или транспортировке леса.

В результате незаконной деятельности в области лесопользования доля высокопродуктивных хвойных насаждений в российских лесах неуклонно сокращается. Чрезмерно интенсивная вырубка продуктивных хвойных лесов существенно снизила коммерческую ценность лесного фонда. Произош-

ла масштабная смена наиболее продуктивных хвойных лесов мягколиственными. В 1,5 раза за десятилетие уменьшилась доля самых ценных для промышленности сосновых лесов на Европейском Севере [15].

Серьезным фактором, способствующим сохранению и укреплению теневого сектора экономики СЗФО, является нелегальная миграция. По мнению экспертов, 75 % мигрантов получают зарплату «черным налом», 80 % мигрантов не имеют письменного контракта с работодателем, 90 % мигрантов не имеют разрешения на работу, 50 % мигрантов не имеют регистрации по месту пребывания. В результате более 90 % мигрантской занятости находится в «тени». Мигрантская занятость встроена в самые неформальные и теневые сегменты экономики, которые предъявляют спрос на неформальный, социально незащищенный и дешевый труд [16].

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что механизм взаимодействия открытого и теневого секторов экономики СЗФО определяется следующими факторами:

1) отраслевой структурой экономики регионов;

2) пространственными характеристиками регионов;

3) олигархической структурой крупного капитала;

4) неэффективностью государственного управления, где доминирующую роль продолжает играть «административный ресурс», слабой аналитической проработкой принимаемых решений;

5) нестабильностью законодательства, которое часто пересматривается по инициативе «групп влияния», не учитывая последствия пересмотра и интересов различных сторон;

6) коррупцией, которая выступает, с одной стороны, компенсатором пробелов действующего законодательства и инструментом, с помощью которого достигается некий баланс в расстановке сил на региональных рынках, а с другой — показателем квазирыночного характера национальной экономики, которая пока не способна успешно функционировать по законам конкуренции.

Следует учитывать также, что теневизация экономики является весьма благоприятной средой для всевозможных нарушений в области недропользования и охраны окружающей среды.

Четвертой тенденцией, ярко выраженной, которая наблюдается в экономике СЗФО, является

высокий уровень монополизации рынка. Усиление топливно-сырьевой направленности позволяет крупным «игрокам» контролировать рынок, договариваться об уровнях цен. Большинство предприятий, объединений, особенно в энергетике, — это монополисты, способные диктовать свою волю всей экономике, в частности навязывать свои условия в отношении ведения производства, качества продукции, ее цены.

В последние годы в экономике СЗФО существенно меняется структура промышленного производства, в котором все более начинают преобладать сырьевые отрасли — топливная промышленность и металлургия при сокращении удельного веса основных отраслей — машиностроения, химической промышленности, а также легкой и пищевой промышленности. В результате формирование бюджетов субъектов Федерации, входящих в СЗФО (исключение составляет лишь Санкт-Петербург), зависит от результатов деятельности 1 — 3 крупных предприятий (например, в Вологодской области — «Северсталь»), действующих на этой территории. Это означает, что достаточно произойти изменению конъюнктуры рынка в ключевой отрасли данного региона, и он из «донора» перейдет в разряд дотационных.

В качестве пятой тенденции развития экономики СЗФО, как и экономики страны в целом, следует назвать неравный уровень конкуренции и снижение доли малого предпринимательства. Неравный уровень конкуренции находит свое выражение в наличии барьеров для развития предпринимательства, неравенстве условий ведения бизнеса для различных участников, прежде всего участников малого бизнеса. В настоящее время даже в благополучных регионах стремительно сокращается численность малых предприятий. Например, если на 1 июля 2005 г. в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 254,5 тыс. субъектов малого предпринимательства (114,5 тыс. юридических лиц и около 140 тыс. ПБОЮЛ), то на 1 января 2006 г. их осталось 160,9 тыс. (114,5 тыс. малых предприятий и 46,4 тыс. ПБОЮЛ) [17]. То есть 100 тыс. предпринимателей без образования юридического лица всего за полгода прекратили свое существование...

В крупных городах СЗФО продолжается ликвидация торговых павильонов, уничтожение небольших пассажирских перевозчиков, рост арендной платы за городские помещения и другие подобные явления. Митинги, пикеты, акции протеста, публикации в СМИ, обращения предпринимателей в органы власти всех уровней не решают этих проблем.

Довольно часто неравные условия конкуренции создаются самой исполнительной властью, которая не проявляет заботы о благоприятном хозяйственном климате и цивилизованных «правилах игры» в региональной экономике.

Краткий анализ наиболее выраженных кризисных явлений в экономике макрорегиона показал, что достаточно высокий уровень его социально-экономического развития еще не обеспечивает экономической безопасности как способности государства и общества противостоять угрозам, исходящим от несбалансированной структуры экономики и теневого сектора. Учитывая существующую практику неформальных экономических отношений в лесозаготовке, строительстве, торговле, общественном питании, образовании и других отраслях, неоднородности состояния важнейших социальных индикаторов в различных регионах, говорить о социально-экономическом благополучии СЗФО сегодня не приходится.

Обобщая вышесказанное, подчеркнем, что наибольшую опасность для стабильности и развития Северо-Запада представляют:

• структурная деформированность экономики регионов;

• неоднородность состояния и развития регионов;

• несбалансированность ресурсов и обязательств консолидированных бюджетов территорий;

• высокий удельный вес теневого сектора;

• высокий уровень монополизации рынков;

• неравный уровень конкуренции для участников экономической деятельности;

• усиление имущественного расслоения населения с одновременным увеличением численности населения с доходами ниже прожиточного минимума;

• нарастание демографических проблем;

• низкое качество миграционной политики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• дефицит высококвалифицированных рабочих и служащих.

К сказанному следует добавить, что предприятия Северо-Запада испытывают острую потребность в обновлении основных фондов, износ которых в промышленности достиг 50 — 80 %, в сфере ЖКХ—60 %, в сельском хозяйстве и строительстве — 40 %, на транспорте и связи — 45 %.

Сложившиеся социально-экономические диспропорции находят свое конкретное выражение в деятельности коммерческих и некоммерческих субъектов экономической деятельности, отраслевых стратегиях и формах антикризисного управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батчаев А. Р., Климов С. М, Ходачек А. М. Государственное регулирование региональной экономики. — М.: Олимп Бизнес, 2005.

2. Шундалов И. Ю. В поисках идеального указателя: опыт составления библиографии по экономике Петербурга. //Проблемы современной экономики. 2003. № 1.

3. Россия 2005: Стат. справочник/Росстат. — М., 2005.

4. Российский рынок транспортно-логистичес-ких услуг: тенденции и перспективы развития. /Аналитический обзор. — М.: РосБизнесКонсалтинг (РБК), 2006.

5. Материалы Петербургского транспортно-ло-гистического форума. 2006 г. // http://foram. rzd-partner. га

6. Ежегодный рейтинг крупнейших компаний Северо-Западного региона России «Северо-Запад-250». //Эксперт Северо-Запад. - 2005. - № 42.

7. Коротков В. Г. Региональный аспект развития предпринимательства (на примере СевероЗападного федерального округа). //Проблемы современной экономики. 2004. № 4.

8. Данные официального сайта Псковской области. // http://www. pskov. ru/ru/economics/ program/situation.

9. Социально-экономическое положение Псковской области в 2005 году. //http://www. pskov. ru/ru/economics/social-economic/soc05

10. Головачев В. Аршином общим не измерить / В. Головачев // Экономика и жизнь. — 2004. № 42.

11. Доклад Главы Республики Карелия «Основные итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2004 год».

12. Социально-экономическое развитие Республики Коми. /Правительство Республики Коми. -Сыктывкар, февраль 2005 г.

13. Вологодская область. Кредитно-рейтинговый отчет Moody's Interfax Rating Agency. Ноябрь 2004 г.

14. Голованов Н. М, Перекислов В. Е, Фадеев В. А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. — СПб.: Питер, 2003.

15. Сценарии развития лесного комплекса России до 2015 года. Целлюлозно-бумажная промышленность. //Информационно-аналитическая система лесной отрасли. — http://www. rwt. ru

16. Тюрюканова Е. Инфраструктура трудовой миграции как инструмент миграционной политики. — Екатеринбург, 2006.

17. Данные Петростата; Александров А. Малый бизнес мельчает. //Санкт-Петербургский бизнес-журнал. 2006. № 6.

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке составляет 40 дней.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.financepress.ru

(495) 621-91-90 e-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.