ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
В УСЛОВИЯХ РЫНКА
Е.В. БРОИЛО, кандидат экономических наук, доцент Сыктывкарский государственный университет
Актуальность изучения региональных тенденций антикризисного управления обусловливается возросшей ролью регионального управления, влиянием территориальных организаций на социально-экономическое развитие территорий.
Современная региональная экономика представляет собой сложную систему, состоящую главным образом из двух многокомпонентных частей: экономической базы и социальной инфраструктуры. Но такой подход сложился далеко не сразу. Учение об экономической базе района, города, региона стало впервые разрабатываться в 20 — 30-е гг. ХХ в. советскими и американскими специалистами. В экономике города (региона) стали выделять градообразующие (районообразующие) отрасли и объекты, которые являлись каркасом развития города или региона, и отрасли, обслуживающие хозяйство и население [1]. В 1960-х гг. во многих публикациях было четко проведено деление по городам и областям, дана основная информация по важнейшим темам (географическое положение, история, народное хозяйство и т. д.).
В постсоветское время официально стало декларироваться новое отношение к экономическому развитию страны. Экономика России становится многоукладной, развиваются новые формы экономических взаимоотношений, которые при советском строе вообще могли классифицироваться как незаконные. Меняется отношение и к экономическому районированию — если в советское время район (регион) рассматривался только с точки зрения выгодности географического положения и мощности геологического потенциала [2], то теперь регионология изучает методы комплексного развития региона и рационального практического применения данных различных наук.
Объектами теории региональной экономики все больше становятся размещение инноваций, телекоммуникационных и компьютерных систем, развитие реструктурируемых и конвертируемых
промышленно-технологических комплексов. В новых теориях внимание перемещается с традиционных факторов размещения (транспортные, материальные, трудовые издержки) сначала на проблемы инфраструктурного обеспечения, структурированного рынка труда, экологические ограничения, а в последние два десятилетия — на нематериальные факторы размещения.
Характеризуя общую динамику развития российских макрорегионов и составляющих их регионов, следует подчеркнуть их устойчивую дифференциацию в уровне развития, обусловленную целым комплексом причин, включая размещение производительных сил в предыдущие десятилетия, климатическое и географическое расположение, наличие природных ресурсов и другие факторы.
Изменение условий социально-экономического развития повлекло за собой формирование новых принципов экономического планирования, межбюджетных отношений и «выравнивания» социально-экономического развития регионов, появления понятий «регион-донор» и «дотационный регион». Сам термин «дотация» (от лат. с1о1айо — дар, пожертвование), или «финансовая помощь», подразумевает финансирование на «общие нужды», а именно, на приведение к сопоставимому уровню доходов и расходов территорий.
«Регионы-доноры» — это те, что передают в федеральный бюджет больше, чем получают из него.
«Регионы-реципиенты» — это те, что имеют явный дефицит собственного бюджета и получают федеральную помощь.
По данным Министерства финансов РФ, из 68 дотационных регионов России 32 региона высокодотационны, их первоочередные расходы обеспечены собственными доходами менее чем на 50 %. На дотационные регионы России приходится 75,5 % территории и 64 % населения, т. е. они представляют большую часть страны (!). Несмотря
на достаточно высокие темпы роста экономики страны в 2001 — 2005 гг., количество дотационных регионов практически не меняется (за некоторыми исключениями).
Северо-Западный федеральный округ объединяет 11 субъектов Федерации: Республику Карелия, Республику Коми, Архангельскую область, Вологодскую область, Калининградскую область, Ленинградскую область, Мурманскую область, Новгородскую область, Псковскую область, город федерального значения Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ.
Территория округа — 1 677,9 тыс. км2. Население, проживающее на территории округа, составило на начало 2004 г. 13,9 млн чел., 82,4 % его жителей — горожане [3].
В числе несомненных «плюсов», определяющих экономическое развитие макро-региона:
1) особое геополитическое, экономико-географическое положение. Это единственный федеральный округ России, который непосредственно граничит со странами Европейского Союза, Центральной и Северной Европы — Норвегией, Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой, Эстонией, Белоруссией. Через Балтийское, Баренцево, Белое моря он имеет широкий выход в акваторию Северной Атлантики;
2) наличие относительно развитой системы коммуникаций, разнообразных видов общественного, внутрипроизводственного и внешнего транспорта. Основная масса экспедиторских и логистических компаний расположена сегодня в Москве и Санкт-Петербурге, а также в портовых городах и региональных центрах. Около 30 % транспорт-но-логистических компаний зарегистрированы в Центральном федеральном округе (в том числе, более 20 % — в Москве), 28 % — в Приволжском ФО, 18 % — в Уральском ФО и 10 % % — в Северо-Западном ФО (в том числе, 9 % — в Санкт-Петербурге) [4]. Северо-Западный регион является сегодня наиболее перспективным для создания системы современных логистических центров, обеспечивающих стыковку железнодорожного, морского и автомобильного транспорта и доставку грузов непосредственно клиенту «точно в срок».
В преддверии саммита «Большой восьмерки» 21 — 22 июня 2006 г. в Константиновском дворце прошел Петербургский транспортно-логисти-ческий форум. Он инициировал разносторонний диалог по вопросам развития транспортного сектора Северо-Запада России, стран СНГ и региона Балтийского моря, а также способствовал развитию партнерских отношений между российскими и за-
рубежными компаниями из стран СНГ и Балтии, европейских государств [5];
3) наличие больших запасов минеральных топливно-энергетических ресурсов. Минерально-сырьевые ресурсы СЗФО: апатито-нефелиновые руды и фосфориты, медно-никелевые и железные руды, запасы дефицитных видов минерального сырья (хром, марганец, титан), разнообразных строительных материалов. Общие геологические запасы крупнейшего в Европе Печорского угольного бассейна составляют 214 млрд т. Северо-Запад РФ является одной из крупнейших сырьевых баз отечественной алюминиевой промышленности;
4) высокий уровень развития различных форм внутриотраслевой и межотраслевой специализации. Северо-Западный федеральный округ — лидер по производству апатитового и нефелинового концентратов (100 % от общего объема производства в России), бумаги (62 %) и картона (52 %), рыбных консервов и пресервов (60 %), телевизоров (52 %), расфасованного натурального (сортового) чая (58 %), один из лидеров по улову рыбы и добыче других морепродуктов (41 %), производству целлюлозы (45 %), клееной фанеры (38 %) и деловой древесины (38 %), электродвигателей малой мощности (36 %), папирос и сигарет (36 %), других видов продукции.
Основа крупного бизнеса Северо-Западного региона — промышленные предприятия. Эти предприятия обеспечивают свыше 70 % от общего объема реализации продукции. По данным экспертов, суммарная выручка 250 крупнейших успешных компаний Северо-Запада в 2004 г. увеличилась на 34,7 % по сравнению с 2003 г., на четыре пункта превысив общероссийский уровень. Северо-Запад опережает другие регионы и по уровню концентрации крупных предприятий. Экономика Северо-Запада держится на металлургических и машиностроительных предприятиях, доля которых в общей сумме доходов 250 успешных компаний макро-региона составляет 13,4 и 10,1 % соответственно. Значительный вес в СЗФО имеют предприятия пищевой (9,5 %), лесной (7,0 %) и химической промышленности (4,6 %), а также электроэнергетики (6,8 %) [6];
5) относительные конкурентные преимущества по сравнению с другими регионами России в области высоких технологий, подготовки кадров, качества рабочей силы, уже осуществленным инвестициям в область исследований и разработок;
6) наличие долгосрочных внешнеэкономических и межрегиональных связей, широкая международная известность;
7) относительно благополучное социально-экономическое развитие большинства регионов СЗФО, где ведущие позиции в настоящее время занимают Санкт-Петербург и Ленинградская область.
Столица СЗФО — город федерального значения Санкт-Петербург является вторым в России по числу жителей и одним из крупнейших экономических, научных, культурных центров России. В настоящее время рост экономики Санкт-Петербурга превышает запланированные показатели. Среди промышленных отраслей лидируют металлургическая и машиностроительная (с использованием наукоемкого производства). Значимыми отраслями городской экономики являются: пищевая промышленность, строительство, производство транспортных средств (во многом за счет судостроения и производства летательных аппаратов), нефтяная индустрия.
Таким образом, Северо-Западный макрорегион играет значительную роль в национальной экономике в целом и экономике стран Балтийского региона в частности.
Но, оценивая нынешнее социально-экономическое состояние Северо-Запада, можно отметить не только положительные, но и кризисные тенденции, которые приобрели в настоящее время устойчивый характер.
Первая тенденция. От прошлого века унаследована структурная деформированность экономики. В Карелии, например, 55 % объемов промышленной продукции приходится на деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность; в Республике Коми — 63,5 % на топливные отрасли (нефть и газ); в Архангельской области — 52,7 % на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность; в Вологодской области — 65,6 % на черную металлургию; в Калининградской области — 34,0 % на пищевую промышленность; в Ленинградской области — 26,8 %
на топливную и 21 % на целлюлозно-бумажную; в Мурманской области — 38,5 % на цветную металлургию и 19,4 % на пищевую; в Новгородской области — 34 % на химическую и нефтехимическую промышленность и 22,2 % на пищевую; в Псковской области — 31,6 % на машиностроение и 45 % на пищевую промышленность [7].
Процессы реструктуризации в регионах идут крайне медленно, поскольку низким остается качество государственного управления, отсутствуют действенные стимулы и ресурсы для переориентации производств.
Вторая тенденция отражает неоднородность состояния и развития регионов СЗФО. В условиях перехода к рынку региональная неоднородность России резко обострилась. Открытая мировому рынку российская экономика попала в полную зависимость от его конъюнктуры. Стало очевидным, что большинство отраслей российской экономики неконкурентоспособны по сравнению с аналогичными производствами зарубежных стран. Это коснулось практически всех отраслей обрабатывающей промышленности, а также сельского хозяйства. В районах с преобладанием таких отраслей создалась острейшая кризисная ситуация: в них резко снизился уровень производства и соответственно уровень жизни населения. В то же время продукция таких отраслей промышленности, как нефтяная и газовая, цветная металлургия, оказалась востребованной мировым рынком, соответственно существенно улучшилось положение регионов, специализирующихся на выпуске продукции этих отраслей.
Аутсайдером СЗФО считается Псковская область. Справедливости ради отметим, что в последние годы в области наблюдался рост объема ВРП. Однако оценка уровня социально-экономического развития Псковской области по отдельным показателям в 2003 и в 2005 гг. (табл. 1) показывает, что они почти вдвое хуже общероссийских.
Таблица 1
Оценка уровня социально-экономического развития Псковской области по отдельным показателям в 2003 и в 2005 гг.
Региональные показатели РФ Псковская область %
2003 г. 2005 г. 2003 г. 2005 г. 2003 г.
Валовой региональный продукт (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения (тыс. руб.) 79,9 105,4 40,3 56,6 50,7
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. руб.) 15,1 22,7 5,2 7,5 34,4
Объем внешнеторгового оборота (суммарного объема экспорта и импорта на душу населения), (млн долл. США). 1,32 1,4 0,5 0,5 37,9
Соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума 3,5 2,5 2,2 1,7 62,9
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (%) 22,5 21,6 35,8 20,4 159,1
Источник: [8].
Несмотря на то, что в Псковской области происходило снижение удельного веса убыточных организаций: 2002 г. - 51,9 %, 2003 г. - 42,8 %, 2004 г. -39,6 %, 2005 г. — 35,2 %, основные экономические показатели региона отражают высокий уровень нестабильности, а также явные и латентные кризисные процессы (табл. 2).
Республика Карелия по многим показателям опережает Псковскую область. На основании комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ за 1999 — 2003 гг. и прогноза на 2004 — 2005 гг. республика была отнесена к регионам со средним уровнем развития и получила в региональном рейтинге скромное 50-е место [10]. Рост мировых цен на газетную бумагу, целлюлозу, лесоматериалы, необработанный алюминий, железорудные окатыши способствовал увеличению экспортной доли продукции лесного комплекса республики до 65 %, черной и цветной металлургии — до 27 % [11].
Диспропорции в экономике региона обусловили и направленность инвестиционных потоков. Относительно низкие производственные издержки (по сравнению со странами ЕС) и высокая эффективность экспорта сделали привлекательным участие внешних инвесторов в производственной кооперации и размещении производств в основном в лесопромышленный комплекс (ЛПК).
Таким образом, в Псковской области и Республике Карелия налицо инерционность процессов, обусловленных дореформенным развитием, качественной незавершенностью рыночных преобразо-
Основные показатели, характеризующ]
ваний, ограниченностью ресурсов власти и бизнеса для диверсификации экономики.
В Республике Коми лидирующие позиции в минерально-сырьевом потенциале занимает нефтегазовый комплекс, годовой объем которого за период с 1997 г. увеличился в 4,4 раза (с 6,9 млрд руб. до 30,5 млрд руб. в 2004 г.) [12]. За период с 1997 по 2004 г. прирост валового регионального продукта составил в республике 16,8 % за счет увеличения объемов промышленного производства на 20,7 %, работ в строительстве — на 34,4 %, услуг сферы торговли и общественного питания — на 27,3 %. За период 2003 — 2004 гг. прирост ВРП составил 8,1 % и был обеспечен отраслями промышленности на 7,8 %, строительства — на 9,8 %, транспорта — на 16,2 %, торговли — на 17,2 %.
Пережив в 1990-е гг. длительный спад, обусловленный стремительной трансформацией российской экономики, начиная с 1999 г. непрерывно растет экономика Вологодской области. Среднегодовые темпы роста валового регионального продукта за последние пять лет составили 6,0 %, что несколько ниже темпов роста суммарного ВРП регионов России (6,8 %). В 2005 г. область заняла 2-е место по приросту ВРП после Санкт-Петербурга.
Вместе с тем в Вологодской области имеет место высокая зависимость доходов областного бюджета от «Северстали», на которую приходится от 25 до 40 % доходов бюджета [13].
Серьезной проблемой регионов СЗФО является высокий удельный вес теневого сектора, что и составляет третью тенденцию. По различным
Таблица 2
экономику Псковской области в 2005 г.
Оборот организаций (в действующих ценах), млн руб. 2005 г. 81 919 в % к 2004 г. 120
Индекс промышленного производства 4 Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади х 95,9 99,4 72
Объем продукции сельского хозяйства, млн руб. 8 850 87
Объем коммерческих перевозок грузов автомобильных транспортом 2), тыс. т Оборот розничной торговли, млн руб. Объем платных услуг населению, млн руб. 1 071 28 248 7 193 89 108 103
Численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода), тыс. человек 11,4 108
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника, руб. 5 686 3) 124 4)
Индекс потребительских цен, % х 110,5 5)
Источник: [9]. Примечание:
1) в целом по видам деятельности «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды»;
2) с учетом индивидуальных предпринимателей;
3) данные за январь — ноябрь 2005 г.;
4) январь — ноябрь 2005 г. в % к январю — ноябрю 2004 г.;
5) декабрь 2005 г. в % к декабрю 2004 г.
оценкам, в большинстве регионов СЗФО доля теневого сектора достигает от 25 до 50 % ВВП (как мы отмечали выше, в Калининградской области от 60 до 95 % ВРП). Лидерами теневой экономической деятельности в макрорегионе являются: топливная промышленность, цветная металлургия, строительная индустрия, лесопромышленный комплекс, сельское хозяйство, пищевая промышленность, торговля и общественное питание [14].
По мнению многих экспертов, наиболее высокий уровень «теневизации» наблюдается в лесопромышленном комплексе, традиционно имеющем жизненное значение для Северо-Запада. Известно, что одним из главных конкурентных преимуществ России являются ее богатейшие лесные ресурсы. Однако до настоящего времени многие проблемы ЛПК остаются неурегулированными. Обладая пятой частью всех мировых лесов и половиной хвойных лесов, Россия обеспечивает только 2,5 % мировой заготовки древесины, 4 % — производства пиломатериалов, 1,5 % — бумаги и картона. При этом незаконные вырубки лесов и торговля древесиной достигли в ряде регионов страны таких масштабов, что их уже невозможно не замечать: объемы незаконного экспорта леса практически сопоставимы с региональными бюджетами. Освоение расчетной лесосеки в Российской Федерации составляет всего 22 %, а отечественная промышленность перерабатывает лишь пятую часть всего вырубаемого леса.
При существовании целого ряда государственных структур, ответственных за данную сферу многие годы, происходят хищение и уничтожение лесного фонда. Так называемые «льготные рубки» с разрешения местных властей являются по существу прямым стимулом для коррупции. По данным Федерального агентства по лесному хозяйству, потери госбюджета от льготного лесопользования составляют около 1,1 млрд руб. в год. Административные взыскания и привлечение к уголовной ответственности в основном касаются не юридических и физических лиц — организаторов преступных схем и должностных лиц, способствующих незаконной деятельности, а простых исполнителей, физических лиц, уличенных в незаконной рубке или транспортировке леса.
В результате незаконной деятельности в области лесопользования доля высокопродуктивных хвойных насаждений в российских лесах неуклонно сокращается. Чрезмерно интенсивная вырубка продуктивных хвойных лесов существенно снизила коммерческую ценность лесного фонда. Произош-
ла масштабная смена наиболее продуктивных хвойных лесов мягколиственными. В 1,5 раза за десятилетие уменьшилась доля самых ценных для промышленности сосновых лесов на Европейском Севере [15].
Серьезным фактором, способствующим сохранению и укреплению теневого сектора экономики СЗФО, является нелегальная миграция. По мнению экспертов, 75 % мигрантов получают зарплату «черным налом», 80 % мигрантов не имеют письменного контракта с работодателем, 90 % мигрантов не имеют разрешения на работу, 50 % мигрантов не имеют регистрации по месту пребывания. В результате более 90 % мигрантской занятости находится в «тени». Мигрантская занятость встроена в самые неформальные и теневые сегменты экономики, которые предъявляют спрос на неформальный, социально незащищенный и дешевый труд [16].
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что механизм взаимодействия открытого и теневого секторов экономики СЗФО определяется следующими факторами:
1) отраслевой структурой экономики регионов;
2) пространственными характеристиками регионов;
3) олигархической структурой крупного капитала;
4) неэффективностью государственного управления, где доминирующую роль продолжает играть «административный ресурс», слабой аналитической проработкой принимаемых решений;
5) нестабильностью законодательства, которое часто пересматривается по инициативе «групп влияния», не учитывая последствия пересмотра и интересов различных сторон;
6) коррупцией, которая выступает, с одной стороны, компенсатором пробелов действующего законодательства и инструментом, с помощью которого достигается некий баланс в расстановке сил на региональных рынках, а с другой — показателем квазирыночного характера национальной экономики, которая пока не способна успешно функционировать по законам конкуренции.
Следует учитывать также, что теневизация экономики является весьма благоприятной средой для всевозможных нарушений в области недропользования и охраны окружающей среды.
Четвертой тенденцией, ярко выраженной, которая наблюдается в экономике СЗФО, является
высокий уровень монополизации рынка. Усиление топливно-сырьевой направленности позволяет крупным «игрокам» контролировать рынок, договариваться об уровнях цен. Большинство предприятий, объединений, особенно в энергетике, — это монополисты, способные диктовать свою волю всей экономике, в частности навязывать свои условия в отношении ведения производства, качества продукции, ее цены.
В последние годы в экономике СЗФО существенно меняется структура промышленного производства, в котором все более начинают преобладать сырьевые отрасли — топливная промышленность и металлургия при сокращении удельного веса основных отраслей — машиностроения, химической промышленности, а также легкой и пищевой промышленности. В результате формирование бюджетов субъектов Федерации, входящих в СЗФО (исключение составляет лишь Санкт-Петербург), зависит от результатов деятельности 1 — 3 крупных предприятий (например, в Вологодской области — «Северсталь»), действующих на этой территории. Это означает, что достаточно произойти изменению конъюнктуры рынка в ключевой отрасли данного региона, и он из «донора» перейдет в разряд дотационных.
В качестве пятой тенденции развития экономики СЗФО, как и экономики страны в целом, следует назвать неравный уровень конкуренции и снижение доли малого предпринимательства. Неравный уровень конкуренции находит свое выражение в наличии барьеров для развития предпринимательства, неравенстве условий ведения бизнеса для различных участников, прежде всего участников малого бизнеса. В настоящее время даже в благополучных регионах стремительно сокращается численность малых предприятий. Например, если на 1 июля 2005 г. в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 254,5 тыс. субъектов малого предпринимательства (114,5 тыс. юридических лиц и около 140 тыс. ПБОЮЛ), то на 1 января 2006 г. их осталось 160,9 тыс. (114,5 тыс. малых предприятий и 46,4 тыс. ПБОЮЛ) [17]. То есть 100 тыс. предпринимателей без образования юридического лица всего за полгода прекратили свое существование...
В крупных городах СЗФО продолжается ликвидация торговых павильонов, уничтожение небольших пассажирских перевозчиков, рост арендной платы за городские помещения и другие подобные явления. Митинги, пикеты, акции протеста, публикации в СМИ, обращения предпринимателей в органы власти всех уровней не решают этих проблем.
Довольно часто неравные условия конкуренции создаются самой исполнительной властью, которая не проявляет заботы о благоприятном хозяйственном климате и цивилизованных «правилах игры» в региональной экономике.
Краткий анализ наиболее выраженных кризисных явлений в экономике макрорегиона показал, что достаточно высокий уровень его социально-экономического развития еще не обеспечивает экономической безопасности как способности государства и общества противостоять угрозам, исходящим от несбалансированной структуры экономики и теневого сектора. Учитывая существующую практику неформальных экономических отношений в лесозаготовке, строительстве, торговле, общественном питании, образовании и других отраслях, неоднородности состояния важнейших социальных индикаторов в различных регионах, говорить о социально-экономическом благополучии СЗФО сегодня не приходится.
Обобщая вышесказанное, подчеркнем, что наибольшую опасность для стабильности и развития Северо-Запада представляют:
• структурная деформированность экономики регионов;
• неоднородность состояния и развития регионов;
• несбалансированность ресурсов и обязательств консолидированных бюджетов территорий;
• высокий удельный вес теневого сектора;
• высокий уровень монополизации рынков;
• неравный уровень конкуренции для участников экономической деятельности;
• усиление имущественного расслоения населения с одновременным увеличением численности населения с доходами ниже прожиточного минимума;
• нарастание демографических проблем;
• низкое качество миграционной политики;
• дефицит высококвалифицированных рабочих и служащих.
К сказанному следует добавить, что предприятия Северо-Запада испытывают острую потребность в обновлении основных фондов, износ которых в промышленности достиг 50 — 80 %, в сфере ЖКХ—60 %, в сельском хозяйстве и строительстве — 40 %, на транспорте и связи — 45 %.
Сложившиеся социально-экономические диспропорции находят свое конкретное выражение в деятельности коммерческих и некоммерческих субъектов экономической деятельности, отраслевых стратегиях и формах антикризисного управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батчаев А. Р., Климов С. М, Ходачек А. М. Государственное регулирование региональной экономики. — М.: Олимп Бизнес, 2005.
2. Шундалов И. Ю. В поисках идеального указателя: опыт составления библиографии по экономике Петербурга. //Проблемы современной экономики. 2003. № 1.
3. Россия 2005: Стат. справочник/Росстат. — М., 2005.
4. Российский рынок транспортно-логистичес-ких услуг: тенденции и перспективы развития. /Аналитический обзор. — М.: РосБизнесКонсалтинг (РБК), 2006.
5. Материалы Петербургского транспортно-ло-гистического форума. 2006 г. // http://foram. rzd-partner. га
6. Ежегодный рейтинг крупнейших компаний Северо-Западного региона России «Северо-Запад-250». //Эксперт Северо-Запад. - 2005. - № 42.
7. Коротков В. Г. Региональный аспект развития предпринимательства (на примере СевероЗападного федерального округа). //Проблемы современной экономики. 2004. № 4.
8. Данные официального сайта Псковской области. // http://www. pskov. ru/ru/economics/ program/situation.
9. Социально-экономическое положение Псковской области в 2005 году. //http://www. pskov. ru/ru/economics/social-economic/soc05
10. Головачев В. Аршином общим не измерить / В. Головачев // Экономика и жизнь. — 2004. № 42.
11. Доклад Главы Республики Карелия «Основные итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2004 год».
12. Социально-экономическое развитие Республики Коми. /Правительство Республики Коми. -Сыктывкар, февраль 2005 г.
13. Вологодская область. Кредитно-рейтинговый отчет Moody's Interfax Rating Agency. Ноябрь 2004 г.
14. Голованов Н. М, Перекислов В. Е, Фадеев В. А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. — СПб.: Питер, 2003.
15. Сценарии развития лесного комплекса России до 2015 года. Целлюлозно-бумажная промышленность. //Информационно-аналитическая система лесной отрасли. — http://www. rwt. ru
16. Тюрюканова Е. Инфраструктура трудовой миграции как инструмент миграционной политики. — Екатеринбург, 2006.
17. Данные Петростата; Александров А. Малый бизнес мельчает. //Санкт-Петербургский бизнес-журнал. 2006. № 6.
Приглашаем к сотрудничеству!
Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке составляет 40 дней.
Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.financepress.ru
(495) 621-91-90 e-mail: [email protected]