ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
© БОЕВА Н.П.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ОДИННАДЦАТЫХ КЛАССОВ 2009-2010 УЧЕБНОГО ГОДА ШКОЛЫ №104 П. ПОДГОРНЫЙ ЗАТО ЖЕЛЕЗНОГОРСК
Н.П. Боева
ФГУЗ «Клиническая больница №51 ФМБА России», Железногорск Красноярского края, Россия
662990, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Кирова, 5, научный отдел E-mail:kb-51@med26/krasnoyarsk.ru
Резюме. В статье проведен сравнительный анализ состояния здоровья выпускников 2009-2010 и 2004-2005 учебных годов в динамике за период обучения в школе.
Ключевые слова: показатели заболеваемости школьников, группы здоровья, физическое развитие
Актуальность проблемы. Главный капитал человека - это здоровье. С каждым годом нагрузки, которые испытывает школьник, возрастают. Ведущий кардиолог страны академик Е.И. Чазов отмечает: «За голову хочется схватиться - до чего мы довели детей в школе! ...болезни органов зрения выявляются в 5 раз чаще, желудочно-кишечные - в 4 раза, а мочеполовых в 2 раза.».
Здоровье школьника всегда было предметом внимания ученых. Отдельной областью медицинской науки гигиена детей и подростков стала в середине XIX века, когда была установлена высокая частота близорукости, сколиоза, неврастении, анемии и других заболеваний среди учащихся. Труд выдающегося ученого Ф.Ф. Эрисмана так и назывался - «О влиянии школы на происхождение близорукости». Заболевания, получившие название «школьные болезни», прогрессировали от класса к классу и во многом были следствием недостаточного освещения, плохого воздухообмена, учебных перегрузок и др. Что же изменилось с тех пор?
Как известно, высокие информационные нагрузки, психоэмоциональное напряжение, общее экосо-циальное неблагополучие совокупно оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье человека, вызывая состояние напряжения, переутомления, развитие психосоматических отклонений [1]. Все это
в наибольшей мере сконцентрировано в современной школе.
О том, что пребывание детей в школе представляет риск для их здоровья, сказано уже немало. Однако возлагать всю ответственность за подрастающее поколение на учителей и педиатров было бы неверно.
Материалы и методы исследования. Для выявления динамики состояния здоровья за период обучения в школе было проанализировано 37 школьных медицинских карт учеников 11 классов 2009-2010 учебного года (группа А) школы №104 (п.Подгорный). Проведено сравнение здоровья выпускников текущего учебного года с выпуском 2004-2005 учебного года (группа В). Оценке подлежали: группы здоровья, физическое развитие, структура заболеваемости выпускников.
Результаты и обсуждения. При анализе медицинских карт оценивалось состояние здоровья детей на момент поступления в школу (1 класс), при переходе к предметному обучению (5 класс), перед передачей в подростковую сеть (9 класс) и перед окончанием учебы (11 класс).
Полученные результаты распределения школьников по группам здоровья представлены в таблице 1.
Группа здоровья 1 класс 5 класс 9 класс 11 класс
1 7 2 1 5
2 27 24 24 19
3 3 11 12 13
4 0 0 0 0
Таблица 1. Группы здоровья среди школьников п. Подгорный в динамике за 11 лет (в абсолютных числах)
Число здоровых детей уменьшается, особенно к подростковому периоду. На фоне снижения 2 группы виден рост 3 группы, то есть часть детей за период учебы приобрела хронические заболевания. Детей-инвалидов среди выпускников нет.
Было проведено сравнение состояния здоровья выпускников 2009 - 2010 учебного года (группа А) с выпуском 2004 - 2005 учебного года (группа В). Сравнивались группы здоровья учащихся в 1 классе и 11классе (табл. 2).
Таблица 2. Распределение школьников п. Подгорный по группам здоровья (в %)
Группа здоровья 1 класс 11 класс (с динамикой за 11 лет)
Группа А Группа В Группа А Группа В
1 18,9 10,2 13,5 (-5,4) 12,2 (+2,0)
2 72,9 79,6 51,4 (-21,5) 51,1 (-28,5)
3 8,2 10,2 35,1 (+26,9) 36,7 (+26,5)
4 0 0 0 0
Как показано в таблице 2, выпускники 2009 - 2010 учебного года (группа А) пришли в школу более здоровыми, с меньшим числом морфофункциональных нарушений и хронических заболеваний. Однако, в итоге группы здоровья к 11 классу значительно не отличаются, но динамика в группе А более отрицательная, чем в группе В.
Вес и рост - важные показатели, характеризующие здоровье ребенка, поскольку являются результатом
взаимодействия ряда важнейших факторов: генетических, гормональных, алиментарных, факторов окружающей среды. Длина тела является признаком, характеризующим ростовые процессы детского организма, масса тела - свидетельствующим о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов. Ежегодно во время медосмотров в школе детям проводится оценка физического развития (табл. 3).
Таблица 3. Физическое развитие школьников п. Подгорный в динамике за 11 лет (в %)
Показатели физического 1 класс 5 класс 9 класс 11 класс
развития
Норма 94,6 89,2 67,6 87,8
Отклонения, из них: 5,4 10,8 32,4 16,2
Высокий рост - 5,4 16,2 2,7
Низкий рост - - - -
Избыточная масса тела 2,7 5,4 16,2 13,5
Дефицит массы тела 2,7 - - -
Таблица 4. Физическое развитие школьников п. Подгорный (в %)
Показатели физического 1 класс 11 класс
развития Группа А Группа В Группа А Группа В
Норма 94,6 98 87,8 90
Отклонения, из них: 5,4 2 16,2 10
Высокий рост - - 2,7 6
Низкий рост - - - -
Избыточная масса тела 2,7 - 13,5 2
Дефицит массы тела 2,7 2 - 2
Отклонения в физическом развитии прогрессируют за период учебы. Максимальные нарушения приходятся на возраст 15 лет (9 класс). Большая часть отклонений от нормы за счет избыточной массы тела.
Сравнение физического развития выпускников группы В (2004-2005 учебный год ) с группой А (2009-2010 учебный год) представлены в таблице 4.
Выпускники 2004-2005 учебного года в 1 классе имели всего 2% отклонений в физическом развитии за счет дефицита массы тела и 10% отклонений перед окончанием школы, из которых по 2% детей с дефицитом массы и избытком массы тела и 6% детей имели высокий рост. То есть физическое развитие у современных выпускников хуже, причем виден значительный прирост количества детей с избыточной
массой тела. На примере выпускников проанализи- ния в современной школе. Заболеваемость пред-рована структура заболеваемости за период обуче- ставлена в таблице в абсолютных цифрах.
Таблица 5. Структура заболеваемости и отклонений от нормы в группе А (2009 - 2010 учебный год) в динамике за 11 лет среди школьников в п. Подгорный (в абсолютных числах)
Нозология 1 класс 5 класс 9 класс 11 класс
Группа риска по миопии 9 1 0 0
Миопия 0 3 3 3
Другие нарушения рефракции 7 8 14 14
Патология органов дыхания (хроническая) 4 9 7 8
Сколиоз и нарушение осанки 1 15 11 10
Плоскостопие 8 10 9 9
Заболевания органов пищеварения 5 8 8 7
Вегето-сосудистая дистония 0 4 9 11
Множественный кариес 5 4 1 0
Прочие хронические заболевания и отклонения от нормы 4 7 8 9
Всего 43 69 70 71
На каждого ребенка к окончанию школы приходится практически в два раза больше заболеваний, чем в 1 классе. За годы обучения в школе у детей снижается зрение, практически все дети с группой риска по миопии приобрели заболевания глаз, в основном это гиперметропия и астигматизм.
С первого школьного дня позвоночник ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки. Известно, что проблемы с позвоночником могут послужить причиной ряда заболеваний сердца, легких, печени и других органов. До 60% своего времени ребенок проводит за партой! 11 лет - самый критический возраст для развития нарушений осанки, что наглядно показано в таблице. И всего на треть данная патология уменьшилась к выпускному классу.
Перед выходом из школы каждый третий ученик имеет вегето - сосудистую дистонию. В два раза возросло число заболеваний органов дыхания, в основном за счет патологии верхних дыхательных путей. Среди прочих хронических заболеваний, число которых также увеличилось, зафиксированы единичные заболевания кожи, мочевыводящих путей, нервной системы, эндокринная патология.
Единственный показатель, который уменьшается - это кариес, так как старшеклассники более тщательно следят за ротовой полостью и активнее посещают стоматолога.
Полученные результаты в процентном соотношении также сопоставлены с группой В (табл. 6).
Таблица 6. Структура заболеваемости и отклонений от нормы среди школьников п. Подгорный (в %)
Нозология 1 класс 11 класс
Группа А Группа В Группа А Группа В
Группа риска по миопии 24,3 30,6 0 0
Миопия 0 6,1 8,1 30,6
Другие нарушения рефракции 18,9 14,5 37,8 12,2
Патология органов дыхания (хроническая) 10,8 2,0 21,6 20,4
Сколиоз и нарушение осанки 2,7 0 27,0 34,7
Плоскостопие 21,6 6,1 24,3 20,4
Заболевания органов пищеварения 13,5 10,0 18,9 14,3
Вегето-сосудистая дистония 0 0 29,7 22,4
Множественный кариес 13,5 26,5 0 0
Прочие хронические заболевания и отклонения от нормы 10,8 22,4 24,3 24,5
У первоклассников группы В выше показатели нарушения зрения, множественного кариеса, прочих заболеваний, но в 5 раз меньше хронических заболеваний органов дыхания, в 3,5 раза меньше плоскостопия, ниже показатель патологии органов
пищеварения. Несмотря на то, что среди первоклассников группы А 18,9% детей с первой группой здоровья (здоровые), отклонений от нормы на каждого ребенка со 2 и 3 группой здоровья приходилось больше, чем в группе В.
У выпускников 2009-2010 учебного года (группа А) в сумме нарушения зрения составили 45,9%, против 42,6% выпуска 2004-2005года (группа В), но миопии почти в 4 раза меньше. На 7% ниже показатель нарушений осанки. Остальные показатели выше: больше детей с плоскостопием (на 3,9%), с патологией органов пищеварения (на 4,6%), с вегетативной дисфункцией (на 7,3%), с хроническими заболеваниями органов дыхания (на 1,2%). Большинство детей не соблюдает элементарных требований к режиму дня. Многие получают дополнительное образование в музыкальной, художественной школе, посещают спортивные секции. Старшеклассники выезжают в город на курсы довузовской подготовки. Нервная система, как более уязвимая, при возрастающих нагрузках страдает в первую очередь. Отсюда рост вегетативных дисфункций. Основными причинами нарушений осанки у детей нередко становится школьная мебель и отсутствие соответствующего рабочего стола дома, дефицит движения, плохое освещение, которое заставляет наклоняться к тетради. На рост патологии органов зрения влияет не только возрастающая школьная нагрузка, но неограниченное времяпрепровождение школьников у телевизора и компьютера. Большую роль в сохранении зрения играет питание, достаточно сбалансированное и витаминизированное. Несоответствующее возрасту питание является ведущим фактором в росте числа заболеваний желудочно-кишечного тракта. Примерное меню для школ давно разработано и постоянно совершенствуется, но без достаточной материальной поддержки с трудом реализуется. Питание школьников давно перестало быть бесплатным, поэтому детей, питающихся в школе, в силу экономических причин стало меньше, особенно среди старшеклассников. В домашних усло-
виях зачастую не соблюдаются правила детского питания.
Заключение. Современные дети, пришедшие в школу, уже отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, имеют хронические заболевания, сниженный иммунитет. Очевидно, что события последних десятилетий создали новые отрицательные проблемы и тенденции - экология, всеобщая компьютеризация, употребление алкоголя, токсических и наркотических веществ, гиподинамия, недостаток финансирования детских учреждений, экономические трудности, низкий образовательный уровень некоторых родителей. А учебная нагрузка приводит не только к умственному переутомлению, что сопровождается ухудшением здоровья, увеличивается число детей, страдающих разными хроническими заболеваниями, имеющих сниженное зрение, проявляются значительные вегетативные реакции, развиваются неврозоподобные состояния, что, в свою очередь, будет сказываться на учебной деятельности. Семья, школа и медицинские работники должны быть солидарны в поддержании здоровья детей. Причем, усилия направлять надо не на то, чтобы «просто сделать ребенка здоровым», а на то, чтобы научить его и родителей быть более ответственными за свое благосостояние. Как было отмечено на съезде педиатров России в 2009году: « Качество жизни - это совокупность всех положительных и отрицательных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье. Будем надеяться, что в обозримом будущем достаточно высокое качество жизни все же будет достигнуто».
Литература:
1. Рянкина М.Ф., Молочный В.П. Здоровье детей в образовательных учреждениях // Педиатрия. - 2007. - №2. - С. 62-131.
THE ANALYSIS OF THE HEALTH STATUS OF PUPILS OF THE ELEVENTH CLASSES OF 2009-2010 YEARS OF PODGORNII SCHOOL №104 (ZHELEZNOGORSK)
N.P. Boeva
Clinical Hospital No. 51 of Federal Biomedical Agency, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, Russia
Abstract. A comparative analysis of school-leavers' condition of health during their study at school in 2009-2010 years and 2004-2005 years is shown in dynamics in this article.
Key words: indices of pupils' morbidity, groups of health, physical development
Статья поступила в редакцию 19.07.2010г.