Научная статья на тему 'Состояние здоровья детей, обучающихся в первом классе образовательных учреждений (на примере г. Уфы)'

Состояние здоровья детей, обучающихся в первом классе образовательных учреждений (на примере г. Уфы) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
278
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СТРУКТУРА / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ДИНАМИКА ЗА 10 ЛЕТ / PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN / STRUCTURE / INCIDENCE / HEATH GROUPS / EDUCATIONAL INSTITUTES / CHANGES IN THE LAST 10 YEARS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баширова Г. И., Малиевский В. А.

Обучение в первом классе один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. Переход от условий воспитания в семье к качественно иной атмосфере школьного обучения, состоящего из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые и более сложные требования к личности ребенка. В статье проанализировано состояние здоровья 1026 детей 7-8-летнего возраста, обучающихся в образовательных учреждениях г. Уфы. Проанализированы: структура всей совокупности патологических состояний и заболеваний, свойственных младшему школьному возрасту. Обращено внимание на динамику отдельных нозологических форм за десять лет (2003 2012). Наиболее значительное снижение наблюдалось по следующим классам болезней: травмы и отравления, болезни, обусловленные внешними воздействиями, болезни инфекционные и паразитарные, болезни крови и кроветворных органов. Одновременно повысилась заболеваемость кариесом, болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезнями мочеполовой системы, болезнями нервной системы, болезнями кожи и подкожной клетчаткой, болезнями органов пищеварения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF HEALTH OF FIRST-FORM PUPILS ATTENDING EDUCATIONAL INSTITUTES IN UFA

The first form is one of the most difficult periods in life of children. The transition from the conditions of the upbringing in the family to the qualitatively different atmosphere of the school education, which consists of the complex of mental, emotional and physical stresses, makes much more difficult demands on a personality of a child. The state of the health of 1026 children aged 7 to8, attending educational institutes in Ufa is analyzed in this article. The structure of the totality of pathological conditions and diseases, which are typical for children of the primary school age, is investigated. The attention is paid to the changes of some nosology forms for the last ten years (from 2003 to 2012). A considerable reduction has been found in such types of the diseases as traumas, poisoning, diseases caused by external influences, infectious and parasitic diseases, diseases of the blood and blood-forming organs. At the same time the incidence of such diseases like caries, the musculoskeletal system and connective tissue diseases, skin and subcutaneous tissue diseases, diseases of the genitourinary system, diseases of the nervous system and eating disorder has become higher.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья детей, обучающихся в первом классе образовательных учреждений (на примере г. Уфы)»

2. Савенкова, Н.Д. Специализированная педиатрическая нефрологическая служба/ Н.Д. Савенкова, Д.Ю. Батраков, А.М. Горяи-нов //Материалы VII Российского конгресса по детской нефрологии. - М., 2008. -23 с.

3. Наточин, Ю.В. Особенности физиологии почки у детей: руководство для врачей. Детская нефрология/ Ю.В. Наточин. - М.: МИА, 2011. - С. 42-64.

4. Lewis M.A. Demography of renal diseases in childhood/ Lewis M.A.// SeminFetalNeonatolMed 2008; 13(3): 118-124.

5. Демикова, Н.С. Эпидемиологический мониторинг врожденных пороков развития в Российской Федерации/ Н.С. Демикова, Б.А. Кобринский. - М.: Пресс-Арт, 2011.

6. Song R. Genetics of congenital anomalies of the kidney and urinary tract/ Song R., Vosypiv I.V.// Pediatrnephrol 2011; 26: 3: 353-364.

7. Междисциплинарный подход к ведению детей с обструктивными уропатиями как основа профилактики прогрессирования хронической болезни почек/ Маковецкая Г.А. [и др.]// Клиническая нефрология. - 2011. - № 4. - С.55-59.

8. Вялкова, А.А. Организация детской нефрологической службы // Детская нефрология. - M.: МИА, 2011. - С. 648-681.

9. Краснова, Е.И. К вопросу об эффективности лечения врожденного мегауретера у детей/ Е.И. Краснова, Л.А. Дерюгина, Б.В. Долгов// Актуальные проблемы детской нефрологии: материалы Международной школы и научно-практической конференции по детской нефрологии/ под ред. А.А. Вялковой. - Оренбург, 2010. - 305 с.

УДК 613.955

© Г.И. Баширова, В.А. Малиевский, 2014

Г.И. Баширова, В.А. Малиевский СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ Г. УФЫ)

МБУЗ «Городская детская поликлиника №6», г. Уфа ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа

Обучение в первом классе - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. Переход от условий воспитания в семье к качественно иной атмосфере школьного обучения, состоящего из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые и более сложные требования к личности ребенка. В статье проанализировано состояние здоровья 1026 детей 7-8-летнего возраста, обучающихся в образовательных учреждениях г. Уфы. Проанализированы: структура всей совокупности патологических состояний и заболеваний, свойственных младшему школьному возрасту. Обращено внимание на динамику отдельных нозологических форм за десять лет (2003 - 2012). Наиболее значительное снижение наблюдалось по следующим классам болезней: травмы и отравления, болезни, обусловленные внешними воздействиями, болезни инфекционные и паразитарные, болезни крови и кроветворных органов. Одновременно повысилась заболеваемость кариесом, болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезнями мочеполовой системы, болезнями нервной системы, болезнями кожи и подкожной клетчаткой, болезнями органов пищеварения.

Ключевые слова: младшие школьники, структура, заболеваемость, группы здоровья, образовательные учреждения, динамика за 10 лет.

G.I. Bashirova, V.A. Malievskiy THE STATE OF HEALTH OF FIRST-FORM PUPILS ATTENDING EDUCATIONAL INSTITUTES IN UFA

The first form is one of the most difficult periods in life of children. The transition from the conditions of the upbringing in the family to the qualitatively different atmosphere of the school education, which consists of the complex of mental, emotional and physical stresses, makes much more difficult demands on a personality of a child. The state of the health of 1026 children aged 7 to 8, attending educational institutes in Ufa is analyzed in this article. The structure of the totality of pathological conditions and diseases, which are typical for children of the primary school age, is investigated. The attention is paid to the changes of some nosology forms for the last ten years (from 2003 to 2012). A considerable reduction has been found in such types of the diseases as traumas, poisoning, diseases caused by external influences, infectious and parasitic diseases, diseases of the blood and blood-forming organs. At the same time the incidence of such diseases like caries, the musculoskeletal system and connective tissue diseases, skin and subcutaneous tissue diseases, diseases of the genitourinary system, diseases of the nervous system and eating disorder has become higher.

Key words: primary school age children, structure, incidence, heath groups, educational institutes, changes in the last 10 years.

Приоритетной задачей общества и государства является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения [1,2]. Высокий уровень заболеваемости среди детей всех возрастов, ее рост на некоторых этапах развития ребенка, увеличение частоты факторов риска определили формирование медико-социальных последствий, значимых как для каждого ребенка, так и для государства в целом [11]. Период от рождения до поступления в школу является этапом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования

качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни [7].

Медико-социальные факторы риска, как правило, относятся к управляемым факторам и реализуются в сфере ближайшего окружения ребенка. В характеристику медико-социальных факторов, влияющих на здоровье детей, входят: психологический климат семьи, в которой воспитывается ребенок, наличие или отсутствие в семье вредных привычек, девиантного поведения родителей, материально-бытовые условия, уровень медицинской активности родителей и ребенка [13].

Весь период обучения ребенка в школе - это время интенсивного роста, развития и наиболее существенных функциональных перестроек, а значит, наибольшей чувствительности организма к воздействию факторов окружающей среды как благоприятных, так и неблагоприятных. Влияние школы на формирование здоровья учащихся длительное и непрерывное, так как школа - единственное образовательное учреждение, где дети и подростки проводят не менее трети суток, выполняя чрезвычайно интенсивную умственную работу [5]. За последние годы снизился интегральный показатель умственной активности первоклассников (с 1,48 до 1,13 усл. ед.). Произошло увеличение числа детей с недостаточным уровнем развития школьно-необходимых функций (с 21,2 до 41,4). Резкое увеличение интенсивности обучения в начальных классах школы в сочетании с низкими функциональными возможностями и высокой частотой нарушений здоровья и развития определило тот факт, что при окончании начальной школы не более 10% учащихся в полном объеме справляются со школьными требованиями уже в средней школе [3].

Вклад факторов внутришкольной среды в здоровье увеличивается за годы обучения. Большое влияние на изменение показателей заболеваемости по обращаемости оказывают режим питания и режим дня. Длительные напряженные учебные нагрузки, интенсификация процесса обучения, дефицит времени для усвоения информации способствуют формированию негативных сдвигов в физиологических реакциях организма с последующей клинической манифестацией, формированием нарушений деятельности сердца, желудочно-кишечного тракта, других органов и систем. Уменьшение длительности сна и прогулок на свежем воздухе способствует более раннему возникновению умственного утомления и оказывает стрессорное воздействие на развивающийся детский организм [5]. Проведенные социологические исследования показали, что более 70% школьников и 82% их родителей отмечают ухудшение здоровья детей за время обучения в школе [1,4,6,12].

Цель исследования: провести комплексную оценку состояния здоровья детей 78-летнего возраста, обучающихся в первом классе образовательных учреждений г. Уфы.

Материал и методы

На территории обслуживания детской поликлиники № 6 г. Уфы находится 11 образовательных учреждений (ОУ): гимназии №№ 39, 91, лицеи №№ 2, 46, школы №№ 1, 4, 10,

24, 25, 35, 128. В них зарегистрировано 1026 детей в возрасте от 7 до 8 лет, обучающихся в первом классе. В исследование включено 1013 учащихся, посещавших данные ОУ, во время проведения профилактического осмотра, что составляет 98,7% от количества зарегистрированных детей, из них 532 девочки (51,8%) и 471 мальчик (45,9%).

Оценка состояния здоровья детей проводилась на основании результатов медицинских профилактических осмотров в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ № 186/272 от 30.06.92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях», с приказом Министерства здравоохранения РФ № 60 от 14.03.95 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов», с приказом Министерства здравоохранения РФ № 621 от 30.12.2003 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» [8,9,10]. В соответствии с данными нормативными документами в программу профилактических осмотров были включены общие анализы крови, мочи, ЭКГ, антропометрические измерения, данные осмотров педиатром, узкими специалистами - невропатологом, ортопедом, хирургом, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а при показаниях - эндокринологом, кардиологом, нефрологом, гастроэнтерологом, аллергологом.

Результаты и обсуждение По результатам углубленного осмотра дети были распределены по группам здоровья (рис.1).

III группа IV группа

здоровья здоровья I гРуппа

12,4% 0,3% здоровья

N. _18,1%

Рис. 1. Распределение первоклассников по группам здоровья

Как видно из рис.1, только каждый пятый ребенок (183 ребенка, 18,1%) в 7-8-летнем возрасте был практически здоровым (I группа здоровья), т.е. имел нормальное физическое здоровье и нервно-психическое развитие, не имел анатомических дефектов, функ-

циональных и морфофункциональных отклонений.

Самой многочисленной группой являлась II группа здоровья, в которую был отнесен 701 (69,2%) ребенок, имевший некоторые морфофункциональные отклонения, общую задержку физического развития без эндокринной патологии, дефицит или избыточную массу тела, физические недостатки, последствия травм или операций при сохранности соответствующих функций органов, часто и/или длительно болеющий острыми респираторными заболеваниями.

К III группе здоровья было отнесено 126 (12,4%) детей с наличием хронических болезней или врожденной патологией в стадии компенсации, редкими обострениями, сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, со степенью компенсации, не ограничивающей возможность обучения ребенка.

К IV группе здоровья отнесено 3 (0,3%) ребенка, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями. У детей этой группы возможны осложнения основного заболевания, а основное заболевание требует поддерживающей терапии, что в определенной мере ограничивает их обучение.

80

60 50 40 30 20

0 *---х-*---X---м-к-

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

* Группа здоровья I —■— Группа здоровья II —*— Группа здоровья III —*— группа здоровья IV

Рис. 2. Распределение детей 7-8 лет (перед окончанием первого класса) по группам здоровья в динамике за 10 лет

Исследование показало, что показатель I группы здоровья у детей 7-8- летнего воз-

раста, посещающих образовательные учреждения, за 10 лет незначительно уменьшился с 20,9 до 18,1% (рис. 2). Стабильна динамика количества детей со II группой здоровья (2003г. - 70,0%; 2012 г - 69,2%). Удельный вес детей с III группой здоровья увеличился на 5,2% (в 2003 г. - 8,5%, в 2012 г. - 12,7%). Удельный вес детей с IV группой здоровья уменьшился на 0,3% (в 2003 г. - 0,6%, в 2012 г. - 0,3%). Отсутствие значительного снижения удельного веса детей со II группой здоровья может быть связано с уменьшением части медико-социальных факторов риска, улучшением качества медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка в ОУ, организацией двухразового питания 97% первоклассников, постоянным контролем за организацией физического воспитания учащегося, за соблюдением гигиенических требований к световой среде школьных помещений, учебникам и компьютерным средствам обучения, с контролем за двигательной активностью, адекватной уровню их биологических потребностей и функциональных возможностей.

В таблице представлены показатели диспансеризации детей 7-8-летнего возраста.

Как видно из приведенной таблицы, в 2012 году по сравнению с 2003 годом показатель общей заболеваемости 2012 года детей 78-летнего возраста (перед окончанием 1 класса), посещающих образовательные учреждения, повысился на 1,3% (с 3412,8 до 3456,2%о на 1000 детей). За десятилетний период имеет место разнонаправленная динамика по различным классам заболеваний. Наиболее значительное снижение наблюдалось по следующему классу болезней: травмы и отравления, болезни, обусловленные внешними воздействиями - на 70,3% и инфекционные и паразитарные болезни - на 42,3%. Снижение отмечалось по болезням крови и кроветворных органов - на 22,0% (в т.ч. анемии - на 22,0%), по болезням органов дыхания - на 2,1% (в т. ч. по ОРВИ и гриппу - на 1,7%, по пневмонии - на 64,9%, по бронхиальной астме - на 22,2%), по болезням системы кровообращения - на 1,4%. Снижение показателей по болезням органов дыхания связано с проведением специфической профилактики против гриппа и острых респираторных инфекций (охват первоклассников вакцинацией против гриппа в ОУ составил 43,5%), а также с регулярным проведением неспецифической профилактики острых респираторных инфекций.

Таблица

Показатель диспансеризации детей 7-8- летнего возраста (на 1000 чел. данного возраста)

Класс Заболевания 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Динамика

забол. за 10 лет

А00-Т98 Всего 3412,8 3318,8 3095,6 3221,0 3311,2 3286,0 3316,4 3368,7 3246,9 3456,2 1,3

А00-В99 Болезни инфекци-

онные и паразитарные 22,2 22,9 26,6 26,9 29,3 17,4 16,2 12,6 10,1 12,8 -42,3

Д50-Д89 Болезни крови и

кроветворных органов в т.ч. анемия 12,7 15,3 14,1 11,0 9,7 11,9 12,9 9,5 8,1 9,9 -22,0

Д50 12,7 15,3 14,1 11,0 9,7 11,9 12,9 9,5 8,1 9,9 -22,0

Е00-Е89 Болезни эндокринной системы и

расстройства питания 136,3 133,5 136,2 146,4 143,9 148,8 139,9 132,6 135,5 141,2 2,9

000-099 Болезни нервной системы 114,1 104,4 100,0 85,6 87,8 83,6 138,1 131,4 125,9 126,3 10,6

Н00-Н59 Болезни глаза и его

придат. аппарата 66,6 80,2 57,8 74,6 71,9 73,8 65,8 66,2 62,9 67,1 0,7

Н00-Н59 в т.ч. снижение

остроты зрения 66,6 80,2 57,8 74,6 71,9 73,8 65,8 66,2 62,9 67,1 0,7

Н54- Болезни уха и

Н54.7 сосцев. отростка 64,9 39,5 42,2 51,3 69,7 67,3 67,9 64,1 60,9 65,1 0,3

,ГО0-;99 Болезни органов дыхания 2420,8 2367,5 2251,6 2344,7 2392,7 2422,9 2460,1 2415,9 2343,6 2370,8 -2,1

100-106

Л0-Л1 в т.ч. ОРВИ, грипп 2403,3 2354,8 2239,1 2333,7 2382,9 2415,3 2448,2 2406,4 2336,5 2361,8 -1,7

Л2-Л8 пневмония 11,1 7,6 7,8 7,3 6,1 4,3 7,5 6,3 3,0 3,9 -64,9

145 бронх. астма 6,3 5,1 4,7 3,7 4,9 3,2 4,3 3,1 4,1 4,9 -22,2

100 - 199 Болезни системы

кровообращения 49,1 66,2 43,7 35,4 29,3 29,3 31,3 28,4 25,4 48,4 -1,4

К02.0-К02.9 Кариес зубов 148,9 109,5 110,9 106,3 102,4 105,3 112,2 205,0 186,8 194,5 30,6

К00-К93 Болезни органов пищеварения (искл.

кариес) 83,9 101,9 85,9 99,0 87,8 51,0 48,5 50,5 47,7 87,8 4,6

К81 в т.ч. холецистит, 7,9 7,6 3,1 2,4 2,4 3,2 5,4 2,1 2,0 8,9 12,6

К29.5- хрон. гастрит,

К29.9 дуоденит 19,0 19,1 17,2 12,2 13,4 14,1 16,2 22,1 17,2 20,7 8,6

Ь 20- Болезни кожи и

Ь 23 подкожной клет-

чатки 50,7 48,4 28,1 45,2 26,8 30,4 25,9 29,4 48,7 53,3 5,1

Ш0-Ш9 Болезни мочеполо-

вой системы 23,8 40,8 89,1 62,3 50,0 39,1 44,2 42,1 41,6 29,6 24,4

N10- N11 в т.ч. нефрит, пиелонефрит 6,7 9,5 9,4 9,8 7,3 4,3 2,1 4,2 3,0 6,9 2,9

М40-М63 Болезни костно-

мышечной системы и соед. ткани 118,8 110,8 125,0 116,1 110,9 121,6 108,9 103,0 97,5 149,1 25,5

М41 в т. ч. сколиоз 4,7 8,9 6,25 3,7 6,1 3,2 3,2 4,2 4,1 4,9 4,2

М95.8 нарушение осанки 90,3 75,1 100,0 97,8 86,6 105,3 79,8 76,8 73,1 104,6 15,8

М21.4 плоскостопие 20,6 14,0 18,7 14,7 18,3 13,0 25,9 22,1 20,3 38,5 86,9

д00-д99 Врожденные аномалии, деформации и хромосом-

ные нарушения (пороки развития) 50,7 47,1 45,3 42,8 80,4 70,5 73,3 68,3 72,1 87,5 72,6

д 20.0 - в т.ч. порок разви-

д 24.9 тия системы кровообращения 41,2 36,9 26,6 33,0 58,5 60,8 63,6 59,9 67,0 63,2 53,4

800-Т98 Травмы, отравления 33,3 30,5 28,1 19,5 25,6 16,3 22,6 11,6 12,2 9,9 -70,3

Одновременно повысилась заболеваемость кариесом - на 30,6%, болезнями кост-но-мышечной системы и соединительной ткани - на 25,5% (в т.ч. нарушением осанки - на 15,8% и плоскостопием - на 86,9%), болезнями мочеполовой системы - на 24,4% (в т.ч. нефритом и пиелонефритом - на 2,9%), болезнями нервной системы - на 10,6%, болезнями кожи и подкожной клетчаткой - на 5,1%, болезнями органов пищеварения - на

4,6% (в т.ч. холециститом - на 12,6%, хроническим гастритом и дуоденитом - на 8,6%), врожденными аномалиями, деформациями и нарушениями хромосом - на 3,1% (в т.ч. пороками развития системы кровообращения -на 5,3%). На том же уровне осталась заболеваемость по следующим классам болезней: болезни глаза и его придаточного аппарата (в 2003 г. - 66,6%0, в 2012 г. - 67,1%о), болезни уха и сосцевидного отростка (в 2003 г. -

64,9%о, в 2012 г. - 65,1%о), болезни эндокринной патологии и расстройства питания (в 2003 г. - 136,3%о, в 2012 г. - 141,2%о).

В определенной степени это может быть связано с улучшением диагностических возможностей и укомплектованностью специалистами. Укомплектованность врачами функциональной диагностики составила 100%, узкими специалистами - 85%, врачами-лаборантами и лаборантами - 80%. В 2006 году было получено дополнительное оборудование для клинико-диагностической лаборатории поликлиники (гематологический анализатор «KX-21N» (Япония), биохимический анализатор «Biosistems BTS-370» (Италия), анализатор мочи «Uriscan Optima» (Южная Корея), гематологический анализатор на 18 параметров «Micros 60 Horiba ABX» (Франция), фотометр «КФК-3-01» (Россия), гемоглобинометр и др.); для отделения функциональной диагностики (в 2006 году - 3 ультразвуковых аппарата «Sonoline G40» (Германия), «Logig 100 Pro» (Германия), «Logig 3 Pro» (Германия), реограф 4-канальный (Россия), ЭКГ-прибор 12-канальный (Россия), фиброгастроэндоскоп «Pentax» (Япония) и др.).

В клинико-диагностической лаборатории поликлиники в 2012 году было проведено 233741 исследование (в т.ч. гематологических - 84677, биохимических- 10929, иммунологических - 4578, общеклинических - 133557), что на 25,5% больше исследований, проведенных в 2006 году (всего - 174200, в т.ч. гематологических - 63084, биохимических -8142, иммунологических - 3411, общеклинических - 99563).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2012 году была проведена ультразвуковая диагностика 6853 детям школьного возраста (в т.ч. допплеровское исследование сосудов - 45, эхокардиография с допплеровским анализом - 1077, ультразвуковое исследование (УЗИ) брюшной полости - 3163, УЗИ женских половых органов - 151, УЗИ надпочечников, почек, мочевыводящих путей -2015, УЗИ молочной железы - 29, УЗИ щитовидной железы - 181, УЗИ мягких тканей -30, прочие исследования - 162), что на 46% больше, чем в 2006 году (всего 3701, в т.ч. допплеровское исследование сосудов - 22, эхокардиография с допплеровским анализом -581, ультразвуковое исследование (УЗИ) брюшной полости - 1766, УЗИ женских половых органов - 16, УЗИ надпочечников, почек, мочевыводящих путей - 1089, УЗИ молочной железы - 26, УЗИ щитовидной железы - 98,

УЗИ мягких тканей - 16, прочие исследования - 87).

Выводы

Таким образом, проведенное нами исследование позволило установить определенные тенденции в состоянии здоровья детей 78 -летнего возраста, посещающих образовательные учреждения. В целом распределение детей по группам здоровья остается относительно стабильным. Наибольший удельный вес (почти три четверти количества детей) составляют дети II группы здоровья; удельный вес практически здоровых детей не превышает 18,1%, детей с хроническими заболеваниями 12,4%. На протяжении 10 лет удалось добиться снижения заболеваемости такими «управляемыми» заболеваниями как травмы, отравления и болезни, обусловленные внешними воздействиями, болезни органов дыхания, болезни системы кровообращения, анемия, инфекционные и паразитарные болезни. В то же время увеличиваются показатели врожденных аномалий и деформаций, заболеваемости болезнями кожи и подкожной клетчатки, уха и сосцевидного отростка, мочеполовой системы, глаза и его придаточного аппарата, эндокринной патологии и расстройства питания, заболеваемости костно-мышечной системы и соединительной ткани (нарушение осанки и плоскостопие), нервной системы, пищеварительной системы, кариесом. Полученные результаты позволяют определить приоритетные мероприятия по укреплению здоровья детей, посещающих образовательные учреждения, с целью их лучшей адаптации к школьному обучению:

- обеспечение санитарно-гигиенических условий согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;

- увеличение охвата детей вакцинацией против «управляемых» инфекций, в т.ч. против гриппа;

- проведение элиминационной терапии в качестве неспецифической профилактики против гриппа и острых респираторных инфекций в течение всего неблагоприятного эпидемиологического периода;

- совершенствование комплексной системы оценки адаптации ребенка для своевременного предупреждения формирования

пограничных психических расстройств и психосоматических нарушений здоровья;

- раннее выявление расстройств зрительного анализатора и их коррекция для предупреждения развития миопии;

- постоянный медико-педагогический контроль за соответствием физических нагрузок функциональным возможностям и двигательным способностям учащихся для предот-

вращения негативного влияния на формирование костно-мышечной системы;

- формирование гигиенических навыков (обучение правилам ухода за полостью рта, проведение контролируемой чистки зубов, индивидуальный подбор средств гигиены) с целью уменьшения заболеваемости учащихся кариесом.

Сведения об авторах статьи: Баширова Гульнара Имидовна - зав. отделением МБУЗ ГДП № 6. Адрес: 450003, г. Уфа, ул. Аксакова, 62. Тел./факс 8(347)250-31-36. E-mail: gulnara4est@rambler.ru.

Малиевский Виктор Артурович - д.м.н., профессор кафедры госпитальной педиатрии ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000 Уфа, ул. Ленина, 3. Тел./факс 8 (347) 229-08-00 (доп. 342). E-mail: vmalievsky@mail.ru.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов, А.А. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904-1959-2004) /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М Сухарева. - М.: Династия, 2006. - 312 с.

2. Баранов, А.А. Фундаментальные и прикладные проблемы педиатрии на современном этапе /А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина // Рос. педиатрический журнал. - 2005. - N° 3. - С. 4-7.

3. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. - 2012. - Т. 91, № 3. - С. 9-14.

4. Гордиец, А.В. Состояние здоровья первоклассников и особенности их адаптации к школьному обучению // Рос. педиатрический журнал. - 2010. - № 6. - С. 49-52.

5. Медицинская профилактика в общеобразовательных школах: методические рекомендации /В.Р. Кучма [и др.].- М., 2006.- 70 с.

6. Новикова, И.И. Закономерности формирования популяционного здоровья детей и подростков крупного промышленного центра Сибири // Экология человека. - 2006. - № 1. - С. 17-20.

7. Состояние здоровья и качество жизни детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения / Т.Н. Павленко [и др.] // Рос. педиатрический журнал. - 2008. - № 4. - С. 47-50.

8. Приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ № 186/272 от 30.06.92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».

9. Приказ Министерства здравоохранения РФ № 60 от 14.03.95 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов».

10. Приказ Министерства здравоохранения РФ № 621 от 30.12.2003 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».

11. Состояние здоровья воспитанников детских дошкольных учреждений Москвы / И.К. Рапопорт [и др.] // Рос. педиатрический журнал. - 2009. - № 2. - С. 49-52.

12. Десять лет наблюдения за здоровьем школьников, обучающихся по разным программам / Е.А. Теппер [и др.] // Педиатрия. -2006. - № 4. - С. 102-104.

13. Ширяева, Г.П. Эффективность оздоровления детей с нарушениями состояния здоровья в условиях городских дошкольных образовательных учреждений / Г.П. Ширяева, А.Г. Муталов, Р.Я. Нагаев // Медицинская помощь. - 2008. - № 4. - С. 4-8.

УДК 616.831 - 005 - 085.225:615.838 © А.С. Рахимкулов, Н.А. Борисова, В.П. Качемаев, 2014

А.С. Рахимкулов, Н.А. Борисова, В.П. Качемаев

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРРЕКЦИИ ГЕМОРЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ У БОЛЬНЫХ С ФАКТОРАМИ РИСКА РАЗВИТИЯ СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА НА АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОМ ЭТАПЕ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа

В статье представлена эффективность бальнеологической коррекции гемореологических параметров у больных с факторами риска развития сосудистых заболеваний головного мозга (СЗГМ) на амбулаторно-поликлиническом этапе медицинской реабилитации. Включение бальнеологических преформированных немедикаментозных технологий на основе йо-добромных ванн в программы медицинской реабилитации пациентов трудоспособного возраста с факторами риска острых нарушений мозгового кровообращения (ОНМК) является действенным, высокоэффективным и безопасным методом первичной профилактики цереброваскулярных катастроф. Этот метод должен широко внедряться как на санаторно-курортном, так и амбулаторно-поликлиническом этапе медицинской реабилитации.

Ключевые слова: сосудистые заболевания головного мозга, гемореологические параметры, бальнеологическая коррекция, медицинская реабилитация

A.S. Rakhimkulov, N.A. Borisova, V.P. Kachemaev EFFICIENCY OF HEMOREOLOGIC PARAMETERS CORRECTION IN PATIENTS WITH RISK FACTORS FOR CEREBROVASCULAR DISEASES AT OUTPATIENT MEDICAL REHABILITATION STAGE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.