удк 33043 : 33846 П.Г. Николенко1, А.М. Терехов2
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2022-4-57-70
1 Нижегородский государственный инженерно-экономический
университет, Княгинино, Россия 2 Российский государственный университет правосудия (Приволжский филиал), Нижний Новгород, Россия
Анализ состояния туристской отрасли в России и направления ее развития
Цель исследования. Цель работы состоит в оценке состояния туристской отрасли с использованием статистических методов, анализа научной литературы и выявлении основных тенденций и перспективных направлений ее развития. Статья посвящена возможностям статистического анализа в условиях ограниченности статистической информации по России в отношении индустрии туризма.
Материалы и методы. В статье использованы следующие научные методы: анализ научной литературы, анализ динамики и структуры, коэффициентный анализ, корреляционный и регрессионный анализ, графический анализ, прогнозирование показателей туристской отрасли. Анализ российской и зарубежной литературы позволил сформулировать выводы о современных методиках анализа, используемых для оценки проблем турин-дустрии. Анализ показателей в динамике позволил выявить и описать основные тенденции развития туристских потоков, объемов и стоимости реализации туристских пакетов. Рассчитанная структура коллективных средств размещения показала их процентное соотношение в течение исследуемого периода и изменение их долей. Использование корреляционного анализа позволило установить тесноту и направление статистических связей между отдельными факторами, оказывающими влияние на состояние отрасли и объемами туристских поездок. Построена модель множественной регрессии, основанная на показателях, характеризующих динамику цен на реализуемые туры, состояние транспортной сферы и сферы питания методология. На основе методики Бокса — Дженкинса построены прогнозные модели и посчитаны среднесрочные прогнозы по переменным, характеризующим количество туристских фирм и количество санаторно-курортных организаций и организаций отдыха. Исходными данными для исследования послужили данные Росстата в годовом и в пространственном измерении за период 2011—2020 гг.
Результаты. В статье выделены основные направления исследований в области туриндустрии, представленные в трудах отечественных и зарубежных авторов. Зарубежный подход к ее оценке осуществляется через доказательные методы. Исследования отечественных авторов в большей степени сконцентрированы на реализации программно-целевых методов и выявлении проблем оценки и перспектив развития отрасли в РФ. Анализ динамики въездных и выездных туристских поездок показал тен-
денцию снижения их общего количества, которая обусловлена низким уровнем туристической привлекательности, шоками и ограничительными мерами, вызванными пандемией SARS-CoV-2, напряженной внешнеполитической обстановкой. Установлено, что наиболее активные внешние турпотоки РФ наблюдаются со странами ближнего зарубежья. Корреляционный анализ показал наличие статистической связи количества совершаемых турпоездок с состоянием транспортной инфраструктуры стоимостью реализуемых турпакетов. Установлена тенденция роста реализации турпакетов по российским направлениям и сокращение их числа по зарубежным направлениям, которая обусловлена увеличением диспропорции между средней стоимостью турпакетов в зависимости от направления отдыха. Проведенная процедура регрессионного анализа показала взаимосвязи между числом реализованных гражданам РФ турпакетов с переменными «средняя стоимость реализуемых турпакетов» и «парк воздушных судов», что указывает на необходимость развития транспортной инфраструктуры и оптимизации стоимости отдыха. Прогнозные расчеты по количеству турфирм и санаторно-курортных организаций показали их снижение в среднесрочной перспективе, что указывает на необходимость принятия соответствующих мер активизации туристского предпринимательства.
Заключение. На основании результатов проведенного статистического анализа, анализа научной литературы и содержания программ развития туризма в РФ, авторами обозначены общие проблемы и направления развития отрасли. Основные проблемы отрасли состоят в: слабой туристической привлекательности, недостаточной развитости туристской и транспортной инфраструктуры, недостатке средств размещения ориентированных на массового туриста, низком качеством внутренних услуг размещения, высокой стоимости зарубежных туров. Приоритетные направления развития отечественного туристического бизнеса связаны с: внедрением современных цифровых технологий, активной рекламой внутреннего туризма, оптимизацией издержек предприятий туриндустрии, активизацией господдержки в сложных экономических условиях.
Ключевые слова: туризм, статистический анализ, многофакторная регрессия, прогноз, переменные, корреляционный анализ, состояние туристской отрасли.
Polina G. Nikolenko1, Andrey M. Terekhov2
1 Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino, Russia 2 Russian State University of Justice (Privolzhsky Branch), Nizhny Novgorod, Russia
Analysis of The State of The Tourism Industry in Russia аnd The Direction of Its Development
The purpose of the study. The purpose of the work is to assess the state of the tourism industry using statistical methods, analysis of scientific literature and identification of the main trends and promising directions of its development. The article is devoted to the possibilities of statistical analysis in the conditions of limited statistical information on Russia in relation to the tourism industry.
Materials and methods. The following scientific methods are used in the article: analysis of scientific literature, analysis of dynamics and
structure, coefficient analysis, correlation and regression analysis, graphical analysis, forecasting of indexes of the tourism industry. The analysis of Russian and foreign literature allowed us to formulate conclusions about modern methods of analysis used to assess the problems of the tourism industry. The analysis of the indexes in dynamics made it possible to identify and describe the main trends in the development of tourist flows, the volume and cost of selling tourist packages. The calculated structure of collective accommodation facilities
showed their percentage ratio during the study period and the change in their shares. The use of correlation analysis made it possible to establish the closeness and direction of statistical relationships between individual factors affecting the state of the industry and the volume of tourist trips. A multiple regression model based on indexes characterizing the dynamics of prices for tours sold, the state of the transport sector and the food sector methodology is created. Based on the Box—Jenkins methodology, predictive models were created and medium-term forecasts were calculated for variables characterizing the number of tourist firms and the number of sanatorium-resort organizations and recreation organizations. The initial data for the study were Rosstat data in annual and spatial dimensions for the period 2011—2020. Results. The article highlights the main directions of research in the field of tourism industry, presented in the works of domestic and foreign authors. The foreign approach to its assessment is carried out through evidence-based methods. The research of domestic authors is more focused on the implementation of program-targeted methods and the identification of problems of assessment and prospects for the development of the industry in the Russian Federation. The analysis of the dynamics of inbound and outbound tourist trips showed a tendency to decrease their total number, which is due to the low level of tourist attractiveness, shocks and restrictive measures caused by the SARS-CoV-2 pandemic, the tense foreign policy situation. It is established that the most active external tourist flows of the Russian Federation are observed with neighboring countries. Correlation analysis showed the presence of a statistical relationship between the number of trips made with the state of the transport infrastructure and the cost of the tour packages sold. The trend of growth in the implementation of tour
packages in Russian destinations and a reduction in their number in foreign destinations, which is due to an increase in the disparity between the average cost of tour packages depending on the destination of the holiday, is established. The carried out regression analysis procedure showed the relationship between the number of tourist packages sold to citizens of the Russian Federation with the variables "average cost of sold tourist packages " and "fleet of aircraft", which indicates the need to develop transport infrastructure and optimize the cost of recreation. Forecast calculations on the number of travel agencies and sanatorium-resort organizations have shown their decline in the medium term, which indicates the need to take appropriate measures to activate tourism entrepreneurship.
Conclusion. Based on the results of the statistical analysis, the analysis of scientific literature and the content of tourism development programs in the Russian Federation, the authors identified common problems and directions of development of the industry. The main problems of the industry are the following: weak tourist attractiveness, insufficient development of tourist and transport infrastructure, lack of accommodation facilities aimed at mass tourists, low quality of domestic accommodation services, and high cost of foreign tours. The priority directions of the development of the domestic tourism business are related to: the introduction of modern digital technologies, active advertising of domestic tourism, optimization of the costs of tourism industry enterprises, activation of state support in difficult economic conditions.
Keywords: tourism, statistical analysis, multivariate regression, forecast, variables, correlation analysis, the state of the tourism industry.
Введение
Отрасль туризма является перспективной с точки зрения развития экономики, как отдельного региона, так и целой страны. Россия обладает огромным потенциалом для предоставления качественных туристских услуг всем категориям пользователей и по всем направлениям: санаторно-курортный, лечебно-оздоровительный, спортивный, познавательный, деловой, религиозный, образовательный, экологический туризм и т.д. Ввиду наличия огромной территории, контрастного рельефа и климата, обилия экологически-чистых зон отдыха развитие туристской отрасли представляется актуальным направлением развития предпринимательства в нашей стране.
В структуре ВВП России за последние годы доля туризма составляет и 4%, тогда как вклад туризма в мировой ВВП составляет более 10%. Переориентация структуры доходов государства, в том числе уход от сырьевой зависимости и расширение рынка туристских услуг будет способствовать повышению устойчивости отечествен-
ной экономики. Развитие внутреннего туризма снизит отток капитала из страны, позволит перенаправить эти средства на развитие инфраструктуры, социальные и экономические программы. Таким образом, одним из стратегических направлений повышения эффективности российской экономики является увеличение вклада туризма в ВВП страны, которое невозможно реализовать без выявления неиспользуемых резервов роста. Именно аналитические инструменты являются базой для определения таких резервов.
Задачи исследования состоят в анализе состояния туристской отрасли, выявлении основных тенденций и перспективных направлений ее развития.
Научная новизна исследования состоит в комплексном рассмотрении имеющихся как в отечественной, так и в зарубежной практике методических подходов к экономическому и статистическому исследованию состояния индустрии туризма, критической их оценке, предложении направлений развития отрасли.
Практическая значимость проведенного исследования
заключается в возможности использования результатов анализа для оценки состояния сферы туристских услуг. Сформулированные выводы и полученные прогнозы могут послужить основой для формирования стратегии развития отрасли.
В качестве показателей, характеризующих состояние туристской отрасли, рассмотрены количественные данные Росстата, характеризующие: объемы и направления въездных и выездных туристских поездок через территорию РФ, стоимость реализации турпа-кетов, число зарегистрированных на территории страны туристских фирм и санаторно-курортных организаций и организаций отдыха. С использованием методов статистического анализа проведен анализ данных, сделаны выводы о состоянии туристской отрасли, обозначены перспективные направления развития.
Материалы и методы
Материалами для исследования послужили: научные труды отечественных и зарубежных авторов, нормативные документы,
статистические данные Росстата за 2010-2020 годы по РФ. В процессе исследования использованы следующие научные методы: анализ научной литературы, анализ динамики и структуры, коэффициентный анализ, корреляционный и регрессионный анализ, графический анализ, прогнозирование показателей туристской отрасли.
В статье кратко рассмотрены мнения отечественных и зарубежных авторов по вопросам анализа состояния туристской отрасли. На основе анализа литературы сделаны выводы о современных методиках анализа, позволяющих охарактеризовать состояние отрасли. Анализ статистических показателей в динамике позволил выявить и описать основные тенденции развития туристских потоков, объемов и стоимости реализации туристских пакетов. Рассчитанная структура коллективных средств размещения показала их процентное соотношение в течение исследуемого периода и изменение их долей. Расчет коэффициентов соотношения произведен для характеристики соотношения между отдельными частями статистической совокупности, показал, во сколько раз сравниваемая часть совокупности больше или меньше части, принятой базу сравнения.
В исследовании задействован метод корреляционного анализа (рассчитан коэффициент корреляции Пирсона), который показал тесноту и направление статистических связей между отдельными факторами, оказывающими влияние на состояние отрасли и объемами туристских поездок. Формула расчета коэффициента корреляции имеет следующий вид:
r =
xy
X,(x - x )( - y )
i (x -x )2 X i( - y )2
— х1 — значения, принимаемые переменной Х;
— у1 — значения, принимаемые переменной У
—х и у — средние арифметические значения выборок по X и по Y, соответственно.
Важным инструментом оценки отношений между переменными в исследовании послужил регрессионный анализ. На основе метода наименьших квадратов построена линейная модель множественной регрессии, уравнение которой имеет следующий вид:
Y = a0 + a х X1 +a2 x X2 + + ...ak x Xk + e,
,(1)
где:
— rxy — значение коэффициента корреляции;
(2)
где:
— Y — зависимая переменная;
— X1, X2, ..., Xk — независимые переменные;
— a0, ax, ..., ak — параметры модели (коэффициенты регрессии);
— e — случайная величина (остаток).
Сформулированное в процессе исследования уравнение регрессии показывает, насколько в среднем изменяется величина объемов реализации гражданам РФ турпакетов при изменении факторных признаков.
Для построения прогнозных моделей использована методология Бокса — Дженкинса, метод максимального правдоподобия. Динамические ряды предварительно были проанализированы на стационарность (графический метод), на основе анализа коррелограмм автокорреляционной и частной автокорреляционной функций была выбрана оптимальная форма моделей: ARMA (1,1) и ARMA (1,0). При построении различных вариаций ARIMA (p,d,q) так же оценивались значения информационных критериев, которые подтвердили актуальность ранее выбранных форм.1,
Общий вид модели ARMA (p, q) определяется следующим уравнением:
у, = а + а у,-1 + а у,-2 +
+ --- + ару, - Р +&£,-1 + Р&-2 +
+ - + Рче,-ч +£,, (3)
где:
— у{ — значение переменной у в периоде времени ?;
— «1, а2, ..., ар, в1, в2, вд — коэффициенты модели;
— р — порядок авторегрессии;
— д — порядок скользящего среднего;
— е( — остаточный член ошибки.
Качество полученных моделей подтверждено тестами на статистическую значимость. Для моделирования использовано приложение Gretl (версия — 2022а), для расчета показателей и построения графиков — MS Ехсе11.
Результаты и обсуждение
Мнения иностранных авторов относительно вопросов оживления и развития туристской деятельности разделились. Отдельные авторы указывают на необходимость развития курортных направлений, другие — на лечебно-оздоровительные направления. Так, например, в работе [1] особое внимание уделяется использовании положений концепции оздоровительного туризма, ориентированного, прежде всего, на здоровье туриста. Автор приходит к выводу, что диверсификация предложения оздоровительного туризма для различных групп потребителей, определяется взаимовыгодностью. Существует также мнение [2], что на развитие отрасли оказывает влияние настроения туристов. Так, на основании общественного мнения, формируются организационные коммуникационные стратегии, которые в дальнейшем реализуются на практике.
Представители Тибетского автономного округа, Гонконга, Макао и Тайваня [3] акцентируют внимание на качественное развитие туристической индустрии на основе теории
пространственного производства и обращают внимание на механизм инклюзивного зеленого роста. В Китае считают, что в индустрии туризма необходимо следовать парадигме «Новой экономической географии». На развитие пространственной структуры региональной экономики туризма оказывают особое влияние транспортные услуги, главным образом наличие высокоскоростных поездов [4].
Ряд авторов [5] приводят детерминанты деятельности «синей экономики», а именно туризма и рыболовства. На основании анализа панельных данных по 19 островным странам Азиатско-Тихоокеанского региона за период 1996—2016 гг. рассмотрены доказательства влияния валового основного капитала, обеспеченности электроэнергией, политики устойчивого управления океаном. В исследовательских трудах [6] описывается прямое и (косвенное) пространственное побочное воздействие экономики агломерации на производительность индустрии туризма. В связи с растущими опасениями по поводу сохраняющейся низкой производительности (труда) в туризме во многих развитых странах возникает настоятельная необходимость решения этой проблемы производительности. В Великобритании для оценки этого воздействия используются малоиспользуемые панельные микроэкономические данные, пространственное эконометрическое моделирование.
В анализе туристического потенциала Африки рассматривается взаимосвязь между туризмом и экономическим ростом, учитывается сдерживающее влияние на путешествия климатических факторов, развитие инфраструктуры и политических рисков. Африканским лидерам рекомендовано координировать политические усилия по использованию ту-
ристического потенциала континента для диверсификации своей экономики [7]. В работе [8] подчеркивают взаимосвязь между потоком туристической информации и региональными экономическими связями в сфере туризма с макроэкономической точки зрения. Для анализа данных авторы применяют следующие методы анализа туристкой отрасли: гравитационная модель, пространственная модель Дур-бина и качественный сравнительный анализ с нечетким набором. По мнению ученых, поток информации о туризме оказывает значительное влияние на региональные экономические связи в сфере туризма и имеет очевидные побочные эффекты. Однако эти эффекты кратковременны.
Взаимодействие туризма с территорией фиксируется новым индикатором туристического давления, основанным как на ранее существовавших заторах, так и на экономическом вкладе туристического сектора в местное население. Пространственный анализ, выявляющий взаимозависимости итальянских данных на уровне N^^3 (2005-2018 гг.), показывает, что туризм оказывает благотворное влияние на экономический рост. Однако показатель туристической нагрузки свидетельствует о наличии нелинейных эффектов (избыток туризма пагубно влияет на доход на душу населения в наблюдаемой области, а в силу наличия пространственного спилловера - и на сопредельных территориях) [9].
Как утверждают в [10] туризм является важным направлением бизнеса для современного общества и становится основным видом экономической деятельности во всем мире. Технологическая экспансия и экономическое расхождение создали благоприятную для туризма среду в эпоху глобализации. Цивилизации, имеющие выгодное географи-
ческое, историческое, культурное наследие культивируют туризм, многие жители туристических дестинаций развивая медицинский, паломнический, пляжный, природный туризм зарабатывают себе на жизнь. Экономический эффект и динамизм туристической деятельности доказывается с использованием корреляции, регрессионного анализа и тестов ANOVA для изучения взаимосвязи между туризмом и доходностью.
В работе [11] предложена модель развития спортивного туризма, позволяющую оценить возможность повторного посещения спортивных мероприятий по футболу. Модель включает анализ таких факторов как удовлетворенность туристов, информационное обеспечение, имидж территории и криминальные риски. Авторы приходят к выводам о необходимости тщательного маркетингового создания и продвижения бренда территории [12].
Анализируя состояние туристской отрасли в РФ можно отметить, что деятельность в ней базируется на нормативно-правовом регулировании, мониторинге въездных и выездных потоков туристов. По мнению [13] состояние турист-ско-рекреационных кластеров анализируется при использовании программно-целевого метода. Использование кластерного подхода в развитии туризма рекомендует О.А. Ба-куменко с применением метода оценки эффективности функционирования туристических кластеров [14].
В исследовании [15] показаны актуальные и назревшие проблемы туриндустрии на уровне муниципалитетов, в их числе: отсутствие закрепленной методики планирования и разработки концептуальных положений развития внутреннего туризма, неразработанность системы оценки направлений и масштабов развития туризма, слабое вза-
Рис 1. Динамика въездных и выездных туристских поездок через территорию РФ по всем странам мира за 2014—2020 гг., тыс. поездок
Источник: составлено авторами на основе данных Росстата
Fig. 1. Dynamics of inbound and outbound tourist trips through the territory of the Russian Federation in all countries of the world for 2014-2020,
thousand trips
Source: compiled by the authors based on Rosstat data
имодействие руководства муниципальных образований и представителей бизнеса. В качестве методов анализа туристической индустрии он рекомендует:
— построение факторологи-ческой модели туристического потенциала муниципального образования;
— использование экономико-математических методов;
— применение экспертного метода для оценки приоритетности основных направлений развития туризма.
Вопросы сохранения потенциала и повышения роли туризма в социально-экономическом развитии регионов страны изложены в стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года. Цели Стратегии: реализация комплексного подхода к развитию внутреннего и въездного туризма в РФ за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках; реализация социальной роли туризма через приобщение населения к отдыху через личностное развитие в интеллектуальном, духовном, творческом плане.
В период пандемии роль буфера в туристской отрасли принадлежит государственным мерам, к которым относится [16]:
— предоставление субсидий туроператорам на возмещение затрат, связанных с авиаперевозками;
— субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства и социально-ориентированным фирмам на проведение мероприятий по профилактике SARS-CoV-2;
— беспроцентное кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выплату заработной платы сотрудникам и возобновление деятельности;
— запрет на применение налоговых санкций;
— продление сроков действия лицензий и разрешений на деятельность и др.
Далее на основе выводов анализа литературы, а так же с учетом содержания и периодичности раскрываемый российскими статистическими органами информации по туристской отрасли, авторами проанализированы данные статистики с использованием следующие методов: анализ динамики, структуры основных показателей по туризму, корреляционный и регрессионный анализ, эконометри-ческое моделирование, расчет коэффициентов, прогнозирование.
Для общей характеристики туристической привлекательности России нами произведено сопоставление в динамике показателей, характеризующих количество въездных туристских поездок иностранных граждан и выездных туристских поездок россиян за рубеж (рис. 1). На основе представленных статистических данных мы наблюем значительный дисбаланс в пользу выездного туризма. Сложившаяся тенденция указывает на относительно невысокую туристическую привлекательность РФ,
что подтверждается данными глобального рейтинга туристического кластера Global Attractiveness Index (GAI), разработанного специалистами The European House — Ambrosetti.
Индекс GAI состоит из трех субъиндексов: Dynamism Index (ID), Sustainability Index (IS), Growth Expectations (GE). Россия по состоянию на 2020 г. находилась на 30 месте в перечне из 144 стран со значением индекса GAI = 53,53. В рейтинге 2021 г. Россия сместилась на 33 место из 148 стран (индекс GAI = 53,43), потенциал привлекательности — низкий (в том числе: низкие значения субъиндекса динамизма, критические низкие значения субъиндексов устойчивости и ожидания роста).1
Низкая туристическая привлекательность страны обусловлена следующими факторами: недостаточно развитая туристская и транспортная инфраструктуры, изношенность средств размещения, небла-
1 https://acadmin.ambrosetti.eu/ dompdf/crea_wmark.php?doc=L2F0 dGFjaG1lbnRzL3BkZi9tYXBwYS1j b25jZXR0dWFsZS1nYWktZW5nLT IwMjEwOTAzMTIucGRm&id=141 86&muid=corporate
гоприятный инвестиционный климат, сравнительно невысокое качество обслуживания туристов, слабая информационная поддержка и продвижение рынка отечественных туристских услуг, низкий уровень культуры соблюдения правил безопасности среди населения и пр. Так, например, слаборазвитая транспортная инфраструктура не позволяет в полной мере реализовать преимущества богатого историко-культурного наследия и востребованных природных объектов. По мнению представителей туркомпаний, основной проблемой, препятствующей развитию транспортной и гостиничной сфер, а также индустрии питания, являются высокие риски ведения бизнеса в России. К ключевым факторам риска для отрасли на макроуровне так же относят: риски ослабления рубля, риски сокращения внутреннего спроса, увеличение числа кибератак и киберугроз, усиление внешнеполитических рисков. К наиболее опасным микро-рискам относят: риски снижения денежного потока/ возникновения кассовых разрывов, снижение надежности контрагентов.
Следует отметить нестабильную динамику по выездным туристам и относительно более стабильную динамику по числу иностранных въездных туристов (за исключением 2020 г.). Причем уменьшение потока выездных туристов наблюдалось с 2014 по 2016 гг. и начиная с 2020 г. Данные периоды характеризовались обострением международной политической обстановки вокруг России, что привело к резкому падению курса рубля, снижению покупательской способности граждан. Резкий спад турпоездок в 2020 г. так же обусловлен влиянием антиковид-ных ограничений, в том числе сокращением транспортных потоков. Так же можем констатировать, что в периоды
«оздоровления» российской экономики, количество граждан, осуществляющих туристические поездки за рубеж, увеличивалось.
Анализируя сложившиеся тенденции в предпочтениях туристов, следует сказать о странах, граждане которых чаще всего посещают территорию РФ в туристических целях. К ним, в первую очередь, относятся страны ближнего зарубежья. По состоянию на конец 2020 г. первую пятерку рейтинга замкнули: Украина (180,5 тыс. чел.), Абхазия (136,8 тыс. чел.), Казахстан (132,4 тыс. чел.), Таджикистан (130,8 тыс. чел.) и Узбекистан (100,1 тыс. чел.). Из стран дальнего зарубежья чаще всего Россию посещали граждане Германии (16 место, 91,8 тыс. чел.), Кубы (17 место, 75,9 тыс. чел.) и Турции (18 место, 58,5 тыс. чел.). Граждане РФ отдали свои предпочтения следующим странам: Абхазия, Турция, Украина, Египет, ОАЭ. Высокие показатели по въездным потокам в РФ имеют следующие страны ЕС — Германия, Финляндия и Греция (14, 16 и 17 места соответственно по состоянию на 2021 год). По данным туристических организаций к наиболее приоритетным внутрироссийским географическим направлениям развития относятся: черноморское побережье, Санкт-Петербург и побережье балтийского моря, Москва и «Золотое кольцо», Урал, Байкал. При этом большинство туроператоров заинтересовано в развитии наиболее распространенных видов туризма: пляжного и культурно-познавательного.
Напряженная международная обстановка в 2022 г., связанная с проведением военной спецоперации на Украине, несомненно, отразится как на числе въездных, так и выездных туристов. Введенные запреты на авиаперелеты отечественных авиакомпаний над территорией стран Запа-
да, авиакомпаний недружественных стран над территорией РФ приведут к резкому сокращению турпотоков по всем направлением, значительному росту транспортных расходов на отдых (за счет облета территорий, ростом цен на топливо). Таким образом, вырастет стоимость отдыха, в первую очередь — за рубежом, что поспособствует росту числа отечественных туристов, отдыхающих внутри страны. Несомненно, сократится число въездных иностранных туристов, сократится спрос на отдых в недружественных странах, увеличится число выездных туров в страны ближнего зарубежья.
Детализировать причины возможного влияния отдельных факторов на туристическую привлекательность страны предлагаем с использованием метода корреляционного анализа. Ввиду ограниченного набора публикуемых статистических данных, низкой частотой их представления для проведения корреляционного анализа нами выбраны следующие переменные во временном разрезе в годовом выражении: число туристских фирм — всего; средняя стоимость реализуемых турпаке-тов; число ресторанов, кафе, баров; парк воздушных судов — единиц; парк пассажирских автобусов — единиц. Для характеристики тесноты связи использовании шкала Чеддока. Таким образом, с переменной «число въездных турпоездок иностранных граждан» сильнее всего коррелирует переменная «парк пассажирских автобусов — единиц» (г = 0,81 — связь высокая), «число ресторанов, кафе, баров» (г = 0,66 — связь заметная), «средняя стоимость реализуемых турпакетов» (г = 0,43 — связь умеренная). Остальные факторы показывают слабую статистическую связь. С переменной «число выездных турпоездок граждан РФ» сильнее всего кор-
Таблица 1 (Table 1)
Показатели динамики количества турпакетов, реализованных населению за 2011—2020 гг. — всего, тыс. ед. Indexes of the dynamics of the number of tour packages sold to the population in 2011-2020 - total, thousand units
Годы 2011 г 2012 г 2013 г 2014 г 2015 г 2016 г 2017 г 2018 г 2019 г 2020 г
Число турпакетов, реализованных населению — всего, ед 4426,9 4762,8 5384,0 4384,1 4024,0 3351,5 4389,6 4585,3 5336,5 3125,3
Абсолютный прирост (цепн) - 335,9 621,2 -999,9 -360,1 -672,4 1038,1 195,7 751,2 -2211,2
Абсолютный прирост (баз) - 335,9 957,1 -42,9 -403,0 -1075, 4 -37,4 158,4 909,5 -1301,6
Темп прироста (цепн) - 7,6 13,0 -18,6 -8,2 -16,7 31,0 4,5 16,4 -41,4
Темп прироста (баз) - 7,6 21,6 -1,0 -9,1 -24,3 -0,8 3,6 20,5 -29,4
Источник: рассчитано авторами на основе данных Росстата Source: calculated by the authors based on Rosstat data
релируют «средняя стоимость реализуемых турпакетов» (г = 0,66 — связь заметная); «парк пассажирских автобусов — единиц» (г = 0,46 — связь умеренная). Следует учитывать, что коэффициент корреляции показывает тесноту статистической связи между переменными, но не обуславливает влияние какого-либо фактора на результативный показатель. Так же рассчитанные значения коэффициентов могу содержать ошибку ввиду нестационарности используемых данных динамических рядов.
Далее рассмотрим показатели динамики по объему реализованных населению турпаке-тов (табл. 1).
На основе расчетов, представленных в табл. 1, мы наблюдаем неустойчивую динамику числа реализуемых в России турпакетов. За последние 10 лет, в периоды с 2012 г. по 2013 г., а также с 2017 г. по 2019 г. показатель увеличивался, наибольший прирост наблюдался в 2017 г. (+1038,1 тыс. ед. / +31,0% к уровню предыдущего года). Периоды с 2014 г. по 2016 г., а так же 2020 г. отметились падением значений показателя, наиболее резкое падение отмечено в 2020 г. (-2211,2 тыс. ед. / -41,4% к уровню предыдущего года). В целом за анализируемый период значение показателя снизилось на 1301,6 тыс.
ед. (-29,4%). Подробная динамика количества реализованных турпакетов с выделением категорий потребителей представлена на рис. 2.
Детализировав информацию по направлениям реализации турпакетов гражданам РФ отметим, что до 2019 г. наблюдался устойчивый рост реализации турпакетов по российским направлениям и постепенное сокращение числа реализуемых по зарубежным направлениям турпакетов. В 2020 г. число отечественных турпакетов превышало число реализованных турпакетов за рубеж. Можно утверждать,
что такая тенденция сохранится как минимум в среднесрочной перспективе. Прогноз тенденции реализации отечественных турпакетов на 2022 г. и 2023 г. - 2676,7 тыс. штук и 2955,2 тыс. штук соответственно (уравнение тренда: у = 9,4462.x2 + 42,37.x + 808).
Рассмотрим соотношение средней стоимости одного условного реализуемого турпаке-та для граждан РФ по направлениям реализации
В течение анализируемого периода наблюдается увеличение диспропорции в условной стоимости реализуемых по различным направлениям
Рис. 2. Динамика реализации турпакетов туристическими агентствами России по направлениям и категориям потребителей за 2011—2020 гг.,
тыс. ед.
Источник: составлено авторами на основе данных Росстата
Fig. 2. Dynamics of sales of tour packages by Russian travel agencies by destinations and categories of consumers for 2011-2020, thousand units
Source: compiled by the authors based on Rosstat data
Рис. 3. Средняя стоимость одного условного реализуемого турпакета для граждан РФ по направлениям реализации в динамике за 2011—2020 гг.,
тыс. руб.
Источник: рассчитано авторами на основе данных Росстата
Fig. 3. The average cost of one conditional sold tour package for citizens of the Russian Federation in the areas of sale in dynamics for 2011-2020,
thousand rubles.
Source: calculated by the authors based on Rosstat data
турпакетов (с 2 до 2,9 раза). При этом по отечественным направлениям с 2016 г. стоимость изменяется незначительно (с 32,2 тыс. руб. до 33,9 тыс.
руб.), по зарубежным — более существенно (увеличивается с 85,0 тыс. руб. до 96,8 тыс. руб. — в 2020 г.), больше всего в 2019 г. (103,5 тыс. руб.).
Рост стоимости одного условного зарубежного турпакета обусловлен, прежде всего, колебанием курсов валют. Имеющаяся тенденция объясняет увеличение доли реализуемых для граждан турпакетов по отечественным направлениям отдыха. В связи с сокращением зарубежных туристских направлений, возможно увеличение стоимости отдыха на российских курортах и местах отдыха ввиду снижения предложения на рынке туристских услуг.
Для оценки взаимосвязей между числом реализованных гражданам РФ турпакетов (ЧРТ) и возможными объясняющими переменными (число туристских фирм — всего; средняя стоимость реализуемых турпакетов; число ресторанов, кафе, баров; парк воздушных судов — единиц; парк пассажирских автобусов — единиц) построена линейная модель множественной регрессии. Так как для построения
Таблица 2 (Table 2)
Характеристики линейной модели множественной регрессии Characteristics of the linear model of multiple regression
Показатель Значение Примечание
Характеристики модели
Уравнение модели ЧРТ = -1,35e + 04 + 57,8 х хССРТ+5,43 х ПВС Стандартная ошибка модели = 226,7648 Стандартные ошибки коэффициентов регрессии: (3,54е+03) (14,9) (1,03)
Тип зависимости Линейная Тест на нелинейность (квадраты) — ^-значение = 0,10 > 0,05; Тест на нелинейность (логарифмы) — ^-значение = 0,11 > 0,05 Не отвергается гипотеза о линейной зависимости RESET-тест — ^-значение = 0,52 > 0,05 Спецификация модели правильная
Исправ. Л-квадрат 0,75 Качество модели хорошее, вариация включенных в модель факторов на 75% объясняет вариацию зависимой переменной
Уровень надежности модели 95% Допустимая ошибка — 5 %
Результаты тестирования на статистическую значимость
Тесты на автокорреляцию LMF-статистика: ^-значение = 0,52 > 0,05; Альтернативная статистика — TRx2: ^-значение = 0,39 > 0,05; Ьщщ-Вох Q'-тест: ^-значение = 0,47 > 0,05 Не отвергается гипотеза об отсутствии автокорреляции остатков
Тест на гетероскедастичность White-тест: ^-значение = 0,57 > 0,05; Breusch-Pagan-тест: ^-значение = 0,52 > 0,05 Не отвергается гипотеза о том, что модель гомоскедастична
Тест на нормальность остатков ^-значение = 0,76 > 0,05 Ошибки распределены по нормальному закону
Источник: составлено авторами Source: compiled by the authors
модели были использованы данные рядов динамики, для исключения искажения результатов моделирования в исходный набор факторов была включена переменная времени. В процессе оценки модели она не показала статистическую значимость и в итоговое уравнение регрессии не вошла. Тест на избыточные переменные с последовательным исключением переменных с использованием двустороннего ^-значения ^ = 0,05) показал целесообразность включения в модель следующих переменных: «средняя стоимость реализуемых турпакетов» (ССРТ) и «парк воздушных судов» (ПВС). Характеристики уравнение модели представлены в таблице 2.
Проведенные тесты на статистическую значимость подтверждают качество построенной модели. Уравнение модели можно интерпретировать следующим образом: при росте средней стоимости реализуемых турпакетов на 1 тыс. руб. число реализуемых турпакетов увеличивается на 58,7 штук, с увеличением парка воздушных судов на 5 единиц число реализуемых пакетов увеличивается на 5,43 штук. Независимые переменных, которые не вошли в модель — не показали свою статистическую значимость.
В качестве одного из показателей состояния туристической отрасли можно выделить численность организаций, предоставляющих услуги в области туризма и отдыха. К таким организациям относят: туристские, санитарно-курорт-ные организации и организации отдыха. На основе анализа динамики наличия таких организаций можно судить о привлекательности отрасли для бизнеса.
В соответствии с рассмотренными в табл. 3 данными в целом наблюдается рост числа, как туристских фирм, так и санаторно-курортных организаций, при этом в течение всего
Таблица 3 (Table 3)
Соотношение числа зарегистрированных на территории РФ туристских фирм и санаторно-курортных организаций и организаций отдыха (на
конец года — всего), ед. Correlation between the number of tourist firms, sanatorium and resort organizations and recreation organizations registered in the territory of the Russian Federation (at the end of the year - total), units
Наименование показателя Vi OO a\ û о tN JS â Л „ H щКи g I § ж
Ol 20 20 20 20 20 20 d (р И К
Число туристских фирм (ТФ) 10266 11893 12395 13579 13674 12690 12463 +21,4
Число санаторно-
курортных организаций и 3853 3689 5166 6539 6772 6990 6918 +79,5
организаций отдыха (СКО)
Коэффициент соотношения 2,7 3,2 2,4 2,1 2,0 1,8 1,8 X
Источник: рассчитано авторами на основе данных Росстата Source: calculated by the authors based on Rosstat data
анализируемого периода имеется значительный численный перевес в пользу первых. Темпы прироста последних превышают рост туристских организаций более чем в два раза, а коэффициент соотношения показывает изменение диспропорции с 2,7 до 1,8 раза. Таким образом, в перспективе возможно выравнивание численности указанных организаций, что приведет росту конкурен-
ции, а также качества оказываемых услуг отдыха. Кроме этого, рост доли санаторно-курортных организаций и организаций отдыха обоснован политикой импортозамещения, т.е. необходимостью увеличения доли отечественных турпа-кетов для российских граждан. В современных условиях экономической и международной политической напряженности развитие отечественных на-
2011 2015 2016 2017 2018 2019 2020
S Организации отдыха и другие специализированные средства размещения □ Санаторно-курортные организации И Гостиницы и аналогичные средства размещения
Рис. 4. Структура коллективных средств размещения в РФ в 2011-2020 гг.
Источник: рассчитано авторами на основе данных Росстата
Fig. 4. Structure of collective accommodation facilities in the Russian Federation in 2011-2020
Source: calculated by the authors based on Rosstat data
Таблица 4 (Table 4)
Результаты моделирования Modeling results
Критерий Прогнозная модель количества ТФ Прогнозная модель количества СКО
Уравнение модели у, = 11086,2 + 0,86у,—1 + е, + 0,71е,—1 у, = 5253,09 + 0,90у,—1 + е,
^-значение модели 0,05 0,05
Л-квадрат 0,86 0,82
Тест на нормальное распределение ошибок ^-значение = 0,92 > 0,05 (не отвергается гипотеза о нормальном распределении остатков) ^-значение = 0,13 > 0,05 (не отвергается гипотеза о нормальном распределении остатков)
LM тест, порядок лагов = 3 ^-значение = 0,08 > 0,05 (не отвергается гипотеза об отсутствии автокорреляции) ^-значение = 0,21 > 0,05 (не отвергается гипотеза об отсутствии автокорреляции)
Тест на наличие ARCH процессов, порядок лагов = 1 ^-значение = 0,51 > 0,05 (не отвергается гипотеза об отсутствии ARCH-эффектов) ^-значение = 0,23 > 0,05 (не отвергается гипотеза об отсутствии ARCH-эффектов)
Источник: составлено авторами Source: compiled by the authors
правлений туризма и отдыха становится актуальным.
Детальная структура коллективных средств размещения изображена на рис. 4.
Анализируя структуру коллективных средств размещения, мы наблюдаем преобладание гостиниц и аналогичных средств размещения. За анализируемый период их доля варьировалась от 68,6% до 79,1%. К 2020 г. их она снизилась до 74,7%. Доля организаций отдыха и других специализированных средств размещения в целом за 10 лет увеличилась и составила в отчетном периоде 18,9%. Меньше всего в структуре коллективных средств размещения занимают санаторно-курортные организации. Их доля ежегодно (за исключением 2020 г.) снижается. Самое низкое значение показатель имел в 2019 г. — 6,3%, в отчетном году — 6,4%.
По данным Росстата за 2010—2020 гг. были построены прогнозные модели для переменных ТФ и СКО на основе методологии Бокса — Джен-кинса. Для прогнозирования показателей самыми оптимальными были признаны модели: для ТФ - ARMA (1,1); для СКО - ARMA (1,0). Критерий оптимальности - наиболее низкое значение критериев Шварца, Акаике, Хеннана-Ку-
инна. Обе модели прошли статистические тесты, подтверждающие их статистическую значимость, в том числе: тест на нормальное распределение ошибок, тест автокорреляцию, тест на наличие АЯСН-эф-фектов. Характеристики моделей, результаты тестирования, а также параметры качества представлены в табл.е 4.
На основе полученных моделей был сформирован автоматический прогноз. Результаты прогнозирования представлены в табл. 5.
Таким образом, в среднесрочной перспективе (табл. 5) прогнозируется снижение значений показателей по обеим переменным. Коэффициент соотношения (ТФ/СКО) существенно не меняется (с 1,80 — в 2020 г. до 1,87 — в 2023 г.). Результаты прогнозирования являются примерными, велика вероятность необходимости корректировки прогноза с учетом развития экономической и международной политической обстановки.
Подводя итог обсуждению материалов исследования, обратим внимание на проблемы в туризме, связанные с пандемией SARS-CoV-2, поскольку именно она повлияла на объемы турпотоков по всему миру. К ним относятся:
— проблемы обратной связи (обращения турагентов после бронирования остаются без ответа, либо ответ предоставляется в течение длительного времени);
— нарушение условий по программам вознаграждения турагентов;
— отсутствие консультационной поддержки от туроператоров в период противоэпи-демиологических ограничений (например, по вопросам взаимодействия с туристами по вопросам возврата или переноса туров);
— корректировка туров без уведомления турагента и туриста;
— непрозрачный механизм переноса туров, возврата денежных средств, нарушение
Таблица 5 (Table 5) Прогнозные значения переменных ТФ и СКО Predictive values of the TF and Standard Deviation variables
Модель 2021 г. 2022 г. 2023 г.
ТФ: ARMA (1,1) 12457 12267 12103
СКО: ARMA (1,0) 6757 6611 6479
Источник: составлено авторами Source: compiled by the authors
условий замены (например, замена пляжного тура на Кубе на более дешевый в Египте);
— отсутствие организации полноценного сотрудничества для совместного оперативного реагирования на вызовы коро-навирусной инфекции;
Обозначенные проблемы запустили следующие процессы:
— существенное снижение доходов туроператоров и тура-гентов;
— перезагрузка виртуальных отношений при бронировании туров ввиду возросшей роли опИпе-услуг;
— сокращение глубины продаж и бронирования турпаке-тов (туристы стали отказываться от раннего бронирования туров за 60 дней, глубина бронирования составляет 2—3 недели, что приводит к навязыванию туристам высокой стоимости отдыха).
— появление в обществе фобий, связанных с вспышками пандемий и закрытия стран и маршрутов;
— повышение стоимости путевок в диапазоне 10—90% и отсутствие «горящих» путевок.
По мнению авторов статьи, каждому региону РФ следует разработать маршрутную туристическую карту с учетом территориального место -расположения, архитектурно-строительного наследия, национальных особенностей, возможностей возведения концептуальных средств размещения.
Авторами [16] предложены варианты трансформации туризма в Хабаровском крае через расширение коммуникативного пространства и связи, совершенствование духовного потенциала и смену системы установок. Они предлагают пересмотр туристических предложений в сегменте «местные региональные туры» для дальневосточников по направлениям:
— приоритетные однодневные туры со следующим со-
держанием ассортиментной линейки туров: малоизвестные факты из жизни и истории родного города, городские легенды, экологический и познавательный (с выездом за пределы города), релаксационные туры (йога, саморазвитие), малоизвестные факты из истории края и отраслевые туры, экологические мини-туры, образовательные городские экскурсии для детей;
— для двухдневных туров: сплавы по таежным речкам, этнографические мини-туры, релаксационные туры (йога, саморазвитие), малоизвестные факты из истории родного города, отраслевые и ведомственные туры, совмещенные городские экскурсии и экологические тропы с ночевкой (развлекательно-образовательная программа), экологические тропы и экскурсии в заповедники, релаксационный тур с комфортным проживанием, рыболовные туры [16].
В работе [17] одним из драйвером туристической отрасли называют Карелию. Ее туристический пакет можно считать импортозамещением в страны Северной Европы. Карелия привлекает богатой первозданной природой, заповедниками, лесами, водопадами также религиозные достопримечательностями, известным островом Валаам. В работе [18] акцентируется внимание на механической системе оснащения туристско-рекреаци-онного кластера, что позволит продлить сезон катания на склонах курорта.
Реализация Стратегии развития внутреннего туризма, предоставит возможность познакомиться с природными объектами России. Своеобразный территориальный подход к развитию туризма реализуется, например, в Калининградской области, где выделяется собственное самобытное социокультурное пространство с веянием классической старины архитектуры, обладающей
собственной неповторимой атмосферой. В этом регионе формированию уникального турпродукта способствовал успешный маркетинг территории, где акцент туристических посещений романтической Прибалтики делался не на высокий сезон, а на осенне-зимний [19].
Заключение
Рассмотрев литературу по вопросам анализа состояния туристской отрасли нами установлено, что зарубежный подход к ее оценке осуществляется через доказательные методы, включающие: теорию пространственного производства туристических услуг, исследование малоиспользуемых панельных микроэкономических данных, качественный сравнительный анализ с использованием нечетких множеств. Исследования авторов сводятся к построению моделей пространственных и панельных данных, в том числе построение гравитационных моделей, пространственных моделей Дурбина. Для прогнозирования зачастую используются данные динамических рядов. Исследования отечественных авторов, помимо перечисленных вопросов, сконцентрированы на проблемах оценки состояния туристской отрасли и выявлении перспективных направлений развития отрасли в РФ, изучении въездных и выездных потоков посредством реализации программно-целевых методов.
Анализ динамики въездных и выездных туристских поездок показал тенденцию снижения их общего количества, которая обусловлена низким уровнем туристической привлекательности, шоками и ограничительными мерами, которые вызваны пандемией SARS-CoV-2, напряженной внешнеполитической обстановкой. Наиболее активные внешние турпотоки РФ на-
Таблица 6 (Table 6)
Проблемы и приоритетные направлений развития отечественного туристического бизнеса Problems and priority areas for the development of the domestic tourism
business
Проблемы развития отечественного туристического бизнеса Приоритетные направления развития отечественного туристического бизнеса
1) слабая туристическая привлекательность (должна повышаться за счет повышения стандартов качества туристического отдыха в РФ, переосмысления отношения российских и иностранных граждан к отдыху в России) 1) на микроуровне: — внедрение внедрению цифровых решений во взаимодействии с клиентами и бизнес-процессы; — контроль над уровнем расходов и диверсификация бизнеса; — увеличений инвестиций в основные средства и туристическую инфраструктуру; — сокращение расходов, в том числе за счет продажи неэффективных активов; — увеличения расходов турпредприятий на продвижение и маркетинг.
2) слабо развитая туристская и транспортная инфраструктуры (необходимо увеличивать инвестиции в развитие инфраструктуры)
3) недостаточное количество средств размещения ориентированных на массового туриста 2) на макроуровне: — государственная поддержка туристической отрасли (дотации, налоговые послабления); — расширение практики возврата части средств туристам, потраченных на внутренний туризм и отдых; — государственное регулирование цен на туристские услуги
4) низкое качество внутренних услуг размещения и высокая стоимость зарубежных туров
Источник: составлено авторами Source: compiled by the authors
блюдаются со странами ближнего зарубежья. Корреляционный анализ показал наличие статистической связи количества совершаемых турпоездок с состоянием транспортной инфраструктуры стоимостью реализуемых турпакетов. Наблюдается рост реализации турпакетов по российским направлениям и сокращение их числа по зарубежным направлениям. Такая тенденция обусловлена увеличением диспропорции между средней стоимостью турпакетов в зависимости от направления отдыха — РФ или зарубежные страны (1 : 3). Проведенная процедура регрессионного анализа показала взаимосвязи между числом реализованных гражданам РФ турпакетов с переменными «средняя стоимость реализуемых турпакетов» и «парк воздушных судов», что указывает на необходимость развития транспортной инфраструктуры и оптимизации стоимости отдыха. В структуре коллективных средств размещения наибольшую долю занимают гостиницы и аналогичные средства размещения. Доля санаторно-курортных организаций и организаций составляет всего лишь 6,4%, хотя в общей структуре туристских услуг преобладает спрос на пляжный и санаторно-курортный туризм (67% и 62% соответственно). Прогнозные расчеты по количеству турфирм и санаторно-курортных организаций показывают их снижение в среднесрочной перспективе, что указывает на необходимость принятия соответствующих мер активизации
туристского предпринимательства.
Объединив результаты проведенного статистического анализа, анализа научной литературы и содержания программ развития туризма в РФ, авторами обозначены общие проблемы и направления развития отрасли (табл. 6).
На основании изложенного материала авторами так же детализированы направления активизация туристической отрасли в РФ, которые будут способствовать росту продаж турпакетов и увеличению внутренних турпотоков: распространение авторского, местного, этнического, эко-
логического, косметического, спортивного, авторского туризма и туров выходного дня. Наилучшим советом для туристического общества является приобретение турпакета «все включено» и страхование своего путешествия. С позиций совершенствования персонала туристических дестинаций предлагаем встроить в организационно-управленческую структуру новый профиль персонал-ассистента, который будет закреплен за гостями номерного фонда и будет адаптировать и отвечать за консультирование туриста на вновь осваиваемой территории РФ.
Литература
1. Jiang L., Wu H. and Song Y. Diversified demand for health tourism matters: From a perspective of the intra-industry trade // Social Science & Medicine. 2022. № 293. С. 114630. DOI: 10.1016/j.socscimed.2021.114630.
2. Obembe D., Kolade O., Obembe F., Owoseni A., Mafimisebi O. Covid-19 and the tourism industry: An early stage sentiment analysis of the impact of
social media and stakeholder communication // International Journal of Information Management Data Insights. 2021. № 1(2). C. 100040. DOI: 10.1016/j.jjimei.2021.100040.
3. Zhang X., Guo W., Bashir M.B. Inclusive green growth and development of the high-quality tourism industry in China: The dependence on imports // Sustainable Production and Consumption. 2022. № 29. C. 57-78. DOI: 10.1016/j.spc.2021.09.023.
4. Zhou B., Wen Z., Yang Y. Agglomerating or dispersing? Spatial effects of high-speed trains on regional tourism economies // Tourism Management. 2021. № 87. C. 104392. DOI: 10.1016/j.tourman.2021.104392.
5. Bhattacharya P., Dash A.K. Determinants of blue economy in Asia-Pacific island countries: A study of tourism and fisheries sectors // Ocean & Coastal Management. 2021. № 211. C. 105774. DOI: 10.1016/j.ocecoaman.2021.105774.
6. Kim Y.R., Williams A.M., Park S., Chen J.L. Spatial spillovers of agglomeration economies and productivity in the tourism industry: The case of the UK // Tourism Management. 2021. № 82. C. 104201. DOI: 10.1016/j.tourman.2020.104201.
7. Ekeocha D.O., Ogbuabor J.E., Orji A., Kalu U.I. International tourism and economic growth in Africa: A post-global financial crisis analysis // Tourism Management Perspectives. 2021. № 40. C. 100896. DOI: 10.1016/j.tmp.2021.100896.
8. Ruan W., Zhang S. Can tourism information flow enhance regional tourism economic linkages? // Journal of Hospitality and Tourism Management. 2021. № 49. C. 614-623. DOI: 10.1016/j. jhtm.2021.11.012.
9. Siano R.D., Canale R.R. Controversial effects of tourism on economic growth: A spatial analysis on Italian provincial data // Land Use Policy. 2022. № 117. C. 106081. DOI: 10.1016/j. landusepol.2022.106081.
10. Saluja V., Anand S., Peng J., Kumar H. The perceived impact of tourism development and sustainable strategies for residents of Varkala, South India // International Journal of Geoheritage and Parks. 2022. DOI: 10.1016/j.ijgeop.2022.03.003.
11. Swart K. George R., Cassar J. The 2014 FIFA World Cup (TM): Tourists' satisfaction levels and likelihood of repeat visitation to Rio de Janeiro //
References
1. Jiang L., Wu H. and Song Y. Diversified demand for health tourism matters: From a perspective of the intra-industry trade. Social Science & Medicine. 2022; 293: 114630. DOI: 10.1016/j.socscimed.2021.114630.
2. Obembe D., Kolade O., Obembe F., Owoseni A., Mafimisebi O. Covid-19 and the tourism industry: An early stage sentiment analysis of the impact of social media and stakeholder communication. International Journal of Information Management Data Insights. 2021; 1(2): 100040. DOI: 10.1016/j. jjimei.2021.100040.
3. Zhang X., Guo W., Bashir M.B. Inclusive green growth and development of the high-quality tourism industry in China: The dependence on imports. Sustainable Production and Consumption. 2022; 29: 57-78. DOI: 10.1016/j.spc.2021.09.023.
4. Zhou B., Wen Z., Yang Y. Agglomerating or dispersing? Spatial effects of high-speed
Journal of destination marketing & management. 2018. № 8. С. 102-113.
12. Силова Е.С. Анализ развития индустрии туризма в России // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 7(429). С. 110-117.
13. Королев Н.В. Стратегии развития турист-ско-рекреационного комплекса России // Вестник университета. 2018. № 9. С.69.
14. Бакуменко О.А. Развитие подходов к оценке эффективности функционирования региональных туристских кластеров // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 46. С. 41-50.
15. Цыганков Д. А. Методы анализа и планирования развития внутреннего туризма в регионе (на муниципальном уровне). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. 08.00.05. Москва. 2013.
16. Маркина Ю.М., Музыченко Н.П. Формирование регионального турпродукта на туристическом рынке хабаровского края в условиях пандемии // Теория и практика общественного развития. 2021. № 1. С. 28-33.
17. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Шамина Е.М., Биндюков А.П. Критерии формирования туристского продукта в Карелию // Московский экономический журнал. 2020. № 2. С. 521.
18. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Голованова С.О., Домнина, А.И. Развитие Алтайского края: туристские продукты и ресурсы // Московский экономический журнал. 2020. № 2. С. 553.
19. Биндюкова А.П., Казаков М.Е., Булганина С.В., Лебедева, Т.Е. Стратегии развития туризма в Калининградской области // Московский экономический журнал. 2020. № 3. С. 385.
trains on regional tourism economies. Tourism Management. 2021; 87: 104392. DOI: 10.1016/j. tourman.2021.104392.
5. Bhattacharya P., Dash A.K. Determinants of blue economy in Asia-Pacific island countries: A study of tourism and fisheries sectors. Ocean & Coastal Management. 2021; 211: 105774. DOI: 10.1016/j.ocecoaman.2021.105774.
6. Kim Y.R., Williams A.M., Park S., Chen J.L. Spatial spillovers of agglomeration economies and productivity in the tourism industry: The case of the UK. Tourism Management. 2021; 82: 104201. DOI: 10.1016/j.tourman.2020.104201.
7. Ekeocha D.O., Ogbuabor J.E., Orji A., Kalu U.I. International tourism and economic growth in Africa: A post-global financial crisis analysis. Tourism Management Perspectives. 2021; 40: 100896. DOI: 10.1016/j.tmp.2021.100896.
8. Ruan W., Zhang S. Can tourism information flow enhance regional tourism economic linkages?
Journal of Hospitality and Tourism Management. 2021; 49: 614-623. DOI: 10.1016/j.jhtm.2021.11.012.
9. Siano R.D., Canale R.R. Controversial effects of tourism on economic growth: A spatial analysis on Italian provincial data. Land Use Policy. 2022; 117: 106081. DOI: 10.1016/j.landusepol.2022.106081.
10. Saluja V., Anand S., Peng J., Kumar H. The perceived impact of tourism development and sustainable strategies for residents of Varkala, South India. International Journal of Geoheritage and Parks. 2022. DOI: 10.1016/j.ijgeop.2022.03.003.
11. Swart K. George R., Cassar J. The 2014 FIFA World Cup (TM): Tourists' satisfaction levels and likelihood of repeat visitation to Rio de Janeiro. Journal of destination marketing & management. 2018; 8: 102-113.
12. Silova Ye.S. Analysis of the development of the tourism industry in Russia. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2019; 7(429): 110117. (In Russ.)
13. Korolev N.V. Strategies for the development of the tourist and recreational complex of Russia. Vestnik universiteta = Bulletin of the University. 2018; 9: 69. (In Russ.)
14. Bakumenko O.A. Development of approaches to assessing the effectiveness of the functioning of regional tourist clusters. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice. 2013; 46: 41-50. (In Russ.)
Сведения об авторах
Полина Григорьевна Николенко
К.э.н., доцент, доцент,
доцент кафедры «Товароведения, сервиса и
управление качеством»
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Россия Эл. почта: [email protected]
Андрей Михайлович Терехов
К.э.н., доцент кафедры «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Российский государственный университет правосудия (Приволжский филиал), Нижний Новгород, Россия Эл. почта: [email protected]
15. Tsygankov D. A. Metody analiza i planirovaniya razvitiya vnutrennego turizma v regione (na munitsipal'nom urovne). Avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk. 08.00.05 = Methods of analysis and planning for the development of domestic tourism in the region (at the municipal level). Abstract of the dissertation for the degree of candidate of economic sciences. 08.00.05. Moscow. 2013. (In Russ.)
16. Markina Yu.M., Muzychenko N.P. Formation of a regional tourism product in the tourism market of the Khabarovsk Territory in a pandemic. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and practice of social development. 2021; 1: 28-33. (In Russ.)
17. Bulganina S.V., Lebedeva T.Ye., Shamina Ye.M., Bindyukov A.P. Criteria for the formation of a tourist product in Karelia. Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal = Moscow Economic Journal. 2020; 2: 521. (In Russ.)
18. Bulganina S.V., Lebedeva T.Ye., Golovanova S.O., Domnina, A.I. Development of the Altai Territory: tourist products and resources. Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal = Moscow Economic Journal. 2020; 2: 553. (In Russ.)
19. Bindyukova A.P., Kazakov M.Ye., Bulganina S.V., Lebedeva, T.Ye. Tourism Development Strategies in the Kaliningrad Region. Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal = Moscow Economic Journal. 2020; 3: 385. (In Russ.)
Information about the authors
Polina G. Nikolenko
Cand. Sci. (Economics), Associate Professor,
Associate Professor of the chair «Commodity science,
service and quality management»
Nizhny Novgorod State University of Engineering and
Economics, Knyaginino, Russia
E-mail: [email protected]
Andrey M. Terekhov
Cand. Sci. (Economics), Associate Professor of the chair «Humanitarian and socio-economic disciplines» Russian State University of Justice (Privolzhsky Branch), Nizhny Novgorod, Russia E-mail: [email protected]