Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ НА УЛИЦАХ НАШЕГО ГОРОДА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ'

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ НА УЛИЦАХ НАШЕГО ГОРОДА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
45
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ДОСТУПНАЯ СРЕДА" / ТАКТИЛЬНО-ЗВУКОВЫЕ МНЕМОСХЕМЫ / ПИКТОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Исакова М.Б.

В статье будет проанализирована среда, созданная для людей с ограниченными возможностями на улицах нашего города, и даны рекомендации по улучшению качества проектирования и строительства элементов “комфортной среды" при создании "архитектурной среды".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STATE OF CREATION OF A FAVORABLE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT ON THE STREETS OF OUR CITY FOR PERSONS WITH DISABILITIES

The article will analyze the environment created for people with disabilities on the streets of our city, and give recommendations for improving the quality of design and construction of elements of a "comfortable environment" when creating an "architectural environment".

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ НА УЛИЦАХ НАШЕГО ГОРОДА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

UDK 72

Исакова М.Б. доцент

Национальный институт художеств и дизайна

им. Камолиддина Бехзода

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ НА УЛИЦАХ НАШЕГО ГОРОДА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Аннотация: В статье будет проанализирована среда, созданная для людей с ограниченными возможностями на улицах нашего города, и даны рекомендации по улучшению качества проектирования и строительства элементов "комфортной среды " при создании "архитектурной среды ".

Ключевые слова: «доступная среда», тактильно-звуковые мнемосхемы, пиктограммы.

Isakova M.B. associate professor

National Institute of Arts and Design. Kamoliddin Behzoda

ANALYSIS OF THE STATE OF CREATION OF A FAVORABLE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT ON THE STREETS OF OUR CITY FOR PERSONS WITH DISABILITIES

Abstract: The article will analyze the environment created for people with disabilities on the streets of our city, and give recommendations for improving the quality of design and construction of elements of a "comfortable environment" when creating an "architectural environment".

Keywords: "accessible environment", people with disabilities, law, design.

Доступность - это свойство архитектурной среды и инфраструктуры учреждения культуры, позволяющее людям с инвалидностью беспрепят ественно достичь учреждения культуры и воспользоваться услугой. Среда обитания — это совокупность условий и элементов, которые необходимы для жизнедеятельности человека. Некоторые из элементов могут быть необязательными, без других невозможно существовать, а третьи способны оказывать отрицательное влияние на условия жизни. Поэтому очень важно в современном городе иметь возможность беспрепятственного передвижения людям, имеющим ограниченные возможности. По показателям всемирных исследований [1], на земле проживает пятнадцать процентов людей от общего количества,

подверженных заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Именно для таких людей, а также слабовидящих и слабослышащих граждан необходима безбарьерная среда. Безбарьерная среда жизнедеятельности -среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая лицам с ограниченными возможностями здоровья вести независимый образ жизни [2].

Сегодня реабилитация людей с ограниченными возможностями является не только актуальной проблемой для общества, но и приоритетным направлением государственной социальной политики. Безбарьерная среда включает в себя элементы окружающей среды, обеспечивающие свободное передвижение и использование их людьми с различными видами нарушений (физических, сенсорных или интеллектуальных). Функционирование в таких условиях позволяет людям с особыми возможностями здоровья вести полностью независимую жизнедеятельность. Поэтому, доступная среда для инвалидов - это всем нам привычная среда, дооборудованная с учетом потребностей «МГН». В рамках международных договоренностей и национального законодательства осуществляются определенные действия, направленные на реализацию поставленных в программе задач. Активно формируются условия, которые создают возможность инвалидам полностью развивать свои способности, заниматься спортом и максимально интегрироваться в общество. Базовым критерием оценки социальной политики является наличие доступной физической среды для таких граждан. Имеется в виду возможность пользоваться жильем, транспортом и каналами информации; получать работу и образование. В настоящее время в городах улицы, проспекты, территории жилых массивов и общественных центров представляют собой множество барьеров для людей с ограниченными возможностями. Свободному передвижению на инвалидном кресле по улице препятствуют различные бордюры, ступеньки, перепады высот и многие другие преграды. Даже незаметный для большинства людей невысокий порожек на пути может стать серьезной помехой для перемещения через него на инвалидном кресле. Маломобильные группы населения, это, по распространенному мнению, граждане, имеющие инвалидность - категории граждан, имеющие ограниченные возможности здоровья, отличаются разными видами физических и иных ограничений. Естественно, безбарьерная среда для них должна удовлетворять специфическим потребностям их жизнедеятельности.

Формирование доступной среды включает в себя адаптацию уличных территорий для МГН. «Меры для безбарьерного доступа подразумевают работу с конкретными окружающими условиями, для которых подбираются оптимальные технические решения. Сама задача сводится к обеспечению территории всем необходимым оборудованием и устройствами, позволяющими без лишних сложностей самостоятельно

передвигаться всем категориям населения, в том числе маломобильным» [3]. Многие европейские компании сегодня занимаются обеспечением объектов формирования безбарьерной среды. К ним можно отнести компании: «Исток аудио трейдинг», «Без преград», «Доступная среда» и другие. Они опираются законодательство, которое обязывает обеспечить доступность для МГН следующих объектов:

• жилых зданий, относящихся к государственному, муниципальному, ведомственному жилищному фонду;

• различных административных зданий;

• всевозможных культурных центров (библиотек, театров, музеев и т. д.), в том числе объектов религиозного культа;

• образовательных и научных учреждений;

• объектов здравоохранения и соцзащиты;

• объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания;

• финансово-банковских учреждений;

• отелей, гостиниц, хостелов и других мест временного проживания;

• спортивных и физкультурно-оздоровительных объектов, мест отдыха;

• объектов, связанных с транспортным обслуживанием населения -вокзалов, аэропортов и др.;

• станций и остановок городского и пригородного транспорта;

• производственных объектов;

• зданий и сооружений связи и информации;

• тротуаров, переходов улиц, дорог, а также других территорий и площадей.

сформировала классификацию оборудования для адаптации улицы и разделила ее на три категории:

• Оборудование для оснащения автобусных остановок. В этой категории представлены специальные информационные табло для остановок, тактильная плитка (для безопасного передвижения инвалидов, имеющих ограничения по зрению), поручни для лестниц, специальное резиновое покрытие для асфальта и многое другое. Вспомогательное оборудование для организации доступной среды для МГН в категории оборудования для адаптации автобусных остановок - пиктограммы и мнемосхемы (тактильные и тактильно-звуковые). • Оборудование для пешеходной инфраструктуры. Для безопасного перехода дорог и попадание внутрь зданий людьми с ограниченными возможностями применяются следующее устройства: пандусы, лифты, звуковые маяки и свето-звуковые информаторы для удобного транслирования оповещений, тактильная плитка для безопасности слепых и слабовидящих,

индукционные системы для слабослышащих, мнемосхемы и пиктограммы, а также высокопрочные ограждения и поручни.

• Адаптация прилегающей территории. Данная категория включает максимально широкий спектр оборудования для создания безбарьерной среды. В этом разделе представлены все те устройства, которые необходимы для преодоления барьеров на территориях жилых массивов, общественных центров, скверов, парков и т.д. Системы тактильной указателей для инвалидов по зрению, травмобезопасное резиновое покрытие, индукционные системы вещания для слабослышащих, тактильные мнемосхемы, звуковые и световые маяки, пиктограммы и другие вспомогательные устройства. Отдельная подкатегория оборудования - специально оснащаемые зоны отдыха для инвалидов, игровые площадки для детей с ограниченными возможностями, а также оборудование парковки для инвалидов.

Оборудование для оснащения автобусных остановок:

При создании доступной среды для инвалидов в первую очередь встает вопрос о безопасности передвижения. Важным условием является не просто устранить все преграды и барьеры с пути, но и обеспечить при этом надежную защиту от несчастных случаев, травм и прочих опасностей. В связи с этим такие аспекты адаптации территорий, как обустройство остановок общественного транспорта, требуют проработки всех окружающих условий. На сегодняшний день на остановках общественного транспорта существует масса барьеров и опасных препятствий для людей с ограниченными возможностями. Поэтому в современную адаптацию остановок для инвалидов включается большой спектр средств, которые упрощают передвижение и пользование остановкой маломобильными группами населения. В этот спектр включается:

• Тактильная плитка - средства, которые представляют собой особый вид наземных указателей, направляющих и предупреждающих. Использование тактильной плитки помогает инвалидам по зрению легче ориентироваться в пространстве, чувствуя себя при этом более уверенно и безопасно. Такая плитка имеет различные цвета и типоразмеры.

• Ограждения и поручни лестниц - прочные вспомогательные конструкции, являющиеся необходимым стандартом для защиты от травм и обеспечения комфорта перемещения по территории остановки. Надежность креплений и высокая стойкость материалов в основе обеспечивает дополнительную безопасность.

• Тактильно-звуковые мнемосхемы, пиктограммы - универсальные полноценные системы оповещения, не требующие от человека владения какими-либо техниками чтения. Такие системы могут транслировать любые информационные сообщения, важные для людей на территории остановки.

• Табло для остановки общественного транспорта - удобные информационные устройства, представляющие посредством дисплея в максимально доступной форме всю необходимую информацию.

• Резиновое покрытие - специальный рулонный материал, мягкий и травмобезопасный, защищающий от скольжения и, как следствие, ушибов и травм. Благодаря высокой износостойкости и долговечности материала, такое покрытие является одновременно и очень экономным [4].

• Низкопольные площадки автобусов и ведущие к ним пандусы -обеспечивают легкий доступ инвалидов колясочников в автобусы. Выполняются из нескользящих материалов. Автобусные остановки с использованием выше перечисленных элементов становятся по-настоящему доступными и безопасными. С помощью должного оснащения территории пользование остановкой МГН станет намного комфортнее. Таким образом, будет обеспечен безбарьерный и безопасный доступ для всех категорий людей.

Пешеходная инфраструктура: Организация доступной среды для маломобильных групп населения - это всегда комплексная задача. Доступная среда для МГН включает в себя все необходимые условия для того, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя равными со всеми остальными и могли свободно реализовывать свои социальные права. Поэтому создание безбарьерной среды затрагивает все сферы жизни и все площадки - внутри зданий и на уличных территориях. Пешеходная зона - территория особой опасности. Обыкновенному человеку не требуется особых усилий, чтобы быть внимательным при переходе дороги или подняться внутрь здания, в то время как людям с ограниченными возможностями переход через дорогу и подъем по лестнице может стать непреодолимой преградой. Для того чтобы сделать эту часть среды максимально доступной и безопасной для людей с различными ограничениями возможностей, есть специальные технические решения. Комплексная пешеходная инфраструктура для инвалидов включает в себя большой спектр оборудования и приспособлений. Элементы такой инфраструктуры одновременно повышают безопасность передвижения инвалидов по пешеходному переходу и вместе с тем устраняют все преграды на пути маломобильных групп людей. Таким образом, создается полноценный безбарьерный доступ. Для организации доступной среды и адаптации пешеходной инфраструктуры для МГН предусматриваются следующие элементы :

• пандус - конструкция, имеющая уклон и позволяющая подняться на высоту лестницы инвалидным коляскам и другим закатывающимся объектам;

• лифт - специальный лифт, позволяющий подняться на высоту лестничного подъема без усилий;

• тактильная плитка - специальный наземный указатель, которым, как правило, оборудуются тротуары для указания направления движения;

• ограждения и поручни лестниц - вспомогательные элементы, повышающие безопасность передвижения людей;

• звуковые маяки, тактильные таблички и пиктограммы - системы оповещения, предусмотренные для людей с инвалидностью по зрению;

• резиновое покрытие - специальные рулонные материалы, которыми дополняются наземные поверхности для защиты от скольжения и травмирования;

• индукционные системы - применяются для информирования людей, имеющих ограничения физических возможностей по слуху.

Адаптация прилегающей территории: Сделать прилегающую территорию доступной и комфортной для МГН, это означает предусмотреть все необходимое для ее оснащения, проработать все условия. Подбор оптимального варианта оснащения становится частью проектирования пространства, и его реконструкции, с целью адаптации маломобильных групп в окружающей среде. Для этого используется комплекс мер, включающий пешеходные и транспортные связи, перечисленные выше, парковки для инвалидов, зоны отдыха и развлечений. [5]. Парковка для инвалидов - оборудование специальных мест парковки, в том числе указатели, знаки и трафареты для нанесения обозначений на асфальт Парковочные места играют важную роль в благоустройстве. Расстояние до зданий не должно превышать 100м, сами габариты парковочного места должны быть 6,0х3,6 м, что дает возможность создать безопасную зону сбоку и сзади машины - 1,2 м. 1.3.2. Зоны отдыха и развлечений; помимо пешеходно-транспортных приспособлений для комфортной среды МГН существуют еще особые зоны отдыха и развлечений, стандартизированных для их нужд. В них включены:

• площадки для отдыха на пути передвижения, организованные по нормативам не менее чем каждые 100-150 метров;

• площадки для детей с ограниченными возможностями - уличные игровые комплексы, по своей конфигурации оптимально подходящие для игр детей, имеющих нарушения физических возможностей;

• спортивные площадки, модернизированные под инвалидов с разными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Площадки для детей с ограниченными возможностями В настоящее время многие компании, выпускающие детские площадки создают комплекты, модернизированные как для здоровых детей, так и для детей с ограниченными возможностями. Причем они выполнены таким образом, что пользоваться ими могут все дети одновременно. Такие площадки выполняют важную социальную роль, учат взаимодействовать со

сверстниками, и конечно дарят радость от игр на площадке всем детям. Особенности площадок для детей-инвалидов:

• Яркий дизайн, привлекающий внимание любого ребенка.

• Наличие пандусов для колясочников, дополнительных перил, обеспечивающих высокий уровень безопасности площадок, предназначенных для детей с ограниченными возможностями.

• Нестандартные формы и размеры горок и других спортивно -игровых элементов.

• Качели, на которых можно установить и безопасно закрепить инвалидное кресло.

• Игровые столы расположены на высоте, позволяющей играть ребенку в коляске или ходунках.

Спортивные площадки, модернизированные под инвалидов с разными нарушениями опорно-двигательного аппарата Спортивные площадки для инвалидов сегодня можно по праву считать одним из приоритетных направлений. Спортивные школы и реабилитационные центры являются прямыми площадками для реализации подобных объектов, где возможно, как реабилитирование инвалидов или людей с временными нарушениями, так и воспитание спортивного потенциала страны. Они созданы, как и детские площадки со специальными поддерживающими поручнями, дополнительными ограждениями, закругленными углами и плавными поворотами, окрашены в яркие цвета и помогают развитию зрительных, тактильных и двигательных функций. Современная спортивная площадка для инвалидов включает множество составляющих, от традиционных турников и тренажеров, до различных инновационных элементов, с надежным покрытием, который исключают возможность поскользнуться или получить травму при падении. Навыки, приобретенные на подобных площадках, не просто помогают улучшить здоровье. Они придают инвалидам уверенности в себе, помогают найти друзей и сделать свою жизнь более разнообразной и яркой. В настоящее время идет активная реорганизация общественных пространств, направленная на создание территорий, мобильных для всех слоев населения [6,7]. Некоторые города и районы преуспели больше в этом плане, некоторые меньше [8-12]. Тем не менее, программа, нацеленная на благоустройство, есть, значит - общество двигается в нужном направлении. Конечно, существует и много проблем, таких как не соблюдение правил, норм[12-16]. И, как следствие, мы имеем пандусы под 45 градусов, не работающие лифты для инвалидов-колясочников и т.п. Но, не смотря на такие ошибки, все больше проектов затрагивает данную проблему, и пытается ее решить различными способами [16-22]. Главным препятствием является отсутствие финансирования и повышение сметной стоимости объекта. В связи с этим госпрограмма «Доступная среда» выполняется постепенно, малыми частями. В первую очередь

затрагиваются объекты наиболее значимые и часто посещаемые инвалидами. Необходимо понимать, что в ближайшее время приспособить под нужды инвалидов все объекты социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры даже в рамках государственной программы невозможно. Еще ни в одной стране мира не была сформирована тотальная доступность всех объектов. Но нужно стремиться к лучшему, малыми усилиями, небольшим вкладом каждого человека, каждой организации. Создавая современный городской дизайн, необходимо не забывать о маломобильном населении, делать комфортными малые объекты, дополнять мебель мелочами, удобными в использовании. Так будет создаваться мир будущего - мир без преград.

Использованные источники:

1. Disability and health, Fact sheet [Электронный ресурс] // WHO/World Health Organization: URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs352/en

2. URL : http://www.radugazvukov.ru/information/glossary/?letter=200&sphrase _id=8382.

3. Уличные территории [Электронный ресурс] // Группа компаний Без преград. URL: http://bezpregrad.com/street.html.

4. URL: http://izvestia.ru/news/583454#comments.

5. Лазовская Н.А. Функционально- пространственная организация центров реабилитации инвалидов: Дис. ... канд. архит.: 18.00.02. Мн., 2000.

6. Беларусь: среда для человека. Национальный отчет о человеческом развитии (региональный проект ПРООН RER/95/02C). Мн.: ООН/ПРООН, 1996. 216 с.

7. Хачатрянц К.К. Проблема создания городской среды, доступной для лиц с ограниченными возможностями // Градостроительство и архитектура: актуальные проблемы: Сб. науч. тр./ БНТУ, АФ. Мн.: Техналогия, 2002. С. 182-185.

8. kizi Sultanova M. F. The Role Of Tour Bases In The Development Of Tourism In Uzbekistan //INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND CURRENT RESEARCH CONFERENCES. - 2021. - С. 1-5.

9. Akhunova N. K. K. Possibilities of using virtual reality technologies in education //Asian Journal of Multidimensional Research (AJMR). - 2021. - Т.

10. - №. 3. - С. 549-555.

10. Badirovna I. M. The specificities of creating and developing modern campuses. - 2021.

11. Mannopova N., Mannapov A. Influence of "Thematic Parks" to the development of tourism in Uzbekistan //ASIAN JOURNAL OF MULTIDIMENSIONAL RESEARCH. - 2021. - Т. 10. - №. 4. - С. 696-704.

12. Mannopova N. R., Kamolkhodjaeva M. B. Features of designing interiors of restaurant establishments //ASIAN JOURNAL OF MULTIDIMENSIONAL RESEARCH. - 2021. - Т. 10. - №. 4. - С. 711-715.

13. Marufovich M. Y. Some Features Of The Connection Between The Interior And The Environment //International Journal of Progressive Sciences and Technologies. - 2021. - T. 26. - №. 1. - C. 97-101.

14. Sh, Saipova D. "Modern museums cultural heritage for future youth." ASIAN JOURNAL OF MULTIDIMENSIONAL RESEARCH 10.4 (2021): 733-737.

15. Tursunova S. F. Light in the modern world //ASIAN JOURNAL OF MULTIDIMENSIONAL RESEARCH. - 2021. - T. 10. - №. 4. - C. 750-756.

16. Roziqberdiev M. I. The time has come to move from stereotypes to creativity: In the example of mosques //Asian Journal of Multidimensional Research (AJMR). - 2021. - T. 10. - №. 3. - C. 564-571.

17. Latifovich T. A. Large-span structures and architectural form //ACADEMICIA: AN INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY RESEARCH JOURNAL. - 2021. - T. 11. - №. 1. - C. 397-401.

18. Tursunova, Sh F. "HISTORY OF ADVERTISING IN UZBEKISTAN." International Engineering Journal For Research & Development 5.9 (2020): 1010.

19. MANNAPOVA N. R. et al. Organization And Basic Requirements For Restaurant Design Interior //International Journal of Innovations in Engineering Research and Technology. - 2020. - T. 7. - №. 05. - C. 5-12.

20. Nazokatkhon A. INNOVATIVE TECHNOLOGIES TO REDUCE CLIMATIC EFFECTS IN HOT AND DRY CLIMATIC TERRITORIES //ApxHTeKTypaga ннновацнaпар ^ypHann. - 2020. - T. 1. - №. 1.

21. Saipova D. S. et al. Problems and Solutions in Studying the Modern Design of Museum Interiors //JournalNX. - C. 241-245.

22. Isakova M. B., Olimova F. J. Principles of formation of children's rehabilitation centers in Uzbekistan //ASIAN JOURNAL OF MULTIDIMENSIONAL RESEARCH. - 2021. - T. 10. - №. 5. - C. 620-626.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.