Научная статья на тему 'Научно-методическое обеспечение формирования доступной городской среды для маломобильных групп населения'

Научно-методическое обеспечение формирования доступной городской среды для маломобильных групп населения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
646
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маломобильные группы населения / доступная городская среда / научно-методическое обеспечение / low-mobility groups of the population / accessible urban environment / scientific and methodological support.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Михайлина Екатерина Игоревна

Сегодня в российском обществе по-прежнему ощущается разграничительная линия между инвалидами и не инвалидами. Многие люди, не испытывающие ограничения жизнедеятельности считают, что условия их жизни значительно отличаются от условий, которые связаны с жизнью инвалидов. В нашем обществе отсутствуют жесткие негативные установки в отношении инвалидов, но в то же время наблюдается равнозначное существование двух противоположных позиций, относящихся к решению проблем маломобильных групп населения. Одинаковое количество тех, кто старается возлагать ответственность за реализацию гражданских прав инвалидов на общество в целом, и тех, кто полагает, что, в случае необходимости предоставления инвалидам равных возможностей, сами инвалиды должны нести ответственность за их продвижение и реализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF AN ACCESSIBLE URBAN ENVIRONMENT FOR LOW-MOBILITY GROUPS OF THE POPULATION

Today, Russian society still feels the dividing line between disabled and non-disabled people. Many people who do not experience disability believe that their living conditions are significantly different from those associated with the lives of people with disabilities. In our society, there are no strict negative attitudes towards disabled people, but at the same time there is an equal existence of two opposite positions related to solving the problems of people with limited mobility. There are an equal number of those who try to hold society as a whole responsible for the realization of the civil rights of persons with disabilities, and those who believe that, if equal opportunities are to be provided to persons with disabilities, the disabled themselves should be responsible for their promotion and implementation.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обеспечение формирования доступной городской среды для маломобильных групп населения»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF AN ACCESSIBLE URBAN ENVIRONMENT FOR LOW-MOBILITY GROUPS OF THE POPULATION

Михайлина Екатерина Игоревна, старший лаборант кафедры экономической теории и менеджмента, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Россия

Ekaterina I. Mikhailina, senior laboratory assistant at the department of economic theory and management, State University of land management, Moscow, Russia

Аннотация: Сегодня в российском обществе по-прежнему ощущается разграничительная линия между инвалидами и не инвалидами. Многие люди, не испытывающие ограничения жизнедеятельности считают, что условия их жизни значительно отличаются от условий, которые связаны с жизнью инвалидов.

В нашем обществе отсутствуют жесткие негативные установки в отношении инвалидов, но в то же время наблюдается равнозначное существование двух противоположных позиций, относящихся к решению проблем маломобильных групп населения. Одинаковое количество тех, кто старается возлагать ответственность за реализацию гражданских прав инвалидов на общество в целом, и тех, кто полагает, что, в случае необходимости предоставления инвалидам равных возможностей, сами инвалиды должны нести ответственность за их продвижение и реализацию.

Summary: Today, Russian society still feels the dividing line between disabled and non-disabled people. Many people who do not experience disability believe that their living conditions are significantly different from those associated with the lives of people with disabilities.

In our society, there are no strict negative attitudes towards disabled people, but at the same time there is an equal existence of two opposite positions related to solving the problems of people with limited mobility. There are an equal number of those who try to hold society as a whole responsible for the realization of the civil rights of persons with disabilities, and those who believe that, if equal opportunities are to be provided to persons with disabilities, the disabled themselves should be responsible for their promotion and implementation.

Ключевые слова: маломобильные группы населения, доступная городская среда, научно-методическое обеспечение.

Keywords: low-mobility groups of the population, accessible urban environment, scientific and methodological support.

Для качественного функционирования общества и среды для маломобильных групп населения необходимо функционирование нескольких наук одновременно, таких как: медицина, социология, эргономика, архитектура и градостроительство, что представляет собой некую модель междисциплинарного развития - если не функционирует одна из дисциплин, то не функционирует в полную силу вся структура. В данную структуру включаются продуманные эргономические требования, помогающие сделать среду более удобной и доступной.

Таким образом, вся структура мер адаптации маломобильных групп населения может быть представлена в виде 3-ух звеньев: 1) социально-психологическое звено, обусловленное социально-психологическими потребностями маломобильных групп населения;

2) эргономическое звено, обусловленное эргономическими потребностям МГН (включающие критерии удобства, доступности и безопасности);

3) информационное звено.

К социально-психологическим потребностям относится возможность присутствия маломобильных групп населения на любой территории, в независимости от социального слоя. Каждый человек неповторим и бесценен для общества. Отношение к инвалиду во многом зависит от того, насколько часто он появляется в общественных местах. Среди инвалидов много творчески одаренных личностей, много людей, желающих активно работать. Поэтому, главная задача общества - дать им возможность самостоятельно реализоваться в социуме с помощью доступной среды, различных технологий, сети интернет.

Выполнение требований эргономического звена обеспечивается градостроительными мерами. Основные параметры функционального и эргономического формирования среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения следует принимать в соответствии с требованиями СП 59.13330 и СП 42.13330. Проектные решения, касающиеся обеспечения доступности маломобильных групп населения городского пространства, при проектирование новых территорий и реконструкции сложившейся застройки должны приниматься с учетом физических возможностей всех категорий маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, и быть направлены на повышение качества городского пространства по следующим критериям:

1) безопасность,

2) доступность,

3) комфортность

4) информативность.

1) Под безопасностью понимается возможность посещать места обслуживания с отсутствием риска получить травму каким-либо образом или

причинения вреда своему имуществу или нанесения вреда в отношении других людей, здания или сооружения, оборудования.

2) Доступность предполагает

- отсутствие барьеров на пути следования,

- учет высоты расположения объектов пользования и дополнительных устройств,

- наличие пандусов, лестниц, лифтов, эскалаторов, подъемных платформ, поручней и т.д,

- необходимый уровень площадок остановок общественного транспорта, транспорт с оборудованием специальных выдвижных платформ; и т.д.

В процессе создания доступных для инвалидов условий жизнедеятельности следует обеспечивать по возможности беспрепятственное передвижение:

- инвалиды, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата и МНГ общества могут использовать опорную трость, костыли, кресла-коляски, собаку-проводника, а также использовать транспортные средства (индивидуальные, специализированные или общественные);

- инвалиды, имеющие нарушения зрения и слуха могут использовать информационные сигнальные устройства и средства связи, доступных для инвалидов (в соответствии с ГОСТ Р 51671);

- инвалиды, имеющие нарушения зрения могут использовать белую трость, собаку-проводника, технические средства по информированию, ориентированию и сигнализации, адаптированные для инвалидов по зрению.

3) Комфорт предполагает:

- обеспечение условий для минимальных затрат и усилий со стороны потребителя для удовлетворения своих нужд;

- создание своевременной возможности отдыха, ожидания и дополнительного обслуживания,

- создание условий для компенсации усилий, которые затрачиваются на движение и получение услуг;

- повышение качества обслуживания посредством его концентрации в пространстве,

- увеличение ассортимента услуг с учетом состояния здоровья потребителей за счет формирования дополнительных условий, которые могут помочь потребителям получить необходимые услуги и др.

4) Следующим параметром адаптации является информативность, призванная обеспечить возможность своевременного получения и осознания информации с целью соответствующего реагирования на нее. Требования критерия информативности содержат в себе:

- систему своевременного распознавания ориентиров в архитектурном пространстве;

- возможность эффективно ориентировать посетителей, как в светлое, так и в темное время суток;

- сокращение времени и усилий для того, чтобы получить необходимую информацию.

Градостроительные меры в обязательном порядке затрагивают средства информации и ориентации маломобильных групп.

К средствам информационной направленности, используемым инвалидами, следует отнести:

- рельефные, фактурные и другие типы тактильных поверхностей на путях движения по участкам, дорогам и пешеходным трассам;

- ограждение опасных участков;

- разметку на путях движения по участкам и знаки дорожного движения, указатели;

- сооружения информационного характера (стенды, щиты и объемные рекламные устройства);

- светофоры и световые указатели, устройства звукового дублирования сигналов движения.

Например,

- цвет покрытия пешеходных путей рекомендовано предусматривать цветом, отличным от покрытия проезжей части.

- Существует рекомендация по выполнению разметки путей движения для транспорта - применять белый цвет, для пешеходов и инвалидов, использующих кресла-коляски - желтый.

- Для инвалидов, использующих для передвижения на мотоколяски разметку на пешеходных путях лучше делать белого цвета.

- Разметка осевых полос должна выполняться с применением пунктирных линий, а кромочные полосы - сплошными.

- Располагать визуальную информации необходимо удобно для инвалидов, использующих кресла-коляски. Визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне, на высоте в диапазоне от 0,9 м и до 1,7 м от уровня земли, пола или поверхности пешеходного пути. Высоту расположения зоны оптимальной видимости учитывают также и при определении высоты установки окон.

В информационный блок входят:

1) Системы радиоинформирования и ориентирования для инвалидов по зрению;

2) Элементы информационно-сигнальных систем для инвалидов, с содержанием:

а) точечных (локальных) информационных и сигнальных средств или устройств, устраиваемых у входов в жилые и общественные объекты, на ответственных участках путей передвижения, в зонах нерегулируемого движения;

б) линейных информационных и сигнальных средств, состоящих из одного или нескольких средств и (или) устройств, устанавливаемые на протяженные

участки путей движения, в крупномасштабные территории (рекреационные территории), пространства (площади перед общественными зданиями) и помещения с регулируемыми потоками движения;

в) информационных узлов, размещаемых у входов зданий, сооружений, комплексов, в вестибюлях, в холлах, на путях пересечения движения, устанавливаемые в специально отведенные зоны и помещения здания и сооружения, а также на участках. Это комплексные ориентиры и информационные хранители, которые сочетают множественные средства и устройства, размещаемые компактно или связанно на ограниченном пространстве.

В целом методика обеспечения формирования доступной городской среды может быть сформулирована как создание безбарьерного каркаса городской среды. При этом необходимо принимать во внимание информационную доступность объектов, не ограничиваясь только физической и пространственной доступности.

Основные элементы безбарьерного каркаса среды:

1) выделенные с помощью устройств информационной, сигнальной направленности и средств связи, которые доступны для инвалидов. Должны быть выделены транспортные и пешеходные коммуникации и пространства, организация которых выполнена по принципам непрерывности и доступности, всех основные функциональные зоны, здания и сооружения различного назначения, прежде всего к учреждениям повседневного и периодического обслуживания населения; остановки городского наземного общественного транспорта, станции метрополитена, с учетом обеспечения комфортабельности и безопасности передвижения инвалидов;

2) использование средств визуальной информации и средств, дублирующих визуальную информацию с помощью звуковой и тактильной информации для ориентирования, например, в отношении указателей улиц, домовых знаков, печатных носителей статической информации (указателей, табличек, вывесок, щитов, стендов, аппликаций и т.п., в том числе с применением СТОЛЫПИНСКИЙ ВЕСТНИК 1.2020 Страница 191

рельефных или графических изображений), световых и звуковых маячков, светофоров на придомовых и городских территориях;

3) наличие сопряжений с устройствами различного типа вертикальных коммуникаций: пандусов, лестниц, лифтов, эскалаторов, подъемных платформ, поручней;

4) обеспечение доступности общественного транспорта (площадок остановок общественного транспорта для посадки в низкопольный транспорт, специальные выдвижные платформы; оснащение общественного транспорта и остановок необходимым оборудованием).

5) Система и средства предупреждения обязаны обеспечить МНГ необходимой информацией и сигнализировать об опасности, быть комплексными и предусматривать возможность дублирования посредством тактильной, визуальной, а также звуковой информации.

Из документов, содержащих методические рекомендации, можно назвать:

- ОДМ 218.2.0 07- 2011 1 ОДМ 218.2.0 07-2011 Отраслевой дорожный методический документ «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства» Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) Москва 2015;

- Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения и другие.

При формировании доступности для МГН нужно учитывать проектирование и последующее внедрение пространственно-взаимосвязанных зон, в рамках которых должна быть обеспечена адаптивность всех зданий и сооружений, транспортная адаптивность, а также необходимая для МНГ информативность (создание информативной внешней среды - визуальной, звуковой и осязательной (тактильной). Адаптация пространственно-взаимосвязанных зон должна учитывать возможность

беспрепятственно передвигаться с использованием различных приспособлений: трость, костыли, кресло-коляска, собака-проводник, а также использовать индивидуальные, специализированные и общественные средства транспорта.

В жилых городских застройках центральных районов в условиях выборочной реконструкции формировать доступность социальной среды для МГН необходимо постадийно с учетом:

1) обеспечения удобства и безопасности пересечений транспортных и пешеходных направлений, в том числе находящихся на разных уровнях;

2) развития сферы услуг, которые предоставляются учреждениями, задействованными в торговле, общественном питании и досуге, ориентированные на удовлетворение различных потребностей всех без исключения групп населения, в том числе инвалидов и других МНГ;

3) многообразия жилищного фонда и возможности его приспособления для нужд маломобильных групп (отремонтированные дома небольшой этажности исторической застройки, расселяемые и ремонтируемые коммунальные квартиры в «доходных домах», новые корпуса в комплексе с сохраняемыми постройками).

Инвалидность в последнее время все чаще считается одним из

возможных социальных статусов и не является для человека

«выключенностью» из жизни, отвергнутостью со стороны общества. На

сегодняшний день многочисленные примеры свидетельствуют о том, что

инвалидность не препятствует человеку бывать в театр, парках, даже на

спортивных площадках, оставляет возможность трудиться и

реализовываться. В это же время инвалидность наделяет определенными

правами и льготами, к которым со стороны государства уделяется все

большее внимание. Мероприятия помощи, которые оказываются

государства, с каждым годом приобретают все более значительный характер

с целью сокращения дистанции, возникавшей между больным человеком и

здоровым. Кроме того, где есть недостаточность этого, на помощь всегда в СТОЛЫПИНСКИЙ ВЕСТНИК 1.2020 Страница 193

истории приходило людское милосердие. За последнее время в связи с западных тенденций в России стали стало уделяться внимание к формированию безбарьерной среды для маломобильных групп населения.

Под этим нужно подразумевать повышение качества архитектурного пространства в соответствии с критериями: доступность, безопасность, удобство и информативность для потребностей инвалидов, не ущемляя соответствующих возможности остальных граждан.

Городская инфраструктура России пока мало приспособлена для передвижения маломобильных групп населения. Каждый выход инвалида за пределы собственной квартиры или дома чреват серьезными проблемами перемещения, испытываемыми стрессами и реальными опасностями для здоровья и жизни инвалидов. Вы не встретите у большинства зданий подъемников и пандусов, в том числе, в местах социального назначения (школы, вузы, больницы, магазины, банки). Переходы не снабжены голосовым оповещением или находятся в неработающем состоянии.

Оказавшись в транспорте, незрячий пассажир рискует проехать свою остановку из-за частого отсутствия объявлений остановки. Слабослышащие не имеют возможности получить ценную и актуальную информацию из-за отсутствия титров, поясняющих надписей и сообщений. Среда в России по-прежнему остается закрытой для инвалидов, хотя определенные и важные шаги в этом направлении, несомненно, делаются.

Литература

1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (с изменениями на 7 марта 2018 года) (редакция, действующая с 18 марта 2018 года).

2. СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам».

3. СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 3501-2001.

4. ГОСТ Р 52131-2003 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования».

5. ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования».

6. Ветрова И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/16_1/. (дата обращения: 29.04.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Государственная помощь для малоподвижных граждан по программе «Доступная среда» Источник [URL]: http://posobie-help.ru/subsidii/lgoty-invalidam/dostupnaya-sreda.html (Дата обращения 11.09.18)

8. Доступная среда - комплексный подход. Источник [URL]: https://tiflocentre.ru/proektirovanie-dostupnoj-sredy.php?yclid=5325893355296018291 (Дата обращения 11.09.18)

References

1. Federal'nyi zakon «O sotsial'noi zashchite invalidov v Rossiiskoi FederatsiI» ot 24.11.1995 N 181-FZ (s izmeneniyami na 7 marta 2018 goda) (redaktsiya, deistvuyushchaya s 18 marta 2018 goda).

2. SP 35-102-2001 «Zhilaya sreda s planirovochnymi ehlementami, dostupnymi invalidam».

3. SP 59.13330.2016 «Dostupnost' zdanii i sooruzhenii dlya malomobil'nykh grupp naseleniya». Aktualizirovannaya redaktsiya SNIP 35-012001.

4. GOST R 52131-2003 «Sredstva otobrazheniya informatsii znakovye dlya invalidov. Tekhnicheskie trebovaniya».

СТОЛЫПИНСКИЙ ВЕСТНИК 1.2020 Страница 195

5. GOST R 52875-2007 «Ukazateli taкtU'nye nazemnye dlya invalidov po zreniyu. Tekhnicheskie trebovaniya».

6. Vetrova Problemy sotsial'noi adaptatsii invalidov. Ц^: http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/16_1 (data obrashcheniya: 29.04.2018).

7. Gosudarstvennaya pomoshch' dlya malopodvizhnykh grazhdan po programme «Dostupnaya sredA» ЦКЬ: http://posobie-help.ru/subsidii/lgoty-invalidam/dostupnaya-sreda.html (data obrashcheniya 11.09.18)

8. Dostupnaya sreda - kompleksnyi podkhod. Ц^: https://tiflocentre.ru/proektirovanie-dostupnoj-sredy.php?yclid=5325893355296018291(data obrashcheniya 11.09.18)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.