УДК 657.6
Б01: 10.21779/2500-1930-2020-35-4-23-31 Г.С. Султанов
Анализ состояния рынка аудиторских услуг страны и перспективы его развития
на современном этапе
Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; [email protected]
Основная цель статьи заключается в проведении анализа состояния рынка аудиторских услуг страны и определении перспектив его развития на современном этапе. В статье описаны этапы становления аудиторской деятельности в Российской Федерации. Проведен анализ развития саморегулируемых организаций аудиторской деятельности в России, изучены методическая работа саморегулируемых организаций аудиторов, количество случаев применения СРО аудиторов мер дисциплинарного воздействия к членам СРО, тенденции развития саморегулирования аудиторской деятельности в России и результаты осуществления контроля за деятельностью членов в 2018-2019 гг. В целом по итогам проведенного исследования можно заключить, что по мере развития аудиторской деятельности в Российской Федерации происходит совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей аудиторскую деятельность в Российской Федерации. Это стало причиной для уточнения применяемых в данной отрасли норм. Проведенный анализ свидетельствует, что система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России требует своего дальнейшего совершенствования в связи с переходом к международным стандартам аудита и признания их актуализированной версии на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: аудит, рынок аудиторских услуг, методология, СРО, перспективы,
МСА.
Российская аудиторская практика привела к формированию и последующему применению трех поколений аудиторских стандартов по всей стране. В настоящее время процесс перехода на МСА носит ярко выраженный характер. Первое поколение российских стандартов аудита (всего их 39) было разработано в период с 1996 по 2001 год и утверждено комиссией Президента Российской Федерации по аудиторской деятельности. По содержанию они соответствуют системно ориентированному аудиту.
Второе поколение стандартов аудита, также известное как федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД), было сформировано в период с 2002 по 2008 г. Всего правительством принято 34 правила, которые сформированы на основе анализа МССУ и по сути приобрели определенные элементы риск-ориентированных технологий аудита [24, с. 58].
После этого в 2010-2011 годах Министерством финансов Российской Федерации были разработаны и приняты 11 федеральных стандартов аудита третьего поколения. С точки зрения содержания, эти стандарты близки к стандартам ICA.
Изменение методов аудита. Российский аудит возник на основе ревизионных технологий, которые в большей степени соответствуют комплаенс-аудиту, то есть тестированию стандартов бухгалтерского учета компании, интуитивному определению или игнорированию уровня существенности, рисков и выборочности [12].
Сложность определения хронологического порядка, в котором применялась определенная доминирующая аудиторская технология, объясняется стратификацией аудиторских фирм, их разделением на крупные, средние и малые, а также невозможностью получения объективных данных о применении аудиторами стандартных правил внутреннего аудита.
Крупные международные аудиторские компании обучают своих сотрудников, используя программы ACCA и CPA, успешное завершение которых позволило указанным компаниям установить партнерские отношения.
Проведение аудита проекта TASIS в России в 2001 году способствовало освоению риск-ориентированных технологий крупными российскими аудиторскими компаниями. Процедуры работы и технологический пакет эксплуатационной документации, применяемой в аудите, были открыты для общественности [1]. Тот факт, что крупнейшие российские аудиторские компании присоединились к международным аудиторским сетям и выиграли международные аудиторские тендеры, может служить косвенным доказательством их успешного овладения технологиями.
В период с 1996 по 2008 год российские малые и средние аудиторские компании осваивали системно ориентированные методы аудита, основанные на стандартах аудита. Представляется, что переход малых и средних аудиторских компаний к риск-ориентированным технологиям в настоящее время находится в самом начале, поскольку внешний контроль выявляет типичные ошибки этих компаний, т. е. низкий уровень планирования аудита, неспособность провести проверку до формирования аудиторского заключения, а также непредставление выборочного описания и оценки риска.
Интеграция российского аудита в глобальную систему. В процессе интеграции российского аудита в глобальную систему можно выделить два этапа. Первый из них относится к 2001-2006 годам и соответствует получению технической помощи от международных организаций [1].
Второй этап связан с переходом в 2017 году к международным правилам аудита и привлечением российских экспертов к их разработке.
Развитие аудиторско-консалтинговых услуг в России началось в 90-х годах XX века.
В настоящее время особенностью саморегулируемых организаций является обязательное членство аудиторов - физических лиц, а также аудиторских организаций. Кроме того, минимальное число аудиторов - физических лиц должно составлять не менее 10 000 человек, а аудиторских организаций - не менее 2 000 [2].
Рассмотрим текущее положение саморегулируемых организаций аудиторов. Так, на 1 января 2019 года в России в государственном реестре числилось две саморегулируемые организации аудиторов (табл. 1):
- СРО «Российский Союз аудиторов» (РСА);
- СРО Ассоциация аудиторов «Содружество» (ААС).
Таблица 1. Количество саморегулируемых организаций аудиторов
На 1 января 2018 года На 1 января 2019 года Изменение
5 2 -3
Источник: составлено авторами [4].
В 2018 в том же реестре содержались сведения о пяти СРО аудиторов, однако три
из них исключены из него по причине несоответствия численности членов в объединении. Сократилось количество членов СРО аудиторов. На 1 января 2019 года их членами являлись 23815 человек, в том числе 19592 аудитора - физические лица и 4223 аудиторские организации.
Важно отметить, что у саморегулируемой организации аудиторов ассоциации «Содружество» имеются нарушения в части выполнения требования минимального числа членов СРО аудиторов - количество индивидуальных аудиторов не превышает установленные 10 000 лиц.
Рассмотрим подробнее, как саморегулируемые организации аудиторов выполняли свои функции по выработке отраслевых стандартов деятельности аудиторов (табл. 2).
Таблица 2. Методическая работа СРО в 2018-2019 гг.
Показатель 2018 2019 Темп роста, %
РСА
Количество принятых стандартов аудиторской 0 0 0,0
деятельности
Количество принятых методических материа- 26 27 104,0
лов по вопросам аудиторской деятельности
Количество иных принятых правил (стандар- 0 0 0,0
тов)
ААС
Количество принятых стандартов аудиторской 0 0 0,0
деятельности
Количество принятых методических материа- 22 26 119,0
лов по вопросам аудиторской деятельности
Количество иных принятых правил (стандар- 0 0 0,0
тов)
Количество проведенных методических меро- 35 75 217,6
приятий
Источник: составлено авторами по [5].
Переход на международные стандарты аудита привёл к отмене ряда федеральных стандартов аудиторской деятельности. При этом в России отсутствуют принятые саморегулируемыми организациями аудиторов стандарты аудиторской деятельности. Таким образом нарушается главный принцип саморегулирования - установление стандартов деятельности в сфере действия СРО, что свидетельствует о прямом нарушении положений Федерального закона № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» [8].
Таблица 3. Результаты осуществления контроля деятельности членов СРО
аудиторов в 2018-2019 гг.
Показатель 2018 2019 Темп роста, %
Плановые проверки 11263 3419 30,4
Внеплановые проверки, в том числе по основаниям: 80 48 60,0
- жалоба 51 44 86,3
- иные основания, предусмотренные СРО 29 4 13,8
Общее количество проверок 11343 3467 30,6
Количество членов СРО аудиторов, в отношении которых были проведены проверки 7292 3467 47,5
Количество выявленных нарушений, в том числе в ходе: 2145 4569 213,0
- плановой проверки 2118 4464 210,8
- внеплановой проверки 27 105 388,9
Количество выявленных случаев нарушения стандартов деятельности СРО аудиторов 1880 4183 354,5
Источник: составлено авторами по [5].
К началу 2019 года саморегулируемые организации существенно сократили количество проверок своих членов - на 69,6 % по сравнению с предыдущим годом при охвате членов данными проверками 14,5 % (в 2018 - 29,7 %). При этом в разы повысилось количество выявленных нарушений (+113,0 %). Наблюдается негативная тенденция сокращения числа проверок и рост числа выявленных нарушений (табл. 4).
Таблица 4. Количество случаев применения СРО аудиторов мер дисциплинарного воздействия в 2018-2019 гг.
Показатель 2018 2019 Темп роста, %
Предписание 50 75 150,0
Предупреждение 163 173 106,1
Штраф 14 3 21,4
Приостановление членства 141 134 95,0
Исключение из членов 244 144 59,0
Иные меры 41 3 7,3
Всего мер 653 532 81,5
Источник: составлено авторами по [5]
Таким образом, намечаются следующие тенденции развития саморегулирования аудиторской деятельности в России.
Снижение степени независимости и саморегулирования деятельности СРО аудиторов. В данное время при этих условиях экономической среды индивидуальные аудиторы и аудиторские организации очень зависимы от своих клиентов. Поэтому нужно создавать условия для обеспечения реальной независимости аудиторов и одновременно увеличивать эффективность саморегулирования [6].
Угроза монополизма в саморегулировании. На сегодняшний день в России сохранилось лишь два крупных СРО аудитов. Присутствие двух саморегулируемых организаций аудиторов в ситуации изменения критериев обязательного аудита может привести к ликвидации всех СРО аудиторов.
Снижение эффективности деятельности СРО аудиторов. В настоящее время имеют место нарушения деятельности саморегулируемых организаций аудиторов в ходе выполнения своих функций. Так, СРО аудиторов не устанавливают стандарты аудиторской деятельности, что прямо противоречит федеральному закону.
На рисунках 1 и 2 представлены показатели структуры выручки крупнейших аудиторских организаций в 2019 году.
ТЕМПЫ РОСТА ВЫРУЧКИ ТОП - 100 АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ УСЛУГ В 2019 ГОДУ (%)
Услуги, связанные с аудиторской деятельностью
Обязательный аудит Инициативный аудит Услуги, сопутствующие аудиту
20
40
60
Рис. 1. Структура выручки крупнейших аудиторских организаций, полученной от аудита
в 2018 и 2019 годах, %
По данным рэнкинга ЯЛБХ, в структуре выручки аудиторских организаций больше всего приходится на обязательный аудит, но в 2019 году по сравнению с 2018 годом этот показатель снизился на 5 % [7].
Анализ темпов роста выручки среди 100 крупнейших аудиторских организаций по направлениям услуг в 2019 году показал, что больше всего в структуре услуг приходится на сопутствующие аудиту услуги - 48 %, которые превышают инициативный аудит на 9 %.
Текущий рейтинг крупнейших аудиторских организаций ЯЛБХ, как и в предыдущие два года, составлен на основе обновленной методологии.
Траектория роста. Совокупные доходы топ-100 аудиторских организаций в 2019 году выросли на 9 % (опередив официальную инфляцию, которая составила 4,3 %) - до 39 млрд руб. Напомним, что годом ранее произошло снижение общей выручки участников рейтинга на 5 %.
Рис. 2. Структура выручки крупнейших аудиторских организаций по итогам 2019 года, %
Первые шесть компаний рейтинга внесли наиболее существенный вклад в общий объем выручки и ее динамику. Их совокупная выручка за 2019 год достигла 31,7 млрд рублей (81 % от показателя за весь рейтинг), а средний рост составил 12 %. Лидерами
роста здесь являются ББО итеоп и КРМО, которые увеличили выручку за год на 21 % и 16 % соответственно. В рейтинге «РАЭКС-Аналитика» отслеживается неравномерное развитие данного сегмента. В 2015 году он занимал 18 % в общем объеме рынка консалтинга. На начало 2019 года размер в общей структуре составлял 13,3 %. При этом в 2018 году наблюдался рост - 24,1 % [9].
Одной из важных особенностей рынка аудиторских услуг является большое количество видов и подвидов услуг. Услуги, предоставляемые аудиторскими компаниями, можно классифицировать по-разному.
Потребителями аудиторских услуг являются компании и государственные учреждения.
По мере развития аудиторской деятельности в Российской Федерации происходит совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей аудиторскую деятельность в Российской Федерации. Это стало причиной уточнения применяемых в данной отрасли норм [11].
Проведенный анализ свидетельствует, что система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России требует своего дальнейшего совершенствования. При этом должна быть обеспечена предсказуемость изменений правовой базы путем общественного обсуждения проектов нововведений. Также требуется разработка разъяснений или рекомендаций по применению новых нормативных актов со стороны Совета по аудиторской деятельности или саморегулируемых организаций аудиторов. Это обусловлено тем, что большинство международных стандартов аудита и других подзаконных актов в этой сфере имеют довольно большой объем и в них отсутствуют конкретные указания по практическому применению тех или иных положений. В методической поддержке нуждаются малые и средние аудиторские организации, в частности при актуализации содержания внутрифирменных стандартов аудита. В связи с тем, что содержание МСА регулярно пересматривается и совершенствуется, необходим своевременный перевод этих стандартов на русский язык и признание их актуализированной версии на территории Российской Федерации.
В конце 2019 года из Китая пришла информация о коронавирусе (СОУГО-19). В первые месяцы 2020 года вирус распространился по всему миру, что оказало отрицательное воздействие на все сферы экономики.
Связанные с пандемией ограничения непосредственно повлияли на аудиторскую деятельность. Так, стало невозможным проведение проверки в офисе клиента, произошло усложнение документооборота ввиду того, что доступ сотрудников аудируемого лица в офисы был ограничен.
Крупные аудиторские фирмы также, хотя и в меньшей мере, столкнулись с аналогичными сложностями, но уже продолжительное время обмен всеми необходимыми документами в таких компаниях происходит с использованием различных защищенных обменных сервисов. Многие фирмы и до событий марта 2020 года предусматривали возможность дистанционной работы сотрудников, поэтому их руководство на должном уровне обеспечило организацию процесса коммуникации сотрудника, находящегося на дистанционной работе, с остальными членами аудиторской группы и сотрудниками аудируемого лица.
События 2020 года подтолкнули такие компании к созданию эффективной системы электронного обмена документами, настройке онлайн-видеосвязи и авторизованного доступа ко всем рабочим документам и документам, полученным от сотрудников аудируемого лица. Кроме удобства коммуникации и доступа к необходимой документации данные мероприятия позволяют оптимизировать затраты на проведение аудиторских проверок, а компании-заказчики могут сократить расходы на аудит.
Таким образом, в целях дальнейшего повышения качества оказываемых аудиторских услуг важно не сокращать количество действующих саморегулируемых организаций аудиторов, а использовать весь накопленный потенциал для дальнейшего совершенствования аудиторской деятельности, повышения значимости данной профессии для общества. Для этого необходимо совершенствовать и развивать законодательные нормы в сфере аудита.
Литература
1. Бытдаев А.Х. Современное состояние рынка аудиторских услуг в России // Интернаука. - 2019. - № 15-2 (97). - С. 40-42.
2. Веренков А.И. Познать самого себя: некоторые рассуждения о путях выживания малого аудиторского бизнеса. - Режим доступа: http://www.bdo.ru/rus/opinion/bdo-smi/6833 (дата обращения 20.12.2020).
3. Гутцайт Е.М., Марьясин А.М. Рынок аудиторских услуг: год 2019 // Аудитор.
- 2020. - Т. 6, № 8. - С. 25-34.
4. Нефедорова С.В., Нагайцева А.А. Современные тенденции развития аудиторской деятельности в России // Вектор экономики. - 2020. - № 7 (49). - С. 1.
5. Покивайлова Е.А., Петрова А.Т. Рынок аудиторских услуг: проблемы и пути решения // Финансовый бизнес. - 2020. - № 4 (207). - С. 16-25.
6. Стальмахович Е.Н., Сосунова Л.С. Перспективы развития внутреннего аудита в организациях России // Вектор экономики. - 2019. - № 6 (36). - С. 11.
7. Султанов Г.С., Исаев М.Г. Перспективы развития аудиторско-консалтинговых услуг в условиях глобализации экономики // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 4 (117). - С. 701-705.
8. Федеральный закон № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (ред. от 03.08.2018) [электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72967/ (дата обращения 20.12.2020).
9. Фирсова А.Д., Коршикова С.Н. Развитие аудиторской деятельности в Российской Федерации // Мировая наука. - 2020. - № 5 (38). - С. 429-433.
10. Хабарова А.В., Вильховченко Е.А., Гриднева Ю.С. Состояние и перспективы развития аудиторской деятельности в РФ // Наука и образование. - 2019. - Т. 2, № 2. -С. 374.
11. Хоружий Л.И. Направления консолидации бухгалтерской и аудиторской профессий // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2015. - № 7. - С. 8-13.
12. Щелчков С.А. Перспективы развития аудиторской деятельности в Российской Федерации // Colloquium-journal. - 2020. - № 20-2 (72). - С. 60-62.
References
1. Bytdaev A.H. Current state of the audit services market in Russia // Internauka. -2019. - № 15-2 (97). - Pp. 40-42.
2. Verenkov A.I. To know oneself: some arguments about the ways of survival of small audit business. URL: http://www.bdo.ru/rus/opinion/bdo-smi/6833(accessed 20.12.2020).
3. Gutzeit E.M., Mariaschin A.M. The market for audit services: year 2019 // Auditor.
- 2020. - Vol. 6, № 8. - Рр. 25-34.
4. Nefedorova S.V., Nagaytseva A.A. Modern trends of development of auditing in Russia // Vector of the economy. - 2020. - № 7 (49). - P. 1.
5. Pokivailova E.A., Petrova A.T. The market of audit services: problems and solutions // Financial Business. - 2020. - № 4 (207). - Pp. 16-25.
6. Stalmakhovich E.N., Sosunova L.S. Prospects for the development of internal audit in Russian organizations // Vector of the econоmy. - 2019. - № 6 (36). - P. 11.
7. Sultanov G.S., Isaev M.G. Prospects for the development of audit and consulting services in the context of economic globalization // Economics and entrepreneurship. - 2020.
- № 4 (117). - Pp. 701-705.
8. Federal Law № 315-F3 "On self-regulating organizations" (ed. from 03.08.2018) [electronic resource]. - Access mode: URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72967(accessed 20.12.2020).
9. Firsova A.D., Korshikova S.N. Development of audit activity in the Russian Federation // World Science. - 2020. - № 5 (38). - Pp. 429-433.
10. Khabarova A.V., Vilkhovchenko E.A., Gridneva Yu.S. State and prospects of development of audit activity in the Russian Federation // Science and Education. - 2019. - Vol. 2,
- № 2. - P. 374.
11. Khoruzhiy L.I. Directions of consolidation of accounting and auditing professions // Accounting in agriculture. - 2015. - № 7. - Pp. 8-13.
12. Shchelchkov S.A. Prospects for the development of audit activities in the Russian Federation / / Colloquium-journal. - 2020. - № 20-2 (72). - Pp. 60-62.
Поступила в редакцию 2 декабря 2020 г.
UDC 657.6
DOI: 10.21779/2500-1930-2020-35-4-23-31
The Analysis of the National Audit Market State and the Current Prospects for
its Development
G.S. Sultanov
Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala; M. Gadzhiev st., 43a; [email protected]
The main purpose of the article is to analyze the state of the audit services market in the country and to determine the prospects for its development at the present stage. The article describes the stages of formation of audit activity in the Russian Federation. The author analyses the development of self-regulating organizations of auditors' activity in Russia, where we study the methodological self-regulating organizations of auditors, a number of cases, the SRO of auditors disciplinary measures, the trends in the development of self-regulation of audit activity in Russia and the results of monitoring the activities of members in 2018-2019. Generalizing the results of the study, it can be concluded that as the development of audit activities in the Russian Federation improves the regulatory framework governing audit activities in the Russian Federation, this is the reason for clarifying the applicable standards in this industry. The analysis shows that the system of normative regulation of audit activities in Russia requires further improvement involving the transition to international standards on auditing and the recognition of their updated version on the territory of the Russian Federation.
Keywords: audit, audit services market, methodology, SRO, prospects, ISA.
Received 2 December, 2020