Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
199
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИЙ / INNOVATION / INNOVATION ACTIVITY / LEGAL SUPPORT OF INNOVATION ACTIVITY / LEGAL REGULATION OF INNOVATIONS / STATE SUPPORT OF INNOVATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кавыршина В.А.

Проведен анализ существующего состояния института правового регулирования инноваций в Донецкой Народной Республике (ДНР). Выработаны рекомендации по дальнейшему формированию правового механизма, обеспечивающего экономическое регулирование и проведение государственной инновационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STATE OF LEGAL SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

The current state of the institution of legal regulation of innovations in the Donetsk People's Republic (DPR) is analyzed. Recommendations for further development of a legal mechanism that ensures economic regulation and implementation of state innovation policy are developed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

УДК 346.5(477.62):001.895

В.А. КАВЫРШИНА, канд. экон. наук., старший научный сотрудник отдела экономико-правовых исследований, e-mail: kavyrsina.v.a. @econri.org

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Проведен анализ существующего состояния института правового регулирования инноваций в Донецкой Народной Республике (ДНР). Выработаны рекомендации по дальнейшему формированию правового механизма, обеспечивающего экономическое регулирование и проведение государственной инновационной политики.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, правовое обеспечение инновационной деятельности, правовое регулирование инноваций, государственная поддержка инноваций.

Kavyrshina V.A. Analysis of the state of legal support of innovative activity in the Donetsk People's Republic.

The current state of the institution of legal regulation of innovations in the Donetsk People's Republic (DPR) is analyzed. Recommendations for further development of a legal mechanism that ensures economic regulation and implementation of state innovation policy are developed.

Keywords: innovation, innovation activity, legal support of innovation activity, legal regulation of innovations, state support of innovation.

Инновации представляют собой важнейшую составную часть экономической динамики. Еще классики политической экономии, которые рассматривали

экономический рост как результат использования физического капитала и труда, неизбежно сталкивались с тем фактом, что общий объем производства в долгосрочном плане ограничен темпами прироста трудовых ресурсов. А. Смит [1] видел преодоление данного ограничения в развитии общественного разделения труда. Д. Рикардо [2] отмечал ключевое значение в развитии экономики производства новой продукции, открытия новых рынков сбыта, внедрение новых форм организации производства. К. Маркс, рассматривая тенденцию падения нормы прибыли, обращал внимание на нововведения как способ удешевления постоянного капитала.

Но до Й. Шумпетера инновационная деятельность не была предметом отдельного углубленного экономического исследования. Й. Шумпетер сконцентрировал внимание именно на инновации, трактуя ее как обновление комбинации производственных факторов, мотивированное духом предпринимательства. Он теоретически разграничил понятия экономического развития и роста. И декларировал, что развитие представляет собой «особое, различимое на практике и в сознании явление, которое не встречается среди явлений, присущих кругообороту или тенденции к равновесию, а действует на них лишь как внешняя сила» [3, с. 157]. Суть развития и его драматич-

© В.А. Кавыршина, 2020

ность состоят в том, что оно разрушает первоначально существовавшую устойчивую комбинацию производственных факторов и создает новую, которая также со временем становится равновесной.

Сопротивление среды внедрению инноваций актуализирует задачу создания общественных институтов, посредством которых обеспечивается иннова-ционноориентированный рост.

Исследование существующего состояния института правового регулирования инноваций в Донецкой Народной Республике (ДНР) и выработка рекомендаций по его дальнейшему формированию является целью данной работы.

С середины 1970-х гг. в науке наметились два основных подхода к толкованию инноваций: объектный и процессный. Сущность объектного подхода заключается в том, что инновацией считается результат научно-технического прогресса: новая техника, технология или продукт. Ярким примером объектного подхода является формулировка, установленная Руководством Осло [4] и нашедшая отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций. Под инновацией подразумевается введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организация рабочих мест или внешних связей.

После издания Руководства Осло в науке превалирует объектный подход к пониманию инновации. Определение Руководства Осло используется в законодательной практике, например, в Федеральном законе РФ «О науке и государственной научно-технической политике»

[5].

Однако это не означает, что динамический подход потерял свое значение. Только с позиций динамического подхода можно постичь роль инновации в воспроизводственном процессе как источни-

ка развития. Кроме того, нововведение порождается целенаправленной цепью действий по инициации инновации, разработке новых продуктов и операций, их реализации в рыночной среде. Далее, если нововведение является успешным, обычно происходит его диффузия. На каждом этапе происходит изменение отношений. При перемещении внимания в правовую плоскость это выглядит как процесс производства, распределения, обмена и потребления имущественных и неимущественных благ. Из-за вариативности сущности инновации он не является стандартизированным ни по субъектному составу, ни по объектному. Можно дифференцировать следующие виды отношений, требующие юридического оформления:

1) создание научного достижения или изобретения и обеспечение его востребованности;

2) отношения оформления интеллектуального продукта в материально-вещественный результат;

3) отношения по передаче прав на интеллектуальный или овеществленный продукт другим субъектам инновационной деятельности.

Так как все эти виды отношений редко бывают сосредоточены на одном предприятии, в законодательстве инновации фактически отражаются как этапы динамического процесса. В экономический оборот инновация может поступать на разных этапах своей разработки: в виде научного, селекционного достижения, изобретения, полезной модели, промышленного образца, ноу-хау и в других формах интеллектуального продукта, несущего в себе потенциал повышения финансовых результатов производства.

Для раскрытия этого потенциала в рыночной среде необходим ряд условий. Необходимо наличие инвестиций, а также предпринимателя, который согласен, рискуя, организовать производство, заставить рынок принять товар или услугу и реализовать свой коммерческий инте-

рес - получение дополнительного дохода.

Рентабельность инвестиций в наукоемкое производство в 3-4, а иногда и в 25 раз превышает обычный уровень. Источник этого дохода рыночный - это признание затрат общества на создание интеллектуального продукта, на оплату, обучение и рекреацию высококвалифицированного персонала, на систему управления инновационными процессами. Признание рынком полезности этих затрат дает возможность получения конкурентных преимуществ, технологической и интеллектуальной ренты. Но только при наличии монополии на использование интеллектуального продукта. Парадоксальной особенностью функционирования рынка интеллектуальных продуктов является то, что его обеспечивает монополия. Она поощряется и защищается обществом ввиду высокой значимости инноваций путем принятия правовых норм гражданского законодательства об интеллектуальной собственности, об авторских правах, о патентах.

Меры государственной поддержки инноваций в современном обществе должны включать установление границ свободы действия участников инновационных отношений, закрепление их правового положения, определения их прав, обязанностей и ответственности. Это основа законодательства об инновациях. Она создает пространство предсказуемости и тем самым стимулирует предпринимательскую инициативу. Помимо этого, необходим правовой механизм, обеспечивающий экономическое регулирование и проведение государственной инновационной политики. Он может включать налоговые, тарифные, финансовые инструменты, меры инфраструктурной и организационной поддержки.

Система источников нормативно-правового регулирования сферы инноваций формируется на основе законов, подзаконных нормативных актов, нормативных актов программного и декларативного характера. К последним, в свою оче-

редь, относятся концепции, стратегии и программы развития.

Основой правового регулирования инновационной деятельности в ДНР выступают Конституция и Гражданский Кодекс ДНР [6]. Гражданский Кодекс ДНР (далее - ГК) в ст. 1316 (ч. 2) провозглашает: «Интеллектуальная собственность охраняется законом».

Анализ ГК свидетельствует, что законодатель рассматривает интеллектуальный продукт в качестве товара с момента его создания. Правовая охрана предоставляется таким результатам интеллектуальной деятельности, как: произведения науки, селекционные достижения, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства (ноу-хау). В правовом отношении к ним приравниваются средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг: фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения.

Они признаются интеллектуальной собственностью, на которую распространяются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а также (в случаях, предусмотренных ГК) личные неимущественные права и иные права. Согласно ст. 1322 на территории ДНР действуют исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, установленные не только ГК, но и международными договорами Республики.

Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности, выраженные в этой вещи, за исключением особого случая, связанного с произведениями искусства.

Согласно ст. 1320 физическое или юридическое лицо, обладающие исклю-

чительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, если он не противоречит закону. Использование результата интеллектуальной деятельности другими лицами без согласия правообладателя является незаконным, за исключением случаев, предусмотренных ГК. Правообладатель свободен распоряжаться исключительным правом на интеллектуальный продукт любым не противоречащим закону и существу этого права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования результата интеллектуальной деятельности в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности признается и охраняется при условии государственной регистрации. Отчуждение исключительного права на интеллектуальный продукт, залог этого права и предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности по договору или без договора, также подлежат государственной регистрации.

Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату. ГК определяет виды лицензионных договоров, провозглашает обязанность лицензиара в течение срока действия лицензионного договора воздерживаться от каких-либо действий, способных затруднить осуществление лицензиатом предоставленного ему права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах, регламентирует отношения сублицензионного договора, принудительной лицензии, использования результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта.

Ст. 1333-к регулирует переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности к другому лицу без заключения договора с правообладателем. Он допускается в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) и при обращении взыскания на имущество правообладателя, а также в случаях и по основаниям, которые установлены законом. Регламентация данных отношений ГК не является исчерпывающей.

Ст. 1337-к посвящена государственному регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности. Она гласит, что юридически значимые действия по государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, включая прием и экспертизу соответствующих заявок, по выдаче патентов и свидетельств, удостоверяющих исключительное право их обладателей на такие результаты интеллектуальной деятельности, а в случаях, предусмотренных законом, также иные действия, связанные с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, осуществляет орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере интеллектуальной собственности. В отношении селекционных достижений данные функции осуществляет орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере селекционных достижений.

В настоящее время в ДНР они отсутствуют. Согласно Переходным положениям (ст. 1642) до создания органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере интеллектуальной собственности, и органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере селекционных достижений, функции указанных органов могут возлагаться на соответствующие республиканские органы ис-

полнительной власти, определенные Правительством ДНР.

Правительство ДНР должно также утвердить формы документов (заявок, заявлений, возражений, ходатайств и т.п.), являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий, установить правила составления и подачи указанных документов, правила и порядок их рассмотрения, включающие критерии принятия решений по результатам рассмотрения указанных документов.

Ст. 1338 ГК гласит, что ведение дел с органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере интеллектуальной собственности, может осуществляться заявителем, правообладателем, иным лицом самостоятельно, или через патентного поверенного. В связи с этим в урегулировании нуждаются требования к патентному поверенному, порядок его аттестации и регистрации, а также его правомочия в отношении ведения дел, связанных с правовой охраной интеллектуальной собственности. Особенно важно это для лиц, постоянно проживающих за пределами территории ДНР и иностранных юридических лиц.

Соответствуют лучшим мировым достижениям юридической науки провозглашенные ст. 1341 ГК принципы защиты интеллектуальных прав. Интеллектуальные права защищаются с учетом сути нарушенного права и последствий нарушения этого права.

В основном споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом. В некоторых случаях защита интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов, с государственной регистрацией результатов интеллектуальной деятельности, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления правовой охраны или с ее прекращением, осуществляется в административном порядке органом испол-

нительной власти, реализующим государственную политику в сфере интеллектуальной собственности или сфере селекционных достижений (в случае секретных изобретений - органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством ДНР). В связи с этим необходимо принятие нормативных актов, определяющих правила рассмотрения и разрешения споров данными органами.

В порядке обеспечения иска по делу о нарушении исключительного права могут быть приняты соразмерные объему и характеру правонарушения обеспечительные меры, установленные процессуальным законодательством, в том числе может быть наложен арест на материальные носители, оборудование и материалы, запрет на осуществление определенных действий. В некоторых случаях при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права.

В то же время лицо, к которому при отсутствии его вины применены меры защиты интеллектуальных прав, вправе предъявить регрессное требование о возмещении понесенных убытков, включая суммы, выплаченные третьим лицам.

В случае, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, суд может принять решение о его ликвидации по требованию прокурора. Если такие нарушения допущены физическим лицом-предпринимателем, то его деятельность может быть прекращена.

Ст. 1354 ГК посвящена государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных. Она гласит, что правообладатель в течение срока действия исключительного права может по своему желанию зарегистрировать программу для ЭВМ или базу данных в органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере интеллектуальной собственности. На основа-

нии заявки на регистрацию (при положительном результате проверки) орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере интеллектуальной собственности должен вносить программу для ЭВМ или базу данных в соответствующий реестр, выдавать заявителю свидетельство о государственной регистрации и публиковать сведения об этом в официальном бюллетене.

Переход исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных к другому лицу по договору или без договора подлежит государственной регистрации в органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере интеллектуальной собственности.

Порядок государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных, формы свидетельств о государственной регистрации, перечень указываемых в них сведений и перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере интеллектуальной собственности, устанавливаются согласно ГК Правительством ДНР. В настоящее время они, как и правила оформления заявки на регистрацию, нуждаются в разработке.

ГК определяет также права изготовителя базы данных, каковым признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. Изготовителю базы данных принадлежат: исключительное право изготовителя базы данных, право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования, право на обнародование базы данных.

Изготовителю базы данных, создание которой (включая обработку или представление соответствующих материалов) требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит исключи-

тельное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом.

Исключительное право изготовителя базы данных признается и действует независимо от наличия и действия авторских и иных исключительных прав на составляющие базу данных материалы, а также на базу данных в целом как составное произведение. В течение срока действия исключительного права на базу данных правообладатель по своему желанию может зарегистрировать базу данных в органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере интеллектуальной собственности.

ГК определяет понятия и отличительные особенности изобретения, полезной модели и промышленного образца. Правовая охрана предоставляется:

изобретению, если оно обладает новизной, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо;

полезной модели, если она является новой и промышленно применимой;

промышленному образцу, если по своим существенным признакам он является оригинальным, созданным впервые.

В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. В качестве промышленного образца охраняется решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства.

Автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат исключительное право и право авторства, а в случаях, предусмотренных ГК, также другие права, в том числе право на получение патента, право на вознаграждение.

На территории ДНР признаются исключительные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, удостоверенные патентами, выданными органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере интеллектуальной собствен-

ности, или патентами, имеющими силу на территории ДНР в соответствии с международными договорами.

Патент удостоверяет приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца, авторство и исключительное право на данный объект. Право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец первоначально принадлежит автору. Оно может перейти к другому лицу (правопреемнику) или быть ему передано в случаях и по основаниям, которые установлены законом, в том числе в порядке универсального правопреемства, или по договору, в том числе по трудовому договору. Патентообладателю принадлежит исключительное право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца и распоряжения. Срок действия исключительных прав составляет 20 лет для изобретений, 10 лет для полезных моделей и 5 лет для промышленных образцов.

ГК ДНР, в отличие, например, от Гражданского Кодекса РФ, не предусматривает государственное стимулирование создания и использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений. Но предусматривает принятый в общемировой практике механизм поддержки внедрения изобретений. Согласно ст. 1461 орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере интеллектуальной собственности, публикует в официальном бюллетене сведения о желании авторов изобретений заключить договоры об отчуждении патента на условиях, соответствующих мировой практике. Лицо, заключившее с патентообладателем договор об отчуждении патента на изобретение, обязано уплатить вместо него все патентные пошлины. По договору об отчуждении исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец оно передается в полном объеме приобретателю патента.

Если в течение двух лет со дня публикации сведений о выдаче патента на изобретение в орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере интеллектуальной собственности, не поступило уведомление о чьем-нибудь желании заключить подобный договор, патентообладатель может подать в указанный орган ходатайство об отзыве своего заявления. В этом случае предусмотренные ГК патентные пошлины выплачивает патентообладатель.

Требования к документам заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, форма патента и состав указываемых в нем сведений должны устанавливаться Правительством ДНР. В настоящее время они отсутствуют.

ГК регулирует особые случаи правовой охраны и использования: секретных изобретений, селекционных достижений, топологии интегральных микросхем, секрета производства (ноу-хау). Он также закладывает основы отношений по созданию интеллектуальных продуктов по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд.

Выводы

Таким образом, в ДНР заложена основа отношений, необходимых для ведения инновационной деятельности. Но правовой механизм, обеспечивающий экономическое регулирование и проведение государственной инновационной политики, находится в зачаточном состоянии. Его инструменты только формируются. В настоящее время сформирована правовая база для проведения амортизационной политики. В частности, Закон о налоговой системе ДНР № 99-1НС от 25.12.2015 г. (действующая редакция по состоянию на 01.06.2020 г.) [7] регулирует начисление амортизации на права инновационного характера, фигурирующие в бухгалтерском учете как нематериальные активы.

Дальнейшее формирование системы регулирования инновационной деятельности в ДНР должно быть связано с:

Разработкой, реализацией, финансированием целевых инновационных программ.

Созданием специальных структур, проводящих политику в данной сфере. В РФ, например, это - Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), Министерство науки и технологий РФ.

Созданием специальных фондов, образуемых за счет налоговых отчислений и бюджетных ассигнований. В России, например, можно назвать Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд и др.

Финансированием на возвратной основе, инвестированием бюджетных средств в инновационные проекты, прошедшие конкурсный отбор, через специально созданные для этого фонды. (В Абхазии наиболее перспективные проекты направляются в ООО «Инвестиционное агентство» г. Москвы, осуществляющее совместно с российскими банками (Внешэкономбанком, Россельхозбанком и ВТБ) программу льготного кредитования среднего и крупного бизнеса).

Установлением правил учета, оценки инноваций. Определением порядка ускоренной амортизации отдельных видов имущества, что должно стимулировать вложение средств в инновации.

Проведением налоговой политики, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности.

Страхованием финансовых рисков, связанных с реализацией инновационных проектов.

Информационным обеспечением инновационной деятельности.

Государственной поддержкой малого инновационного предпринимательства.

Список использованной литературы

1. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. - 686 с.

2. Рикардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. - 360 с.

3. Шумпетер, И. Теория экономического развития. / И. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1982. - 455 с.

4. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. - М.: Центр исследований и статистики науки, 2010. - 107 с.

5. О науке и государственной научно-технической политике. Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ [Электронный ресурс] /Система ГАРАНТ. -URL: http://base.garant.ru/135919/#ixzz5 mBc4TKl0

6. Гражданский Кодекс Донецкой Народной Республики. Закон Донецкой Народной Республики № 81-IIHC от 13.12.2019 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/zakono datelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/ grazhdanskij -kodeks-donetskoj -narodnoj -respubliki/

7. Закон о налоговой системе. Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики № 99-IHC от 25.12.2015 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/zakon-o-nalogovoj -sisteme-donetskoj -narodnoj -respubliki/

Статья поступила в редакцию 01.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.