УДК 68-5
DOI 10.21285/0130-108Х-2016-56-3-102-111
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПЕРЕРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО ЛОМА В РОССИИ © М.А. Максимова1
1Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Переход к рыночной экономике привел к остановке и ликвидации тысяч нерентабельных производств и накоплению многих сотен тысяч тонн металлолома. На рынок России ежегодно поступает до 70 млн единиц электронного и электротехнического бытового оборудования (ЭЭО).
Необходимость переработки отходов ЭЭО (ОЭЭО) очевидна: это и содержание опасных для жизни компонентов, и большие потери ценных материалов, и загрязнение почвы и грунтовых вод в результате хранения отходов на полигонах. Сложившаяся ситуация создает предпосылки для развития в России крупномасштабного производства по переработке и использованию вторичных ресурсов, для создания новой отрасли промышленности.
В статье проведен анализ состояния комплексной переработки и утилизации отходов электрооборудования на территории РФ. Приведена оценка состояния переработки ОЭЭО в России, и показана актуальность данного вопроса. Упомянуты основные компании, предлагающие услуги по переработке и утилизации ОЭЭО. Рассмотрена законодательная часть в управлении ОЭЭО. Описана схема сбора и обращения с ОЭЭО и организационные мероприятия участников управления ОЭЭО в РФ. Сформулированы краткие тезисы, описывающие состояние отрасли ОЭЭО на последний квартал 2015 г.
Отмечено, что для создания действенного механизма управления отходами, включающего разработку концепции управления, разработку законодательного обеспечения, создание системы оборота отходов, требуется объединение усилий государства, коммерческих структур, неправительственных организаций в рамках единой рабочей экспертной группы. При разработке механизма управления отходами необходимо обязательно учитывать зарубежный опыт в этой области, разработки ученых и экспертов из стран Евросоюза, Японии и США.
Ключевые слова: отходы электрического и электронного оборудования, утилизация, переработка.
Формат цитирования: Максимова М.А. Анализ состояния переработки электронного лома в России // Известия Сибирского отделения Секции наук о Земле Российской академии естественных наук. Геология, поиски и разведка рудных месторождений. 2016. № 3 (56). С. 102-111. DOI 10.21285/0130-108Х-2016-56-3-102-111.
ANALYSIS OF ELECTRONIC WASTE RECYCLING IN RUSSIA M.A. Maksimova
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Thousands of unprofitable productions have been suspended and eliminated and hundreds of thousands of tons of scrap metal have been stockpiled as a result of the transition to market economy. About 70 MM items of electronic and electrical house-hold equipment (EEE) arrive Russian market annually.
The need for EEE recycling (EEER) is obvious - it is the content of hazardous components, big losses of valuable materials and contamination of soil and groundwater by waste EEE stored in landfills. The current situation creates the conditions in Russia for the development of a large-scale production for recycling and use of secondary resources, and creation of a new industry.
The article analyzes the state of complex recycling and disposal of waste electrical equipment in the Russian Federation. The state of waste EEE (WEEE) recycling in Russia is evaluated and the relevance of the problem is shown. The main companies engaged in recycling and disposal of WEEE are indicated. Consideration is given to the legislative part of WEEE management. The scheme of WEEE collection and disposal is described as well as organizational activities of WEEE management participants in the Russian Federation. Brief theses describing the state of the WEEE industry in the last quarter of 2015 are formulated.
Максимова Марина Александровна, кандидат химических наук, доцент кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, e-mail: [email protected]
Maksimova Marina, Candidate of Chemistry, Associate Professor of the Department of Industrial Ecology and Life Safety, e-mail: [email protected]
It is noted that the creation of an effective mechanism of waste management that includes the development of the management concept and legislative support, creation of the system of waste turnover requires joint efforts of the state, businesses, non-governmental organizations within a single expert working group. When developing the mechanism of waste management proper allowance must be made for foreign experience in this field, the developments of scientists and experts from the European Union, Japan and the United States.
Keywords: waste electrical and electronic equipment, disposal, recycling
For citation: Maksimova M.A. Analysis of electronic waste recycling in Russia. Proceedings of Siberian Department of the Section of Earth Sciences Russian Academy of Natural Sciences. Geology, Prospecting and Exploration of Ore Deposits. 2016. № 3 (56). Pp. 102-111. DOI 10.21285/0130-108X-2016-56-3-102-111.
На рынок России ежегодно поступает до 70 млн единиц электронного и электротехнического бытового оборудования. Переход к рыночной экономике привел к остановке и ликвидации тысяч нерентабельных производств и накоплению многих сотен тысяч тонн металлолома. Суммарная масса электронного лома в России приближается к 1 млн т [1].
Электрическое и электронное оборудование (ЭЭО) - это оборудование, которое работает должным образом при наличии электрического тока или электромагнитного поля, а также оборудование для генерации, передачи и измерения таких токов и полей.
Под собирательным названием «электрические и электронные отходы» подразумевают большое количество разной продукции, бывшей в употреблении. Они могут быть отнесены к нижеследующим крупным группам:
- крупная бытовая техника, работающая на электричестве или управляемая человеком;
- холодильное оборудование;
- приборы информационной и телекоммуникационной техники;
- прочая техника, работающая на электричестве.
Выделяют следующие категории ЭЭО [1]:
1. Крупные бытовые приборы.
2. Мелкая бытовая техника.
3. Телекоммуникационное оборудование.
4. Потребительское оборудование.
5. Световое оборудование.
6. Электрические и электронные инструменты (за исключением всех имплантированных и инфицированных
продуктов).
7. Игрушки и спортивные принадлежности.
8. Медицинские устройства (за исключением всех имплантированных и инфицированных продуктов).
9. Инструменты мониторинга и контроля.
10. Автоматы торговые и раздаточные.
Компонентный состав отходов ЭЭО (ОЭЭО) представляет собой 6070% твердых бытовых отходов (ТБО), 10-15% драгоценных металлов, 15-30% опасных веществ. К последним относятся вещества, ведущие к уменьшению озонового слоя земли (фреоны, содержащиеся в холодильных установках, системах кондиционирования, увлажнителях); полихлорированные бифенилы (канцерогены, содержащиеся в конденсаторах многих устройств); тяжелые металлы (кадмий, свинец в источниках тока, ртутьсодержащие осветительные приборы и т.п.); бромированные атнипи-рены (кабели, печатные платы, коннекторы); литий (батарейки, аккумуляторы); поливинилхлорид (изоляция проводов и кабелей). Таким образом, в толще отвалов полигонов ТБО создается огромное количество разнообразных веществ, которые растворяют даже труднорастворимые химические соединения.
В то же время, переработав лишь один мобильный телефон, можно извлечь около 0,024 г золота, а также другие металлы: палладий, медь, кобальт и серебро. И если посмотреть, какое количество телефонов сейчас есть на рынке, не трудно представить, какой объем драгоценных металлов можно извлечь. Так, 80 млн телефонов дают нам 1920 кг
золота, что составляет 1,5% от общей золотодобычи в России [2].
Одна третья часть меди и серебра, добывающаяся на Земле, используется для создания электрического оборудования. Переработка же уже использованных металлов потребляет лишь 10% от энергии, требуемой на добычу в шахтах
[3].
Предварительные исследования показывают, что переработкой отходов такого оборудования занимается несколько десятков небольших компаний, расположенных в разных регионах нашей страны. Прежде всего, переработчики заняты извлечением из этих отходов фрагментов, содержащих драгоценные металлы, которые затем продаются аффинажным заводам. Продается и образующийся лом черных и цветных металлов. Ежегодно объем электронных отходов возрастает на 5%, а вот срок использования техники постоянно сокращается [4]. Переработке же сегодня подлежит всего 5-8% от объема ОЭЭО, ежегодно образующихся в России.
Основными участниками процесса управления ОЭЭО являются:
- потребители: частные домохозяйства, государственные структуры и организации, корпоративный сектор;
- накопители: полигоны ТКО, торговые сети, интеграторы (сборщики), площадки, организованные муниципальными органами власти;
- переработка: пункты сортировки - предварительная обработка - выделение работоспособной или пригодной для ремонта техники; первичная переработка - разделение ЭЭО на части для последующей глубокой переработки; глубокая переработка - получение конечного вторичного сырья, пригодного для использования.
Необходимость переработки
ОЭЭО очевидна: это и содержание опасных для жизни компонентов, и большие потери ценных материалов, и загрязнение почвы и грунтовых вод в результате хранения ОЭЭО на полигонах. Все это создает предпосылки для развития в
России крупномасштабного производства по переработке и использованию вторичных ресурсов, для создания новой отрасли промышленности.
В общей сложности рекламу проведения утилизации электронной и электробытовой техники в стране дают около 70 компаний, однако многие из них не имеют мощностей по переработке, современные технологии для сортировки и переработки используют единицы.
Лидирующую позицию по комплексной утилизации электронного и электробытового оборудования с извлечением драгоценных металлов в России занимает ОАО «ОРИЯ». С 1997 г. оно занимается сбором, транспортировкой, хранением и переработкой ПЭВМ, военной, гражданской техники и оборудования, оргтехники и электронного лома импортного производства; вовлечением отходов из сферы потребления во вторичный хозяйственный оборот; переработкой лома цветных металлов (кабельная продукция, провода, отходы электроники и др.) и черных металлов, технологических отходов, содержащих драгоценные металлы, отходов пластмасс с получением товарной продукции.
Согласно другим источникам [5], лидером рынка утилизации электронного оборудования в России является компания «Русутилит». Она предоставляет возможность розничным сетям электроники, производителям и поставщикам любого электронного/электрического оборудования, станков и т.п. предложить своим покупателям маркетинговую акцию по замене старого оборудования по программе Trade-in или, как еще ее называют, «программе утилизации».
Следует заметить, что переработка холодильного оборудования входит в число обязательств, принятых Россией при подтверждении своего участия в Монреальском протоколе, вступивших в силу в 1989 г. Ряд сетей уже апробировал схему обмена старых холодильников на новые со скидкой - она оказалась эффективной, но в условиях принятого Федерального закона требуются беспроблем-
ные партнеры, которым можно сдавать на переработку собранную у населения технику. Также не исключено, что к решению этой проблемы подключатся муниципальные и федеральные власти. Для первых проблема все возрастающих объемов ТБО является одной из основных, а у вторых уже есть положительно оцениваемый опыт реализации, стартовавшей в 2009 г. [6].
Неплохой опыт утилизации имеет «Южно-Уральский специализированный центр утилизации», группа компаний которого работает в этой отрасли с 1995 г. Они оказывают комплекс услуг по утилизации вооружения и военной техники, зданий и сооружений, бытовой электроники, кабельной продукции твердо-бытовых отходов транспортных средств и обслуживанию спецтехники.
ООО «СимбирскВторРесурс» занимается переработкой ОЭЭО на европейском оборудовании EldanResycling, которое способно перерабатывать до 2 т сырья в час с чистотой извлечения 9499%.
Электронные устройства содержат драгоценные металлы, поэтому в соответствии с российским законодательством [7] при списании таких основных средств необходимо обеспечить их передачу на специальное утилизирующее предприятие, а не просто выбросить их в мусорный контейнер. Факт передачи должен быть подтвержден документально. Другими словами, все юридические лица на территории РФ обязаны заключать договоры с компаниями, занимающимися переработкой техники. К сожалению, очень часто это требование выполняется только на бумаге, так как за услугу утилизации необходимо платить. Желание сэкономить останавливает многих [8].
Утилизация ртутьсодержащих ОЭЭО организована в разных регионах страны с разной степенью эффективности.
Что касается утилизации батарей и аккумуляторов в России, проблема стоит очень остро в первую очередь из-за
экологической безграмотности населения, а также по причине отсутствия налаженной схемы переработки и утилизации [9]. В Российской Федерации не введен принцип ответственности производителей батарей за их утилизацию в конце жизненного цикла. Не установлен запрет на их захоронение, нет крупных систем сбора батарей. У нас в стране батарейки и аккумуляторы по-прежнему оказываются в потоке бытовых отходов и утилизируются на свалках, как правило, не оборудованных надлежащим образом и дающих утечку вредных веществ в грунтовые воды. Ряд ценных материалов из батареек не извлекается. Таким образом, упускается возможность использования вторичных ресурсов, снижения затрат на производство этих материалов.
Единственная постоянно работающая система сбора в этой области - известная торговая сеть IKEA, где есть контейнеры для сбора использованных батарей. В декабре 2013 г. сеть гипер-маркетов Media Market запустила первую в России программу по сбору батареек. Сегодня авторизованная сеть приема использованных элементов питания объединяет 66 магазинов Media Market в 30 городах России. За первые полгода в рамках программы удалось собрать более 300000 (7 т) батареек, превысив план в два раза. Периодически акции по сбору батарей проводит Гринпис России. В качестве утилизирующих батареи компаний позиционируют себя ООО «ЭкоПроф» (г. Москва), ГУП «Промот-ходы» (г. Москва), ООО «ЭП Балчуг» (г. Москва), СПб ГУП «Экострой» (г. Санкт-Петербург), ООО «Фонд "Экология Дона"» (г. Ростов-на-Дону) и немногие другие.
Еще хуже обстоит дело с технологиями переработки батарей. Так, например, ОАО «Завод АИТ» (г. Саратов) создало оборудование для переработки никель-кадмиевых и никель-железных аккумуляторов. Однако в силу отсутствия финансовых возможностей и востребованности они не смогли развивать это
направление своей деятельности.
В целом система сбора твердых коммунальных отходов в нашей стране не ориентирована на отдельный сбор ОЭЭО. Проводимые крупными сетями по продаже электронной и электробытовой техники «Эльдорадо» и «М-Видео» сборы электронного и электробытового оборудования являются главным образом маркетинговыми ходами, хотя в ходе них и удается собирать достаточно большие объемы ОЭЭО. Бытовая техника в основном разбирается «серыми» переработчиками (частными лицами и компаниями) и поступает далее на переработку в виде лома.
Сбор и утилизация автомобильных аккумуляторов в России находится на стадии постепенной легализации. Это связано с отсутствием в действующем законодательстве необходимой нормативной базы. Работа со свинецсодержа-щими отходами требует соответствующих классу опасности лицензий, в том числе на транспортировку, но далеко не все организации, которые занимаются приемом таких отходов, делают это легально. Пункты приема, которые имеют лицензию, выдают справку об утилизации как организациям, так и частным лицам.
В стране отсутствуют мощности для экологически безопасной переработки свинецсодержащего стекла от телевизоров и другого оборудования старых моделей. Не перерабатываются литиевые, литий-ионные аккумуляторы, бытовые никель-кадмиевые аккумуляторы. Ограничено число предприятий, сжигающих фреоны, используемые в климатическом оборудовании. Нет рентабельных технологий по переработке пластиков, содержащих антипирены [10].
С 1 января 2014 г. вступил в силу ФЗ № 226 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который прямо запрещает захоронение в объектах размещения отходов производства
и потребления (то есть на мусорных свалках) продукции, содержащей озоно-разрушающие вещества. Эти вещества необходимо извлекать для уничтожения или восстановления с целью дальнейшего использования. С 1 августа 2014 г. начал работу Государственный реестр объектов размещения отходов.
Принятые 29 декабря 2014 г. поправки к ФЗ 89 «Об отходах производства и потребления» вводят расширенную ответственность производителя за надлежащую утилизацию товаров, выпущенных ими на рынок после завершения срока их службы. До изменений, внесенных в ФЗ № 89, действующих с 1 февраля 2015 г., производители не участвовали в организации переработки отходов из товаров. Введение ФЗ № 458 от 29 декабря 2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» расширенной ответственности производителей открывает возможности для привлечения средств прежде всего на создание системы сбора ОЭЭО. Такие средства могут поступать либо из экологического сбора, уплачиваемого производителями/импортерами, либо от коллективных систем реализации расширенной ответственности производителя. Одной из основных целей расширенной ответственности производителей является создание условий, побуждающих производителей выпускать продукцию с учетом экологических требований, простую для утилизации, что позволит снизить затраты производителей на переработку продуктов в конце их жизненного цикла. Особую роль в создании системы сбора будут играть региональные власти. Этим же законом и Постановлением Правительства РФ № 1062 от 3 октября 2015 г. возвращено лицензирование управления отходами (сбор, транспортировка и переработка).
При этом в Российской Федерации до сих пор отсутствует система управления ОЭЭО, отдельные законодательные нормативные акты касаются только отдельных категорий этих отходов, таких как ртутьсодержащие отходы, отходы, содержащие озоноразрушающие вещества, отходы, содержащие драгоценные металлы. Первый нормативный документ - технический регламент Таможенного Союза по использованию веществ в электронной технике должен был быть утвержден до конца 2015 г. (на на момент публикации данной статьи так и не был принят) [11].
Для сравнения: в Директиве Европейского союза 2006 г. (2006/66/ЕС) вводилась ответственность производителей и импортеров за утилизацию отходов выпускаемой ими на рынок продукции [12]. Отталкиваясь от этого документа, уже в 2016 г. все страны, входящие в состав Евросоюза, обязаны перерабатывать и вторично использовать в производстве около 45 т электронной и электрической техники на каждые 100 т проданных электронных товаров, а с наступлением 2019 г. объемы отходов, которые перерабатываются, должны повыситься до 65% от общего количества продаваемых приспособлений или 85% от количества всех отходов. Тем странам, которые вступили в Евросоюз сравнительно недавно, данный срок будет продлен до 2021 г. Стоит учитывать еще один важный момент директивы об ОЭЭО: в этот список отходов должны быть включены и солнечные батареи, ртутьсодержащие флуоресцентные лампы и приспособления, включающие вещества, которые вызывают уменьшение озонового слоя в атмосфере. Выработанные на основе этой директивы меры позволили государствам еврозоны к 2011 г. обеспечить переработку до 40 % ОЭЭО, а к 2016 г. была поставлена задача довести объем перерабатываемых ОЭЭО до 45% от объема всего электронного и электротехнического оборудования, выпускаемого на рынок, по некоторым видам продукции эта цифра составит 80%.
Для успешной утилизации электронного прибора его необходимо разобрать. Разборка часто бывает тру-доем-ким процессом и осуществляется вручную, что в сочетании с затратами на логистику и дает сумму, которую выставляют в счете. Однако не все так просто. Если на утилизацию передается сразу достаточный объем техники, если эта техника заранее не разбиралась «предприимчивыми» сотрудниками компании, то ее ценность для переработчика довольно высока, потому что в приборах сохраняются все материалы. В этом случае утилизирующие компании могут безвозмездно забрать технику на переработку или даже выкупить ее. Утилизацию оргтехники и компьютеров могут проводить только специализированные утилизирующие компании, зарегистрированные в Российской государственной пробирной палате и имеющие соответствующие лицензии. Заказчик должен проверить все документы будущего партнера. Компании, которые честно занимаются утилизацией, могут легко предоставить отчет (в том числе и фотоотчет), в котором заказчик увидит именно свою технику, отправившуюся по конвеерной ленте на разборку и переработку. Недобросовестные компании могут перепродать эту технику или взять из нее только особенно ценные материалы, а все остальное отправить на свалку. Другими словами, ситуация каждый раз индивидуальна, и стоимость услуги должна рассчитываться также индивидуально.
Ежегодно в нашей стране по вопросам управления и переработки старых электронных и электрических приборов проводятся конференции различного масштаба. 24-25 мая 2012 г. состоялась Международная конференция «Россия -Европейский Союз: партнерство для модернизации в сфере обращения с отходами», на которой в секции 4 рассматривались вопросы по отходам электронных и электротехнических изделий.
28-29 мая 2014 г. в Москве состоя-
лась Международная конференция «Организация управления отходами электронного и электротехнического оборудования в России», на которой участники мероприятия обсудили экологические, технологические, методические и правовые аспекты сбора, переработки и утилизации ОЭЭО в России и странах СНГ. На конференции были представлены в числе прочих доклады по решению вопросов с помощью европейского оборудования, применяемого на заводе по переработке ОЭЭО ЗАО «ПЕТРОМАКС» в г. Лобня (Московская область), куда электролом можно привезти на личном автотранспорте. Глубина переработки на предприятии составляет около 90% [13].
Рассмотрим организационные мероприятия по управлению ОЭЭО в стране. Работа, направленная на формирование в Российской Федерации системы экологически обоснованного управления ОЭЭО, ведется на протяжении ряда лет в рамках реализуемого Центром международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в России проекта «Создание центра наилучших природоохранных технологий для экологически безопасной утилизации потенциально опасных продуктов производства и потребления» [14].
Практика развитых стран показывает, что создание систем управления ОЭЭО оптимально на основе государственно-частного партнерства, в том числе с участием региональных и местных органов власти.
Основными международными организациями, занятыми проблемами управления ОЭЭО, являются ЮНИДО и ЮНЕП, входящие в систему Организации Объединенных Наций и занимающиеся международным сотрудничеством в этой и некоторых других сферах. Этими организациями проводятся различные мероприятия, реализуется множество проектов. ЮНИДО в России также активно участвует в организации и реализации ряда проектов в области переработки отходов, в том числе в регионах.
В связи с введением в Российской Федерации ответственности производителей/импортеров за утилизацию своей продукции после окончания ее жизненного цикла особенно остро встает вопрос об организации в России подотрасли переработки ОЭЭО. Поэтому на базе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Московской торгово-промышленной палаты при поддержке Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в России была создана отраслевая Ассоциация переработчиков ОЭЭО (АПЭТ), целями которой являются [11]:
- объединение усилий профессионалов, занятых переработкой ОЭЭО, для формирования единой позиции по вопросу организации управления потоком отходов в России;
- доведение этой позиции до исполнительных и законодательных органов власти РФ, обеспечение учета этой позиции при разработке соответствующих законодательных и нормативных актов;
- формирование подотрасли, связанной с экологически грамотным управлением ОЭЭО в Российской Федерации;
- распространение среди членов Ассоциации информации об опыте работы в сфере управления ОЭЭО, имеющемся как за рубежом, так и в России.
17 сентября 2015 г. по инициативе и при участии АПЭТ состоялось заседание круглого стола Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по природопользованию и экологии на тему «О совершенствовании системы сбора и переработки отходов электронного и электротехнического оборудования в РФ». Участники заседания отметили возможности создания системы управления ОЭЭО в России, открывающиеся в связи с принятием в декабре 2014 г. ФЗ № 458. Помимо прочего в выступлениях высказывалась озабоченность тем, что до настоящего времени не завершена разработка и не приняты основные нормативные доку-
менты, которые должны обеспечить выполнение упомянутого Федерального закона. Такая ситуация не позволяет и производителям оборудования, и переработчикам отходов должным образом подготовиться к работе в новых условиях. Отмечалась необходимость активного участия местных органов власти в организации сбора ОЭЭО, в работе по информированию населения о необходимости раздельного сбора отходов. Особо была выделена проблема стимулирования использования вторичного сырья, образуемого при переработке ОЭЭО, в производстве на территории Российской Федерации. Было сообщено, что продолжается работа по подготовке пилотного проекта по организации сбора и переработки ОЭЭО в Москве. Участники конференции отметили, что в последние годы Президентом и Правительством Российской Федерации начали приниматься меры, направленные на организацию экологически грамотного управления отходами, в том числе и ОЭЭО [10].
Таким образом, шаги построения системы сбора и переработки ОЭЭО в РФ должны выглядеть следующим образом [15]:
1. Производители/импортеры: в соответствии с нормативами создают предприятия для сбора и переработки вышедшей из употребления техники либо размещают заказы на утилизацию ЭЭО на действующих специализированных предприятиях Российской Федерации. Производители/импортеры и их объединения свободны в выборе схемы утилизации и подрядчиков (нет государственного вмешательства).
2. Потребители и исполнители (операторы): потребители накапливают ЭЭО на своих территориях, на договорной основе размещают ЭЭО в муниципальных пунктах сбора, в торговых сетях, других организованных точках.
Собранные отходы транспортируются на пункты сортировки и/или непосредственно на специализированные предприятия для переработки, использования, обезвреживания.
3. Государственные федеральные и региональные органы регулируют и контролируют:
- условия для развития региональной и муниципальной инфраструктуры и порядок организации сбора, транспортировки, переработки, использования и обезвреживания ЭЭО в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- нормы и нормативы утилизации ЭЭО и сбор утилизационных платежей;
- формирование условий, стимулирующих развитие бизнес-среды в области управления отходами, создание экономических и технологических механизмов для вовлечения отходов из сферы потребления во вторичный хозяйственный оборот.
На основании вышесказанного можно сделать следующий вывод: сейчас Россия находится на пути к созданию системы управления ОЭЭО, включающей раздельный сбор таких отходов (ОЭЭО), их переработку, а также механизмы финансирования работы переработчиков. Для создания действенного механизма управления отходами, включающего разработку концепции управления, разработку законодательного обеспечения, создание системы оборота отходов, требуется объединение усилий государства, коммерческих структур, неправительственных организаций в рамках единой рабочей экспертной группы. При разработке механизма управления отходами необходимо обязательно учитывать зарубежный опыт в этой области, разработки ученых и экспертов из стран Евросоюза, Японии и США [14].
Библиографический список
1. Круглый стол «О совершенство- отходов электронного и электротехниче-
вании системы сбора и переработки ского оборудования в РФ» //
Weeerecyclers [Электронный ресурс]. URL: http://weeerecyders.ru/news/17-09-2015 (дата обращения: 10.11.2015).
2. Комиссаров В.А. Отходы электронной и электробытовой техники - самый быстрорастущий поток отходов в мире. Ситуация с организацией управления ОЭЭО в России и других странах СНГ // Переработка ОЭЭО в РФ. Общая ситуация, перспективы развития: доклад UNIDO от 17.09.15 г.
3. Blueoak [Электронный ресурс]. URL: http://blueoakresources.com/fact-sheet (дата обращения: 10.11.2015).
4. Уланова О.В. Электронное и электрическое оборудование: предпосылки для переработки // Твердые бытовые отходы. 2013. № 3.
5. Экологическая модернизация российской экономики на основе наилучших доступных технологий: стенограмма «круглого стола» от 17.12.2014 г.
6. Российская государственная пробирная палата [Электронный ресурс]. URL: http://probpalata.ru (дата обращения: 10.11.2015).
7. Руслит [Электронный ресурс]. URL: http://rusutilit.ru (дата обращения: 10.11.2015).
8. Директива № 2006/66/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О батареях и аккумуляторах, об отходах батарей и аккумуляторов и об отмене Директивы № 91/157/ЕЭС».
9. Nature Time [Электронный ресурс]. URL: http://nature-time.ru (дата обращения: 10.11.2015).
10. О компании // ООО «Компания "Ория"» [Электронный ресурс]. URL: http:/^™^ (дата обращения: 10.11.2015).
11. Журнал «ЮНИДО в России» [Электронный ресурс]. URL: http://unido-russia.ru (дата обращения: 10.11.2015).
12. О драгоценных металлах и драгоценных камнях: федер. закон № 41 от 26.03.1998 г. (ред. от 02.05.2015 г. с изм. и доп., вступившими в силу 30.10.2015 г.) // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1463.
13. О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в РФ системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств: постановл. Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1194.1 // Российская газета. 2010. 15 января.
14. Дайджест технологий переработки электронных и электрических отходов. М.: Изд-во Международного центра наилучших природоохранных технологий; Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в России, 2011.
15. Минпромторг России [Электронный ресурс]. URL: http://minpromtorg.gov.ru (дата обращения: 10.11.2015).
References
1. Kruglyi stol "O sovershenstvo-vanii sistemy sbora i pererabotki otkhodov elektronnogo i elektrotekhnicheskogo obo-rudovaniia v RF" [Round table "On improving the system of collection and recycling of waste electrical and electronic equipment in the Russian Federation]. Weeerecyclers. Available at: http://weeerecyclers.ru/news/17-09-2015 (accessed 10 November 2015).
2. Komissarov V.A. Otkhody el-ektronnoi i elektrobytovoi tekhniki - samyi bystrorastushchii potok otkhodov v mire. Situatsiia s organizatsiei upravleniia OEEO
v Rossii i drugikh stranakh SNG [Waste electronic and electrical appliances - the fastest growing waste stream in the world. Situation with the organization of electronic and electrical waste management in Russia and other CIS countries]. Doklad UNIDO ot 17.09.15 "Pererabotka OEEO v RF. Ob-shchaia situatsiia, perspektivy razvitiia" -The UNIDO report of 17 September 2015 "Waste electronic and electrical appliances recycling in the Russian Federation. The overall situation and development prospects".
3. Blueoak. Available at: http://blue-oakresources.com/fact-sheet (accessed 10 November 2015).
4. Ulanova O.V. Elektronnoe i el-ektricheskoe oborudovanie: predposylki dlia pererabotki [Electronic and electrical equipment: recycling assumptions]. Tverdye bytovye otkhody [Municipal solid waste], 2013, no. 3.
5. Ekologicheskaia modernizatsiia rossiiskoi ekonomiki na osnove nailuchshikh dostupnykh tekhnologii: stenogramma «kruglogo stola» ot 17.12.2014 [Ecological modernization of the Russian economy on the basis of the best available technologies: "round table" transcript of 17 December 2014].
6. Rossiiskaia gosudarstvennaia probirnaiapalata [Russain State Assay Office]. Available at: http://probpalata.ru (accessed 10 November 2015).
7. Ruslit [Ruslit]. Available at: http://rusutilit.ru (accessed 10 November 2015).
8. Direktiva № 2006/66/ES Evro-peiskogoparlamenta i Soveta Evropeiskogo Soiuza "O batareiakh i akkumuliatorakh, ob otkhodakh batarei i akkumuliatorov i ob otmene Direktivy № 91/157/EES" [Directive no. 2006/66 / ES of the European Parliament and the Council of the European Union "On batteries and accumulators, battery and accumulator waste and on the abolition of the Directive no. 91/157/EES].
9. Nature Time. Available at: http://nature-time.ru (accessed 10 November 2015).
10. O kompanii [About the company]. OOO "Kompaniia "Oriia" ["Oria" Company LLC]. Available at: http://opHA.p$ (accessed 10 November
2015).
11. Zhurnal "IuNIDO v Rossii" [Journal UNIDO in Russia]. Available at: http://unido-russia.ru Accessed 10 November 2015).
12. O dragotsennykh metallakh i dragotsennykh kamniakh: feder. zakon № 41 ot 26.03.1998 [On precious metals and gems: the Federal law no. 41 of 26th March 1998]. SZ RF [Collection of legislative acts of the Russian Federation], 1998, no. 13, аП. 1463.
13. O stimulirovanii priobreteniia novykh avtotransportnykh sredstv vzamen vyshedshikh iz ekspluatatsii i sdavaemykh na utilizatsiiu, a takzhe po sozdaniiu v RF sistemy sbora i utilizatsii vyshedshikh iz ekspluatatsii avtotransportnykh sredstv: post-anovl. Pravitel'stva RF ot 31.12.2009 № 1194.1 [On encouragement of new motor cars purchase issue in lieu of ramshackle vehicles sold for scrap, and creation of the system of collection and recycling of ramshackle vehicles in the Russian Federation: Enactment of the Government of the Russian Federation of 31 December 2009 no. 1194.1]. Rossiiskaya gazeta, 15 January 2010.
14. Daidzhest tekhnologii pererabotki elektronnykh i elektricheskikh ot-khodov [Digest of electronic and electrical waste recycling technologies]. Moscow, Mezhdunarodnyi tsentr nailuchshikh priro-dookhrannykh tekhnologii; Tsentr mezhdu-narodnogo promyshlennogo sotrudnich-estva IuNIDO v Rossii Publ., 2011.
15. Minpromtorg Rossii [Min-promtorg (Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation)]. Available at: http://minpromtorg.gov.ru Accessed 10 November 2015).
Статья поступила 10.12.2015 г.
Article received 10.12.2015.