Научная статья на тему 'Анализ состояния нравственного здоровья современного общества'

Анализ состояния нравственного здоровья современного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
844
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния нравственного здоровья современного общества»

М.А. БОЛЬШАКОВ

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Начиная с середины 80-х годов прошедшего XX в. в российском обществе наблюдается постепенный и, к сожалению, устойчивый процесс снижения нравственного уровня не только подрастающего поколения, но и взрослого населения нашей страны. Этот процесс самым негативным образом воздействует на экономическое, политическое и социальное состояние нашего общества. Таким образом, происходит разрушение нравственного стержня, который веками удерживал Россию в определенном стабильном положении и препятствовал социальным катаклизмам. Подобное потрясение устоев общества можно сравнить разве что с революционными преобразованиями, которые произошли в России в 1917 г. Однако есть и принципиальные различия.

Вспомним: вместо 10 основных библейских духовных заповедей, по которым фактически жила Россия, страна, где трепетно относились к православной религии, народу был предложен моральный Кодекс строителей коммунизма, который представлял собой тоже заповеди, носившие не только идейный, но и гуманистический, духовный характер. В частности, этот Кодекс предписывал «гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат, честность и правдивость, нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной и личной жизни, взаимное уважение в семье и заботу о воспитании детей, непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству». Бескровная революция 80-х годов прошедшего века привела к монетизации ценностей, к власти «золотого тельца», к такому состоянию общества, в котором стала расхожей фраза: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?». Нравственность, о которой радели и которой было почетно придерживаться не только интеллектуальной элите общества, «выдавливавшей раба по капле», но и широкой массе общества, стала вдруг категорией проблемной. Под нравственностью стали даже понимать некую слабость человеческую, как стали слабостью доброта, бескорыстие, доброжелательность и другие нравственные категории. И наоборот, отсутствие нравственности стало считаться некой внутренней силой. Нет принципов, есть обстоятельства! - этот лозунг фактически декларируется по многим каналам телевидения и радио, в печати и литературе. Превалирует информационный поток негативного конечного воздействия на людей, в том числе и взрослых. В качестве достойного примера показывается туманным образом нажитое богатство и соответствующий образ жизни.

Именно сейчас, когда нравственно духовный потенциал нашего общества уже истощен, именно сейчас необходимы шаги, которые бы смогли стабилизировать духовно-нравственное состояние общества и спасти его от окончательного разложения.

Необходимость нравственного и духовного уровня людей и актуальность самой постановки вопроса об этом не осознаны должным образом не только в нашей стране.

Например, в одной из последних моделей Римского клуба (А. Кинг и Б. Шнайдер «Первая глобальная революция») в качестве основных неотложных задач, стоящих перед современным человечеством, указываются: демографическая, экологическая, продовольственная и энергетическая. А о том, что ни одна из них не может получить сколько-нибудь удовлетворительного решения без повышения в обществе уровня нравственности и духовности, не упоминается совсем.

Правда, некоторые авторы поднимают вопрос о нравственности, но при этом вместо конкретного анализа проблемы ограничиваются лишь общими и

формальными лозунгами о поисках новых принципов, вместо того, чтобы обратиться к простым, но вечным истинам, к сожалению, забытым. Более того, следует вспомнить, что специально придуманные нормы морали для регулирования социальных отношений в различные исторические эпохи доказали свою несостоятельность. Конкретная методика обучения и воспитания, которой, в частности, занимается социальная педагогика, несомненно, зависит от социального устройства общества. Но конечная цель нравственного и духовного воспитания, безусловно, является абсолютной и объективной истиной. Очень грустно сознавать, что ни одно из многочисленных политических движений, активно действующих в нашей стране, не ставит в числе своих основных целей повышение нравственного и духовного уровней населения, не разрабатывает конкретную программу осуществления этого.

Только у народа, который руководствуется общечеловеческими принципами нравственности, национальное сознание может находиться на высоте, только он способен к духовному росту, осознанию своей роли в истории человечества. Все это является необходимым условием для нормального стабильного развития государства.

Стремление к достаточно высокому морально-нравственному уровню общества особенно необходимо нам в настоящее время, так как экономика нашей страны находится в катастрофическом положении, и имеющиеся разумные предложения по выходу из создавшейся ситуации, как правило, не могут быть осуществлены по причине отсутствия в обществе, в том числе и среди власть имущих, достаточного числа образованных, честных и порядочных людей, способных трудиться не только ради личного благополучия, а прежде всего последовательно и целенаправленно для блага своего отечества.

Безнравственность, ставшая нормой жизни для «сильных мира сего» и насаждаемая в качестве некой модели нормального состояния личности в современном обществе, является следствием, с одной стороны, и стимулом, с другой стороны, воровства, коррупции, роста криминальных структур, безнаказанности чиновников, пьянства, наркомании и духовного нездоровья общества.

Никогда Россия еще не была на грани демографического и этнического кризисов, в которых она оказалась ныне в результате проводимых в ней реформ. Нам попросту грозит исчезновение многих народов, населяющих нашу страну, в том числе и русской нации.

В качестве следствия безнравственного состояния нашего общества -падение рождаемости и рост смертность людей: за последние 10 лет в России рождается почти в два раза меньше, а умирает в полтора раза больше людей по сравнению с доперестроечным периодом. Уже в 1992 г. был зарегистрирован отрицательный прирост населения: смертность превысила рождаемость. Если исходить из показателей 1986 г., то по сравнению с этим годом получается, что уже в 1992 г. Россия «недополучила» более полутора миллионов человек. Средняя продолжительность жизни в 1986 г. составляла 65 лет у мужчин и 74 - у женщин, а в 1995 г. она уменьшилась до 58 лет у мужчин и 71 у женщин. Причем больше всего российские мужчины умирают в самом трудоспособном возрасте: от 20 до 55 лет их смертность составляет 80% от всех умерших. Увеличивается также детская смертность.

Еще одна проблема состоит в физическом вырождении населения России, т.е. его этнической деградации. В частности, увеличивается процент детей с недостатками в их развитии и здоровье. По данным 1994 г. из родильных домов России выписывается здоровыми менее 30% детей, и по прогнозам их доля к 2015 г. может сократиться до 15-20%. Уже сейчас 40-45% учеников начальной школы страдают от тех или иных психоневрологических заболеваний.

К этому следует добавить стремительное распространение в стране пьянства и алкоголизма, что является нашим национальным бедствием. По данным прессы, Россия по потреблению алкоголя на душу населения вышла на первое место в мире, опередив признанного лидера - Францию, которая, начиная с середины 60-х годов, медленно, но непрерывно снижает потребление спиртного. Это наше количественное превосходство над Францией усугубляется низким качеством употребляемых алкогольных напитков, значительным преобладанием низкопробной водки над вином (качество которого также заставляет желать много лучшего) и манерой пить «ударными дозами». Рост алкоголизма и пьянства в России отрицательно влияет на многие стороны жизни: наряду с общим ростом смертности населения увеличивается процент смертности от отравления алкогольными напитками. К 1996 г. от отравления поддельной водкой гибло ежегодно в два раз больше людей, чем за девять лет афганской войны. При общем сокращении рождаемости в стране в результате алкоголизма родителей чаще рождаются физически и умственно неполноценные дети; ухудшается криминальная обстановка. В качестве примера отметим, что в 1994 г. в Подмосковье 14% всех смертей связано с употреблением спиртных напитков, «по пьянке» было совершено 3/4 всех умышленных убийств, а пьяные водители - виновники 17% всех дорожно-транспортных происшествий.

В XX в. весь мир поразило новое бедствие - наркомания. Ныне и в России стремительно увеличивается число употребляющих наркотики, и, что самое страшное, - особенно среди подростков.

В последние десятилетия вновь стали распространяться, казалось бы, уже полностью побежденные инфекционные болезни такие, как дифтерия, дизентерия, туберкулез, холера, сифилис и другие. Над страной нависла угроза начала эпидемии СПИДа (а в Калининграде она уже началась).

Все это влияет на эмоциональное состояние людей, ведет к еще большему снижению их нравственного и духовного уровня, что вызывает серьезное беспокойство за судьбу России и населяющих ее народов.

К сожалению, приходится констатировать, что все больше и больше отношения между людьми регулируются личной выгодой, эгоистическими интересами, стремлением к примитивному удовлетворению своих желаний. Все меньше и меньше людей прислушиваются к голосу своей совести, не руководствуются чувством чести, принципами честности и порядочности, что влечет за собой негативные последствия во многих областях жизни.

Падение нравственности отразилось на прочности семейных отношений. Рушатся семейные отношения, а ведь крепкая семья - опора государства. Все меньше заключается браков, основанных на чувстве любви, духовной близости, и все больше - на основе материальной выгоды или только сексуального влечения друг к другу. Это приводит к росту числа разводов. А когда распадается семья, то от этого больше всего страдают дети: для них разлад между родителями является, как правило, большой душевной драмой, травмирующей их на всю жизнь. К этому добавим, что дошедшая до нас мода на примитивные и беспорядочные сексуальные отношения приобретает опасный массовый характер в среде подростков. Как показал опрос среди московских школьников, многие девочки не видят ничего предосудительного в зарабатывании денег проституцией и готовы заняться ею. В результате так называемой сексуальной революции растет число людей, которым на всю жизнь останется неизвестным чувство настоящей любви, которые занимаются безлюбовным сексом, т.е. сексом ради секса. Случайные сексуальные связи являются причинами существенного увеличения числа больных венерическими заболеваниями, и особенно среди подростков. Например, среди них число больных си-

филисом за последние 4 года увеличилось в 25 раз, а за один лишь 1994 г. у подростков 15-17 лет заболеваемость сифилисом возросла в 76 раз.

Крайне развращающе действует на людей засилье теле-, кино- и видеофильмов, смакующих животный секс, насилие и убийства. Большой вред нравственности общества, и в особенности молодому поколению, наносит безудержная пропаганда секса ради секса, развернувшаяся в последнее время по всероссийскому телевидению в телефильмах и специальных ток-шоу. Такой пропагандой могут заниматься либо те, кто сознательно стремится развратить и тем самым разложить наше общество, либо духовно бедные люди, не имеющие никакого представления о том, чем являются интимные отношения между любящими друг друга людьми.

Безусловно, с нравственной точки зрения вредны и те компьютерные игры, которые позволяют разрешать игровые ситуации с помощью насилия или даже убийств и тем самым развивают у детей агрессию и жестокость.

Возвращаясь к вопросу сокращения населения России, отметим, что в последние годы быстрее всего растет число неестественных смертей: от травматизма и отравлений, убийств (вплоть до убийств новорожденных), самоубийств, однако по абсолютным показателям люди чаще всего умирают от сердечнососудистых заболеваний. Причины этого имеют не только экономический, «материальный» характер. Так, уровень смертности населения в нашей стране, снизившийся в послевоенный период, затем стал расти в 60-х годах и его рост продолжался до 1986 г. Но в 1986-1987 гг. смертность уменьшилась на 10,3%. Эти годы были удивительным временем духовного подъема, временем надежд, когда многим казалось, что в уже недалеком будущем наступит вполне достойная жизнь. (Кстати, послевоенные годы также характеризовались духовным подъемом общества: прекращением войны, радостью возвращения близких, необходимостью налаживания нормальной жизни в быту и т.п.) Но уже в 1988 г. в обществе наступило разочарование, радужная перспектива исчезла и у большинства людей заменилась неуверенностью в завтрашнем дне. В силу этого кажется вполне правдоподобной гипотеза, объясняющая колебания уровня смертности в России эмоциональным состоянием общества: чем выше эмоциональный уровень, тем ниже смертность. Вот что говорит по этому поводу доктор медицинских и кандидат философских наук И. Гундаров: «Фактор, который решающе влияет на «историю с российской демократией», носит нематериальный, неэкономический характер. Это духовное здоровье, или, напротив, нездоровье общества, населения в целом. Его определяющее значение объективно подтверждается самыми разными данными и социологии, и статистики. Например, в те же 1986-1987 годы эмоционального подъема и общественной активности количество грабежей в Российской Федерации снизилось по сравнению с 1985-м годом на 24 процента, число убийств и покушений на убийства - на 30 процентов, самоубийств - на 40 процентов. Но как только общественные надежды стали сменяться разочарованием, и к началу 90-х годов доля неудовлетворенных различными аспектами жизни достигла 50-60 процентов среди взрослого населения, - статистика незамедлительно фиксирует резкий подъем не только смертности, но и всех социальных аномалий!».

Наша история убеждает в том, что никакие экономические и социальные реформы не приводят к длительному успеху, желаемому результату и прогрессу, к созданию прочного и благополучного в социальном отношении государства, если они не опираются на прочную нравственную основу. Без такой основы в стране немыслим стабильный и устойчивый порядок, который только и дает людям настоящую уверенность в их завтрашнем дне, являющуюся непременным условием хорошего эмоционального состояния общества.

В Российской академии наук имеется Координационный совет по гуманитарным и общественным наукам. В докладе «Возрождение России: комплексная научная программа» его председатель академик В.Н. Кудрявцев по поводу духовного возрождения России сказал, что «...на первое место в массовом сознании выдвинулись экономические проблемы, вытеснив политико-идеологическую тематику, которая преобладала в предыдущие годы.

Отсутствие в настоящее время общепринятых с точки зрения морали и права критериев оценки отдельных идеологий ставит под сомнение возможность достижения какого-либо идеологического единства и согласия. Такое положение чревато разрушительными последствиями для всего общества... Недостаточно изучается нравственное состояние общества, не создана последовательная программа возрождения и обновления духовной культуры российского общества, которая могла бы обеспечить реальное продвижение в этой сфере».

В силу недопонимания или даже непонимания государственными чиновниками важности нравственного благополучия общества, недостаточного изучения состояния этого вопроса в правительстве не идет даже речи о столь необходимом содействии государства нравственному воспитанию народа.

Иногда приходится слышать мнение, что нравственному совершенствованию общества существенно противодействует переход к рыночным отношениям, что успешный бизнес невозможен без нарушения общепринятых норм морали. Этот очень сложный вопрос, безусловно, заслуживает добросовестного исследования.

Из истории нашей страны мы знаем, что русскому купечеству были присущи понятия чести, достоинства и честности, хотя в деловых отношениях бывали и случаи обмана. Известно, что купеческое честное слово котировалось высоко, русские купцы не чуждались голоса своей совести: устный договор у них ценился ничуть не ниже письменного соглашения. В качестве характерного примера можно привести сцену из комедии А.Н. Островского «Лес», в которой актер Несчастливцев укоряет купца Восмибратова, обманувшего помещицу Гурмыжскую на тысячу рублей, говоря: «Честь бесконечна. И ее-то у тебя нет!» Купец ему отвечает: «Нет уж, барин, ты что хочешь говори, а чести не трожь, судиться буду. Как так у меня чести нет?... Уж насчет там чего другого я не хвалюсь, а насчет чести, я вот что скажу, барин: я не человек, я - правило». И возвращает Гурмыжской деньги.

Как подчеркивал Н.А. Бердяев, человечность остается одним из характерных свойств русской души, доминирующим над остальными. Сознание того, что человек выше собственности, определяло раньше русскую социальную мораль (Н.А. Бердяев «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX»).

К сожалению, в настоящее время экономика развивается по другому пути: переход к рыночным отношениям усилил пренебрежение нравственными принципами. Появилось стремление к обогащению на фоне того, что люди часто даже не задумываются над соблюдением каких бы то ни было моральных норм, и подобные тенденции пронизывают все слои нашего общества, начиная, к сожалению, с органов государственной и местной законодательной и исполнительной власти.

Например, в качестве одного из оправданий проводимой правительством с 1997 г. жилищно-коммунальной реформы говорится, что в развитых западных странах население полностью оплачивает свои квартиры, газ, электричество и другие коммунальные услуги. При этом умалчивается, что на Западе заработная плата в десятки раз выше заработной платы наших госбюджетных служащих (в частности, учителей, врачей, инженеров, преподавателей высших учебных заведений и ученых). Настолько, что после полной оплаты квартиры и коммунальных услуг у них остается достаточно средств на питание, покупку необходимых вещей

и ведение нормального, полноценного образа жизни, а у наших госбюджетников даже сейчас их заработной платы едва хватает на сносное питание (а иногда и не хватает!). В своей мотивации этой реформы наше правительство совершенно игнорирует также и то, что цены на продукты, одежду, многие предметы домашнего обихода, наконец, стоимость самих квартир; в России часто выше, чем на Западе (даже в абсолютном смысле, и уж тем более относительно заработной платы). А ведь было бы гораздо естественнее, если бы государство прежде, чем стремиться сравняться с Западом по полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг, позаботилось бы сначала поднять его материальное благосостояние.

При всевозможных лицемерных разглагольствованиях о благах для народа законодательная власть, депутаты Государственной Думы, избранные этим народом, оказалось, прежде всего, заботятся о своих благах: первая Государственная Дума, созванная после начала перестройки, первым вопросом своего первого заседания поставила разработку положений о привилегиях (весьма существенных) для депутатов. Вторая Государственная дума приняла постановление о существенном повышении заработной платы депутатов. И это в то время, когда большая масса людей, так называемых «бюджетников», получает смехотворно низкую зарплату, в силу чего они часто вынуждены отказывать себе в самом необходимом, а иногда и голодать. Наряду с этим Государственная Дума явно пренебрегает своей основной задачей - разработкой государственного законодательства, направленного на удовлетворение социальных запросов общества, оздоровление нравственного состояния, не уделяет должного внимания деятельности тех структур, без четкой работы которых не может нормально существовать и развиваться государство: прокуратуры, судов, органов, обеспечивающих общественный порядок (милиция, ОМОН и т.п.), и социальных служб. Сплошь и рядом нам приходится слышать от представителей судебных и прокурорских органов, что они не имеют возможности бороться с криминалом во многих областях из-за несовершенства современного российского законодательства. Это и означает, что наши депутаты не руководствуются в своей работе нравственными принципами.

Безнравственными по своему характеру были павловская денежная реформа, обман большей части населения ваучерным распределением государственной собственности, обесценивание личных денежных накоплений, введение свободных цен, приведшее к их быстрому росту, существенно опережающему рост заработной платы, и т.д. и т.п. Все эти реформы (если в них была насущная необходимость) с точки зрения нравственности следовало бы делать иначе. Например, при росте инфляции и отсутствии в тот момент у государства денег на полную индексацию вкладов в государственный сберегательный банк, следовало бы их заморозить, дав обещание населению вернуть все по полной стоимости, когда государство минует кризисную ситуацию.

Лишенная нравственности идеология и основанная на ней деятельность законодательных и исполнительных структур власти в нашей стране, по существу, не могут не приводить к ухудшению экономического и социального положения.

Обществу необходима государственная национальная приоритетная программа, реально направленная на решение нравственных проблем.

БОЛЬШАКОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ родился в 1957 г. Научный сотрудник государственного научного учреждения «Институт образования взрослых» Российской академии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.