Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ'

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЗЕНТАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / SWOT-АНАЛИЗ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецова Ю.О., Вихман В.В.

Статья посвящена исследованию статистики по оснащенности общеобразовательных учреждений НСО информационными технологиями. Также рассматривается влияние на учебный процесс внедрения новых информационных технологий, результаты которого представлены в виде ситуационного SWOT-анализа. Представлены слабые и сильные стороны общеобразовательных учреждений по отношению к созданию единого информационного пространства в области, а также предполагаемые результаты реализации данного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецова Ю.О., Вихман В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»

Кузнецова Ю. О. бакалавр техники и технологии администратор проектов отдел управления проектами Энвижн - Сибирь (Новосибирск)

N¥181040™^ Вихман В.В., к.тн., к.п.н.

доцент НГТУ

Россия, г. Новосибирск АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НОВОСИБИРСКОЙ

ОБЛАСТИ

Статья посвящена исследованию статистики по оснащенности общеобразовательных учреждений НСО информационными технологиями. Также рассматривается влияние на учебный процесс внедрения новых информационных технологий, результаты которого представлены в виде ситуационного SWOT-анализа. Представлены слабые и сильные стороны общеобразовательных учреждений по отношению к созданию единого информационного пространства в области, а также предполагаемые результаты реализации данного проекта.

Ключевые слова

Информационные технологии, информатизация, дистанционное образование, презентационное оборудование, общеобразовательное учреждение, SWOT-анализ, единое информационное пространство.

В условиях современного динамичного развития общества, усложнения технической и социальной инфраструктуры, информация становится таким же стратегическим ресурсом, как и традиционные -материальные и энергетические. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень информатизации становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона, как на внутреннем, так и внешнем рынках.

Неотъемлемым сектором, нуждающимся во внедрении современных информационных технологий, является образование. На сегодняшний день в Новосибирской области создана серьезная база для дистанционного образования, существуют открытые ресурсы для школьников и их родителей, хранящих данные при помощи облачных сервисов, большое количество школ имеют свои сайты.

Общее количество школ по Новосибирской области, включая областной центр город Новосибирск, составляет 951. По подсчетам

аналитических данных, предоставленных ресурсом

http://www.kpmo.ru/nns/rating/list на декабрь 2013 года суммарное количество компьютерных классов в школах Новосибирской области составляет 3979. Это притом, что в 45 школах компьютерные классы совсем отсутствуют. Это составляет 4.73 % от общего количества общеобразовательных учреждений [1].

Презентационное оборудование установлено в 915 школах, что по статистике больше, чем наличие компьютерных классов и в процентном соотношении составляет 96% от общего количества. Доступ в Интернет на скорости от 2 Мб могут себе позволить ученики и преподаватели лишь 168 школ, а это всего лишь 17,67 % от общего количества образовательных учреждений Новосибирской области.

Рисунок 1 - Статистика оснащенности общеобразовательных учреждений НСО информационными технологиями По данным ресурса http://www.websib.ru/info/stat/ общее количество обучающихся в школах Новосибирской области на 2014 год равно 260452 человека [2].

Рисунок 2 - Численность обучающихся в школах НСО с 2012 по 2014

г.

По данным ресурса http://www.kpmo.ru/ на декабрь 2013 года только 14,1 % общеобразовательных учреждений Новосибирской области, осуществляют дистанционное обучение [1].

SWOT-анализ (СВОТ анализ) — метод стратегического планирования, ситуационный анализ или качественный анализ перспектив, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Он является предварительным исследовательским этапом при составлении стратегических планов. Все факторы делятся на четыре категории:

• категории СВОТ (SWOT) анализа описывают предприятие или проект изнутри- strengths (сильные стороны проекта), weaknesses (слабые стороны проекта);

• другие категории СВОТ (SWOT) анализа описывают внешнюю среду для предпрития — opportunities (возможности для проекта) и threats (угрозы для проекта).

Поскольку SWOT (СВОТ) анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.

Представленный ниже анализ, описывает проект создания единого информационного пространства для образовательных учреждений Новосибирской области. В первую очередь представлено влияние на внутреннюю среду проекта.

Положительное влияние. Сильные стороны и преимущества:

1) Рационализация учебного процесса;

2) Электронная библиотека, архив. Автоматизированный поиск информации, экономия времени и ресурсов;

3) Единое информационное пространство - все сведения в одном месте (контрольные, тесты, электронные учебники, методики для учителей, видеоматериалы для уроков);

4) Наличие 1-2 компьютерных классов в 95 % общеобразовательных учреждений.

Отрицательное влияние. Слабые стороны, недостатки:

1) Недостаточное финансирование образования в Новосибирской области;

2) Невысокий процент учителей, способных использовать внедренные в учебный процесс информационные технологии;

3) Отсутствие выхода в Интернет на скорости более 2Мб у 82%

школ;

4) Отсутствие доступа ко всем ресурсам при неполадках в электрической сети;

5) Небольшой опыт образовательных учреждений в подобной практике, и, как следствие непредсказуемость отдачи от внедрения проекта.

Следующим описано влияние факторов на внешнюю среду проекта.

Положительное влияние, возможности:

1) Мониторинг успеваемости, достижений, мероприятий. Электронный дневник. Возможность для родителей удаленно контролировать успехи ребенка;

2) Ведение ежедневной статистики;

3) Личный кабинет. Возможность удаленно скачать учебники, получить домашнее задание, узнать результаты контрольной;

4) Применение ВКС для проведения районных конференций;

5) Единые материалы для всех учителей области, как следствие обучение школьников по единой программе.

6) Дистанционное обучение.

Отрицательное влияние, угрозы:

1) Недостаточно квалифицированный персонал для работы с мощным ЦОД;

2) Быстротечный рост ИТ-технологий, устаревание оборудования;

3) Вероятность взлома, атаки базы данных, как следствие - утеря всей информации;

4) Влияние на процесс обучения внутренних работ в ЦОДе.

Положительное влияние Отрицательное влияние

Внутренняя среда Сильные стороны, преимущества Слабые стороны, недостатки

1. Рационализация учебного процесса; 2. Электронная библиотека, архив. Автоматизированный поиск информации, экономия времени и ресурсов; 3. Единое информационное пространство -все сведения в одном месте (контрольные,тесты, электронные учебники, методики для учителей, видеоматериалы для уроков); 4. Наличие 1-2 компьютерных классов в 95 % общеобразовательных учреждений. 1. Недостаточное финансирование образования в Новосибирской области; 2. Невысокий процент учителей, способных использовать внедренные в учебный процесс информационные технологии; 3. Отсутствие выхода в Интернет на скорости более 2Мб у 82% школ; 4. Отсутствие доступа ко всем ресурсам при неполадках в электрической сети; 5. Небольшой опыт образовательных учреждений в подобной практике, и, как следствие непредсказуемость отдачи от внедрения проекта.

Внешняя среда Возможности Угрозы

1. Мониторинг успеваемости, достижений, мероприятий. Электронный дневник. Возможность для родителей удаленно контролировать успехи ребенка: 2. Ведение ежедневной статистики; 3. Личный кабинет. Возможность удаленно скачать учебники, получить домашнее задание, узнать результаты контрольной; 4. Применение ВКС для проведения районных конференций; 5. Единые материалы для всех учителей области, как следствие обучение школьников по единой программе. 6. Дистанционное обучение. 1. Недостаточно квалифицированный персонал для работы с мощным ЦОД; 2. Быстротечный рост ИТ-технологий, устаревание оборудования; 3. Вероятность взлома, атаки базы данных, как следствие - утеря всей информации; 4. Влияние на процесс обучения внутренних работ в ЦОДе.

Рисунок 3 - Общая матрица SWOT-анализа По итогам вышепредставленного анализа можно сказать, что проект создания единого информационного пространства общеобразовательных учреждений НСО несет значительное улучшение учебного процесса и имеет явное преимущество перед устаревшими способами хранения, доступа и обработки данных. При корректной его реализации многие проблемы информатизации школ будут решены, как и все поставленные перед проектом задачи. Однако, выявлены основные сложности, такие как нехватка обученного новым технологиям персонала и плохое финансирование общеобразовательных объектов. Данные проблемы могут быть решены только с помощью реализации дополнительных программ, реализуемых министерством образования РФ.

Использованные источники:

1. Аналитика ОУ: Современные условия: [Электронный ресурс] // Электронный мониторинг развития образования. М., 2007-2014. URL: http://www.kpmo.ru/nns/rating/list/state/1/group/sov usl/type/1. (Дата обращения: 07.06.2014);

2. Статистика: [Электронный ресурс] // Система образования Новосибирской области. М., 2012-2014. URL: http://www.websib.ru/info/stat/. (Дата обращения: 07.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.