УДК 339.5 Код ВАК 5.2.3
DOI: 10.32417/1997-4868-2023-23-11-109-119
Анализ состояния и перспектив мировой пивоваренной промышленности и ее влияния на хмелеводческую отрасль
О. Г. Афанасьева1^, Е. А. Иванов1, А. Е. Макушев1
1 Чувашский государственный аграрный университет, Чебоксары, Россия
ME-mail: [email protected]
Аннотация. Мировая пивоваренная промышленность в последнее время претерпела череду изменений, как связанных с влиянием пандемии коронавирусной инфекции (к примеру, развитие онлайн продаж), так и основанных на структурных сдвигах, вызванных изменением потребительского спроса (сокращение общего объема потребления в связи с расширением различных альтернативных продуктов, рост крафтовых пивоварен, увеличение потребления пива премиум-класса и др.). Авторами была поставлена цель исследовать отрасль для дальнейшего использования информации в целях установления влияния новых тенденций в пивоваренной индустрии на хмелеводческую отрасль. Методы. Расчеты проводились методами статистического анализа данных международных и российских официальных интернет-ресурсов. Научная новизна. Основными потребителями хмелеводческой продукции являются пивовары. Соответственно, выявление тенденций развития пивоваренной промышленности послужит хорошей информационной базой для принятия решений о направлениях развития хмелеводства. Результаты. С учетом мировой тенденции ускоренного развития крафтового пивоварения (Китай, США) можно сделать вывод о наличии больших перспектив для развития ароматических сортов хмеля. В Китае к 2025 году ожидается утроение потребления крафтового пива. В США потребители также предпочитают пиво с уникальными вкусовыми качествами традиционным пивным напиткам. Транснациональные компании, в свою очередь, пытаются выйти из ситуации, все более удешевляя свои продукты. Рынок Германии уже давно стабилизировался, небольшая отрицательная динамика объемов рынка вызвана наличием большого количества альтернативных напитков. В России потребление пива на 1 человека также уменьшается. Однако объемы продаж пива в стоимостном выражении продолжают расти (в основном за счет роста цен). По данным на начало 2022 г. 70 % российского рынка приходилось на транснациональные компании, которые являются основными потребителями экстрактов хмеля, производство которых технологически сложнее, чем изготовление гранулированного хмеля.
Ключевые слова: мировой рынок, рынок пива, пивоваренная промышленность, хмелеводство, хмель, сорта хмеля, мировое производство, AB InBev, Heineken, Carlsberg.
И о о ¡3 о
У
a
р
СЛ ft
Для цитирования: Афанасьева О. Г., Иванов Е. А., Макушев А. Е. Анализ состояния и перспектив миро вой пивоваренной промышленности и ее влияния на хмелеводческую отрасль // Аграрный вестник Урала. р 2023. Т. 23, № 11. С. 109-119. DOI: 10.32417/1997-4868-2023-23-11-109-119. О
Дата поступления статьи: 05.06.2023, дата рецензирования: 18.06.2023, дата принятия: 22.09.2023.
Analysis of the state and prospects of the global brewing industry and its impact on the hop industry
< n
о
<
A
k u
O. G. Afanaseva1^, E. A. Ivanov1, A. E. Makushev1 ^
1 Chuvash State Agrarian University, Cheboksary, Russia <
13E-mail: [email protected] >
w
Abstract. The global brewing industry has recently undergone a series of changes, both related to the impact of the 2
Coronavirus pandemic (for example, the development of online sales), and based on structural changes caused by 3
л «
s s
о к
о «
СП
changes in consumer demand (reduction in total consumption due to the expansion of various alternative products, growth craft breweries, increased consumption of premium beer, etc.). The authors set a purpose to explore the industry for further use of information in order to establish the impact of new trends in the brewing industry on the hop industry. Methods. The calculations were carried out using the methods of statistical analysis of data from international and Russian official Internet resources. Scientific novelty. The main consumers of hop products are brewers. Accordingly, the identification of trends in the development of the brewing industry will serve as a good information base for making decisions about the direction of development of hop-growing. Results. Taking into account the global trend of accelerated development of craft brewing (China, USA), we can make an unambiguous conclusion about the great prospects for the development of aromatic hop varieties. In China, craft beer consumption is expected to triple by 2025. In the USA, consumers also prefer beer with unique flavors to the already fed up traditional beer drinks. Transnational companies, in turn, are trying to get out of the situation by making their products cheaper. In Brazil and Mexico, the main market share is occupied by subsidiaries of the large transnational company AB InBev. The German market has stabilized for a long time, a small negative dynamics of the market volumes is caused by a large number of alternative drinks. In Russia, beer consumption per person is also decreasing. However, beer sales in value terms continue to grow (mainly due to price growth). As of the beginning of 2022, 70 % of the Russian market was accounted for by transnational companies, which are the main consumers of hop extracts, the production of which is technologically more difficult than the production of hop pellets. Keywords: world market, beer market, brewing industry, hop growing, hops, hop varieties, world production, AB InBev, Heineken, Carlsberg
For citation: Afanaseva O. G., Ivanov E. A., Makushev A. E. Analiz sostoyaniya i perspektiv mirovoy pivova-rennoy promyshlennosti i ee vliyaniya na khmelevodcheskuyu otrasl' [Analysis of the state and prospects of the global brewing industry and its impact on the hop industry] // Agrarian Bulletin of the Urals. 2023. Vol. 23, No. 11. Pp. 109-119. DOI: 10.32417/1997-4868-2023-23-11-109-119. (In Russian.)
Date ofpaper submission: 05.06.2023, date of review: 18.06.2023, date of acceptance: 22.09.2023.
Постановка проблемы (Introduction)
Десять лет назад мировая пивоваренная индустрия была сильно фрагментирована. С тех пор происходил устойчивый процесс консолидации путем слияний и поглощений (M&A), часто направленных на сокращение расходов или приобретение привлекательных активов на развивающихся рынках: например, слияние компаний Anheuser-Busch и InBev стоимостью 60 млрд долл. США в 2008 г.; g приобретение компанией Heineken компании Asia ^ Pacific Breweries за 24 млрд долл. США в 2012 г. и W прочие.
За последние два десятилетия пиво стало глоба-g лизированным в том же смысле, что и другие из-Э вестные брендовые продукты, которые создаются в одной стране, а затем производятся и потребляются S во всем мире. Темпы глобализации пива значительно ускорились за этот период в связи с возросшей ^ активностью многонациональных пивных предпри-
и ятий, приобретающих существующие пивоварни о
я и строящих новые предприятия на развивающихся
ся рынках, а также лицензирующих производство г брендов за пределами своих стран. По мере роста доходов и изменения образа жизни в развивающих® ся странах спрос на такие продукты будет расти.
По данным Barth Haas Group, в 2021 г. мировое о производство пива составило около 186 млрд л, я восстановившись по сравнению с 2020 г. на 4 % ^ (рис. 1).
Объемы выработки продукции сильно уменьшились в период пандемии коронавирусной инфекции (в 2020 г. снижение к 2019 г. составило 6,4 %). Пик производства был достигнут в 2013 г. в объеме 197,2 млрд л. Общая тенденция к снижению была обусловлена популяризацией приверженности к здоровому образу жизни. Но пивовары быстро адаптировались к текущим веяниям и предложили потребителям безалкогольные варианты пива. К тому же развитие региональных крафтовых пивоварен с собственными традициями приготовления и подачи напитка дали толчок новому витку развития отрасли. Таким образом, пиво все еще остается самым популярным алкогольным напитком в мире и третьим по популярности напитком после воды и чая [1].
Несмотря на то что в целом рынок остается на плаву, на лицо колоссальные сдвиги, которые происходят в отрасли. Помимо наблюдения за самим рынком, на долю которого приходятся большие обороты и, соответственно, значительное влияние на бюджеты разных уровней и разных стран, динамика отрасли интересна авторам с точки зрения определения ее влияния на хмелеводческую отрасль. В этой связи в указанной работе проведен анализ состояния и перспектив развития мирового рынка пивоваренной промышленности: определены страны - крупные мировые производители пива, описано текущее состояние выявленных крупных рынков, установлены транснациональные компа-
нии-лидеры отрасли, определены зоны их влияния, отдельно проанализирован рынок пива России и представлена структура рынка пивоваренной промышленности России.
Методология и методы исследования (Methods)
Источниками данных для проведения исследования стали официальные интернет-ресурсы Федеральной таможенной службы, Федеральной службы государственной статистики, отраслевых
200.0
союзов, международные источники. Также были использованы материалы, опубликованные в научных изданиях.
Расчеты проводились на основе использования системного подхода с применением институционального и системного анализов, монографического метода, графических приемов, мониторинговых исследований, эконометрических методов, сопоставления и сравнения.
197 2
196.2 __ 196.3 196.1
19?.0
190.0
13?.0
130.0
17?.0
192.9
186.3
194.4 194.2
186.0
И о о ¡3 о
У
2010
2011 2012 2013 2014 201? 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Рис. 1. Объемы мирового производства пива в динамике за 2010-2021 гг., млрд л Источник: barthhaas.com Fig. 1. Volumes of world beer production in dynamics for 2010-2021, billion liters Source: barthhaas.com
40.0 35.0 30.0 25.0 20.0 15 0 10 0 5.0 0.0
36.0
20.4
114 3 в j
III!
4.3 4 0 4 0 3 8
2 4 2.2 2.2 2.0 2.0 2.0 2.0 2.0 2.0 2.0
14
в
С
it w
я и
2 и t:
В НЧ
& ffl
ffl
| 5
g §
G ¿1
a
a
s
H
К
я
X -
e
я я
ЕГ
о И
3
a
и
к
а -
х
п
< г
1
*
2
Рис. 2. Топ-20 стран - крупных производителей пива, 2021 г., млрд л Источник: statista.com
40.0 35.0 30.0 25.0 20.0 15.0 10.0 5.0 0.0
36.0
I 20.4
114.3 ¡3.5
II
8.5 8.2
I I
б
8 «I
43
ь.
Й ¡3
а а;
4.3
S3
13
¡3
4.0 4.0 3.8 2.4 2.2 2.2 2.0 2.0 2.0 2.0 2.0 2.0
и
а £
а а
а
LS fe.
13
3
6
а.
13
а б
а а
сц
ij §
-о
й
2.0
■й
а
Й
Fig. 2. Top-20 major beer producing countries, 2021, billion liters Source: statista.com
л «
s s
о к
о «
СП
Результаты (Results)
Мировое производство пива сосредоточено в таких регионах, как Азия, Европейский союз, Северная Америка и Южная Америка, на долю которых приходится около 85 % мирового производства пива. Меньше всего пиво вырабатывается Центральной Америкой и странами Карибского бассейна, а также Австралией и Океанией - всего 2 % мирового производства.
Крупными мировыми производителями пива являются Китай (36 млрд л), США (20,4), Бразилия (14,3), Мексика (13,5), Германия (8,5) и Россия (8,2), на долю которых в 2021 г. приходилось 54,2 % всего мирового производства продукции (рис. 2).
Примечательно, что три крупных игрока (США, Бразилия, Мексика) расположены в Америке, а большая часть всего азиатского рынка держится на Китае. В Европе рынок менее консолидирован. Несмотря на то что есть явные лидеры (Германия и Россия), их объемы производства составляют лишь треть европейских объемов. Крупными игроками на континенте также являются Великобритания (4,3 млрд л), Польша (4,0), Испания (3,8), Нидерланды (2,2), Франция (2,2) и другие. Единственным существенным производителем пива в Африке с
объемом производства более 2 млрд л остается Южная Африка [2].
В целом мировой рынок пива сильно сконцентрирован: несколько крупных компаний контролируют большую долю всего рынка. По данным statista.com, на долю бельгийского пивного гиганта Anheuser-Busch InBev в 2021 г. приходилось 31,4 % мирового производства пива. Крупнейшие регионы производства компании находились в Латинской Америке. Heineken со штаб-квартирой в Нидерландах также контролирует большую долю мирового рынка пива - 12,4 % в 2021 г. (рис. 3, таблица 1).
Также довольно крупными являются бразильская компания Petropolis, которая, помимо Бразилии, выпускает продукцию в Германии и Парагвае. Наиболее популярные бренды - Itaipava (один из самых популярных в Бразилии брендов), Crystal, Lokal, Black Princess и Petra.
Японская Kirin - один из крупнейших производителей напитков, а ее дочерняя Kirin Brewery -одна из крупнейших пивных компаний в мире. Kirin принадлежат доли в Asia Pacific Breweries и Myanmar Brewery Ltd, а также филиппинская San Miguel, Kirin Brewery of America, Kirin Europe и другие компании [3].
AB InBev (Бельгия) Heineken (Нидерланды) С ail sb erg (Дания) China Res. Snow Breweries (Китай) M о 1 s on - С о ors ( США. К ан ада) Tsingtao Brewery Group (Китай) As all i (Япония) BGI Groupe Castel (Франция) Efes Group (Турция) Yanjing (Китай) Прочие
58.2
23.1
48.7
0.0 10.0 20.0 30.0 40.0 50.0 Рис. 3. Топ-10 ведущих пивоваренных компаний мира в 2021 г., млрд л
60.0
70.0
Источник: statista.com
AB InBev (Belgium) Heineken (Netherlands) Carlsherg (Denmark) China Res. Snow Breweries (China) Molson-Coors (UEA/Canada) Tsingtao Brewery Group (China) Asahi (Japan) BQI/Qroupe Castel (France) Efes Group (Turkey) Yanjing (China) Others
23.1
48.7
'8.2
0.0
10.0
20.0
30.0
40.0
50.0
60.0
70.0
Fig. 3. Top-10 leading brewing companies in the world in 2021, billion liters Source: statista.com
Таблица l
Краткая сводка о мировых лидерах-производителях пива
№ п/п Компания Краткая сводка
1 AB InBev Принадлежит около 400 пивных брендов в 50 странах мира. Их число значительно увеличилось после слияния с компанией SABMiller. Самыми популярными глобальными брендами являются Budweiser, Corona, Stella Artois, Beck's, Hoegaarden, Leffe. В США AB InBev контролирует около 45 % пивного рынка, а ведущий бренд Bud Light является самым популярным пивом в стране
2 Heineken Владеет более чем 165 пивоваренными компаниями в 70 странах мира, ей принадлежит 250 международных, национальных, локальных и специальных брендов пива и сидра. Помимо флагманского бренда Heineken, компании принадлежат Amstel, Cruzcampo, Affligem, Starobrno, Tiger Beer, Zagorka, Red Stripe и другие
3 Carlsberg Group Имеет производственные мощности по всему миру. Помимо флагманского бренда, Carlsberg принадлежат бренды Tuborg, Kronenbourg, Grimbergen, «Балтика», а также большой портфель местных брендов стран: к примеру, Birrificio Angelo Poretti в Италии, Holsten в Германии, Kasztelan в Польше, Gorkha в Непале, Wusu в Китае и другие
4 China Resources Snow Удалось нарастить свои активы за счет покупки части SABMiller. Крупнейшему китайскому производителю принадлежит самый популярный в мире бренд пива Snow. Также холдинг является собственником и других брендов: например, Blue Sword, Green Leaves, Huadan, Largo, Löwen, New Three Star, Yatai и Zero Clock
5 Molson-Coors Была образована после слияния американской Coors и канадской Molson в 2005 г. Также расширилась за счет покупки части брендов компании SABMiller, в т. ч. флагманского бренда Miller в США
б Tsingtao Brewery Group Второй по величине производитель пива в Китае. Самым популярным брендом компании является Tsingtao Beer
7 Asahi Breweries Крупнейший производитель пива в Японии, которому принадлежит более 35 % рынка страны. Компания расширилась за счет приобретения Grolsch, Peroni, Meantime, а также предприятия SABMiller в Польше, Чехии, Венгрии и Румынии
S Groupe Castel Крупнейший производитель вина в Европе и второй по величине производитель пива и безалкогольных напитков в Африке. Основную массу пива Groupe Castel производит в Африке, где она в 1990 г. расширилась после приобретения Brasseries et Glacières Internationales (BGI). Самыми популярными брендами компании являются Flag и Castel
9 Efes Group Начала свою деятельность в 1969 г. в Турции, с 1990 г. расширила свою деятельность за рубежом. В 2012 г. приобрела часть российских и украинских активов компании SABMiller и стала вторым по величине производителем пива в России. Экспортируя продукцию в более чем 70 стран, Anadolu Efes является одним из ключевых игроков в регионе с 15 пивоварнями, шестью предприятиями по производству солода и одним предприятием по переработке хмеля по всей Турции
10 Yanjing Крупнейший производитель пива в Китае. Выпускает пиво под брендами Yanjing, Liquan, Huiquan и Xuelu. Yanjing. Входит в контролируемый государством Beijing Enterprises Holding
* Информация собрана и структурирована авторами по данным различных источников, в том числе официальных сайтов
Table 1 Brief summary of the world's leading beer producers*
No. Company Brief summary
1 AB InBev Owns about 400 beer brands in 50 countries. Their number increased significantly after the merger with SABMiller. The most popular global brands are Budweiser, Corona, Stella Artois, Beck's, Hoegaarden, Leffe. In the US, AB InBev controls about 45 % of the beer market, and the leading brand Bud Light is the most popular beer in the country
2 Heineken It owns more than 165 brewing companies in 70 countries and owns 250 international, national, local and specialty beer and cider brands. In addition to the flagship brand Heineken, the company owns Amstel, Cruzcampo, Affligem, Starobrno, Tiger Beer, Zagorka, Red Stripe and others
3 Carlsberg Group Has production facilities all over the world. In addition to the flagship brand, Carlsberg owns the brands Tuborg, Kronenbourg, Grimbergen, Baltika, as well as a large portfolio of local brands in countries: for example, Birrificio Angelo Poretti in Italy, Holsten in Germany, Kasztelan in Poland, Gorkha in Nepal, Wusu in China and others
аЗ «
S S
О
к
о «
СП
4 China Resources Snow The company managed to increase their assets by purchasing part of SABMiller. The largest Chinese producer owns the world's most popular beer brand, Snow. The holding also owns other brands: for example, Blue Sword, Green Leaves, Huadan, Largo, Löwen, New Three Star, Yatai and Zero Clock
5 Molson-Coors It was formed after the merger of the American Coors and the Canadian Molson in 2005. It also expanded through the purchase ofpart of the SABMiller brands, including the flagship Miller brand in the USA
6 Tsingtao Brewery Group The second largest beer producer in China. The company's most popular brand is Tsingtao Beer
7 Asahi Breweries The largest beer producer in Japan, which owns more than 35 % of the country's market. The company expanded through the acquisition of Grolsch, Peroni, Meantime, as well as SABMiller operations in Poland, the Czech Republic, Hungary and Romania
8 Groupe Castel The largest wine producer in Europe and the second largest producer of beer and soft drinks in Africa. Groupe Castel produces most of its beer in Africa, where it expanded in 1990 with the acquisition of Brasseries et Glacières Internationales (BGI). The company's most popular brands are Flag and Castel
9 Efes Group It began its activities in 1969 in Turkey, and since 1990 it has expanded its activities abroad. In 2012, it acquired part of the Russian and Ukrainian assets of SABMiller and became the second largest beer producer in Russia. Exporting to over 70 countries, Anadolu Efes is one of the key players in the region with 15 breweries, six malt production plants and one hop processing plant throughout Turkey
10 Yanjing The largest beer producer in China. Produces beer under the Yanjing, Liquan, Huiquan and Xuelu brands. Yanjing. Part of the state-controlled Beijing Enterprises Holding
" The information was collected and structured by the authors based i
Стоит также отметить, что многие из самых известных и широко распространенных сортов пива имеют европейские корни. Например, Hefeweizen был открыт в Германии, India Pale Ale создан британскими пивоварами еще в XVIII веке, а Pilsner назван в честь города в Чехии [4].
Обзор специфики отдельных крупных рынков
Рынок пива Китая. В начале XXI века Китай стал крупнейшим в мире производителем пива, обогнав по объемам США. В 2021 г. в Китае было произведено более 36,0 млрд л пива, что почти на 16,0 млрд л больше, чем в США. В 2021 г. пивоваренная промышленность Китая получила более 120 млрд долл. США выручки.
Промышленное развитие индустрии началось с 1903 г., когда немецко-английская компания Anglo-German Brewery основалась в Китае, впоследствии став одной из крупнейших пивоваренных компаний под наименованием Tsingtao Brewery. Три из десяти крупнейших мировых пивоваренных компаний являются китайскими, а именно China Resources Breweries, Tsingtao Brewery и Yanjing. На пять ведущих игроков страны приходится более 90 % рынка. Рынок сильно концентрирован.
Однако несмотря на то что Китай остается крупнейшим производителем пива в мире, объем производства пива в Китае постоянно снижается после пика 2013 г. С одной стороны, количество пивоваренных предприятий в Китае значительно сократилось в последние годы из-за высокой конкуренции. С другой стороны, коэффициент использования производственных мощностей крупных пивоваренных заводов остается низким из-за насыщения рынка.
data from various sources, including official websites of companies.
Спецификой рынка страны является увеличение потребления пива премиум-класса. Доля рынка элитного пива с 2 % в 2009 г. увеличилась до 11 % в 2019 г. Прогнозируется еще большее увеличение рынка элитного пива в стране. Крафтовое пиво, появившись как направление только в конце 2000-х гг., также продолжает развиваться. В 2020 г. объемы потребления крафтового пива в Китае составили 830 млн л. Ожидается, что к 2025 г. показатель утроится [5].
Потребление пива в ресторанах и супермаркетах по-прежнему занимает абсолютное большинство продаж пива в Китае. Однако пандемия коронави-русной инфекции стала причиной увеличения он-лайн-торговли пивом в стране. В 2020 г. интернет-платформы обеспечили более 11 % от общего объема продаж пива. Кроме того, в Китае все большую популярность приобретает потребление безалкогольного и ароматизированного видов пива.
Рынок пива США. Все больше потребителей США отдают предпочтение крафтовому пиву, а не известным и знакомым брендам. Как правило, крафтовые пивоварни производят пиво с уникальным вкусом и качеством, но не специализируются на массовом производстве. В последние несколько лет в США максимальный темп развития имеют именно такие пивоварни.
Несмотря на это, на американском рынке пива еще лидируют традиционные бренды Budweiser и Miller Light. Столкнувшись с неожиданной конкуренцией со стороны независимых пивоваров Америки, транснациональные компании стремятся удержаться на рынке, предлагая более простые и недорогие виды пива. Усилению позиций традици-
онного пива в стране также способствовал стремительный рост электронной коммерции, где потребителям привычнее заказывать традиционное пиво [6].
Объемы продаж крафтового пива в США в 2021 г. составили 26,9 млрд долл. США, что составляет 26,8 % от всего рынка пива. Такие марки, как Blue Moon, Sierra Nevada и New Belgium вошли в тройку ведущих брендов крафтового пива в США. Количество действующих крафтовых пивоварен в США достигло рекордного уровня в 2020 и 2021 гг.: в указанный период в стране насчитывалось 9118 крафтовых пивоварен, в Калифорнии - более 900 крафтовых пивоварен, что больше, чем в любом другом штате США.
Рынок пива Бразилии и Мексики. Бразилия и Мексика занимают соответственно 3-е и 4-е место среди крупнейших производителей пива в мире. В 2021 г. ими было произведено 14,3 и 13,5 млрд л пива. Ведущим игроком пивоваренной промышленности стран является компания Anheuser-Busch InBev, являющаяся материнской компанией бразильской Ambev и мексиканского производителя пива Grupo Modelo. Некоторые из латиноамериканских лейблов Anheuser-Busch InBev, в том числе Corona от Grupo Modelo и Brahma от Ambev, входят в число самых ценных пивных брендов в мире. В регионе транснациональные корпорации также производят и другие бренды, такие как Skol и Aguila. Среди местных фаворитов - бразильская Antartica, колумбийский покер и перуанское пиво Cristal, производимое местной фирмой [6].
В 2021 году стоимость бразильского пивного бренда Skol составила 18,83 млрд бразильских реалов по сравнению с 13,6 млрд в 2015 году. Skol
принадлежит Anheuser-Busch InBev и в 2021 году он был третьим по ценности бразильским брендом и шестым самым дорогим брендом пива в мире. В 2020 году Corona, мексиканский бренд, был самым дорогим пивным брендом в Латинской Америке со стоимостью бренда 7,53 млрд долл. США.
Выручка рынка пива в Мексике в 2020 году составила 21,3 млрд долл. США. Ожидается, что к 2025 году выручка в этом сегменте достигнет 31,4 млрд долл. США.
Рынок пива Германии. Самыми популярными марками пива в Германии являются Krombacher от Krombach. Другие ведущие марки включают Beck's и Warsteiner. Все три бренда производят разнообразные сорта пива и напитков на его основе, а также безалкогольное пиво.
Потребление пива в Германии в последнее десятилетие фактически падает по сравнению с постоянным ростом с 1950 по 1980 гг. Это связано с разными причинами: изменением тенденций употребления алкоголя, появлением на рынке новых напитков (как алкогольных, так и безалкогольных), а также новой тенденции - приверженности к здоровому образу жизни [4]. Однако, несмотря на снижение потребления и снижение продаж пива, немецкая пивоваренная промышленность по-прежнему процветает, а количество пивоварен в стране продолжает расти.
Рынок пива России. Производство пива (включая пивные напитки) в России в натуральном выражении имеет тенденцию к снижению после пика в 2007 г. Уменьшение объемов происходило вплоть до 2017 г. [7]. Далее тенденция стала разнонаправленной. В 2020 г. было выработано 7,9 млрд л продукции (рис. 4).
И о о ¡3
0
1
Рис. 4. Производство пива (включая пивные напитки) в России в натуральном и в стоимостном выражении,
потребление пива в динамике за 2010-2020 гг. Источник: Ассоциация производителей пива
et «
s S о к
о «
СП
70.0 60.0 50.0 40.0 30.0
70.3 70.8 71.1 71.2
49.3 49.9 49.2 51.4
1600 1400 1200
с 591.6
641.3 б.
53.5 б82-6
733.8
803.2 818.8
866.4 878.1
916.
525.5
800 600 400 200 О
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Volumes of beer production in real terms, billion liters
Average per capita consumption, I/year
Volumes of beer production in value terms, billion rub.
Fig. 4. Beer production (including beer drinks) in Russia in physical and value terms, beer consumption in dynamics for
2010-2020 Source: Association of Beer Producers
■ AB InBev Efes
■ Carlsberg Heineken
■ Прочие пр оизводители
Рис. 5. Структура рынка пивоваренной промышленности России, 2021 г.
Источники: vedomosti.ru, agroinvestor.ru
При этом в стоимостном выражении динамика производства пива за весь анализируемый период с 2010 г. по 2020 г. остается положительной. Ежегодный рост производства составляет от 2 % до 13 %. В 2020 г. объемы в стоимостном выражении увеличились на 4,4 %, до 916,9 млрд руб. [8]. Среднедушевое потребление пива за 11 лет в России сильно изменилось. Объемы сократились с 70,3 л/год на одного человека в 2010 г. до 51,4 л/год в 2020 г. Таким образом, зафиксировано уменьшение потребления на 27 % [9].
Рынок пивоваренной промышленности при этом остается консолидированным. Основная часть производимой продукции приходится на международные холдинги, а именно на долю совместной бельгийско-турецкой AB InBev Efes - 30 % российского рынка, датской Carlsberg - 27 %, нидерландской Heineken - 13 %, что в сумме составляет 70 % рынка [10]. Отечественные локальные, региональные и межрегиональные марки занимают еще 30 % рынка (рис. 5).
AB InBev Efes производит пиво под брендами Bud, Budweiser, Corona Extra, «Сибирская корона»,
»AB InBev Efes
■ Carlsberg Heineken
■ Others
Fig. 5. Market structure of the Russian brewing industry, 2021
Sources: vedomosti.ru, agroinvestor.ru
«Старый мельник», Hoegaarden, «Клинское» и др. Компания появилась в результате объединения биз-несов в России крупнейшего в мире производителя пива Anheuser-Busсh InBev и турецкого Anadolu Efes. Лидером российского рынка компания стала в 2019 г. с долей 28 %. С тех пор удельный вес компании только рос. 22 апреля 2022 г. AB InBev объявила о решении продать долю в совместном российском предприятии AB InBev Efes. Переговоры об этом ведутся с партнером компании - турецкой пивоварней Anadolu Efes [11].
Также в апреле 2022 г. о рассмотрении возможности продажи российских активов заявил второй лидер отечественного рынка - компания Carlsberg. Холдинг ведет переговоры о продаже бизнеса группой компаний «Черноголовка» и израильской группой CBC Group [12]. Компания в России большей частью представлена самой известной в России маркой пива - «Балтика».
Третий лидер - голландский концерн Heineken, который представлен в России ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен» с семью заводами. Он известен следующими марками: Heineken, Amstel,
Krusovice, Affligem, Gosser, «Три медведя», «Охота», «Окское», «Степан Разин».
Крупными российскими пивоваренными заводами являются ЗАО «Московская Пивоваренная Компания», ООО «Завод Трехсосенский», МПБК Очаково, Барнаульский пивоваренный завод, ОАО «Томское пиво», АО «АЯН», АО «Дека», ОАО «Букет Чувашии», АО «Жигулевское пиво» и другие [13].
Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)
Мировое производство пива достигло своего пика в 2013 г., составив 197,2 млрд л. С тех пор фиксировалась тенденция к уменьшению общей выработки. Существенное влияние на рынок также оказала пандемия коронавирусной инфекции, под влиянием которой в 2020 г. выработка продукции сократилась еще на 12,3 млрд л по сравнению с 2019 г. Однако решение для развития отрасли нашлось. Для любителей здорового образа жизни пивовары предложили безалкогольные напитки, для ценителей вкуса развиваются крафтовые пивоварни, производители классического пива ищут пути выхода на онлайн-платформы. Здесь пивовары конкурируют с виноделами. Благодаря быстрой переориентации бизнеса в 2021 г. объемы мирового производства пива увеличились по сравнению с 2020 г. на 7,1 млрд л, до 186,0 млрд л, что еще чуть меньше допандемийного уровня, однако положительная динамика явно прослеживается [14].
Топ-6 мировых производителей пива - это Китай, США, Бразилия, Мексика, Германия и Россия, на долю которых приходится 54,2 % всего мирового производства продукции. Самый быстрый темп роста рынка наблюдается в Китае. Спецификой рынка страны является увеличение потребления пива премиум-класса. Быстрыми темпами, как и в США, развивается крафтовое пивоварение. В Китае к 2025 г. ожидается утроение потребления крафтово-го пива. В США потребители также предпочитают пиво с уникальным вкусом уже поднадоевшим традиционным пивным напиткам. Транснациональные компании, в свою очередь, пытаются выйти из ситуации, все более удешевляя свои продукты. В Латинской Америке производители пива большей частью развиваются в Бразилии и Мексике, где основную долю занимают дочерние предприятия крупной транснациональной компании AB InBev [15]. Рынок Германии уже давно стабилизировался, небольшое снижение показателей отрасли вызвано все большей приверженностью населения к здоровому
образу жизни и увеличением предложения разных вариаций безалкогольных и алкогольных напитков.
Пивоваренная промышленность Российской Федерации за анализируемый период также сжималась: объемы производства начали сокращаться с 2012 г., и к 2020 г. снижение составило 20 %, до 7,9 млрд л, потребление уменьшилось на 27 % и составило в 2020 г. 51,4 л/год.
По данным на начало 2022 г. крупнейшими производителями пива в России остаются транснациональные компании, а именно AB InBev Efes (Бельгия, Турция), Carlsberg (Дания) и Heineken (Нидерланды), на долю которых приходится около 70 % российского рынка. Остальной объем представлен межрегиональными и региональными пивоваренными компаниями.
Основой для стабильного развития отечественных компаний отрасли является их обеспеченность сырьем. Торгово-промышленная палата России оценивает потребности пивоваренных заводов в хмеле в объеме 7-8 тыс. т. В этой связи такие регионы, как Воронежская область, Краснодарский край и (традиционно) Чувашская Республика заняты активным поиском возможностей ускоренного развития хмелеводства России [16].
С учетом мировой тенденции ускоренного развития крафтового пивоварения (Китай, США) можно сделать однозначный вывод о больших перспективах развития ароматических сортов хмеля, которыми славится Чувашская Республика. С другой стороны, необходимо понимать, что 70 % российского рынка приходится на транснациональные корпорации, которые являются основными потребителями экстрактов хмеля, производство которых технологически сложнее, и при их заготовке эффективнее использовать горько-ароматические сорта.
Для дальнейшей конкретизации запросов пивоваров необходимо исследовать, какие же конкретные сорта хмеля и в каком виде завозят лидеры рынка для использования в пивоваренном производстве.
Благодарности (Acknowledgements)
Работа выполнена по государственному заданию НИОКТР на тему «Разработка методических рекомендаций по учету первичной продукции хмелеводства и ее последующей (промышленной) переработки, в том числе на давальческой основе» при финансовой поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2023 год.
И о о ¡3 о
У
Библиографический список
1. Cabras I. Craft Beer in the EU: Exploring Different Markets and Systems Across the Continent // The Geography of Beer / N. Hoalst-Pullen, M. W. Patterson (eds.). 2020. Pp. 149-157. DOI: 10.1007/978-3-030-41654-6_12.
2. Каджемонян А. А. Стратегия увеличения экспорта пивоваренной продукции (для пивоваренных производств малого и среднего бизнеса) // Экономика и предпринимательство. 2018. № 5 (94). С. 1236-1240.
ct
w s
s
о к
о w СП
3. Madsen E. S. Branding and Consolidation in the Global Beer Market // New Developments in the Brewing Industry / E. S. Madsen (ed.) et al. 2020. Pp. 192-215. DOI: 10.1093/oso/9780198854609.003.0009.
4. Кузнецова И. В., Новиков А. Д. Пивоваренная промышленность Европейского союза и Великобритании: состояние и тенденции развития // Друкеровский вестник. 2021. № 3 (41). С. 213-225. DOI: 10.17213/23126469-2021-3-213-225.
5. Ражина Е. В., Смирнова Е. С. Особенности использования хмеля и хмелевых препаратов при производстве пива // Проблемы современной аграрной науки: материалы международной научной конференции. Красноярск, 2022. С. 246-248.
6. Garavaglia Ch., Swinnen J. Industry Concentration and the Entry of Craft Producers into the Global Beer Market // New Developments in the Brewing Industry / Erik Strajer Madsen (ed.) et al. 2020. Pp. 216-234. DOI: 10.1093/oso/9780198854609.003.0010.
7. Афанасьева О. Г., Иванов Е. А., Макушев А. Е. Исследование мировой торговли хмелем и определение места России в товарообороте продукции // Аграрный вестник Урала. 2022. Спецвыпуск «Экономика». С. 2-17. DOI: 10.32417/1997-4868-2022-228-13-2-17.
8. Быкова Н. Российский рынок пива: о качестве и не только // Стандарты и качество. 2018. № 8. С. 80-84.
9. Патрина И. О. Особенности рынка импортного пива в России в 2010-2017 годах // Научная гипотеза. 2018. № 7. С. 56-78.
10. Пушкаренко Н. Н., Васильева О. Г., Прокопьев Д. Э. SWOT-анализ хмелеводства в Чувашской Республике // Перспективы развития механизации, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства: материалы III международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2021. С. 383387.
11. Афанасьева О. Г. Агропромышленный комплекс ПФО России: итоги, инвестиции и цифровизация. Москва: Русайнс, 2022. 110 с.
12. Litvinova O. V., Abrosimova M. S., Vasilyeva O. G., Filippova S. P., Gordeeva L. G., Nesterova N. V. Digital platform as a liaison mechanism and a business model in agribusiness // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Cheboksary, 2020. Article number 012033. DOI: 10.1088/1755-1315/604/1/012033.
13. Afanaseva O., Elmov V, Ivanov E., Makushev A. Evaluating the digitalization potential of agro-industrial sector of Russia // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Cheboksary, 2021. Article number 012036. DOI: 10.1088/1755-1315/935/1/012036.
14. Петриков А. В. Сельская локальная экономика: специфика и актуальные проблемы развития в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2022. № 10. С. 2-8. DOI: 10.31442/0235-2494-2022-0-10-2-8.
15. Афанасьева О. Г., Иванов Е. А., Корнилова Л. М. Региональные программы как инструмент государственной поддержки развития хмелеводства // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2023. № 3. С. 180-185.
16. Spacil V., Teichmannova A. Intergenerational analysis of consumer behaviour on the beer market // Procedia -Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 220. Pp. 487-495. DOI: 10.1016/j.sbspro.2016.05.524.
Об авторах:
Олеся Геннадьевна Афанасьева1, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, ORCID 0000-0003-2877-4991, AuthorID 682644, [email protected] Евгений Алексеевич Иванов1, кандидат экономических наук, декан экономического факультета, ORCID 0000-0002-4818-2646, AuthorID 628664
Андрей Евгеньевич Макушев1, кандидат экономических наук, ректор, ORCID 0000-0001-9987-2893, AuthorID 527796
1 Чувашский государственный аграрный университет, Чебоксары, Россия
References
1. Cabras I. Craft Beer in the EU: Exploring Different Markets and Systems Across the Continent // The Geography of Beer / N. Hoalst-Pullen, M. W. Patterson (eds.). 2020. Pp. 149-157. DOI: 10.1007/978-3-030-41654-6_12.
2. Kadzhemonyan A. A. Strategiya uvelicheniya eksporta pivovarennoy produktsii (dlya pivovarennykh proiz-vodstv malogo i srednego biznesa) [The strategy of increasing the export of brewing products (for breweries of small and medium business)] // Journal of Economy and entrepreneurship. 2018. Vol. 5 (94). Pp. 1236-1240. (In Russian.)
3. Madsen E. S. Branding and Consolidation in the Global Beer Market // New Developments in the Brewing Industry / E. S. Madsen (ed.) et al. 2020. Pp. 192-215. DOI: 10.1093/oso/9780198854609.003.0009.
4. Kuznetsova I. V., Novikov A. D. Pivovarennaya promyshlennost' Evropeyskogo soyuza i Velikobritanii: sos-toyanie i tendentsii razvitiya [Brewing industry of the European Union and Great Britain: the current status and trends] // Drukerovskiy vestnik. 2021. Vol. 3 (41). Pp. 213-225. DOI: 10.17213/2312-6469-2021-3-213-225. (In Russian.)
5. Razhina E. V., Smirnova E. S. Osobennosti ispol'zovaniya khmelya i khmelevykh preparatov pri proizvodstve piva [Features of the use of hops and hop preparations in the production of beer] // Problemy sovremennoy agrar-noy nauki: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Krasnoyarsk, 2022. Pp. 246-248. (In Russian.)
6. Garavaglia Ch., Swinnen J. Industry Concentration and the Entry of Craft Producers into the Global Beer Market // New Developments in the Brewing Industry / E. S. Madsen (ed.) et al. 2020. Pp. 216-234. DOI: 10.1093/ oso/9780198854609.003.0010.
7. Afanaseva O., Ivanov E., Makushev A. Issledovanie mirovoy torgovli khmelem i opredelenie mesta Rossii v tovarooborote produktsii [Study of global hops trade and determination of Russia's role in the product turnover] // Agrarian Bulletin of the Urals. 2022. Special issue "Economics". Pp. 2-17. DOI: 10.32417/1997-4868-2022-22813-2-17. (In Russian.)
8. Bykova N. Rossiyskiy rynok piva: o kachestve i ne tol'ko [Russian beer market: about quality and not only] // Standarts and Quality. 2018. Vol. 8. Pp. 80-84. (In Russian.)
9. Patrina I. O. Osobennosti rynka importnogo piva v Rossii v 2010-2017 godakh [Features of the imported beer market in Russia in 2010-2017] // Nauchnaya gipoteza. 2018. Vol. 7. Pp. 56-78. (In Russian.)
10. Pushkarenko N. N., Vasilyeva O. G., Prokopiev D. E. SWOT-analiz khmelevodstva v chuvashskoy respublike [SWOT analysis of hope growing in the Chuvash Republic] // Perspektivy razvitiya mekhanizatsii, elektrifikatsii i avtomatizatsii sel'skokhozyaystvennogo proizvodstva: materialy III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Cheboksary, 2021. Pp. 383-387. (In Russian.)
11. Afanaseva O. G. Agropromyshlennyy kompleks PFO Rossii: itogi, investitsii i tsifrovizatsiya [Agro-industrial complex of the Volga Federal District of Russia: results, investments and digitalization]. Moscow: Rusayns, 2022. 110 p. (In Russian.)
12. Litvinova O. V., Abrosimova M. S., Vasilyeva O. G., Filippova S. P., Gordeeva L. G., Nesterova N. V. Digital platform as a liaison mechanism and a business model in agribusiness // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Cheboksary, 2020. Article number 012033. DOI: 10.1088/1755-1315/604/1/012033.
13. Afanaseva O., Elmov V., Ivanov E., Makushev A. Evaluating the digitalization potential of agro-industrial sector of Russia // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Cheboksary, 2021. Article number 012036. DOI: 10.1088/1755-1315/935/1/012036.
14. Petrikov A. V Sel'skaya lokal'naya ekonomika: spetsifika i aktual'nye problemy razvitiya v Rossii [Rural local economy: specifics and actual problems of development in Russia] // Economy of agricultural and processing enterprises. 2022. Vol. 10. Pp. 2-8. DOI: 10.31442/0235-2494-2022-0-10-2-8. (In Russian.)
15. Afanaseva O. G., Ivanov E. A., Kornilova L. M. Regional'nye programmy kak instrument gosudarstvennoy podderzhki razvitiya khmelevodstva [Regional programs as a tool of state support for hops development] // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. 2023. Vol. 3. Pp. 180-185. (In Russian.)
16. Spacil V., Teichmannova A. Intergenerational analysis of consumer behaviour on the beer market // Procedia -Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 220. Pp. 487-495. DOI: 10.1016/j.sbspro.2016.05.524.
Authors' information:
Olesya G. Afanaseva1, candidate of economic sciences, associate professor of the department of accounting, analysis and audit, ORCID 0000-0003-2877-4991, AuthorID 682644; [email protected] Evgeniy A. Ivanov1, candidate of economic sciences, dean of the economic's faculty, ORCID 0000-0002-4818-2646, AuthorID 628664
Andrey E. Makushev1, candidate of economic sciences, rector, ORCID 0000-0001-9987-2893, AuthorID 527796 1 Chuvash State Agrarian University, Cheboksary, Russia
M o o ¡3
0
1