22
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2023. № 2(52)
УДК 663.4
СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ ПИВОВАРЕННОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
И.И. Зиганшин
В настоящее время пивоваренная отрасль России является одной из самых быстроразвиваю-щихся в стране, однако она сталкивается с определенными экономическими угрозами, которые могут существенно повлиять на ее дальнейшее развитие. Пиво - один из самых популярных алкогольных напитков в России, и его потребление продолжает расти. Несмотря на значительный рост, пивоваренная отрасль сталкивается с рядом проблем и угроз, которые могут повлиять на ее экономическую стабильность. Динамика развития отрасли связана с новыми пивными продуктами, потреблением слабоалкогольных напитков в период пандемии. С началом специальной военной операции открылись конкурентные возможности для развития местных производителей, а также агропромышленных смежников, производящих хмель и солод. Однако большие надежды возлагать на уход с рынка гигантов пивной отрасли не следует, поскольку этот бизнес на территории России, вероятнее всего, изменит собственника, но не бренд. В статье дан обзор основных негативных факторов, вызывающих риски снижения экономических показателей отрасли, указаны возможные пути их преодоления.
Ключевые слова: пивоварение; конкуренция; риски; экономика; импортозамещение.
I.I. Ziganshin. MODERN ECONOMIC THREATS TO THE BREWING INDUSTRY IN RUSSIA AND AREAS OF COUNTERACTION
Currently, the brewing industry in Russia is one of the fastest growing in the country, but it faces certain economic threats that can significantly affect its further development. Beer is one of the most popular alcoholic beverages in Russia and its consumption continues to grow. Despite significant growth, the brewing industry is facing a number of problems and threats that may affect its economic stability. The dynamics of the industry development is associated with new beer products, consumption of low-alcohol beverages during the pandemic. With the beginning of the special military operation, competitive opportunities opened up for the development of local producers, as well as agro-industrial associates producing hops and malt. However, great hopes should not be pinned on the withdrawal of the beer industry giants from the market, since this business in Russia is likely to change the owner, but not the brand. The article provides an overview of the main negative factors causing the risks of a decline in the economic indicators of the industry, and indicates possible ways to overcome them.
Keywords: brewing; competition; risks; economy; import substitution.
Актуальность рассматриваемой темы исследования обусловлена тем, что состояние пивоваренной промышленности России в настоящее время можно охарактеризовать как неоднозначное. С одной стороны, российские производители пива достигают высоких показателей производства и продаж, пиво продолжает оставаться одним из наиболее популярных алкогольных напитков в стране. Более того, отрасль является достаточно инвестоем-кой. С другой стороны, пивоваренная промышленность России также сталкивается с некоторыми проблемами и угрозами. По замечанию Н.В. Оболенского, В.П. Агафонова, значительное влияние на рынок пива «оказывает противопоставление в общественном мнении пива и водки, их опасности для здоровья нации» [6, с. 86]. Соответственно, разрабатывается ком-
плекс необходимых государственных мер по регулированию производства и распространения алкогольной продукции [6], который включает мероприятия, направленные на снижение потребления населением продукции пивоварения. «Государство заинтересовано в стабильности пивоваренной промышленности, в повышении ее эффективности» [7, с. 86].
И все же один из главных негативных аспектов для развития отрасли - конкуренция, сложившаяся на рынке. Рассмотрим конкурентные риски рынка более подробно. При соотнесении импортного и отечественного пива на российском рынке можно наблюдать следующую ситуацию. Несмотря на то что пиво считается исконно русским продуктом, у потребителей бытует мнение, что зарубежные марки лучше и качественнее. Поэтому в случае, когда цена на
импортный и отечественный продукт примерно одинаковая, выбор падает на первый. При этом, как отмечает Д.Г. Тарасевич, шеф-пивовар компании «Таркос», иностранные и российские производители находятся в неравных конкурентных условиях. С точки зрения экономики отечественные производители несут значительные дополнительные расходы, которые связаны с российским законодательством по предотвращению отраслевого контрафакта. Считается, что у европейских пивоварен отсутствуют подобные расходы.
До недавнего времени имели место и иные различия в расходах импортных и отечественных пивопроизводителей: ставки по кредитам для производителей пива в России и Европе различаются в шесть раз: до 2 % - у них, от 12 % - у нас; европейские пивоварни покупают сырье на внутреннем рынке, Россия же пока не может обойтись без импорта (а это значительно дороже, учитывая валютный курс).
К указанным факторам добавился и протекционизм импортного продукта, связанный со вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). Мерой отказа государства от государственной поддержки национального продукта можно считать снижение пошлины на импорт пива. До 2013 г. она составляла 0,6 евро за литр. После вступления в ВТО ее поэтапно снизили, пока в 2018 г. не установили на отметке в 0,018 евро (примерно полтора рубля за литр). Практически пошлина перестала выполнять свою защитную функцию [9].
В таких условиях российским пивоварам было тяжело противостоять западным конкурентам. Но в настоящее время наблюдается несколько иная ситуация. Изменения прежде всего коснулись геополитической сферы. Несомненно, это оказало влияние и на экономику. Так, после начала специальной военной операции на Украине экономическое давление стран Запада на Россию усилилось, и в рамках выдвинутых санкций поставки пива из-за границы уменьшились. Некоторые страны (к примеру, Великобритания, Соединенные Штаты Америки (далее - США) и Канада) совсем прекратили поставки. По словам совладельца пивного дистрибьютора «SVAM Group» И. Хавского, за первые три квартала 2022 г. в Россию ввезли на 34 % меньше пива, чем в прошлом году [8]. Он также отметил, что Великобритания, США и Канада отменили поставки.
Наряду с этим в настоящее время Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации рассматривают целесоо-
бразность повышения пошлин на пиво из недружественных стран, к которым относятся страны Евросоюза, а также США, Великобритания, Япония, Австралия, Швейцария, Канада, Исландия, Тайвань, Украина и др. [4].
После ухода ряда иностранных брендов доля импортного пива на российском рынке сократилась с 6,2 до 3,8 % [2]. При этом, согласно исследованиям рекламного агентства «Градус», доля произведенного в России пива по итогам 9 месяцев 2022 г. составила 93,5 % в декалитрах, не изменившись по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. [10]. Одни иностранные бренды покинули российский рынок, другие - продолжают поставки. Кроме того, постепенно увеличивают присутствие на российском рынке производители пива из Мексики, Японии, Китая, Южной Кореи.
В пивоваренной отрасли России уже на протяжении многих лет выделяются три транснациональные компании, занимающие лидирующие позиции и контролирующие около 70 % пивного рынка в России: AB InBev Efes, «Балтика» (часть Carlsberg Group), Heineken. Они обладают огромными производственными мощностями и имеют колоссальное преимущество по сравнению с маленькими региональными пивоваренными заводами. Однако и здесь происходят перемены. Так, весной 2022 г. бельгийская пивоваренная компания AB InBev запросила контролирующего акционера Anadolu Efes приостановить действие лицензии на производство и продажу бренда Bud в России. Кроме того, Heineken и Carlsberg сообщили о том, что уходят с российского рынка. Компания Heineken отметила, что планирует передать свой бизнес в стране новому владельцу из России, а Carlsberg собирается продать активы в стране [5]. «Для рынка новость об уходе, безусловно, не является позитивной, однако если этот уход действительно состоится, сотни российских пивоваренных компаний, выпускающих пиво высочайшего качества, получат новые возможности для развития», -указал председатель совета Союза российских пивоваров Д. Бриман.
Для производства пива используются четыре основных ингредиента: вода, дрожжи, солод и хмель. В условиях сложившейся текущей ситуации в стране есть возможность полностью осуществить импортозамещение только по основным штаммам дрожжевых культур. По хмелю и солоду наблюдается сложная ситуация. Здесь Россия практически полностью зависит от импорта [1]. Хмель - ключевой ингредиент для производства пива. Исторически
24
вестник Российского университета кооперации. 2023. № 2(52)
так сложилось, что в нашей стране хмелеводство развито недостаточно, чтобы обеспечивать внутренний рынок достаточным ассортиментом и объемом сырья. На территории России производится всего 2 % хмеля, необходимого отрасли. Почти весь хмель, используемый в российском пивоварении, поступает в страну из-за границы. Таким образом, можем сделать вывод, что пивоваренная отрасль зависит от импорта. В настоящее время, как отмечают многие эксперты, серьезных проблем с поставками хмеля в Россию нет.
Тем не менее, зависимость от импортного сырья создает некоторую угрозу отрасли, так как изменение курса иностранной валюты будет влиять на себестоимость продукта и может негативно сказаться на его цене. Более того, в настоящее время наблюдается повышение интереса молодого поколения к крафтовому пиву: пива не обязательно должно быть много, важно, чтобы оно было особенным [7]. Однако многие крафтовые сорта пива производятся исключительно из зарубежного хмеля, который ввозится в страну преимущественно из Германии, Чехии, США. Для решения задачи импортозамещения в стране необходимо активно развивать хмелеводство. И в Союзе российских пивоваров, и в ассоциации производителей пива полагают, что для доведения производства хмеля до промышленных масштабов и удовлетворения потребности отрасли в полной мере даже при государственной поддержке потребуется порядка 8-10 лет. Развитие местного хмелеводства - важнейшая задача для отечественного пивоварения в течение ближайших лет.
Следует отметить, что ситуация с солодом намного лучше, чем с хмелем. На сегодняшний день пивоварни закупают часть солода в европейских странах, однако в стране есть и собственные прогрессивные солодовни. Организация стабильного производства пивоваренного ячменя как сырья для пивоваренной промышленности - очевидная необходимость. «Если раньше мы зависели от импорта, то сейчас Россия полностью обеспечивает себя солодом и даже отправляет его в другие страны», -комментируют в компании «Грейнрус», одной из крупнейших российских производителей солода [11].
Подводя итоги, можно сделать вывод, что на фоне общемировых политических и экономических процессов сложилась следующая ситуация: с российского рынка уходят иностранные компании, некоторым образом усложняется взаимодействие с европейскими странами. Такая ситуация дает возможность российским компаниям занять освобождаю-
щиеся ниши и развивать импортозамещение. В качестве обобщения материала приведем слова А.Н. Мордовина, председателя правления союза производителей ячменя, солода, хмеля и пиво-безалкогольной продукции, произнесенные на XII международном форуме: «Пивоваренная отрасль России: взгляд в будущее»: «...с точки зрения развития и стабильности самой отрасли мы уверены более чем на сто процентов» [3]. Таким образом, при государственной поддержке производителей пива в России пивная отрасль сможет развиваться на фоне необходимости импортозамещения.
Список литературы
1. Берлизев Р.Н., Колесникова Е.П. Оценка экономического состояния производства пива и безалкогольных напитков в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 11-1 (81). С.18-21.
2. В России доля импортного пива сократилась в два раза // Профибир: интернет-сайт. URL: https://profibeer.ru/beer (дата обращения: 10.05.2023).
3. Итоги XII Форума «Пивоваренная отрасль России - Взгляд в будущее» 07.03.2023 // РБК: интернет-сайт. URL: https://barley-malt.ru (дата обращения: 10.05.2023).
4. «Коммерсантъ» узнал об идее повысить пошлину на импортное пиво // РБК: интернет-сайт. URL: https://www.rbc.ru/business /21/12/2022/63a29c7d9a7947dd9e2fcd02 (дата обращения: 10.05.2023).
5. Кретова Ю.И., Калинина И.В. Особенности рынка пивоваренной продукции в текущих экономических условиях: состояние и перспективы развития // Вестник ЮУрГУ. Серия «Пищевые и биотехнологии». 2022. Т. 10. № 2. С. 5-14.
6. Оболенский Н.В., Агафонов В.П. Систематизация тенденций формирования конкурентного пространства в пивоваренной отрасли // Научный вестник. 2016. № 1 (7). С. 82-95.
7. Оболенский Н.В., Мартьянычев А.В., Агафонов В.П. Развитие форм хозяйствования в пивоваренной промышленности и ее сырьевой базе модели организации устойчивого производства пивоваренного ячменя и хмеля, объединений пивоваренных заводов и производителей сырья // Вестник НГИЭИ. 2016. № 3 (58). С. 80-88.
8. Пошлины на импортное пиво хотят повысить // Деловой мир: интернет-сайт. URL: https:// delovoymir.biz (дата обращения: 10.05.2023).
9. Российские и европейские пивовары неравны. Свою отрасль нужно защищать и гордиться ею // Союзпивоваров.рф: интернет-сайт. URL: https://союзпивоваров.рф/news (дата обращения: 10.05.2023).
10. Скатертью дорога // Российский продовольственный рынок. 2023. Т. 192. № 1. С. 26-29.
11. Сырье для крафта: кто производит и покупает российский солод // РБК: интернет-сайт. URL: https://www.rbc.ru/neweconomy/news/ 62f127019a7947e437c6baa9 (дата обращения: 10.05.2023).
References
1. Berlizev R.N., Kolesnikova E.P. Otsenka eko-nomicheskogo sostoyaniya proizvodstva piva i bezalkogol'nykh napitkov v Rossii [Assessment of the economic state of beer and soft drinks production in Russia] // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2021. № 11-1 (81). S. 18-21.
2. V Rossii dolya importnogo piva sokratilas' v dva raza // Profibir: internet-sajt. URL: https://profi-beer.ru/beer (Accessed 10.05.2023).
3. Itogi XII Foruma «Pivovarennaya otrasl' Rossii - Vzglyad v budushchee» 07.03.2023 // RBK: internet-sajt. URL: https://barley-malt.ru (Accessed 10.05.2023).
4. «Kommersant''» uznal ob idee povy'sit' posh-linu na importnoe pivo // RBK: internet-sajt. URL: https://www.rbc.ru/business/21/12/2022/63a29c7d9 a7947dd9e2fcd02 (Accessed 10.05.2023).
5. Kretova Yu.I., Kalinina I.V. Osobennosti rynka pivovarennoj produktsii v tekushchikh eko-nomicheskikh usloviyakh: sostoyanie i perspektivy razvitiya [Features of the brewing products market in the current economic conditions: state and prospects of development] // Vestnik YuUrGU. Seriya «Pishchevye i biotekhnologii». 2022. T. 10. № 2. S. 5-14.
6. Obolenskij N.V., Agafonov VP. Sistemati-zatsiya tendentsij formirovaniya konkurentnogo prostranstva v pivovarennoj otrasli [Systematiza-tion of trends in the formation of a competitive space in the brewing industry] // Nauchnyj vestnik. 2016. № 1 (7). S. 82-95.
7. Obolenskij N.V., Martyanychev A.V., Agafonov V.P. Razvitie form khozyajstvovaniya v pivovarennoj promyshlennosti i ee syrevoj baze modeli organizatsii ustojchivogo proizvodstva pivovaren-nogo yachmenya i khmelya, ob"edinenij pivova-rennykh zavodov i proizvoditelej syrya [Development of management forms in the brewing industry and its raw material base, models of organization of sustainable production of malting barley and hops, associations of breweries and producers of raw materials] // Vestnik NGIEI. 2016. № 3 (58). S. 80-88.
8. Poshliny na importnoe pivo khotyat povysit // Delovoj mir: internet-sajt. URL: https://delovoymir. biz (Accessed 10.05.2023).
9. Rossijskie i evropejskie pivovary neravny. Svoyu otrasl nuzhno zashchishchat i gordit sya eyu // Soyuzpivovarov.rf: internet-sajt. URL: https:// soyuzpivovarov.rf/news (Accessed 10.05.2023).
10. Skatertyu doroga [Good riddance] // Ros-sijskij prodovoFstvennyj rynok. 2023. T. 192. № 1. S. 26-29.
11. Syre dlya krafta: kto proizvodit i poku-paet rossijskij solod // RBK: internet-sajt. URL: https://www.rbc.ru/neweconomy/news/62 f127019a7947e437c6baa9 (Accessed 10.05.2023).
ЗИГАНШИН Ильшат Ильясович - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ZIGANSHIN, Ilchat Ilyasovich - Postgraduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: st954056@ruc. su.