Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ООО "СЕРВИС"'

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ООО "СЕРВИС" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ПЛАТЕЖНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / СРОКИ ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артюхова Н.С.

В данной статье анализируется и оценивается оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности предприятия ООО «Сервис» г. Дальнегорска Приморского края.The article annotation: In this article debtors and creditors debts of the enterprise is analysed of the Society with Limited Responsibility «Service» in Primorsky Krai in Dalnegorsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ООО "СЕРВИС"»

УДК 338.242

Артюхова Н. С. бухгалтер ООО «Стандарт» Россия, г. Дальнегорск, Приморский край АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ООО «СЕРВИС»

Аннотация: В данной статье анализируется и оценивается оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности предприятия ООО «Сервис» г. Дальнегорска Приморского края.

The article annotation: In this article debtors and creditors debts of the enterprise is analysed of the Society with Limited Responsibility «Service» in Primorsky Krai in Dalnegorsk.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, платежная дисциплина, оборачиваемость задолженности, сроки погашения задолженности, финансовое состояние

Key words: debtors debts, creditors debts, pay discipline, turnover debts, debts pay off dates, financial status

Рыночные отношения предусматривают хозяйственные связи, которые обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции[1].

Правильная организация расчетов между дебиторами и кредиторами оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств на предприятие.

Рациональная организация контроля и осуществление анализа расчетов с дебиторами и кредиторами способствует укреплению и соблюдению платежной дисциплины, выполнению обязательств перед поставщиками и заказчиками, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, как следствие приводит к улучшению финансового состояния предприятий [2].

ООО «Сервис» является обществом с ограниченной ответственностью, утвержденным решением собрания Учредителей от 12 ноября 2009 года.

Основными видами деятельности ООО «Сервис» являются:

- гарантийный и послегарантийный ремонт импортной бытовой техники;

- установка стиральных машин и встроенной техники;

- продажа аксессуаров, комплектующих и запасных частей к бытовой технике;

- другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации [3].

В таблице 1 представлена динамика дебиторской задолженности ООО «Сервис» за 2014-2015 гг.

Таблица 1 - Анализ динамики дебиторской задолженности ООО

«Сервис» за 2014-2015гг. _В тысячах рублей

Наименование показателя 2014 год 2015г од Отклонение

абсолютном выражении, тыс. руб. относительном выражении, %

Дебиторская задолженность, всего 216 128 -88 59,3

в том числе:

Отюридических лиц 174 111 -63 63,8

От физических лиц 42 17 -25 40,5

ООО «Сервис» работает не только с юридическими организациями, но и с физическими лицами. На конец 2015 года за дебиторами ООО «Сервис» числиться задолженности в размере 128 тыс. руб., что на 88 тыс. руб. меньше по сравнению с прошлым годом. При этом основное снижение дебиторской задолженности в ООО «Сервис» произошел за счет уменьшения задолженности от юридических лиц. Так данная задолженность за отчетный год в ООО Сервис» по сравнению с 2014 годом уменьшилась на 63 тыс. руб. или в 36,2%.3адолженность от физических лиц уменьшилась за 2015 год на 25 тыс. руб. и на конец года составила 17 тыс. руб.

Для анализа структуры дебиторской задолженности ООО «Сервис» можно воспользоваться таблицей 2.

Таблица 2 - Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности ООО «Сервис» за 2014-2015 гг. _В тысячах рублей

Наименование показателя 2014 год 2015 год

сумма % сумма %

Дебиторская задолженность, всего 216 100 128 100

в том числе:

От юридических лиц 174 80,6 111 86,7

От физических лиц 42 19,4 17 13,3

На рисунках 1 и 2 отражена структура дебиторской задолженности ООО «Сервис».

□ От юридических лиц □ От физических лиц

Рисунок 1 - Структура дебиторской задолженности ООО «Сервис» за

2014г.

В соответствии с рисунком 2 наибольший удельный вес в структуре дебиторской задолженности ООО «Сервис» в 2014году занимают расчеты с юридическими лицами 80,6%, а наименьший удельный вес составляет задолженность физических лиц - 19,4%.

□ От юридических лиц □ От физических лиц

Рисунок 2 - Структура дебиторской задолженности ООО «Сервис» за

2015г.

За 2015 год структура дебиторской задолженности не изменилась, так основная доля задолженности приходиться на задолженность от юридических лиц - 86,7%, а на задолженность от физических лиц приходиться 13,3%.

Так как наибольшую долю в общей сумме дебиторской задолженности занимает задолженность за выполненные работы и оказанные услуги юридическим лицам, то рассмотрим структуру расчетов с этими контрагентами (таблица 3).

Таблица 3 - Структура, динамика и состав расчетов с юридическими

лицами ООО «Сервис» за 2014-2015 гг. _В тысячах рублей

Покупатели 2014 год 2015год Отклонение Темпы роста, %

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %

Магазин «Доматехника» 85 48,8 62 55,8 -23 7 72,9

Магазин «Спектр техники» 59 33,9 0 0 -59 -33,9 0,0

Магазин «Фрау техника» 23 13,2 41 36,9 18 23,7 178,3

Прочие 7 4,1 8 7,3 1 3,2 114,3

Итого 174 100 111 100 -63 0 63,8

По данным таблицы 3 видно, что в течение отчетного года в структуре дебиторской задолженности произошло значительное изменение. ООО «Сервис» сотрудничает с несколькими магазинами занимающиеся реализацией бытовой техники на территории Дальнегорского городского округа. В 2014 году сотрудничал с Домотехникой, Спектром техники, а осенью магазин «Спектр техники» закрылся и открылся магазин «Фрау техника».

На рисунке 3 представлена структура расчетов с юридическими лицами ООО «Сервис» за 2014-2015 гг.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

2014 год

2015 год

□ Доматехника □ Сектр техники □ Фрау техника □ Прочие

Рисунок 3 - Структура расчетов с юридическими лицами ООО «Сервис» за 2014-2015 гг.

Большая часть дебиторской задолженности приходится на магазин «Доматехника» (в 2015 году более 55%).

Руководство ООО «Сервис» постоянно отслеживает дебиторскую задолженность.

Просроченная задолженность создает финансовые затруднения, так как предприятие будет чувствовать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и др. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала.

В процессе осуществления контроля бухгалтер проводиться анализ образования дебиторской задолженности. При этом изучается динамика, состав, причины и давность образования дебиторской задолженности, нет ли в ее составе сумм, нереальных для взыскания, или таких, по которым истекают сроки исковой давности.[3]

Бухгалтер в ООО «Сервис»» ежемесячно составляет таблицу, которая позволяет представить четкую картину состояния расчетов с разными дебиторами.

В таблице 4 представлен состав и давность образования дебиторской задолженности в ООО «Сервис» за 2014-2015 гг.

Таблица 4 - Анализ состава и давности образования дебиторской задолженности в ООО «Сервис» за 2014-2015 годы _В тысячах рублей

Наименование показателя 2014 год 2015 год Отклонение

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %

Дебиторская задолженность, всего 216 100 128 100 -88 59,3

в том числе:

Краткосрочная задолженность 216 100 128 100 -88 59,3

в том числе просроченная 8,9 4,1 6,3 4,9 -2,6 70,8

-из нее длительностью свыше 3 мес. 8,9 4,1 6,3 4,9 -2,6 70,8

Долгосрочная задолженность - - - - - -

в том числе: просроченная - - - - - -

Таким образом, на конец 2015 года в ООО «Сервис» сумма остатков дебиторской задолженности снизилась на 88 тыс. руб. или на 40,7%, при этом вся задолженность является краткосрочной задолженностей.

Кроме того, в ООО «Сервис» имеется просроченная дебиторская задолженность магазина «Спектр техники», на которую в 2015 году приходиться 4,9% от общей задолженности.

Исходя из проведенного анализа дебиторской задолженности, можно сделать вывод, что в ООО «Сервис» данную задолженность взыскивает не своевременно, и на данный момент имеется сомнительная взысканию дебиторская задолженность. Руководству ООО «Сервис» необходимо принять меря по погашению части просроченных долгов. Пересмотреть условия договоров и изменить форму расчетов с покупателями.

В таблице 5 представлена динамика кредиторской задолженности ООО «Сервис» за 2014-2015 гг.

Таблица 5 - Анализ динамики кредиторской задолженности ООО

«Сервис» за 2014-2015гг. В тысячах рублей

Наименование показателя 2014 год 2015год Отклонение

тыс. руб. %

Кредиторская задолженность, всего 102 140 38 137,3

В том числе:

- поставщики и подрядчики 56 89 33 158,9

- перед персоналом организации 18 20 2 111,1

- перед государственными внебюджетными фондами 5 6 1 120,0

- по налогам и сборам 16 18 2 112,5

- прочие кредиторы 7 7 0 100,0

Таким образом, сумма остатка кредиторской задолженности ООО «Сервис» в 2014году составила 102 тыс. руб. За 2015 год кредиторская задолженность ООО «Сервис» увеличивалась на 38 тыс. руб. или на 37,3%.

Основной рост кредиторской задолженности в ООО «Сервис» произошел за счет увеличения задолженности перед поставщиками и подрядчиками на 33 тыс. руб. или на 58,9%.

В таблице 6 представлена структура кредиторской задолженности ООО «Сервис».

Таблица 6 - Анализ структуры кредиторской задолженности ООО

«Сервис» за 2014-2015гг. В тысячах рублей

Наименование показателя 2014 год 2015 год

тыс. руб. % тыс. руб. %

Кредиторская задолженность, всего 102 100 140 100

В том числе:

- поставщики и подрядчики 56 54,9 89 63,6

- перед персоналом организации 18 17,6 20 14,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- перед государственными внебюджетными фондами 5 4,9 6 4,3

- по налогам и сборам 16 15,7 18 12,8

- прочие кредиторы 7 6,9 7 5

На рисунке 4 и 5 показана структура кредиторской задолженности ООО «Сервис» за 2014-2015гг.

□ Поставщики и подрядчики

□ Перед персоналом организации

□ Перед государственными внебюджетными фондами

□ По налогам и сборам

□ Прочие кредиторы

Рисунок 4 - Структура кредиторской задолженности ООО «Сервис» за

2014 год

В соответствии с рисунком 4 наибольший удельный вес в структуре кредиторской задолженности ООО «Сервис» в 2014 году занимают расчеты с поставщиками и подрядчиками 54,9%, а наименьший удельный вес составляет задолженность перед государственными внебюджетными фондами - 4,9%.

□ Поставщики и подрядчики

□ Перед персоналом организации

□ Перед государственными внебюджетными фондами

□ По налогам и сборам

□ Прочие кредиторы

Рисунок 5 - Структура кредиторской задолженности ООО «Сервис» за

2015 год

За 2015 год структура кредиторской задолженности не изменилась, так

основная доля задолженности приходиться на задолженность перед поставщиками и подрядчиками 63,6%, а наименьший удельный вес составляет задолженность перед государственными внебюджетными фондами - 4,3%.

Бухгалтер ООО «Сервис» ежемесячно составляет таблицу, которая позволяет представить четкую картину состояния расчетов с кредиторами.

В таблице 7 представлен состав и сроки давности образования кредиторской задолженности ООО «Сервис» за 2015 год.

Данные таблицы 7 показывают, что к концу 2015 года сумма остатков кредиторской задолженности в ООО «Сервис» составила 140 тыс. руб. При этом основную часть кредиторской задолженности составляет задолженность со сроком возникновения до одного месяца. На ее долю приходится 95,5% (133,7 / 140 х 100) от общей сумме долгов.

Таблица 7 - Анализ состава и давности образования кредиторской

задолженности ООО «Сервис» за 2015 год

В тысячах рублей

Вид задолженности Сумма задолженности Срок об разования задолженности, в том числе:

До 1 месяца От 1 до 3 месяцев От 3 до 6 месяцев От 6 до 12 месяцев Свыше года

Всего кредиторской задолженности 140 133,7 6,3 0 0 0

В то же время у ООО «Сервис» имеется задолженность со сроком возникновения от 1 до 3 месяцев сумме 6,3 тыс. руб., которая об общей сумме задолженности составляет 4,5%.Таким образом, в ООО «Сервис» вся кредиторская задолженность является текущей, т.е. просроченной задолженности нет. ООО «Сервис» старается своевременно погашать кредиторскую задолженность.

По данным таблицы 8 определим эффективность работы ООО «Сервис» с дебиторами и кредиторами.

Таблица 8 - Эффективность работы дебиторами и кредиторами ООО

«Сервис» за 2014-2015гг.

Наименование показателя 2014 год 2015 год Изменения

тыс. руб. %

Себестоимость выполненных работ и оказанных услуг, тыс. руб. 3020 3723 703 123,3

Среднегодовая кредиторская задолженность, тыс. руб. 90 121 31 134,4

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, оборот 33,6 30,8 -2,8 91,7

Средний срок предоставления средств покупателям, дней 10,7 11,7 1,0 109,1

Выручка от выполненных работ и оказанных услуг, тыс. руб. 3287 3954 667 120,3

Среднегодовая дебиторская задолженность, тыс. руб. 212 172 -40 81,1

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, оборот 15,5 23,0 7,5 148,3

Средний срок предоставления средств поставщикам, дней 23,2 15,7 -7,6 67,4

При коэффициенте оборачиваемости кредиторской задолженности, в 2015 году составил 30,8, т.е. средства, вложенные в кредиторскую задолженность, совершают 31 оборот в год, при этом средний срок предоставления заемных средств покупателям составляет 12 дней.

При оборачиваемости дебиторской задолженности в 2015 году в 23 раза в год, при этом средний срок предоставления средств поставщикам составляет 16 дней.

Таким образом, в ООО «Сервис» отсрочка платежа, предоставляемого поставщиками 16 дней, больше, чем срок предоставления средств покупателям 12 дней, что оценивается положительно.

Исходя из проведенного анализа кредиторской задолженности, можно сделать вывод, что в ООО «Сервис» данную задолженность погашают своевременно, и на данный момент просроченной задолженности нет.

На уровень дебиторской задолженности влияют многие фактора, а именно:

- вид выполненных работ и оказанных услуг;

- емкость рынка;

- степень насыщенности рынка данными работами и услугами;

- принятая в организации система расчетов и др. [5]

ООО «Сервис» заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей. В процессе осуществления контроля бухгалтер проводиться анализ образования дебиторской и кредиторской задолженности.

В ходе проведения анализа расчетных взаимоотношений было установлено рациональная организация расчетов в ООО «Сервис». Руководству ООО «Сервис» необходимо постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, проводить анализ состава и структуры дебиторской задолженности по конкретным покупателям, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию.

Использованные источники: 1.Ворожбит О.Ю. Предпринимательская среда как фактор взаимодействия предпринимательских структур / О.Ю. Ворожбит, Н.Ю. Титова // Вестник Пермского университета. - 2014. - № 1. - С. 134-139.

2.Василенко М.Е. Система внутрихозяйственного контроля как инструмент повышения эффективности деятельности компании / М.Е. Василенко, Т.В. Варкулевич // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 2. - С. 148-151.

3.Астафурова И.С. Актуальные методы анализа расчетов с поставщиками и покупателями / И.С. Астафурова, И.В. Разгонина // Азимут научных исследований: экономика иуправление. - 2016. - № З(окт). - 31-33 с.

4.Устав ООО «Сервис». - г. Дальнегорск, 2009. - 8 с.

5.Бухгалтерская отчетность ООО «Сервис» на 31 декабря 2015 года. - г. Дальнегорск, 2016. - 12 с.

6.Конвисарова Е.В. Подходы к выбору методик анализа финансового состояния субъектов малого бизнеса / Е.В. Конвисарова // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 11. - С. 0.5.

УДК 330.341

Астафьева Т.А. магистрант

Ставропольский институт кооперации (филиала) БУКЭП

Россия, г. Ставрополь СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В данном исследовании представлена характеристика стратегического развития предприятия в современных условиях и последовательность процесса выработки стратегии.

Стратегия, процесс, стратегическое планирование, анализ, миссия предприятия.

Astafeva T. A. undergraduate

Stavropol Institute of cooperation (affiliate), BOKEP

Russia, Stavropol THE ESSENTIAL CHARACTERISTIC OF STRATEGIC DEVELOPMENT AT THE PRESENT STAGE

This study presents the characteristics of the strategic development of the enterprise in modern conditions and the sequence of the strategy development process.

Strategy, process, strategic planning, analysis, the mission of the company. В современной экономике предприятие постоянно вынуждено приспосабливаться к усиливающейся нестабильности внешней среды и в первую очередь бороться с конкурентами, выпускающими аналогичную или схожую по характеристикам продукцию.

Это, несомненно, требует, чтобы каждая организация вырабатывала и искала свои путь развития в соответствии с требованиями рынка, т. е. чтобы быть финансово устойчивым, необходимо расти, изыскивать новые формы применения капитала, новые экономически эффективные технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.