Научная статья на тему 'Анализ составообразующих признаков преступлений, предусмотренных ст. 271, 271. 1 УК РФ, в контексте обеспечения безопасности использования воздушного пространства РФ и движения воздушного транспорта'

Анализ составообразующих признаков преступлений, предусмотренных ст. 271, 271. 1 УК РФ, в контексте обеспечения безопасности использования воздушного пространства РФ и движения воздушного транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1504
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / КОНВЕНЦИОННЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РФ И НА МЕЖДУНАРОДНЫХ АВИАЛИНИЯХ / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛЕТОВ / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА / TRANSPORT CRIMES / CONVENTIONAL TRANSPORT CRIMES / ENSURE CRIMES THE SAFETY OF THE USE OF AIR SPACE OF THE RUSSIAN FEDERATION / ENSURE THE SECURITY OF AIR TRAFFIC ON INTERNATIONAL ROUTES / BREACH OF RULES OF INTERNATIONAL FLIGHTS / INFRINGEMENT OF RULES OF AIR SPACE USE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кейдунова Елена Резовна

Анализируются составообразующие признаки преступлений, предусмотренных ст. 271, 271.1 УК РФ, в контексте обеспечения безопасности использования воздушного пространства РФ и движения воздушного транспорта. Статья 271.1 введена в Уголовный кодекс РФ сравнительно недавно (ФЗ от 07.11.2011 г.), поэтому особое внимание уделяется объективной стороне исследуемого преступления с учетом существующих Федеральных правил использования воздушного пространства РФ. При рассмотрении составообразующих признаков ст. 271 УК РФ анализируются наиболее типичные способы нарушения правил международных полетов. Кроме того, затрагиваются вопросы квалификации указанных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Composition of the Generators of an Offense under Art. 271, 271.1 of the Criminal Code that Provide the Safe Use of the Airspace of the Russian Federation and the Air Traffic

The article considers the features of crimes envisaged in articles 271, 271.1 of the Criminal Code of the Russian Federation ensuring the safety of the use of air space of the Russian Federation and air traffic. Article 271.1 was introduced in the criminal code of the Russian Federation relatively recently (Federal law of 7 November 2011), so the author pays special attention to the objective side of the investigated crime, taking into account the existing Federal rules of use of air space of the Russian Federation. In considering generators features of the article 271 of the Criminal Code of the Russian Federation, the attention is paid to the most typical ways of breach of rules of international flights. In addition, issues of qualification of the crimes are considered.

Текст научной работы на тему «Анализ составообразующих признаков преступлений, предусмотренных ст. 271, 271. 1 УК РФ, в контексте обеспечения безопасности использования воздушного пространства РФ и движения воздушного транспорта»

УДК 343.346

АНАЛИЗ СОСТАВООБРАЗУЮЩИХ ПРИЗНАКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 271, 271.1 УК РФ, В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РФ И ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

© 2013 г. Е.Р. Кейдунова

Кейдунова Елена Резовна -

кандидат юридических наук, доцент,

кафедра уголовного права и криминологии,

юридический факультет,

Южный федеральный университет,

ул. М. Горького, 88, г. Ростов-на-Дону, 344002.

E-mail: [email protected].

Keydunova Yelena Rezovna -

Candidate of Law, Associate Professor,

Department of Criminal Law and Criminology,

Faculty of Law,

Southern Federal University,

Gorky St., 88, Rostov-on-Don, 344002.

E-mail: [email protected].

Анализируются составообразующие признаки преступлений, предусмотренных ст. 271, 271.1 УК РФ, в контексте обеспечения безопасности использования воздушного пространства РФ и движения воздушного транспорта. Статья 271.1 введена в Уголовный кодекс РФ сравнительно недавно (ФЗ от 07.11.2011 г.), поэтому особое внимание уделяется объективной стороне исследуемого преступления с учетом существующих Федеральных правил использования воздушного пространства РФ. При рассмотрении составообразующих признаков ст. 271 УК РФ анализируются наиболее типичные способы нарушения правил международных полетов. Кроме того, затрагиваются вопросы квалификации указанных преступлений.

Ключевые слова: транспортные преступления, конвенционные транспортные преступления, преступления, обеспечивающие безопасность использования воздушного пространства РФ и на международных авиалиниях, нарушение правил международных полетов, нарушение правил использования воздушного пространства.

The article considers the features of crimes envisaged in articles 271, 271.1 of the Criminal Code of the Russian Federation ensuring the safety of the use of air space of the Russian Federation and air traffic. Article 271.1 was introduced in the criminal code of the Russian Federation relatively recently (Federal law of 7 November 2011), so the author pays special attention to the objective side of the investigated crime, taking into account the existing Federal rules of use of air space of the Russian Federation. In considering generators features of the article 271 of the Criminal Code of the Russian Federation, the attention is paid to the most typical ways of breach of rules of international flights. In addition, issues of qualification of the crimes are considered.

Keywords: transport crimes, conventional transport crimes, crimes, ensure the safety of the use of air space of the Russian Federation, ensure the security of air traffic on international routes, breach of rules of international flights, infringement of rules of air space use.

Транспортная безопасность представляет собой совокупность общественных отношений, обеспечивающих защиту интересов безаварийного функционирования транспортных средств,

охрану жизни и здоровья людей, материальных ценностей, окружающей природной среды [1; 2, с. 674]. Однако в юридической литературе этой проблеме не уделяется должного внимания.

Характерной особенностью преступления, предусмотренного ст. 271 УК РФ, является то, что оно относится к посягательствам, нарушающим международные конвенции, в которых участвует Российская Федерация. Так называемые конвенционные транспортные преступления затрагивают интересы различных стран, могут совершаться на территории, не находящейся под юрисдикцией какого-либо государства, а также обладают спецификой действия уголовного закона в пространстве. Нарушение правил использования воздушного пространства России может привести к общественно опасным последствиям, в числе которых не только причинение крупного ущерба, но и тяжкого вреда здоровью, смерти значительному количеству людей, что в свою очередь подтверждает обоснованность введения ст. 271.1. Федеральным законом от 07.11.2011 г. № 304-Ф3 и актуальность исследования составообразующих признаков рассматриваемых преступлений.

Непосредственным объектом ст. 271.1 УК РФ являются общественные отношения в сфере безопасного использования воздушного пространства РФ.

Безопасность в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 11.04.2010 г. № 138, с изм. и доп. от 19.07.2012 г.) (далее -Федеральные правила) - это комплексная характеристика установленного порядка, определяющая способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам (п. 2).

Объективная сторона состоит в использовании воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда оно требуется в соответствии с законодательством РФ. Под использованием воздушного пространства понимается деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в нем различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и др.), а также строительство высотных сооружений; деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ, т.е. все, что может представ-

лять угрозу безопасности воздушного движения (п. 2 Федеральных правил).

Использование воздушного пространства в районах, находящихся за пределами территории нашей страны, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований (стандартов, норм и процедур) возложены на Российскую Федерацию, производится в соответствии с требованиями, установленными Конвенцией о международной гражданской авиации (п. 3 Федеральных правил).

Рассматриваемый нами вид деятельности может быть запрещен или ограничен в соответствии с Федеральными правилами, согласно которым воздушное пространство над территорией России, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, классифицируется следующим образом:

а) класс А - разрешаются полеты, выполняемые только по правилам полетов по приборам. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства за исключением случаев, предусмотренных п. 114 Федеральных правил;

б) класс С - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, эшелонируются относительно других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов, эшелонируются относительно воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам, и получают информацию о движении в отношении других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов. Для воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов, на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости,

составляющее не более 450 км/ч. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных п. 114 Федеральных правил;

в) класс G - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Эшелонирование воздушных судов не производится. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, обязаны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами). При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не требуется. При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется согласно п. 10 Федеральных правил.

Согласно п. 114 тех же правил, разрешение на использование воздушного пространства в классах А и С не требуется в случае:

а) отражения воздушного нападения или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;

б) предотвращения и пресечения нарушений государственной границы страны, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной полосы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа;

в) пресечения и раскрытия преступлений;

г) оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

д) поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов;

е) предотвращения и пресечения нарушений порядка использования воздушного пространства.

Разрешение на использование воздушного пространства органам обслуживания воздушного движения (управления полетами) на полеты воздушных судов и беспилотных летательных аппаратов, а также пользователям воздушного пространства на осуществление деятельности, не связанной с выполнением полетов воздушных судов, выдают в случаях, предусмотренных ст. 117 Федеральных правил: главный, зональный и районный центры Единой системы. Разрешение на международный полет воздушного судна в аэропорт (на аэродром), не открытый для международных полетов воздушных судов, а также из указанных аэропортов (аэродромов) выдает Федеральное агентство воздушного транспорта в соответствии с законодательством РФ. Разрешение на полеты гражданских воздушных судов иностранных государств по маршрутам обслуживания воздушного движения Российской Федерации, не открытым для международных полетов, и вне этих маршрутов выдает Федеральное агентство воздушного транспорта по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ. О выдаче указанного разрешения уведомляется Министерство обороны Российской Федерации. Информация о разрешениях (выданных соответствующими федеральными органами исполнительной власти) на выполнение разовых международных полетов и об аннулированных разрешениях доводится до главного центра Единой системы согласно п. 121, 122 Федеральных правил.

Уголовная ответственность по ст. 271.1 УК РФ наступает за использование воздушного пространства РФ без разрешения, когда оно требуется, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека (ч. 1 ст. 271.1 УК РФ), а также смерть двух или более лиц (ч. 2 ст. 271.1 УК РФ).

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Мотив и цель на квалификацию деяния по ст. 271.1 УК РФ не влияют. Субъект преступления - общий, физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Непосредственным объектом состава ст. 271 УК РФ являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения воздушного транспорта на международных авиалиниях, дополнительный непосредственным объект - неприкосновенность государственных границ.

Объективная сторона характеризуется несоблюдением указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иным нарушением правил международных полетов. Диспозиция нормы бланкетная. Для уяснения характера общественно опасного деяния необходимо обратиться к целому ряду подзаконных нормативных актов, регламентирующих порядок и процедуру осуществления международных полетов.

Согласно Воздушному кодексу РФ, международным признается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства. Международные полеты в воздушном пространстве России выполняются в соответствии с ее законодательством, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Правила международных полетов воздушных судов, аэронавигационная информация относительно международных воздушных трасс, международных аэропортов и открытых для международных полетов воздушных судов аэродромов, а также другая информация, необходимая для осуществления международных воздушных сообщений, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации РФ.

Гражданские воздушные суда России осуществляют международные полеты по разрешениям, выдаваемым в установленном порядке. Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве России допускаются на основании и в соответствии с условиями международных договоров, специальных разрешений на совершение разовых полетов. Судовые документы, имеющиеся на борту гражданских воздушных судов иностранных государств, признаются действительными на территории РФ, если они соответствуют международным авиационным стандартам, признаваемым Россией.

В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа Воздушный кодекс РФ предусматривает проведение обязательного предполетного досмотра. При выполнении международных полетов воздушных судов он проводится после осуществления пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосани-тарного и иного контроля.

Международные полеты подразделяются на регулярные, выполняемые по расписанию и дополнительные к расписанию; специальные; чартерные (заказные); эпизодические (разовые).

В соответствии с принципом государственного суверенитета над воздушным пространством каждое государство вправе самостоятельно устанавливать правила полетов любых воздушных судов, находящихся в пределах его территории. Это общепринятая норма, подтвержденная международными соглашениями и закрепленная законами многих стран.

Правовой режим воздушного пространства определяется в той или иной степени правовым режимом территории, над которой оно расположено. В отношении воздушного пространства над открытым морем, международными проливами, не перекрывающимися территориальными водами прибрежных государств, над Антарктикой установлен международно-правовой режим. В этом случае государства не могут устанавливать либо применять свои правила полетов, а обязаны придерживаться норм, регулирующих порядок использования международного воздушного пространства.

Закон дает лишь примерный перечень наиболее типичных способов нарушения правил международных полетов. Для правильного решения вопроса о наличии в действиях нарушителя состава преступления, предусмотренного ст. 271 УК РФ, необходимо обратиться к соответствующим нормативным актам.

Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве России осуществляются только по установленным международным трассам. Перечни таких трасс и аэропортов (аэродромов), а также данные, необходимые для их использования при выполнении полетов, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации. Вылет российских и иностранных воздушных судов из Российской Федерации, а также их посадка после взлета в России производится в аэропортах и на аэродромах, открытых для международных полетов.

Эшелонирование, т.е. вертикальное, продольное или боковое рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы, обеспечивающее безопасность воздушного движения, осуществляется в соответствии с правилами государства,

над территорией которого выполняется полет. При различиях в системах эшелонирования России и другого государства производится смена эшелонов до пересечения государственной границы с другим государством.

Эти и другие правила имеют целью обеспечить безопасность воздушных сообщений и неприкосновенность государственных границ. Их нарушение при определенных условиях может образовать состав рассматриваемого преступления.

Уголовная ответственность по ст. 271 УК РФ исключается в случаях, когда несоблюдение правил эшелонирования, маршрута полета, мест посадки, высоты полета, воздушных ворот и других требований режимных правил, границ воздушного пространства было следствием стихийного бедствия, аварии воздушного судна или иных причин, не зависящих от пилота.

Иное нарушение правил международных полетов может состоять, например, в вылете или влете в Россию с просроченным разрешением; не на том типе судна, которое предусмотрено разрешением; в сбрасывании на землю грузов и парашютистов; в принятии на территории РФ на борт пассажиров, багажа, груза и почты для перевозки на территорию иностранного государства, когда это не предусмотрено международным договором или специальным разрешением; в пролете государственной границы без радиосвязи и т.д.

Несоблюдение других правил, например, о тарифах на международные перевозки пассажиров, правил продажи билетов, выдачи грузовых накладных и тому подобное, не подпадает под признаки рассматриваемого состава преступления. При определенных условиях они могут повлечь административную ответственность.

Воздушное судно, пересекшее государственную границу РФ без соответствующего разрешения компетентных органов или совершившее иное нарушение правил перелета через государственную границу РФ и порядка использования ее воздушного пространства, признается судном-нарушителем и принуждается к посадке, если не подчиняется требованиям органов, контролирующих полеты. Судно-нарушитель, получившее распоряжение о посадке, должно произвести посадку в указанном месте. После посадки и выяснения причин нарушения разрешение на дальнейшее

Поступила в редакцию

выполнение полета выдается в установленном порядке органом управления воздушным движением.

Состав преступления - формальный. Оно признается оконченным с момента нарушения правил международных полетов, независимо от того, наступили или нет какие-либо последствия этого нарушения. Причинение последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека, гибели людей, сопряженных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта в результате нарушения правил международных полетов, влечет уголовную ответственность по совокупности ст. 271 и 263 УК РФ. Состав данного преступления не образует вынужденное нарушение правил международных полетов в результате действия форс-мажорных обстоятельств (стихийное действие, авария судна, захват, угон и т.д.).

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Мотив и цель на квалификацию деяния по ст. 271 УК РФ не влияют. Однако при наличии соответствующих мотивов и целей и других признаков действия виновных, нарушивших правила международных полетов, требуют дополнительной квалификации по совокупности со ст. 275, 276 или 281 УК РФ. Если нарушение правил международных полетов сопряжено с совершением контрабанды (ст. 226.1, 229.1 УК РФ), террористическим актом (ст. 205 УК РФ), захватом заложников (ст. 206 УК РФ), угоном воздушного судна (ст. 211 УК РФ), то деяние квалифицируется по совокупности преступлений.

Субъектами преступления являются члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов, это могут быть граждане России, иностранные, а также лица без гражданства.

Литература

1. Тяжкова И.М. Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. М., 2005.

2. Кейдунова Е.Р. Конвенционные транспортные преступления // Уголовное право: в 2 т. Т. 2: Особенная часть: учебник /отв. ред. И.А. Подрой-кина, Е.В. Серегина, С.И. Улезько. М., 2013. 956 с.

27 сентября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.