литература
1. Богданова С. В. Пути ресоциализации несовершеннолетних осужденных [Электронный ресурс]. URL: http://megaobuchalka.rU/5/18826.html (дата обращения: 07.10.2017).
2. Воронова Е. Л. Создание службы пробации в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2009.№ 3. С. 24-27.
3. Гилёва В. Ю. Организация деятельности службы пробации в зарубежных странах по исполнению альтернативных видов наказаний [Электронный ресурс] // Конференция «Ло-моносов-2015». Секция: Правоохранительные органы. М., 2015. URL: https://lomonosov-msu.ru/file/uploaded/3000/report/uid64430_report.pdf (дата обращения: 20.09.2017).
4. Голодов П. В. Зарубежный опыт и перспективы создания службы пробации в России: организационно-правовые аспекты // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 2. С. 81-88.
5. Ефремова Т. Ф. Новый толковый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. Т. 1. С. 122.
6. Зыков О. Записка о создании Федеральной службы пробации в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://vtt.net.ru/node/27 (дата обращения: 20.09.2017).
7. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-p. URL: http://base.garant.ru/1357449/ (дата обращения: 20.09.2017).
8. Мокшанов А. Г. Ограничение гражданских прав актами федеральных органов исполнительной власти (на примере ФСИН России) // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 4. С. 127-129.
9. Репецкая А. Л., Агильдин В. В. Современные проблемы постпенитенциарной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы // Библиотека криминалиста. 2012. № 2. С. 240-247.
10. Ображиев К. В. Преступность несовершеннолетних в современной России: основные криминалистические параметры // Правовая инициатива. 2015. № 2. С. 1-8.
11. Современный словарь иностранных слов: около 20 000 слов. М.: Русский язык, 1993. С. 20.
12. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 181.
УДК 378
Т. А. Андреева
Анализ соответствия компетенций выпускников вузов требованиям, предъявляемым руководителями крупных промышленных предприятий
Т. А. Andreeva. The analysis of compliance of competences of university graduates to requirements imposed by heads of the large industrial enterprises
Статья посвящена исследованию противоречий в формировании компетенций выпускников вузов и их восприятии работо-
The article is devoted to the study of contradictions in the formation of competencies of university graduates and their perception
Татьяна Андреевна Андреева — аспирант кафедры управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета. © Андреева Т. А., 2017
дателями — крупными промышленными предприятиями полного технологического цикла. Эмпирически зафиксирован состав противоречий и требований работодателей к компетенциям выпускников вузов и осуществлен комплексный анализ их соответствия современным требованиям экономического и социального развития.
Ключевые слова: выпускники вузов; студенты; работодатели; крупные промышленные предприятия; методы обучения; образовательные технологии; образование; компетенции; рынок труда.
Контактные данные: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21; (812) 310-19-04; [email protected].
by employers - large industrial enterprises of the full technological cycle. Empirically recorded the composition of contradictions and requirements of employers to the competence of university graduates and a comprehensive analysis of their compliance with modern requirements for economic and social development is carried out.
Keywords: university graduates; students; employers; large industrial enterprises; teaching methods; educational technologies; education; competences; labor market.
Contact details: Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023; (812) 310-19-04; [email protected].
Высокая степень актуализации проблем формирования профессиональных компетенций выпускников вузов и их использования в практической деятельности крупных промышленных предприятий обусловлена техническим переходом предприятий к инновационному технологическому укладу, а также различного рода кризисными ситуациями, оказывающими существенное влияние на технологическое, экономическое и социальное развитие предприятий.
В целях разрешения возможных противоречий в процессе формирования и практического использования профессиональных компетенций выпускников вузов в 2014-2016 гг. проведено исследование соответствия компетенций выпускников вузов по направлениям подготовки «Менеджмент» и «Управление персоналом» федеральному государственному стандарту высшего образования. Респондентам предлагалось оценить свой уровень подготовки, а также уровень подготовки своих одногруппников. Среди респондентов преобладали девушки (79% в 2014 г., 85% в 2015 г. и 84,6% в 2016 г.). Выпускники 2014 г. преимущественно (95,5%) совмещали учебу и работу, имея опыт работы по специальности от года до двух лет, выпускники 2015-го почти равномерно разделились на работающих и неработающих (57,2 и 42,8% соответственно), указав опыт по специальности менее полугода, в 2016 г. среди опрошенных доминировали выпускники, не имеющие опыта работы по специальности: 15,4% имели опыт по специальности не более полугода, 3,8% — опыт работы от года до двух лет. Наиболее привлекательные для трудоустройства выпускников 2014 г. сферы деятельности такие, как: промышленность (18,2%), торговля (22,7%), банковская (22,7%), транспорт (27,2%), частная форма собственности (86,4%). Выпускники 2015 г. также отдают предпочтение частному сектору экономики (82,15%), но привлекательными считают для себя промышленность (57,1%) и транспортную сферу деятельности (14,28%). Влияние на выбор предполагаемой сферы деятельности для трудоустройства выпускников вузов оказали переход к новому технологическому укладу и санк-ционная политика западных стран, ограничивающих применение новых технологий в сфере производства товаров и услуг. Обратим внимание на то, что наиболее привлекательными для своего трудоустройства после обучения выпускники 2016 г. считают организации, специализирующиеся на управленческом и кадровом консалтинге и аудите (19,4% респондентов); 11,8% респондентов отдали предпочтение службам управления персоналом в таких
сферах, как промышленность, банковская, туристическая, а также кадровым агентствам; 4,3% респондентов изъявили желание работать в органах государственной власти, в службах управления персоналом в сферах торговли, транспорта, научного производства, в службах занятости населения (агентствах занятости населения). 10% выпускников вузов затруднялись указать наиболее привлекательную сферу деятельности, к сожалению, почти 12% респондентов сказали, что не собираются работать после окончания обучения (без указания причин) [3].
При оценке уровня подготовки по сферам деятельности выпускники 2014 г. оценили выше среднего свой уровень подготовки в организационно-управленческой (58,75%), плановой (53,75%), аналитической (52,5%) сферах деятельности, а уровень подготовки одногруппников — во всех представленных сферах (от 52 до 60%), кроме научно-технической (47,14%). По иным сферам (экономическая, научно-техническая, проектно-экономическая, научно-исследовательская) выпускники 2014 г. оценивают свой уровень подготовки на среднем уровне (от 43 до 46%). Уровень самооценки выпускников 2015 г. и уровень оценки их одногруппников можно считать равным, выше среднего значения. Наиболее уверенно респонденты чувствуют себя в организационно-управленческой сфере деятельности (73,6%), наименее уверенно — в научно-технической (45%). Во всех заявленных видах деятельности выпускники-бакалавры чувствуют себя уверенно, и также высоко оценивают степень подготовки своих одногруппников. Наиболее подготовленными (свыше 80%) выпускники считают себя по организационно-управленческой, социально-психологической и организационной видам деятельности. Степень подготовки своих одногруппников респонденты наиболее высоко (свыше 80%) оценивают по организационно-управленческой, социально-психологической и проектной видам деятельности. Учитывая изложенное, следует отметить, что ни в одной из сфер деятельности выпускники не ощущают себя уверенно на 100%. Наименьший уровень подготовки выпускники оценили в научно-технической сфере, что можно объяснить недостаточным вниманием учебного процесса к исследовательской и инновационной деятельности.
Если принять во внимание, что в последние годы в образовательной сфере делается акцент на такие компетенции, как: общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные, но без их детализации к конкретной сфере приложения труда, то можно сделать вывод, что выпускники-специалисты в 2014 г. хотя и придали компетенциям предметную направленность, в частности оценивают свои компетенции в области ценообразования и налогообложения, технологии производства, делопроизводства и охраны труда, а также экономической теории ниже среднего, в то время как уровень подготовки своих одногруппников респонденты оценивают в среднем выше, чем свой [1]. По уровню подготовки выпускники-специалисты в 2015 г. выше среднего оценили свои знания и знания своих одногруппников в области нормативной базы, регламентирующей деятельность по управлению персоналом, основ маркетинга, современных концепций управления персоналом, мотивации и оценки, обучения, структуры управления, а также этики делового общения. Умения по всем видам деятельности как свои, так и своих одногруппников респонденты оценивают выше среднего. Однако наиболее высокие показатели самооценки получены по следующим учебным дисциплинам: «Владеть навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии», наименее высокий — «Владеть специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке (английском)». Выпускники вузов достаточно высоко оценивают свои знания в таких сферах, как: «Понимать
многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе» и «Иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономики», наименее — «Умение использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности», «Умение разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений».
В современных условиях в вузах достаточно много уделяется внимания формированию общекультурных компетенций выпускников. Наиболее эффективно освоенными (около 90%) компетенциями выпускники считают способность работать в коллективе и способность к самоорганизации и самообразованию. Эффективно освоенными (более 80%) своими одногруппниками респонденты считают следующие общекультурные компетенции: способность работать в коллективе, способность к самоорганизации и самообразованию, способность использовать средства и методы физической культуры для поддержания жизненной энергии. Наименее подготовленными (около 70%) респонденты считают себя по следующим видам общекультурных компетенций: способность применять знания в области первой помощи и способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности.
Студенты отмечают, что наиболее эффективно освоенной (более 90%) компетенцией как выпускников, так и их одногруппников респонденты считают способность осуществлять деловое общение и работать с коллегами на результат. Менее подготовленными (около 50%) респонденты считают себя и своих одногруппников по общепрофессиональной компетенции — владение навыками работы с государственными структурами (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и проч.), что объяснимо, на наш взгляд, отсутствием опыта работы по специальности (минимальным опытом работы по специальности).
По мнению респондентов-бакалавров, профессиональными компетенциями, так же как и общепрофессиональными, их одногруппники овладели более эффективно, чем сами выпускники. В целом оценка уровня профессиональных компетенций выше среднего (более 75%). Наиболее эффективно освоенными своими одногруппниками и самими выпускниками (более 90%) компетенциями респонденты считают: знания основ планирования и организации эффективного взаимодействия персонала, основ подбора, профессионализации и адаптации персонала, умение применять данные знания на практике, знание основ профессионального развития и обучения персонала, мотивации и применения дисциплинарных взысканий, умение применять данные знания на практике, знание основ проведения исследований удовлетворенности персоналом, системы стимулирования в организации, умение применять их на практике, а также умение анализировать и диагностировать социально-психологический климат в коллективе, знание основ профилактики и разрешения трудовых конфликтов, способность формировать целенаправленный трудовой коллектив, навыки самоорганизации и самообучения.
Заслуживает внимания состав пожеланий выпускников вузов по совершенствованию учебного процесса: «Давать современную и нужную информацию, реальные знания, которые можно использовать на практике, обучать работе в программе 1С и др., обучать документообороту» и «Увеличить количество часов практических занятий, проводимых в форме игр».
В результате проведенного исследования установлены требования работодателей — крупных промышленных предприятий ^ 30) к компетенциям выпускников вузов: все респонденты отдают предпочтение выпускникам-специалистам и магистрам (100%), выпускникам-бакалаврам предпочтение отдают лишь 60%
опрошенных, в кадрах высшей квалификации заинтересована треть опрошенных (30%). Данную позицию работодатели объясняют наиболее качественным и полным образованием, получаемым специалистами и магистрами по сравнению с бакалаврами. Стоит отметить, что среди руководителей крупных промышленных предприятий преобладали те, чьи профессиональные качества сложились в советский период (60%), и те, чьи профессиональные качества сложились в период стабилизации рыночных отношений (30%). Идеальный выпускник — кандидат, по мнению респондентов, должен обладать следующими компетенциями: быть добросовестным, грамотным и энергичным исполнителем, обучаемым и коммуникабельным, целеустремленным и уравновешенным. Инициативность ценится в рамках исполнительности и активной жизненной позиции. На «второй план» отходят такие компетенции, как самостоятельность, умение управлять информационными потоками, стрессоустойчивость, нравственность и порядочность, ин-новационность и мобильность. Для сравнения необходимо отметить, что иннова-ционность и мобильность подчиненных респонденты оценили выше среднего, но наиболее низкие показатели (6 баллов из 10 возможных) у молодых специалистов, работников вспомогательного звена и работников основного производства. Инно-вационность руководителей, а также инженерно-технических работников была оценена выше (8 баллов из 10 возможных). Практически максимально (9 баллов из 10) оценили инновационность работников экономических подразделений. Как ни парадоксально, но руководители, сформировавшие свои профессиональные качества в советский период, являются более инновационными, чем молодые специалисты, получившие актуальные знания о процессах, происходящих в экономике, в настоящее время.
Наименьшее значение при принятии решения о трудоустройстве выпускников вузов для респондентов имеют следующие компетенции: толерантность и управление конфликтами, многомерность решения, лидерство, правосознание и реалистичная самооценка. Из этого следует, что руководители крупных промышленных предприятий используют подход к молодым специалистам, отождествляющий их с кадровыми ресурсами, а не с персонифицированным кадровым потенциалом [5]. При этом озабоченность при подготовке молодых управленцев у респондентов вызывают компетенции, связанные с коммуникациями (7 баллов из 10). Компетенции, относящиеся к профессионализации и трудовой деятельности, так же как и личностные характеристики, вызывают озабоченность в среднем на 5 из 10 баллов. Однако работодатели готовы сотрудничать с выпускниками вузов в процессе профессионализации: все респонденты готовы использовать для достижения этой цели наставничество (100%); две трети (60%) готовы трудоустроить выпускников, успешно прошедших практику на предприятии, а также, при необходимости, направить на курсы повышения квалификации или тематические семинары; треть (30%) опрошенных используют корпоративное обучение и стажировки в своих филиалах.
С другой стороны, выпускники вузов позиционируют себя на рынке труда, обладая компетенциями в соответствии с федеральным образовательным стандартом. По результатам проведенного исследования ^ 76) наиболее предпочтительные для трудоустройства выпускники считают компании частной формы собственности (84,3%). При этом предпочтение промышленности отдают более трети (37,65%) выпускников-специалистов и 11,8% выпускников-бакалавров. Наиболее освоенными компетенциями выпускники-специалисты обладают, по их мнению, в области правового регулирования профессиональной деятельности, основ маркетинга, современных концепций управления персоналом, мотивации и оценки, обучения, структуры управления, этики делового общения, а также
самообучения и профессионального иностранного языка, системного понимания взаимосвязей, происходящих в экономике, и построения обоснованных эффективных решений на основании экономического анализа.
Выпускники-бакалавры наиболее хорошо изучили компетенции в сфере коммуникации и эффективной работы в команде, самоорганизации и самообразования, деловой этики, а также планирования и организации персонала (подбор, адаптация, развитие и обучение, мотивация и стимулирование, оценка социально-психологического климата), конфликтологии и командообразования.
Таким образом, по результатам исследований можно сделать вывод, что выпускники в совершенстве владеют теми компетенциями, предпочтение которым работодатели не отдают при принятии решения о трудоустройстве выпускников вузов или которые имеют для работодателей не первостепенное значение. Как следствие, для решения данной проблемы можно предложить акцентировать процесс подготовки выпускников на обучение методам самостоятельного освоения необходимой информации (новых знаний), который в трудовой деятельности обеспечит наличие у сотрудника актуальных знаний, необходимых для успешного выполнения трудовых обязанностей. Основная цель образовательного учреждения — приращение знания в процессе преобразования его в человеческий капитал (профессиональные компетенции) [4]. Методы обучения должны быть не только направлены на процесс самостоятельного освоения знаний студентами, но и на развитие желания обучаться [2]. Для развития интереса к обучению необходимо использовать инновационные методы и технологии обучения, такие как: технология развития критического мышления; проблемное обучение; проектные методы обучения; исследовательские методы в обучении; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; технология интегрированного обучения; технология решения изобретательских задач. Можно предположить, что несоответствие компетенций выпускников вузов требованиям, предъявляемым крупными промышленными предприятиями, обусловливает необходимость формирования межотраслевых пулов, в которые входили бы представители вузов, науки и практики крупных промышленных предприятий, по формированию предложений и экспертных заключений по каждой группе компетенций выпускников вузов.
Литература
1. Potemkin V. K. conditions for development of corporate personnel competences // Социально-трудовые отношения и управление человеческими ресурсами на современном этапе: материалы Междунар. научно-практ. конфер. (15-17 июня 2016 г.) / под ред. В. К. Потемкина, О. А. Попазовой. СПб.: Инфо-Да. С. 16-25.
2. Андреева Т. А. Модернизация системы образования в России // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2017. Вып. 1. Ч. 2. C. 438-444.
3. Андреева Т. А. Оценка и сравнительный анализ компетенций выпускников вузов по специальности «Управление персоналом» // Управление персоналом. Ученые записки. Кн. XII / под ред. В. К. Потемкина. СПб.: Изд-во СПбАП, 2015. С. 199-210.
4. Геворкян Е. Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации: монография. М.: Маркет ДС, 2005. 360 с.
5. Потемкин В. К., Андреева Т. А. Компетентностный подход к формированию ценностных ориентаций работников крупных промышленных предприятий // Социология и право. 2017. № 3. С.17-22.