I <
0. s с
о <
CK
s <
CO
о
CI
Ш
О
0 s
UÜ
Iq
1
T
>
<
Уровень подготовки выпускников вузов в соответствии с образовательными стандартами и требования руководителей крупных промышленных предприятий: сравнительный анализ
Competence of University Graduates in Accordance with Educational Standards and Requirements of the Executives of Large Industrial Enterprises: A Comparative Analysis
УДК 378.1
Андреева Татьяна Андреевна
аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета
191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21
Tat'yana A. Andreeva
St. Petersburg State University of Economics
Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023
Настоящее исследование посвящено сравнительному анализу соответствия уровня профессиональных компетенций молодых специалистов требованиям руководителей крупных промышленных предприятий. Цель. Определение уровня соответствия профессиональной подготовки выпускников вузов требованиям работодателей, обусловленным составом и содержанием деятельности предприятия.
Задачи. Обоснование механизма соответствия профессиональных и образовательных стандартов и требований работодателей — руководителей крупных промышленных предприятий современным требованиям повышения профессиональных компетенций различных профессионально-квалификационных и статусных групп работников. Методология. В настоящей работе были использованы методы системного анализа, контент-анализа, включенного наблюдения, социального опроса выпускников вузов и руководителей крупных промышленных предприятий.
Результаты. В результате исследования автором установлены возможности взаимопроникновения стандартизированных компетенций выпускников вузов и профессиональных компетенций руководителей крупных промышленных предприятий. Выводы. Выявленные различия в подходах к пониманию профессиональных квалификаций обуславливают необходимость обратить внимание на морально-этические стороны формирования компетенций различных профессионально-квалификационных и статусных групп работников.
Ключевые слова: выпускники вузов, бакалавры, специалисты, работодатели, образовательные стандарты, профессиональные стандарты, профессиональные компетенции, крупные промышленные предприятия
The presented study compares the level of professional competence of young specialists to the requirements of the executives of large industrial enterprises.
Aim. This study aims to determine the degree of conformity of the professional education of university graduates to the requirements of employers defined by the enterprise's scope of activity.
Tasks. The author substantiates the mechanism of conformity of professional and educational standards and the requirements of employers — executives of large industrial enterprises — to the modern requirements of improving the professional competence of various professional qualification and status employee groups. Methods. The study uses systems analysis, content analysis, overt observation, and interviews of university graduates and executives of large industrial enterprises.
Results. The results of the study show the possibility of convergence between the standardized competence of university graduates and the professional competence of the executives of large industrial enterprises. Conclusion. The identified differences in the approaches to understanding professional qualification prompt us to pay attention to the ethic and moral aspects of competence formation in various professional qualification and status employee groups.
Keywords: university graduates, bachelors, specialists, employers, educational standards, professional standards, professional competence, large industrial enterprises
Выпускники вузов, обладающие профессиональными компетенциями, позиционируя себя на рынке труда, сталкиваются с требованиями, предъявляемыми работодателями. В этой связи важно отметить, что наиболее привлекательными для трудоустройства, по мнению выпускников (в опросе участвовали 76 респондентов), являются частные организации различного профиля (табл. 1).
Отметим, что 12% выпускников заявили, что они не собираются работать после окончания обучения. Наиболее высоко выпускники оценивают свою подготовку по организационно-управленческой, социально-психологической и организационной видам деятельности; научно-техническая сфера деятельности не является профильной для выпускников по специальности «Управление персоналом». По мнению выпускников-бакалавров, наиболее хорошо освоенными общекультурными компетенциями являются способности к работе в коллективе, навыки самоорганизации и самообразования, а также использования средств и методов физической культуры для поддержания жизненной энергии.
Выпускники-специалисты, имеющие, в отличие от выпускников-бакалавров, опыт работы, оценивают все виды приобретенных в вузе умений выше среднего. Наиболее хорошо изученными они считают области трудового законодательства и этики делового общения, а наименее освоенными — знания в области охраны труда, экономической теории, налогообложения и ценообразования.
Наиболее эффективно освоенной компетенцией респонденты-бакалавры считают способность осуществлять деловое общение и ра-
ботать с коллегами на результат. Они также § высоко оценивают следующие приобретенные ^ в вузе знания: |
• основы планирования и организации эф- ^ фективного взаимодействия персонала, его ^ подбора, профессионализации и адаптации ^ и умение применять их на практике; 5
• основы профессионального развития и обучения персонала, мотивации и применения ^ дисциплинарных взысканий, умение при- ^ менять данные знания на практике; ш
• основы проведения исследований удовле- ^ творенности персоналом, системы стимули- < рования в организации, умение применять 1 их на практике;
• умение анализировать и диагностировать социально-психологический климат в коллективе; основы профилактики и разрешения трудовых конфликтов, способность формировать целенаправленный трудовой коллектив, навыки самоорганизации и самообучения. В соответствии с данными проведенного нами опроса руководителей крупных промышленных предприятий (с участием 30 респондентов) были установлены их требования к компетенциям выпускников вузов. Все участники опроса отдают предпочтение выпускникам специалистам и магистрам (100%), в то время как выпускникам-бакалаврам — лишь 60% опрошенных. Заинтересованность в кадрах высшей квалификации выразила треть респондентов (30%). Данную позицию работодатели объясняют наиболее качественным и полным образованием специалистов и магистров (по сравнению с бакалаврами).
Отметим, что среди руководителей крупных промышленных предприятий преобладали те, чьи профессиональные качества сложились в советский период (60%), и те, чьи профессиональные качества сформировались в период стабилизации рыночных отношений (30%).
Таблица 1
Предпочтения выпускников вузов относительно трудоустройства
Сфера деятельности Бакалавры, % Специалисты,%
Органы государственной власти 4,3 18,0
Промышленность 11,8 37,6
Торговля 4,3 22,7
Транспорт 4,3 27,2
Банковская сфера 11,8 20,4
Туристическая 11,8 —
Научное производство 4,3 —
Организации, специализирующиеся на управленческом и кадровом консалтинге и аудите 19,4 —
Службы занятости 4,3 —
Кадровые агентства 11,8 —
Не собираются работать 11,8 —
Не определились — 13,1
Источник: бакалавры [1, с. 206-208], специалисты [2, с. 167-168].
Таблица 2
Инновационность и мобильность персонала
Категории работников Баллы инновационности и мобильности персонала по десятибалльной шкале
Молодые специалисты 6
Работники вспомогательного звена 6
Работники основного производства 6
Руководители 8
Инженерно-технические работники 8
Работники экономических подразделений 9
о <
о
о о
Идеальный выпускник — кандидат на вакантную должность, по мнению респондентов, должен обладать следующими компетенциями (в порядке ранжирования по убыванию важности критерия отбора): добросовестность, знающий и энергичный исполнитель, обучаемость и коммуникабельность, целеустремленность и баланс душевного и физического развития. Инициативность ценится в рамках исполнительности и активной жизненной позиции.
Таким компетенциям, как самостоятельность, умение управлять информационными потоками, стрессоустойчивость, нравственность и порядочность, инновационность и мобильность, руководители уделяют второстепенное внимание. Для сравнения необходимо отметить, что инновационность и мобильность подчиненных получили у респондентов оценки выше среднего (табл. 2).
На наш взгляд, низкие показатели (6 баллов из 10 возможных) объясняются тем, что молодые специалисты редко привлекаются к участию в процессе принятия управленческих решений, в том числе связанных с инновационным развитием предприятия. Необходимо также отметить, что работодатели готовы сотрудничать с выпускниками вузов в процессе профессионализации:
• все респонденты готовы использовать для достижения этой цели наставничество (100%);
• две трети (60%) готовы трудоустроить выпускников, успешно прошедших практику на предприятии, а также, при необходимости, направить на курсы повышения квалификации или тематические семинары;
• менее трети (27%) опрошенных использует корпоративное обучение и стажировки в своих филиалах.
По результатам исследования можно сделать вывод, что выпускники в совершенстве владеют компетенциями, которые при принятии работодателем решения о трудоустройстве не имеют для него первостепенного значения. Кроме того, респонденты отдавали наибольшее предпочтение выпускникам уровня специали-тета или магистратуры, успешно прошедшим практику или тематические курсы повышения квалификации на предприятии, обладающим такими качествами (в порядке ранжирования по убыванию важности критерия отбора), как ответственность, энергичность, целеустремленность, обучаемость, исполнительность и эмоциональная уравновешенность. При этом выпускник должен обладать такими компетенциями, как умение работать в команде и целеполагание (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ самооценок выпускников вузов, экспертных оценок и требований работодателей (средний балл по десятибалльной системе)
Наименование компетенции Самооценки Экспертные оценки Работодатели
Бакалавры Специалисты Бакалавры Специалисты
1 2 3 4 5 6
Рекрутмент и маркетинг 4,5 6,3 4,5 8,3 5,0
Нормирование и охрана труда 3,9 4,1 4,1 2,1 —
Развитие и обучение 4,6 8,5 4,5 6,7 3,0
Законодательство о труде 3,8 8,6 3,9 7,5 3,0
Анализ рынка труда 3,8 4,4 3,9 5,4 —
Профстандарты 4,2 — 4,3 — —
Формирование бюджета персонала 3,7 — 3,9 — —
Стимулирование работников 4,6 9,6 4,7 7,5 —
Специальные кадровые программы и средства связи 3,8 3,3 4,0 2,9 6,0
Конфликтология 4,8 8,5 4,6 7,1 3,0
Современные концепции УП 4,2 9,6 4,2 7,9 3,0
Инновационность 4,0 6,8 4,0 7,3 6,0
Кадровое делопроизводство — 3,1 — 5,0 5,0
1 2 3 4 5 6
Способность принимать управленческие решения 4,2 4,6 4,2 5,3 6,0
НПА, регулирующие деятельность по УП 3,5 7,9 3,7 7,9 3,0
Понимание принципов работы государственных структур 2,3 2,4 2,6 2,8 —
Деловая этика 4,6 10,0 4,5 5,8 6,0
Информационные технологии 4,0 6,2 4,0 5,4 6,0
Основы технологии производства — 2,4 — 5,3 —
История экономики 3,7 6,1 3,8 6,8 —
Экономика 3,5 6,5 3,8 7,5 —
Правоведение 3,6 — 3,7 — 3,0
Коммуникации на родном и иностранном языках 3,8 5,7 3,8 6,7 —
Навыки оказания первой помощи 3,5 — 3,7 — —
Навыки командной работы — 7,3 4,4 7,5 8,0
Менеджмент и самоменеджмент 4,5 5,9 4,2 7,5 9,0
Физкультура 4,3 — 4,2 — 9,0
Философия и психология 3,8 8,5 3,8 6,7 3,0
Способность к сбору и анализу информации — 7,6 — 7,9 9,0
Навыки использования компьютерной техники 4,0 6,9 4,0 7,7 5,0
Приемы чтения лекций и проведения семинарских занятий — 6,4 — 7,4 —
Взаимосвязь экономических процессов — 6,8 — 7,0 3,0
Способность к самообучению — 7,9 — 7,2 9,0
Добросовестность и ответственность — — — — 10
Активная жизненная позиция — — — — 9
Целепостроение — — — — 8
Инициативность — — — — 8
Стрессоустойчивость — — — — 7
Надежность и порядочность — — — — 6
Беспристрастность и толерантность — — — — 3
Самосознание — — — — 3
Приспособляемость — — — — 3
Адекватная самооценка — — — — 3
Источники: самооценка — бакалавры [1, с. 206-208], специалисты [2, с. 167-168]; экспертные оценки — бакалавры [1, с. 206-208], специалисты [2, с. 167-168].
Приведенные данные позволяют сделать вывод о различиях в требованиях, предъявляемых работодателями к базовым профессиональным компетенциям молодых специалистов и фактическим компетенциям выпускников вузов. В частности, работодатели предъявляют требования не только к профессиональным знаниям и умениям, но и к личностным характеристикам молодых специалистов. Также стоит отметить, что работодатели предъявляют необоснованно завышенные требования к ряду компетенций. В то же время выпускники обладают теми компетенциями, интерес работодателей к которым невелик или полностью отсутствует.
Для объективного анализа требований работодателей к компетенциям молодых специалистов и уровня подготовки выпускников необходимо отметить правовые основания данных процессов. Имеется в виду, что процесс освоения компетенций студентами осуществляется на основании учебных планов, разработанных
вузами с учетом требований образовательных стандартов.
Работодатели учитывают требования, содержащиеся в профессиональных стандартах при разработке профилей должностей, должностных инструкций, на основании которых осуществляется рекрутмент. Результаты сравнения данных, полученных в процессе исследования в контексте соответствия требованиям стандартов (образовательного и профессионального), представлены в табл.4.
Анализ результатов исследования позволил выявить несколько противоречий. В частности, выпускники-специалисты обладают не только расширенным, по сравнению с бакалаврами, набором компетенций, но и более полным их объемом (средний процент по одним и тем же компетенциям у специалистов выше, чем у бакалавров). Это связано, во-первых, с различиями в требованиях образовательных стандартов (к специалистам предъявлялись требования к большему объему компетенций по
Сравнительный анализ данных, полученных в процессе исследования в контексте требованиям стандартов (образовательного и профессионального)
Таблица 4 соответствия
Наименование компетенции Бакалавры Специалисты Работо- Профессиональный Образовательный
(самооценка), % (самооценка) , % датели, % стандарт, % стандарт, %
Рекрутмент и маркетинг 45 63 50 100 100
Нормирование и охрана труда 39 41 — 100 100
Развитие и обучение 46 85 30 100 100
Законодательство о труде 38 86 30 100 100
Анализ рынка труда 38 44 — 100 100
Профстандарты 42 — — — 100
Формирование бюджета персо- 37 — — 100 100
нала
Стимулирование работников 46 96 — — 100
Специальные кадровые програм- 38 33 60 100 100
мы и средства связи
Конфликтология 48 85 30 — 100
Современные концепции УП 42 96 30 100 100
Инновационность 40 68 60 — 100
Кадровое делопроизводство — 31 50 100 100
Способность принимать управ- 42 46 60 100 100
ленческие решения
НПА, регулирующие деятель- 35 79 30 100 100
ность по УП
Понимание принципов работы 23 24 — 100 100
государственных структур
Деловая этика 46 100 60 — 100
Информационные технологии 40 62 60 100 100
Основы технологии производства — 24 — — —
История экономики 37 61 — — 100
Экономика 35 65 — — 100
Правоведение 36 — 30 — 100
Коммуникации на родном 38 57 — — 100
и иностранном языках
Навыки оказания первой помощи 35 — — — 100
Навыки командной работы — 73 80 — 100
Менеджмент и самоменеджмент 45 59 90 — 100
Физкультура 43 — 90 — 100
Философия и психология 38 85 30 — 100
Способность к сбору и анализу — 76 90 100 100
информации
Навыки использования компью- 40 69 50 100 100
терной техники
Приемы чтения лекций и прове- — 64 — — 100
дения семинарских занятий
Взаимосвязь экономических — 68 30 — 100
процессов
Способность к самообучению — 79 90 — 100
Добросовестность и ответствен- — — 100 — —
ность
Активная жизненная позиция — — 90 — —
Целепостроение — — 80 — —
Инициативность — — 80 — —
Стрессоустойчивость — — 70 — —
Надежность и порядочность — — 60 — —
Беспристрастность и толерант- — — 30 — —
ность
Самосознание — — 30 — —
Приспособляемость — — 30 — —
Адекватная самооценка — — 30 — —
о <
о
о о
> <
Источники: самооценка — бакалавры [1, с. 206-208], специалисты [2, с. 167-168; 3-5].
74 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ . N 12 (146) 2017
сравнению с бакалаврами), во-вторых, со сроком обучения (срок обучения специалистов — 5 лет, бакалавров — 4 года). Также отметим, что работодатели предъявляют требования не только к профессиональным знаниям и умениям, но и к личностным характеристикам молодых специалистов, что не отражено в образовательных и профессиональных стандартах. Данное требование является следствием опыта профессиональной деятельности, в процессе которой была установлена взаимосвязь личностных характеристик и эффективности профессиональной деятельности сотрудников. Одновременно требования образовательного стандарта содержат больше профессиональных компетенций по сравнению с профессиональным стандартом.
Неполное соответствие уровня профессиональных компетенций выпускников требованиям образовательного стандарта обусловлено двумя причинами. Первая из них —личностный фактор студента (восприятие информации, посещаемость занятий и т. д.), вторая — личность преподавателя (умение передать в процессе учебной деятельности необходимый информационный материал, а также наличие актуальных знаний по данному предмету, умение научить находить студентов актуальную информацию по предмету и т. д.).
В заключение отметим, что наличие актуальных знаний у профессорско-преподавательского состава по ориентированным на практику предметам является ключевым условием применения знаний, полученных студентами, в дальнейшей профессиональной деятельности.
Литература
1. Андреева Т. А. Оценка и сравнительный анализ профессиональных компетенций выпускников вузов по специальности «Управление персоналом» // Управление персоналом. Ученые записки. Книга XII / Под ред. В. К. Потемкина. СПб.: Изд-во СПбАП, 2015. С.199-210.
2. Андреева Т. А. Оценка профессиональных компетенций выпускников вузов по специальности «Управление персоналом» // Управление персоналом. Ученые записки. Книга XI / Под ред. В. К. Потемкина. СПб.: Изд-во СПбАУП, 2013. С. 163-173.
3. Профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом» / Утв. Приказом Министерства труда России от 6 октября 2015 г. № 691н: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.con-
sultant.ru|cons|cgi|online.cgi?req=doc&base=LAW g
&n=l87770&fld=l34&dst=l00008,0&rnd=0.535l94 н
9058370076#0. <
4. Государственный образовательный стандарт выс- ^ шего профессионального образования специаль- о ность 062100 «Управление персоналом» 2000 г. : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:||www. ^ edu.ru|db|cgi-bin|portal|spe|list.plx?substr=&gr= щ 2&st=all. g
5. Федеральный государственный образовательный ^ стандарт высшего образования. Уровень высшего ^ образования — бакалавриат. Направление подго- х товки — 38.03.03. Управление персоналом | Утв. з приказом Министерства образования и науки Рос- ^ сийской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 1461: < [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: || 1 unecon.ru|sites|default|files|38.03.03_upravlenie_ personalom.pdf.
References
1. Andreeva T. A. Otsenka i sravnitel'nyy analiz professional'nykh kompetentsiy vypusknikov vuzov po spetsial'nosti "Upravlenie personalom" [Evaluation and comparative analysis of professional competencies of graduates of higher educational institutions on the specialty "Personnel Management"]. Upravlenie personalom. Uchenye zapiski, 2015, Book 12, pp. 199210. Available at: https:||dekanat.unecon.ru|DOCS| stud_files|482660|%D3%D7%C5%CD%DB%C5_%C 7%C0%CF%C8%D1%CA%C8_%CA%ED%E8%E3% E0_XIII.pdf.
2. Andreeva T. A. Otsenka professional'nykh kompetentsiy vypusknikov vuzov po spetsial'nosti "Upravlenie per-sonalom" [Evaluation of professional competencies of graduates of higher educational institutions on the specialty "Personnel Management"]. Upravlenie personalom. Uchenye zapiski, 2013, Book 11, pp. 163- 173.
3. Professional standard "Personnel Management Specialist". Approved by the Order of the Ministry of Labor of Russia of October 6, 2015 No. 691n. Available at: http:||www.consultant.ru|cons|cgi|online. cgi?req=doc&base=LAW&n=l87770&fld=l34&dst= 100008,0&rnd=0.5351949058370076#0. Accessed 20.11.2017. (in Russ.).
4. State educational standard of higher professional education in specialty 062100 "Personnel management", 2000. Available at: http:||www.edu.ru|db| cgi-bin|portal|spe|list.plx?substr=&gr=2&st=all. Accessed 20.11.2017. (in Russ.).
5. Federal state educational standard of higher education. The level of higher education — bachelor's degree. The direction of training — 38.03.03. Personnel management. Approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 14 December 2015 No. 1461. Available at: http:|| unecon.ru|sites|default|files|38.03.03_upravlenie_ personalom.pdf. Accessed 20.11.2017. (in Russ.).