Научная статья на тему 'Анализ содержания указов Президента Российской Федерации о защите прав несовершеннолетних'

Анализ содержания указов Президента Российской Федерации о защите прав несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ / ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ПРАВ РЕБЁНКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Невский В.В., Гайнутдинова Е.И, Кузьмина О.А.

В настоящей статье анализируются следующие Указы Президента Российской Федерации о защите прав несовершеннолетних: Указ Президента Российской Федерации (от 1 июня 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 2017 годы»; Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 № 690 «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»; Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CONTENT OF THE DECREES OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF MINORS

In this article, the following Decrees of the President of the Russian Federation on the protection of the rights of minors are analyzed: Decree of the President of the Russian Federation (No. 761 of June 1, 2012, \"On the National Strategy for Children for 2012-2017\"; Decree of the President of the Russian Federation of June 9, 2010 No. 690 \"On the approval of the strategy of the state anti-drug policy of the Russian Federation until 2020\"; Decree of the President of the Russian Federation of 12 May 2009 No. 537 \"On the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020\".

Текст научной работы на тему «Анализ содержания указов Президента Российской Федерации о защите прав несовершеннолетних»

16. Про оптимiзацiю системи центральних ор-ганiв виконавчо! влади [Електронний ресурс] : постанова Кабшету Мiнiстрiв Украши ввд 10 вересня 2014 р. № 442. - Режим доступу : http://zakon0.rada. gov.ua/laws/show/442-2014-%D0%BF

17. Про природш монополл [Електронний ресурс] : Закон Украши вiд 20 квггня 2000 р. № 1682-III. - Режим доступу : http://zakon2.rada. gov.ua/laws/show/1682-14

18. Про Раду нацюнально! безпеки i оборони Украши [Електронний ресурс] : Закон Укра1ни вщ 5 березня 1998 р. № 183/98-ВР. - Режим доступу : http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/183/98-%D0%B2%D1%80

19. Про Службу безпеки Укра1ни [Електронний ресурс] : Закон Укра1ни ввд 25 березня 1992 р. № 2229-Х11. - Режим доступу : http://zakon2.rada. gov.ua/laws/show/2229-12

20. Про судоустрш i статус судщв [Електронний ресурс] : Закон Украши вщ 02 червня 2016 р. №

1402-VIII. - Режим доступу : http ://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1402-19

21. Про телекомушкацп [Електронний ресурс] : Закон Украши вщ 18 листопада 2003 р. № 1280-IV. - Режим доступу : http ://zakon3 .rada. gov.ua/laws/show/1280-15

22. Про фiнансовi послуги та державне регу-лювання ринк1в фiнансових послуг [Електронний ресурс] : Закон Украши вщ 12 липня 2001 р. № 2664-III. - Режим доступу : http ://zakon3 .rada.gov.ua/laws/show/2664-14

23. Про центральш органи виконавчо! влади [Електронний ресурс] : Закон Украши вщ 17 березня 2011 р. № 3166-VI. - Режим доступу : http://zakon3 .rada.gov.ua/rada/show/3166-17

24. Про цшш папери та фондовий ринок [Електронний ресурс] : Закон Украши ввд 23 лютого 2006 р. № 3480-IV. - Режим доступу : http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/3480-15

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Невский В.В.

кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин

Московского гуманитарного университета (МосГУ);

Гайнутдинова Е.И.

преподаватель кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин МосГУ;

Кузьмина О.А.

инспектор ОДН ОУУП и ДН ОП №2 управления МВД России по г. Ставрополю.

ANALYSIS OF THE CONTENT OF THE DECREES OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF MINORS

Nevsky V. V.

Candidate of Legal Sciences, Professor of the Department of Criminal Law and Special Subjects of the

Moscow Humanitarian University (MosGU);

Gainutdinova E.I.

teacher of the department of criminal law and special disciplines of the Moscow State University;

Kuzmina O.A.

Inspector of ODU OUUP and DN of OP № 2 of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the city of Stavropol.

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье анализируются следующие Указы Президента Российской Федерации о защите прав несовершеннолетних:

Указ Президента Российской Федерации (от 1 июня 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;

Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 № 690 «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». ABSTRACT

In this article, the following Decrees of the President of the Russian Federation on the protection of the rights of minors are analyzed:

Decree of the President of the Russian Federation (No. 761 of June 1, 2012, "On the National Strategy for Children for 2012-2017";

Decree of the President of the Russian Federation of June 9, 2010 No. 690 "On the approval of the strategy of the state anti-drug policy of the Russian Federation until 2020";

Decree of the President of the Russian Federation of 12 May 2009 No. 537 "On the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020".

Ключевые слова: несовершеннолетние правонарушители, Конституция Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, национальные приоритеты России, проблемы нарушения прав ребёнка, предупреждение преступности несовершеннолетних.

Keywords: juvenile offenders, the Constitution of the Russian Federation, the decrees of the President of the Russian Federation, the national priorities of Russia, the problems of violation of the rights of the child, the prevention of juvenile delinquency.

Совершенствование работы с несовершеннолетними правонарушителями осуществляется в рамках реализации предусмотренных ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации обязательств по применению общепризнанных принципов и норм международного права; Конвенции ООН о правах ребенка от 20.11.1989 года; Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), принятых резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985 №40/33; Руководящих принципов ООН по предупреждению преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские руководящие принципы» 1990 года); рекомендаций СМЖес (2008)11 Комитета министров Совета Европы о европейских правилах для несовершеннолетних правонарушителей, подвергаемых наказанию и мерам воздействия.

Актуальность решения поставленной задачи вытекает и из Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утверждённой Указом Президента РФ от 1 июня 2012 № 761, предусматривающей проведение научных, социологических исследований в целях выработки эффективной политики в отношении детей, совершивших правонарушения, планирования её реализации и оценки достигнутых результатов.

В данном Указе Президента Российской Федерации (от 1 июня 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы») озвучены базовые проблемы, способные приводить к нарушению прав ребёнка, и в результате - к развитию преступности несовершеннолетних. Одновременно данный нормативный источник определяет основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы её реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Несмотря на то, что в последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищённого детства стало одним из основных национальных приоритетов России, острота проблемы пока не снижается. Такое положение обусловлено следующими факторами:

- нерешённость вопросов, связанных с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, которые сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и

обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения;

- подростки в возрасте от 10 до 18 лет нередко оказываются вне достаточного внимания со стороны государства. Трудности, с которыми они сталкиваются в этот сложный возрастной период, подчас приводят к самым трагическим последствиям. По распространённости суицидов среди подростков Россия занимает одно из ведущих мест в мире, уровень смертности детей значительно выше, чем в других европейских странах. Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, включая «пивной алкоголизм», наркомании и токсикомании, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми, особенно школьного возраста;

- в 2011 году более 93000 детей стали жертвами преступлений. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения;

- в 2010 году доля малообеспеченных среди детей в возрасте до 16 лет превышала среднероссийский уровень бедности. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трёх лет, дети из многодетных и неполных семей, дети безработных родителей и др.

- не в полном объёме решаются вопросы и в отношении положения детей в период их нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы (п. 5 раздела 6).

Предлагаемые в вышеназванном Указе пути решения этих проблем следующие:

- повысить эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, исполнять международные стандарты в области прав ребёнка;

- исключить риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;

- исключить распространённость семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;

- повысить эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, исключить практику лишения родительских прав (без уважительных причин) и социального сиротства;

- не допускать социальной исключённости уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети - инва-

лиды и дети, находящиеся в социально опасном положении);

- нейтрализовать влияние рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;

- разработать действенные механизмы обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно;

- совершенствование законодательства в сфере защиты детства и др.

В Указе Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 № 690 «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» отмечается, что одной из причин устойчивого сокращения численности молодого трудоспособного населения страны является расширение масштабов незаконного распространения наркотиков в России (раздел 1, введение).

Одним из объектов антинаркотической деятельности являются в первую очередь дети, подростки, молодёжь и их семьи, особенно входящие в группы риска вовлечения в незаконный оборот наркотиков и их прекурсоров (пп. «а», п. 11, раздела 2).

Утверждается необходимость принятия мер по пресечению незаконного оборота наркотиков в местах проведения культурно-досуговых мероприятий (абз. 7, п. 19, раздела 3). Основными угрозами в данной сфере являются:

- широкое распространение в обществе терпимого отношении к немедицинскому потреблению наркотиков;

- увеличение численности лиц, вовлечённых в немедицинское потребление наркотиков;

- недостаточная эффективность организации оказания наркологической медицинской, педагогической, психологической и социальной помощи больным наркоманией;

- сокращение числа специализированных наркологических медицинских учреждений, низкое число наркологических реабилитационных центров (отделений) в субъектах Российской Федерации, а также недостаточное количество медицинских психологов, специалистов по социальной работе и других специалистов, участвующих в осуществлении медико-социальной реабилитации;

- недостаточная доступность медико-социальной реабилитации для больных наркоманией;

- увеличение численности лиц, прошедших лечение, реабилитацию и вновь вернувшихся к немедицинскому потреблению наркотиков;

- смещение личностных ориентиров в сторону потребительских ценностей;

- недостаточно широкий для обеспечения занятости молодежи спектр предложений на рынке труда;

- низкая организация досуга детей, подростков и молодежи (п. 23 раздела 4).

В Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

объявляется одним из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, и др. (п. 38); создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений (п. 39); снижение уровня организованной преступности, коррупции и наркомании, противодействие преступным формированиям в легализации собственной экономической основы, достижение социально-политической стабильности (п. 48) и др.

В настоящее время действует Федеральный закон от 24 июня 1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», однако, в данном законе не определены органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних со стороны Министерства юстиции Российской Федерации.

Таким образом, проблемы нарушения прав ребёнка, а также предупреждения преступности несовершеннолетних по-прежнему остаются крайне актуальными и злободневными.

Литература

1. Бабаев М., Крутер М. Современная криминологическая ситуация в России и проблемы ее изучения и оценки // Уголовное право. 2000. № 2. С. 83.

2. Ильин Ю.Д. Право человека и государства на безопасность в современном мире. М.: Норма, 2007.

3. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Причины преступности в России. Криминологический анализ. М.: Норма, 2006. С. 77.

4. Мониторинг перепрофилирования воспитательных колоний в воспитательные центры: / Е.М. Данилин, Н.В. Давыдова, П.Н. Казберов, А.Н. Кузьмин, В.В. Невский // Основные результаты научных исследований за 2013 год: Аннотированный информационный бюллетень / ФКУ НИИ ФСИН России. - М., 2014. - Вып. 11. - С. 7.

5. Организация социальной и воспитательной работы в учреждениях для содержания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте: Методические рекомендации / А.Н. Кузьмин, Е.М. Данилин, Н.В. Давыдова, Д.Е. Дикопольцев, П.Н. Казберов // Основные результаты научных исследований за 2012 год: Аннотированный информационный бюллетень / ФКУ НИИ ФСИН России. - М., 2013. - Вып. 10.- С. 7.

6. Подчинок О.В. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых условно осужденными: дисс. канд. юрид. наук. Рязань, 2004. С. 8.

7. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних, осуждённых к наказаниям без изоляции от общества [Текст]: аналитические

материалы / А.Н. Кузьмин, В.В. Невский, Е.М. Данилин [и др.]. - Дюссельдорф: LAMBERT Academic Publishing, 2017. - 108 с. - (Серия «Научное обеспечение реализация Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»).

8. Результаты мониторинга первого этапа внедрения системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях ФСИН России [Текст]: аналитический материал / А.Н. Кузьмин, П.Н. Каз-беров, Г.А. Бурмакин / - Дюссельдорф: LAMBERT Academic Publishing, 2017. - 59 с. - (Серия «Научное обеспечение реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»).

9. Результаты первого этапа эксперимента по преобразованию воспитательных колоний в воспитательные центры [Текст]: сборник материалов / А.Н. Кузьмин, Е.М. Данилин, Н.В. Давыдова [и др.]. / - Дюссельдорф: LAMBERT Academic Publishing, 2017. - 169 с. - (Серия «Научное обеспечение реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»).

10. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // СПС КонсультантПлюс.

11. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

12. Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 № 690 «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года».

13. Федеральный Закон от 24 июня 1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

14. Характеристика несовершеннолетних осуждённых, отбывающих наказание в воспитательных колониях / А.Н. Кузьмин, Е.М. Данилин, Д.Е. Дикопольцев, Н.В. Давыдова. // Вестник Владимирского юридического института ФСИН России. - 2012. - № 3. - С. 16 - 20.

15. Характеристики несовершеннолетних осуждённых: Аналитический материал / Е.М. Данилин, Н.В. Давыдова, Д.Е. Дикопольцев, А.Н. Кузьмин // Основные результаты научных исследований за 2013 год : Аннотированный информационный бюллетень / ФКУ НИИ ФСИН России. - М., 2014. Вып. 11.- С. 11.

АНАЛ1З ПРОБЛЕМ ВНУТР1ШНЬО ПЕРЕМ1ЩЕНИХ ОС1Б В УКРА1Н1: ПРАКТИЧНИЙ АСПЕКТ

Наливайко Л.Р.

проректор Днтропетровського державного yHieepcumemy внyтрiшнiх справ доктор юридичних наук, професор, Заслужений юрист Украши, arndeMiK АкадемП наук вищо'1 освiти Украти

Романов М.Ю. студент 5 курсу, заочного факультету №1 Нацюнального юридичного утверситету iмeнi Ярослава Мудрого член ВсеукрашськоЧ громадсько'1 оргашзаци «Асоцiaцiя Укратських правниюв»

ANALYSIS OF PROBLEMS OF INTERNAL TRANSFERS IN UKRAINE: PRACTICAL ASPECTS

Nalyvaiko L.

Vice-rector of Dnipropetrovsk state university of internal Affairs Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of Ukraine, academician of the Academy of sciences of higher education of Ukraine

Romanov M.

5th year student, correspondence faculty № 1 Yaroslav Mudryi national law university member of All-Ukrainian public organization «Association of Ukrainian Lawyers»

АНОТАЦ1Я

У статп проаналiзовано проблеми правового статусу внутршньо перемщених оаб в Укрш'ш, в контекст забезпечення основних елеменпв 1х правового статусу. Здшснено соцюлопчне дослвдження вщпо-вщних потреб, вказаних оаб та розроблено практичш рекомендацп та пропозици до дшчо! доктрини, що врегульовуе визначену авторами проблему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.